Изменение ври земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение ври земельного участка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Верховным Судом Российской Федерации, в соответствии со статьями 2 и 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», в целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, проведено обобщение судебной практики.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее — Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его раз��ешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка


Верховный Суд утвердил обзор практики рассмотрения дел об изменении вида разрешенного использования земли. В нем приведены ответы на вопросы, которые вызывают сложности на практике.

Виды разрешенного использования могут быть:

— основными;

— условно разрешенными;

— вспомогательными — допустимы только как дополнительные по отношению к первым двум.

При наличии утвержденных правил землепользования и застройки частный собственник земли может сам выбирать основные и вспомогательные виды без дополнительных согласований с местными органами. Муниципальная администрация не вправе отказываться устанавливать вид разрешенного использования, когда он не был определен при предоставлении участка.

Арендатор не вправе требовать изменить вид разрешенного использования земли, которая находится в публичной собственности и предоставлена ему по результатам торгов.

Вспомогательный вид, установленный в градостроительном регламенте, нельзя выбрать вместо основного при предоставлении участка.

Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.

Выделяют такие категории земельных участков:

  1. ИЖС.
  2. С/х земля.
  3. Промышленная.
  4. Охранная зона.
  5. Лесное хозяйство.

Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса.

Изменение разрешенного использования участка 2-мя способами

Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:

  1. Регистрация ходатайства – один день.
  2. Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
  3. Отправка уведомления заявителю – две недели.

Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.

Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ).

Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения.

Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:

  1. Нет всей необходимой документации.
  2. Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
  3. Субъект не получил все нужные согласования.
  4. В документации допущена ошибка.
  5. Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.

Для начала коротко разберемся:

  • что такое разрешенное использование земельного участка,
  • поймем что такое территориальная зона,
  • что такое градостроительный регламент,
  • узнаем что такое карта градостроительного зонирования,
  • что такое Правила землепользования застройки.

Перечисленные термины звучат сурово, но на самом деле разобраться в них достаточно просто.

Что мы сейчас и сделаем, чтобы на основе понимания этих терминов, суметь изменить разрешенное использование земельного участка.

В законах нет четкого определения термина – разрешенное использование земельного участка.

Тем не менее, из системного толкования законов можно сделать вывод, что разрешенное использования – это направления деятельности, которые можно осуществлять на участке.

Иными словами, разрешенное использование — это то, что можно делать на земле.

Как в Подмосковье изменить вид разрешенного использования земельного участка

Одна территориальная зона может иметь от 1 до нескольких десятков видов разрешенного использования.

Напомню, что всего существует 113 видов разрешенного использования.

Виды разрешенного использования, действующие на территориальной зоне, распределяются по 3-м группам:

  • основные виды разрешенного использования,
  • вспомогательные виды разрешенного использования,
  • условно разрешенные виды использования.

Иными словами, если допустим территориальная зона имеет 35 видов разрешенного использования, то все эти ВРИ будут распределены по 3-м группам.

Далее в статье рассмотрим, как изменять виды разрешенного использования из разных групп, а пока продолжим разбираться с терминами.

Ответ прост.

Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).

Для справки.

В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.

Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.

Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

В законе (статья 1 ГрК) дано определение.

Правила землепользования и застройки — документ градостроительного зонирования, который утверждается органом местного самоуправления, органами государственной власти — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Другими словами, ПЗЗ – это документ, в котором содержаться градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.

Правила землепользования и застройки принимаются в каждом населенном пункте.

Поэтому на сайте местной администрации, в открытом доступе, должны находиться действующие редакции ПЗЗ с прилагаемыми картами зонирования.

Правила землепользования и застройки нужно скачать с сайта местной администрации.

Прежде чем начинать изменение разрешенного использования земельного участка, нужно найти Правила землепользования и застройки, в которых содержатся градостроительные регламенты и карты зонирования.

Используя карту, следует определить, в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.

Зная наименование своей территориальной зоны, необходимо в ПЗЗ найти описание градостроительного регламента, в котором содержаться все виды разрешенного использования, допустимые на данной территориальной зоне.

Из найденного перечня видов разрешенного использования, нужно выбрать подходящий ВРИ и приступить к процедуре смены вида разрешенного использования.

Продолжим начатую в начале статьи тему изменения разрешенного использования участка, который находится в собственности.

Вы можете полностью доверить нам процесс смены ВРИ вашего земельного участка. Мы уже много раз прошли этот путь с нашими клиентами и добивались желаемого результата. С нами вы можете рассчитывать на максимальную помощь и поддержку в изменении категории земельного участка.

  • Вид разрешённого использования вашего земельного участка не соответствует фактическому или планируемому использованию
  • Вы уже пробовали самостоятельно изменить назначение земельного участка, но получили отказ или приостановку
  • Вы получили акт Госинспекции о выявлении нецелевого использования земельного участка, значит, вас ждёт заседание Госинспекции, где будут оглашены меры наказания за нецелевое использование участка
  • В случае развития новых направлений вашего бизнеса, требующих изменение целевого назначения земельного участка в Москве и Московской области

Перечень всех устанавливаемых в настоящее время видов разрешенного использования приведен в приказе, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». Настоящий приказ вступил в силу с даты вступления в силу приказа Минэкономразвития России о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

У наших экспертов есть накопленная статистика решений и отказов за несколько лет по услуге «Смена вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка». В случае обращения к экспертам Атлант Оценка, вероятность успешного завершения проекта всегда выше, чем при попытке самостоятельного решения вопроса и является максимальной на рынке, так как у нас работает команда профессионалов с многолетним опытом и отлаженными процедурами эффективного взаимодействия с госорганами и ведомствами.

Разрешение на строительство — один из важнейших документов, необходимых для проведения строительных работ. Без разрешения на строительство в большинстве случаев невозможно начать возведение и реконструкцию объектов капитального строительства. Мы поможем получить данный документ в самые кратчайшие сроки.

  • Проводим правовой анализ объекта недвижимого имущества в органах исполнительной власти

  • Подготавливаем документы для направления в Комитет по архитектуре и градостроению г. Москвы

  • Сопровождаем рабочую группу и своевременно отрабатываем её замечания

  • Обеспечиваем получение решения о принятии изменений во ВРИ на градостроительно-земельной комиссии

  • Проводим публичные слушания (общественное обсуждение в условиях пандемии Covid-19)

  • Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы подготавливает проект внесения изменений в 120-ПП «Об утверждении ПЗЗ г. Москвы»

  • Контролируем направление проекта постановления о внесении изменений в 120-ПП «Об утверждении ПЗЗ г. Москвы» на согласование в правовой отдел Правительства Москвы

  • Постановление о внесении изменений в 120-ПП «Об утверждении ПЗЗ г. Москвы» публикуется на официальном портале Правительства Москвы

Благодаря слаженной работе наших специалистов по изменению ВРИ вы сможете избежать нежелательных последствий в виде штрафов и изъятия участка, а также реализуете свои проекты

Изменение ВРИ земельного участка и назначения здания

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные.

Основные ВРИ не подлежат дополнительному согласованию с органами власти, т.е. собственник вправе использовать земельный участок в соответствии с указанным в качестве основного видом или одного из основных, если таковых указано несколько.

Условно разрешенные ВРИ дают возможность выбора способа использования участка, при этом условно разрешенный вид может быть основным или совместным с ним.

Вспомогательные виды разрешенного использования могут применяться только в качестве дополнительных к основным или к условно разрешенным и только совместно с основными или условно разрешенными видами на территории одного земельного участка.

Использовать земельный участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с видом его разрешенного использования. Например, если он имеет ВРИ под строительство и эксплуатацию складских зданий, то построить новое или реконструировать существующее и сделать потом из него офисное здание или жилой дом нельзя, т.к. назначение будет противоречить целям использования земельного участка, указанным в ГПЗУ и ЕГРН.

Важно! При смене ВРИ должна производиться и смена функционального назначения здания на вид, соответствующий новым целям использования земельного участка (в случае, если изначально ВРИ земельного участка и назначение здания не совпадают).

Изменение ВРИ или добавление новых, в т.ч. условно-разрешенных или вспомогательных, возможно только из перечня, закрепленных действующими на территории муниципального образования градостроительными регламентами и Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

Порядок действий по изменению ВРИ выглядит следующим образом:

  1. Подача Запроса (заявления) на предоставление государственной услуги об изменении одного вида разрешенного использования участка на другой.
  2. По итогам рассмотрения обращения заявителя уполномоченным органом власти выносится распорядительный акт о смене ВРИ земельного участка либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.
  3. При положительном решении – внесение изменений в ЕГРН и в Договор аренды земельного участка (в случае аренды у города).

Срок рассмотрения заявления составляет от 15 до 50 рабочих дней (в зависимости от необходимости проведения публичных слушаний и рассмотрения вопроса на Градостроительном совете). Весь процесс смены ВРИ земельного участка от подачи соответствующего заявления до момента внесения изменений в ЕГРН в среднем занимает от 1,5 до 4 месяцев. При необходимости внесения изменений в ПЗЗ сроки увеличиваются до 12 месяцев.

Смена назначения здания проводится на основании распорядительного документа (распоряжения), выданного уполномоченным органом. Если здание или его часть принадлежит городу, то обращаться надо в Департамент городского имущества г. Москвы. Если собственником является не город, то смена назначения здания будет происходить через БТИ.

Чтобы сменить целевое назначение здания, необходимо обратиться в Департамент городского имущества г. Москвы или БТИ соответственно, с письменным заявлением и следующим пакетом документов:

  • правоустанавливающие документы на объект;
  • технический паспорт;
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения.

Дополнительно могут понадобиться согласования проекта переустройства и (или) перепланировки в надзорных органах.

По результатам рассмотрения заявления будет выдано распоряжение о возможности изменения назначения здания или его части, или будет выдан мотивированный отказ, при этом отказ можно обжаловать в судебном порядке.

Изменение одного ВРИ на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, то есть изменение допускается в случае, если Правила застройки и землепользования (ПЗЗ) муниципального образования, к территории которого относится данный земельный участок, планируемый к установлению ВРИ предусмотрен.

Чтобы понять на какой вид разрешенного использования земельного участка можно изменить существующий, нужно обратиться к ПЗЗ. На примере участка под ИЖС порядок действий будет следующий:

  1. Открываем раздел градостроительных регламентов;
  2. Находим пункт «Для ИЖС (Ж-4)»;
  3. Получаем список видов разрешенного использования земельных участков, которые возможны на данной территории.

К примеру, в Москве существует порядка 40 видов разрешенного использования земельных участков под ИЖС: гостиницы, рестораны, магазины, банки, школы, фитнес-центры, аптеки и т. д.

А теперь рассмотрим каждый возможный случай отдельно.

Прежде чем начать изменения, необходимо ответить на три вопроса:

  1. возможно ли добиться перевода законным путем;
  2. сколько денег на это потребуется;
  3. и так ли это нужно.

В случае целесообразности действий — начинаем.

В соответствии с Земельным (ст. 1, 7) и Градостроительным Кодексом РФ (ст. 37), вы можете выбрать любой, из предусмотренных видов разрешенного использования для земельного участка и расположенного на нем здания, самостоятельно и без дополнительных разрешений и согласований. Из 37 статьи Градостроительного кодекса РФ следует, что при соблюдении технических условий, можно изменить вид разрешенного использования с одного на другой.

То есть без проведения публичных слушаний можно изменить только основной и вспомогательный вид разрешенного использования. Для этого собственнику земельного участка нужно обратиться с заявлением в Росреестр и предоставить:

  1. Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  2. Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  3. Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

Постараюсь ответить общими основаниями, т.к. порядок изменения разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства регламентируется ПЗЗ соответствующего муниципального субъекта.

Итак, в случае если правообладатель земельного участка и (или) объекта капитального строительства (в вашем случае собственники) намерен изменить основной вид разрешенного использования на условно разрешенный вид использования, применяется порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Для этого, вам необходимо направить соответствующее заявление в комиссию по градостроительству и земельным отношениям. Перечень документов, которые необходимо прикладывать к заявлению определен пунктами соответствующих правил — вашего субъекта.

Документы нужны следующие:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок или решение уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта;
  2. правоустанавливающие документы на расположенные на земельном участке объекты капитального строительства (договоры, свидетельства о государственной регистрации прав, иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (при наличии);
  3. кадастровый план (паспорт) земельного участка;
  4. копия топографического плана города Тюмени в масштабе 1:2000 с нанесением границ земельного участка на бумажном носителе (выкопировка);
  5. план границ земельного участка с координатами характерных точек;
  6. санитарно-эпидемиологическое заключение;
  7. сведения о заявителе: для физических лиц — документ, удостоверяющий личность заявителя; для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, — свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц — свидетельство о государственной регистрации юридического лица»

Далее, иниицируется обсуждение на публичных слушаниях (в которых участвуют прежде всего соседи). В течение 15 дней с момента проведения публичных слушаний подготавливается заключение о результатах публичных слушаний.

На основании данного заключения, комиссия направляет рекомендации главе администрации вашего муниципального образования. После чего администрация принимает решение о выдаче разрешения либо же об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Или же, если вам не поможет данная инструкция, то вы вправе обратиться в суд с соответствующем заявлением.

КЖС — это комплексное освоение территории в целях жилищного строительства. Оформить жилой дом на арендуемом ЗУ с РВИ КЖС возможно лишь с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства в форме комплексного освоения при условии реализации всех обязательств первоначального застройщика, в том числе по подготовке документации по планировке территории и выполнению работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка (массива), ранее предоставленного застройщику для комплексного освоения, имеют такой же вид разрешенного использования – комплексное освоение в целях жилищного строительства. Это значит, что индивидуальная жилищная застройка таких участков гражданами недопустима.

В случае, если ваш земельный участок находится в пределах массива где утвержден проект планировки территории, а также по правилам землепользования и застройки вашего городского округа находится в территориальной зоне жилищного строительства предусматривающей РВИ ИЖС, тогда вариант с изменением РВИ с КЖС на ИЖС возможен с согласия собственника участка т.е. администрации путем подачи соответствующего заявления в МФЦ.

К примеру, вы хотите купить земельный участок сельскохозяйственного назначения с ВРИ — для сельскохозяйственного производства, а потом изменить ВРИ на ведение садоводства или дачное строительство, организовать СНТ и распилить участок на более мелкие участки для членов товарищества. Реально ли изменить ВРИ у такого земельного участка?

Согласно положений п.1 ст. 78 ЗК РФ — земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), далее по тексту данной статьи — крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, ГРАЖДАНАМИ, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями.

В п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Таким образом, изменить ВРИ земельного участка с целевым назначением СХ реально, однако, не зная всех аспектов вашей ситуации точного порядка действий вам дать к сожалению не смогу. Скажу лишь, что после приобретения такого земельного участка для реализации вашей задумки будет необходимо подготовить генеральный план вашего СНТ, после чего уже производить межевание и организацию проездов.

Смена ВРИ именно арендуемого земельного участка достаточно проблематичная процедура т.к. в правоотношениях по смене выступает как арендатор так и собственник земельного участка. Дело в том, что договором аренды может быть предусмотрен запрет смены ВРИ или же к примеру, когда вы обращаетесь с заявлением о предоставлении участка в аренду вы пишите цель вашей аренды, но при этом сам ВРИ может не совпадать с ней.

Чтобы поменять вид разрешенного использования арендуемого земельного участка вы вправе обратиться к собственнику участка с предложением изменить ВРИ без предварительного выкупа в собственность. Если собственник, а как правило это Администрация на территории которой расположен земельный участок, не возражает — то вас известят о решении в письменном виде.

С соответствующим уведомлением обращаетесь в районную комиссию по смене видов разрешенного использования земельных участков. В случае, если по ПЗЗ вашего поселения данный участок попадает под условную зону смены вида разрешенного использования, то ВРИ вам поменяют.

Обратите внимание, что изменение ВРИ изменит стоимость арендной платы, что не всегда выгодно собственнику земельного участка, а без его согласия это невозможно.

Следует учитывать, что в соответствии с ФЗ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» устанавливаются максимальные размеры участков ЛПХ — в 0,5 Га, при этом, минимальные размеры не предусмотрены. Однако, с учетом сложившейся практики, перевод из огорода в ЛПХ земельного участка площадью, к примеру 4.5. сотки — маловероятен, т.к. размер участка менее 10 соток не позволяет полноценно заниматься личным подсобным хозяйством.

ВРИ по желанию: как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Рассчитывать на перевод земли из сельхозназначения в ИЖС можно только в случае, если земельный участок расположен вблизи границ поселения или в скором времени может войти в его состав.

Перевод земель сельхозназначения в другую категорию следует начинать с подачи заявления в местную администрацию, где подробно и аргументированным описать необходимость изменений. Ходатайство рассматривается в режиме публичных слушаний в месячный срок. При положительном решении администрации, в кадастровый план участка вносятся новые сведения.

К заявлению прилагаются:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Копия паспорта собственника;
  3. Выписка из ЕГРН, подтверждающая право владения земельным участком.

Вид разрешенного использования (ВРИ) – характеристика земельного участка, которая устанавливает на нем конкретную сферу деятельности. Именно этот пункт ключевой для определения кадастровой стоимости объекта. Он влияет на то, сколько вам придется заплатить за аренду, какой будет сумма земельного налога. Установлением ВРИ занимаются госорганы и муниципальные ведомства.

Для начала нужно понять, к какой категории относится ваш участок. От этого напрямую зависит то, какие манипуляции можно с ним проводить и какие для этого требуются документы. Все земли в РФ делятся на 7 основных категорий:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленного и иного спецназначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • запаса;
  • водного фонда;
  • лесного фонда.

Самостоятельное изменение разрешенного вида землепользования возможно в определенных случаях. Нужно определить к какой категории принадлежит земля. От этого зависит порядок смены ВРИ.

Существуют 3 категории разрешенных видов эксплуатации:

  • основной вид использования – наиболее точно характеризует функцию территории, для которой она определена;
  • условно разрешенный – дополняет основной вид. Позволяет расширить классификатор, когда предусмотреть все ситуации довольно сложно;
  • вспомогательный – заключается в поддержании применения основного вида пользования земли. К такому виду относится, например, гостевая автостоянка.

Как узнать, к какому виду относится земля, которой вы владеете? Эта информация также фиксируется в Росреестре и узнать ее можно, заказав выписку ЕГРН. Быстрее всего это сделать на сайте ЕГРН.Реестр. Документ придет на почту в этот же день.

Смена ВРИ земельного участка чаще всего происходит из-за несовпадения между ранее утвержденным видом земли и новыми целями владельца.

Среди самых известных ситуаций выделяют:

  • когда категория земли не соответствует ВРИ, так как, например, она была определена до принятия правил землепользования и застройки (ПЗЗ) и не соответствует нормам. В будущем это может создать проблемы при оформлении документов;
  • категория не установлена или относится к «землям запаса»;
  • если собственник хочет сменить сферу деятельности (например, вместо цеха будет построен торговый центр или офисное здание);
  • если требуется объединение, раздел или выдел с участками с разными ВРИ.

Для того, чтобы изменить вид землепользования, нужно прежде всего подать соответствующее заявление и дополнить его пакетом документов. Их список утвержден административным регламентом. Однако он может видоизменяться под определенную категорию, поэтому здесь следует быть крайне внимательным и всегда изучать документы, которые описывают именно вашу ситуацию.

Порядок изменения вида использования земельного участка

Если ваш участок находится в любой категории и вам нужно перевести его в категорию «земли населенных пунктов», нужно обратиться к генеральному плану. Он должен быть вывешен на сайте администрации вашего региона. Далее нужно найти пункт «Карта границ населенного пункта». Если принадлежащий вам участок входит в эти пределы, значит вы можете обратиться в Росреестр с просьбой внести необходимые изменения.

Это может сделать как владелец, так и арендатор территории. К заявлению нужно приложить копии следующих документов:

  • декларация о смене вида разрешенного использования – заполняется исключительно владельцем земли;
  • копия паспорта собственника;
  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • если интересы инициатора представляет, например, юрист, требуется доверенность;
  • технические документы на участок, а также документы, подтверждающие факт владения;
  • ситуационный план земельного участка;
  • формы государственного кадастра КВ.1, КВ.2, КВ.3;
  • согласие собственника, если изменить ВРИ хочет арендатор;
  • технические документы на капитальные постройки на участке;
  • действующий градостроительный план земли.

Органам могут потребоваться дополнительные документы для уточнения определенных данных, они получают их самостоятельно у других государственных структур. Однако заявитель вправе предоставить любые вспомогательные сведения, чтобы ускорить этот процесс.

Ряд категорий относительно форм собственности можно поменять через органы местного самоуправления (ОМСУ). Это применимо для ситуаций, когда:

  • земельный участок находится в частной/муниципальной собственности («земли промышленности», «земли особо охраняемых объектов», «земли запаса») и вы планируете смену на «земли сельхоз назначения», «земли промышленности» или «земли особо охраняемых объектов»;
  • если у земельного участка не установлена категория и вы хотите присвоить ему одну из следующих категорий: «земли сельхоз назначения», «земли промышленности», «земли населенных пунктов», «земли особо охраняемых объектов».

В иных ситуациях следует обращаться в Правительство своего региона. Например, ваша земля к находится в собственности Ленинградской области, не входит в границы населенных пунктов и относится к категории «земли сельхоз назначения». В таком случае возможно изменить имеющуюся категорию только на «земли промышленности», «земли водного фонда» или «земли особо охраняемых территорий». Для этого подается заявка в орган исполнительной власти в свободной форме.

Существуют два способа поменять ВРИ земли:

  • Простая подача заявления в администрацию с перечнем подтверждающих документов — смена ВРИ на вспомогательный вид, предусмотренный местным ПЗЗ.
  • Общественные слушания — открытие нового ВРИ, не предусмотренного ПЗЗ территории или смена ВРИ на условно-разрешенный.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?

В качестве документации устанавливающей права на участок можно предоставить:

  • Договора
  • Свидетельства.
  • Решения суда.
  • Акты госорганов власти.
  • Постановление (распоряжение) муниципалитета о выделении земельного участка.
  • Картографический материал, позволяющий точно позиционировать местонахождение участка и его положение по отношению к соседним объектам.

Факт изменения и корректировки ВРИ земельного надела должен быть зафиксирован в базе данных подведомственной Росреестру кадастровой палаты.

Подать заявление в ведомство можно:

  • лично,
  • через Центр услуг (МФЦ),
  • сайт Госуслуги
  • или отправив электронный запрос на официальный сайт Росреестра.

При предоставлении услуги в электронном виде в дополнение к бланку заявления потребуется направить электронный вид плана межевания, подписанного ЭП изготовившего его специалиста. При этом план предоставляется в формате XML, либо в виде отсканированной версии бумажной формы плана.

Смена ВРИ по 39 статье Градостроительного кодекса РФ предполагает коллегиальное принятие решения, после проведения общественных слушаний. Пакет собираемых документов при этом остается прежним, а срок рассмотрения документов увеличивается с 30 до 60 дней.

Плата за рассмотрение документов не взимается.

Для участия в публичных слушаниях приглашаются владельцы смежных участков и другие заинтересованные лица, в число которых могут входить арендаторы этой территории. Каждый участник имеет право на высказывание своих предложений, которые публикуются в источнике, выбранном для освещения слушаний.

Все предложения рассматриваются членами комиссии и при достаточном обосновании влияют на принимаемое ими решение.

По результатам слушаний рабочая комиссия формирует свои рекомендации и направляет их главе администрации муниципального образования для принятия решения.

Отрицательное решение муниципалитета может быть обжаловано в судебной инстанции.

При хорошо налаженном межведомственном взаимодействии, перечень запрашиваемых документов значительно сокращается. Все недостающие документы, находящиеся в ведении государственных структур, запрашиваются органами власти самостоятельно.

Полный перечень причин для отказа в оказании госуслуги приводится в тексте административного регламента по ее предоставлению.

Наиболее часто встречаемые:

  • Заявление заполнено не по форме регламента либо не поддается прочтению.
  • Заявка подписана лицом, не имеющим на это право.
  • На участок наложены ограничения в силу закона, либо он является изъятым из оборота.
  • Сведения в представленных документах противоречивы.
  • Выявленное при анализе документов отсутствие прав на земучасток.
  • Испрашиваемый вид использования надела не соответствует видам, предусмотренным ПЗЗ.
  • Отзыв заявления.

Отказать в оказании услуги органы власти могут по любому из этих оснований. Причина отказа обязательно указывается в тексте решения. После устранения причины отказа, заявление может быть подано повторно.

Если у вас не принимают заявление, или после его рассмотрения сотрудники уполномоченного органа власти отказываются оказать госуслугу, вы можете в тридцатидневный срок обжаловать их действия в досудебном порядке. Лицом, рассматривающим жалобы по таким основаниям, является глава уполномоченного органа.

Это одна из наиболее важных характеристик, которая определяет цели, для которых может предназначаться участок. Правовой режим ограничивает собственника, запрещая применять земляные ресурсы для значений, не внесенных в документ. Основные положения по соответствующему закону содержатся в Градостроительном кодексе РФ ст. 37.

При оформлении документации требуется точно определить тип, категорию и цели реализации земресурсов, чтобы в дальнейшем не возникло проблем. Если сельхоз угодья передаются в аренду или собственность для выращивания зерновых или других культур, то строить жилое или коммерческое здание на нем уже будет нарушением. Также в случае когда надел будет эксплуатироваться в качестве застройки объектами частного строительства, то общественные здания размещать на нем нельзя.

Изменение вида разрешенного использования участка: Можно ли?

Для начала следует изучить все категории, которые доступны для присвоения конкретному земельному наделу. На основе этой информации выбрать то, что потребуется в этом случае, затем подать заявление в комиссию местной администрации.

После принятия решения по вопросу ответ будет передан в кадастровую палату, которая уже направит уведомление владельцу о том, что он может прийти и поменять документы в соответствии со своим запросом. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия или начинать строительство объекта строго запрещено, на собственника может быть наложен огромный штраф за неправомерную эксплуатацию земресурсов.

Это самый простой способ. Здесь уже прописаны, какие ВРИ могут быть реализованы. Из доступного перечня следует выбрать необходимый, и обратиться в Росреестр. Никаких дополнительных согласований, комиссий и слушаний не потребуется. Весь процесс займет до двух недель, и можно будет приступить к эксплуатации земли.

Образец заявления разрешается получить, отправившись непосредственно в местное отделение Российского Реестра, либо на официальном сайте ведомства.

Правообладатель имеет возможность самостоятельно выбирать ВРИ. Не потребуется никаких постановлений, рассмотрений и открытых слушаний. Достаточно подать прошение, что вы хотите отредактировать сведения, отраженные в кадастровом учете, и спустя максимум 23 дня забрать новые с внесенными корректировками.

Можно обратиться с заявлением в специальную комиссию по землепользованию, если соответствующее предусмотрено в ПЗЗ. Исключением являются земли общего пользования, входящие в состав муниципальной или госсобственности. Список документов тот же, что и при смене ВРИ через муниципалитет и местную администрацию.

Порядок смены вида разрешенного использования земельного участка, если есть нужный пункт, регламентирующий возможность трансформации, заключается в обращении в местную кадастровую палату. С собой надо иметь:

  • паспорт (оригинал и копию) для каждого из собственников, принимающих участие в решении вопроса;

  • правоустанавливающее свидетельство на землю;

  • согласие всех правообладателей на внесение изменений в Росреестр.

Все остальные выписки госорган получит самостоятельно (путем межведомственного взаимодействия).

Когда необходимо слушание и обращение в муниципалитет, то список будет немного объемнее:

  • паспорт и его копию для всех правообладателей;

  • для ИП — предоставить соответствующий бланк;

  • выписка из ЕГРН о присвоении статуса юрлица или предпринимателя;

  • правоустанавливающее свидетельство на площадь, паспорт, право собственности, согласие арендодателя;

  • планировочные обоснования.

Внесение новых сведений в кадастровый учет потребует обращения в одну из следующих инстанций:

  • МФЦ или ближайшее отделение кадастра;

  • через сайт Госуслуг;

  • местную администрацию или Росреестр.

В каждом из этих случаев предписывается различный регламент, отличный пакет документации, которую требуется предоставить, а также скорость принятия решения,


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *