Безопасный минимум по налогу на прибыль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасный минимум по налогу на прибыль». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/[email protected]

При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:

  • Убытки, отраженные в декларации.
  • Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.

По НДС рассматривают в совокупности два показателя:

  • Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
  • Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.

По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2020 году: изменения

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:

ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),

где:

ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;

Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;

Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;

Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.

Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.

Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:

  • Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
  • Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
  • Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.

Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:

  • Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
  • Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
  • Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.

В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.

Налоговая нагрузка — это один из показателей финансовой стабильности компании. Налоговая нагрузка может быть абсолютной величиной — это точная цифра, обременение на уплату налогов. Также она может быть относительной — это процент средств, которые компания выделяет из своей выручки на погашение налогов. Чтобы вычислить относительную нагрузку, нужно сумму налогов компании за год разделить на сумму выручки за год. Именно относительный показатель использует ФНС, когда составляет план выездных проверок. Компании, чья налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой, рискуют оказаться в «списке подозреваемых». В первую очередь у таких налогоплательщиков запрашивают пояснения, а если они не прояснят ситуацию устраивают выездную проверку.

Банки используют показатели налоговой нагрузки при анализе рисков. Само собой, налоговая нагрузка — не единственный критерий при проверке платежеспособности (есть ещё порядка 80 показателей), но важный. ЦБ установил, что безопасным минимумом налоговой нагрузки является 0,9 % от дебетового оборота по счету. Большая налоговая нагрузка обычно означает, что у компании может быть низкая рентабельность. Для расчета этого коэффициента данные по выручке нужно взять из бухгалтерской отчетности (строка 2110), налоги за год — из налоговой отчетности.

Уровень налоговой нагрузки = сумма ваших налогов за год / выручка за год × 100 %

Налоговую нагрузку полезно считать на разных уровнях экономики:

  • для государства или регионов;
  • по типам отраслей;
  • по группам предприятий, имеющих аналогичный с вами вид деятельности;
  • по конкретным хозсубъектам;
  • на одного человека.

В зависимости от уровня может меняться база расчётов: это может быть выручка с НДС или без него, доходы предприятия, затраты или прибыль, плановый доход/прибыль.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.


Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.

Коэффициент налоговой нагрузки

\r\n\r\n

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

\r\n\r\n

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%.

Согласно опубликованной таблице, по сравнению с предыдущим периодом расчетные значения для большинства отраслей изменились незначительно. Например, в сфере строительства налоговая нагрузка в 2018 году составляла 10,4%, а в 2019 году — 11,9%. А в сфере производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий этот показатель уменьшился с 21,7% до 20,9%.

Низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%) тоже может стать основанием для назначения налоговой проверки.

В целом можно отметить, что по сравнению с 2018 годом значения рентабельности уменьшились по многим видам деятельности. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2018 году составляла 9,2%, а в 2019 году — 8,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж снизилась с 10% до 8,3%. А вот в строительстве данный показатель увеличился: в 2018 году он составлял 6,1%, а в 2019 году — 7%.

Фундаментально на сумму налога влияет семь параметров:

  1. Форма собственности.
  2. Система налогообложения.
  3. Регион регистрации бизнеса.
  4. Сумма входящего и исходящего НДС.
  5. Сумма доходов и расходов.
  6. Вид деятельности компании.
  7. Формат работы с физическими лицами.

Форма собственности и система налогообложения — самое важное. Эти показатели определяют, какие налоги будет платить компания. Сумма НДС, доходы и расходы влияют на сумму налога.

Вид деятельности и регион влияют на применение льгот и пониженных налоговых ставок. Формат работы с физическими лицами влияет на размер страховых взносов, которые уплачивает компания.

Если вы не делаете бизнес с партнерами, для ваших клиентов не важен статус ООО и вам не нужна защита личной собственности, то выбирайте ИП.

Вывод прибыли с ИП дешевле и проще, чем с ООО — вы можете свободно распоряжаться деньгами с расчетного счета ИП и тратить их на личные нужды без уплаты НДФЛ.

Чтобы потратить деньги с ООО вам потребуется выплатить дивиденды: распределить чистую прибыль, а с чистой прибыли потребуется заплатить 13% НДФЛ — как раз из-за этих 13% получение прибыли с ООО дороже, чем с ИП.

Однако у ИП есть минусы:

  1. Вы отвечаете личным имуществом за деятельность ИП.
  2. Некоторые компании не будут работать с ИП, если вы работаете в b2b.
  3. Вы не сможете делать бизнес с партнерами.
  4. На ИП вы не сможете заниматься некоторыми видами деятельности. Например, сделать бар с крепким алкоголем. Для продажи десятилетнего виски потребуется оформить ООО и получить лицензию на продажу крепкого алкоголя.

Если у вас крупная компания на ОСН (и вы не вписываетесь в лимиты для УСН) с разными направлениями деятельности, которые, можно сказать, действуют обособленно друг от друга, то можно рассмотреть вариант структуризации бизнеса — разделение компании на обособленные юридические единицы.

Структуризацию используют, чтобы повысить управляемость и защищенность бизнеса, а бонусом будет являться снижение налоговой нагрузки.

Например, если у вас торгово-производственная компания на ОСН, то ее можно разделить на производственную компанию на ОСН, оптовую торговую компанию на ОСН и розничную торговую компанию на УСН.

Позволяет отразить ваш реальный доход, если вы являетесь посредником в сделке. Например, вы торговая компания, которая закупает товар на 200 млн рублей в год у поставщика и продает его на 300 млн рублей в год. Ваша выручка — 300 млн рублей в год. Вы используете ОСН, т.к. не проходите по лимитам для УСН.

Агентский договор позволит вместо всей выручки отразить только ваш реальный доход — комиссию. В ситуации выше доходом компании будет только 100 млн рублей, и компания сможет применять УСН.

Еще это называют договором подряда. Используется в торгово-производственном комплексе. Его суть похожа на агентский договор.

Торговая компания заключает договор подряда с производственной компанией. По этому договору торговая компания закупает материалы у подрядчиков на 200 млн рублей и передает их производственной компании.

Производственная компания по договору подряда производит продукцию из переданного материала и передает продукцию торговой компании.

Торговая компания реализует товар за 400 млн рублей. 100 млн рублей переводит в качестве вознаграждения производственной компании, а 100 млн рублей оставляет себе в качестве прибыли.

Суть способа: вы выдаете процентный заем собственной компании для развития. Компания выплачивает вам ежемесячно проценты, с которых вы платите НДФЛ, а компания берет проценты в расходы и снижает налог на прибыль или УСН 15%.

Это самый дешевый способ получения прибыли из ООО.

Например, вы оформите заем на один год в 5 млн рублей под 25% годовых. Компания будет ежемесячно выплачивать вам 104 167 рублей в качестве процентов и снижать налогооблагаемую базу на эту сумму. А вы на руки получите 90 625 рублей после вычета НДФЛ (13 542 рубля уйдет на НДФЛ).

Риск со стороны налоговой: могут признать заем фиктивным и доначислить налог на прибыль или УСН 15%. Но если следовать условиям из договора займа (переводить тело займа, вовремя выплачивать проценты), то налоговая не прикопается.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию.

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:

Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.

А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:

  • рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
  • рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
  • итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.

Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.

Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.

К чему применяется / когда действует ставка

Размер ставки

Основная ставка (действует, если не оговорено иное)

20%, которые делятся таким образом:

  • с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
  • до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.

По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)

Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний

30%

Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении

20% полностью в федеральный бюджет

Некоторые доходы иностранных организаций

Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг

15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)

Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ

Дивиденды российской организации

13%

Доходы по депозитарным распискам

Отдельные доходы от аренды иностранных организаций

10%

Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ

0%

Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.

Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:

  • по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
  • по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.

По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.

Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:

  • аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
  • база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
  • авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
  • налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:

  • если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
  • если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.

В силу ст. 284 НК РФ в отношении ряда видов деятельности применяется ставка налога на прибыль 0%. В частности, НК РФ допускает обложение по нулевой ставке налоговой базы в виде доходов:

  • от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, выполнения НИОКР – научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (ст. 284.1 НК РФ);

  • от социального обслуживания граждан (ст. 284.5 НК РФ);

  • от деятельности музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования (ст. 284.8 НК РФ).

Как установлено ст. 284.1 НК РФ, образовательной и медицинской считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской.

Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать данные услуги, за которые взимается родительская плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).

Для целей ст. 284.5 НК РФ социальным обслуживанием признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг считаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Перечень видов культурной деятельности, осуществляемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, для применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 642.

Состав льготируемых по налогу на прибыль социально важных видов деятельности формировался постепенно и в настоящий момент плотно приблизился к перечню не облагаемых НДС операций, что говорит о намерениях государства сгладить финансовые различия при оказании услуг государственными учреждениями и коммерческими организациями. Напомним, что равные условия работы для исполнителей разной организационно-правовой формы предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных субъектах РФ с 01.09.2020.

10 способов уменьшить налоговую нагрузку на бизнес

Ниже в табличном виде обобщены основные условия, при соблюдении которых прибыль облагается по ставке 0%.

Показатели

Льготируемые виды деятельности

Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность, выполнение НИОКР

Социальное обслуживание граждан

Деятельность музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования

Доля льготируемых доходов

90%

Требования по лицензированию

Лицензия на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности

Включение в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ

Нет ограничений

Численность персонала

В штате непрерывно в течение налогового периода числится не менее 15 работников

Требование к квалификации персонала

Доля медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, не менее 50 %

Нет ограничений

Прочие условия

Запрет на операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок

Период для возврата на льготную ставку

5 лет

Повторный переход запрещен

Остановимся на «узких местах»: что может препятствовать реализации права БУ на льготу?

На первый взгляд совмещение разных льготируемых услуг никак не может повредить применению нулевой ставки. К сожалению, это неверно. Так, БУ не вправе претендовать на льготу, если порог в 90% достигнут лишь совместным оказанием медицинских услуг и услуг по социальному обслуживанию (на это обращено внимание в Письме Минфина РФ от 17.07.2015 № 03-03-10/41223). А вот одновременное оказание образовательной и медицинской деятельности допускается, поскольку регулируется одной и той же статьей НК РФ. Но если предел в 90% достигается только за счет прибавления медицинских услуг, возникает требование к квалификации медицинского персонала. То есть для образовательного учреждения преодоление порога 90% путем включения в налоговую базу доходов от медицинской деятельности сразу же означает новый заградительный барьер: 50% штата работников должно быть сформировано из сертифицированных или аккредитованных медиков, что почти невозможно. Поэтому для достижения рубежа 90% желательно сочетать образовательные (медицинские) услуги с выполнением НИОКР: последние относятся к льготируемым работам, но никаких дополнительных условий для пользования льготой не возникнет.

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях исчисления прибыли относятся доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 249 и 250 НК РФ). При расчете из доходов исключается НДС. Причем доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются, а, следовательно, и не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного БУ в рамках целевого финансирования и целевых поступлений (субсидий).

Поскольку поступления от основной деятельности БУ в расчете не участвуют, БУ остается контролировать, чтобы льготируемые доходы составляли не менее 90% доходов от внебюджетной деятельности. По мнению автора, наибольший риск создают операции по сдаче имущества в аренду – из-за весомости сумм арендной платы и регулярности их поступления.

Перед некоторыми БУ может встать альтернатива: или пользоваться льготой и снизить активность по сдаче имущества в аренду, или уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20% и свободно развивать управление имуществом. Выбор зависит от структуры внебюджетных доходов и рентабельности платной деятельности.

Еще одним (и неожиданным) фактором в 2020 году стало перепрофилирование больниц из-за эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19. В Письме Минфина РФ от 16.10.2020 № 03-03-06/1/90397 описана следующая ситуация. Медицинская организация в рамках государственного контракта с министерством здравоохранения субъекта РФ предоставила свободные палаты для размещения медицинских работников, задействованных для борьбы с COVID-19, а в результате лишилась права на льготу. Общего решения проблемы, при которой недостижение лимита 90% произошло из-за административных мер, на настоящий момент не предложено.

Подчеркнем: для применения нулевой ставки 90%-ю долю льготируемых доходов в общей сумме доходов необходимо соблюдать только по итогам налогового периода, каковым является календарный год. Поддержание данного показателя по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев) налоговым законодательством не предусматривается.

Если долю льготируемых доходов можно отрегулировать по результатам года, то условие по численности персонала необходимо выполнять непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Правда, лимит в 15 человек легко преодолим для большинства бюджетных учреждений.

БУ с доминирующей долей основной деятельности еще проще выполнять требования к численности и квалификации персонала, так как для расчетов берется весь списочный состав независимо от того, в платных или бесплатных услугах он задействован. Однако если БУ малочисленно, придется каждодневно во время действия нулевой ставки строго следить за составом персонала: любое увольнение может привести к потере льготы. Исправить ситуацию, нарастив численность, не получится, потому что для расчетов берется списочная, а не среднесписочная численность (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580).

Что касается медицинских учреждений, для них установлено дополнительное условие – численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.

Для расчета списочной численности работников может быть использован порядок, установленный Приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, которым утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Письмо ФНС РФ от 11.09.2020 № СД-4-3/[email protected]). Следует учесть, что в соответствии с п. 78 этих Указаний лица, принятые на работу по совместительству из других организаций, в списочную численность работников не включаются.

Налоговая нагрузка: что это такое и как правильно рассчитать

Вид деятельности

Нормативные акты

Образовательная деятельность, присмотр и уход за детьми и (или) медицинская деятельность

Приказ ФНС РФ от 21.11.2011 № ММВ-7-3/[email protected]«Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации».

Приказ ФНС РФ от 30.12.2011 № ЯК-7-6/[email protected]«Об утверждении формата представления сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации в электронном виде»

Социальное обслуживание граждан

Приказ ФНС РФ от 23.10.2015 № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы сведений о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов организации и о численности работников в штате организации»

Музеи, театры, библиотеки

Приказ ФНС РФ от 26.08.2020 № ЕД-7-3/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, в электронной форме»

Метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) устанавливается налогоплательщиком самостоятельно ко всем объектам амортизируемого имущества (за исключением объектов, амортизация по которым всегда начисляется линейным методом) и отражается в учетной политике. Изменить метод начисления амортизации можно с начала очередного налогового периода, но при этом перейти с нелинейного на линейный метод допускается не чаще одного раза в 5 лет. До 01.01.2020 для перехода с линейного метода на нелинейный не нужно было ждать 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

С 01.01.2020 требование об обязательном применении выбранного метода начисления амортизации в течение как минимум пяти налоговых периодов применяется и к линейному методу, что ограничивает свободу действий налогоплательщиков (п. 24 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Причем переходных положений не предусматривается. Поэтому не вполне понятно, можно ли было, например, в декабре 2019 года внести изменение в учетную политику и с 01.01.2020 применять нелинейный метод, если линейный метод до этого применялся менее 5 лет. Полагаем, безопаснее этого не делать.

Норма пункта 3 статьи 256 НК РФ, действующая до 01.01.2020, устанавливала запрет на начисление амортизации по основным средствам (ОС), переданным в безвозмездное пользование и включение ее в расходы. Исключение — ОС, переданные в безвозмездное пользование органам госвласти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

С 01.01.2020 это правило изменилось. Объекты ОС, переданные в безвозмездное пользование, не исключаются из состава амортизируемого имущества (абз. 2 пп. «б» п. 23 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Следовательно, по таким объектам следует продолжить начисление амортизации. Однако включить ее в расходы не получится. Это запрещает новый пункт 16.1 статьи 270 НК РФ. Исключение — все случаи, когда обязанность налогоплательщика предоставить имущество в безвозмездное пользование установлена законодательством РФ (п. 29 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Согласно редакции пункта 2.1 статьи 283 НК РФ, действовавшей до 01.01.2020, налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2020 годов можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 %.

Это невыгодное для многих налогоплательщиков ограничение продлили на один год. Прибыль, полученную в 2021 году, также нельзя будет уменьшить на убытки прошлых лет более чем на 50 % (пп. «б» п. 35 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Еще одно ограничение связано с учетом убытков при реорганизации компаний. Если организация ликвидируется в результате реорганизации (в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования), то перенести ее убыток на будущее может правопреемник (п. 5 ст. 283 НК РФ).

С 2020 года норма уточняется. Если налоговики установят, что основной целью реорганизации является уменьшение налогооблагаемой прибыли правопреемника на сумму убытков, которые получены правопредшественником до реорганизации, то в переносе убытка правопреемнику будет отказано (пп. «б» п. 35 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). По нашему мнению, эта поправка носит технический характер, поскольку «снимать» указанные убытки налоговикам позволяют также нормы статьи 54.1 НК РФ и разъяснения в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

Закон № 325-ФЗ скорректировал перечень доходов, которые не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (ст. 251 НК РФ). Причем эти поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 (п. 13 ст. 3 Закона № 325-ФЗ). Следовательно, их можно принимать во внимание при расчете налога на прибыль за налоговый и отчетные периоды 2019 года.

Не хватает налогов до норматива банка

Как уже отмечала ФНС России в письме от 12.04.2018 № СД-4-3/[email protected], суммы курортного сбора, полученные владельцами гостиниц с постояльцев, не нужно учитывать в доходах для целей налогообложения, так как эти суммы полностью перечисляются в бюджет субъекта РФ, и, следовательно, экономической выгоды нет. Соответственно, суммы курортного сбора владельцам гостиниц не нужно включать в выручку при исчислении налога на прибыль, НДС, УСН и НДФЛ.

В отношении налога на прибыль теперь это закреплено в подпункте 9.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому операторы курортного сбора (организации и ИП, оказывающие гостиничные и пр. услуги) не должны учитывать этот сбор при определении налогооблагаемой прибыли.

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

  1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов.
  2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
  3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога.
  1. Низкий уровень рентабельности. Актуально для компаний на ОСНО. Для контроля берут показатели рентабельности продаж и активов по отрасли. Если они на 10 и более процентов ниже, у налоговой возникает подозрение о намеренном занижении дохода на прибыль. Расчет рентабельности по разным видам ОКВЭД указан в приложении №4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *