Банкротство государственного бюджетного учреждения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство государственного бюджетного учреждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Написать комментарий

      Банкротство государственных учреждений

      Банкротство – это официальное признание должника несостоятельным перед своими кредиторами. Закон предусматривает возможный вариант банкротства государственных учреждений. При этом должны одновременно выполниться 3 условия:

      • Сумма долга для организации составляет 300000 рублей или выше;
      • Должник не выполняет свои обязательства перед кредитором, работниками или государством в течение 3-х месяцев;
      • Сумма долга выше, чем стоимость имущества должника.

      Если все условия, перечисленные выше выполнены, то заемщик может быть признан банкротом и нести ответственность перед кредитором. Причем до недавнего времени арбитражный суд РФ мог признать банкротом абсолютно любое юридическое или физическое лицо, кроме казенных учреждений. Чем же отличается казенное учреждение, от остальных государственных организаций?

      Для начала отметим, что существует 3 формы бюджетных учреждений и каждая из них имеет свою степень финансовой свободы деятельности:

      • Автономная форма — означает, что предприятие может иметь счета в коммерческих банках и самостоятельно формирует необходимые для своей деятельности заказы.
      • Бюджетная форма — означает, что деятельности по формированию заказов у предприятия ограничена, а счета могут быть исключительно в Федеральном казначействе. Причем финансироваться такие предприятия могут как за счет муниципального, так и за счет государственного бюджета.
      • И, наконец, казенная форма означает, что финансирование предприятия ведется строго в соответствии с бюджетом.

      Таким образом, казенное учреждение не может быть признано банкротом, потому что оно не контролирует свою финансовую деятельность. Это за него делает государство. Однако, это не значит, что организацию с автономной или бюджетной формой деятельности легко признать банкротом. На деле судебная практика показывает, что сделать это практически невозможно.

      Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

      • Образования религиозного характера.
      • Политические партии.

      Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:

      • Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
      • Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.

      Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

      Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

      • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
      • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
      • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

      Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

      Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

      • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
      • Учредительные бумаги.
      • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
      • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

      Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

      • Отказ.
      • Назначение финансового оздоровления.
      • Достижение мирового соглашения.
      • Признание субъекта банкротом.

      Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

      Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

      • Оценка стоимости собственности НКО.
      • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
      • Анализ работы НКО.

      В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

      Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

      • Взыскание долгов перед НКО.
      • Прекращение работы убыточного производства.
      • Продажа ненужной собственности.
      • Изменение профиля работы.

      Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

      В рамках процедуры фигурируют эти документы:

      • График погашения задолженностей.
      • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

      Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

      Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

      • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
      • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
      • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
      • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

      По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

      Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

      • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
      • Исполнение требований кредиторов.
      • Ликвидация.

      Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

      • Расчеты с кредиторами НКО.
      • Отмена начислений процентов по задолженности.
      • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

      По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

      Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

      1. Принятие решение о закрытии НКО.
      2. Создание ликвидационной комиссии, выбор ликвидатора.
      3. Направление уведомления о ликвидации в Единый государственный реестр.
      4. Размещение в «Вестник государственной регистрации» сообщения о том, что компания объявлена банкротом. Нужно это для того, чтобы кредиторы НКО узнали о положении своего дебитора и смогли направить требования по покрытию задолженности.
      5. Направление уведомления каждому из кредиторов.
      6. Утверждение ликвидационного баланса.
      7. Расчеты со всеми кредиторами, которые предъявили свои требования.
      8. Составление заключительного ликвидационного баланса.
      9. Регистрация ликвидации.

      ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

      Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

      Если суд вернет заявление налоговому органу или прекратит производство по делу, то один этот факт уже является основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию. «Для списания задолженности по указанному основанию не требуется устанавливать каких-либо дополнительных обстоятельств», – уточняет ВС.

      Верховный суд подчеркивает: если позднее станет известно о том, что должнику удалось скрыть свое имущество, или налоговый орган узнает, что есть сделки, которые можно оспорить и тем самым вернуть имущество должнику, то определение о возвращении заявления или о прекращении производства по делу может быть пересмотрено.

      В случае пересмотра определения суд должен проверить, восстановил ли налоговый орган долги, списанные до этого на основании отменяемого судебного акта.

      Каждый русский человек знает поговорку «хочешь насмешить Бога, расскажи ему свои планы». И это, к сожалению так.

      Практика показывает, что уверенность в сегодняшнем дне не является гарантом стабильности жизни в дне завтрашнем. Жизнь вносит свои коррективы, не спрашивая нас, хотим мы этого или нет. Ярким примером тому стала пандемия COVID-19, в которую неожиданно погрузился весь мир.

      Всем известно, что официальные оклады чиновников достаточно низкие. Большую часть их заработка составляют различного рода надбавки и премии, которые в условиях пандемии были отменены. Снижение доходов госслужащих повлекло череду невыплат по их кредитам. Как следствие того, многие из них оказались в сложном финансовом положении.

      Законом установлен обязательный список документов, которые необходимо прикладывать к заявлению о банкротстве:

      • документы, подтверждающие наличие задолженности. Это могут быть договора с кредитными и другими организациями (например, МФО), платежные требования федеральной налоговой службы и т.д. Любой документ, из которого очевидно, что у госслужащего имеется сумма обязательств перед организациями или физическими лицами более 500 000 рублей — является документом, подтверждающим наличие у него задолженности;
      • документы, подтверждающие неспособность гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

      К ним относятся:

      1. копия трудовой книжки,
      2. документ о том, что ваша организация находится в стадии ликвидации или ликвидирована,
      3. справка о признании гражданина безработным, выданной государственной службой занятости населения,
      4. документ об инвалидности и присвоении группы инвалидности из Комиссии по нетрудоспособности (ВТЭК) (так называемый «розовый бланк»),
      5. медицинские справки, подтверждающие вашу неработоспособность, например, длительный больничный лист.

      Также должнику придется приложить к документам, подаваемым в суд:

      • списки кредиторов и должников гражданина с указанием полных данных о них: наименования или ФИО, размеры кредиторской и дебиторской задолженности, места их нахождения или места жительства, в установленной законом форме;
      • опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества.

      Суд и финуправляющий легко проверят наличие такого имущества как недвижимость или автомобили по госреестрам и, например, базе ГИБДД. Поэтому хитрить при составлении списка имущества бесполезно — даже если должник его не укажет, то оно все равно будет найдено.

      Внимание! В данном перечне необходимо также указать имущество, находящееся в залоге и данные о залогодержателе. Данные об единственном жилье тоже должны содержаться в этом списке.

      Далее к заявлению необходимо приложить:

      • копии документов о правах собственности на имущество и на результаты интеллектуальной деятельности (при наличии таковых);
      • копии документов по сделкам с недвижимостью, ценными бумагами, автотранспортом и другим сделкам на сумму свыше трехсот тысяч рублей за последние три календарных года.

      Внимание! Последние три года отсчитываются от даты подачи заявления в суд о признании гражданина банкротом.

      И нельзя будет обойтись без документов, подтверждающих сведения о вашей личной жизни и финансовом положении до банкротства, особенно за последние 3 года:

      • сведения о доходах и налогах за последние три года;
      • выписки из банков о наличии и движении денежных средств на счетах должника, за последние три года. Включая брокерские счета, счета, на которых формируются суммы стоимости паев инвестиционных фондов (ПИФов), индивидуальные инвестиционные счета (ИИСы), счета кредитных карт;
      • справки об остатках электронных денежных средств — «электронных кошельков» и о переводах электронных денежных средств за последние три года (если таковые имеются);
      • копия документа, содержащего сведения о регистрации в Пенсионном фонде и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
      • копия документа, подтверждающего постановку гражданина на учет в налоговом органе — ИНН (при наличии);
      • копия свидетельства о заключении или расторжении брака, если они выданы в течение последних трех лет;
      • копия брачного договора (при наличии);
      • копия документа о разделе общего имущества супругов, выданного за последние три года (при наличии);
      • копия свидетельства о рождении (усыновлении/опекунстве) несовершеннолетних детей.

      Отсутствие любого из вышеперечисленных документов может стать основанием для признания заявления необоснованным. В этом случае оно будет оставлено без рассмотрения.

      Внимание! Обязательный перечень документов может быть расширен по требованию суда или по инициативе должника, если документы будут иметь значение при принятии решения о банкротстве должника.

      Банкротство для госслужащих фактически ничем не отличается от банкротства остальных физических лиц.

      Процедура также включает в себя два основных этапа. Первая процедура — реструктуризация долгов физического лица. Процедура предполагает разработку плана погашения долгов, по которому гражданин будет обязан выплачивать сумму долга в течение 3-х лет. Он будет обязан выплатить хотя бы 80% от общей суммы долга, зафиксированной судом.

      Коммерческая ставка по кредитам будет отменена, проценты на долг будут насчитываться, исходя из учетной ставки ЦБ на день принятия решения о реструктуризации. На конец июля 2021 года это 6,5% годовых.

      Как Вы поняли, данная процедура имеет место быть лишь в том случае, если у должника имеются постоянные источники получения денежных средств. В случае с государственными служащими процедура реструктуризации может быть назначен в том случае, если стабильный доход служащего превышает размер 30 000 рублей. Но понятно, что если долг человека при такой зарплате равен 1 млн рублей, то реструктуризация вряд ли возможна.

      Предложить такой план должник может в течение 10 дней, через два месяца с даты опубликования сообщения о признании судом заявления должника обоснованным. Данный план направляется должником финансовому управляющему, кредитору и/или уполномоченному государственному органу.

      Банкротства без последствий не бывает. Последствия есть, но их не много.

      1. Финансово оздоровившийся государственный служащий в течение пяти лет не имеет право брать кредиты, без уведомления о своем банкротстве.
      2. В течение пяти лет после признания госслужащего банкротом он не вправе обращаться в суд с новым заявлением о признании его банкротом;
      3. В течение трех лет госслужащий не вправе занимать должности в органах управления юридического лица и участвовать в его управлении;
      4. В течение пяти лет госслужащий не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, инвестиционного, паевого инвестиционного фонда, микрофинансовой компании, и участвовать в их управлении.
      5. В течение десяти лет госслужащий не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, либо участвовать в управлении ей.

      Как Вы видите, закон достаточно лояльно подошел к гражданам, прошедшим процедуру банкротства.

      В обычной хозяйственной практике организации покрывают свои обязательства за счет притока денег от основной деятельности. Кредиторы, практикующие отсрочку, редко требуют обеспечения, однако и период отсрочки невелик (14 – 60 дней). Банки выдают кредиты на более длительный срок (от года), при этом предоставление обеспечения по кредиту становится критически важным условием финансирования. Если расчеты осуществляются вовремя и в полном объеме, до рассмотрения вопроса, за счет каких источников покрываются обязательства, дело не доходит. В случае финансовых затруднений погашение обязательств может происходить за счет имущества должника, а если не хватает и имущества – при определенных условиях средства могут быть взысканы с владельцев организации.

      Как же обстоят дела с обеспечением обязательств автономного учреждения? Регулярный приток денежных средств обеспечивается имуществом, которым учреждение наделил учредитель, субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания, а также доходами от платных услуг и работ.

      При нехватке денег рассчитывать при погашении обязательств на имущество, отличное от высоколиквидных средств, крайне затруднительно, поскольку оно не принадлежит АУ на праве собственности. Согласно ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ[1] для удовлетворения требования кредиторов АУ использует имущество, находящееся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на эту цель. Вряд ли у многих учреждений имеется такой объем имущества, приобретенного за счет платной деятельности, который будет достаточен для покрытия долгов в случае финансовых затруднений.

      Собственник имущества не несет ответственность по обязательствам АУ (в том числе при ликвидации учреждения), о чем свидетельствуют ч. 5 ст. 2 и ч. 2 ст. 19 Закона № 174-ФЗ. С момента формирования правового статуса АУ такой тип учреждений не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя (собственника) по долгам автономного учреждения[2]. Подробнее об этом расскажем ниже при рассмотрении конкретных дел.

      Кредитор пытался привлечь к субсидиарной ответственности учредителя АУ на основании п. 6 ст. 63 ГК РФ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом № 99-ФЗ)[3]. Не получив желаемого результата в рамках данного дела (Постановление АС ЗСО от 11.12.2015 № Ф04-27172/2015 по делу № А81-968/2015[4]), кредитор обратился в Конституционный суд с жалобой о необходимости проверки соответствия п. 7 ст. 63, п. 1 ст. 65, п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 19 ст. 1 Закона № 99-ФЗ нормам Конституции РФ. Это обращение легло в основу Определения КС РФ от 09.02.2017 № 219-О (далее – Определение № 219-О), в котором рассмотрены общие основания и порядок ликвидации учреждения, а также правила удовлетворения требований его кредиторов.

      Как разъяснил КС РФ, участники гражданско-правовых отношений, приобретая гражданские права своей волей и в своем интересе, будучи свободными в установлении своих прав и обязанностей на основе договора, в том числе с автономным учреждением, несут риск неудовлетворения своих имущественных требований. Поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующих гарантий для кредиторов АУ (начиная с момента появления учреждений такого типа), это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности. Контрагент мог предусмотреть и использовать существующие гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязательств.

      Вряд ли у многих учреждений имеется объем приобретенного за счет платной деятельности имущества, достаточный для покрытия долгов в случае финансовых затруднений.

      Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого АУ производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, определенной ст. 64 ГК РФ, по промежуточному ликвидационному балансу. Если имеющихся у ликвидируемого АУ денежных средств (в том числе доходов, поступивших в самостоятельное распоряжение учреждения) недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (ч. 4 и 5 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Не подлежит продаже недвижимое, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за АУ учредителем или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на эту цель (ч. 4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

      В делах № А51-7345/2017 и А51-7343/2017 ООО оспаривало решение о ликвидации АУ и изъятии имущества из оперативного управления. Истец указал, что ликвидация учреждения как должника ООО приведет к невозможности исполнения им денежных требований. Отказывая обществу, судьи в Постановлении АС ДВО от 17.08.2017 № Ф03-2932/2017 по делу № А51-7345/2017 сослались на правовую позицию, изложенную в Определении № 219-О.

      Кстати, данный кредитор тоже проявил настойчивость и дошел до КС РФ, пытаясь указать на нарушение конституционных прав и свобод нормами п. 1 ст. 65 ГК РФ. По мнению подателя жалобы, для кредиторов АУ отсутствуют законодательно закрепленные гарантии, сопоставимые с гарантиями кредиторов коммерческих организаций и аналогичных им, в том числе в части применения субсидиарной ответственности. Как и следовало ожидать, Конституционный суд отказал в рассмотрении жалобы заявителя (Определение от 19.12.2017 № 2945-О).

      Процедура банкротства некоммерческой организации

      В Постановлении АС ДВО от 27.07.2018 № Ф03-2872/2018 по делу № А51-3103/2017[5] описан следующий спор по поводу находящегося в оперативном управлении имущества АУ. Между банком и учреждением был заключен договор кредитной линии, по условиям которого банк предоставил учреждению кредит на оплату текущих расходов (зарплаты и налогов). Вскоре после получения учреждением кредита учредитель издал распоряжение по изъятию имущества у АУ. На дату выдачи кредита банк имел реальную возможность возврата денежных средств, однако он ее полностью утратил после принятия собственником решения об изъятии имущества. Из-за просрочки в погашении кредита на принудительное исполнение решения суда о взыскании долга был выдан исполнительный лист, который оказался возвращен без исполнения по причине отсутствия денежных средств на счетах учреждения.

      В иске банк указал, что односторонняя сделка по изъятию имущества нарушает его права и законные интересы, поскольку в результате исполнения этой сделки фактически прекращена деятельность АУ, что лишает банк возможности реализовать свое право на получение денежных средств. По мнению банка, собственник, передав имущество учреждению на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом и может изъять из оперативного управления только то имущество, которое является излишним, не используемым либо используемым не по назначению. Исполнение оспариваемого распоряжения привело к невозможности осуществлять учреждением предусмотренную уставом деятельность, получать доход и отвечать по своим обязательствам перед банком по причине полного отсутствия активов.

      Верховный суд признал право учредителя АУ практически в любой момент изъять имущество из оперативного управления, не увязывая это с неиспользованием учреждением изымаемого имущества.

      Отказывая банку, судьи отметили, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эту цель. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Оценив обстоятельства дела, суд не усмотрел в действиях учредителя злоупотребления правом, осуществления своих гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другим лицам, действий в обход закона с противоправной целью, а также недобросовестного осуществления гражданских прав.

      В конце суд уточнил: поскольку учредитель вынес решение о ликвидации АУ, материальный интерес банка может быть удовлетворен в процедуре ликвидации. Однако, как показала приведенная выше арбитражная практика, ликвидация учреждения не добавляет прав его кредиторам.

      В судебном порядке подтверждено, что в силу ч. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ собственник имущества АУ не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения. Причем данное правило существует с момента введения в действие названного закона, которым закреплено создание этого принципиально нового типа учреждения и особенности его правового статуса. То есть такой тип учреждения изначально не предусматривал субсидиарной ответственности учредителя (собственника) по долгам АУ.

      Кроме того, Верховный суд признал право учредителя АУ практически в любой момент изъять имущество из оперативного управления, не увязывая это с неиспользованием учреждением изымаемого имущества. Однако именно активы создают базу для бесперебойной деятельности, что для кредиторов является самым важным условием при решении вопроса о предоставлении средств.

      Таким образом, обязательства АУ слабо обеспечены как юридически, так и фактически. Скорее всего, это снизит желание банков предоставлять кредиты. Прочие же кредиторы (контрагенты) будут стремиться к уменьшению периода отсрочки платежа.


      [1] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

      [2] Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ) введена субсидиарная ответственность собственника имущества АУ в случаях причинения вреда гражданам. Тем самым были установлены дополнительные гарантии прав последних как более слабой стороны в правоотношениях с участием учреждения.

      [3] Действующая редакция п. 7 ст. 63 ГК РФ устанавливает, что при недостаточности у ликвидируемого учреждения имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения лишь в случаях, когда предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по обязательствам последнего.

      [4] Определением ВС РФ от 08.04.2016 № 304-ЭС16-2091 отказано в передаче дела № А81-968/2015 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

      [5] Определением ВС РФ от 01.11.2018 № 303-ЭС18-17691 отказано в передаче дела № А51-3103/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

      Основания для признания организации банкротом, определение понятий, порядок проведения процедуры, права и обязанности участвующих сторон – это все регламентируется статьями Федерального закона № 127-ФЗ.

      Фактическая неспособность юридического лица исполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, выплачивать обязательные платежи, а также производить оплату труда сотрудникам, в соответствии с условиями заключенного трудового договора, приводят к тому, что компания прибегает к процедуре банкротства.

      В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

      Процесс банкротства начинается с подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

      1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

      2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

      3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

      Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

      При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

      • Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
      • Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
      • Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
      • Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
      • При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
      • Реструктуризация долгов гражданина;
      • Реализация имущества гражданина;
      • Мировое соглашение.

      Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

      Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

      К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

      Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

      Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

      Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

      Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

      Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

      В банкротстве унитарного предприятия не всегда виноват директор

      Чтобы объявить себя банкротом в 2021 году, можно подать заявление и необходимые документы в арбитражный суд или же обратиться в МФЦ.Этапы процедуры банкротства:

      1) сбор документов;2) оплата госпошлины;3) выбор финансового управляющего;4) подача документов в суд;

      5) рассмотрение дела, в ходе которого суд решит проводить одну из двух процедур: реструктуризацию долга или реализацию имущества;6) предоставление суду отчета о проведении одной из процедур и признание гражданина банкротом.

      — Реструктуризация — это восстановление платежеспособности физлица путем изменения условий выплаты задолженности кредиторам. Суд может признать заявление обоснованным и ввести процедуру реструктуризации долгов, — пояснила Лилия Ших.

      Такое промежуточное решение суда говорит о том, что:

      • — заявление соответствует предъявляемым к нему требованиям;
      • — у гражданина действительно существует задолженность перед кредиторами, которую он не способен погасить;
      • — он отвечает признакам неплатежеспособности;
      • — если заявление подано кредитором или уполномоченным органом, у должника нет на него возражений.

      Если же реструктуризация невозможна, то на основании ходатайства должника выносится решение о признании его банкротом и введении другой процедуры – реализации имущества.После того, как сообщение об обоснованности заявления будет опубликовано, у кредиторов есть 2 месяца на предъявление требований к должнику.

      Чтобы можно было применить в отношении физлица процедуру реструктуризации долгов, оно должно соответствовать требованиям:

      • — получать стабильный доход, чтобы кроме погашения долгов иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности;
      • — не быть судимым за экономические преступления;
      • — не привлекаться за административные правонарушения, связанные с хищением или уничтожением имущества, преднамеренным банкротством;
      • — не иметь принятые решения о банкротстве в течение последних 5 лет;
      • — не иметь плана реструктуризации задолженности за последние 8 лет.
      • — План реструктуризации долгов составляет основу реализации процедуры. Его может предложить как сам должник, так и кредитор или уполномоченный орган. Проект плана направляется финансовому управляющему в течение 10 дней после составления реестра требований кредиторов. Если проект никто не предложит, тогда на собрании кредиторов будет решаться вопрос о признании гражданина банкротом и реализации его имущества, — пояснила юрист.

      Если реструктуризация невозможна, результатом банкротства становится распродажа с торгов имущества гражданина и выплата всем кредиторам пропорционально долгу (с учетом очередности). Суд выносит соответствующее решение, после чего финансовый управляющий в течение 15 дней сообщает об этом кредиторам и предлагает им предъявить свои требования.

      — В конкурсную массу включается все имущество, на которое может быть наложено взыскание, заработная плата и другие источники дохода. Если должник владеет имуществом совместно с другими лицами (например, супругом), изъятию подлежит только его доля. Опись и оценку имущества проводит финансовый управляющий, после чего предоставляет положение о порядке, условиях и сроках проведения процедуры в суд. В нем также отражается начальная цена продажи имущества, — отметила Лилия Ших.При этом, взыскание нельзя наложить:

      • — на жилое помещение, если оно является единственным жильем;
      • — на земельный участок, где расположено единственное жилье;
      • — на предметы быта, за исключением драгоценностей и предметов роскоши;
      • — на алименты на детей;
      • — на пенсию и пособия;
      • — доход в размере прожиточного минимума.

      Продажа конкурсной массы осуществляется на торгах. На их проведение отводится два месяца, после чего происходит погашение задолженности. Если вырученных денег не хватает, банкрот освобождается от своих обязательств по покрытию долгов перед кредиторами.

      Однако в законе также указаны случаи, когда списание долгов физических лиц (по кредитам, займам, налогам) недопустимо:

      • — если гражданин привлечен к ответственности за неправомерные действия при банкротстве, в том числе фиктивное банкротство;
      • — если гражданин уклонился от предоставления необходимых сведений или предоставил недостоверные данные;
      • — если при исполнении обязательств были совершены незаконные действия, например, мошенничество или умышленное уничтожение имущества.

      — Суд отказывает в принятии заявления, когда в нем имеются грубые ошибки (оно должно соответствовать АПК, ст. 37 и 213.3 4 ФЗ о банкротстве), пакет документов не полон, отсутствует квитанция. Кроме того, это происходит, если гражданин не доказал свою неплатежеспособность, и когда между должником и кредиторами имеется спор, который нужно разрешать через исковое производство, — пояснила Лилия Ших.

      До процедуры банкротства нельзя совершать сделок, которые могут быть оспорены финансовым управляющим во время процедуры банкротства, например, фиктивные сделки.Также во время процедуры банкротства все права в отношении имущества, состояния конкурсной массы осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично. Сделки, совершенные гражданином лично без участия финансового управляющего, ничтожны.

      В 2021 работает внесудебная процедура — долги списывают через МФЦ бесплатно.

      Возможно ли признание несостоятельности во внесудебном порядке госслужащим? Нет, эта опция для них остается недоступной. Дело в том, что госслужащие получают постоянный доход, и пристав не закроет дело по невозможности взыскания — он будет списывать ползарплаты до полного расчета. Закон не позволяет работающим гражданам освободиться от долгов бесплатно и без суда.

      Бесплатная консультация0 ₽

      • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
      • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
      • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
      • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.

      В большинстве случаев все процедуры и конкурсное производство при банкротстве юридического лица осуществляется одним внешним специалистом. Такой конкурсный управляющий становится связующим звеном между арбитражным судом, всеми кредиторами и убыточным объектом, выполняя множество важных задач:

      • проведение постоянного мониторинга финансового состояния, поиск скрытых резервов;
      • соблюдение прав кредиторов при ликвидации;
      • обеспечение сохранности всего имущества должника;
      • уведомление персонала о возможности сокращения и надзор за законностью его проведения;
      • внесение в специальный реестр сведений о банкротстве юридического лица;
      • работа с третьими лицами по возврату долгов убыточному предприятию;
      • организация собраний кредиторов, предоставление необходимой информации о состоянии дел.

      В настоящее время должность такого внешнего управляющего еще находится на стадии формирования и по-настоящему опытных специалистов недостаточно для ведения всех арбитражных дел. Его обязанности подробно расписаны в законе «О банкротстве», а сумма вознаграждения за работу оплачивается юридическим лицом-банкротом на банковский счет самоуправляющей арбитражной организации.

      Банкротство физических лиц в 2021 — порядок, стоимость и последствия

      Если при первичном экономическом анализе открываются благоприятные обстоятельства и скрытые ресурсы, суд может назначить процедуру финансового оздоровления предприятия-задолжника. Законодательно такой этап ограничен 2 годами. На весь этот период руководство проблемной компанией по всем основным моментам полностью согласовывается с арбитражным управляющим.

      Процедура вводится после проведения общего собрания кредиторов, на котором путем голосования принимается решение попытаться спасти фирму, определяется график погашения предъявленной задолженности. С момента подписания решения суда о финансовом оздоровлении наступают определенные последствия:

      • отменяются все досудебные меры по погашению задолженности;
      • полностью останавливается действие всех ранее изданных приказов о взыскании;
      • не начисляются штрафы на суммы долгов, которые образовались на момент начала финансового оздоровления;
      • запрещается выплата процентов или других платежей по акциям;
      • не допускаются взаимозачеты и бартеры, которые уменьшают или увеличивают задолженность;
      • вводится запрет на проведение любых операций с долями компании.

      Финансовое оздоровление предусматривает защиту интересов кредиторов и залогодержателей, а также поручителей предприятия-задолжника. Поэтому назначенный конкурсный управляющий по банкротству юридических лиц обязан работать в этом направлении. Все этапы и действия являются заранее спланированными. Они вносятся в предварительно разработанные схемы и планы по реструктуризации и организации работы убыточного проекта, которые одобряются на собрании кредиторов.

      Основная цель финансового оздоровления – это максимально полное погашение всей имеющейся задолженности и попытка восстановить стабильную работу предприятия. Если в течение выделенного судом срока ситуацию невозможно изменить к лучшему, может быть принято судебное решение о введении процедуры внешнего управления или полной реализации всех возможных активов, недвижимости и имущества.

      Последний аргумент – довод и лазейка, которой так хотят воспользоваться все заинтересованные лица. Будь то банки, сотрудники убыточной фирмы или государственные органы.

      Данная практика применяется, если есть подозрения о каких-то нарушениях. Суд сомневается в том, что не имел место умысел, не было противоправных деяний. Либо все дело в преступной халатности. Так все причастные к такому положению, итогу, становятся ответчиками.

      Директора, принимающие плохие решения, менеджеры, не справляющиеся с обязанностями, аналитики, допустившие ошибки в расчетах. Все, кто обанкротил фирму, будут за это платить из своего кармана. А если помните, юридическое лицо можно признать банкротом, если долг не менее 300 тысяч рублей. И все эти деньги должны быть выплачены коллективно.

      Ключевое условие – наличие подозрений в нарушениях, уклонениях, преступном умысле или халатности во время работы, принятии стратегических заключений.

      А вот попасть под санкции могут:

      • Учредительский состав. Причем в полном составе, степень вины будет определяться исключительно судом.
      • Руководители. Это все управленцы, задействованные на предприятии. Не только непосредственно генеральный директор, но и начальники филиалов, руководители отделов, менеджеры на крупных постах.
      • Владельцы акций. Инвесторы, вложившие финансовые средства в компанию, имеющие доступ к принятию ключевых решений по организационным вопросам и экономической стратегии.
      • Прочие лица, имеющие влияние на управление проектом. Срок участия – ровно два года до того момента, как была назначена санаций в ходе арбитражного судопроизводства. Все участники, действующие на более раннем этапе, не попадают под ответственность.

      Понятие субсидиарной отвесности, подразумевают личное возмещение расходов кредиторов и иных заинтересованных персон. С помощью личного имущества, денежных счетов. К общей сумме задолженности добавляются все штрафы, пени, санкции иного рода. Все поровну делится между всеми участниками, вне зависимости от негативного вклада, внесенного ими за время доступа к управлению предприятием.

      Признаются описанные выше люди, но лишь на основании судебного решения. Стоит понимать, что в значительной степени виновность будет определяться арбитражным управляющим. Да, он не выносит вердикта, но осуществляет проверку, формирует рекомендации. И в 9 из 10 случаев, суд поддержит его взгляды на текущую ситуацию. Поэтому стоит заранее знать, что будет советовать назначенный человек. Обычно эта информация не представляет тайны. Вот почему принципиально важно посодействовать назначению лояльного человека на эту должность. Это прямая экономия финансовых средств, которые будут истребованы впоследствии.

      Бассейну грозит банкротство за долги перед бюджетом

      Законодатель определил три формы бюджетных подразделений:

      • автономную;
      • бюджетную;
      • казенную.

      Автономные организации наиболее независимы в финансовых вопросах. Закон предоставил им возможность по самостоятельному формированию заказов, являющихся источниками получения прибыли. Подобные организации наделяются правами выбора любого коммерческого банка, предлагающего наиболее выгодные условия обслуживания.

      Бюджетные организации ограничены в своих правах при размещении заказов и им разрешено иметь счета только в Федеральном казначействе.

      Максимально жестко регламентируется деятельность казенных учреждений. Им дозволено осуществлять хозяйствование строго в рамках федерального бюджета. Чаще всего это обусловлено их ведомственной принадлежностью к министерству обороны, МЧС и т.д.

      Любая форма учреждений предполагает ответственность перед кредиторами, органами государственного или муниципального уровня, создавшими организацию.

      О приближающемся банкротстве организации всегда можно понять по активизации деятельности ее руководства. Под угрозой признания учреждения несостоятельным, его первые лица начинают заниматься распродажей имущества. Это является решением собственника, а действующий руководитель лишь исполняет его волю. Цель таких действий — недопущения попадания активов в конкурсную массу.

      До обращения в арбитражный суд кредиторы обычно предпринимают попытки принудить учреждение рассчитаться по долгам. При полном отсутствии средств у должника, наступает субсидиарная ответственность, дающая кредитору возможность взыскать недополученные средства с его поручителя. Когда вопрос остается неразрешимым, возникает угроза признания банкротства. Это правомерно для любых юридических лиц, кроме бюджетных.

      На практике у муниципалитетов и федеральных органов власти, создавших данные организации, достаточно механизмов контроля, позволяющих своевременно сменить руководителя, не допустить неправомерного расходования средств и разного рода проблем.

      Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

      8 мая 2010 года был принят закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

      По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.

      Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.

      Самая финансово независимая – автономная форма (АУ). Она даёт возможность предприятиям самим формировать заказы для своей деятельности и позволяет открывать счета в коммерческих банках.

      Бюджетная форма (БУ) ограничивает свободу размещения заказов и разрешает иметь счет только в Федеральном казначействе.

      Казенная организационная форма (КУ) учреждения имеет самую жесткую регламентацию хозяйственной деятельности. Её финансирование осуществляется в полном соответствии с бюджетом. Обычно к ней относятся учреждения министерства обороны и государственной пенитенциарной системы и все доходы, полученные КУ

      Все три эти формы предполагают одно: собственником их является государство в лице Федеральной власти либо муниципальной. И либерализация их финансовой деятельности совсем не исключает финансирование их из бюджета.

      Бюджет по-прежнему остается главным источником нормального функционирования таких организаций. Закон лишь создал условия для более гармоничного их развития.

      Изменился только порядок участия государства в финансировании учреждений. Лишь для казенных он остался прежний. А предприятия автономной и бюджетной формы по новому закону финансируются в форме субсидий на основе Госзадания.

      Узнайте, как проводиться добровольная ликвидация ООО с нулевым балансом. Сколько стоит ликвидация ООО без долгов, цены смотрите тут.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *