Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по налогу на прибыль организаций 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).
Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.
Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.
Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):
- Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
- В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
- Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
- В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.
Резиденты особых экономических зон
Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).
Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).
Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).
В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).
Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024годах.
Участники свободной экономической зоны
Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).
Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%).
Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).
О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».
Участники ТОСЭР
Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).
Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):
- Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
- Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
- Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
- Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
- Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
- Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
- Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
- Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.
Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).
Участникам региональных инвестпроектов
В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).
Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).
Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:
- Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
- Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.
С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).
С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).
Участникам проекта «Сколково»
После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).
О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».
В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.
О правилах подачи уточненок см. статью «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».
После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).
Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.
Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).
Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.
Налог на прибыль — это прямой налог, его взимают с российских и иностранных организаций. Со вторых налог взимают в случае, если они ведут бизнес на территории РФ через постоянные представительства или получают прибыль от источников в России.
Налогоплательщики налога на прибыль перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ.
Некоторые организации могут не платить налог. Например, если используют спецрежимы УСН и ЕСХН или являются плательщиками налога на игорный бизнес. Участники проекта «Инновационный центр «Сколково» также могут не платить налог на прибыль.
Рассчитывают налог на основе дохода от деятельности организации. Конечная сумма получается после всех вычетов, льгот и скидок.
Доходы — это общая выручка организации от основной деятельности и всех дополнительных. При расчёте доходы учитываются без НДС и акцизов.
Источником доходов может быть реализации товаров, работ и услуг. Но есть и внереализационные доходы, которые не указаны в ст. 249 НК РФ. Внереализационные доходы — это, например, сдача помещения в аренду или получение процентов от банковских вкладов.
Расходы — это все затраты организации, которые подтверждены документально. Как и доходы, они могут быть реализационными и внереализационными. Первые связаны с производством и реализацией продукции, услуг и работ. Вторые не связаны с ними напрямую — это, опять же, могут быть проценты, но в этот раз не по вкладам, а по кредитам. Внереализационные расходы перечислены в ст. 265 НК РФ.
Реализационные расходы могут быть как прямыми, так и косвенными. К прямым относят материальные расходы, суммы амортизации по основным средствам и расходы на оплату труда работников. Косвенные реализационные расходы — это все затраты, не относящиеся к прямым.
Кто платит налог на прибыль в 2021 году по пониженным ставкам
Размеры налоговых ставок установлены в ст. 284 НК РФ. Основная ставка налога на прибыль в 2021 году составляет 20 %, 3 % из которых идут в Федеральный бюджет, а 17 % в региональный.
Для некоторых налогоплательщиков ставка может быть понижена вплоть до 12,5 % законами субъектов РФ. Ставка может быть ещё ниже: налогоплательщики, которые могут воспользоваться льготой перечислены в п. 1 и п. 1.7 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 284.1 НК РФ, п. 3 ст. 284.3 НК РФ, п. 1.8 ст. 284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ.
Специальные ставки другой процент и другое распределение между Федеральным и Региональным бюджетом.
На прибыль по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, сведения о которых не были предоставлены налоговому агенту, действует налоговая ставка 30 %. Проценты, полученные владельцами государственных, муниципальных и иных ценных бумаг облагаются налогом в размере 15 %.
Есть много других специальных ставок, включая ставки, равные 0 %. Например, нулевая ставка может быть применена к прибыли организаций — участников региональных инвестиционных проектов.
-
ЭДО и электронная подпись для медицинских учреждений
698 0
В силу ст. 284 НК РФ в отношении ряда видов деятельности применяется ставка налога на прибыль 0%. В частности, НК РФ допускает обложение по нулевой ставке налоговой базы в виде доходов:
-
от образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, выполнения НИОКР – научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (ст. 284.1 НК РФ);
-
от социального обслуживания граждан (ст. 284.5 НК РФ);
-
от деятельности музеев, театров, библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования (ст. 284.8 НК РФ).
Как установлено ст. 284.1 НК РФ, образовательной и медицинской считается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской.
Согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми представляет собой комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Детские сады обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми, а иные образовательные организации (например, школы) вправе оказывать данные услуги, за которые взимается родительская плата (ст. 65, 66 Закона об образовании).
Для целей ст. 284.5 НК РФ социальным обслуживанием признается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг, включенных в Перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638. При этом в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателями социальных услуг считаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.
Перечень видов культурной деятельности, осуществляемой музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, для применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.05.2020 № 642.
Состав льготируемых по налогу на прибыль социально важных видов деятельности формировался постепенно и в настоящий момент плотно приблизился к перечню не облагаемых НДС операций, что говорит о намерениях государства сгладить финансовые различия при оказании услуг государственными учреждениями и коммерческими организациями. Напомним, что равные условия работы для исполнителей разной организационно-правовой формы предусмотрены Федеральным законом от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Закон начал действовать в отдельных субъектах РФ с 01.09.2020.
На первый взгляд совмещение разных льготируемых услуг никак не может повредить применению нулевой ставки. К сожалению, это неверно. Так, БУ не вправе претендовать на льготу, если порог в 90% достигнут лишь совместным оказанием медицинских услуг и услуг по социальному обслуживанию (на это обращено внимание в Письме Минфина РФ от 17.07.2015 № 03-03-10/41223). А вот одновременное оказание образовательной и медицинской деятельности допускается, поскольку регулируется одной и той же статьей НК РФ. Но если предел в 90% достигается только за счет прибавления медицинских услуг, возникает требование к квалификации медицинского персонала. То есть для образовательного учреждения преодоление порога 90% путем включения в налоговую базу доходов от медицинской деятельности сразу же означает новый заградительный барьер: 50% штата работников должно быть сформировано из сертифицированных или аккредитованных медиков, что почти невозможно. Поэтому для достижения рубежа 90% желательно сочетать образовательные (медицинские) услуги с выполнением НИОКР: последние относятся к льготируемым работам, но никаких дополнительных условий для пользования льготой не возникнет.
Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях исчисления прибыли относятся доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 249 и 250 НК РФ). При расчете из доходов исключается НДС. Причем доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются, а, следовательно, и не лимитируются. В частности, это касается имущества, полученного БУ в рамках целевого финансирования и целевых поступлений (субсидий).
Поскольку поступления от основной деятельности БУ в расчете не участвуют, БУ остается контролировать, чтобы льготируемые доходы составляли не менее 90% доходов от внебюджетной деятельности. По мнению автора, наибольший риск создают операции по сдаче имущества в аренду – из-за весомости сумм арендной платы и регулярности их поступления.
Перед некоторыми БУ может встать альтернатива: или пользоваться льготой и снизить активность по сдаче имущества в аренду, или уплачивать налог на прибыль по общей ставке 20% и свободно развивать управление имуществом. Выбор зависит от структуры внебюджетных доходов и рентабельности платной деятельности.
Еще одним (и неожиданным) фактором в 2020 году стало перепрофилирование больниц из-за эпидемиологической обстановки, связанной с распространением COVID-19. В Письме Минфина РФ от 16.10.2020 № 03-03-06/1/90397 описана следующая ситуация. Медицинская организация в рамках государственного контракта с министерством здравоохранения субъекта РФ предоставила свободные палаты для размещения медицинских работников, задействованных для борьбы с COVID-19, а в результате лишилась права на льготу. Общего решения проблемы, при которой недостижение лимита 90% произошло из-за административных мер, на настоящий момент не предложено.
Подчеркнем: для применения нулевой ставки 90%-ю долю льготируемых доходов в общей сумме доходов необходимо соблюдать только по итогам налогового периода, каковым является календарный год. Поддержание данного показателя по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев) налоговым законодательством не предусматривается.
Если долю льготируемых доходов можно отрегулировать по результатам года, то условие по численности персонала необходимо выполнять непрерывно в течение налогового периода (то есть по состоянию на любую дату). Правда, лимит в 15 человек легко преодолим для большинства бюджетных учреждений.
БУ с доминирующей долей основной деятельности еще проще выполнять требования к численности и квалификации персонала, так как для расчетов берется весь списочный состав независимо от того, в платных или бесплатных услугах он задействован. Однако если БУ малочисленно, придется каждодневно во время действия нулевой ставки строго следить за составом персонала: любое увольнение может привести к потере льготы. Исправить ситуацию, нарастив численность, не получится, потому что для расчетов берется списочная, а не среднесписочная численность (письма Минфина РФ от 14.12.2011 № 03-03-06/4/145, от 21.09.2011 № 03-03-06/1/580).
Что касается медицинских учреждений, для них установлено дополнительное условие – численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%.
Для расчета списочной численности работников может быть использован порядок, установленный Приказом Росстата от 27.11.2019 № 711, которым утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (Письмо ФНС РФ от 11.09.2020 № СД-4-3/[email protected]). Следует учесть, что в соответствии с п. 78 этих Указаний лица, принятые на работу по совместительству из других организаций, в списочную численность работников не включаются.
БУ, изъявившие желание перейти на налогообложение прибыли по ставке 0%, не позднее чем за месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется нулевая ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий применения льготы. Данное требование не предъявляется к организациям, использующим льготу в порядке ст. 284.8 НК РФ.
По окончании каждого налогового периода, в течение которого прибыль облагалась по нулевой ставке, не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ), БУ обязаны представить в налоговый орган сведения, подтверждающие законность пользования льготой.
Пожертвование можно учесть в составе внереализационных расходов в налоговом учете в момент его осуществления, а затем включить в декларацию по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде. (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится на данную сумму — это и будет вашим налоговым вычетом. Но важно следить, чтобы сумма декларируемого пожертвования не превышала 1% от общей выручки.
Эта норма Налогового кодекса не носит заявительного характера. Никаких документов прикреплять к декларации не нужно. Но ФНС может запросить их при проведении камеральной проверки налога на прибыль.
Похожие правила действовали до 2005 года, но были отменены из-за вероятности коррупционных злоупотреблений. В нынешний непростой год к ним решено было вернуться.
Ставка налога на прибыль в федеральный бюджет
Налоговые льготы по налогу на прибыль в 2021 году
Дивиденды в декларации по налогу на прибыль в 2021 году
Срок уплаты налога на прибыль в 2021 году
Налог на прибыль 2017: ставка
Налог на прибыль — основной платеж для крупных и средних предприятий, а также значительной доли малого бизнеса, не перешедшего на спецрежимы. Основная, и применяемая к большинству предприятий, ставка налога составляет 20%. Однако законодательством предусмотрена широкая вариативность ее размера: в зависимости от вида деятельности, специфики отрасли, норм регионального законодательства и даже территории, на которой предприятие работает, ставки налога могут отличаться от основной. Поговорим о величинах ставки налога на прибыль (ННП), актуальных в 2021 году.
Меняются правила уплаты налога на прибыль
Налог на прибыль / 9:51 19 октября 2020Вам нужно будет соблюдать пропорцию по выручке на уровне 90% и поддерживать уровень среднесписочного количества сотрудников не менее чем из семи человек.
В договорах нужно внимательно обратить внимание на наименование услуги. Оно должно содержать формулировку «Разработка программного обеспечения для электронно-вычислительных машин» или «Разработка базы данных для электронно-вычислительных машин». Формулировки можно взять прямо из условий применения льготы на сайте Минкомсвязи.
Минфин разъяснил условия применения налоговых льгот IT-компаниями
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:
- Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
- Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.
По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:
- прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
- косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.
При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.
Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.
К чему применяется / когда действует ставка
Размер ставки
Основная ставка (действует, если не оговорено иное)
20%, которые делятся таким образом:
- с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
- до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.
По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)
Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний
30%
Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении
20% полностью в федеральный бюджет
Некоторые доходы иностранных организаций
Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг
15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)
Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ
Дивиденды российской организации
13%
Доходы по депозитарным распискам
Отдельные доходы от аренды иностранных организаций
10%
Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ
0%
Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.
Платить аванс по налогу на прибыль раз в квартал вправе налогоплательщики, у которых за предыдущие четыре отчётных периода доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн рублей за квартал. Платежи производятся не позднее 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Если этот день попадает на выходной, то срок переносится. Для юридических лиц, попадающих под условия поквартальной уплаты, расчёт производится так:
- по окончании I квартала исчисляется и уплачивается авансовый платеж — до 28 апреля;
- по окончании 6 месяцев исчисляется аванс за полугодие, из полученной суммы вычитается то, что было уплачено по итогам первого квартала — до 28 июля.
По окончании 9 месяцев расчёт производится аналогично.
Например, за I квартал компания заработала 100 000 рублей, а за II — 140 000 рублей. Рассчитаем авансовые платежи:
- аванс за I квартал: 100 000 * 20% = 20 000 рублей;
- база за полугодие: 100 000 + 140 000 = 240 000 рублей;
- авансовый платёж за полугодие: 240 000 * 20% = 48 000 рублей;
- налогоплательщик должен заплатить до 28 июля: 48 000 — 20 000 = 28 000 рублей.
Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:
- исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
- исходя из фактической прибыли.
По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.
Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.
Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.
При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.
Например, налогооблагаемый доход организации составил:
- за январь — 90 000 рублей;
- за февраль — 150 000 рублей;
- за март — 120 000 рублей.
По итогам каждого месяца следует уплатить:
- в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
- в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
- в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.
Налоговые льготы для IT-компаний: как применять с 2021 года?
Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:
- если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
- если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.
Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.
При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.
Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).
С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).
Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.
С 01.01.2021 упрощается порядок возврата переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (Федеральный закон от 01.10.2020 № 312-ФЗ).
По действующим правилам возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленных на индивидуальные лицевые счета работников, невозможен.
С нового года зачисление переплаты на лицевые счета работников не сможет служить основанием для отказа в возврате переплаченных страховых взносов. В возврате взносов откажут только в том случае, если работник, на лицевой счет которого были зачислены переплаченные взносы, вышел на пенсию.
С 2021 года вводится в действие новая форма декларации по налогу на имущество организаций (приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/[email protected]).
В частности, обновленная форма учитывает перенос сроков уплаты налога (авансовых платежей по нему) в течение 2020 года из-за распространения COVID-19; освобождение ряда организаций от уплаты налога за II квартал 2020 года. Контрольные соотношения для обновленной декларации приводятся в письме ФНС России от 30.09.2020 № БС-4-21/[email protected]
На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.
На весь 2021 год продлен срок действия пониженной ставки НДС в отношении внутренних воздушных перевозок (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). С нового года услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением авиаперевозок в Крым, Калининградскую область и на Дальний Восток, а также региональных авиаперевозок в обход Московского авиаузла) по-прежнему будут облагаться НДС по ставке 10%.
С 2021 года для организаций отменяется обязанность по представлению в ИФНС деклараций по земельному налогу (ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).
Вместо декларации для уточнения налоговых платежей, поступивших за соответствующий налоговый период, организациям будут направляться сообщения об исчисленных суммах налога. Возможность приема деклараций, в том числе уточненных, за налоговые периоды ранее 2020 года сохраняется. Если организация не получит сообщение об исчисленном за 2020 год налоге, она обязана будет направить в ИФНС сообщение об имеющихся у нее земельных участках, признаваемых объектами налогообложения. Сообщение представляется в срок до 31.12.2021 по форме, утв. приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/[email protected]
Налог на прибыль уплачивается на следующие КБК:
Бюджет, в который уплачивается аванс/налог Что уплачивается КБК Федеральный Налог 182 1 01 01011 01 1000 110 Пени 182 1 01 01011 01 2100 110 Штраф 182 1 01 01011 01 3000 110 Региональный Налог 182 1 01 01012 02 1000 110 Пени 182 1 01 01012 02 2100 110 Штраф 182 1 01 01012 02 3000 110 Образец платежки по налогу на прибыль вы найдете ниже.
Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.
Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).
Налог на прибыль для IT‑компаний
Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):
- Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.
- Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.
- В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.
- Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.
- В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).
То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.
Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.
Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.
В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.
В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.
Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.
Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.
Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.
Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.
Сельхозставка. Самым громким нововведением во взимании НДС в начале 2021 года должно стать введение Законом на основе законопроекта от 15.06.2020 г. № 3656 отдельной уменьшенной ставки НДС в размере 14 %.
Обращаем внимание! Этот законопроект уже принят ВРУ. В то же время сейчас в ВРУ зарегистрированы три постановления, которыми предлагается его отменить. Пока эти постановления не будут отменены, закон не вступит в силу. А как сказано в самом законопроекте, его нормы начинают действовать с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования. Поэтому если эти постановления будут отменены в январе 2021 года и закон обнародуют в январе, то ставка 14 % начнет действовать с 01.02.2021 г.
Как рассчитать налог на прибыль организаций
С 1 января 2020 года будет уточнено, что к расходам на ремонт относятся не только расходы на ремонт основных средств, но и иного имущества (п. 1 ст. 260 НК РФ в ред. ФЗ N 325-ФЗ).
Жаль, что в отношении возможности учета расходов на ремонт арендованного имущества, не являющемся амортизируемым, уточнения в данную статью не внесены. Но Минфин РФ разъяснял, что расходы на ремонт неамортизируемого имущества могут учитываться на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов при условии, что такие расходы обоснованы и документально подтверждены (Письмо Минфина РФ от 01.02.2011 N 03-03-06/1/51).
С 1 января 2020 года для организаций, имеющих статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта ставка налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (при соблюдении определенных условий) установлена в размере 0 процентов (пп. 1.14. п.1 ст. 284 НК РФ введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 269-ФЗ (далее — ФЗ N 269-ФЗ)). Кроме того, законами субъектов Российской Федерации для таких налогоплательщиков может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (абз. 10 п.1 ст.284 НК РФ введен ФЗ N 269-ФЗ)
Особенности применения налоговых ставок участниками специального инвестиционного контракта определены новой статьей 284.9 НК РФ (введена ФЗ N 269-ФЗ).
Также с 1 января 2020 года вводится нулевая ставка и особенности ее применения для музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (п. 1.13 ст. 284 и ст.284.8 НК РФ введены Федеральным законом от 26.07.2019 N 210-ФЗ (далее — ФЗ N 210-ФЗ)). В частности, одно из условий применения ставки 0% — доходы от деятельности музеев, театров, библиотек, учитываемые по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90 процентов всех налогооблагаемых доходов (п.2 ст.284.8 НК РФ введен ФЗ N 210-ФЗ).
[2]
С 1 января 2020 года специализированные застройщики, заключившие кредитные договоры с уполномоченным банком, на предоставление целевого кредита в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » будут учитывать в расходах проценты по такому кредиту на дату их уплаты, т.е. «кассовым методом» (пп. 12 п.7 ст.272 НК РФ введен ФЗ N 325-ФЗ).
Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, устанавливается в размере 13,5 % (12,5 % в 2017 — 2020 годах) для организаций, состоящих на налоговом учете на территории Республики Башкортостан, заключивших с Правительством Республики Башкортостан инвестиционное соглашение об условиях реализации приоритетного инвестиционного проекта и осуществивших капитальные вложения в объекты основных средств производственного назначения (приобретение основных средств (за исключением приобретения основных средств по договору лизинга), не бывших ранее в эксплуатации, новое строительство (в том числе хозяйственным способом), используемые исключительно для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Башкортостан, предназначенных для реализации третьим лицам (далее — инвесторы).
Пониженная налоговая ставка применяется инвестором в зависимости от суммарного объема капитальных вложений, фактически осуществленных в приоритетный инвестиционный проект в течение первых трех лет, в течение первых пяти лет — при объеме капитальных вложений свыше 5000 млн. рублей, его реализации по данным бухгалтерского учета, начиная с начала года (налогового периода), следующего за годом, в котором объем капитальных вложений достиг уровня, дающего право на ее применение.
Инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект на территориях муниципальных образований Республики Башкортостан, включенных в утверждаемые Правительством Республики Башкортостан комплексные программы экономического и социально-экономического развития муниципальных образований Республики Башкортостан, от 10 млн. рублей до 1500 млн. рублей включительно — на 3 налоговых периода*
*В соответствии с Федеральным законом N 302-ФЗ от 03.08.2018 г. «Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 года, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 — 2022 годов»
Ставка налога на прибыль организаций для организаций — участников региональных инвестиционных проектов.
Налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Республики Башкортостан, для организаций — участников региональных инвестиционных проектов, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов, устанавливается в размере 10 процентов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, рассчитанной исходя из ставки налога в размере 20 процентов, и суммой налога, исчисленного с применением установленной настоящей статьей пониженной налоговой ставки, определенная нарастающим итогом за указанные отчетные (налоговые) периоды, составила величину, равную объему осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта капитальных вложений, определяемому в соответствии с пунктом 8 статьи 284.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Похожие записи:
-