Новое в 223 ФЗ в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в 223 ФЗ в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.

Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.

Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.

Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:

  1. Предложение по предмету закупки.

  2. Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.

Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.

Максимальный срок оплаты поставленных товаров по договору с участием только субъектов МСП, составляет не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара.

Со 2 января 2021 года при нарушении сроков оплаты по договору, заключенному с субъектом МСП, или по его отдельному этапу на заказчиков распространяется административная ответственность в виде штрафов.

Суть этого раздела — предоставить сводные данные о квотируемой продукции, принятой заказчиком с выделением стоимостного объема товаров российского происхождения.

Для этого по каждому коду товара (графа 2) и для каждого наименования товара (графа 3) указываются:

  • размер минимальной доли закупок российских товаров для каждого товара и кода (графа 4);

  • информация о договорах поставки или договорах подряда/оказания услуг, если товары поставляются при их исполнении (графа 5);

  • общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров для каждой строки (графа 6);

  • общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров российского происхождения (графа 7).

Следует учитывать, что товарами российского происхождения для целей ПП № 2013 являются те, которые произведены не только в России, но и в странах ЕАЭС.

В данном разделе предоставляются данные по каждому наименованию товара и по коду товара ОКПД2 с точки зрения того, была ли достигнута заказчиком минимальная доля закупок российских товаров.

В этом разделе в отдельных графах указываются:

  • размер минимальной доли закупок российских товаров (здесь и далее — в т.ч. поставляемых при оказании услуг/выполнении работ);

  • информация о договорах на поставку товаров;

  • стоимостной объем поставленных товаров;

  • стоимостной объем поставленных российских товаров;

  • размер доли закупок российских товаров, которые удалось достичь также по каждому коду и наименованию товара.

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

от 4 406 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

Бесплатно Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

от 7 031 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

от 4 593 руб Подробнее

☎ Связаться с нами!

4. Изменения в порядке закупок операторов по обращению с ТКО

С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Положения о закупках должны быть актуализированы, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок.

Ежемесячная отчетность по 223-ФЗ: что изменится с 1 октября 2021 года

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:

  • в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
  • в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.

Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.

Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.

О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.

Внесены изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ

Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:

  • для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.

В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.

Включает:
— пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
— сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
— нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
— введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

  • Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
    В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
    Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:
    Какие произойдут изменения В настоящее время С 1.01.2022
    Заявка Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части
    Возможность внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок
    Участие в торгах: время для подачи ценового предложения 10 минут 4 минуты
    Общее время для проведения торговой сессии Не ограничено 5 часов с момента начала торгов

    Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года

    Что изменили

    Суть изменений

    Квоты на российские товары

    Постановление Правительства от 03.12.2020 № 2013

    Установили перечень товаров, для которых нужно выполнить минимальную долю закупок российской продукции. Всего в перечне 251 позиция.
    Внесите изменения в положение о закупке и в план закупок

    План закупок по 223-ФЗ

    Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799

    В план закупки на 2021 год нужно внести дополнительные сведения:

    • о количестве и единице измерения товара, который заказчик закупает в рамках строительного договора и принимает к бухучету в качестве объекта основных средств;
    • об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, которая предоставлена на реализацию национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов.

    В остальном план закупки на 2021 год заполняйте по-прежнему.

    Используйте новую форму плана закупки

    Годовой отчет о закупках у МСП

    Постановление Правительства от 09.12.2020 № 2058

    Изменили форму годового отчета о закупках у МСП.

    Дополнили перечень договоров, которые не нужно учитывать в общем объеме закупок у МСП: исключите закупки, которые проводили с 1 января 2020 года госкомпании, созданные на основании федерального закона. При этом цель закупки –реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. План утвердило Правительство 30.09.2018 года под номером 2101-р. Такие закупки не учитывают, если сработали два условия:
    1) по результатам закупки заключили договор, предмет которого одновременно проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования федерального значения и отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью;
    2) компания установила в отношении участников закупки требование привлечь к исполнению договоров субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Используйте новую форму годового отчета о закупках у МСП

    Реестр договоров по 223-ФЗ

    Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799

    Уточнили, когда нужно направлять сведения об исполнении договора.
    Внесите в реестр:

    • сведения о том, что договор или его этап исполнен, и документы, которые оформили по результатам приемки исполнения;
    • информацию об оплате договора и подтверждающие документы.

    Срок направления сведений – 10 календарных дней со дня приемки или оплаты.
    Направляйте в реестр договоров дополнительные сведения:

    • о цене единицы товара, работы или услуги;
    • при закупке строительных работ – о товарах, которые принимаете к бухучету.

    Новые правила ведения реестра договоров применяются к закупкам, извещения о которых размещены после 1 января 2021 года

    С 2 января 2021 года

    Заказчики по 223-ФЗ

    Федеральный закон от 22.12.2020 № 443-ФЗ

    Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами должны применять Закон № 223-ФЗ.

    Скорректируйте положения о закупке и разместить их в ЕИС. На это есть 90 дней со дня вступления в силу закона

    Штраф по 223-ФЗ

    Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-Ф3

    За нарушение сроков оплаты по договорам с субъектами МСП заказчика привлекут к ответственности: должностное лицо заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., юрлицо – от 50 000 до 100 000 руб.

    Соблюдайте срок оплаты по договору с МСП – 15 рабочих дней с даты, когда подписали документы о приемке

    С 1 апреля 2021 года

    Закупки среди МСП

    Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ

    1) Скорректировали порядок проведения электронного конкурса:

    • среди его этапов нельзя проводить квалификационный отбор участников;
    • сроки проведения каждого этапа надо указывать в документации, а не в извещении.

    2) Электронный запрос предложений нужно проводить по тем же правилам, что и электронный конкурс. Подача окончательного и дополнительного ценового предложения не предусмотрена.
    3) Установили требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки.
    4) Предусмотрели исчерпывающий перечень документов, которые заказчик может требовать в составе заявки от участников – субъектов МСП.

    Внесите изменения в положение о закупке

    Что изменили

    Суть изменений

    С 27 ноября 2020 года

    Закупки среди МСП

    Постановление Правительства от 24.11.2020 № 1909

    1) Участники закупки не должны декларировать в заявках свою принадлежность к субъектам МСП. Для подтверждения статуса достаточно сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а для
    самозанятых лиц – информации на сайте ФНС.
    Заказчик сам должен проверить, есть ли сведения об участнике на сайте ФНС или в реестре. Если сведений на этих ресурсах нет – откажите участнику в допуске к закупке или в заключении договора.
    Эти правила действуют и при закупке с обязательным привлечением субподрядчиков из числа МСП. Требовать документы о подтверждении статуса нельзя.

    2) На заключение договора с МСП отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих.

    Учитывайте изменения в положении о закупке и в документации

    Согласование закупки с комиссией по импортозамещению

    Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2020 № 2446-р

    В перечень товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению, включили коммуникационную аппаратуру.
    Правки внесли в распоряжение Правительства от 18.07.2018 № 1489-р

    Закупка российских товаров, работ, услуг

    Федеральный закон от 31.07.2020№ 250-ФЗ

    Правительству в рамках 223-ФЗ дали право устанавливать размер минимальной доли закупок российских товаров, работ и услуг. Для товаров, в том числе и тех, которые поставляют для работ и услуг, обязали прописывать в договорах страну происхождения

    Новые критерии инновационной и высокотехнологичной продукции

    Приказ Минэнерго № 175 от 11.03.2020

    К инновационной относят продукцию, которая отвечает одновременно двум критериям: экономическая эффективность и научно-техническая новизна. Научно-техническую новизну характеризуют улучшенными потребительскими свойствами или использованием новых технологий.

    К высокотехнологичной относят продукцию, которая отвечает одновременно двум критериям: экономическая эффективность и использование сложных технологий

    Закрытые закупки

    Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ

    Закрытые закупки по 223-ФЗ разрешили проводить в рамках ГОЗ:

    • создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники;
    • разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. Проведите одну из закрытых закупок: конкурс, запрос котировок, запрос предложений, другую закрытую закупку.
      Эти сведения запретили размещать в ЕИС

    Реестр договоров по 223-ФЗ

    постановление Правительства от 27.12.2019 № 1906

    Заказчики обязаны вносить в реестр договоров наименование страны происхождения товара по общероссийскому классификатору. Речь об ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, который приняли постановлением Госстандарта от 14.12.2001 № 529-ст. Раньше такой обязанности не было

    Самозанятые МСП

    Закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ

    Самозанятых приравняли к МСП. Теперь подобным участникам предоставляйте те же преференции, что и субъектам МСП. Раньше самозанятые участвовали в закупках на общих основаниях

    Срок оплаты МСП

    Постановление Правительства от 18.09.2019 № 1205

    Сократили сроки оплаты по договорам с МСП с 30 до 15 рабочих дней. Речь о договорах по итогам трех видов закупок:

    1. Среди любых участников, в том числе МСП.
    2. Только среди МСП.
    3. С требованием привлечь к исполнению договора субподрядчиков или соисполнителей из числа МСП.

    Правки внесите в проекты договоров и в текст документации

    Объем закупок у МСП

    Постановление Правительства от 01.08.2019 № 1001

    Заказчики должны закупать у МСП в размере 18 процентов от среднегодового объема. Прежний объем составлял 15 процентов

    План закупок по 223-ФЗ

    Постановление Правительства от 27.12.2019 № 1906

    Изменили требования к плану закупок. Теперь при планировании закупок по 223-ФЗ надо учитывать:

    • трехлетнее планирование закупок у МСП вместо однолетнего, как было раньше;
    • правило внесения изменений в план закупок не только для конкурсов и аукционов, как прежде, но и для прочих конкурентных закупок;
    • техническую правку по статье 15 Закона № 44-ФЗ

    Закупки строительства

    Проект закона от 12.05.2020

    Планируют дополнить Закон № 223-ФЗ статьей 3.1-4. Нормой установят особенности, по которым заключают и исполняют договоры. При этом объект закупки – одновременно подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капстроительства. Сейчас отдельных правил для подобных договоров нет

    Преференции при закупках

    223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно). Курс в Москве

    Опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят правила закупок, последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ. Слушателям будет предоставлен доступ к электронной базе нормативных, методических и учебных материалов по 223-ФЗ, тематическим подборкам судебной и административной практики, образцам и примерам заполнения документов, а также возможность закрепить и расширить полученные знания в электронной информационно-образовательной системе.

    • Обязательная проверка заказчиками поставщиков на наличие привлечений к АО.

    Следует отметить, что заказчики и раньше имели возможность это делать, но сейчас проверка стала их обязанностью. Поставщики будут проверяться на привлечение к ответственности по ст. 19.28 КоАП. Информация об этом будет поступать в ЕИС из реестра Генпрокуратуры.

    • Введение квот на товары, производимые в сторонах ЕАЭС.

    Правительство собирается осуществлять контроль закупок заказчиками таких товаров. Постановлением №2014 от 3-го декабря 2020 г. количество таких товаров составило 107 видов. Для каждого из них определена годовая квота в процентах – от 50 до 90. Квота на лифты, например, составляет 90%. Пока что игнорирование квот не грозит заказчикам штрафом, однако в 2022 году его планируют ввести.

    Изменения в Законах 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2021 году

    • Изменение правил включения в РНП.

    При учредительской или акционерной доле меньше 25%, они не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. Но члены правления в него попадают. При передаче полномочий участником, входящим в РНП, другому человеку, последний включается в список недобросовестных поставщиков.

    • Подвергание штрафу поставщиков, предоставивших недостоверную информацию.

    Не имеет значения, на каком этапе торгов она была предоставлена – при подаче заявки, заключении/исполнении договора. В частности, предоставление неверных данных о товаре на этапе подачи заявки ИП и лиц «при должности» предполагается штрафовать на 10 000-30 000 ₽, юрлиц – на 50 000-200 000 ₽.

    • Введение нового порядка обжалования закупок.

    Оформить жалобу при подаче заявок могут только участники, которые отвечают условиям «стоимостной предквалификации», то есть уже успешно исполняли ранее контракты по госзакупкам.

    • Введение квот на товары членов ЕАЭС.

    Согласно постановлению правительства №2013 от 3-го декабря 2020 года квотированию подвергнут 251 товар — бумажно-картонная продукция, товары автопрома, инструменты, медоборудование, мебель, лифты и пр. На отечественный товар установлена квота в 50-60%.

    • Штрафование за просрочку оплаты.

    Законом №453 от 22-го декабря установлены штрафы за нарушение сроков оплаты представителями МСП товаров, приобретённых по госзакупкам в рамках 223-ФЗ. Должностные лица «наказываются» на 30 000-50 000 ₽, юрлица — на 50 000-100 000 ₽.

    • Введение в область действия законов о госзакупках региональных служба по обращению с ТКО.

    Таким образом, число заказчиков по 223-ФЗ возросло. Свои положения новые участники закупок должны оформить и разместить в ЕИС не позднее 90 дней с момента действия поправок.

    • Уменьшение количества документов, подаваемых поставщиками, относящимися к МСП.

    Заказчик лишён права требовать какие-либо иные документы, кроме следующих:

    • От ИП – ФИО, адрес проживания, данные паспорта. От юрлиц – название организации, документ о ее учреждении, адрес.
    • ИНН.
    • Документация, требуемая для обеспечения заявки.
    • Ксерокопия постановления об одобрении сделки.
    • Документ, подтверждающий отсутствие налоговых долгов, процедуры ликвидации/банкротства.
    • Описание и стоимость товара.

    Другие требования, касающиеся оформления заявок и наличия в них различных документов (справок, выписок и пр.), время получения которых сопоставимо со временем подачи заявок, исключаются.

    Планируется также возложение на заказчиков обязанностей обосновывать НМЦ.

    • Планируют обязать заказчиков обосновывать НМЦ

    Потребуется включить порядок обоснования начальной договора, единицы товара, порядок определения, формулы цены для расчета сумм, которые заказчик заплатит поставщику при исполнении договора. Когда поправки вступят в силу, у заказчиков будет 90 дней, чтобы актуализировать положения о закупке.

    Руководитель отдела образовательных программ Росэлторг. В системе государственных, муниципальных и корпоративных закупок в качестве поставщика проработала более 5 лет, три из которых – руководила тендерным отделом Государственного университета управления. Кандидат экономических наук.

    Таблица изменений в закупках по 223-ФЗ в 2021 году

    Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.

    п. 7.1 ч. 1 ст. 31 — это требование к юридическому лицу, согласно которому он, в течение двух лет до даты подачи заявки на участие, не привлекался к административной ответственности по статье 19.28 КОАП.

    Еще раз обращаем внимание на то, что данное соответствие заказчик в 2021 году должен обязательно проверять!

    С 1 апреля 2021 года меняются алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.

    Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:

    • достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
    • отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
    • возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
    • стандартное время рассмотрения заявок
    • один рабочий день

    Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.

    Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!

    В 2021 году изменения коснутся и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:

    • Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
    • Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
    • Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
    • Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
    • Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.

    Время покажет, как на самом деле будут реализованы все вышеперечисленные функции в 2021 году.

    Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

    Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

    Измененная редакция ст. 82.1 44-ФЗ должна была вступить в силу 1 июля 2020 г., затем ее отложили до 1 октября. Ожидается, что поправка заработает с 1 апреля 2021 года.

    По новым правилам госзаказчики смогут закупать ТРУ с помощью запроса котировок, если цена контракта не превышает 3 млн рублей вместо 500 тыс. рублей. Ограничение в 10 % от суммарного годового объема закупок сохранилось, но предельную сумму в 100 млн рублей убрали.

    В алгоритме проведения электронного запроса котировок появилось много нового.

    • Минимальный срок подачи заявок сократили с 5 до 4 рабочих дней.
    • Редактирование извещения исключили. Если заказчик ошибся, он должен отменить закупку и провести ее заново.
    • Отменить торги можно за 1 час до окончания срока подачи заявок (сейчас 2 дня).
    • Изменился состав заявки. Теперь соответствие участника требованиям ст. 31 44-ФЗ нужно не только декларировать, но и подтверждать документально. Также в заявке нужно указывать страну происхождения товара без привязки к ст. 14 и прикладывать решение об одобрении сделки в крупном размере.
    • Право ранжировать предложения по цене переходит от оператора ЭП к котировочной комиссии.
    • Продление процедуры для несостоявшегося запроса котировок не предусмотрено. Если есть хоть одна заявка, заключают контракт, нет – проводят закупку заново.
    • На рассмотрение заявок и определение победителя членам комиссии дается 1 день, после этого они подписывают протокол раскрытия и в течение 1 часа размещают его на ЭП.
    • Заключение контракта происходит по сокращенной схеме: в течение 3 часов с момента публикации протокола заказчик размещает проект контракта, на подписание которого сторонам отводят 2 рабочих дня (по одному для победителя торгов и заказчика).

    Еще одно новшество процедуры – полный переход на электронный документооборот. Все документы, в том числе протокол раскрытия, подписываются усиленными электронными подписями, поэтому заранее нужно озаботиться их получением для всех членов котировочной комиссии.

    Затрудняетесь в организации и проведении запроса котировок? Закажите соответствующую услугу в ГК «Ценный Контракт», мы проконсультируем вас или выполним весь объем работ самостоятельно.

    С 1 апреля 2021 года госзаказчики смогут самостоятельно выбрать, как проводить закупки по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ:

    • на сумму до 600 тыс. рублей у единственного поставщика, руководствуясь старыми правилами (без «электронного магазина», за исключением ЕАТ «Березка» и региональных «электронных магазинов»);
    • на сумму до 3 млн рублей по новым правилам, изложенным в ч. 12, дополнившей ст. 93 44-ФЗ (в «электронном магазине»).
    • Новая часть содержит порядок проведения закупок в электронной форме. Она включает:
    • требования к предварительному предложению поставщика и порядок его размещения в «электронном магазине»;
    • правила формирования и размещения заказчиком извещения о закупке;
    • требования к действиям оператора ЭП;
    • алгоритм определения поставщика;
    • порядок заключения контракта.

    Обращаем внимание, что ч. 12 ст. 93 распространяется только на закупку товаров.

    Одна из самых обсуждаемых новаций 2021 года – сокращение конкурентных способов закупки. В обновленном 44-ФЗ их планируют оставить всего три:

    • конкурс (закрытый, электронный, закрытый в электронной форме);
    • аукцион (закрытый, электронный, закрытый в электронной форме);
    • электронный запрос котировок.

    Из закона убрали все виды запроса предложений, бумажные варианты аукциона, конкурса, запроса котировок, два вида конкурсов (двухэтапный и с ограниченным участием).

    Обновлен перечень случаев, когда используются закрытые способы закупки, часть из них (за исключением сведений, содержащих гостайну) переведена в электронную форму.

    Столь радикальное изменение системы регламентированных торгов, направленное, по словам заместителя министра финансов Алексея Лаврова, на «унификацию и упрощение всех процедур», повлекло серьезную переработку многих норм 44-ФЗ. Из него убрали почти треть статей (35 из 112), а более 10 подзаконных актов, наоборот, ввели в текст закона.

    Из открытых способов закупки планируют исключить всю дополнительную документацию, оставив только извещение и проект контракта. Вся нужная информация будет входить в извещение, поэтому его форму существенно переработают.

    Чтобы упрощение процедур закупки не привело к ухудшению качества исполнения контрактов, усиливают требования к участникам торгов.

    Так, на закупки с НМЦК свыше 20 млн рублей смогут претендовать только те участники, в активе которых есть хотя бы один исполненный без неустоек государственный или муниципальный контракт стоимостью не менее 20 % от суммы, вынесенной на торги.

    Какие изменения по 223-ФЗ учитывать в 2021 году

    С 2021 года появится возможность заключать контракты на строительство под ключ, объединяющие в одной закупке проведение инженерных изысканий, подготовку проекта, строительные работы, поставку оборудования. По действующему законодательству такие контракты были возможны только при реализации национальных проектов в сфере здравоохранения. В обновленном 44-ФЗ указанный режим предлагают распространить на любые объекты капитального строительства и капитальный ремонт таких объектов.

    Исполнению контрактов под ключ посвящена новая редакция ст. 110 44-ФЗ. Поскольку при таких закупках рассчитывают не НМЦК, а ориентировочную стоимость, поправки, позволяющие корректировать цену такого контракта, внесены в ст. 95.

    Квотирование закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ введено Федеральным законом № 249-ФЗ в 2020 году, а вот какой должна быть доля отечественной продукции и каков ее перечень, Правительство определит в 2021 году.

    По новым правилам при закупке квотированных товаров заказчик обязан признать торги несостоявшимися, если не будет подано ни одной заявки с продукцией российского производства, и продлить подачу заявок. Закупать товар иностранного происхождения можно только в том случае, если повторная процедура не дала результата.

    Часть из описанных выше новаций является законодательной инициативой Минфина и пока только обсуждается. Как только новая редакция 44-ФЗ будет принята, мы обязательно разберем его положения в наших статьях и включим изменения в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ в программы обучения торгам.

    В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223.

    Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям:

    1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

    а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке;

    б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

    2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

    3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223.

    Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников.

    В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2].

    Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур.

    К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:

    • закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 600 000 рублей с НДС включительно (или иную сумму, предусмотренную Положением заказчика и региональными нормативно-правовыми актами);

    Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).

    • вследствие документально подтвержденных чрезвычайных событий, эпидемиологической ситуации, когда возникает срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах), в связи с чем применение других видов процедур закупки невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения;

    В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

    Что нужно изменить в Положении о закупке по 223-ФЗ в 2021 году

    Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.

    Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар:

    — без проведения конкурентных процедур;

    — вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП).

    Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок.

    Отчетность по закупкам у единственного контрагента

    Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

    1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет);

    2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет);

    3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]).

    Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18).

    Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

    В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете.

    В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур).

    В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров.

    Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно:

    — развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений;

    — информационной открытости закупки.

    Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.

    Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:

    • определение сторонами (заказчиком и контрагентом) существенных условий договора (цена, количество товара, объем работ/услуг, сроки поставки/оказания услуг/выполнения работ, ответственность сторон, порядок приемки и оплаты и др.);
    • направление сторонами договора на ознакомление и подпись (согласно порядку, установленному в Положении).

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках.

    [1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции.

    [2] ст.3.6 ФЗ №223

    [3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

    [4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

    [5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223

    [6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года.

    [7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным.

    [8] При указании такой возможности в Положении о закупках.

    [9] При указании такой возможности в Положении о закупках.

    [10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

    Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

    Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

    • презентации к выступлениям;
    • нормативно-правовые документы;
    • материалы судебной практики;
    • статьи экспертов по теме;
    • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

    Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

    Перейти на страницу материалов


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *