Согласно конвенции оон по правам ребенка ребенок ограничен в своих правах по сравнению со взрослым

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласно конвенции оон по правам ребенка ребенок ограничен в своих правах по сравнению со взрослым». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Конвенция о правах ребенка

  • Кто мы
  • Права человека
  • Демократия
  • Верховенство права
  • Европейская конвенция о правах человека
  • Трудоустройство и стажировки
  • Посещение Совета Европы
  • Лента новостей
  • Видеоканал «Права человека»
  • Фотогалереи
  • Книжный интернет-магазин
  • Бесплатные публикации
  • Информационные кампании
  • Архивы
  • Архив веб-страниц
  • Ассоциация сотрудников
  • Административный суд
  • Доступность веб-сайта
  • Карта веб-сайта
  • Схема проезда

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка….

Конвенция ООН «О правах ребенка»

К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы – показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1986 – Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья – соотечественники) и международном (принимающая семья – иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

К 2002 документ ратифицировало 191 государство. Все они каждые 5 лет предоставляют в Комитет ООН по правам ребенка отчеты о том, какие шаги предпринимаются в их странах для обеспечения защиты прав ребенка, какие сложности возникают при реализации тех или иных положений Конвенции, каковы пути решения этих проблем. На основе предоставленной информации Комитет по правам ребенка готовит экспертную оценку и рекомендации для каждой страны: на что стоит обратить особое внимание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь, какие существуют методы их решения и т.п.

Помимо этого, диалог между международным экспертным сообществом, международными и национальными организациями по защите прав детей ведется за рамками ООН – на специальных международных встречах.

Так представительная международная встреча на высшем уровне прошла 29–30 сентября 1990 в Нью-Йорке. На ней была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-e годы. Кроме того, был выработан План действий по осуществлению этого документа. Он включил в себя практические мероприятия, направленные на:

– улучшение условий жизни детей и повышение их шансов на выживание путем расширения доступа к медицинскому обслуживанию для женщин и детей;

– сокращение распространения поддающихся профилактике заболеваний;

– создание более широких возможностей для получения образования;

– решение продовольственной проблемы; защита детей, оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.

За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.

В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституция Российской Федерации.

– Семейный кодекс Российской Федерации.

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

– Федеральный закон об образовании.

– Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

– Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», принятая в августе 1994. Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство». С 1997 в составе программы «Дети России» еще две ФЦП: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей». С 1999 – ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

В условиях социально-экономической ситуации в постперестроечной России положение детей осложнилось. Переход к рыночной экономике, развал традиционных структур социальной защиты, семейные трудности и, как следствие, разрушение социальных связей оказали особо пагубное влияние на здоровье и благополучие детей. Это связано с тем, что дети, так же, как и пожилые люди, в большей степени зависимы от государства и системы социальных институтов.

Детское население России сократилось с 1996 по 2001 на 4,4 млн. Здоровье подрастающего поколения постоянно ухудшается: по данным Министерства здравоохранения (февраль 2001), общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась на 10,2% по всем классам болезней, рост заболеваемости туберкулезом достиг 21,8%.

Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 он составлял 17,4 промилле, в 2000 – сократился до 15,3. Также за период с 1990 по 2000 показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%.

Кроме того, период с 1990 по 2000 отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 – 21, 4, в 1999 – 21.

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные – «социальные сироты» при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений – 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны «необучаемыми». Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные «необучаемыми», в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Опыт многих западных стран (Швеции, Дании, Германии, США и др.) наглядно демонстрирует, что специальные службы поддержки семей детей с интеллектуальными нарушениями, темы интеграционного образования, а также система государственного контроля за соблюдением их прав позволяют таким детям (а впоследствии, взрослым) вести активную социальную жизнь: учиться, работать, общаться с другими людьми.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Конвенция ООН о правах ребенка

Статья 42

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.

Статья 43

1. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.

2. Комитет состоит из десяти экспертов, обладающих высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Члены Комитета избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению, а также главным правовым системам.

3. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

4. Первоначальные выборы в Комитет проводятся не позднее, чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящей Конвенции, а впоследствии — один раз в два года. По крайней мере за четыре месяца до дня каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить свои кандидатуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфавитном порядке список всех выдвинутых таким образом лиц с указанием государств-участников, которые выдвинули этих лиц, и представляет этот список государствам-участникам настоящей Конвенции.

5. Выборы проводятся на совещаниях государств-участников, созываемых Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этих совещаниях, на которых две трети государств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников.

6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.

7. В случае смерти или выхода в отставку какого-либо члена Комитета или если он или она по какой-либо иной причине не может более исполнять обязанности члена Комитета, государство-участник, выдвинувшее данного члена Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан на оставшийся срок при условии одобрения Комитетом.

8. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.

9. Комитет избирает своих должностных лиц на двухлетний срок.

10. Сессии Комитета, как правило, проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом ином подходящем месте, определенном Комитетом. Комитет, как правило, проводит свои сессии ежегодно. Продолжительность сессии Комитета определяется и при необходимости пересматривается на совещании государств — участников настоящей Конвенции при условии одобрения Генеральной Ассамблеей.

11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет персонал и материальные средства для эффективного осуществления Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией.

12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенций, получают утверждаемое Генеральной Ассамблеей вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на условиях, устанавливаемых Генеральной Ассамблеей.

Статья 44

1. Государства-участники обязуются предоставлять Комитету через Генерального секретаря Организации Объединенных Наций доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав:

a) в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для соответствующего государства-участника;

b) впоследствии через каждые пять лет.

2. В докладах, представляемых в соответствии с настоящей статьей, указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств по настоящей Конвенции. Доклады также содержат достаточную информацию, с тем чтобы обеспечить Комитету полное понимание действий Конвенции в данной стране.

3. Государству-участнику, представившему Комитету всесторонний первоначальный доклад, нет необходимости повторять в последующих докладах, представляемых в соответствии с пунктом 1b настоящей статьи, ранее изложенную основную информацию.

4. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления настоящей Конвенции.

5. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее через посредство Экономического и Социального Совета.

6. Государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

Статья 46

Настоящая Конвенция открыта для подписания ее всеми государствами.

Статья 47

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 48

Настоящая Конвенция открыта для присоединения к ней любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 49

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после даты сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединяется к ней после сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи таким государством на хранение его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья 50

1. Любое государство-участник может предложить поправку и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь затем препровождает предложенную поправку государствам-участникам с просьбой указать, высказываются ли они за созыв конференции государств-участников с целью рассмотрения этих предложений и проведения по ним голосования. Если в течение четырех месяцев, начиная с даты такого сообщения, по крайней мере одна треть государств-участников выскажется за такую конференцию, Генеральный секретарь созывает эту конференцию под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая поправка, принятая большинством государств-участников, присутствующих и участвующих в голосовании на этой конференции, представляется Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на утверждение.

2. Поправка, принятая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, вступает в силу по утверждении ее Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и принятия ее большинством в две трети государств-участников.

3. Когда поправка вступает в силу, она становится обязательной для тех государств-участников, которые ее приняли, а для других государств-участников остаются обязательными положения настоящей Конвенции и любые предшествующие поправки, которые ими приняты.

Статья 51

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения.

2. Оговорка, не совместимая с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускается.

3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который затем сообщает об этом всем государствам. Такое уведомление вступает в силу со дня его получения Генеральным секретарем.

Статья 52

Любое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу по истечении одного года после получения уведомления Генеральным секретарем.

Статья 53

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций назначается депозитарием настоящей конвенции.

Статья 54

Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительствами, подписали настоящую Конвенцию.

Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49), стр. 230–239.

  • Права ребёнка
  • Воспитание
  • Детское общественное объединение
  • Международное право
  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Европейская социальная хартия (en)
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000)

  • Статьи 1—4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
  • Статьи 5—11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12—17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 18—27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  • Статьи 28—31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  • Статьи 32—36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37—41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.
  • Особенности прав детей
  • Основные права ребёнка в России
    • Какие общие права имеет ребёнок в нашей стране?
    • Права ребёнка в семье
    • Социальные права ребёнка
    • Личные права ребёнка
    • Имущественные права детей
    • Права ребёнка на алименты
    • О трудовых правах
    • Право на медицинское обслуживание
  • Права ребёнка с рождения и по возрастам
  • Ответственность за нарушение прав ребёнка
  • Международные права ребёнка
  • Гарантии прав ребёнка, защита его интересов. Как они защищаются в России?
  • Отличия прав детей в России и за рубежом

Несовершеннолетний ребёнок в РФ наделён такими правами:

  • жизнь и воспитание в семье;
  • защита интересов;
  • общение с родителями, родственниками;
  • выражение собственного мнения;
  • имя и его перемена;
  • образование;
  • медицина;
  • имущество.
  • Кабинет психолога
  • Документы
  • Этика психолога
  • Мероприятия
  • Анонсы методик

  • Полнотексты методик*
  • Технологии*
  • Кейсы*

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

В начале середине прошлого века в обществе произошли перемены, которые явно показали, что десяти положений не достаточно для обеспечения детских гарантий, защиты и прав несовершеннолетних детей. К тому же, каждое из государств пришло к определенным заключениям, что эти своды обязательно должны закрепляться документально.

В 1974 году в свет выходит Декларация по защите прав матерей и детей в периоды чрезвычайных ситуаций, а в 1986 году – свод нормативных документов о правильной передаче детей для усыновления и опекунства. При этом были отмечены очень важные для того времени правила – достойные условия проживания и материальное обеспечение будущих усыновителей.

Согласно утвержденной конвенции, комитетом по правам ребенка в России были разработаны и приняты ряд принципиальных документов защиты детей в РФ. Они коснулись и такой части детского населения, как инвалиды и беженцы:

  • Ребенок может полностью сохранять свои индивидуальные данные – имя, фамилия, семейные узы и гражданство;
  • Обязательное право на укрепление физического здоровья;
  • Защита от любой формы физического вмешательства, нарушение интересов и психологическое давление, рабства, унижения, оскорбления, как со стороны его родителей, так и со стороны любых лиц, оформивших над ним опекунство и занимающихся его воспитанием.
  • Права ребенка в семье подразумевают поддержание должного уровня жизни, обеспечивающее социальное, нравственное, физическое, духовное развитие;
  • Особая защита детей, лишенных семьи и родственного или семейного окружения;
  • Дети вправе развивать свой талант, реализовывать умственные и физические особенности, творческий потенциал;
  • Правовая защита на использование в разговорной и письменной речи своего родного языка, использование той религии, которую исповедуют родители или родственники.

Комитет по защите прав ребенка предусмотрел особое право на детский отдых и досуг, возможности принимать активное участие в детских развлекательных мероприятиях, конкурсах, активно заниматься культурной жизнью, посвящать себя искусству и творчеству.

Уполномоченные по правам ребенка в Российской федерации создали свою ассоциацию, где дети признаны самостоятельными правовыми субъектами, которым государство обязано предоставить все права, согласно ратификации.

Права и свобода детей в России защищены международными соглашениями и внутренним государственным законодательством. Россия в составе 191 стран стала участницей в подписании многочисленных актов и сводов в области защиты прав подрастающего поколения.

Основными правами детей в Российской Федерации считаются право воспитываться и жить в полноценной семье. Именно на семью и ее сохранение в России делается основной упор. Ассоциация по защите прав подрастающего поколения ставит в приоритеты задачи по усыновлению и установке опеки над несовершеннолетними детьми, по тем или иным причинам оставшихся без родителей.

Родители, в свою очередь обязаны позаботиться о здоровье, образовании, материальном обеспечении и всестороннем развитии малыша. В противном случае, уполномоченными могут быть рассмотрены материалы на лишение родителей их родительских прав.

При комитете по защите прав детей избран полномочный представитель по правам ребенка. В его обязанности входит полный контроль над соблюдением всех международных соглашений, внутренних и международных актов, рассмотрение споров и вынесение ответственных решений в рамках международной конвенции, разработка государственных мероприятий на улучшение условий жизни детей в России.

Родившись, ребенок имеет право:

  • на гражданство;
  • на имя, отчество и фамилию;
  • жить и воспитываться в семье;
  • знать своих родителей;
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором, судом;
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка).

Ребенок обладает правоспособностью по гражданскому праву. На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

3 года

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

6 лет

Шестилетний гражданин:

  • вправе посещать школу;
  • вправе самостоятельно заключать:
    • мелкие бытовые сделки,
    • сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
    • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или, с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Восьмилетний гражданин может вступать в детские общественные объединения.

10 лет

Десятилетний гражданин:

  • имеет право на принятие во внимание своего мнения при решении в семье любого вопроса;
  • дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;
  • дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей:
    • выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;
    • вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Международная Конвенция о правах ребенка.

Одиннадцатилетний гражданин может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т. п.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного систематического нарушения правил общественного поведения.

14 лет

Четырнадцатилетний гражданин:

  • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  • может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
  • вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
  • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав.
  • имеет право на получение паспорта.

Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Может обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Может быть исключен из школы за нарушения.

Пятнадцатилетний гражданин имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя — 24 часа, другие трудовые льготы).

16 лет

Шестнадцатилетний гражданин:

  • самоуправления при наличии уважительных причин;
  • несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства) вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
  • имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта);
  • сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя — 36 часов);
  • может быть членом кооператива, акционерного общества;
  • имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
  • имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора;
  • может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних);
  • за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного порядке.

Несет уголовную ответственность за любые преступления.

Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

18 лет

Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Основные нарушения прав ребенка в школе

  1. Игнорирование прав и свобод ребенка. Проявления:
    • неприятие детства как особой субкультуры наряду с взрослой культурой;
    • пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
    • представление о ребенке как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
    • пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения (говоря словами Б. Алмазова, «выдавлены слабые, урезаны перспективы большинству обычных детей и осуществляется поддержка ограниченного числа привилегированных»);
    • государственная типовая школа остается основным местом образования;
    • не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественного образования);
    • распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).
  2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство:
    • физическое насилие;
    • психологическое, психическое насилие;
    • система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
    • выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
    • отчисление из учебного заведения детей, не достигших 14 пет;
    • перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка. Понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.

    Насилие — любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

    Выделяются два вида насилия над детьми — физическое и психическое.

    Физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом, Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

    Психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
    • угрозы в адрес ребенка:
      • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка:
      • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
      • ложь и невыполнение взрослым обещаний (обязательств);
      • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

    Пренебрежение интересами ребенка, — это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, Жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

    Психологическое пренебрежение — это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

  3. Наносится вред здоровью ребенка. Проявления:
    • расписание не соответствует нормам валеологии;
    • сверхнормативное увеличение учебного плана;
    • проведение более двух контрольных, проверочных работ в день;
    • большие объемы домашних заданий;
    • у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

    Конвенция о правах ребёнка (год принятия – 1989-й) указывает на значимость средств массовой информации в обеспечении надлежащих условий жизни каждого дитя.

    Кроме того, соответствующие организации должны обеспечить доступ к сведениям международного и национального характера.

    Данные меры направлены на формирование социального, морального и духовного благополучия, а также психического и физического здоровья ребёнка.

    С целью реализации вышеназванных мероприятий, государства-участники соглашения обязуются поощрять:

    • СМИ, которые распространяют сведения и материалы, необходимые и полезные для ребёнка в культурно-социальной сфере.
    • Распространение детской литературы и соответствующих ей художественных произведений.
    • Распространение, подготовку, обмен сведениями, которые принесут пользу для несовершеннолетнего. Особый акцент делается на распространении культурных материалов зарубежных стран, национальных, а также международных источников.
    • Развитие языковых способностей ребёнка.
    • Защиту от информации и сведений, способных причинить вред духовному и моральному развитию дитя.

    Конвенция о правах ребёнка кратко указывает на санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей по воспитанию.

    Государства обязаны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить равную, общую и одинаковую ответственность каждого родителя за развитие ребёнка.

    Более того, опекуны, которые в определённом законом порядке взяли на себя ответственность за воспитание, также должны понести наказание в случае ненадлежащего исполнения обязанностей.

    С другой стороны, Конвенция о правах ребёнка 1989 года указывает на необходимость взаимопомощи для осуществления надлежащего воспитания. Элементарными мерами является развитие детской инфраструктуры: детских садов, школ, библиотек, поликлиник и так далее. Кроме того, властные органы способствуют тому, чтобы дети знали о своих правах и смогли воспользоваться предоставленными ресурсами.

    Конвенция прав ребёнка в России гарантирует каждому несовершеннолетнему условия для развития и воспитания. Если дитя осталось без родительской ласки и попечения, без семейного окружения или же подвергается отрицательному воздействию, властные органы обязаны защитить его. Каждый ребёнок имеет право в любой момент обратиться к правозащитным органам, получить заботу и помощь.

    Для начала, необходимо разобраться с термином Конвенции. Международный документ, который был принят 20.11.1989 и удостоверяющий все права детей в возрасте от 0 до 18 лет, называется Конвенцией о правах детей.

    Данный документ был принят Организацией Объединённых Наций и по сей день Комитет ООН следит за тщательным исполнением всех пунктов, изложенных в конвенции.

    Все правила должны быть соблюдены как в мирное, так и в военное время.

    Конвенция, прежде всего, несет в себе моральный смысл. Главным ее заданием является защита интересов крох и предоставление им всех возможностей для дальнейшего развития. Правил в этом документе достаточно много, но из них можно выделить 4 основных пункта, которые должны быть соблюдены в первую очередь, а именно:

    • Выживание
    • Защита
    • Развитие
    • Обеспечение детям большой роли в жизни общественности

    Эти четыре пункта имеют множество подпунктов, из которых и состоит данный документ.

    Первая статья Конвенции гласит, что детёныш – это человек, которые еще не достиг совершеннолетия, рамки которого могут варьироваться в разных государствах в соответствии с их законами.

    До достижения совершеннолетия опекун обязан защищать его, но не ущемляя свободу и права, обеспечивать все условия для его развития.

    Также немаловажно то, что Конвенция ставит интересы детей превыше государственных, религиозных и общественных, признавая их полноправными членами общества, имеющими свое мнение и личную свободу в рамках безопасности. Благодаря Конвенции, они больше не считаются дополнением к родителю или получеловеком, теперь они – полноценные личности, члены общества.

    • 1 статья (Определение) Любой человек, не достигший совершеннолетия, является детёнышем.
    • 2 статья (Предотвращение дискриминации) Права равны для всех несовершеннолетних, независимо от пола, расы, вероисповедания, гражданства или положения в социальной иерархии. Все дети не могут подвергаться дискриминации со стороны взрослых или других детей.
    • 3 статья (Соблюдение интересов детей) Принимая решения, государство должно соблюдать все права несовершеннолетних, не ущемляя их в свободе выбора.
    • 4 статья (Реализация прав) Любое государство обязано осуществлять и соблюдать все права несовершеннолетних, указанные в этой Конвенции.
    • 5 статья (Семейное воспитание и обеспечение развития крох) Родительские права и обязанности по отношению к детенышу должны быть учтены государством.
    • 6 статья (О праве на жизнь и развитие) Право на жизнь является первостепенным для всех. Государство должно обеспечить высокий уровень образования, социального и психического развития.
    • 7 ст. (О праве получить имя и гражданство) Право получить имя и гражданство имеют все крохи, при любых условиях.
    • 8 статья (Право на индивидуальность) Социум и государство, должны уважать права несовершеннолетних на индивидуальность, их волю и свободу слова. В случае несоблюдения этих прав оно обязано помогать детям.
    • 9 статья (О разлучении с родителями) Несовершеннолетние не должны расставаться с родителями или опекунами. Это возможно только в случае, когда расставание в их интересах. В случае расставания с родителями или опекунами, детям можно давать информацию об их месторасположении, но только в тех случаях, когда это не может им навредить. В случае если обоих родителей лишили родительских прав, несовершеннолетние должны иметь возможность регулярно видеться с ними обоими, если это в их интересах.

    Права ребёнка в России. Что нужно знать детям и родителям?

    • 20 статья (О защите детей, которых лишили семьи) Статья 20 конвенции о правах детей говорит, что в случае, если детеныш по любым причинам потерял семью, его всем необходимым для дальнейшего существования и развития обязано государство, также оно должно передать его под опеку другой семье, которая будет уважать его взгляды, мысли и религию.
    • 21 статья (Об усыновлении/удочерении). Перед передачей ребеночка в руки будущего опекуна необходимо проверить, будут ли соблюдаться все его права и интересы. Правила и нормы не отличаются при усыновлении/удочерении как внутри государства, так и за его пределами.
    • 22 статья (О детях – беженцах) Детям – беженцам государство обеспечивает особую защиту и оказывает всю возможную помощь для дальнейшей жизни и развития.
    • 23 статья (О детях – инвалидах) Каждый кроха-инвалид, имеющий умственную или физическую инвалидность, может рассчитывать на особую заботу, защиту и высокий уровень жизни. Государство и опекуны обязаны обеспечить его всем необходимым для комфортной жизни и деятельности.
    • 24 статья (О здравоохранении) Все несовершеннолетние могут рассчитывать на первоочередную медицинскую помощь и полную защиту своего здоровья. Родители обязаны оберегать здоровье несовершеннолетних. Государство должно способствовать развитию медицинских учреждений.
    • 25 статья (Регулярная оценка уровня жизни детей при опеке) Государство обязано регулярно проверять и оценивать уровень жизни детей в случае оформления опеки над ними.
    • 26 статья (Социальное обеспечение и положение) Все дети имеют возможность использовать социальные блага.
    • 27 статья (Уровень жизни) Опекуны или родители обязаны обеспечить детям высокий уровень жизни для развития их умственных и физических способностей. В случае если родители не могут обеспечить детям достаточный уровень жизни, власти страны обязаны помогать им.
    • 28 статья (Об образовании) Каждый детеныш обязан получить начальное образование абсолютно бесплатно. Среднее и высшее образование должно быть доступно каждому. Родители, опекуны и государство должны следить за тем, чтобы дети посещали школу регулярно.
    • 29 ст. (О целях образования) Главной целью образования является развитие у детей умственных, психических и физических способностей для дальнейшей жизни. А также воспитание моральных качеств и социальных навыков у несовершеннолетних.

    В ходе подготовки к Международному дню ребенка в 1979 г. Польша инициировала разработку Конвенции о правах ребенка. Какой год шла работа над этим договором, и наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция была подписана.

    Ее участниками стали 20 государств, все они состояли в ООН. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 02.09.1990 г. В настоящее время в Конвенции участвуют все 193 члена ООН.

    Конвенция учреждает Комитет ООН – специальный орган, который контролирует соблюдение государствами положений Конвенции и реагирует на нарушение прав детей.

    25 мая в Нью-Йорке к Конвенции о правах ребенка приняли 2 факультативных протокола. 1 документ касается проблемы участия детей в вооруженных столкновениях, а 2 – торговли детьми, детской проституции и порнографии.

    В 2011 г. был принят Факультативный протокол о процедуре сообщений, поступающих Комитету по правам ребенка.

    Государства берут на себя обязательства выполнять предписания не только Конвенции, но и дополнительных протоколов к ней.

    Поскольку Конвенция создана на базе ООН, она развивает основные принципы этой организации, выраженные в ее Уставе. На Конвенции основывается деятельность специализированного учреждения ООН – Детского фонда (ЮНИСЕФ). Вариантами эмблемы к Конвенции о правах ребенка могут быть логотипы самой ООН и Детского фонда.

    Сутью Конвенции о правах ребенка является в признании детей полноправной частью общества. Обеспечение прав ребенка сводится к выполнению 4 требований:

    • выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
    • развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
    • защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
    • право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).

    Конвенция закрепляет 4 основных принципа:

    • недопущение дискриминации;
    • право ребенка на жизнь и достойное развитие;
    • уважение личности ребенка;
    • приоритет защиты интересов детей.

    Конвенция о правах ребенка – это акт, устанавливающий определенные требования к государствам-участникам. Государство обязано создать условия для достойного воспитания детей и их подготовки к взрослой жизни. Конвенция устанавливает общие нормы, на основе которых государство выбирает механизмы защиты прав детей с учетом собственных культурных, политических, социальных особенностей.

    В соответствии с 1 статьей Конвенции, ребенком признается человек, не достигший 18 лет, если законом его страны не установлен более ранний возраст наступления совершеннолетия.

    Ребенок имеет те же базовые права, что и любой человек: на жизнь, здоровье, имя, гражданство, образование, отдых, неприкосновенность личности, свободу, защиту чести и достоинства, выбор языка общения.

    Кроме этого, у ребенка должны быть следующие права:

    • на игры и проведение досуга;
    • на семью (если ребенок лишился родителей, государство должно заботиться о его опеке);
    • на развитие в соответствие с его способностями и талантами;
    • на помощь со стороны взрослых и государства;
    • на получение особых условий жизни, если ребенок родился с ограниченными возможностями.

    Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, – это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:

    • уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
    • соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
    • обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
    • оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
    • предоставить ребенку защиту;
    • играть с детьми, создать все условия для их развития.

    Викторина для педагогов «Конвенция о правах ребенка»

    Конвенция о правах ребенка – это международный договор, в соответствии с которым государства берут на себя обязательства по защите детей. Государство, участвующее в Конвенции, обязано бороться с детской смертностью, помогать женщинам во время беременности и после рождения ребенка. Эти обязанности проистекают из принципа охраны материнства и семьи. Ребенка нужно защищать:

    • от насилия;
    • от использования его труда, если это препятствует обучению;
    • от вовлечения в наркотическую зависимость;
    • от торговли детьми, похищений;
    • от информации, вредящей его нормальному развитию;
    • от войны (несовершеннолетние не могут призываться на фронт);
    • на более мягкое наказание в случае совершения им преступления.

    Резолюцией Генассамблеи ООН от 19.12.2011 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка, который регулирует рассмотрение сообщений Комитетом. Сообщение – это жалоба лица на действия своего государства, нарушающие права, предусмотренные Конвенцией. Комитет рассматривает сообщение, если оно отвечает следующим условиям:

    • не анонимное;
    • оформлено в письменном виде;
    • совместимо с требованиями Конвенции и протоколов;
    • поставленный вопрос еще не рассматривался Комитетом или в порядке другой процедуры международного урегулирования;
    • достаточно обосновано;
    • исчерпаны все государственные средства защиты, или очевидно, что предоставление помощи затягивается;
    • сообщение поступило в течение года после того, как закончились внутригосударственные средства защиты.

    Комитет рассматривает полученные сообщения на заседаниях. После этого он направляет свои соображения государству, в отношении которого поступила жалоба.

    Основной принцип разрешения конфликтов – это дружественное урегулирование спора, основанное на уважении обязательств, утвержденных Конвенцией.

    Если существует угроза нанесения непоправимого вреда жертве нарушения, Комитет может просить государство о введении временных мер. Такая просьба может быть направлена еще до вынесения решения по жалобе.

    Конвенция о правах ребенка в России вступила в силу 13 июня 1990 г. Во исполнение требований Конвенции в 1998 г. был принят Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”. Он развивает положения Конвенции и Конституции РФ о правах ребенка. При содействии Детского Фонда ООН и Министерства труда в 1998 г. в России появилась должность Уполномоченного по правам ребенка.

    Изначально эта должность была введена в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калужской, Волгоградской, Новгородской областях. В 2005 г. уполномоченные по правам детей России заключили соглашение о сотрудничестве и создали Ассоциацию.

    На сегодняшний день институт детского омбудсмена развивается не только на уровне субъектов РФ, но и образовательных учреждений, муниципальных образований.

    В 2009 г. была создана должность Уполномоченного по правам детей при Президенте РФ. Первым на эту должность был назначен Алексей Головань, который до этого был детским омбудсменом от Москвы. На данный момент эту должность занимает Анна Кузнецова.

    В 2009 г. появился Детский Общественный Совет при Уполномоченном по правам ребенка. Он действует на общественных началах и занимается вопросами, касающимися прав и законных интересов детей.

    Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989

    21.11.2009 13:28 Неместный чувак

    Жимоты уже и до наших детей хотят добраться!

    Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

    Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества[2].

    К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

    Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

    В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка[3], вступившая в силу в 2002 году[4].

    В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

    В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года[5]) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (171 страна-участница на октябрь 2015 года[6]).

    В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола[7][8]. На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран.[9]

    • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
    • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
    • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
    • Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
    • Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
    • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
    • Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.
    • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

    Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.[уточнить]


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *