Штраф за работу без договора с иностранным гражданином

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за работу без договора с иностранным гражданином». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.

Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Трудоустройство иностранцев: как работодателю избежать штрафов

Самая распространённая категория иностранцев для трудоустройства, которая делится на визовых и безвизовых. Вторых берут на работу чаще всего.

Страны, гражданам которых разрешён безвизовый въезд в Россию

  • Азербайджан.
  • Молдова.
  • Таджикистана.
  • Узбекистана.
  • Украина.

Приехать в Россию законно несложно, но для трудоустройства понадобится специальный документ — патент. Он разрешает иностранным гражданам, прибывшим в РФ в безвизовом порядке, работать на территории страны.

Важно! Если у иностранца оформлен патент, нужен полис ДМС.

Пакет документов для трудоустройства временно пребывающего безвизового иностранного гражданина:

  • Паспорт и нотариальный перевод.
  • Актуальный патент.
  • Миграционная карта с целью въезда «‎Работа».
  • Регистрация в РФ по месту жительства.
  • Полис ДМС.
  • ИНН и СНИЛС (их может не быть, тогда работодатель оформляет всё сам).
  • Документ об образовании, если работа требует специальных знаний или специальной подготовки.
  • Трудовая книжка.

Данную категорию иностранных граждан трудоустроить сложнее всего.

Работодатель обращается в центр занятости, ГУ МВД России за разрешением на привлечение иностранных работников, оформлять разрешение на работу для иностранца, платить пошлины в размере 10 000 ₽ за каждого иностранца и подавать кипу документов:

  • Паспорт и нотариальный перевод.
  • Виза.
  • Разрешение на работу.
  • Миграционная карта с целью въезда «Работа».
  • Регистрация по месту жительства;
  • Полис ДМС.
  • ИНН и СНИЛС (при их отсутствии, работодатель оформляет документы сам).
  • Документ об образовании, если работа требует специальных знаний или специальной подготовки.
  • Трудовая книжка.

Здесь попроще: получать специальные документы не нужно. Работать разрешают на основании РВП и ВНЖ.

  • Иностранцы с РВП могут работать только в том субъекте РФ, в котором оно выдано.

  • Для иностранцев с ВНЖ действует такой же порядок трудоустройства, как и для российских граждан.

Документы для временно и постоянно проживающих иностранцев

  • Паспорт и нотариальный перевод;
  • РВП или ВНЖ;
  • ИНН и СНИЛС (оформляются работодателем, в случае отсутствия);
  • Документ об образовании, если работа требует специальных знаний или специальной подготовки;
  • Трудовая книжка.

Учитывая особенности категорий иностранных граждан при заключении трудового договора, нужно соблюдать ряд обязательных условий:

  1. В трудовом договоре должны содержаться сведения о патенте или разрешении на работу.

  2. Всегда следует помнить о том, что территория для трудовой деятельности может быть ограничена. Иностранный гражданин может работать только там, где ему выдан патент или разрешение на работу, где разрешено временное проживание.

  3. Если в патенте или разрешении на работу указана конкретная должность, то только на неё можно трудоустраивать.

  4. Дата начала работы должна быть не ранее даты выдачи патента или разрешения на работу.

\n\n

Иностранец, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, при устройстве на работу должен предъявить патент, выданный органами МВД России. Этот документ подтверждает, что кандидат выполнил все требования миграционного законодательства: у него в порядке миграционная карта, имеется справка о здоровье и документы о знании русского языка. Также потребуется полис ДМС (если работодатель не готов оплачивать медпомощь для такого работника).

\n\n\n\n

СПРАВКА

\n\n\n

Общий срок действия «трудового» патента с учетом продлений не может превышать 12 месяцев со дня его выдачи. За этот период необходимо ежемесячно вносить фиксированные авансовые платежи по НДФЛ. Размер платежа ежегодно индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и регионального коэффициента (п. 2 и 3 ст. 227.1 НК РФ). Сумму НДФЛ с доходов иностранца, работающего на основании патента, можно уменьшить на фиксированные «авансы», уплаченные за период его действия. Для этого налоговый агент должен получить в налоговой инспекции соответствующее уведомление (п. 5 и 6 ст. 227.1 НК РФ).

\n\n\n\n\n

Как уже упоминалось, исключение составляют работники из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Эти страны вместе с Россией являются участниками Договора о Евразийском экономическом союзе. Данный международный документ позволяет гражданам стран — участниц ЕАЭС работать в России без получения разрешений и патентов (п. 1 ст. 97 Договора). Поэтому при заключении трудового договора кандидаты из этих стран, за исключением Белоруссии, дополнительно должны предъявить только миграционную карту и полис ДМС. Что касается граждан Белоруссии, то им для трудоустройства миграционная карта не нужна, а медпомощь гарантирована на межгосударственном уровне (ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.98 «О равных правах граждан»).

\n\n

\n\n\n\n

В большинстве случаев все документы, необходимые для трудоустройства, иностранный кандидат собирает самостоятельно. Как уже упоминалось, в этот пакет помимо паспорта (и его перевода) могут входить разрешение на работу или патент, документ об образовании, СНИЛС, трудовая книжка.

\n\n

В некоторых случаях (в частности, при приеме на работу высококвалифицированных специалистов) к оформлению разрешения на работу для кандидата должен подключиться работодатель. А при трудоустройстве иностранцев из «визовых» стран работодателю надо самому предварительно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

\n\n

\n\n

Статус иностранного гражданина устанавливается на основании представленных им документов. Правила следующие.

\n\n

Если это вид на жительство в РФ, то статус иностранца — постоянно проживающий.

\n\n

Если представлен паспорт со штампом «Разрешено временное проживание» или отдельный документ «Разрешение на временное проживание», то статус — временно проживающий.

\n\n

Если в паспорте имеется открытая виза или предъявлена миграционная карта, то статус — временно пребывающий.

\n\n

Исключение составляют белорусы, которые могут находиться в РФ на основании общегражданского паспорта гражданина Республики Беларусь.

\n\n

\n\n

Гражданство потенциального работника устанавливается на основании данных его паспорта. При этом нужно помнить, что особые правила трудоустройства действуют для граждан Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Им не нужно получать патент или разрешение на работу. А гражданам Белоруссии также не потребуется и полис ДМС.

\n\n

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

При заключении трудового договора иностранные граждане должны представить пакет документов. Он несколько отличается от того, который кадровые работники привыкли требовать при трудоустройстве россиян.

Так, иностранцы предъявляют паспорт и документы об образовании, если таковые требуются для соответствующей должности. При этом, если указанные документы составлены на иностранном языке, нужно попросить работника представить их официальный перевод.

Документы воинского учета у мигрантов требовать не нужно. Зато им необходимы разрешительные документы. Их состав зависит от статуса иностранца.

В настоящий момент в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят пять государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия. Чтобы быть трудоустроенными на территории РФ, гражданам этих стран нет необходимости получать какие-либо разрешения.

При трудоустройстве они предоставляют такой же пакет документов, что и граждане РФ, к которому добавляется полис ДМС. В полисе нет необходимости, если компания самостоятельно заключит договор со страховой компанией. После заключения договора иностранец может получить полис ОМС, после этого в ДМС больше не будет необходимости.

В отношении иностранных высококвалифицированных специалистов (ВКС) применяется упрощенная процедура получения разрешения на работу: работодателю нет необходимости получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также обращаться в центр занятости для подтверждения квот. Важно также отметить, что разрешение для ВКС выдается не на год как для обычных иностранцев, временно пребывающих на основании визы, а на три года.

Единственным условием, отличающим ВКС от остальных визовых работником, является размер заработной платы, который должен составлять не менее 167 000 руб. Каких-либо дополнительных требований к образованию для этой категории иностранных работников нет.

В комплект документов для разрешения на работу ВКС входят:

  • ходатайство о привлечении ВКС;
  • трудовой договор;
  • письменное обязательство оплатить расходы, связанные с возможным выдворением ВКС;
  • цветная фотография;
  • квитанция об оплате пошлины за получение разрешения на работу в размере 3 500 руб.

Одновременно с пакетом документов для разрешения на работу ВКС также можно подать документы для получения приглашения на въезд, на основании которого гражданин получает рабочую визу и затем въезжает на территорию РФ.

В данный комплект документов входят те же документы, что и для разрешения на работу, и прикладывается письменное ходатайство от компании, согласно которому будущий работодатель предоставляет гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.

Разрешение на работу, как и приглашение на рабочую визу, выдается не позднее 14 рабочих дней со дня принятия всех документов. Компания получает готовое приглашение, затем отправляет его будущему работнику, на его основании работник получает рабочую визу в консульском учреждении, приезжает в Россию и получает уже готовое разрешение на работу.

Как было указано выше, в комплект документов на разрешение и приглашение входит трудовой договор, поэтому заключить трудовой договор с иностранным работником необходимо до подачи документов в МВД.

На что обратить внимание при составлении договора:

  • первый рабочий день должен быть обусловлен датой фактического получения разрешения на работу;
  • в договоре обязательно должны быть указаны реквизиты полиса ДМС, которые при подаче документов могут быть пустыми, с дальнейшим их заполнением в первый рабочий день.

В течение периода трудоустройства иностранец должен быть застрахован. Полис ДМС или договор медицинского страхования должен иметь формулировку «добровольное медицинское страхование для оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Работодатель по установленной форме должен уведомлять МВД о выполнении обязанности по выплате заработной платы такому работнику.

Временно и постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам не нужно получать разрешительную документацию для осуществления трудовой деятельности. Однако при трудоустройстве этих категорий иностранных граждан также существуют свои особенности.

При приеме на работу временно проживающего иностранца необходимо обратить внимание на разрешение на временное проживание: оно выдается сроком на три года и имеет форму штампа в паспорте. Временно проживающий иностранец вправе работать только в том субъекте РФ, на которое ему выдано разрешение на работу.

Для постоянно проживающих иностранных граждан действует такой же порядок приема на работу, как и для российских граждан

Чаще всего на работу принимаются иностранцы из стран СНГ и иностранцы, проживающие в РФ временно или постоянно. Они устраиваются на работу так же, как и граждане РФ. Для их оформления вам не нужно разрешение на привлечение иностранных работников.

При приеме на работу постоянно проживающего иностранца запросите вид на жительство и проверьте срок действия. Этот документ выдается на 5 лет, а затем может быть продлен. Иностранцы с ним могут работать на всей территории России.

При приеме на работу временно проживающего иностранца запросите разрешение на временное проживание. Иностранец может работать только в том регионе, где он получил разрешение на временное проживание. Его выдают сроком на 3 года, как отметку в документе, удостоверяющем личность, или в виде отдельного документа. Когда срок разрешения заканчивается, иностранец получает вид на жительство или покидает страну.

Работники из Беларуси по трудовому статусу приравнены к гражданам нашей страны и при трудоустройстве предъявляют те же самые документы, кроме документов воинского учета. Правила приема на работу граждан Казахстана, Армении и Киргизии тоже были упрощены — они могут трудиться в России без разрешения на работу.

Важно: граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, как и остальные иностранные граждане, подлежат миграционному учету.

Как трудоустроить иностранца и не нарваться на штрафы

Порядок обложения выплат налогами и взносами также зависит от статуса иностранца.

Для того чтобы определить размер НДФЛ, проверьте является иностранец налоговым резидентом или нерезидентом РФ. Если в течение 12 месяцев подряд иностранец пробыл в России 183 дня и больше, то он является налоговым резидентом. С его зарплаты удержите НДФЛ в размере 13%. Если пробыл меньше 183 дней — 30%.

Особенность — иностранцы, работающие в России на основании патента платят НДФЛ по ставке 13%. Сумма авансового платежа, уплаченного работником по патенту, уменьшает сумму НДФЛ, который работодатель удерживает с него в текущем месяце. Работодателю нужно получить в ИФНС уведомление о праве уменьшения НДФЛ сотрудника на сумму аванса, который он уже заплатил в счет будущего налога.

Другое исключение для граждан республики Беларусь, Казахстана, Армении и Киргизии — ставка НДФЛ всегда 13%.

Страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам начисляются в соответствии с их статусом.

  • Зарплата постоянно проживающих и временно проживающих иностранцев облагается взносами на пенсионное, медицинское и социальное страхование в общем порядке по тарифу организации.
  • С выплат временно пребывающим иностранцам исчисляются взносы только на пенсионное страхование по тарифу организации и на временную нетрудоспособность по тарифу 1,8%. Взносы на медицинское страхование не начисляются и не уплачиваются. Исключение — граждане Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Страховые взносы за них отчисляются так же, как и за российских сотрудников по общим тарифам организации.

Чебоксарская предпринимательница, назовём ее Волкова в 2017 году взяла на работу водителем гражданина Таджикистана, официально заключив с ним трудовой договор. О заключении трудового договора она своевременно уведомила миграционные службы.

Спустя два года случилась проверка соблюдения миграционного законодательства. Чиновники выяснили, что иностранный гражданин без оформления соответствующего трудового соглашения, помимо работы водителем, подрабатывал еще и продавцом в павильоне «Овощи, фрукты, сухофрукты», принадлежащем Волковой.

За то, что места работы у иностранца два, а трудовой договор один, предпринимательницу оштрафовали на 200 тысяч рублей.

Волкова оспорила наказание в суде, однако суды также посчитали, что работодатель обязан ставить в известность соответствующий орган по каждому факту трудоустройства иностранного гражданина. Предпринимательница обратилась в Конституционный суд.

Волкова обратилась в Конституционный Суд с просьбой проверить конституционность пункта 1 примечаний к статье 18.15 КоАП РФ и части второй статьи 67 ТК РФ.

Обжалуемые нормы права

Ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ:

1. Привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у последних разрешения на работу либо патента, если разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток. 3.

Ч. 2 статьи 67 ТК РФ

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, — не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Трудовая деятельность это осуществление лицом любой работы, на возмездной основе. Оплата может быть, как деньгами, так и в натуральном виде – например бесплатное проживание у работодателя. По общим правилам сам иностранец должен иметь патент на работу, так и работодатель тоже должен воспользоваться квотой и иметь необходимый пакет документов для привлечения иностранных работников.

Для привлечения организации за нарушение в сфере миграционного законодательства, а именно по статье 18.15 КоАП РФ, уполномоченному лицу необходимо доказать не просто факт работы, а факт наличия трудовых отношений между иностранцем-нелегалом и организацией. Обычно полиция считает что пары фотографий человека на рабочем месте, плюс рапорта от сотрудника вполне достаточно для этих целей. Однако в действительности, судебная практика говорит об обратном. Правильные и последовательные показания привлекаемого лица, свидетелей, выверенная документация организации с легкостью доказывает обратное.

В подавляющем большинстве случаев, в основу доказательной базы виновности юридического лица в совершении административного правонарушении предусмотренного ст. 18.15 КоАП РФ, ОВМ кладет вступившее в законную силу постановление суда о привлечении задержанного работника по ст. 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ). После выявления на объекте иностранца без патента, сразу юридическому лицу никаких претензий миграционный орган не предъявляет, первым делом задержанного доставляют в суд. В суде этого человека (просто как физическое лицо) в лучшем случае штрафуют (обычно еще и выдворяют из страны), но самое главное — в своем постановлении суд указывает что иностранец осуществлял трудовую деятельность в конкретной компании (ООО,ИП) то есть формально этот факт установлен судом. Через 10 суток со дня вынесения, постановление суда вступает в законную силу, и вот теперь, с установленным судом фактом осуществления гражданином иностранного государства незаконной трудовой деятельности наступает время привлекать юридическое лицо в котором осуществлялась вышеназванная деятельность.

Когда на Вашем предприятии задержали иностранных работников без необходимых документов — не бросайте их, обеспечьте им юридическую помощь. Если работника изначально не смогут привлечь по ст. 18.10 КоАП РФ, то и привлечь в дальнейшем юридическое лицо по 18.15 КоАП РФ становится практически невозможно — это верный способ избежать наказания для ООО/ИП. Справиться с проблемой на начальном этапе всегда значительно проще.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 году: пошаговая инструкция

Если по каким-то причинам Вы не явились в ОВМ на составление протокола, либо ОВМ по иным причинам направило дело на рассмотрение в суд, то в этом нет ничего страшного. Тактика защиты от этого никак не меняется. Все что было описано выше, применимо и в суде – те же документы, те же показания. Различия лишь процессуальные. КоАП предусматривает заявление любых ходатайств только в письменном виде, поэтому что бы приобщить документы по аутсорсинговой компании нужно будет дополнительно подготовить одно письменное ходатайство и заявить его на стадии ходатайств в судебном заседании.

В таком случае ситуация становится сложнее. Обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности по статье 8.15 коап можно будет только в суде и придется восстанавливать срок обжалования. Законом установлен 10-ти суточный срок обжалования, если Вы его пропустили, тогда предстоит хорошо поработать и собрать пакет документов, подтверждающих что Общество не получило постановление по уважительным причинам. Причины пропуска могут быть самыми разными:

  • письмо могло потеряться на почте
  • письмо было направленно не на тот адрес
  • постановление могли вообще Вам не направить

Все эти обстоятельства подлежат доказыванию в суде. Но стоит заметить, что в реальности достаточно часто человеческий фактор имеет место быть, постановления/повестки отправляются по другим адресам ввиду описки, технической ошибки и т.д.

Допустим, что все что можно было сделать, по Вашему мнению, Вы сделали, но почему-то не смогли доказать невиновность и юр. лицо привлекли к ответственности по статье 8.15 КоАП РФ, и наложили крупный штраф. Причины такого развития событий могут быть самыми разными, но в них разбираться в таком случае уже поздно – нужно думать о том, как выйти из ситуации с минимальными потерями либо вообще без них.

Выход из такой ситуации – готовиться к новому полноценному суду, но уже в рамках гражданского судопроизводства. Фактически Вы пострадали и понесли убытки от действий аутсорсинговой компании, которая наняла на работу иностранных граждан без наличия необходимых разрешительных документов, о чем Вы естественно знать не могли. С юридической точки зрения это ни что иное, как некачественно оказанная услуга. Следовательно — у Вашей компании возникает право регрессного требования возмещения убытков с аутсорсинговой компании!

Необходимо подготовить пакет документов для суда:

  • договор об оказании услуг
  • акт приема-передачи выполненных работ
  • платежные документы
  • постановление о привлечении Вашей компании к административной ответственности по ст. 18.15 КоАП РФ
  • документы, подтверждающие оплату Вами штрафа по 18.15 КоАП РФ

Все вышеназванные документы прикладываются к исковому заявлению и направляются в суд по месту нахождения ответчика (компании которая Вам предоставила нелегальных работников). Вероятность успеха в таком деле крайне высока. Суд взыщет с аутсорсинговой компании компенсацию в размере административного штрафа и еще немного различных неустоек и расходов (тут уже все зависит от Вашей фантазии и умений доказывать суду расходы).

Даже аутсорсинговая компания, не застрахована от случаев, когда их работник предоставляет поддельные документы, патент и прочее. В таком случае организации придется доказать добросовестность своего поведения. Под добросовестностью понимается – проверка своих сотрудников всеми возможными способами. Не лишним будет под роспись ознакомить каждого сотрудника с положениями статей КоАП РФ, предусматривающими ответственно за нарушение миграционного законодательства. А также, взять с работника расписку о том, что он заверяет работодателя в подлинности предоставленных им документов и осознает последствия использования поддельных документов.

Хорошим решением будет — заключить с иностранным работником дополнительное соглашение о взаимной материальной ответственности, которым предусмотреть возмещение работником расходов, понесенных компанией в случае предоставления последним поддельных или недействительных документов. Более того, такие соглашения в дальнейшем могут служить доказательством проявления юридическим лицом должной осмотрительности при приеме на работу, и помочь избежать привлечения к ответственности по статье 18.15 кодекса об административных правонарушениях РФ.

В большинстве случаев аутсорсинговые компании конечно прекрасно знают кто и с какими документами у них работает, но в силу различных обстоятельств и бизнес-интересов предпочитают закрывают на это глаза. В таком случае совет можно дать только один – каждого иностранца с сомнительными документами нужно супер подробно проинструктировать на тему того, как общаться в случае проверки, и что писать в объяснении сотрудникам полиции. После такого инструктажа знания нужно проверить и сделать это не один раз. 99% дел по 8.15 КоАП РФ строятся в значительной степени именно на показаниях задержанных иностранцев.

Подводя итог вышесказанному, стоит выделить главную и основную мысль – ответственность по ст. 18.15 КоАП РФ наступает именно для работодателя. Работодатель необязательно та компания, на территории которой нелегальный иностранный работник трудился. Главное — своевременно, обоснованно, с доказательствами в виде документов объяснить это сотрудникам миграционного органа или суду. Они конечно это знают и без Ваших объяснений, но система выстроена таким образом, что во главе угла стоит не разумность и здравый смысл, а статистика и палочная система.

Иностранные работники: основные правила приема на работу

Установленные законодательством права миграционного учета фиксируют размер штрафных санкций и иные способы наказания не только на работодателя для мигрантов, но и самих нелегалов. При чем, сумма денежных взысканий и другие меры накладываются и на физических, и на юридических лиц, в зависимости от того, кем трудоустроен гражданин другой страны.

Рассмотрим следующие причины, которые приводят работодателей к наказанию:

  1. Невозможность предоставить необходимый пакет документов, подтверждающие законное пребывание гражданина на территории РФ.
  2. Нарушение трудового права, законов.
  3. Трудоустройство без оформления договора, предоставления должностных обязанностей.
  4. Несоблюдение критериев, указанных в государственных нормативных требованиях охраны труда.
  5. Неустановленный порядок на рабочем месте, отсутствие его оценки.
  6. Трудоустройство иностранца без документов, подтверждающих личность, разрешающую трудовую деятельность.
  7. Отсутствие предоставления работодателем индивидуальной защиты, согласованной с регламентом охраны труда.

Данные факторы более популярны в применении штрафных санкций на нанимателей мигрантов. Соблюдая трудовое законодательство РФ, компании или предприниматели смогут избежать различных мер наказаний, и не допустить возможность трудоустройства лиц, нелегально проживающих на территории РФ (не имеющих гражданства).

  1. Штрафные санкции за приём на работу иностранного гражданина без патента/государственного разрешения.

Нелегальный труд подразумевает собой незаконную организацию трудовой деятельности мигрантом на территории жительства работодателя, без предварительного получения патента или государственного разрешения, гражданства. С компании/предпринимателя взимается штраф за наем нелегалов.

  1. Недействительность документов (истекший срок действия).

Официальное оформление мигранта на работу возлагает ответственность на работодателя за предоставленную документацию с разрешением на пребывание и работу на территории РФ. При истекшем сроке действия или незаконном оформлении документа на работодателя налагается штраф. Простыми словами – тот, кто предоставляет рабочее место для иностранца, должен следить за сроком годности его документации.

  1. Неофициальное трудоустройство иностранца (лица без гражданства).

Гражданин другого государства трудоустраивается только при официальном его оформлении в имеющийся штат и составления трудового договора с оглашением необходимым трудовых обязанностей. При нарушении данного пункта трудоустраивающий будет оштрафован. Иностранного гражданина штрафуют на 5000 рублей и выдворяют за пределы России.

  1. Неправильно (фиктивно) составленный договор.

Если в трудовом договоре были допущены всевозможные ошибки: от неправильной даты до отсутствия подписи одной из сторон, трудовая инспекция вправе считать данный документ фиктивным/недействительным. После чего на компанию также налагается санкция за незаконное трудоустройство иностранца или неправильно составленный документ по факту нарушения нормативов ТК РФ.

Размер штрафной санкции в 2020 году:

  • Для физического лица – 5000-10 000 рублей;
  • Для юридического лица – 50 000 – 100 000 рублей;
  • Для должностного лица – 10 000 – 20 000 рублей.

Если работодатель официально трудоустроил мигранта, правильно составил трудовой договор и уведомил об этом миграционную службу, на него возлагается ответственность за дальнейшее обеспечение охраны труда по трудовому кодексу РФ. При несоблюдении следующих нормативов инспекция вправе оштрафовать работодателя.

Причины штрафных взысканий:

  1. Несоблюдение государственных нормативных положений по охране труда приводит к предупреждению или штрафу: физ.лицо (предприниматель) – 2000-5000 рублей, организация – 50 000-80 000 рублей.
  2. Отсутствие проведенных оценочных актов рабочего места, предоставленных условий труда, также приводит работодателя к штрафным взысканиям: предприниматель – 5000-10 000 рублей или предупреждение, юридическое лицо – 60 000-80 000 рублей или предупреждение.
  3. Допуск иностранного работника без медицинского осмотра, заключения нарколога/психиатра, проверки профессиональной пригодности, обучения и с имеющимися медицинскими противопоказаниями на работодателя налагается штрафное взыскание или предупреждение: должностное лицо – 15 000-25 000 рублей, компания – 110 000-130 000 рублей.
  4. Отсутствие индивидуальной защиты рабочего при работе повышенной опасности налагается штраф 20 000-30 000 рублей, денежные взыскания для юридических лиц в размере 130 000-150 000 рублей.
  5. При повторном нарушении закона должностное лицо штрафуют на 30000-40000 рублей и отстраняют от работы на срок до трех лет. При повторных нарушениях юридическое лицо штрафуют на 100 000-200 000 рублей с возможностью отстранения от работы на 3 месяца.

Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.

«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки. Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации. В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.

Оспаривание всех нарушений и наложенных штрафов за нелегальный наём иностранца, после проведенной проверки миграционной службой, происходит только через суд.

Как принять на работу иностранца

  • Пошаговые инструкции
  • Формы, бланки, документы
  • Видеоинструкции

Комментируемая ст. 18.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Объектом административных правонарушений по ст. 18.15 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Объективная сторона административных правонарушений по ст. 18.15 КоАП РФ выражается:

а) в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ);

б) привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности) (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ);

в) привлечении иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ);

г) привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ);

д) неуведомлении или нарушении установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ);

е) совершении вышеперечисленных нарушений в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ);

ж) неуведомлении или нарушении установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ).

Оплата патента в 2017 году

Проверка патента на действительность

Как получить СНИЛС иностранному гражданину

Ответственность бывшего директора ООО по долгам

МРОТ для штрафов в 2019-2020 году

Трудовые отношения между работодателями и нанятыми сотрудниками необходимо оформлять в соответствии с нормами действующего законодательства. В ином случае работодателю грозит административная ответственность. Если дело касается мигрантов – наказание возрастает в разы. Каким будет штраф за иностранного работника в 2018 году? Какими нормативными актами регулируются размеры штрафов? Об этом далее.

Законом «О правовом положении иностранцев» от 25.07.2002 № 115-ФЗ определены следующие статусы иностранцев:

  • временно пребывающие в РФ;
  • временно проживающие в РФ;
  • постоянно проживающие в РФ.

Трудоустройство каждой категории мигрантов имеет определенные нюансы. Как правило, для получения законных оснований на вступление в трудовые отношения с иностранцами российские работодатели должны получить специальное разрешение на их трудоустройство, а иностранные граждане – патент/разрешение на работу.

Как нанять на работу самозанятого иностранца?

По итогам электронного аукциона контракт заключается только в электронной форме
12:52 15 августа 2011

Вместо внеплановой проверки – предостережение
Проверки / 13:03 7 февраля 2017

Сотрудники из Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана имеют право работать в России без патента. Такая возможность закреплена международным соглашением о создании Евразийского экономического союза от 29.05.2014. Специальные разрешения гражданам этих стран оформлять не нужно, а нормы о квотах на них не распространяются. Работодателю мигрант предъявляет удостоверение личности. Требовать нотариальный перевод нужно, если паспорт составлен на иностранном языке, а страницы не продублированы на русском. Документы об образовании признают автоматически (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Специальная процедура легализации необходима для специалистов в области юриспруденции, медицины, педагогики и фармацевтики. При найме зарубежных специалистов по указанным профилям придется провести процедуру признания дипломов.

В письме Минтруда России № 16-4/В-823 установлено требование к наличию полиса добровольного медицинского страхования. Позиция ведомства противоречит разъяснениям налоговой службы № БС-4-11/2686 от 14.02.2017. Рассуждая о порядке уплаты взносов на ОМС, фискалы признали граждан из ЕАЭС застрахованными лицами. Аналогичной позиции придерживается и ФСС России (информационное сообщение на официальном сайте в редакции 2021 года).

Юристы критикуют противоречивость писем, но рекомендуют соблюдать условия. Добросовестное поведение защитит предпринимателя от длительных разбирательств. Если полиса у иностранца нет, работодатель вправе самостоятельно заключить соглашение со страховой компанией.

К ответственности за незарегистрированную деятельность бизнесмена будет привлекать ФНС — через суд. Дело будет рассматриваться по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности в течение двух месяцев с даты составления протокола о нарушении.

Ответственность, предусмотренная за ведение бизнеса без регистрации в качестве ИП, бывает налоговая, административная и уголовная, это зависит от суммы дохода и вида нарушения.

Наказать могут не только за ведение бизнеса без регистрации. Если сумма доходов от незарегистрированного бизнеса не дотягивает до уголовной ответственности, то незарегистрированного ИП оштрафует сама налоговая — на 10% от полученных доходов, но не менее 40 тыс. руб. А если для бизнеса нужна была лицензия, то придется заплатить штраф ФНС в размере 2000-2500 руб. с конфискацией оборудования и выпущенной продукции.

Административная ответственность:

  • Бизнес без регистрации — штраф от 500 руб. до 2000 руб.
  • Бизнес без обязательной лицензии — штраф от 2000 руб. до 2500 руб. с конфискацией оборудования и выпущенной продукции.

В большинстве случаев причинами привлечения предпринимателей к ответственности служат невнимательность или откровенное незнание законов. Коммерсанты допускают следующие ошибки:

  1. Отсутствие уведомления об увольнении иностранца. Работодатели обязаны извещать МВД РФ не только о заключении, но и о расторжении трудовых договоров.
  2. Работа по просроченным разрешениям и патентам. Истечение срока документа является основанием отстранения сотрудника от должности. Расторгать соглашение с ним предприниматель не должен. На оформление новых бумаг мигрантам отводится месяц. Уволить иностранца можно лишь по завершении этого периода при отсутствии действующего разрешения. Заработную плату за время отстранения начислять не нужно (статья 76 ТК РФ).
  3. Превышение лимитов. Постановление Правительства России № 1365 от 14.11.18 вводит ограничение по количеству иностранцев в штате. Нормативы действуют в сельском хозяйстве, розничной торговле, спорте, грузоперевозках.
  4. Направление мигрантов в командировки. Разъездной характер работы неприемлем для некоторых категорий иностранцев. Если сотрудник имеет право работать только в одном регионе, отправлять его в служебные поездки нельзя. Исключения перечислены в приказе Минздравсоцразвития России № 564н от 28.10.2010. Максимальная продолжительность командировок для лиц, указанных в акте, зависит от статуса. Лицам, предъявившим при трудоустройстве разрешение или патент, можно работать вне региона 10 дней. В совокупности за время действия документа служебные поездки не должны превысить 60 суток. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в командировке только 30 дней. Однако ограничений по количеству таких отлучек закон не предусматривает. Мигранты, проживающие в России временно, имеют право выезжать по служебным делам на 40 суток за 1 год. При разъездном характере труда норматив увеличивают до 90 дней. О других иностранцах в приказе не упоминается, а потому отправлять их в командировки рискованно.
  5. Наличные выплаты. Рассчитываться с зарубежными работниками можно только через банк. Письмо № ЗН-4-17/15799 опубликовали на сайте ФНС РФ. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд России в постановлении № 307-АД15-691. Ограничение распространяется на иностранцев-нерезидентов – лиц, постоянно пребывающих в России менее 183 дней в году. Нарушением также является выплата вознаграждений в иностранной валюте. Расчеты производят только в рублях.

Перечень проступков сложно назвать полным. Привлечь предпринимателя к ответственности могут за опоздание при отправке документов, ошибки в формах и даже невнимательность. Не стоит забывать и о соблюдении трудового законодательства.

Работа иностранцев в России контролируется миграционными службами. Размер штрафных санкций зависит от вида и степени тяжести нарушения законодательства. Сумма взыскания, накладываемая на виновных лиц, определяется судом. Максимальную меру ответственность несёт юридическое лицо.

Незаконный провоз иностранных рабочих через границу, согласно статье 18.14 КоАП, наказывается штрафом от 50 до 100 тысяч руб. За каждого нелегально работающего в организации сотрудника накладывается взыскание в сумме до 1 миллиона рублей. При систематическом нарушении миграционного законодательства организациями, их должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Предпринимателям советуют помнить об общих условиях найма иностранцев. Трудовое соглашение можно заключить с лицом, достигшим совершеннолетия. Обязательными требованиями являются полная дееспособность и подлинность документов. Проверить представленные претендентом сведения можно при помощи онлайн-сервисов. На сайте МВД РФ имеется исчерпывающий набор инструментов.

Другой рекомендацией специалистов является постановка системы внутреннего контроля. Проводить оценку соответствия миграционным требованиям следует регулярно. Кроме того, важно следить за изменением правового регулирования и инструктировать сотрудников кадровых служб.

В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:

  • штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
  • запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Что такое неофициальное трудоустройство?

В Российском законодательстве нет такого понятия, как неофициальное трудоустройство. Но на самом деле, работодатель не задумывается о том, что если сотрудник работает у него не оформленным, значит, нарушен закон.

По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).

По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.

Штрафуют работодателей и за несоблюдение установленных ТК РФ сроков. Чаще всего речь об отпуске и отпускных. Работодатель должен предупредить работника об отпуске за две недели (ст. 123 ТК РФ) и за три дня выплатить отпускные (ст. 136 ТК РФ).

Зачастую компании нарушают эти сроки не по своей вине, а потому, что пошли навстречу сотруднику, который подал заявление на отпуск меньше чем за три дня до него. Но судьи убеждены, что это не освобождает работодателя от ответственности (решения Московского городского суда от 18.04.2019 по делу № 7-4171/2019 и Пермского краевого суда от 16.09.2019 по делу № 7-1930/2019/21-1120/2019).

Так что, подписывая подобное заявление работника на отпуск, нужно учитывать, что оно грозит штрафами компании и лично руководителю.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *