Угроза для жизни и здоровья ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Угроза для жизни и здоровья ребенка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(доклад на Всероссийской научно-практической конференции в Администрации Президента РФ «Российская система защиты детства: ключевые проблемы, опыт, перспективы». 15-16 сентября 2009 г.)
Жаров А. А., адвокат, преподаватель «Школы приемных родителей» БФ «Семья», эксперт Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы

Отобрание ребёнка даже среди специалистов часто называют «изъятием» ребёнка. Этот термин, разумеется, неверен, но в нём, в общем, слышно отношение говорящего к ситуации: действительно, в подавляющем большинстве случаев, ребёнка не отбирают, наталкиваясь на вполне объяснимое сопротивление родителей или иных лиц, а просто «изымают», как вещь, из семьи, которую и семьёй назвать нельзя, из помещения, которое на жильё не похоже.

В значительном числе случаев отобрание действительно происходит из деградировавших семей, из жутких условий, из грязи, как правило, от нетрезвых родителей. Статистику по таким случаям привести нелегко, но, думаю, коллеги из органов опеки и попечительства меня поддержат: отобрание ребёнка, это, как правило, полностью разрушенная семья.

При этом обращение с ребёнком в такой семье назвать жестоким довольно трудно: его кормят, хотя и редко, любят, хотя и «по-своему».

А вот в семьях, где ребёнок подвергается жестокому обращению, как правило, всё не так уж неблагополучно внешне.

Определённые ограничения накладывает формулировка пункта первого статьи 77 СК РФ, на котором, собственно, и зиждется отобрание ребёнка. Там сказано, что отобрание ребёнка возможно при непосредственной угрозе жизни и здоровью. То есть, если ребёнка бил вчера выпивший отчим, а сегодня он трезв и добр — оснований для отобрания ребёнка, вроде бы нет.

С таким мнением не соглашусь. Собственно, и практика, слава богу, идёт по тому же пути: наличие рядом с ребёнком лица, которое подвергало его жестокому обращению уже само по себе является непосредственной угрозой здоровью, а может быть и жизни ребёнка.

Тем не менее, отобрание ребёнка в таких случаях — эффективный и разумных механизм защиты ребёнка от жестокого обращения. Лучше уж в приют, чем быть битым или истязаемым.

Однако органы опеки и попечительства не спешат отбирать ребёнка у родителей, которые заподозрены в жестоком обращении. Действительно, обычно информация о жестоком обращении нуждается, как минимум, в проверке. Инструментарий для такой проверки у органов опеки, скажем прямо, отсутствует. Какую-то информацию можно получить из детского учреждения, школы, может быть, «на хороших отношениях», хоть и не обязан, поможет инспектор ПДН… А травму ребёнку можно нанести существенную.

Сколько раз встречались в практике ситуации, когда бдительность, например, детского сада, оказывалась излишней. «Живой» пример этого лета: ребёнка 6 лет катали на даче на велосипеде, прямо на раме. Не будем обсуждать, разумно ли поступали родители, но в результате ребёнок пришёл в детский сад с синяками на соответствующем месте. Медработник детского сада забил тревогу: ребёнка бьют. Сотрудник органа опеки и попечительства посетил детский сад, увидел своими глазами синяки, даже опросил ребёнка… В результате — отобрание ребёнка и иск в суд к изумлённым родителям.

Всё кончилось — в этом случае — благополучно, в суде, напротив, «бледный вид» имел орган опеки, а ребёнка после полутора месяцев пребывания в приюте — возвратили в семью, испуганного и боящегося идти в школу.

И таких случаев «гипербдительности» — не один. К сожалению, стремясь детей защитить, порой, детям наносится ещё большая травма. Разлучение с родителями для ребёнка — огромная травма. Необходимо также учесть, что речь идёт, как правило, об очень маленьких детях, дошкольниках, младших школьниках, которые не могут вразумительно рассказать, что же именно произошло с ними, иногда не помнят причину появления «следов», а зачастую просто повторяют за наводящими вопросами взрослых.

Но, вернёмся к существующей системе отобрания детей из семьи.

Согласно установлениям ст. 77 СК РФ, отобрание ребёнка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Понятно, откуда появилась такая формулировка, но непонятно, как в этой связи выглядят акты органов местного самоуправления, пусть и наделённых соответствующими полномочиями. Закон тут словно разделяет «органы опеки» и «орган исполнительной власти». Тут, конечно, требуется от законодателя определённое уточнение.

Несмотря на то, что отобрание производится, по закону, на основании акта, как правило, в подобных случаях всё происходит «явочным порядком», по факту обнаружения угрожающей ребёнку ситуации.

То есть, выяснив, что ребёнок под угрозой, сотрудник органа опеки физически отбирает ребёнка, а лишь потом издаётся акт об отобрании.

Здесь есть важный момент. Конечно, это незаконно. Но, выявив ребёнка в угрожающей ситуации, сотрудник органа опеки должен сделать — что? Бежать обратно за стол, готовить проект постановления, подписывать, потом бежать обратно? Вызывать кого-то по телефону, а самому защищать ребёнка? Как правило, вызывается милиция, начинается долгое «сидение» в квартире, и быстрый бег сотрудников органа опеки от своего офиса до места отобрания и обратно. В это время, как правило, извещается по телефону прокуратура, а зачастую вопрос об отобрании с прокуратурой и согласовывается. Всё это время, может быть несколько часов, ситуация остаётся непонятной: и ребёнка отобрать нельзя, и уйти нельзя — его жизни и здоровью есть непоср��дственная угроза.

Но вот, прошло время, постановление издано, ребёнок отобран, привезён в приют, либо в дом ребёнка, либо в другую организацию, для временного устройства детей.

Тут, как правило, факсом, извещается прокуратура, уже официально.

Угроза жизни и здоровью ребенка

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Для того, чтобы психолог смог увидеть Ваш вопрос и ответить на него, необходимо подтвердить обращение, перейдя по ссылке, отправленной на вашу электронную почту.


Вернуться на главную страницу

Ограничение в правах родителя возможно лишь в том случае, если оставление с ним детей подвергает их опасности. Причины и обстоятельства, приводящие к этому, не зависят от родителя: трудные жизненные обстоятельства, расстройство психики, тяжелая хроническая болезнь, мешающая исполнять обязанности родителя, и т.п.

Иск на ограничение прав родителя рассматривает суд, который будет принимать решение, руководствуясь положениями ст. 73 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ): «Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав».

В решении суда об ограничении или о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, опекуну (попечителю), если он уже назначен, или органу опеки и попечительства.

В целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, а также охраны прав родителя, не проживающего вместе с ребенком, суд должен известить этого родителя о времени и месте рассмотрения дела об ограничении или о лишении родительских прав и разъяснить ему, что он вправе заявить требование о передаче ему ребенка на воспитание.

При невозможности передать ребенка другому родителю либо в случае ограничения или лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, ребенок передается судом на попечение органа опеки и попечительства. При этом суд не решает вопрос о том, как должна быть определена судьба ребенка (помещение в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции органа опеки и попечительства. Передача судом ребенка на воспитание родственникам и другим лицам допускается только в случае, когда они назначены его опекунами или попечителями (п. 5 ст. 71, п. 4 ст. 74, ст. 121 СК РФ)1.

Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии родительского попечения над ребенком, выявляются в ходе тщательного обследования условий его жизни2. Такое обследование проводится перед судебным заседанием, а также ранее, сразу после поступления в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устных и письменных обращений юридических и физических лиц, содержащих сведения о детях.

Обследование осуществляется с целью принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав или ограничения в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, их длительного отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных или медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Обследование проводит в течение 3 дней с момента получения сведений о детях специалист органа опеки и попечительства либо образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (далее – организация), которой передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких детей и их семей.

По результатам проверки составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи. В нем должна быть дана оценка выявленных в ходе обследования обстоятельств, а также изложены выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка или препятствующих его нормальному воспитанию и развитию; выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком; рекомендации о форме защиты его прав и законных интересов.

Акт обследования оформляется в течение 3 дней после проверки, подписывается проводившим обследование специалистом и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации, если ее сотрудник провел проверку. Акт обследования, проведенного специалистом организации, оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется в орган опеки и попечительства в течение одного дня, следующего за днем его утверждения, а второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта РФ или органа местного самоуправления либо руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений об их месте жительства или месте пребывания.

При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение одного дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

Ответ на этот вопрос можно найти в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

При подготовке дел данной категории к судебному разбирательству судье следует правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личные качества родителей или иных лиц, воспитывающих ребенка, а также сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком.

Независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Он обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение, подлежащее оценке в совокупности с другими доказательствами (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ, ст. 78 СК РФ). Причем такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседании только после получения от органов опеки и попечительства актов обследования.

Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), суд должен исходить из его интересов и учесть мнение ребенка, если ему исполнилось 10 лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания условий для его воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения его требований), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Суд учитывает все обстоятельства, влияющие на создание нормальных условий жизни и воспитания ребенка. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что ни родители, ни лица, у которых находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд, отказывая в удовлетворении иска, передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства, чтобы были приняты меры для защиты прав и интересов ребенка и был выбран наиболее приемлемый способ устройства его дальнейшей судьбы (п. 2 ст. 68 СК РФ).

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Согласно ст. 12 Конвенции ребенку, способному сформулировать собственные взгляды, должно быть предоставлено право свободно выражать их по всем вопросам, затрагивающим его. Причем взглядам ребенка нужно уделять должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. С этой целью ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, если ему уже исполнилось 10 лет.


1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

2 Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

Что же такое насилие? это форма принуждения со стороны одного человека по отношению к другому с целью приобретения или сохранения определенных льгот или привилегий, завоевания любого господства.

Виды насилия над детьми:

  • жестокое обращение с детьми;
  • пренебрежение основными нуждами ребенка;
  • оставление ребенка в опасности

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (побои, избиение, угрозы в их адрес, внушение чувства страха и тд.), а также покушение на их половую неприкосновенность. Жестокое обращение может проявляться в применении недопустимых приемов воспитания детей, причиняющих вред их нравственному развитию, а равно в пренебрежительном, грубом обращении, унижающем человеческое достоинство.

Виды жестокого обращения:

I. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при физическом насилии:

  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными.

II. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляется в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь или невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Особенности психического состояния и поведения ребенка при психологическом (эмоциональном) насилии:

  • постоянно печальный вид, длительное подавленное состояние;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушение сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • задержка физического и умственного развития;
  • нервный тик, энурез.
  • О районе
  • Городские и сельские поселения
  • Достопримечательности
  • Телефоны района
  • Почетные граждане
  • Карта района
  • Действующие документы
  • Проекты документов
  • Планы
  • Отчеты
  • Результаты проверок
  • Утратившие силу
  • Прочие документы
  • Все документы
  • Порядок обжалования НПА
  • Основания изъятия ребенка из семьи органами опеки

    В администрации Гурьевского городского округа организована «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» по вопросам: 1) трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места на предприятиях; 2) выплата заработной платы ниже установленного в Калининградской области минимального размера, который с 01.01.2021 года — 14.000,00 рублей при управлении по социальным вопросам.

    Телефон «горячей линии» по вопросам минимального размера оплаты труда и нарушения и ограничения трудовых прав и свобод граждан предпенсионного возраста:

    74-18-50


    Обращения граждан по фактам вырубок деревьев принимаются на горячую линию

    Граждане могут сообщать информацию о вырубках деревьев в лесах на территории региона по телефону горячей линии

    93-56-93

    контрольно-оперативного управления правительства Калининградской области. Телефон работает круглосуточно.

    Управление по национальной политике, связям с общественностью и СМИ

    8 (40151) 3-02-49, 3-02-18

    • Арбитражный процессуальный кодекс

    • Бюджетный кодекс

    • Водный кодекс

    • Воздушный кодекс

    • Градостроительный кодекс

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

    • Жилищный кодекс

    • Земельный кодекс

    • Кодекс административного судопроизводства

    • Кодекс внутреннего водного транспорта

    • Кодекс об административных правонарушениях

    • Кодекс торгового мореплавания

    • Лесной кодекс

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс

    • Таможенный кодекс Таможенного союза

    • Трудовой кодекс

    • Уголовно-исполнительный кодекс

    • Уголовно-процессуальный кодекс

    • Уголовный кодекс

    • ФЗ об исполнительном производстве

      Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    • Производственный календарь 2017

      Для пятидневной рабочей недели

    • Закон о коллекторах

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

    • Закон о национальной гвардии

      Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

    • О правилах дорожного движения

      Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

    • О защите конкуренции

      Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

    • О лицензировании

      Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

    • О прокуратуре

      Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

    • Об ООО

      Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

    • О несостоятельности (банкротстве)

      Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

    • О персональных данных

      Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

    • О контрактной системе

      Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

    • О воинской обязанности и военной службе

      Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

    • О банках и банковской деятельности

      Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

    • О государственном оборонном заказе

      Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

    • Закон о полиции

      Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

    • Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей инос

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 (ред. от 26.12.2017)

      «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»

    Для корректного отображения сайта обновите Ваш браузер!

    • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

      «Об исполнительном производстве»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 03.08.2018 N 319-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 29.12.2017)

      «Об актах гражданского состояния» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)

    • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

      «Об опеке и попечительстве»

    • Федеральный закон от 29.07.2018 N 224-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 30.10.2017 N 302-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 14.11.2017 N 321-ФЗ

      «О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедуры взыскания алиментов»

    • Федеральный закон от 29.12.2017 N 438-ФЗ

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»

    • Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

      «О гражданстве Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 05.12.2017)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

    • Депрессия
    • Невроз
    • Панические атаки
    • Эректильная дисфункция
    • Страхи и фобии
    • Тревога и стресс
    • Бессонница
    • Шизофрения
    • Маниакально- депрессивный психоз
    • Диагностика
    • Вакансии МЦ Гранат

    С точки зрения законодательства случаи, когда ребенку причиняется вред его няней, ничем не отличаются от любых других причинений вреда гражданину, умышленно или по неосторожности.
    Однако у рассматриваемой ситуации есть некоторые особенности.

    — Какой именно вред может считаться достаточным для привлечения няни к ответственности?
    — Вред, причиненный ребенку, можно разделить на физический и моральный. Конечно же, для родителей и то, и другое является неприемлемым и требует помимо увольнения няни какого-либо иного разбирательства с целью наказания виновной (виновного). Физическим вредом является нарушение нормального протекания физиологических процессов в организме ребенка, а также нарушение его анатомической целостности. Он может выражаться в полной либо частичной потере зрения, слуха, или какого-либо органа, либо утрате органом его функции, заболевании различными болезнями, наркоманией, токсикоманией и др.
    Под моральным вредом понимается причинение ребенку физических или нравственных страданий действиями няни, посягающими на его жизнь и здоровье. В данном случае речь идет в том числе о психическом здоровье ребенка, так как в силу возраста психика ребенка намного менее защищенная, чем у взрослого человека, и восприимчива к любым действиям и словам. Очень важно выявить любые нарушения психики ребенка, своевременно обратившись к врачу.
    И тот, и другой вред здоровью ребенка может и должен быть зафиксирован его родственниками как с целью предотвращения развития каких-либо неблагоприятных заболеваний, в том числе психических, так и для обеспечения доказательств, которые могут потребоваться в случае привлечения няни к ответственности.
    Степень вреда, причиненного здоровью ребенка, может определить только назначенная судом либо на досудебной стадии судебно-медицинская экспертиза.
    Также в порядке гражданского судопроизводства подлежит возмещению имущественный вред, который возник в результате неправомерных действий няни. К имущественному вреду можно отнести расходы родителей ребенка, понесенные ими в связи с проведением платных медицинских обследований, операции, покупкой лекарств, ортопедических изделий и т. п.

    — Какая ответственность предусмотрена российским законодательством для таких случаев?
    — Законом предусмотрена гражданская и уголовная ответственность за причинение вреда ребенку. Причем, один вид ответственности вовсе не исключает применение второго. Так, если родители подали заявление в полицию о привлечение няни к уголовной ответственности, они также могут взыскать с нее все свои издержки, связанные с лечением и восстановлением ребенка после травмы.
    К уголовной ответственности можно привлечь за нанесение ребенку побоев (ст.116 Уголовного кодекса РФ), истязание ребенка (ст.117 УК), умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (соответствующую квалификацию действиям няни даст дознаватель, следователь или суд), оставление в опасности, понуждение к действиям сексуального характера и др.
    При этом родителям нужно лишь подать заявление в полицию и дать там соответствующие объяснения, а все дальнейшие необходимые действия, направленные на расследование действий няни, будет проводить компетентное должностное лицо.
    Санкции указанных выше статей существенно различаются: это может быть лишение свободы, исправительные работы, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью.
    Гражданская же ответственность предполагает подачу родителем (родителями) иска в суд о взыскании с няни денежных средств за причинение им и ребенку морального вреда или за причинение реального ущерба в виде понесенных расходов.
    Очень рекомендуем в случае подтвержденных неправомерных действий няни дать об этом информацию в интернете в так называемых «черных списках» нянь, которые публикуются бывшими работодателями для отдельных регионов. Возможно, это поможет другим родителям избежать негативного опыта общения их детей с «не слишком порядочными» нянями.

    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России

    О правилах поведения детей в опасных для жизни и здоровья ситуациях

    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

    Чтобы не быть голословным и привлечь обидчика к реальной ответственности, придется доказать факт угроз. Подойдут любые способы документирования:

    • если угроза высказывается при личной встрече – диктофонные или видеозаписи;
    • если это угрозы по телефону – записи телефонных разговоров;
    • если это угрозы в электронной переписке, смс или социальных сетях – скриншоты интернет-страниц, захват экрана;
    • если угрозы в письме – само письмо является доказательством;
    • если высказаны в надписях на стене, лобовом стекле автомобиля, дверях – фотографии этих надписей;
    • если переданы через третьих лиц – свидетельские показания этих третьих лиц и т.д.

    Фиксация – это первое, что делать, если ребенку угрожают расправой, и повлиять на обидчика словами просто так не получается. Доказательства помогут поставить на место и усмирить того, кто решился угрожать вам или вашим близким!

    Итак, если имеют место угрозы, и они кажутся вам реальным основанием опасаться за свою жизнь и здоровье близких – нужно их задокументировать. Получилось – отлично, не получилось – ничего страшного. В любом случае обращаемся в полицию с заявлением о преступлении. Сотрудники МВД проверят сообщение, и если найдется достаточно оснований – возбудят уголовное производство и привлекут автора угроз к ответственности. Если оснований для этого не будет недостаточно, в возбуждении дела откажут, но в большинстве случае проверка производит профилактический эффект – угрозы прекращаются.

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

    1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

    2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

    3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

    4) медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

    5) медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

    6) профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

    7) диагностика — комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий;

    8) лечение — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни;

    9) пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;

    10) медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;

    1. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

    3. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

    4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    5. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

    5.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

    6. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 519-ФЗ)

    7. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, расположенных на территории международного медицинского кластера и осуществляющих медицинскую деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 160-ФЗ)

    8. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территории свободного порта Владивосток, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О свободном порте Владивосток». (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

    9. Законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях инновационных научно-технологических центров, применяется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 216-ФЗ)

    Основными принципами охраны здоровья являются:

    1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

    2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

    3) приоритет охраны здоровья детей;

    4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

    5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

    6) доступность и качество медицинской помощи;

    7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

    8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

    9) соблюдение врачебной тайны.

    1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

    2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

    3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

    1. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

    1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

    2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

    3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

    4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

    5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

    6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

    2. В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

    МБДОУ детский сад №24 комбинированного вида

    1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

    2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

    3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

    4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

    5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

    В ряде случаев, по вполне объективным причинам, судебно-медицинская экспертиза по определению тяжести нанесенного вреда не может быть проведена. Это происходит в следующих ситуациях:

    • Потерпевшему невозможно поставить достоверный диагноз повреждения или заболевания из-за неясного характера клинической картины или недостаточно полно проведенных клинических и лабораторных исследований.
    • Если потерпевший отказался от прохождения дополнительных обследований или не появился на повторном осмотре, что препятствует правильной оценке экспертом характера нанесенного вреда здоровью потерпевшего.
    • Отсутствует часть документов, необходимых для определения тяжести вреда здоровью. Например, если нет результатов дополнительных анализов.

    Уголовный кодекс Российской Федерации описывает три степени тяжести причиненного вреда здоровью:

    1. Легкая.
    2. Средняя.
    3. Тяжкая.

    Тяжкий вред здоровью

    Тяжкий вред здоровью определяется по двум признакам. Первым из них считается вред здоровью, опасный для жизни. При отсутствии первого признака тяжкий вред здоровью определяется по второму – последствия причиненного вреда.

    Опасные для жизни потерпевшего повреждения принято делить на две группы. К первой группе телесных повреждений, опасных для жизни человека, относятся:

    • Проникающие раны головы (черепа). Независимо от того, был ли поврежден головной мозг.
    • Переломы основания черепа и костей свода черепа, за исключением изолированных трещин только внешней пластины свода черепа, а также кроме переломов костей лицевой части головы.
    • Ушибы головного мозга тяжелой степени, а также средней степени, если имеются признаки повреждения стволового отдела.
    • Проникающие раны позвоночника, независимо от того, поражен ли спинной мозг.
    • Переломы дуг позвонков шейного отдела, в том числе переломы-вывихи.
    • Односторонние переломы дуг первого и второго позвонков шейного отдела, независимо от того, поврежден ли спинной мозг.
    • Подвывихи и вывихи позвонков шейного отдела.
    • Перелом-вывих или перелом одного или нескольких позвонков грудного или поясничного отдела при нарушении функционирования спинного мозга.
    • Ранения в области шеи с проникновением в гортань, пищевод, трахею, просвет глотки или с повреждением вилочковой и щитовидной железы.
    • Ранения в области груди с проникновением в полость перикарда, в плевральную полость или в клетчатку средостения. Независимо от повреждения внутренних органов.
    • Проникающее в область брюшины ранение живота.
    • Ранения живота с проникновением в кишечник (кроме нижнего сегмента прямой кишки) или в полость мочевого пузыря.
    • Открытая рана поджелудочной железы, почек или надпочечников.
    • Разрыв любого внутреннего органа, в том числе мочеточника, перепончатой секции мочеиспускательного канала, предстательной железы.
    • Двойной перелом кольца таза в задней и передней частях с потерей непрерывности. Или двусторонний перелом заднего тазового полукольца с потерей непрерывности кольца таза и разрывом подвздошно-крестцового сочленения.
    • Открытый перелом плечевой, бедренной или большеберцовой кости (длинные трубчатые кости), открытые повреждения коленных и тазобедренных суставов.
    • Нарушение целостности основных кровеносных сосудов (аорты, крупных артерий и соответствующих им вен).
    • Термический ожог третьей или четвертой степени при площади поражения свыше 15% кожных покровов. Термический ожог третьей степени при поражении более 20% кожных покровов. Термический ожог второй степени при поражении более 30% кожных покровов.

    Вторая группа телесных повреждений, опасных для жизни, включает в себя повреждения, которые повлекли за собой состояния, угрожающие жизни человека. К подобным состояниям относятся:

    • Тяжелый шок третьей или четвертой степени.
    • Кома, вызванная различными причинами.
    • Обширные кровотечения и большие кровопотери.
    • Коллапс, нарушение кровообращения головного мозга тяжелой степени, острая сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность.
    • Острая почечная недостаточность.
    • Острая печеночная недостаточность.
    • Тяжелая степень острой дыхательной недостаточности.
    • Гнойно-септические поражения тканей.
    • Нарушения кровообращения, вызвавшие инфаркт внутреннего органа, тромбоэмболию, газовую или жировую сосудистую эмболию, гангрену конечностей.
    • Комплекс нескольких состояний, угрожающих жизни потерпевшего.

    За шуточную угрозу жизни и здоровью человека можно получить реальный срок

    Квалификационными характеристиками средней степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, являются:

    • Отсутствие прямой опасности для жизни потерпевшего.
    • Отсутствие тяжелых состояний, характеризующих вред здоровью как тяжкий по последствиям.
    • Продолжительное расстройство здоровья (утрата трудоспособности более чем на 21 день).
    • Стойкая утрата трудоспособности не более чем на одну треть (от десяти до тридцати процентов включительно).

    Квалификационными характеристиками легкой степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, являются:

    • Непродолжительное расстройство здоровья (утрата трудоспособности менее, чем на 21 день).
    • Стойкая утрата трудоспособности, равная пяти процентам.

    Процедура определения тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений

    Процедура проведения экспертизы по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений осуществляется в соответствии с методическими указаниями по проведению судебно-медицинских исследований. Исследование может быть проведено исключительно по документам, но в особых случаях, а также при наличии достоверных документов, корректно и в полном объеме описывающих нанесенные потерпевшему повреждения. Чаще всего экспертиза осуществляется с осмотром и опросом потерпевшего. Исследование включает в себя следующие этапы:

    1. Тщательный опрос потерпевшего, осмотр имеющихся повреждений или следов их нанесения.
    2. Сбор всех документов, имеющихся по делу: медицинские карты из поликлиники по месту жительства и травмпункта, протоколы осмотра, записи бригады скорой помощи, фотографии.
    3. Осмотр и опрос потерпевшего.
    4. При наличии внутренних повреждений выполняются ультразвуковые или иные специальные исследования (если необходимо).
    5. При необходимости или отсутствии важных документов специалист, проводящий экспертизу, может затребовать недостающие бумаги.
    6. Изучение всех предоставленных документов.
    7. Оформление экспертного заключения, в которое заносятся выводы, сделанные экспертом.

    Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Статья 25 Закона описывает процедуру оформления экспертного заключения, а также необходимые для включения в него компоненты.

    Статья 111 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения тяжкого вреда здоровью, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

    Статья 112 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью средней степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

    Статья 115 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки умышленного нанесения вреда здоровью легкой степени тяжести, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

    Статья 113 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в состоянии аффекта, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

    Статья 114 Уголовного кодекса Российской Федерации описывает признаки нанесения тяжкого или среднего вреда здоровью в случае превышения границ необходимой самообороны или в случае превышения мер, необходимых для задержания лица, а также степень наказания, предусмотренного за подобное преступное деяние.

    Процедура проведения экспертизы по определению тяжести причиненного вреда здоровью вследствие имеющихся телесных повреждений подчиняется Правилам определения тяжести причиненного вреда здоровью, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года (№ 522).

    25.06.2021 График работы передвижного флюорографического комплекса ГОБУЗ Шимская ЦРБ на июль 2021 года

    25.06.2021 День здорового сердца

    УВАЖАЕМЫЕ ЖИТЕЛИ ШИМСКОГО РАЙОНА! С целью проведения профилактических мероприятий ГОБУЗ Шимская цен …

    25.06.2021 Вакцинация против COVID-19

    Для создания максимально комфортных условий для населения Шимского района при проведении профилактич …

    28.05.2021 Пункты вакцинации в общественных местах Новгородской области

    04.05.2021 Вакцинация против COVID-19

    В ГОБУЗ Шимская ЦРБ проводится вакцинация от коронавирусной инфекции COVID-19 всех обратившихся. …


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *