Вещное право по салической правде со статьями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вещное право по салической правде со статьями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Общая характеристика. Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Алле- менская и др. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. — последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига.

Первоначальный текст Салической правды до настоящего времени не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате до нас дошло несколько вариантов Салической правды, из которых наиболее близкой к древнейшему первоначальному тексту памятника считается Парижская рукопись.

Развитие феодальных отношений характеризовалось упрочением системы необычайно сложных и запутанных вещных прав, основным объектом которых была земля. В феодальном праве существовали два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держание.

Аллод как форма земельной собственности имел наибольшее распространение в раннее средневековье. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, не неся за землю службы, не платя повинностей. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Аллоидальные земли существовали на протяжении всего средневековья в небольших количествах, однако такая форма землевладения не характерна для развитого феодального строя, и аллод всегда оставался как бы за его пределами.

В условиях развитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землю были держания — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые держания имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, не передавался по наследству и со смертью бенефициария возвращался собственнику.

В период сложившегося феодализма уже не встречаются бенефиции, которые могут быть взяты собственником обратно, и не передаются по наследству. Наиболее распространенными видами земельных держаний становятся феоды (лены).

Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений. Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных услуг сеньору. При уступке земли по феодального договору вассал, однако, не был полным собственником земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Сеньор мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав на землю. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору. Все эти права принадлежали сеньору как господину земель, из которых был выделен феод.

Вассалы имели в отношении феодов полномочия владения и пользования ими. Вассалу принадлежали все доходы феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо периодические платежи. Феод переходил к наследникам вассала, которые должны были при этом платить пошлину сеньору (рельеф).

Полномочия вассала по распоряжению феодом были более ограниченными. В ранний период феодализма вассал не мог ни продать, ни передать его в порядке субинфеодации своему вассалу без согласия сеньора. В противном случае сеньор мог «наложить руку» на феод, т.е. отобрать его без какого-либо возмещения покупателю. С XIII в. стала допускаться полная передача феода, т.е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, связанных со «служилым» феодом, без разрешения сеньора, но с двумя ограничениями: сеньор имел право, во-первых, получать определенную, притом сравнительно высокую пошлину, а во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя, возместив последнему уплаченную им цену.

В случае частичного отчуждения феода для сеньора могла возникнуть опасность, что вассалу будет трудно выполнять возложенные на него обязанности феодальной службы. Поэтому в таких случаях требовалось согласие всех вышестоящих сеньоров. По этой же причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация, т.е. удлинение феодальной цепи, когда вассал вышестоящего сеньора уступал свой феод собственному вассалу, становясь в положение сеньора в отношении этого последнего.

Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора.

В Германии дольше и прочнее держалось право о невозможности для вассала отчуждать полученный лен, он мог только передавать его собственному вассалу.

Феоды и лены были свободными, благородными держаниями.

Другой вид свободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цепзивы. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли. Никаких личных феодальных связей при цензиве не устанавливалось не было ни обязанностей к военной службе, ни верности господину. Зато с крестьянина причитались разнообразные и весьма обременительные платежи.

В Германии зажиточные крестьяне владели землей на условиях краткосрочной аренды.

Сложность феодальной системы собственности создавала большие трудности во всех случаях, когда требовалось установить, кто является действительно управомоченным лицом и чем подтверждаются его полномочия. Поэтому особое значение приобрело владение как наиболее очевидное и простое проявление права лица на вещь.

Французская сезина, германская гевере защищались специальными исками в упрощенном порядке.

Особенности вещного права в Англии. Трэст. В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Первоначально держание по рыцарской службе обязывало к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII в. с переходом к наемному войску личная служба была замен��на уплатой «щитовых денег». Другие повинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и при переходе держания к наследникам держателя.

Брачно-семейные отношения складывались под влиянием канонического права. Единственной формой брака был церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Кроме достижения определенного возраста необходимо было учитывать степень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после помолвки с другим лицом или с лицом, не получившим крещения.

Семейные отношения строились на принципе власти мужа и отца, хотя в разное время и в разных местностях эта власть имела различный характер. Так, на севере Франции взаимоотношения между супругами, а также между родителями и детьми были свободнее. Имущественные отношения строились на общности имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. На юге Франции сохранялась римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял в течение брака и которое возвращалось жене после смерти мужа.

В Англии в высших слоях общества жена полностью находилась под властью мужа, в низших — пользовалась относительной свободой. В ряде местностей за женой признавалось право на управление своим имуществом.

В Германии отношения супругов строились на общности имущества, которое с прекращением брака подлежало разделу, доля жены составляла треть или половину.

Церковь категорически отвергала развод, но в некоторых случаях (например, при супружеской измене) допускала раздельное жительство.

Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

  1. Тема 3. Салическая правда – раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
  2. Вопрос 1. Понятие, признаки и стадии правового регулирования общественных отношений
  3. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ. ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ
  5. 24.1. Основные формы воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование и его стадии
  6. БРАК И СЕМЬЯ B САЛИЧЕСКОй ПРАВДЕ
  7. Франкское общество по «Салической правде».
  8. Основные черты Салической правды.
  9. Уголовное право по Салической правде
  10. ИЗУЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА ФРАНКОВ HA ОСНОВАНИИ ДАННЫХ * САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»
  11. В. Ф. ЯКОВЛЕВ. ГРАЖДАНСКОПРАВОВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.1972, 1972
  12. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
  13. ОБЫЧАй И ЗАКОН У ДРЕВНИХ ФРАНКОВ. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА: ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ,
  14. СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС B СООТВЕТСТВИИ С САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДОЙ
  15. Тема 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  16. 17. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах 1 .Регулирование земельных отношений в развитых странах западной Европы и в Америке
  17. Лекция 13 Нормативное регулирование общественных отношений
  18. ПРАВО B СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
  19. ТЕМА № 10: ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ответы по ИГПЗС-1(полно). Предмет игпзс. Место науки в системе юридических наук

Д.А. Суровень *

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО «САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ»: К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ВАРВАРСКИХ ОБЩЕСТВ И

ГОСУДАРСТВ

Аннотация. В статье анализируется процесс возникновения варварских государств на примере франков, правовой статус различных категорий населения, определяется, что в обществе франков возникло три сословия (полноправных свободных, неполноправных свободных и несвободных) и три класса (эксплуататоров, мелких неэксплуатируемых производителей и эксплуатируемых производителей). Делается вывод, что общество франков относилось к древним (рабовладельческим) обществам варварского типа (которое возникало как раннерабовладельческое в условиях кризиса и разложения рабовладельческого способа производства, с чем связано появление экзимированной (изъятой из общины) земельной собственности.

Ключевые слова: генезис государства, германцы, варварское общество и государство, франки, правовой статус, сословия, полноправные свободные, неполноправные свободные, рабы, классы, экзимированная собственность, аллод.

Ещё в 30-е гг. XX в. среди советских ученых возникла концепция, основанная на положении Ф. Энгельса о возможности перехода отдельных обществ от первобытного строя к феодализму, минуя рабовладельческую формацию1. Сторонники этой концепции, отрицая существование рабовладельческой формации в варварских государствах, основываются на том, что, во-первых, численность рабов была недостаточной для складывания рабовладения в качестве общественно-экономической формации, источники рабства были скудны, а потом практически иссякли; и, во-вторых, хотя рабы и использовались в сельском хозяйстве, основным в этой сфере был труд общинников и так называемых «зависимых», которых рассматривают как социальную основу формирующегося класса феодально-зависимых земледельцев2.

Однако дальнейшее изучение полученного материала о древних и раннесредневековых обществах привели к решению вопроса о путях возникновения государства через его раннюю форму — общину-государство ;

* Суровень Дмитрий Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета, \amato. иКа таИ. ги

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. М.: гос. изд-во полит. лит-ры, 1961. Т. 21. С. 134.

2 См.: Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в западной Европе VI-VШ вв. М.: Академия наук, 1956. -422 е.; Данилова Г.М. Возникновение феодальных отношений у франков (VI-VII вв.). Петрозаводск: гос. изд-во Карельской АССР, 1959. — 300 с. См., например: Данилова Г.М. Указ. соч. С. 198.

3 „

Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке в работах советских исследователей // Вестник древней истории. 1963. № 1. С. 24 и слл., С. 29; Дьяконов И.М., Якобсон В.А.

уяснению того, что с возникновением государства община не разрушается, а остается основной структурообразующей единицей и формой организации собственников земли1 (мелких и крупных землевладельцев); что социальная структура рабовладельческих обществ не сводится к двум классам -рабовладельцев и рабов , как считали раньше, а состоит из 3-х классов: 1) класса эксплуататоров (общинная знать); 2) класса мелких неэксплуатируемых производителей (рядовые общинники) — оба класса формируют сословие полноправных свободных; 3) класса эксплуатируемых производителей (из лиц, не входящих в общинный коллектив и не имеющих прав общинников и права на землю) — этот класс состоит из двух сословий:

л

сословия неполноправных свободных и сословия несвободных (рабов) .

Таким образом, в древнем — рабовладельческом обществе одновременно сформировались три класса и три сословия (см. схему ниже).

Салическая правда написана на латыни, но не чистой латыни, а таком себе суржике, в котором чистая латынь смешана с местными наречиями. Такую латынь называют «разговорной латынью» или даже «вульгарной латынью», именно на ней обычно говорили в многочисленных провинциях Римской империи, и впоследствии именно эта народная, разговорная латынь стала основой для формирования романских языков: английского, французского, немецкого и других.

Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.

Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.

Важную часть Салической правды занимают положения, регулирующие семейные отношения, которые имели большое значение в обществе того времени. Семья у древних франков, как и у германцев, строилась на моногамии, иметь можно было только одну жену, а прелюбодеяние строго наказывалось. Впрочем, тут были исключения, так король Хлодвиг, (впрочем, как и наш князь Владимир Великий) был большим любителем по женской части и при своем дворе содержал роскошный гарем. Пикантности добавляет тот факт, что Хлодвиг при этом принял христианство католического обряда, и все это ему нисколько не мешало «прелюбодействовать», в этих моментах он очень схож с киевским князем Владимиром.

  • Ведров С. В. О денежных пенях по Русской Правде сравнительно с законами салических франков. — М.: Университетская типография, 1877. — 143 с.
  • Гизо Ф. История цивилизации во Франции от падения Западной Римской империи. Часть первая / Пер. с фр. под ред. М. М. Стасюлевича. — СПб.: Типография Николая Тиблена и комп., 1861. — 388 с.
  • Грацианский Н. П. Введение // Салическая Правда. Русский перевод Lex Salica Н. П. Грацианского и А. Г. Муравьева. — Казань: Издание книжного магазина Маркелова и Шаронова, 1913. — С. III—XXXVIII.
  • Гуревич А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 352 с.
  • Данилова Г. М. Возникновение феодальных отношений у франков VI—VII вв. — Петрозаводск: Государственное изд-во Карельской АССР, 1959. — 258 с.

Феодальное право стран Западной Европы

С древнейших времен в германских племенах строго соблюдались правовые нормы и обычаи. Их хранили в памяти старейшины. Германцы крайне консервативно относились к своим законам и не допускали их радикальных изменений.

Но в III—IV столетиях нашей эры произошла миграция племен на территорию распадающейся Римской империи. В этих обстоятельствах было сложно сохранить устные нормы и обычаи. Кроме того, право переселенцев могло подвергнуться влиянию римских законов, что было неприемлемо для германцев.

Правители вновь созданных королевств стремились зафиксировать племенные обычаи в письменном виде. Так возникли первые виды «варварских» правд:

Салическая правда написана на вульгарной латыни. Бо́льшая часть ее текста содержит описания штрафов за различные правонарушения. Также в ней приведены процессуальные процедуры и правила, которые производят регулирование семейных, вещных, обязательственных и наследственных отношений.

Исторический памятник носит казуистический характер, в нем отсутствуют общие абстрактные понятия. Многие нормы, содержащиеся в тексте, были введены в связи с развитием процесса права собственности на землю. Анализ этого документа дает понятие об общественном строе франков IV века.

По Салической правде у древних германцев семья еще не была близкой связью между родителями и детьми. Она представляла собой совокупность кровных родственников, сила и власть которой зависела от количества входящих в нее людей. Ненависть с одним из ее участников становилась делом всего рода. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось нападением на весь род и влекло за собой войну между родственниками нападавшего и жертвы.

Земельные отношения во франкском обществе соответствовали их общественному строю. Часть земли принадлежала королю, также имелись крупные земельные владения могущественных и знатных людей. Бо́льшая часть земли находилась во владении сельских общин.

Во времена Салической правды начался переход от общинного землевладения к общине-марке. Дома и приусадебные участки были индивидуальными владениями, а пахотная земля считалась собственностью общины, но ею по наследству пользовались отдельные семьи.

Главы, относящиеся к области гражданского права франков, регулируют порядок:

  1. возврата похи­щенных или утраченных (потерянных) вещей;
  2. продажи спорного имущества.

В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной вещи платит возмещение и возвращает полученную от покупате­ля сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же поступали и древние греки.

Два вида договорных обязательств:

  • относительно вещей;
  • относительно устных договоренно­стей, основанных на доверии.

В первом случае кредитор при сви­детелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требова­ний подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если должник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приго­варивается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкрат­ного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Возвращение сум­мы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двукратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга.

Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возмож­ностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требо­вания, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на дол­жника каждый раз новый штраф по 3 солида.
Еще при первом требовании кредитор получает право на протест в присутствии свидетелей против всякого пла­тежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправля­ется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за на­рушение мира).

Источником права в этот период являлся обычай. В период V–IX вв. на территории Франкского государства происходит запись обычаев племен в виде так называемых «варварских правд». Создаются Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманская и другие правды. В 802 г. по приказу Карла Великого были составлены правды племен, входивших в его государство, но не имевших к тому времени записей обычного права.

С усилением королевской власти монархи начали создавать законодательные постановления – капитулярии, имевшие общеобязательное значение. К источникам раннефеодального права можно отнести также иммунитетные грамоты и формулы. Имму- нигетныс грамоты, выдаваемые королем феодалам, изымали определенную территорию из-под действия судебной, финансовой и полицейской юрисдикции государства, передавая эти полномочия феодалам.

Формулы представляли собой образцы грамот, договоров и других официальных документов.

Высшая судебная власть в королевстве франков принадлежала монарху. На местах большинство дел рассматривалось в «судах сотен», но постепенно судебная власть сосредоточилась в руках феодалов.

Салическая правда (Lex Salica) – одна из наиболее ранних записей норм обычного права германских племен с добавлением, в последующем, отдельных норм, установленных эдиктами франкских королей. Основным назначением Салической правды было руководство для судей на различного рода процессах.

Салическая правда отражала современный для того времени уровень социальных отношений, для которых была характерна высокая степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм.

Салическая правда выделяет индивидуальную собственность па движимое имущество (скот, рабы, личная утварь и т.д.) и недвижимое (вилла). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца. Салическая правда содержит множество статей, посвященных охране права собственности на различные движимые вещи. Подробно разбираются случаи кражи домашних животных, птицы и пр.

Частная собственность на землю, по-видимому, еще только формировалась. Салическая правда различает приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Нераспаханные пустоши, выгоны, леса находились в общем пользовании. Пахотные земли огораживались забором и использовались индивидуально только для сбора урожая. Предусматривался значительный штраф за поджог и разрушение изгороди. По Салической правде карался сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривался штраф за проезд по чужому полю, за запашку чужого поля, за посев на чужом поле. Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось преступлением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.

Особое значение придавалось жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности. Высоким штрафом в 45–63 солидов наказывалась не только кража в пределах дома или двора, но и простое проникновение на территорию виллы после захода солнца. Кража с нападением и истреблением сторожевых собак, увозов на телеге значительной части домашнего имущества влекла за собой штраф в 200 солидов, равный вергельду за убийство свободного.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего, но если наследника не было, земля возвращалась общине. В VI в. эдиктом короля Хильперика (561–584) предусматривался переход земли по наследству не только к сыновьям, но и дочерям, братьям, сестрам умершего и др.

О сохранении у франков общинной собственности на землю свидетельствует титул «О переселенцах». Поселиться на территории общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины; если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Однако если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протеста против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом. Салическая правда по существу санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если он имел специальную королевскую грамоту. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

Определенное внимание Салическая правда уделяет обязательствам, которые возникали из договора либо деликта. В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров, но свободное волеизъявление сторон подразумевается при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или другой формальной процедурой. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором. Подробно рассматривается в Салической правде договор займа. Кредитор мог взыскивать долг непосредственно, минуя судебное заседание. Если должник не пожелал выплатить по обязательству после того как кредитор востребовал долг, явившись к его дому в сопровождении свидетелей, он призывался кредитором в суд (до трех раз, через неделю). При каждой неявке в суд с должника взыскивался штраф. Долг мог быть взыскан и с помощью графа и рахинбургов путем конфискации соответствующей части имущества должника. В этом случае треть долга шла графу. Долгового рабства Салическая правда не выделяет.

Развитие феодальных отношений характеризовалось упрочением системы необычайно сложных и запутанных вещных прав, основным объектом которых была земля. В феодальном праве существовали два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держание.

Аллод как форма земельной собственности имел наибольшее распространение в раннее средневековье. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, не неся за землю службы, не платя повинностей. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Аллоидальные земли существовали на протяжении всего средневековья в небольших количествах, однако такая форма землевладения не характерна для развитого феодального строя, и аллод всегда оставался как бы за его пределами.

В условиях развитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землю были держания — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

Первые держания имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, не передавался по наследству и со смертью бенефициария возвращался собственнику.

В период сложившегося феодализма уже не встречаются бенефиции, которые могут быть взяты собственником обратно, и не передаются по наследству. Наиболее распространенными видами земельных держаний становятся феоды (лены).

Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений. Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных услуг сеньору. При уступке земли по феодального договору вассал, однако, не был полным собственником земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Сеньор мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав на землю. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору. Все эти права принадлежали сеньору как господину земель, из которых был выделен феод.

Вассалы имели в отношении феодов полномочия владения и пользования ими. Вассалу принадлежали все доходы феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо периодические платежи. Феод переходил к наследникам вассала, которые должны были при этом платить пошлину сеньору (рельеф).

Полномочия вассала по распоряжению феодом были более ограниченными. В ранний период феодализма вассал не мог ни продать, ни передать его в порядке субинфеодации своему вассалу без согласия сеньора. В противном случае сеньор мог «наложить руку» на феод, т.е. отобрать его без какого-либо возмещения покупателю. С XIII в. стала допускаться полная передача феода, т.е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, связанных со «служилым» феодом, без разрешения сеньора, но с двумя ограничениями: сеньор имел право, во-первых, получать определенную, притом сравнительно высокую пошлину, а во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя, возместив последнему уплаченную им цену.

В случае частичного отчуждения феода для сеньора могла возникнуть опасность, что вассалу будет трудно выполнять возложенные на него обязанности феодальной службы. Поэтому в таких случаях требовалось согласие всех вышестоящих сеньоров. По этой же причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация, т.е. удлинение феодальной цепи, когда вассал вышестоящего сеньора уступал свой феод собственному вассалу, становясь в положение сеньора в отношении этого последнего.

Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора.

В Германии дольше и прочнее держалось право о невозможности для вассала отчуждать полученный лен, он мог только передавать его собственному вассалу.

Феоды и лены были свободными, благородными держаниями.

Другой вид свободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цепзивы. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли. Никаких личных феодальных связей при цензиве не устанавливалось не было ни обязанностей к военной службе, ни верности господину. Зато с крестьянина причитались разнообразные и весьма обременительные платежи.

В Германии зажиточные крестьяне владели землей на условиях краткосрочной аренды.

Сложность феодальной системы собственности создавала большие трудности во всех случаях, когда требовалось установить, кто является действительно управомоченным лицом и чем подтверждаются его полномочия. Поэтому особое значение приобрело владение как наиболее очевидное и простое проявление права лица на вещь.

Французская сезина, германская гевере защищались специальными исками в упрощенном порядке.

Особенности вещного права в Англии. Трэст. В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Первоначально держание по рыцарской службе обязывало к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII в. с переходом к наемному войску личная служба была заменена уплатой «щитовых денег». Другие повинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и при переходе держания к наследникам держателя.

В период образования «общего права» возник институт доверительной собственности, или трэст (при возникновении он именовался целевым назначением). Сущность этого института заключалась в том, что одно лицо передавало другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

Брачно-семейные отношения складывались под влиянием канонического права. Единственной формой брака был церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Кроме достижения определенного возраста необходимо было учитывать степень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после помолвки с другим лицом или с лицом, не получившим крещения.

Семейные отношения строились на принципе власти мужа и отца, хотя в разное время и в разных местностях эта власть имела различный характер. Так, на севере Франции взаимоотношения между супругами, а также между родителями и детьми были свободнее. Имущественные отношения строились на общности имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. На юге Франции сохранялась римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял в течение брака и которое возвращалось жене после смерти мужа.

В Англии в высших слоях общества жена полностью находилась под властью мужа, в низших — пользовалась относительной свободой. В ряде местностей за женой признавалось право на управление своим имуществом.

В Германии отношения супругов строились на общности имущества, которое с прекращением брака подлежало разделу, доля жены составляла треть или половину.

Церковь категорически отвергала развод, но в некоторых случаях (например, при супружеской измене) допускала раздельное жительство.

Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

Феодальное право знало наследование и по закону, и по завещанию. Однако в некоторых местностях свобода завещания ограничивалась, запрещалось устранять от наследования законных наследников. В отношении земельной собственности повсеместно утвердился принцип майората. Во избежание дробления феода он переходил по наследству к старшему сыну, а при его отсутствии — к старшему в роде.

  • Арзаканян М. Ц., Ревякин А. В., Уваров П. Ю. История Франции. — 1-е изд. — М.: Дрофа, 2005.
  • Великое переселение народов: Этнополитические и социальные аспекты / В. П. Буданова, А. А. Горский, И. Е. Ермолова; отв. ред. А. А. Горский. — СПб.: Алетейя, 2011. — 336 с. — (Серия «Византий ская библиотека. Иcследования»).
  • Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984.
  • Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992
  • Лависс, Эрнест История Франции в ранее средневековье – Евразия, 2018.
  • Изображение анонса и лида: Pinterest

Хлодвиг I. Медаль Ж. Дасье

Первые упоминания о франках относятся к III—IV векам н. э., когда эти древнегерманские племена начали мигрировать на территорию Римской Галлии. Хотя римляне первоначально успешно сдерживали натиск варваров, впоследствии им пришлось допустить поселение на территории Галлии целых франкских племен. По свидетельству Аммиана Марцеллина, первыми из франков, получившими разрешение осесть в пределах Римской империи и ставшими римскими федератами, стали племена, «которых обычно называли салийцами» (лат. eos videlicet quos consuetudo Salios appellavit), или салические франки. Родиной салических франков принято считать Батавский остров, описание которого имеется в «Записках о Галльской войне» Цезаря и «Германии» Тацита, — сравнительно небольшой регион в устьях Рейна, западной границей которого был берег Северного моря. Население Батавского острова, распространившись по морскому побережью, получило название салических, то есть приморских франков, от кельтского слова «sal» или «sale», означавшего «море». Предположительно в 70-х годах V века салические франки расторгли союзнические отношения с Западной Римской империей, а в 481—482 годах одним из королей салических франков стал Хлодвиг I, который к началу VI века объединил под своей властью значительную часть Галлии, уничтожив остатки Римской империи — королевство Сиагрия и создав могущественное Франкское государство.

Ещё до переселения народов у салических франков и в других германских племенах действовали правовые обычаи, которые хранились в памяти старейшин — знатоков права, излагавших его на народных собраниях — тингах. Для древних германцев, как и других варваров, было характерно крайне консервативное отношение к обычаям: Тацит отмечал, что в Германии «добрые нравы имеют бóльшую силу, чем в других странах хорошие законы» (лат. plusque ibi boni mores valent quam alibi bonae leges). Радикальные изменения в устоявшихся нормах не допускались, к тому же традиционный образ жизни варваров исключал какие-либо серьезные сдвиги в правовом регулировании. Однако начавшаяся в III—IV веках германская миграция поставила под угрозу традицию устной передачи обычаев от поколения к поколению. Кроме того, народное право германцев могло подвергнуться изменениям вследствие влияния римского права, что оставалось неприемлемым для самосознания древнегерманского общества. В целях сохранения незыблемости неписаных норм поведения, а также предоставления судам руководства для рассмотрения дел вожди и короли ряда германских варварских королевств инициировали письменную фиксацию обычаев. Таким образом, в результате соприкосновения с галло-римской культурой появились новые, неизвестные прежнему правопорядку источники права — записанные на народной латыни варварские правды, представлявшие собой сборники германского обычного права, в некоторых случаях с прибавлением норм из королевских актов. В числе первых были созданы Вестготская и Бургундская правды; чуть позже была составлена и варварская правда салических франков — Салическая правда.

Начало пролога к Салической правде. Издание 1720 года

Условными границами действия Салической правды в соответствии с данными её титула XLVII принято считать Угольный лес на севере и реку Ligere или Ligeris на юге. В зависимости от решения вопроса, является ли эта река притоком бельгийской Шельды или известной Луары во Франции, местом и временем издания Салической правды в литературе считали или древние поселения салических франков в областях современной Бельгии во времена до завоевания ими Римской Галлии, или завоеванные Хлодвигом обширные области современной Франции до Луары, в период, последовавший после сражения при Суассоне. Историк права Г. Бруннер, основываясь на ряде характерных исторических особенностей Салической правды (свидетельства сильной королевской власти, реформа принятого франками римского солида, заключающаяся в делении не на 24, а на 40 денариев), а также на других данных, высказал мнение, что первоначальный текст Салической правды был записан в последние годы правления Хлодвига, скорее всего — между 507 годом (дата битвы при Вуйе, в результате которой Хлодвиг изгнал из Галлии вестготов и окончательно упрочил свою власть) и 511 годом (год смерти этого короля). В литературе встречаются и другие датировки (например, 507—557 годы), однако они не учитывают, в частности, отсутствие в древнейшей редакции Правды существенного влияния христианства.

Историки не располагают точными сведениями о формальном авторстве Салической правды. В двух прологах к Салической правде, имеющих характер эпических произведений и составленных значительно позже основного текста, говорится, что Правда была составлена четырьмя выборными мужами, которых согласно прологу I звали Визогаст, Бодагаст, Салегаст и Видогаст, а согласно прологу II — Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст. Как указывается в прологах, эти четверо мужей, собравшись на три заседания, тщательно обсудили все поводы к тяжбам и вынесли о каждом из них отдельные решения, с течением времени исправленные королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем. Имена четверых законодателей мифологичны («gast» — «муж», «человек») и, видимо, образованы из названий местностей (Сальхаме, Бодохаме, Видохаме), сохранившихся в народной традиции («heim» — «деревня», «поселок»). В ходе законодательной деятельности представители франкской верхушки не могли напрямую транслировать свои установления, опираясь на силу «народных обычаев» или устной передачи прецедентов: необходимы были специфические механизмы, позволяющие обосновать кодификацию правовых норм в представленном виде и воспрепятствовать их нарушению. Таким механизмом явилось законодательное мифотворчество — введение фигур «мудрецов» или «старейшин», образом которых франкские правители воспользовались для легитимации своего законодательства. Кроме того, один из прологов указывал в качестве источника Правды договоренность между королевской властью и свободными соплеменниками («было угодно франкам и установлено между ними и их вождями отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные поводы к спорам»); древнейшая редакция памятника часто обозначается в источниках как Pactus legis Salicae (лат. pactus — договор).

Составители Салической правды исходили из практической цели зафиксировать лишь те положения обычного права, которые являлись трудными или спорными и потому нуждавшимися в письменном оформлении, или которые требовали строгого тарифного регулирования во избежание недоразумений при вынесении приговоров. В связи с этим Правда не является полным изложением правовой системы салических франков и носит явно фрагментарный характер: в неё не были включены обычаи и процедуры, которые считались общеизвестными. В ряде памятников встречаются решения, вынесенные «по Салическому закону» (лат. secundum legem salicam), однако текст Правды не дает каких-либо оснований для этих решений, что указывает на то, что многие из обычаев салических франков так и не были кодифицированы.

Нормы Салической правды основывались преимущественно не на территориальном, а на личном принципе применения. Франки не могли реципировать действовавшее в Галлии римское право, противоречившее их традициям и общественному строю, а с другой стороны, не были заинтересованы в дополнительных усилиях по введению среди завоеванного населения собственного обычного права, которое мало подходило для галло-римской цивилизации. При таких обстоятельствах лучшим выходом из создавшегося положения оказалось решение придерживаться древнегерманского принципа «quemlibet sua lege vivere» («всякий человек волен жить по своему закону»), то есть предоставить каждому народу жить согласно его правовой системе, разумеется, при условии, чтобы эта мера не противоречила единству нового государства. Таким образом, в условиях общего для всех судебного и административного устройства Салическая правда действовала в тяжбах между салическими франками; по делам галло-римлян применялся свод римского права — Кодекс Феодосия, среди других германских народностей, находившихся под властью Франкского государства, — их собственные варварские правды. В случае смешанного процесса применение права по существу дела решал закон подсудимого или ответчика; Салическая правда содержит также немногочисленные нормы, регулирующие отношения с участием римлян. Для применения той или иной правовой системы решающее значение имел критерий рождения; к замужней женщине применялось право её мужа, а к вольноотпущенникам — то право, в форме которого произошел отпуск на волю.

Собрание капитуляриев франкских королей, опубликованное в 1677 году

По общепринятому мнению исследователей, древнейший из известных текстов Салической правды состоит из 65 титулов. Остальные титулы являются позднейшими добавлениями и изданы в форме шести капитуляриев меровингских королей. Поскольку эти капитулярии рассматриваются как логическое продолжение текста Салической правды, нумерация их титулов в позднейших научно-критических изданиях начинается с цифры 66. Современная нумерация меровингских салических капитуляриев осуществлена К. А. Экхардтом. Капитулярий I (титулы 66—78) издан самим Хлодвигом, то есть датируется временем до 511 года. Капитулярий II (титулы 79—93), также именуемый Договором о соблюдении мира государей Хильдеберта и Хлотаря (лат. Pactus pro tenore pacis domnorum Childeberti et Chlotarii regum), относится к промежутку между 511 годом (год смерти Хлодвига I) и 558 годом (год смерти Хильдеберта I). Капитулярий III (титулы 94—105) издан в последние годы правления королей Хильдеберта и Хлотаря. Капитулярий IV (титулы 106—116) или эдикт Хильперика (лат. Edictum Chilperici), датируется в целом временем этого короля (561—584). Капитулярий V (титулы 117—133), возможно, был издан чуть раньше эдикта Хильперика и возник во времена правления того же короля. Капитулярий VI, также известный как Декрет Хильдеберта II (лат. Decretus Childeberto), представляет собой самостоятельный закон, изданный для королевства Австразия; время его издания датируется наиболее точно — 596 годом. Помимо капитуляриев, в эпоху Меровингов (во второй половине VI или начале VII века) были созданы два эпилога к Салической правде; они возникли официальным путем, будучи записями, сделанными в королевской канцелярии, и содержали краткую историю создания различных частей Правды вплоть до середины VI века. В конце VI века был записан краткий пролог и в начале VIII века — длинный пролог к Салической правде; оба пролога отражали тенденцию к легитимации королевской власти не только на основе исторических событий, но и на основе цитат из других источников (например, Библии). К этой же эпохе относится составление частной работы «Sententiae de septem septenis», представляющей собой систематическое перечисление штрафов.

При династии Каролингов руководители государства предприняли составление нового текста Салической правды с целью устранить запутанность различных источников, внести ясность в древний текст и очистить его от искажений латинского языка. Новый текст закона, который являлся незначительной переработкой древнего текста в 65 титулов и из которого удалили так называемую мальбергскую глоссу (вставленные в латинский текст отдельные слова и названия на древнефранкском языке), содержал 70 титулов. Эта редакция Салической правды получила название Lex Salica Emendata («исправленная Салическая правда» или Эмендата); также она известна как Karolina (Каролина, то есть «закон Карла Великого»), поскольку значительная часть её рукописей была создана во времена этого императора. Датировка Эмендаты связывается с Ахенским собором 802 года, где было инициировано внесение исправлений в ряд варварских правд, включая Салическую и Рипуарскую правды. Как отмечается в Лоршских анналах, помимо приглашения в октябре 802 года в Ахен лиц духовного звания «император в то же самое время, когда происходил этот собор, собрал герцогов, графов, и прочему христианскому народу вместе с законодателями положил прочитать все законы в своем королевстве и передать каждому свой закон, и улучшить [закон] в тех местах, где это требовалось, и записать улучшенный закон, и [приказал], чтобы судьи судили по писаному [закону] и не принимали даров». Эмендата является наиболее поздней из полных редакций Салической правды; кроме того, к периоду Каролингов относится капитулярий, известный как «Главы Салического закона» (лат. Capitula legis Salicae) и датируемый пятым годом правления императора Людовика Благочестивого (818—819), а также частная работа — указатель «Итог Салического закона» (лат. Recapitulatio legis Salicae), представляющий собой систематический список с перечислением размеров штрафов по характеру нарушений закона. Также имеется правовой источник начала IX века, опубликованный А. Пейроном под заглавием «Leges Ineditae» и происходящий из Северной Италии, с территории, перешедшей после смерти Людовика Благочестивого под власть Лотаря; он состоял из 12 глав и впоследствии был переиздан под названием «Extravagantia B».

К началу IX века отдельные части огромной империи, сложившейся при Карле Великом, настолько отличались друг от друга, что Карл и его преемники были вынуждены издавать отдельные законы для итальянских, испанских и некоторых германских областей, к числу которых относились, в частности, Саксонские капитулярии Карла Великого, Capitula Italica Пипина, Constitutio de Hispanis Карла Лысого и др. Как замечал Монтескьё, «законы салические, бургундские и вестготские находились в большом пренебрежении к концу царствования государей второй династии, а в начале третьей о них уже почти ничего не было слышно. Со времени учреждения крупных феодов государи… не посылали более своих уполномоченных в провинции для наблюдения за исполнением изданных ими законов». После раздела Каролингской империи между сыновьями Людовика Благочестивого, а также издания Кьерзийского капитулярия Карла Лысого, санкционировавшего политическую самостоятельность графств и фактическую ликвидацию централизованной судебной системы, Салическая правда постепенно утратила значение действующего источника права, уступив место французским кутюмам, немецкому «общему праву», а также многочисленным хартиям сеньоров, которые стали издаваться с наступлением эпохи феодальной раздробленности. Помимо распада централизованного государства забвению писаного закона и возвращению к неписаным обычаям в значительной степени способствовал общий культурный упадок периода тёмных веков европейского Средневековья.

Салическая правда

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

  • — Вещное право

    Система вещных прав по уложению была своеобразной для своего времени и вместе с тем традиционной для германской редакции римского права. Подобно римскому праву классической эпохи и гражданским кодексам XVIII – начала XIX в. особое вещное право составляло владение. Владение… [читать подробнее].

  • — Вещное право

    Регулирование имущественных отношений и вещных прав находилось под подавляющим влиянием традиции римского права. Соответственно первенствующей категорией вещных прав было владение (обладание) . Владение вещами могло быть государственным или частным. К частному… [читать подробнее].

  • — Тема 7. Вещное право субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельности

    Вещное право- это право, обеспечивающее удовлетворение интере­сов управомоченного лица путем непосредственного воздействия на вещь, которая находится в сфере его хозяйственного господства. Вещное право, характеризуется следующими двумя свойствами. Во- первых, оно… [читать подробнее].

  • — Вещное право

    § 350. Право собственности. Уже в начале 5-го периода исчезают древнейшие чисто римские способы приобретения собственности, mancipatio и in jure cessio. Первая упоминается еще в источниках права 4-го века*(1160), а последней нигде не видно и следа. Уже в предыдущем периоде можно было… [читать подробнее].

  • — Вещное право

    § 90. Понятие. Все гражданские права в субъективном смысле распадаются на вещные и личные. Личным (или, иначе, обязательственным) правом называется право требовать от определенного лица совершения определенных действий, например, уплаты денег, передачи вещи, постройки дома…. [читать подробнее].

  • — Вещное право

    §§ 232-235. Право владения (jus possessions) § 232. Понятие. В римском праве классического периода possessio, владение, означало фактическое господство над вещью, соединенное с сознательным намерением господствовать над ней исключительно. Possessor, владелец, мог требовать от претора защиты… [читать подробнее].

  • — Вещное право

    Начнем их характеристику с права собственности (вещного права). Русская Правда и другие источники не знают единого общего термина для обозначения этого права. Причина, очевидно, заключается в том, что со­держание этого права было тогда различным в зависимости от того, кто… [читать подробнее].

  • — Право собственности — основополагающее вещное право

    Понятие собственности. Исходные положения права собственности. Связь собственника с вещью. Право собственности — основа жизнедеятельности. 1. Собственность — это обладание определенными вещами. Причем обладание полное, абсолютное, когда собственник имеет… [читать подробнее].

  • — Вещное право

    В афинском праве различалось владение – как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. К государственной собственности… [читать подробнее].

  • — Вещное право

    Основой экономических отношений феодальной Франции являлось право собственности как институт вещного права. Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное… [читать подробнее].

    Основные институты вещного и обязательственного права по Салической правде. Основные институты брачно-семейного по Салической правде. «Варварские правды» в зависимости от времени их появления отражают постепенный процесс формирования института феодальной частной собственности на землю, а вместе с тем договорного и наследственного права.

    В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и, нет еще однозначного понятия собственности.

    История государства и права зарубежных стран Экзамен/ ННГУ им.Лобачевского/Калинина/ 2012г.

    Древнеегипетское государство и (гос. и обществ. строй; источники; имущественные отношения (вещное + обязательственное); семейное, наследственное, уголовное; судебный процесс) Древневавилонское государство и (гос.

    и обществ. строй; источники; имущественные отношения (вещное + обязательственное)

    Становление франкского государства. Реформы Хлодвига. Падение Римской империи под натиском варварских племен означало крушение античных политико-правовых порядков и начало генезиса нового типа государственности и права.

    476 г. принято считать началом феодальной формации в Европе. Основная тенденция государственно-правового развития Европы заключалась в переходе от племенной родоплеменной общности к примитивным государствам в виде варварских королевств, а позже – к централизованным национальным государствам.

    • Favourites List
    • Audio Listining
    • Color Mode
    • Monthly New Updates

    Развитие феодальных отношений характеризовалось упрочением системы необычайно сложных и запутанных вещных прав, основным объектом которых была земля. В феодальном праве существовали два основных вида вещных прав на землю: право собственности и держание.

    Аллод как форма земельной собственности имел наибольшее распространение в раннее средневековье. Собственник земли самостоятельно осуществлял все права на нее, не неся за землю службы, не платя повинностей. Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству. Аллоидальные земли существовали на протяжении всего средневековья в небольших количествах, однако такая форма землевладения не характерна для развитого феодального строя, и аллод всегда оставался как бы за его пределами.

    В условиях развитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землю были держания — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные.

    Первые держания имели форму бенефиция, под которым понималось имущество, находящееся лишь в пользовании владельца. Бенефиций давался на условиях несения службы, не передавался по наследству и со смертью бенефициария возвращался собственнику.

    В период сложившегося феодализма уже не встречаются бенефиции, которые могут быть взяты собственником обратно, и не передаются по наследству. Наиболее распространенными видами земельных держаний становятся феоды (лены).

    Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе ленных отношений. Феодальный сеньор уступал часть своих земель лицу, становившемуся его вассалом и принимавшему на себя по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных услуг сеньору. При уступке земли по феодального договору вассал, однако, не был полным собственником земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Сеньор мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав на землю. Если вассал умирал, не имея наследников, то феод возвращался к сеньору. Все эти права принадлежали сеньору как господину земель, из которых был выделен феод.

    Вассалы имели в отношении феодов полномочия владения и пользования ими. Вассалу принадлежали все доходы феода, при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему какие-либо периодические платежи. Феод переходил к наследникам вассала, которые должны были при этом платить пошлину сеньору (рельеф).

    Полномочия вассала по распоряжению феодом были более ограниченными. В ранний период феодализма вассал не мог ни продать, ни передать его в порядке субинфеодации своему вассалу без согласия сеньора. В противном случае сеньор мог «наложить руку» на феод, т.е. отобрать его без какого-либо возмещения покупателю. С XIII в. стала допускаться полная передача феода, т.е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, связанных со «служилым» феодом, без разрешения сеньора, но с двумя ограничениями: сеньор имел право, во-первых, получать определенную, притом сравнительно высокую пошлину, а во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя, возместив последнему уплаченную им цену.

    В случае частичного отчуждения феода для сеньора могла возникнуть опасность, что вассалу будет трудно выполнять возложенные на него обязанности феодальной службы. Поэтому в таких случаях требовалось согласие всех вышестоящих сеньоров. По этой же причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация, т.е. удлинение феодальной цепи, когда вассал вышестоящего сеньора уступал свой феод собственному вассалу, становясь в положение сеньора в отношении этого последнего.

    Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора.

    В Германии дольше и прочнее держалось право о невозможности для вассала отчуждать полученный лен, он мог только передавать его собственному вассалу.

    Феоды и лены были свободными, благородными держаниями.

    Другой вид свободного держания земли осуществлялся лично свободными крестьянами. Во Франции этот вид держания носил название цепзивы. Крестьянин являлся наследственным пользователем земли. Никаких личных феодальных связей при цензиве не устанавливалось не было ни обязанностей к военной службе, ни верности господину. Зато с крестьянина причитались разнообразные и весьма обременительные платежи.

    В Германии зажиточные крестьяне владели землей на условиях краткосрочной аренды.

    Сложность феодальной системы собственности создавала большие трудности во всех случаях, когда требовалось установить, кто является действительно управомоченным лицом и чем подтверждаются его полномочия. Поэтому особое значение приобрело владение как наиболее очевидное и простое проявление права лица на вещь.

    Французская сезина, германская гевере защищались специальными исками в упрощенном порядке.

    Особенности вещного права в Англии. Трэст. В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Первоначально держание по рыцарской службе обязывало к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII в. с переходом к наемному войску личная служба была заменена уплатой «щитовых денег». Другие повинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и при переходе держания к наследникам держателя.

    В период образования «общего права» возник институт доверительной собственности, или трэст (при возникновении он именовался целевым назначением). Сущность этого института заключалась в том, что одно лицо передавало другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.

    Брачно-семейные отношения складывались под влиянием канонического права. Единственной формой брака был церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Кроме достижения определенного возраста необходимо было учитывать степень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после помолвки с другим лицом или с лицом, не получившим крещения.

    Семейные отношения строились на принципе власти мужа и отца, хотя в разное время и в разных местностях эта власть имела различный характер. Так, на севере Франции взаимоотношения между супругами, а также между родителями и детьми были свободнее. Имущественные отношения строились на общности имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. На юге Франции сохранялась римская власть домовладыки, общности имущества не существовало. Муж получал приданое, которым он управлял в течение брака и которое возвращалось жене после смерти мужа.

    В Англии в высших слоях общества жена полностью находилась под властью мужа, в низших — пользовалась относительной свободой. В ряде местностей за женой признавалось право на управление своим имуществом.

    В Германии отношения супругов строились на общности имущества, которое с прекращением брака подлежало разделу, доля жены составляла треть или половину.

    Церковь категорически отвергала развод, но в некоторых случаях (например, при супружеской измене) допускала раздельное жительство.

    Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

    Феодальное право знало наследование и по закону, и по завещанию. Однако в некоторых местностях свобода завещания ограничивалась, запрещалось устранять от наследования законных наследников. В отношении земельной собственности повсеместно утвердился принцип майората. Во избежание дробления феода он переходил по наследству к старшему сыну, а при его отсутствии — к старшему в роде.

    В развитии королевства франков выделяют два периода:

    • конец VVII века;
    • VIII – середина века.

    В первую очередь произошла смена главенствующих династий. Началась политическая и социально-экономическая перестройка общества с образованием феодального государства.

    В V- VI веке франки продолжали проживать общинами, малочисленной была знать и неразвиты эксплуатационные отношения.

    Важным источником изучения франкского общественного строя стала Салическая правда. Запись судебных обычаев произошла еще при правлении Хлодвига. Влияние римлян здесь было ослаблено.

    Салическая правда показывает архаичный порядок первобытнообщинного строя франков, который сложился и существовал до их завоевания. В последующие века каждый франкский король вносил изменения в сборник законов. Таким образом можно увидеть эволюцию общественно-экономических отношений и формирование феодального общества.

    Салическими франками называли тех, которые проживали в прибрежных краях – «приморские» франки. После присоединения к королевству Галлии у франков усложнилась жизнь и появились важные вопросы и многочисленные конфликты. Для урегулирования проблем записали Салическую правду.

    В повседневной жизни франки общались на германском диалекте с примесью латинского языка. Свод законов издан на латинице.

    Ярко в нем представлены социально-классовые различия на ранней стадии развития франкского общества. К примеру, положение рабов. Они не получили широкого использования, но по законам считались вещью. Если свободный человек заключит брак с рабом, то он теряет свою свободу. Кража раба приравнивалась к краже животного.

    Кроме рабов были и другие социальные группы: полусвободные литы, свободные франки и служилая знать. Экономические различия между ними были размыты, а вот правовые наоборот. Денежные возмещения зависели от социально-правового статуса.

    Литы были полузависимыми людьми, которые были в материальной и личной зависимости от господина. Их жизнь оценивалась в половину стоимости жизни свободного человека. Наказывали лита как раба, а права у него были почти те же, что и у франка.

    Право Франкского государства. Имущественные отношения по Салической правде

    Сборник законов был разделен на главы. В них указан порядок заключения сделок, судопроизводства, преступления с соответствующими наказаниями.

    Франки позаимствовали у германцев совершенные методы ведения хозяйства. Хорошо развита свободоотчуждаемая и частная собственность. Земли были во владении деревни и его жителей. Общины состояли из разных поселений родственных семей: отец, сыновья и его дети. Начинали появляться отдельные семьи. Дома были индивидуальной собственностью, а пахотные земли предавались по наследству. Распоряжаться наследственными наделами могла только община. Индивидуально-семейное владение землей на рубеже V и VI века только начинало развиваться.

    Тесные были родственные отношения. До шестого колена родственники выступали в суде соприсяжными обвиняемого. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца. Со временем больше семей станут индивидуальными.

    Община была судебной властью, а король только следил за исполнением приговоров. Его приближенные выполняли фискальные и полицейские функции. В Салической правде написаны права царя – вызывать в суд, призывать войско. Одновременно король мог оправдать отсутствие обвиняемого в суде и разрешать чужакам проживать на общей земле.

    В те времена источниками права были обычаи. Салическая правда не стала исключением. В ней собраны правовые нормы многих племен салических франков, которые носили обязательный характер. Однако в жизнь ее «впустил» определенный акт. Авторы воспользовались этим и добавили в нее некоторые постановления, неизвестные простым франкам. Большая часть была взята из более старших племенных сборников. Примером можно назвать вестготскую правду, которая содержала юридический материал, не принявший еще обязательного характера.

    Правда содержит примитивный план – попытка обобщить написанное. Первая часть описывает штрафные санкции и порядке вызова в суд. Во второй части рассмотрено судебное производство.

    Из римского влияния выделяют язык сборника. Хотя он сильно разниться с классической латынью: нет этимологии, синтаксиса и т.д.

    Записанные законы имели отличия от римских законов, составленных юристами. Законодательство регламентирует общие положения: виды и размеры наказаний. Каждый отдельный случай подводился под положения права. В Салической правде нет общих положений. Составители описывают конкретные случаи и наказания по ним.

    За убитого человека выплачивали вергельд. Его размер зависел не только от личности убитого, но и убийцы. По описанным видам ранений можно изучать анатомию человека. Каждая рана имела свое наказание.

    Аналогичная ситуация с кражей. Общая формулировка заменена на перечень скота и домашнего имущества. Причем указывается возраст и обстоятельства кражи (где и в какое время произошла). Даже при одинаковом размере наказания, каждый случай идет отдельным пунктам.

    Авторы сборника законов рассуждали конкретно, а не обобщенно. Таким же образом они описывали правовые обычаи – наглядно и точно.

    1. Тема 3. Салическая правда – раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
    2. Вопрос 1. Понятие, признаки и стадии правового регулирования общественных отношений
    3. БРАК И СЕМЬЯ B САЛИЧЕСКОй ПРАВДЕ
    4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ПРАВОВОГО ОТНОШЕНИЯ. ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
    5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ
    6. 24.1. Основные формы воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование и его стадии
    7. Франкское общество по «Салической правде».
    8. Основные черты Салической правды.
    9. Уголовное право по Салической правде
    10. ИЗУЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВА ФРАНКОВ HA ОСНОВАНИИ ДАННЫХ * САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»
    11. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА
    12. ОБЫЧАй И ЗАКОН У ДРЕВНИХ ФРАНКОВ. САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА: ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ,
    13. В. Ф. ЯКОВЛЕВ. ГРАЖДАНСКОПРАВОВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.1972, 1972
    14. СУД И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС B СООТВЕТСТВИИ С САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДОЙ
    15. Тема 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
    16. Лекция 13 Нормативное регулирование общественных отношений
    17. 17. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах 1 .Регулирование земельных отношений в развитых странах западной Европы и в Америке
    18. ПРАВО B СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
    19. Раздел 2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Салическая правда — общая характеристика, законы и структура

    Один из наиболее ранних т. н. «варварских кодексов» («варварских правд») такого рода. Язык документа — вульгарная латынь с вкраплениями франкских слов.

    Салическая правда составлена в конце V — начале VI века, предположительно, по инициативе Хлодвига; в дальнейшем неоднократно дополнялась и перерабатывалась. Утратила актуальность к X веку.

    Документ делится на главы («титулы»), в которых описан порядок судопроизводства и заключения сделок, перечислены преступления и соответствующие им наказания (как правило, это штрафы).

    Под словами салический закон (со строчной буквы) понимают норму престолонаследия, согласно которой право на корону имеют только члены династии по непрерывной мужской линии (сыновья государей, внуки (сыновья сыновей), сыновья этих внуков и т. п.).

    Таким образом, по салическому закону, в случае, если король умер, не оставив сыновей или внуков по мужской линии, но оставив дочь, на престол не может претендовать ни эта дочь, ни внук (сын этой дочери), а только брат покойного короля или его племянники (сыновья этих братьев); если братьев и их потомков нет, а есть только сёстры — тогда дяди и их потомки и т. п.

    Фактически такой порядок престолонаследия применялся во многих государствах Европы начиная с раннего Средневековья, но само понятие «салический закон» в новом смысле стало активно использоваться лишь с XIV века во Франции. Оно отсылает к правилу, входившему во франкскую «Салическую правду» и запрещавшему наследование имущества дочерьми (причём по букве закона оно относится лишь к наследованию на территории приморской «Салической земли»), однако идеологи французской монархии утверждали, что его ввёл легендарный первый король Франции Фарамонд. К нему прибегали во Франции, когда после смерти Людовика X Сварливого и его сына-младенца Иоанна I престол не унаследовала дочь Людовика от первого брака Иоанна Наваррская, но королём стал его младший брат Филипп V Длинный (1316). Через двенадцать лет, в 1328 году, после смерти и Филиппа, и его младшего брата Карла IV, на престол вступил, в соответствии с указанным правилом, их двоюродный брат граф Валуа, который стал Филиппом VI. Однако на французскую корону объявил претензии племянник покойных королей, сын их сестры английский король Эдуард III, не признававший салического закона (который никогда не действовал и не действует в Англии). Это вызвало Столетнюю войну. Салический закон сохранялся во Франции вплоть до конца французской монархии.

    Среди других государств, практиковавших салическое престолонаследие — государства центральной континентальной Европы (почти все мелкие монархии Германии и Италии). С другой стороны, отклонения от него были нередки в монархиях Скандинавии и Пиренейского полуострова. После воцарения в Испании французской династии Бурбонов там был принят салический закон, но Фердинанд VII отменил его и передал в 1833 году престол своей дочери Изабелле II. Младший брат Фердинанда, дон Карлос, не признал этого решения и развязал войну против сторонников племянницы; карлизм и карлистские войны были важными приметами политической истории Испании на протяжении ещё ста лет.

    Правовое регулирование имущественных отношений

    Вариантом салического закона является т. н. полусалическое наследование (или «австрийская система престолонаследия»), при котором после пресечения всех мужских линий престол переходит к женскому потомству последнего монарха (классическое салическое наследование, вообще говоря, не предусматривает такого случая). Такие правила действовали в Шотландии, Австрии и были с 1797 года приняты в России Павлом I. Сторонники «кирилловской» ветви претендентов на русский престол утверждают, что последняя мужская линия российского императорского дома пресеклись в 1992 году, после чего дом возглавила дочь последнего представителя династии Великая Княгиня Мария Владимировна.

    В настоящее время салический закон в европейских монархиях, где он когда-либо применялся, постепенно сходит на нет. Уравнивание прав женщин с правами мужчин, общая демократизация жизни в Европе привели к тому, что сначала Швеция, затем Норвегия приняли законы, в соответствии с которыми право первородства распространяется на дочерей монархов. В других странах Европы салический закон не применяется либо никогда не существовал (Нидерланды, Дания, Англия). Вне Европы правило наследования престола только мужчинами действует, например, в Японии. Долгое время обсуждался вопрос о его отмене, ибо у ныне царствующего императора Акихито оба сына не имели сыновей (и вообще в императорской семье 40 лет не рождались мальчики), однако 6 сентября 2006 года у младшего из принцев родился долгожданный сын.

  • ↑ Капитулярии II и III согласно прежней научной традиции.
  • ↑ Капитулярий IV согласно прежней научной традиции.
  • ↑ Капитулярий I согласно прежней научной традиции.
  • ↑ Капитулярий V согласно прежней научной традиции.
  • ↑ Капитулярий VI согласно прежней научной традиции.
  • ↑ In mallobero (malbergo) — «на судебном заседании», то есть на языке, употребляемом в судебном заседании, на судебном или франкском языке. См.: Салическая Правда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • ↑ Капитулярий VII согласно прежней научной традиции.
  • ↑ Первая рукопись обозначена как E11 (а не E10), поскольку десятой считается утраченная рукопись B10. См.: Неусыхин, 1960, с. 400.
  • ↑ Так в русском переводе Н. П. Грацианского. В оригинале puella — «девочка», «девушка».
  • ↑ Так в русском переводе Н. П. Грацианского. В оригинале debitum — «долг».
  • ↑ Так в русском переводе Н. П. Грацианского. В оригинале pignus — «залог».
  • ↑ Правильно по смыслу закона должно быть 62½ солида. См.: Семенов, 1950, с. 58.
  • ↑ Правильно по смыслу закона должно быть 187½ солида. См.: Семенов, 1950, с. 58.
  • Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *