Безучетное потребление электрической энергии 442 постановление

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безучетное потребление электрической энергии 442 постановление». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.

Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. N 320 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов» по 31 декабря 2030 г. настоящий документ применяется, если иное не установлено приложением N 5 к настоящему документу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2020 N 320)

2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

«субъекты розничных рынков» — участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее — розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

«точка поставки на розничном рынке» — место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении — в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 N 542)

«потребитель» — потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

«покупатель» — покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения — в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее — исполнитель коммунальной услуги);

Абзац 6. — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

«производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке» — собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности), который входит в Единую энергетическую систему России, в отношении которого на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее — оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которого составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которого не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, с использованием которого осуществляется производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке (нераспространение требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке подтверждается в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (далее — Правила оптового рынка)), а также собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2013 N 743, от 23.01.2015 N 47)

Что следует знать о составлении акта о безучетном потреблении энергии

9. Организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определенном в разделе XI настоящего документа.

Гарантирующий поставщик обязан:

заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя;

в порядке, установленном в разделе III настоящего документа, определять по итогам каждого расчетного периода объемы продажи электрической энергии (мощности) по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках с потребителями, энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями и (или) с указанным в настоящем абзаце гарантирующим поставщиком, в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в которых также расположены точки поставки производителей электрической энергии (мощности), в которых в соответствии с указанными договорами исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) такими производителями, и по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенным производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках с сетевыми организациями в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в которых также расположены точки поставки производителей электрической энергии (мощности), в которых в соответствии с указанными договорами исполняются обязательства по поставке электрической энергии (мощности) такими производителями, а также осуществлять в отношении таких энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства продажу электрической энергии (мощности) в объеме, не обеспеченном продажей по указанным договорам; (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

соблюдать требования, установленные пунктом 11 настоящего документа;

поддерживать показатели финансового состояния согласно приложению N 1;

надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми организациями, системным оператором и субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка;

Абзац восьмой — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.10.2016 N 1030)

предоставлять 1 раз в календарный год в письменном и электронном виде в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности гарантирующего поставщика, или в иной орган исполнительной власти такого субъекта Российской Федерации, уполномоченный на участие в замене гарантирующих поставщиков (далее — уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (далее — уполномоченный федеральный орган), информацию о потребителях по формам согласно приложению N 2. Указанная информация также может быть представлена в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в электронном виде, обеспечивающем защиту от изменения (дополнения) данных, с письмом, подписанным руководителем или иным уполномоченным лицом гарантирующего поставщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2017 N 1365)

27. Электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

договор энергоснабжения;

договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

28. По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения в отношении энергопринимающего устройства осуществляется: (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 95)

начиная с указанных в договоре даты и времени, но не ранее даты и времени начала оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении такого энергопринимающего устройства и не ранее даты и времени передачи победителю конкурса на право заключения договора аренды либо концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, такого энергопринимающего устройства по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации договору аренды либо концессионному соглашению в случае, если договор либо концессионное соглашение заключается с указанным победителем в отношении такого энергопринимающего устройства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)

в случае заключения договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств, в отношении которых заключается такой договор энергоснабжения, — с даты фактической подачи сетевой организацией напряжения и мощности на объекты потребителя, соответствующей дате фактического присоединения, указанной в акте об осуществлении технологического присоединения, а в отношении заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, — со дня составления и размещения в соответствии с пунктом 110 указанных Правил на официальном сайте сетевой организации или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, в личном кабинете потребителя (далее — личный кабинет потребителя) акта об осуществлении технологического присоединения, подписанного со стороны сетевой организации; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.02.2014 N 95, от 11.05.2017 N 557, от 01.04.2020 N 403, от 10.03.2020 N 262)

в случае смены собственника энергопринимающего устройства — с даты возникновения у нового собственника права собственности на энергопринимающее устройство при условии соблюдения новым собственником срока, предусмотренного пунктом 34(1) настоящего документа, для направления гарантирующему поставщику заявления о заключении договора энергоснабжения в отношении соответствующего энергопринимающего устройства; (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2020 N 403)

в случае, указанном в пункте 21 настоящего документа, — с даты и времени, установленных в соответствии с абзацем четвертым пункта 16 настоящего документа для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 N 95)

В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

86. Предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее — предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:

первая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;

вторая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;

третья ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

четвертая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении;

пятая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении;

шестая ценовая категория — для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении.

Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, а также предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей. Дифференциация предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по высокому первому напряжению (ВН1) применяется только в отношении четвертой и шестой ценовых категорий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2017 N 863)

В случае если потребитель (покупатель) не уведомил гарантирующего поставщика о согласованной с сетевой организацией в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг величине максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя в точках поставки, в отношении которых заключен соответствующий договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при применении предельных уровней нерегулируемых цен отнесение данного потребителя (покупателя) к подгруппам группы «прочие потребители» осуществляется в соответствии с величиной мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем) на розничном рынке (для потребителя (покупателя), осуществляющего расчеты по первой ценовой категории, — в соответствии с величиной мощности, равной произведению объема потребления электрической энергии, определенного в порядке, предусмотренном настоящим документом, для соответствующего потребителя и коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории; для потребителя (покупателя), осуществляющего расчеты по второй ценовой категории, — в соответствии с величиной мощности, равной сумме по всем зонам суток расчетного периода произведений объемов потребления электрической энергии для соответствующей зоны суток потребителем и коэффициента оплаты мощности для соответствующей зоны суток, определяемого коммерческим оператором оптового рынка в соответствии с настоящим документом).» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 N 1482)

103. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 N 2319)

104. Гарантирующие поставщики, являющиеся субъектами оптового рынка, функционирующие на указанных в пункте 103 настоящего документа территориях, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках в границах своих зон деятельности в качестве гарантирующих поставщиков потребителям (покупателям), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), рассчитанных в соответствии с настоящим документом с учетом объемов электрической энергии и мощности, приобретаемых по регулируемым договорам на оптовом рынке (за исключением регулируемых договоров, заключаемых для обеспечения электрической энергией (мощностью) населения и приравненных к нему категорий потребителей), и индикативных цен на электрическую энергию и мощность, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствующем субъекте Российской Федерации.

105. Если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком, указанным в пункте 104 настоящего документа, с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, то в таком договоре помимо условия о предварительной оплате электрической энергии (мощности) должно также быть условие о предоставлении энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обеспечения исполнения ею обязательств по оплате по такому договору в виде предоставления безотзывной банковской гарантии либо государственной или муниципальной гарантии на весь срок действия договора, если иное не установлено соглашением сторон.

106. Для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, указанным в пункте 104 настоящего документа, энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, помимо документов, предусмотренных пунктом 34 настоящего документа, представляет гарантирующему поставщику заверенные надлежащим образом копии документов (в том числе соответствующих договоров и решений) о предоставлении обеспечения исполнения ею обязательств по оплате по договору в виде безотзывной банковской гарантии либо государственной или муниципальной гарантии.

В случае непредставления энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией документов о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору в виде указанной гарантии гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об этом энергосбытовую (энергоснабжающую) организацию способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, и в течение 30 дней со дня получения от нее таких документов рассматривает ее заявление о заключении договора в соответствии с порядком, установленным пунктом 39 настоящего документа.

Размер указанной гарантии в обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), предоставляемой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией гарантирующему поставщику, должен быть не менее стоимости электрической энергии (мощности) в объеме фактического потребления в предыдущем году теми потребителями, в целях обслуживания которых эта энергосбытовая (энергоснабжающая) организация заключает договор с гарантирующим поставщиком.

Срок, на который предоставляется указанная гарантия, должен быть не менее 1 года. В случае если срок действия заключенного энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией с гарантирующим поставщиком договора менее 1 года, указанная гарантия должна предоставляться на весь срок действия такого договора.

В случае если срок действия заключенного энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией с гарантирующим поставщиком договора составляет более 1 года, обеспечение исполнения обязательств на каждый следующий год его действия должно быть предоставлено энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией гарантирующему поставщику не позднее чем за 60 дней до начала следующего года, кроме случаев, когда ранее предоставленная гарантия продолжает действовать на весь или часть следующего года.

В случае если вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обязательств по договору гарантирующим поставщиком будет реализована предоставленная ему гарантия, энергосбытовая (энергоснабжающая) организация обязана не позднее 30 дней после этого представить гарантирующему поставщику документы, подтверждающие возобновление гарантии в требуемом в соответствии с настоящим пунктом размере.

118. Технологическую инфраструктуру розничных рынков составляют сетевые организации, осуществляющие передачу электрической энергии, и субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление на розничных рынках (системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах).

119. Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, определяется в соответствии с Правилами технологического присоединения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)

120. Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

В случае когда одна сетевая организация на основании соглашения с другой сетевой организацией передала ей право заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием принадлежащих ей объектов электросетевого хозяйства, то получившая такое право сетевая организация не вправе отказывать в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по причине отсутствия осуществленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке технологического присоединения (непосредственного или опосредованного) энергопринимающих устройств, в отношении которых направлено заявление о заключении договора, к принадлежащим ей объектам электросетевого хозяйства.

121. Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в связи с необходимостью введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями — участниками розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций определяется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения — непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления в отношении такого лица. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624)

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения — непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет в соответствии с разделом X настоящего документа акт о неучтенном потреблении электрической энергии, в котором указывает определяемые в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии дату и время введения ограничения режима потребления в отношении такого лица, а также характеристики энергопринимающих устройств, в отношении которых вводится полное ограничение режима потребления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624, от 17.09.2018 N 1096)

Абзацы четвертый — шестой. — Утратили силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 624)

Одним из видов нарушения потребителем электрической энергии договорных обязательств является ее безучетное потребление. В статье рассматриваются основы правового регулирования безучетного потребления, а также судебная практика.

Основы правового регулирования

Взаимоотношения между поставщиками и потребителями электрической энергии регулируются положениями параграфа 6 второй части ГК РФ. А согласно части 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Кроме того, правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике).

Реализация электрической энергии потребителям осуществляется на розничных рынках электрической энергии специализированными организациями — гарантирующими поставщиками электрической энергии.

Потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.

Одним из видов нарушения потребителем электрической энергии договорных обязательств является ее безучетное потребление.

Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электрической энергии при выявлении безучетного потребления регулируется Основными положениями N 442.

По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии. Требования к составлению акта указаны в п. 193 Основных положений N 442.

А) Решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.02.2021 № А33-15395/2020, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2021 № Ф04-2363/2021 по делу № А45-23700/2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 № 15АП-1111/2021 по делу № А32-157/2020

Изменения, внесенные в Основные положения № 442 постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554, вступили в силу с 01.07.2020, придание им обратной силы законодательством не предусмотрено. В связи с этим данные изменения не применяются к правам и обязанностям, возникшим до 01.07.2020.

Б) Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 № 10АП-8082/2021 по делу № А41-67377/2020

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 не содержит условий о его распространении на отношения, возникшие до введения постановления в действие. Начало действия новой редакции – 31.12.2020, следовательно она не может применяться к спорному периоду, возникшему до указанной даты.

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2021 по делу № А72-12907/2020

Если отсутствует техническая возможность установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), то прибор учета должен быть установлен в месте, в котором имеется техническая возможность установки такого прибора, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности.

По мнению суда, с внесением изменений в Основные положения № 442 постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554, правовой подход в данной части не изменился.

Положения абзацев 1-3 пункта 136 Основных положений № 442 нельзя толковать как исключающие право и возможность сетевой организации установить прибор коммерческого учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности потребителя в иных случаях, нежели при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации (срока поверки) прибора учета.

Ответственность за обеспечение коммерческого учета электрической энергии в отношении потребителей по-прежнему возлагается на сетевые организации.

Правила о приоритетности выбора прибора учета также установлены пунктом 142 Основных положений № 442 в новой редакции; они соответствуют правилам, установленным ранее в пункте 156 Основных положений N 442 (в прежней редакции).

Таким образом, для случаев установки сетевой организацией приборов учета до и после 1 июля 2020 года следует, по мнению суда, придерживаться единой правовой позиции.

Как установлено судом, ранее приборы учета у вышеназванных потребителей были установлены не на границе балансовой принадлежности, а на удалении от нее. При этом доказательства отсутствия технической возможности установки приборов учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности в материалы дела не представлено.

Поскольку приборы учета установлены сетевой организацией на границе балансовой принадлежности, они обеспечивают более точный учет потребляемой электроэнергии, с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки.

Не согласование потребителем и гарантирующим поставщиком приборов учета в договорах энергоснабжения и в контракте на поставку электрической энергии в целях компенсации потерь не является основанием для того, чтобы не принимать показания данных приборов учета при определении объемов потребления конечных потребителей, объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и объемов фактических потерь электрической энергии в сетях ответчика.

С учетом изложенного, вновь установленные сетевой организацией приборы учета должны быть признаны расчетными во взаимоотношениях между гарантирующим поставщиком, сетевой организацией и потребителями.

О безучетном потреблении. Изменения в законодательстве.

А) Решения Арбитражного суда Красноярского края от 05.07.2021 по делу № А33-26104/2020, от 08.06.2021 по делу № А33-35329/2020

Внесенные постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 изменения не освободили сетевую организацию от обязанности допуска приборов учета в эксплуатацию.

В системе действующего правового регулирования уклонение от допуска в эксплуатацию приборов учета препятствует (как и ранее) использованию такого прибора учета в качестве расчетного, что приводит к осуществлению неверных расчетов.

Внесенные в Правила № 442 изменения не освободили сетевые организации ни от обязанности по реализации процедуры допуска приборов учета в эксплуатацию после их замены, ни от обязанности по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) путем обеспечения функционирования приборов учета.

Б) Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020

В соответствии с Основными положениями в редакции, действующей с 01.07.2020, допуск прибора учета в эксплуатацию в спорном случае осуществляется сетевой организацией. Ответчик (гарантирующий поставщик, продавец по договору) таковой не является, поэтому спорный пункт договора, предусматривающий обязанность ответчика осуществлять допуск прибора учета в эксплуатацию, подлежит исключению.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020

Приборы учета электроэнергии, используемые для определения объема поставленной электроэнергии в отношениях между истцом и ответчиком, установлены на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих третьим лицам (сетевой организации и иному владельцу сетей, не являющемуся сетевой организацией).

Из норм Основных положений № 442 (в действующей редакции) следует, что обязанность по снятию показаний расчетных приборов учета лежит на третьих лицах, в границах объектов электросетевого хозяйства которых установлены спорные приборы учета.

Поскольку истец (потребитель) не имеет заключенных договоров с третьими лицами, последние не обязаны передавать показания приборов учета истцу.

В силу пунктов 159, 161 Основных положений № 553 показания расчетных приборов учета (в том числе их почасовые значения) третьи лица обязаны передавать ответчику, поскольку связаны с гарантирующим поставщиком (ответчиком) договорами купли-продажи электрической энергии (мощности), договорами энергоснабжения.

Ответчик, в свою очередь, должен передавать такие сведения истцу.

Оценив предложенные сторонами редакции пунктов договора купли-продажи электрической энергии (мощности), суд считает их противоречащими Основным положениям № 442, поскольку они предусматривают возложение обязанности по снятию показаний приборов учета на истца и ответчика cоответственно, в то время как обязанным лицом является собственник (владелец) объектов электросетевого хозяйства, в границах которых установлены спорные приборы учета.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020

Ответчик вправе в случаях и в порядке, установленном Основными положениями, проводить проверки прибора учета и контрольное снятие его показаний.

Между тем, расчетный прибор учета в спорном случае установлен за пределами границ объекта потребителя. Использование же контрольного прибора учета сторонами не согласовано.

В связи с этим обязанность потребителя (покупателя) по обеспечению доступа к месту установки прибора учета представителей организаций, уполномоченных на совершение действий по установке, вводу в эксплуатацию и демонтажу прибора учета, проверке и снятию его показаний, в том числе контрольному снятию показаний, в данном случае отсутствует.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020

Исходя из норм Основных положений № 442, недопуск представителей потребителя к расчетным приборам учета, установленным на объектах электросетевого хозяйства третьих лиц, не является основанием для применения расчетного способа для определения объема потребления электрической энергии (мощности).

Напротив двухкратный недопуск представителей сетевой организации к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета, а также непредставление показаний приборов учета влекут применение расчетного способа определения объема потребления электрической энергии (мощности).

Редакция спорного пункта договора, предложенная ответчиком, не в полной мере согласуется с требованиями Основных положений № 442, поскольку в качестве основания для применения расчетного способа она предусматривает непредставление потребителем акта снятия показаний приборов учета. В спорном случае потребитель не является ответственным лицом за снятие и предоставление показаний расчетного прибора учета.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2021 № Ф07-2516/2021 по делу № А44-1090/2020, решения Арбитражного суда Новгородской области от 09.06.2021 по делу № А44-1179/2020, от 08.04.2021 по делу № А44-1766/2020

Повышенный размер платы (в случае установления факта безучетного потребления электрической энергии) по своей сути представляет собой установленную законом меру ответственности за нарушение установленного договором энергоснабжения порядка учета электрической энергии со стороны потребителя.

При этом, постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 № 554 такое нарушение, как несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета, исключено из понятия «безучетное потребление». Таким образом, в настоящее время действующее законодательство не предусматривает ответственность потребителя (в виде повышенного размера платы) за нарушение сроков извещения о неисправности прибора учета.

103. При наступлении до 1 января 2015 г. для гарантирующих поставщиков, являющихся субъектами оптового рынка, функционирующих на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового рынка и перечень которых определяется в соответствии с Правилами оптового рынка, обстоятельств, предусмотренных вторым и четвертым пункта 202 настоящего документа, конкурсы на присвоение статуса гарантирующего поставщика в отношении таких гарантирующих поставщиков не проводятся.

104. Гарантирующие поставщики, являющиеся субъектами оптового рынка, функционирующие на указанных в пункте 103 настоящего документа территориях, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках в границах своих зон деятельности в качестве гарантирующих поставщиков потребителям (покупателям), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), рассчитанных в соответствии с настоящим документом с учетом объемов электрической энергии и мощности, приобретаемых по регулируемым договорам на оптовом рынке (за исключением регулируемых договоров, заключаемых для обеспечения электрической энергией (мощностью) населения и приравненных к нему категорий потребителей), и индикативных цен на электрическую энергию и мощность, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствующем субъекте Российской Федерации.

105. Если договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) заключается гарантирующим поставщиком, указанным в пункте 104 настоящего документа, с энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, то в таком договоре помимо условия о предварительной оплате электрической энергии (мощности) должно также быть условие о предоставлении энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обеспечения исполнения ею обязательств по оплате по такому договору в виде предоставления безотзывной банковской гарантии либо государственной или муниципальной гарантии на весь срок действия договора, если иное не установлено соглашением сторон.

106. Для заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, указанным в пункте 104 настоящего документа, энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, помимо документов, предусмотренных пунктом 34 настоящего документа, представляет гарантирующему поставщику заверенные надлежащим образом копии документов (в том числе соответствующих договоров и решений) о предоставлении обеспечения исполнения ею обязательств по оплате по договору в виде безотзывной банковской гарантии либо государственной или муниципальной гарантии.

В случае непредставления энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией документов о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору в виде указанной гарантии гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об этом энергосбытовую (энергоснабжающую) организацию способом, позволяющим подтвердить получение указанного уведомления, и в течение 30 дней со дня получения от нее таких документов рассматривает ее заявление о заключении договора в соответствии с порядком, установленным пунктом 39 настоящего документа.

Размер указанной гарантии в обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), предоставляемой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией гарантирующему поставщику, должен быть не менее стоимости электрической энергии (мощности) в объеме фактического потребления в предыдущем году теми потребителями, в целях обслуживания которых эта энергосбытовая (энергоснабжающая) организация заключает договор с гарантирующим поставщиком.

Срок, на который предоставляется указанная гарантия, должен быть не менее 1 года. В случае если срок действия заключенного энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией с гарантирующим поставщиком договора менее 1 года, указанная гарантия должна предоставляться на весь срок действия такого договора.

В случае если срок действия заключенного энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией с гарантирующим поставщиком договора составляет более 1 года, обеспечение исполнения обязательств на каждый следующий год его действия должно быть предоставлено энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией гарантирующему поставщику не позднее чем за 60 дней до начала следующего года, кроме случаев, когда ранее предоставленная гарантия продолжает действовать на весь или часть следующего года.

В случае если вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией обязательств по договору гарантирующим поставщиком будет реализована предоставленная ему гарантия, энергосбытовая (энергоснабжающая) организация обязана не позднее 30 дней после этого представить гарантирующему поставщику документы, подтверждающие возобновление гарантии в требуемом в соответствии с настоящим пунктом размере.

255. Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.

При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.

Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ).

к Основным положениям
функционирования розничных рынков
электрической энергии

Формы предоставления информации о потребителях электрической энергии (мощности)

Таблица 1

Информация о потребителях электрической энергии — физических лицах

Адрес местоположения энергопринимающих устройств

Таблица 2

Информация о потребителях электрической энергии — юридических лицах

Наименование организации

ИНН

Фактический адрес организации / местоположение энергопринимающих устройств

Основания для вывода о безучетном потреблении электроэнергии указаны в пункте 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442.
Самые распространенные среди них:

  • срыв либо повреждение пломбы на узле учета – к таким узлам могут относиться счетчики и трансформаторы тока;
  • воздействие на прибор учета, например с помощью магнита, – выявляется, если есть антимагнитная пломба;
  • механическое вмешательство в работу счетчика либо иные действия, которые повлияли его работу;
  • нарушение срока поверки счетчика или порядка уведомления о его неисправности.

О том, что делать, если истекает срок поверки прибора учета, была повреждена пломба или счетчик сломался, можно прочитать в публикации «Замена счетчика: как не стать жертвой мошенника».

Последствия бездоговорного и безучетного потребления электрической энергии

Как показывает судебная практика, потребитель может оспорить акт о безучётном потреблении ресурса, если при его составлении были допущены нарушения или внесена не вся информация, предусмотренная законодательством.

Поэтому управляющие организации, совершая проверки состояния приборов учёта, должны помнить об основных блоках информации, вносимой в акт о безучётном потреблении. Это данные:

  • о проверке (кто проверял, где, когда, в чьём присутствии);
  • о приборе учёта (тип и номер, дата опломбировки, дата поверки, дата последней проверки, место установки, номера контрольных пломб и т.д.);
  • об установленном несанкционированном вмешательстве в работу ИПУ (как обнаружен, как производилось вмешательство, объяснения нарушителя по данному факту);
  • о причинах отказа потребителя от участия в проверке (причины отсутствия);
  • о двух свидетелях, которые привлекаются, если потребитель отказался присутствовать при проверке или подписывать составленный акт;
  • о всех лицах, участвовавших в проверке, и их подписи, в том числе подписи двух свидетелей (при их наличии).

Помните: одно незаполненное или некорректно заполненное поле может дать повод суду признать акт о безучётном потреблении недействительным, а требования исполнителя КУ по уплате доначислений – незаконными.

Порядок расчета при безучетном потреблении указан в п. 194, 195 Правил, утвержденных Постановлением Правительства № 442.
Он производится по формуле, в которой учитываются:

  • количество часов потребления начиная с даты, когда была проведена последняя проверка счетчика, и до момента составления акта;
  • мощность, которую потребитель может использовать, – она указывается в договоре энергоснабжения.

Именно эти показатели – количество часов потребления и мощность – нужно проверить, чтобы быть уверенным в правильности выставленного счета.

Важно знать:

  • расчет может производиться за срок не более 1 года;
  • из итоговой суммы сбытовая организация обязана исключить ту, которую потребитель уплатил за электроэнергию в период безучетного потребления;
  • сбытовую компанию можно просить о предоставлении рассрочки, т. е. платеж можно производить частями;
  • неоплата счета в установленный договором энергоснабжения срок может повлечь отключение электроэнергии;
  • договор энергоснабжения может содержать условие о времени работы объекта потребителя, например с 9:00 до 22:00. В таком случае количество часов безучетного потребления будет меньше, что скажется на итоговом счете.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать порядок проведения расчета объема электрической энергии, при выявлении безучетного потребления возьмем конкретные данные.

У потребителя 30 мая 2021 года была проведена проверка. По результатам выявлено «подключение провода и нагрузки до прибора учета».

В Акте об инструментальной проверки приборов учета, на основании которого составлен акт о безучетном потреблении, указано, что энергопринимающее устройство, в отношении которого составлен акт о безучетном потреблении, подключено к токоведущим шинам проводом ПВ-3 сечением 10 мм2. до прибора учета.

В таком случае расчет безучетного потребления электроэнергии производится по сечению подключенного до прибора учета провода, а точнее — по его максимальной пропускной способности.

Максимально допустимый длительный ток указанного провода составляет 80А. Фазное напряжение составляет 220В, количество дней безучетного потребления составляет – 8040 (т.е. предыдущая инструментальная проверка, либо установка прибора учета была выполнена 335 дней назад).

Тут следует отметить, что согласно пункту 172 Постановления инструментальная проверка приборов учета должна проводиться не реже 1 раза в год. Обычно сетевые организации ограничиваются такой частотой проверок.

Применив формулы, указанные выше, получим, что объем безучетного потребления составляет 254 707,2 кВт*ч. Соответственно, энергосбытовая компания выставит счет на оплату такого потребления электрической энергии. Для Московского региона объем электроэнергии 254 707,2 кВт*ч будет стоить 1 280 706,78 рублей.

Арбитражные суды в большинстве случаев говорят о том, что акт безучетного потребления и выставленный счет не свидетельствуют о нарушении прав потребителя. Следовательно, обжаловать их нельзя. Но суды часто не учитывают, что неоплата счета влечет нарушение прав в виде отключения электроэнергии.
Если вы предприниматель, правильнее будет сначала оплатить часть из выставленного счета. Затем обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, то есть ранее уплаченной суммы по счету. В рамках этого спора как раз и придется доказать отсутствие оснований для выставления счета. При подаче иска можно заявить обеспечительные меры в виде запрета на отключение электроэнергии.

Последствия бездоговорного и безучётного потребления электроэнергии

Основные правовые акты, применяемые в отношении купли-продажи электричества, это Постановления Правительства:

  • № 442 (о розничных рынках электроэнергии);
  • № 354 (о предоставлении коммунальных услуг).

В соответствии с этими актами потребление электроэнергии – это использование электричества в бытовых целях. При этом взаимоотношения потребителя и продавца (энергосбыт) основываются только на договоре. Письменно договор может и не заключаться, так как является публичным, но условия потребления должны исполняться.

По норме 354-го Постановления использованная электроэнергия должна быть оплачена. При этом объём её должен быть точно рассчитан. Для этой цели любой потребитель обязан использовать прибор учёта электроэнергии (электросчётчик).

Счётчики должны быть исправными, срок поверки не должен быть пропущен, а пломбы – в порядке. Иначе показания приборов учёта (данные о количестве пропущенных через прибор киловатт-часов) не будут приняты энергетиками.

Справочно. Ремонтировать, поверять или менять счётчики обязаны:

  • собственники квартир;
  • управляющие компании муниципальных квартир.

Если же счётчик повреждён или его нет совсем, но светом пользуются, имеет место бездоговорное и безучётное потребление электроэнергии. Однако потреблять без учёта и без договора – это разные вещи, и ответственность за оба этих нарушения внушительная.

Бездоговорное потребление энергии представляет собой самостоятельное подключение электроприемников к электрической сети или получение услуги сетевой организации без оформленного договора. Исключением считаются случаи пользования электроэнергией при отсутствии соглашения в течение 60 суток с момента, установленного для принятия клиента к обслуживанию.

При выявлении нарушения оформляется акт с указанием неучтенного объема электричества. Факт такого деяния часто выявляется при проверке счетчиков во время периодического осмотра или непосредственно перед заменой.

Распространенная ситуация, когда субъект получает электроэнергию без оформления договора. В категорию гарантированных поставщиков входят члены рынка электроэнергии, предоставляющие услуги в опт и розницу, обязанные оформить соглашение с любым из потребителей в регионе. Иными словами, поставщик гарантирует заключение договора и поставку электричества клиенту. Для таких субъектов оформление соглашения является прямым обязательством. Но это в теории. На практике гарантирующая компания-поставщик ничего не должна.

Соглашение с электроснабжающей организацией оформляется с учетом ГК РФ (ст. 426). По закону поставщик может отказать клиенту на базе п. 32 с учетом Положения №442. К категории исключений можно отнести:

  • невозможность поставить электричество из-за отсутствия технической возможности
  • электроприемники находятся вне сферы работы предприятия-поставщика

В соглашении должны быть условия, оговоренные в Положении под номером 442 (п. 40). Главное внимание уделяется времени и дню, когда энергоснабжающая компания принимается за выполнение обязательств.

В случае использования электрической энергии без договора поставщик рассчитывает объем переданного электричества с учетом допустимого тока за срок до года. При определении периода учитываются следующие моменты:

  1. При самостоятельном подключении (без разрешения) отсчет ведется со дня прошлой проверки состояния объекта. Иными словами, поставщик отталкивается от той даты, когда он был уверен в отсутствии потребления или законной поставке электричества.
  2. В случае полного ограничения отчет ведется со дня ввода наказания или с момента оформления прошлого документа о неучтенном получении электричества. Если энергоснабжающая организация не проверяла введенный лимит, точка отсчета — день ввода санкции.

В каждом из случаев объем бездоговорного потребления вычисляется персонально с учетом времени незаконного использования электричества и допустимой нагрузки. При этом итоговые значения всегда выше реальных.

Основные правовые акты, применяемые в отношении купли-продажи электричества, это Постановления Правительства:

  • № 442 (о розничных рынках электроэнергии);
  • № 354 (о предоставлении коммунальных услуг).

В соответствии с этими актами потребление электроэнергии – это использование электричества в бытовых целях. При этом взаимоотношения потребителя и продавца (энергосбыт) основываются только на договоре. Письменно договор может и не заключаться, так как является публичным, но условия потребления должны исполняться.

По норме 354-го Постановления использованная электроэнергия должна быть оплачена. При этом объём её должен быть точно рассчитан. Для этой цели любой потребитель обязан использовать прибор учёта электроэнергии (электросчётчик).

Счётчики должны быть исправными, срок поверки не должен быть пропущен, а пломбы – в порядке. Иначе показания приборов учёта (данные о количестве пропущенных через прибор киловатт-часов) не будут приняты энергетиками.

Справочно. Ремонтировать, поверять или менять счётчики обязаны:

  • собственники квартир;
  • управляющие компании муниципальных квартир.

Если же счётчик повреждён или его нет совсем, но светом пользуются, имеет место бездоговорное и безучётное потребление электроэнергии. Однако потреблять без учёта и без договора – это разные вещи, и ответственность за оба этих нарушения внушительная.

Предпринимателю – о безучетном потреблении электроэнергии

Стоимость электроэнергии рассчитывается компанией-поставщиком с учетом потерь, полученных фирмой и текущей тарификации для определенного уровня напряжения. На практике бездоговорное потребление заставляет нарушителя раскошелиться, ведь платить приходится за значительно больший объем электроэнергии.

Тарифы, которые применяются при вычислении, соответствуют текущей стоимости электроэнергии. Учитывается только тип потребителя — физлицо или сетевая организация. Компания-поставщик формирует счет, где указывается цена и объем потребленного электричества. В этом же документе рассчитывается цена 1 кВт*ч.

Нарушитель получает акт о неучтенной электроэнергии и счет. При выборе способа учитывается возможность подтверждения передачи документа. Срок выдачи счета не позже 72 часов с дня оформления акта или в течение 48 часов с момента вычисления стоимости 1 кВт*ч, полученных без оформления договора.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, потребление ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения (п. 80 ПП РФ № 354).

Прибор учёта должен быть в рабочем состоянии: без повреждений механизма, корпуса, пломб, с неистёкшим сроком поверки. Иначе он признаётся вышедшим из строя. Потребитель обязан сразу сообщить об этом исполнителю КУ и в течение 30 дней с момента выхода ПУ из строя обеспечить его ремонт или замену (п. 81 (12,13) ПП РФ № 354).

Если счётчик потребителя вышел из строя, но исполнитель КУ не был об этом извещён в установленные сроки, то при проверке прибора учёта исполнитель фиксирует безучётное потребление ресурса.

Также неучтённым потребление считается, если на ПУ обнаружены следы несанкционированного вмешательства в работу счётчика, которое могло исказить данные счётного механизма (п. 2 ПП РФ № 442). Например, несанкционированным вмешательством считаются механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.

Бездоговорное потребление — распространенное нарушение, поэтому действия поставщика регламентированы с учетом требований законодательства. Сетевая организация придерживается следующей инструкции:

  1. Ограничение потребления электричества субъектом, допустившим нарушение.
  2. Составление акта с указанием неучтенной электроэнергии.
  3. Формирование счета, используемого нарушителем для оплаты рассчитанного объема по конкретной цене.

При оформлении акта обязательно прописывается:

  • дата и время ввода ограничения
  • параметры электроприемника, в отношении которого вводится лимит
  • способ бездоговорного потребления
  • пояснения виновной стороны
  • замечания (при наличии)
  • состояние счетчиков в момент последнего контроля
  • ограничения по мощности (если имели место).

При составлении документа могут указываться все прописанные пункты или только некоторые из них.

потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

  • Процедура актирования безучетного потребления электроэнергии подробно регламентирована законодательством. См. ниже.

    Согласно п. 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее по тексту – ОПФРР). Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.

    Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

    Согласно п. 154 ОПФР в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.

    По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее — контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.

    Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска. Установленную гарантирующим поставщиком контрольную пломбу и (или) знаки визуального контроля сетевая организация вправе заменить при проведении первой инструментальной проверки.

    Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

    дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;

    фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц,

    характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;

    решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;

    наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера — в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;

    дата следующей поверки.

    Таким образом, нужно доказать в суде необоснованность претензий со стороны ОАО «Моэнергосбыт» на основании нарушений при поставке электроэнергии и при контроле ее потребления.

    Но как говорится легко сказать, да трудно сделать. Для этой задачи мы вам можем пригодиться.

    У нас есть успешный опыт решения данных вопросов в арбитражных судах. Мы неоднократно защищали интересы потребителей электроэнергии юридических лиц в Арбитражном суде города Москвы и Арбитражном суде Московской области.

    Позвонить юристу по безучетному потреблению электроэнергии 8 (495) 790-47-69

    Под понятием бездоговорного потребления электроэнергии подразумевается самовольное подключение соответствующих устройств к определенным объектам и/или использование без договора, в соответствии с которым предусматривается продажа электрической энергии. Исключения составляют случаи, когда потребление осуществляется в течение двух месяцев, считая с даты, когда гарантирующий поставщик получал электроэнергию, чтобы обслуживать потребителей.

    Здесь нужно разобраться в том, кем является гарантирующий поставщик. Это организация по снабжению или сбыту электрической энергии. Она предоставляет сведения о потребителях, с которыми заключались или расторгались соответствующие договоры в сетевую организацию. Этот процесс осуществляется с целью выявления случаев бездоговорного потребления электроэнергии.

    Последствия бездоговорного потребления электрической энергии

    В случае выявления фактов бездоговорного потребления физическими лицами — бытовыми потребителями (несанкционированное подключение, потребление, минуя прибор учета, вмешательство в работу прибора учета) к указанным недобросовестным потребителям применяются установленные действующим законодательством санкционные меры:

    • доначисление размера платы исходя из объемов электрической энергии, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период, начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, либо исходя из объема, определенного на основании норматива потребления электрической энергии с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем электрической энергии в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
    • привлечение виновных потребителей к административной ответственности по ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической энергии, в виде административного штрафа до тридцати тысяч рублей.

    Последствия безучетного потребления электрической энергии

    Согласно абз. 13 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, (далее — Основные положения № 442) безучетным потреблением является потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и Основными положениями № 442 порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся:

    • во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета);
    • в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета);
    • в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

    По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией или гарантирующим поставщиком составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 192 Основных положений № 442).

    Согласно п. 195 Основных положений № 442 объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного пунктом 1 приложения № 3 к Основным положениям № 442, исходя из величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, а в случае ее отсутствия или при выявлении использования потребителем мощности, величина которой превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, — исходя из допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода (кабеля).

    Стоимость объема безучетного потребления рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (абз. 3 п. 84 Основных положений № 442).

    Цена за объем бездоговорного потребления электроэнергии за все время на тех территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рыка, считаются по нерегулируемой стоимости. Она определяется за расчетный промежуток времени, о котором составляется соответствующий акт. Эта сумма состоит из разных составляющих, в частности:

    • Средняя нерегулируемая стоимость на оптовом рынке, которая определена в результате проведения отборов на сутки вперед с целью достижения баланса системы коммерческим оператором за прошедшее расчетное время, в отношении которого она установлена и опубликована официально.
    • Умножение коэффициента оплаты (который имеет значение 0,002824) и средней нерегулируемой стоимости на мощность на оптовом рынке за последнее расчетное время, в отношении которого она установлена и опубликована официально.
    • Тариф за передачу мощности при определенной степени напряжения.
    • Надбавка гарантирующего поставщика за сбыт.
    • Доплата за другие услуги, которые являются неотделимой частью процесса поставки электрической энергии.

    Расчет цены за объем потребления за все время на территориях, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка, осуществляется по регулируемой стоимости. Она определяется за расчетный промежуток времени, о чем составляется акт бездоговорного потребления электроэнергии. При этом общая сумма состоит из определенных составляющих, в частности:

    • Средняя регулируемая стоимость на электроэнергию на оптовом рынке, которая определена соответствующим коммерческим оператором для гарантирующего поставщика, то есть организации по сбыту и снабжению энергии. Она получается на основе расчета стоимости плановых объемов потребления мощности в час и цены отклонений за ее фактическое использование от плановых объемов за последний расчетный промежуток времени.
    • Умножение коэффициента оплаты электрической энергии (который имеет значение 0,002824) и средней регулируемой стоимости на оптовом рынке, которая установлена соответствующим коммерческим оператором для гарантирующего поставщика за последний промежуток времени, подлежащий расчету. Эта сумма установлена и опубликована официально.
    • Стоимость на электроэнергию, которая приобретена гарантирующим поставщиком на розничном рынке. Она установлена этой организацией.
    • Тариф за передачу мощности при определенной степени напряжения.
    • Надбавка гарантирующего поставщика, отвечающего за территории, где находятся приемные устройства.
    • Плата за другие услуги, которые являются неотделимыми частями процесса поставки мощности за последнее расчетное время, за которое она установлена и опубликована соответствующим оператором официально в порядке бездоговорного потребления электроэнергии (по Постановлению № 442).

    Безучетное потребление электроэнергии в судебной практике

    Если будет выявлен факт бездоговорного потребления электроэнергии физическим лицом или юрлицом, в их отношении вводится режим полного ограничения потребления мощности в порядке, установленном законом. При этом составляется соответствующий акт, где указывается время и дата введения режима полного ограничения, так же, как и описание устройств, принимающих мощность.

    Такой режим включается сразу после выявления соответствующих фактов. Но если нужно провести дополнительные мероприятия – не позднее трех дней с момента обнаружения правонарушения. Иной порядок действует в отношении выявления подобного факта в отношении лица, заключившего и исполнявшего соглашение о поставке электроэнергии с компанией, которая не имеет право распоряжаться этой мощностью. Тогда соответствующий режим вводится через месяц после уведомления лица посредством сетевой организации.

    Режим полного ограничения потребления мощности, который был введен при выявлении нарушений, может быть отменен после того, как лицо внесет оплату за использованное электричество, а также подпишет договор в порядке, установленном законом.

    При выявлении факта нарушения сетевая организация составляет акт бездоговорного потребления электроэнергии (образец которого представлен ниже). После составления в течение трех дней его передают:

    • Гарантирующему поставщику, который осуществляет обслуживание потребителя.
    • Лицу, в отношении которого выявлено соответствующее нарушение.

    В ходе осуществления проверок приборов учета может быть обнаружен факт бездоговорного потребления электроэнергии. В Постановлении № 442 говорится, если гарантирующий поставщик выполнял проверку, а сетевая компания не присутствовала при этом, то акт составляется и отправляется в течение трех дней также и в эту организацию.

    Последствия бездоговорного потребления электрической энергии

    Бездоговорным потреблением электрической энергии согласно абз. 12 п. 2 Основных положений № 442 является:

    • самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства;
    • потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках,
    • потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии;

    По факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 192 Основных положений № 442).

    Объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения № 3 к Основным положениям № 442 исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год.

    Стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (абз. 1 п. 84, 196 Основных положений № 442).

    Последствия безучетного потребления электрической энергии

    Согласно абз. 13 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, (далее — Основные положения № 442) безучетным потреблением является потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и Основными положениями № 442 порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся:

    • во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета);
    • в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета);
    • в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

    По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией или гарантирующим поставщиком составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (п. 192 Основных положений № 442).

    Согласно п. 195 Основных положений № 442 объем безучетного потребления электрической энергии определяется с применением расчетного способа, предусмотренного пунктом 1 приложения № 3 к Основным положениям № 442, исходя из величины максимальной мощности энергопринимающих устройств, а в случае ее отсутствия или при выявлении использования потребителем мощности, величина которой превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, — исходя из допустимой длительной токовой нагрузки вводного провода (кабеля).

    Стоимость объема безучетного потребления рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии (абз. 3 п. 84 Основных положений № 442).

    Расчет цены объема потребления мощности за все время на территориях изолированных систем с электрической энергией и в местах, которые не объединены с Единой системой технологическим образом, осуществляется следующим образом. Установленный объем умножается на коэффициент, равный 1,5 от стоимости, рассчитанной за последнее время, и о котором составлен акт бездоговорного потребления электроэнергии. При этом основываются на тарифах, которые имеют разные значения в зависимости от времени суток (3 режима) и установлены региональными исполнительными властями. В расчет включаются тарифы за зоны суток в часы пик, за передачу мощности определенной степени напряжения, надбавку гарантирующего поставщика и другие услуги, которые должны быть оказаны в процессе поставки электричества потребителям.

    Порядок расчета объема выполняется по сведениям о величине разрешенной нагрузки, которую может выдержать сечение ввода.

    Если вводное подключение выполнено однофазным, расчет выполняется следующим образом:

    W = Iдоп длxUф номxcosφxTбд

    Применено трехфазное вводное подключение:

    W =3 хIдоп длxUф номxcosφxTбд

    Где: W (кВТч) – суммарная мощность, использованная за время отсутствия договора на потребление электроэнергии начиная с времени последней контрольной проверки счетчиков учета. Iдоп дл (А) – максимально допустимая нагрузка, на которую рассчитан ввод, для расчета берется сечение и марка провода или кабеля, которая должна быть обозначена в Акте. Cosφ – коэффициент мощности при максимальной нагрузке, равен 0, 9. Tбд – время использования электрической энергии без оформления соответствующего договора, количество не должно превышать 26280 часов.

    Безучётное потребление электроэнергии. Как его избежать

    Если будет выявлен факт бездоговорного потребления электроэнергии физическим лицом или юрлицом, в их отношении вводится режим полного ограничения потребления мощности в порядке, установленном законом. При этом составляется соответствующий акт, где указывается время и дата введения режима полного ограничения, так же, как и описание устройств, принимающих мощность.

    Такой режим включается сразу после выявления соответствующих фактов. Но если нужно провести дополнительные мероприятия – не позднее трех дней с момента обнаружения правонарушения. Иной порядок действует в отношении выявления подобного факта в отношении лица, заключившего и исполнявшего соглашение о поставке электроэнергии с компанией, которая не имеет право распоряжаться этой мощностью. Тогда соответствующий режим вводится через месяц после уведомления лица посредством сетевой организации.

    Режим полного ограничения потребления мощности, который был введен при выявлении нарушений, может быть отменен после того, как лицо внесет оплату за использованное электричество, а также подпишет договор в порядке, установленном законом.

    При выявлении факта нарушения сетевая организация составляет акт бездоговорного потребления электроэнергии (образец которого представлен ниже). После составления в течение трех дней его передают:

    • Гарантирующему поставщику, который осуществляет обслуживание потребителя.
    • Лицу, в отношении которого выявлено соответствующее нарушение.

    В ходе осуществления проверок приборов учета может быть обнаружен факт бездоговорного потребления электроэнергии. В Постановлении № 442 говорится, если гарантирующий поставщик выполнял проверку, а сетевая компания не присутствовала при этом, то акт составляется и отправляется в течение трех дней также и в эту организацию.

    Основания для составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии изложены в постановлении Правительства № 442 от 04.05.2012.

    Большинство наших доверителей уведомляются о предстоящем отключении одновременно с вручением им счета на оплату по акту неучтенного потребления.

    Несмотря на то, что само по себе составление акта неучтенного потребления не является основанием для отключения электроэнергии, энергосбытовые компании используют этот способ для понуждения потребителя как можно быстрее оплатить счет.

    Пункт 84 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства № 442, указывает, что в случае выявления безучетного потребления, энергосбытовая компания взыскивает стоимость электроэнергии.

    Взыскание подразумевает под собой досудебную либо судебную процедуру, в ходе которой сбытовой компании необходимо доказать право на заявленную сумму.

    Безучетное потребление, согласно указанному постановлению — это действия, направленные на искажение показаний прибора учета.

    Таким образом, для вывода о наличии безучетного потребления необходимо доказать не только сам факт вмешательства в прибор учета и искажение сведений, но и причинно-следственную связь между этими событиями.

    Однако в пункте 195 Основных положений закреплено, что стоимость безучетно потребленной электроэнергии включается энергоснабжающей организацией в счет, который потребитель обязан оплатить в срок, предусмотренный договором.

    Именно это положение, наделившее потребителя обязанностью по оплате счета, трактуется энергосбытовыми компаниями как основание для вывода о наличии задолженности.

    Вместе с тем, потребитель может быть не согласен с фактом безучетного потребления либо рассчитанной по нему суммой

    Если в отношении вас составлен акт неучтенного потребления и вручено уведомление о предстоящем ограничении энергоснабжения, необходимо незамедлительно принять меры к судебному оспариванию действий сбытовой компании.

    При подаче заявления о признании действий сбытовой компании незаконными, обязательно заявите о принятии обеспечительных мер в виде запрета на введение ограничения энергоснабжения.

    В таком случае у вас появится возможность оспорить факт безучетного потребления при наличии энергоснабжения на своем объекте.

    Многих людей (особенно недобросовестных плательщиков коммунальных услуг) интересует, каков порядок отключения электроэнергии с соблюдением закона в 2019. Могут ли оставить без света, не предупреждая заранее? Какие существуют основания для отключения электроэнергии, если в доме проживают несовершеннолетние дети? Чтобы ответить на все эти вопросы необходимо обратиться к закону, регулирующему отношения владельца квартиры и поставщиков услуг, которыми в нашем случае будут являться ЖКХ, управляющая компания, жилищное товарищество, энергосбыт и т.д.

    В это время поставщик электроэнергии может частично ограничить подачу электричество. Если неуплату ликвидировать вы не собираетесь, то получите еще одно предупреждение, в таком же порядке, как и первое. Но затем, через 3 дня останетесь без света. Счетчик опломбируют специалисты энергосбыта до момента полного погашения задолженности. Если у вас нет возможности погасить сразу всю сумму, обратитесь к поставщику электроэнергии, обслуживающему ваш дом за рассрочкой. Вообще, из любой сложившейся ситуации можно найти цивилизованный выход. Особенно если у вас под рукой имеется возможность посоветоваться с компетентными юристами. Это вы можете сделать на нашем сайте без финансовых затрат.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *