Состав годовой отчетности за 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав годовой отчетности за 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В Пенсионный фонд необходимо представить следующую отчетность:

Вид отчетности За какой период представляется Срок представления в ПФР
Сведения о застрахованных лицах в ПФР (СЗВ-М) За декабрь 2020 года 15.01.2021
За январь 2021 года 15.02.2021
За февраль 2021 года 15.03.2021
За март 2021 года 15.04.2021
За апрель 2021 года 17.05.2021
За май 2021 года 15.06.2021
За июнь 2021 года 15.07.2021
За июль 2021 года 16.08.2021
За август 2021 года 15.09.2021
За сентябрь 2021 года 15.10.2021
За октябрь 2021 года 15.11.2021
За ноябрь 2021 года 15.12.2021
За декабрь 2021 года 17.01.2022
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ) За 2020 год 01.03.2021
За 2021 год 01.03.2022
Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1) За 2020 год 01.03.2021
За 2021 год 01.03.2022

Обзор изменений в отчетности 2021 года

Срок сдачи 4-ФСС зависит от способа подачи расчета:

Вид отчетности За какой период представляется Срок представления в ФСС
Расчет 4-ФСС на бумаге За 2020 год 20.01.2021
За I квартал 2021 года 20.04.2021
За I полугодие 2021 года 20.07.2021
За 9 месяцев 2021 года 20.10.2021
За 2021 год 20.01.2022
Расчет 4-ФСС в электронном виде За 2020 год 25.01.2021
За I квартал 2021 года 26.04.2021
За I полугодие 2021 года 26.07.2021
За 9 месяцев 2021 года 25.10.2021
За 2021 год 25.01.2022
Подтверждение основного вида деятельности За 2020 год 15.04.2021
За 2021 год 15.04.2022

На смену декларациям по транспортному и земельному налогам придут уведомления из налоговых органов о рассчитанной сумме налога (п. 17 и 26 ст. 1 от 15.04.2019 Закона № 63-ФЗ, Приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440).

Пока вопросов больше, чем ответов: как будет вестись учет объектов в налоговом органе, какие акты сверки предусмотрены для таких расчетных начислений, как будет реализован межведомственный обмен. На данный момент никаких дополнительных разъяснений ИФНС не дало, остается ожидать реализации данного проекта.

Кстати, от оплаты авансовых платежей организации никто не освобождал. И рассчитывать данные авансовые платежи компании должны самостоятельно. Нужно ли говорить, что рассчитанные суммы налога могут не сойтись с суммами из уведомлений, и данные расхождения придется обосновывать.

Сведения о среднесписочной численности. Данные о численности сотрудников будут включены в состав расчета по страховым взносам (РСВ) с 1 января 2021 г. (п. 2 ст.1 Закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ).

Декларация по ЕНВД. Как известно, с 2021 года ЕНВД прекратит свое существование. А вместе с отменой режима налогообложения аннулируется и подача декларации. В последний раз плательщикам по ЕНВД придется отчитаться до 20 января 2021 г. — за IV квартал 2020.

Расчет по страховым взносам (РСВ)

Федеральный закон от 28.01.2020 № 5-ФЗ внес в ст. 80 НК РФ поправки, позволяющие сдавать сведения о среднесписочной численности работников в составе РСВ (касается ООО и ИП с наемными работниками). Для этого на титульном листе формы появится специальное поле (рис. 1).

Объединенный расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ

Сведения о доходах физлица (2-НДФЛ) подаются в составе расчета 6-НДФЛ.

Данные о доходах физлица нужно отражать в приложении 1 к новому расчету 6-НДФЛ. Приложение заполняется только в годовом отчете 6-НДФЛ. Квартальные же отчеты сдаются в прежнем режиме, их никто не отменял. Из расчета исключают данные о дате фактического получения дохода и удержания налога, но включают поля для даты и суммы возвратного НДФЛ, излишне удержанном налоге, а также для информации за прошлые периоды (рис. 3).

Годовая отчетность за 2020 год

Нас ждут обновленные формы статистической отчетности, касающиеся зарплаты и работников, которые сдают ООО и ИП (Приказ Росстата от 24.07.2020 № 412).

Уже в I квартале 2021 г. в Росстат необходимо предоставить (ежеквартально):

  • ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала»;
  • ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала»;
  • ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;
  • ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала»;
  • ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала»;
  • П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».

А с 1 февраля 2021 г. необходимо предоставить (ежемесячно):

  • П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
  • 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов»;
  • 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» (с отчета на 1 февраля 2021 года).

И на закуску, периодически, необходимо предоставить сведения по форме:

  • 1-Т (проф) «Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам» (раз в 2 года за четные годы);
  • 1-кадры «Сведения о подготовке (профессиональном образовании и профессиональном обучении) и дополнительном образовании работников организаций» (раз в 3-4 года).

Дополнительно ожидаются изменения формы декларации по УСН, в связи с предоставлением льготных ставок по налогу, предусмотренных местным законодательством, и предлагается отмена декларации для отдельной категории налогоплательщиков. Однако все эти изменения пока только на стадии рассмотрения законопроектов.

В годовой бухгалтерской отчетности за 2020 год появились изменения, которые нужно будет учесть при сдаче. Все новое в отчетности смотрите в таблице.

Форма отчетности Что нового
Бухгалтерская отчетность
  • формы отчетов за 2020 год можно сдавать только в электронном виде. Это касается в том числе малых предприятий. Бумажную отчетность принимать больше не будут;
  • отчет о финансовых результатах надо сдавать по новой форме, которая учитывает поправки в ПБУ 18/02
2-НДФЛ, 6-НДФЛ
  • это последний год, за который 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавали отдельно — с 2021 года это единый отчет
3-НДФЛ
  • освободили от НДФЛ прощенные кредиты, выплаты за соцработу, гранты самозанятым при коронавирусе, стимулирующие выплаты медикам, федеральные субсидии при коронавирусе;
  • утвердили новую форму декларации о доходах за 2020 год
Декларация по ЕНВД
  • коэффициент дефлятор на 2020 год — 2,009 рубля;
  • декларация за 4 квартал 2020 года — последняя, ЕНВД отменен
Декларация по УСН
  • появилась новая форма декларации, которая станет обязательна с отчета за 2021 год. Но ее можно использовать для отчетности за 2020 год уже с 20 марта 2021 года;
  • освободили от налогообложения коронавирусные субсидии и прощенные долги по льготным кредитам
Налог на прибыль
  • декларация за 2020 год сдается по новой форме;
  • ограничение переноса налоговых убытков в размере 50 % продлено до 31.12.2021;
  • изменились правила инвестиционного налогового вычета;
  • освободили от налогообложения коронавирусные субсидии и прощенные долги по кредитам
НДС
  • новая форма декларации по НДС действует с 4 квартала 2020 года;
  • увеличился перечень товаров, облагаемых по ставке 10 %;
  • освобожден от НДС ввоз и безвозмездная передача медтоваров для борьбы с коронавирусом
Декларация по налогу на имущество
  • годовую отчетность следует сдать по новой форме;
  • в декларацию добавили раздел 4, в котором отражается среднегодовая стоимость движимых основных средств;
  • изменился порядок расчета налога при изменении кадастровой стоимости
Транспортный и земельный налог
  • сдавать декларации за 2020 год и будущие периоды не нужно
Страховые взносы
  • действует новая форма РСВ, в которую теперь включаются сведения о среднесписочной численности (отдельный отчет отменен);
  • увеличены лимиты по пенсионным взносам — до 1 495 000 рублей и взносов в ФСС — до 966 000 рублей;
  • фиксированные взносы для ИП не изменятся и составят 40 874 рублей в год

За несоблюдение правил подготовки и сдачи отчетности назначают штрафы. Их можно получить за опоздание со сдачей и нарушение порядка представления. По каждому отчету могут быть выявлены и другие нарушения, но мы поговорим о штрафах, которые одинаковы для всех.

Если компания опоздает со сдачей отчетности в ИФНС, ФСС или ПФР, то получит штрафы.

Штраф за это нарушение составит 5 % от суммы налогов или взносов, начисленных за весь период или за последние 3 месяца периода, за который просрочен отчет. Срок начисления зависит от вида отчета, по налогам — на сумму декларации, по взносам — на сумму за последние 3 месяца.

Отсчет срока опоздания начинается сразу со дня, следующего за крайней датой уплаты. При этом учитываются как полные, так и неполные месяцы. Важно, что заплатить меньше 1 000 рублей за опоздание не получится, но и штраф больше 30 % от страховых взносов не начислят.

За несдачу бухгалтерской отчетности в налоговую и Росстат тоже назначают административные штрафы.

Наказание от ИФНС — 200 рублей за каждую несданную форму. Например, если организация сдает только баланс и отчет о финансовых результатах, штраф составит 400 рублей. А если нужно сдавать и другие отчеты, такие как отчет об изменениях капитала, о движении денежных средств, о целевом использовании средств — штраф вырастет до 1 000 рублей.

Руководителя и бухгалтера организации тоже могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей.

Наказание от Росстата — от 20 000 до 150 000 рублей за несдачу отчетности или представление недостоверных сведений.

Составление и представление главными администраторами (распорядителями, получателями) средств федерального бюджета, федеральными государственными бюджетными, автономными учреждениями (далее — учреждения) месячной и квартальной бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями:

Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н;

Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н;

Инструкции о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н,

а также с учетом критериев раскрытия информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности согласно приложению к настоящему письму.

Представление консолидированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности главными администраторами средств федерального бюджета осуществляется не позднее сроков, установленных приказом Федерального казначейства от 30.11.2020 N 36н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2021 году».

Главными администраторами средств федерального бюджета, которым в 2021 году выделялись средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации (или осуществлялось использование средств фонда, выделенных в предыдущие периоды) представляется информация об использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 04.02.2021 N 12н года по состоянию на 01.04.2021, 01.07.2021, 01.10.2021 в период с 20 по 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обращаем внимание, что в части сведений, не составляющих государственную тайну, Федеральным казначейством в ПУИО ГИИС «Электронный бюджет» осуществляется предварительное заполнение отдельных показателей указанных отчетов.

В целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета о ходе исполнения бюджета, в том числе о принимаемых обязательствах, а также об объемах дебиторской и кредиторской задолженности, при установлении сроков предоставления отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, главным администраторам средств бюджета следует учитывать сроки предоставления контрагентами первичных учетных документов, являющихся основанием для отражения в учете операций по принятым денежным обязательствам и кредиторской задолженности, сложившиеся в рамках обычаев делового оборота.

Обращаем внимание, что раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2020 N 99н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н.

Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, представляют отдельную Пояснительную записку (ф. 0503160), Пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760), в которой указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации И.А. Окладникова
Руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин

1.1. Раскрытие информации в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее — Отчет (ф. 0503127) в составе месячной отчетности осуществляется без отражения показателей в графах 4, 9 раздела 1 и раздела 3.

1.2. Составление и представление Пояснительной записки (ф. 0503160) осуществляется с учетом следующих положений.

1.2.1. Главные администраторы средств федерального бюджета представляют Сведения (ф. 0503178), за исключением сведений об остатках по средствам во временном распоряжении.

1.2.2. В случае наличия расхождений по показателям консолидируемых расчетов (переданные и полученные межбюджетные трансферты; возвраты и поступления от возвратов неиспользованных (взысканных, восстановленных) межбюджетных трансфертов прошлых лет; предоставленные и погашенные бюджетные кредиты и государственный долг; расходы на обслуживание государственного долга и доходы по процентам по бюджетным кредитам, штрафам), которые связаны с зачислением платежей в состав невыясненных поступлений, а также с некорректным применением кода бюджетной классификации, к Пояснительной записке (ф. 0503160) в обязательном порядке прилагаются копия Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) или копия иного документа, подтверждающего уточнение платежа.

1.3. Дополнительно к отчетам, представляемым в составе месячной бюджетной отчетности согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н), составляются и представляются:

1.3.1. главными администраторами средств федерального бюджета, имеющими в своей структуре загранучреждения:

Отчет (ф. 0503127) по кассовым операциям загранучреждений по расходам на выполнение функций указанных учреждений, произведенных сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в пределах неиспользованных остатков средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности по состоянию на 1 января 2021 года, а также доходов, полученных загранучреждениями в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности (по разрешенным им видам деятельности) (далее — Отчет (ф. 0503127 Z) в части операций загранучреждений по дополнительным источникам);

Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) (далее — Сведения (ф. 0503178) в части остатков средств по дополнительным источникам на счетах, открытых загранучреждениям в кредитных организациях (далее — Сведения (ф. 0503178 Z), в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

В целях обеспечения корректного отражения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в показателях раздела 2 Отчета (ф. 0503127 Z) главному распорядителю средств федерального бюджета не позднее десяти рабочих дней до срока представления Отчета (ф. 0503127 Z) в МОУ ФК следует сформировать в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» и направить в Министерство финансов Российской Федерации Заявку на изменение справочника направлений расходов и целевых статей расходов бюджетов (заявка на добавление целевых статей расходов, этап бюджетного цикла — составление и ведение сводной бюджетной росписи), а также Заявку на новый код классификации расходов бюджетов по тем кодам бюджетной классификации, которые отсутствуют в Сводной бюджетной росписи главного распорядителя средств федерального бюджета на 2021 год, в целях включения их в справочники кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

1.3.2. главными администраторами средств федерального бюджета в целях обособления некассовых операций по связанным кредитам правительств иностранных государств, банков и фирм, предоставленным внутри страны (при их наличии) — Отчет (ф. 0503127 ПРП 600), Справка (ф. 0503125), Сведения (ф. 0503178) по указанным операциям.

Отчётность по заработной плате в 2021 году

2.1 Раскрытие информации в квартальной бюджетной отчетности главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета Отчета (ф. 0503127) осуществляется с учетом следующих положений.

Прогнозные данные по доходам, отраженные в графе 4 Отчета (ф. 0503127) на 1 апреля, 1 июля и на 1 октября 2021 года, формируемого главными администраторами доходов федерального бюджета, должны соответствовать прогнозным данным, указанным в Распределении прогноза доходов федерального бюджета, учтенных в федеральном законе о федеральном бюджете (ф. 0501096)1 (далее — Прогноз доходов), действующего по состоянию на отчетную дату, по детализированным видам доходов (кодам бюджетной классификации), по которым сформирован прогнозный показатель.

При этом показатели Прогноза доходов, группирующие детализированные виды доходов, в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» Отчета (ф. 0503127) не отражаются.

В случае, если прогнозный показатель детализированного вида доходов сформирован по группировочному коду бюджетной классификации, по которому исполнение бюджета не осуществляется, в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» соответствующей строки отражается такой прогнозный показатель, при этом в графах 5-8 формируется промежуточный итог исполнения бюджета по доходам.

2.2. Информация в Сведениях (ф. 0503164) главными администраторами средств федерального бюджета отражается с учетом следующих особенностей.

При формировании Сведений (ф. 0503164) на 1 апреля 2021 года показатели графы 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» по соответствующим кодам доходов федерального бюджета должны соответствовать показателям графы 5 Прогноза доходов.

При формировании Сведений (ф. 0503164) на 1 июля 2021 года показатели графы 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» по соответствующим кодам доходов федерального бюджета должны соответствовать сумме показателей графы 5 и графы 9 Прогноза доходов.

При формировании Сведений (ф. 0503164) на 1 октября 2021 года показатели графы 3 «Утвержденные бюджетные назначения (прогнозные показатели)» по соответствующим кодам доходов федерального бюджета должны соответствовать сумме показателей граф 5, 9, 13 Прогноза доходов.

Показатели графы 6 раздела «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) не рассчитываются в случае, когда:

— в графе 3 раздела «Доходы бюджета» прогнозные показатели доходов не отражаются;

— показатели графы 3 или графы 5 раздела 1 «Доходы бюджета» имеют отрицательное значение.

В случае превышения показателей графы 3 над показателем графы 5 показатель отклонений исполнения (графа 7 раздела 1 «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) отражается со знаком «минус».

В случае отсутствия отклонений фактического исполнения от прогнозного показателя в графе 7 раздела 1 «Доходы бюджета» и раздела 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» Сведений (ф. 0503164) согласно пункту 8 Инструкции N 191н в ячейке графы 7 по соответствующей строке отчета ставится прочерк.

При условии установления главным администраторам средств федерального бюджета перечня кодов причин отклонений по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета (в части поступлений) для их отражения в графе 8 соответственно разделов 1 «Доходы бюджета» и раздела 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» Сведений (ф. 0503164) при представлении в ПУиО ГИИС ЭБ в 2021 году бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета указанная информация не раскрывается.

В разделе 3 «Источники финансирования дефицита бюджета» отражаются:

поступления источников финансирования дефицита бюджета при наличии прогнозных (плановых) показателей в структуре указанного прогноза (плана);

выбытия источников финансирования дефицита бюджета при наличии бюджетных ассигнований по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, утвержденных бюджетной росписью на текущий финансовый год, с учетом изменений, в структуре соответствующих кодов.

Детальное описание причин отклонений от плановых показателей в части доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета при необходимости указывается в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).

2.3. При условии установления главным распорядителем бюджетных средств условия ведения дополнительной аналитики по соответствующим кодам КОСГУ, формирование сводной Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) главным администратором средств бюджета осуществляется по соответствующим кодам КОСГУ согласно Порядку применения КОСГУ.

2.4. Информация в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — Сведения (ф. 0503169) в 2021 году учреждениями, главными администраторами средств федерального бюджета отражается с учетом следующего.

Раздел 2 Сведений (ф. 0503169) заполняется по показателям просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, которая составляет 10 млн. руб. и более по одному обязательству (правовому основанию). Показатели задолженности по одному контрагенту, но по разным обязательствам (правовым основаниям), отраженные в бюджетном учете, в целях раскрытий информации в разделе 2 Сведений (ф. 0503169) согласно критериям раскрытия информации в бюджетной отчетности, указанным в настоящем пункте, не суммируются и анализируются обособленно. Допустимо для пояснения причин образования просроченной дебиторской задолженности использовать код причины «03».


В части отчетности бюджетных и автономных учреждений для главных администраторов средств федерального бюджета определены дополнительные критерии по раскрытию информации и сроки представления в 2021 г.

Речь идет о месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухотчетности.

В частности, информация об использовании средств резервного фонда Правительства подается в период с 20 по 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Работодатели отчисляют в бюджет денежные средства на НДФЛ, пенсионное, социальное и медицинское страхование. За все перечисления компания отчитывается перед государственными органами. Также сдача сведений осуществляется в органы государственной статистики. Документы содержат в себе информацию о размере штата, зарплатного фонда и рабочих условиях, созданных для сотрудников.

Сдать отчётность по заработной плате вправе руководитель, бухгалтер, сотрудник компании и наёмные физлица, с которыми заключён договор на оказание данных услуг.

В 2021 году ввели новые правила сдачи зарплатной отчётности. Одни документы отменили, а другие были объединены.

Налоговая служба обновила зарплатную отчётность в 2021 году. Цель изменений — сокращение количества бланков для экономии трудозатрат как налогоплательщиков, так и сотрудников ведомства. Данные необходимо переносить в отчёты с новыми строками или объединённые справки. Срок сдачи для документов различный.

Рассмотрим, какие изменения в отчётности по заработной плате вступили в силу в 2021 году.

В этом отчете подробно расшифровываются все движения капитала компании. Состоит отчет из трех разделов. По названию строки можно легко понять, какую информацию следует занести по тому или иному коду.

Среди бухгалтеров форма имеет также название форма № 3.

В нашем примере у ООО «Флаги» не было деятельности в 2016 и 2017 годах, поэтому в отчете соответствующие строки будут пустыми.

Строка 3311 равна строке баланса 1370. Итого по строке 3300 будет совпадать с суммой по строке 1300 баланса. Раздел 2 отчета не заполняется, так как у ООО «Флаги» не было корректировок.

Раздел 3 отчета расскажет пользователям о наличии чистых активов. В нашем случае они равны 125 тыс. руб. (все активы за вычетом краткосрочных обязательств, 300 — 175 = 125).

Представляется в составе годовой отчетности. Раньше отчет именовался формой № 4.

Заполнение рассмотрим на примере.

Остатки денежных средств ООО «Флаги» по состоянию на 31.12.2020:

Наличные в кассе — 15 000 руб.

На банковском счете — 88 000 руб.

Сумма выручки от продажи товаров без НДС — 11 000 000 рублей.

Полученные займы составили 39 000 рублей, возвратов по ним не было.

Платежи по текущим долгам составили 10 936 000 рублей.

Бухгалтер может обнаружить в учете компании ошибки, которые искажают учет и, соответственно, отчетность.

Если ошибка обнаружена до формирования отчетности, она исправляется датой отчетного года. Тут есть два нюанса:

  1. Ошибка найдена в отчетном году. В таком случае сторнирующие записи вносятся месяцем обнаружения.
  2. Ошибка найдена бухгалтером уже в новом году. Тогда нужно внести исправления в учет декабрем.

Если отчетность уже сдана, следует исправить ошибки текущим годом. Проводки будут содержать счет 84. При выявлении существенных ошибок после сдачи отчетности отчетность не пересдается. Скорректированные показатели нужно будет отразить в отчетности за текущий год путем корректировки начального сальдо в балансе и прочих отчетах.

12 февраля 2021 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 16.12.2020 № 311н о внесении изменений в инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов.

Большая часть изменений должна была применяться уже при составлении отчетности за 2020 год, несмотря на то, что на момент сдачи отчетности приказ еще не вступил в силу (письмо Минфина России № 02-04-04/110850, Казначейства России № 07-04-05/02-26291 от 17.12.2020).

Часть изменений вступает в силу с отчетности 2021 года. С отчетности на 1 июля 2021 г. меняется порядок отражения номера счета в графе 1 раздела 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169).

Изменения в отчетности за 2020 год

В балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) уточнен порядок заполнения кода ОКВЭД. В кодовой зоне заголовочной части баланса (ф. 0503130) указывается код ОКВЭД по основному виду деятельности, который осуществляется на отчетную дату и на который приходится наибольший объем расходов по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда в общем объеме фактических расходов за отчетный год.

Указывают код ОКВЭД:

  • получатели бюджетных средств (ПБС);
  • администраторы источников финансирования дефицита бюджета (АИФ),
  • администраторы доходов бюджета (АДБ).

Не указывают код ОКВЭД:

  • главные распорядители, распорядители бюджетных средств (ГРБС, РБС);
  • главные администраторы, администраторы, осуществляющие отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ГАИФ);
  • главные администраторы, администраторы, осуществляющие отдельные полномочия главного администратора доходов бюджет (ГАДБ).

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) дополнена строками для отражения показателей по забалансовым счетам:

  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»;
  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».

Аналогичными строками дополнена и справка к разделительному (ликвидационному) балансу (ф. 0503230).

Раздел 3 справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) заполняют ПБС, которые применяют счет 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» для формирования себестоимости реализуемой продукции (выполняемых работ, услуг).

В отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) теперь не нужно детализировать итоговые показатели статей 340 и 440 КОСГУ по всем подстатьям. В строках 361 и 362 отчета (ф. 0503121), как и прежде, отражаются общие суммы поступления/выбытия материальных запасов. Из общей суммы показателей в составе строк «из них» указываются лишь показатели увеличения/уменьшения стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений по подстатьям 347 и 447 КОСГУ.

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) заполняется теперь и по счету 1 303 05 000 для консолидации расчетов по неиспользованным (восстановленным, возвращенным) остаткам целевых межбюджетных трансфертов.

В справке (ф. 0503125 по коду счета 1 401 40 151, 1 401 40 161) для консолидации сумм незавершенных расчетов по целевым межбюджетным трансфертам отражаются кредитовые остатки на счетах 1 401 40 151, 1 401 40 161, уменьшенные на сумму остатков по дебету счетов 1 205 51 000, 1 205 61 000 соответственно.

В графе 7 справки (ф. 0503125 по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000) отражаются суммы дебетовых расчетов по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000 в части незавершенных расчетов по возвратам целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных (полученных) на условиях при передаче активов. Графы 8 и 9 справки (ф. 0503125 по коду счета 1 205 51 000, 1 205 61 000) не заполняются.

В справке (ф. 0503125 по коду счета 1 206 51 661) сумма показателей неденежных расчетов по кредиту счета 1 206 51 661 в корреспонденции со счетами 1 302 51 831, 1 205 51 561, 1 205 61 561 в части начисления доходов от возврата неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов отражается в графе 7 в отрицательном значении.

В справках (ф. 0503125 по коду счета 1 205 51 561, 1 205 61 561, 1 303 05 831) сумма показателей неденежных расчетов по дебету счетов 1 205 51 561, 1 205 61 561 в части начисления дебиторской задолженности по доходам будущих периодов от целевых межбюджетных трансфертов, по дебету счета 1 303 05 831 в корреспонденции со счетами 1 401 40 151, 1 401 40 161 отражается в графе 8 в отрицательном значении.

Согласно Закону от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ, начиная с 2020 г., бухотчетность нужно подавать только в электронном виде. Переход на такой формат заканчивается, и это касается всех хозяйствующих субъектов вне зависимости от их размеров или сферы деятельности.

В 2020 г. субъекты малого и среднего предпринимательства могли подавать отчетность в ИФНС на бумажных носителях. Такое право закончилось. И теперь с отчетности за 2020 г. абсолютно все компании, в т.ч. и субъекты МСП должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде.

Внимание! Если нет возможности купить программу для сдачи электронной отчетности, ее можно заполнять на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика.

Годовая бухгалтерская отчетность организации за 2020 год в 2021 году

В соответствии с Приказом Минфина от 19.04.2019 г. № 61н при формировании отчетности за 2020 г. нужно использовать новую форму Отчета о финансовых результатах. Ранее она только рекомендовалась, а потому не все налогоплательщики использовали ее для сдачи в ИФНС. Теперь она будет иметь обязательный характер.

В новой форме отчета содержатся корректировки, связанные с изменениями в ПБУ 18/02.

Согласно Приказу Минфина от 04.12.2018 г. № 248н в балансе следует отражать информацию о величине полученной, использованной и оставшейся неиспользованной госпомощи. Сведения указываются по отдельным строкам баланса:

  • неиспользованная сумма полученных средств в составе целевого финансирования;
  • дебиторская задолженность по полученным средствам, отраженным в учете;
  • кредиторская задолженность по возврату полученных средств, отраженная в учете;
  • доходы будущих периодов, признанные краткосрочными обязательствами при получении госпомощи на финансирование текущих расходов.

По Закону от 28.01.2020 г. № 5-ФЗ работодатели больше не должны отчитываться о среднесписочной численности отдельным документом. Эта информация будет сдаваться 1 раз в год и включаться в годовой РСВ. Впервые расчет с информацией о среднесписочной численности нужно будет сдать за 2020 г. в срок не позже 1 февраля 2021 г.

Согласно п. 8 ст. 1 Закона от 01.04.2020 г. № 90-ФЗ работодателям будет назначаться штраф, если они не представят отчет СЗВ-ТД в срок или же сдадут отчет, но с ошибками или недостоверными сведениями. Штраф составит от 300 до 500 руб.

Если нарушение совершено впервые, госорганы могут выписать предупреждение.

В бухотчетности начиная с 2020 г. нужно указывать новые показатели — о прекращаемой деятельности и активах к продаже. Это указано в Приказе Минфина от 05.04.2019 г. № 54н. По прекращаемой деятельности нужно отражать информацию до того периода, пока по ней не будут закончены все расчеты. До этого такие сведения отражались в отчетности только до того периода, в котором прекратилась деятельность. И в этом случае расчеты могли быть и не завершены.

В бухотчетности необходимо указывать информацию о прекращении использования долгосрочных активов к продаже согласно ПБУ 16/02. К ним относятся:

  • ОС и другие внеоборотные активы, не используемые из-за принятия решения по их реализации (исключение — финансовые активы);
  • материальные ценности для реализации, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или полученные при реконструкции или ремонте.

Такие долгосрочные активы к реализации нужно учитывать в составе оборотных активов, но только обособленно. Если компания не использует их, то информация по ним отражается в отчетности в составе информации о прекращаемой деятельности.

На основании Закона от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ у компаний появится новая обязанность с 1 июля 2021 г. Она будет связана с п. 2.3 ст. 23 НК РФ, а именно организации должны будут представлять отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами, а также документы, в которых фиксируются реквизиты прослеживаемости.

Представлять эту документацию должны те компании, которые проводят операции с прослеживаемыми товарами. К таким товарам относятся предметы, выпущенные в России согласно установленной таможенной процедуре выпуска для потребления внутри страны.

Изменения и состав отчетности за полугодие 2021 года

С 15 декабря 2020 г. начинают действовать новые формы отчетности о движении денег за границей. Об этом ФНС указала в Письме от 19.10.2020 г. № ВД-4-17/[email protected]

Граждане РФ должны регулярно отчитываться в ИФНС по месту регистрации о движении денег по счетам в иностранных банках. Для этого должны использоваться специальные электронные форматы для отчетов, которые заполняются и сдаются в соответствии с Постановлением Правительства от 12.12.2015 г. № 1365. Организации и ИП также отчитываются, но по формам, утвержденным Постановлением Правительства от 28.12.2005 г. № 819.

Для формирования отчетов резидентам нужно использовать такие форматы:

  • КНД 1112520 — отчет о движении средств физлица по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ;
  • КНД 1112521 — отчет о движении средств юрлица и ИП по счету (вкладу) в иностранном банке за пределами РФ.

Изменения в отчетных формах всегда связаны с изменениями в действующем законодательстве: увеличение или уменьшение ставки по налогу, пересмотр круга лиц, являющихся налогоплательщиками, отмена налогового режима, регулирование принципов исчисления налога и пр. Все эти факторы обязательно повлияют на утверждение и отмену той или иной формы отчетности.

Что касается отмены, то с 2021 года упраздняются два отчета:

  1. 1 января завершила свое действие глава 26.3 НК РФ, касающаяся режима единого налога на вмененный доход. В последний раз вмененщикам необходимо было отчитаться за 4 квартал 2020 года. Декларации по ЕНВД в дальнейшем не понадобятся. В них может возникнуть необходимость только в случае обнаружения ошибок и представления корректировочных данных.
  2. Сведения о среднесписочной численности после 1 января нынешнего года также не подаются в инспекцию. Отныне они являются неотъемлемой частью другой формы. Какой, расскажем далее, когда будем давать характеристику новым отчетам за первый квартал текущего года.

Новых форм гораздо больше — остановимся на каждой из них подробнее.

В прошлом году законодатели незначительно видоизменили декларацию по налогу на добавленную стоимость. Форма из приказа ФНС от 29.11.2014 № ММВ-7-3/[email protected] теперь применяется в редакции приказа от 19.08.2020 № ЕД-7-3/[email protected] На этом бланке налогоплательщики уже отчитались за 4 квартал 2020 года. Изменения главным образом коснулись кодов операций — значений кодов стало больше. Из остального это исключение поля со значением ОКВЭД с титульного листа и добавление строк в раздел 1 для информации по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений.

Также незначительно обновлена декларация по прибыли из приказа ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/[email protected] Новый бланк с 1 января 2021 года регламентируется приказом от 11.09.2020 № ЕД-7-3/[email protected] Впервые его использовали для сдачи декларации по итогам 2020 года. В первом квартале других изменений не было, поэтому, скорее всего, нужно будет отчитываться на нем же.

В обновленном бланке заменены штрихкоды, переименованы отдельные листы, добавлены некоторые коды. В целом же правила заполнения остаются прежними.

Состав финансовой отчётности по МСФО и Российскому законодательству в 2021 году

Достаточно давно не менявшуюся отчетность 4-ФСС из приказа ФСС от 26.09.2016 № 381 (в последней редакции) с 1 квартала 2021 года обещали преобразить. В настоящий момент подготовлен проект новой формы, который находится на рассмотрении законодателей. Как только его утвердят, приказ № 381 утратит силу. Однако за 1 квартал 2021 года отчитаться придется еще на старом бланке.

Чиновники намерены упростить отчет. Его собираются освободить от таблиц, информирующих об осуществленных расходах страхователей. Одновременно он будет дополнен таблицей по самостоятельным классификационным единицам для тех страхователей, у которых они имеются. Данная таблица будет необязательной к представлению всеми хозяйствующими субъектами. Ее нужно будет заполнить и включить в состав отчета только при наличии у страхователя данных для заполнения — в общих случаях при наличии обособленных подразделений с отдельными тарифами.

Что касается отчетности, подготавливаемой для Пенсионного фонда, то никаких изменений на момент написания статьи в ней не произошло. Бланки сохранены с прошлого года. Это касается таких форм, как СЗВ-М, СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ.

Формы статистической отчетности обновляются практически ежегодно. Поэтому необходимо внимательно отслеживать их актуальность.

К примеру, приказ Росстата от 24.07.2020 № 412 задействовал новые зарплатные статистические отчеты:

  • ЗП-здрав,
  • ЗП-культура,
  • ЗП-образование,
  • ЗП-наука,
  • ЗП-соц.

Их впервые нужно будет сдать за 1 квартал 2021 года.

Кроме этого, периодически корректируются и действующие формы, которых насчитывается более двух сотен. Сдача той или иной формы зависит от способа статистического наблюдения (сплошной или выборочный), организационно-правовой формы, вида деятельности. Каждый субъект может проверить, что ему нужно сдать в органы Росстата за 1 квартал 2021 года, воспользовавшись специальным сервисом на сайте госоргана. После введения одного из реквизитов (ОКПО, ИНН, ОГРН/ОГРНИП) система выдаст перечень отчетов, которые нужно сдать конкретному предпринимателю или конкретной организации.

Отменен отчёт о среднесписочной численности. Теперь данные о среднесписочной численности нужно сдавать один раз в год в составе РСВ, начиная с отчётности за 2020 год. Впервые сведения о среднесписочной численности персонала в составе РСВ нужно указать в расчёте за 2020, который сдаётся до 1 февраля 2021 года включительно. Новый РСВ применяется с 1 января 2021 года, с отчётности за 2020 год. Закон от 28.01.2020 № 5-ФЗ.

С отчётности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, её электронный формат и порядок заполнения. Применяется с отчётности за 2020 год.

Снова изменили 3-НДФЛ

За 2020 год нужно отчитываться по новой форме. Теперь в форме 3-НДФЛ есть заявление о зачёте (возврате) налога и новое приложение для расчёта авансовых платежей ИП. Кроме того, конкретизированы строки для указания кадастровой стоимости недвижимости. Изменения в отчёте незначительны. По сути, правила заполнения 3-НДФЛ остались прежними. Применяется с отчетности за 2020 год. Приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615.

Налоговая декларация по земельному налогу отменена с отчётности за 2020 год. Бухгалтерам больше не нужно сдавать декларацию, но за ними осталась обязанность рассчитывать налог и авансовые платежи. Налоговая инспекция будет параллельно самостоятельно рассчитывать налог на основании имеющихся у них данных. Если сумма налога по данным ИФНС окажется больше или меньше той суммы, которую рассчитает бухгалтерия, организация может подать возражения с подтверждающими документами. Ответственность за правильность расчёта земельного налога сохранилась за налогоплательщиком, то есть организацией. Вступает в силу с 1 января 2021 года. Документы: П. 26 ст. 1 закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ и Приказ ФНС от 04.09.2019 № ММВ-7-21/440.

Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

  • утверждает рабочий план счетов;
  • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
  • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

Учетную политику можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
  2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
  3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

  • изменилось законодательства о налогах и сборах;
  • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года

  • Электронная сдача отчётности

Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.

  • Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01

Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).

Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.

  • Разрешили к применению ФСБУ 6/2020

Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.

  • Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС

Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.

  • Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

— 6% на обязательное пенсионное страхование;

— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— 0,1% на обязательное медицинское страхование.

  • Льгота по социальным взносам для МСБ

Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

  • Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций

Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.

В настоящий момент для компаний установлен отчетный период, равный календарному году. Приказом Минфина № 74н от 11.04.2018 отменена обязанность юридических лиц сдавать форму 1 и форму 2 в контролирующие органы и в органы статистики за квартал, полугодие и девять месяцев.

Однако, в ходе хозяйственной деятельности компании возникают ситуации, когда необходимо заполнить баланс и проанализировать финансовые результаты за интервал времени, отличный от календарного года. В этом случае составляют бухгалтерские отчеты за необходимый период времени.

В зависимости от целей организации промежуточная бухгалтерская финансовая отчетность составляется за отчетный интервал:

  • первый квартал;
  • полугодие;
  • девять месяцев;
  • произвольный период.

Если руководством принято решение о регулярном составлении отчетов за период, отличный от установленного законом о БУ, то в учетной политике компании следует зафиксировать следующие моменты:

  • периодичность составления ПБО;
  • сроки подготовки документов;
  • состав пакета отчетов.

В первую очередь, к промежуточной бухгалтерской отчетности относится баланс и отчет о финансовых результатах. В зависимости от назначения готовящихся документов, их перечень может быть расширен.

В настоящий момент промежуточная отчетность предоставляется в налоговую службу только в исключительных случаях, установленных законодательно.

На усмотрение руководства и собственников коммерческой организации остается решение вопроса, обязательна ли промежуточная бухгалтерская отчетность или нет.

Бухгалтеру на заметку: ПБО является эффективным финансовым инструментом при анализе деятельности организации, прогнозировании и составлении бюджета.

Часто финансовые документы, составленные на текущую дату, необходимы в следующих аспектах работы компании:

  • заключение договора с контрагентом. ПБО подтверждает надежность и платежеспособность юридического лица;
  • при проведении аудита компании;
  • при обращении за банковским кредитом;
  • демонстрация результатов работы собственникам или инвесторам.

Если контрагент для заключения сделки просит предоставить ему финансовые показатели, а руководство компании не готово раскрывать эти данные, то организация вправе составить письмо об отсутствии промежуточной бухгалтерской отчетности предприятия. Но это может негативно отразиться на деловой репутации юридического лица.

Какие новые отчеты подготовить бухгалтеру за 1 квартал 2021 года

Когда публичное акционерное общество (ПАО) обязано составлять и публиковать финансовую отчетность по МСФО.

Ответ:

Получение статуса ПАО в общем случае связано с публичным размещением (обращением) его акций или конвертируемых в акции ценных бумаг. В свою очередь, публичное размещение (обращение) акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только при наличии проспекта эмиссии.

При допуске к организованным торгам акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта эмиссии, ПАО обязаны:

  • раскрывать годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность. Обязанность в общем случае (за исключением субъектов МСП) возникает вне зависимости от включения акций организации в котировальный список;
  • раскрывать годовую и полугодовую индивидуальную финансовую отчетность. Обязанность возникает у организаций, не входящих в группу, в случае включения акций в котировальный список.

Если акции не допущены к организованным торгам, то ПАО раскрывать отчетность не обязаны.

Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.

Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.

Далее подробное обоснование.


Размещение эмиссионных ценных бумаг – это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, а обращение ценных бумаг – это заключение последующих гражданско-правовых сделок с этими бумагами, в результате которых происходит переход права собственности на них (пп. 14, 16 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Публичным размещением ценных бумаг путем открытой подписки (публичным обращением ценных бумаг) считается размещение (обращение) ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в частности (пп. 15, 17 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

  1. на организованных торгах;
  2. и (или) с использованием рекламы.

Не является публичным размещение (обращение):

  1. на организованных торгах:
    • ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов;
    • ценных бумаг, на которые распространяются требования и ограничения, установленные для размещения и обращения ценных бумаг для квалифицированных инвесторов;
  2. размещение ценных бумаг и совершение сделок с ними с использованием инвестиционных платформ.

ПАО — это акционерное общество, акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ)*.

*Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект эмиссии акций и заключить с организатором торговли договор о листинге акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ, п. 5 Письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054).

Пунктом 1 ст. 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена специальная процедура получения статуса ПАО, которая предполагает, что такой статус получает уже существующее акционерное общество.

Для получения публичного статуса акционерное общество (п. 6 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

  1. представляет в Банк России документы для регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;
  2. подает документы на изменение сведений в ЕГРЮЛ о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что оно является публичным. К этим документам следует приложить подтверждение того, что общество уже обратилось в Банк России с заявлением о регистрации проспекта эмиссии;
  3. получает решение о регистрации проспекта ценных бумаг. Это решение вступает в силу с даты внесения указания о публичном статусе общества в ЕГРЮЛ.

Публичное размещение (в том числе на организованных торгах) и обращение акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только после регистрации проспекта эмиссии (п. 1.1 ст. 14, п. п. 2, 2.1 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества с указанием на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

Процедура эмиссии по общему правилу должна сопровождаться (а в некоторых случаях – может сопровождаться) составлением и регистрацией (в редких случаях – представлением уведомления о составлении) проспекта эмиссии ценных бумаг. Если проспект эмиссии не был составлен и зарегистрирован при эмиссии, то его можно составить и зарегистрировать впоследствии (п. 5 ст. 19, п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Таким образом, статус публичности акционерные общества приобретают, если одновременно (Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040):

  • акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
  • устав и фирменное наименование общества содержат информацию о том, что это общество является публичным.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент, который вместе с другими организациями создает группу, обязан составлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО (пп. 2 п. 4, п. п. 4.1, 12 ст. 30, пп. 2 п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

  • после начала размещения эмиссионных ценных бумаг (дата начала указывается в сообщении о дате начала размещения ценных бумаг);
  • после регистрации проспекта ценных бумаг, если такое требование установлено в самом проспекте либо регистрация не связана с размещением ценных бумаг;
  • после вступления в силу решения о регистрации проспекта акций (это дата внесения указания о публичном статусе в ЕГРЮЛ) при приобретении эмитентом статуса ПАО.

Из общего правила есть исключения (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

  • эмитент является специализированным финансовым обществом, специализированным обществом проектного финансирования, или ипотечным агентом;
  • зарегистрирован проспект эмиссии акций, но акции не допущены к организованным торгам;
  • эмитент – субъект МСП, а ценные бумаги не включены в котировальный список.

Однако надо учитывать, что еще есть обязанность составлять и публиковать консолидированную или индивидуальную (в случае отсутствия группы) финансовую отчетность по МСФО (годовую и промежуточную) по закону о консолидированной финансовой отчетности — в случае, если ценные бумаги организации включены в котировальный список (п. 8 ч. 1, ч. 5 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 07-01-09/51283).

То есть, получается, что если акции субъекта МСП включены в котировальный список, то он обязан составлять и публиковать отчетность по МСФО, даже если он не входит в группу.

А если ценные бумаги исключены из котировального списка, то у эмитента:

  • сохранится обязанность раскрывать консолидированную финансовую отчетность, установленная законом о ценных бумагах, если он входит в группу (Информация Минфина России N ОП 6-2015);
  • прекратится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность, установленная законом о консолидированной финансовой отчетности, – если он не входит в группу.

Обязанность раскрывать финансовую отчетность эмитента (как консолидированную, так и индивидуальную) распространяется (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», п. 67.3 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):

  • на годовую финансовую отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
  • на промежуточную финансовую отчетность эмитента, составленную за отчетный период, состоящий из шести месяцев отчетного года, с приложением аудиторского заключения или иного документа, составленного по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Порядок и сроки раскрытия финансовой отчетности зависят от того, в соответствии с какими законами ПАО должен публиковать отчетность.

Вид отчетности Обязанность возникает по Федеральному закону N 39-ФЗ
(ПАО входит в группу, зарегистрирован проспект эмиссии)
Обязанность возникает по Федеральному закону N 208-ФЗ
(ПАО не входит в группу, но ценные бумаги включены в котировальный список)
Обязанность возникает как по Федеральному закону N 39-ФЗ, так и по Федеральному закону N 208-ФЗ
(ПАО входит в группу и ценные бумаги включены в котировальный список)
Годовая (вместе с аудиторским заключением) Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года;
• в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания.
Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 150 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). Раскрывать консолидированную финансовую отчётность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года;
• в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания.
На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).
Промежуточная (вместе с аудиторским заключением или иным документом по результатам аудиторской проверки) Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала;
• включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал.
Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 90 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). Раскрывать консолидированную финансовую отчетность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала;
• включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал.
На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *