Как отменить постановление о возбуждении исполнительного производства по кредиту

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как отменить постановление о возбуждении исполнительного производства по кредиту». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Особенно привлекательно для должника. Ведь пока устраняются препятствия можно не исполнять решения суда законно. Берите на заметку уважаемые читатели!

Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.

Кстати, нет такого понятия «отменить исполнительное производство». В законе Вы такого не найдете. Однако закон позволяет окончить дело, прекратить или приостановить. Все зависит от задачи и стечения обстоятельств, при которых возможно применить одну из процедур. В Частности нас интересуют ст. 43 и 47 Закона (прекращение и окончание).

Начнем с первой: прекращение.
Такое действие может принять суд или самостоятельно судебный пристав. Статья 43 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым дело может быть прекращено.

Закон разрешает обжаловать постановление судебного пристава в порядке подчиненности либо оспорить его в суде. Какой способ защиты выбрать, заинтересованное лицо выбирает самостоятельно. Оба эти способа можно использовать параллельно либо последовательно, если жалоба в порядке подчиненности желаемого результата не принесла. Оба эти порядка мы рассмотрим «под лупой».

Итак, вы узнали, что приставами было прекращено взыскание по исполнительному производству — что это значит? Это означает, что ранее в вашем отношении принимались меры принудительного взыскания долга приставами.

Причинами взыскания могли стать:

  • кредитные задолженности, включая микрозаймы или ипотеку;
  • платежи по налогам, взносам и в бюджет;
  • алименты;
  • штрафы;
  • платежи, направленные на возмещение вреда имущества или здоровья.

Прекращение исполнительного производства означает безусловную отмену взыскания с невозможностью его возобновления в рамках данного судебного решения.

Другими словами, если взыскатель решит повторно взыскать с должника деньги, ему снова придется обращаться в суд за новым решением. В этом скрыто коренное отличие процедуры прекращения исполпроизводства от его возврата или приостановки.

Теперь разберемся, что значит «прекращено взыскание по карте» — это сообщение присылается банком по окончании исполнительного производства. Оно означает, что с карты снят наложенный на нее приставом арест, а все находящиеся на ней средства — разблокированы. С этого момента гражданин может беспрепятственно пользоваться банковской картой — до возбуждения нового исполнительного производства на основе других судебных решений.

Как оспорить постановление ФССП?

Окончание взыскания задолженности судебным приставом наступает с момента выдачи СПИ постановления. В нем параллельно отменяются все назначенные приставом ранее меры по принудительному взысканию долга:

  • розыск должника и принадлежащего ему имущества;
  • приостановление действия водительского удостоверения;
  • запрет на регистрационные действия в отношении движимого и недвижимого имущества (арест);
  • запрет на выезд за границу.

Копии постановления о прекращении исполпроизводства и сопутствующих постановлений об аннулировании проводимых в рамках взыскания с гражданина долгов мероприятиях в течение 3 дней с момента вынесения обязаны быть направлены взыскателю, должнику и в выдавшую исполнительный документ инстанцию.

Также копии постановлений будут направлены СПИ в органы и службы, занимающиеся исполнением накладываемых в рамках взыскания долгов ограничений: ГИБДД, Росреестр, Пограничную службу.

Необходимо обратиться в «Службу Судебных Приставов» не позже 3-х лет после вынесения постановления. Если этого не сделать, документ потеряет юридическую силу. Задача приставов – выполнить предписания за определенный период. За два месяца ему необходимо принять меры по возврату средств, то есть заблокировать счета ответчика, наложить арест на движимое и недвижимое имущество, поставить запрет на продажу имущества и прочее. При скрывании должника, необходимо объявить его в розыск. Все эти действия должны быть выполнены в срок двух месяцев.

Бывает, что суд устанавливает даты для осуществления требований. Редко, когда сроки устанавливаются законодательством.

Заявление о взыскании долга по исполнительному производству нужно подавать вместе с исполнительным документом (исполнительным листом или судебным приказом) судебному приставу-исполнителю. По заявлению взыскателя возбуждают исполнительное производство и начинается принудительное исполнение судебного постановления . Заявление подается в тот отдел судебных приставов, где будет происходить исполнение.

Исполнительное производство прекращается в случае:

  • Смерти взыскателя
  • Невозможности исполнения документа
  • Отказа взыскателя от имущества, предложенного должником
  • В случаях, предусмотренных законом

Процесс возобновляется в случае отмены судебного акта, который был основанием для прекращения судебного производства или изменении обстоятельств.

Как отменить судебный приказ: правильно, быстро, просто

После суда дело о взыскании кредитной или иной задолженности попадает к судебному приставу. У него есть свои инструменты давления на должника, которыми наделил его закон. Но бывает так, что все предпринимаемые меры не дают результата.

Взыскание не может длиться бесконечно. Приставы и так забиты работой и не успевают работать как надо, поэтому они избавляются от безнадежных долгов путем закрытия исполнительного производства. Этим правом их наделил закон.

Пристав закроет дело только в том случае, если он предпринял все меры, и они не увенчались успехом. По факту это означает, что представитель закона ничего не может сделать.

Если должник вдруг видит, что пристав закрыл исполнительное производство, он всегда очень рад. Это означает, что будут открыты границы, будет снять запрет на регистрационные действия с ТС, можно снова свободно пользоваться картами и счетами. Конечно, при условии, что других ИП в отношении этого гражданина нет.

Но радость может оказаться временной. Взыскатель, получив обратно исполнительный лист, не будет этому рад. У него есть право возобновлять ИП, снова обратившись к приставу. И так он может делать сколько угодно раз.

Взыскатель через полгода может снова предъявить исполнительный документ приставу и возобновить процесс взыскания. У него есть на это 3 года.

Получается, что дело будет окончательно закрыто только в том случае, если с момента закрытия приставом ИП прошло 3 года. По их истечении взыскатель теряет это право. Так что, не спешите радоваться. Нужно ждать, долг снова может появиться в базе ФССП в любой момент.

Но как показывает практика, банки не особо настойчивы в этом вопросе. Часто они даже второй раз не обращаются к приставу. Получив обратно ИП, оно просто продают долг коллекторам. Ну или 2-3 раза возобновляют дело, а потом списывают долг как безнадежный.

Банки прекрасно понимают, что если в течение условного 1 года пристав ничего не смог сделать, ситуация вряд ли изменится. Речь идет о хроническом должнике, порой таких даже называют профессиональными. Поэтому банку проще продать долг коллекторам, выручив хоть копейку.

А вот новые собственники долга могут снова обращаться в суд и после идти к приставам. И тогда снова открывается исполнительное производство, снова приставу придется “пробивать” должника.

Если вы хотите прекратить исполнительное производство, закрыв кредит, вам нужно оплатить долг. Можно зайти в базу ФССП или на Госуслуги, найти этот долг и там же по удаленным каналам оплатить его с учетом исполнительского сбора приставов.

После лучше посетить пристава, указать на факт оплаты и попросить закрыть дело. К сожалению, не всегда это происходит быстро и автоматически. Часто приставов нужно толкать.

На основании заявления Взыскателя … от 06.08.2015 г. было возбуждено исполнительное производство № 74835/15/78024-ИП от 14.08.2015 г., судебный пристав исполнитель – Фёдорова Александра Владимировна. Возбуждено на основании исполнительного листа № ФС № 006079718 от 05.08.2015 г., выданного Приморским районным судом по делу № 2-4283/2015, вступившим в законную силу 28.07.2015 г., предмет исполнения: обращение взыскания на заложенное имущество 1/3 долю, путём реализации её с публичных торгов, продажная цена при её реализации в сумме 1 300 000 руб., в отношении должника: …, … года рождения, адрес должника: … г. Санкт-Петербург, Россия, 197374, в пользу взыскателя: …, адрес взыскателя: … г. Санкт-Петербург, Россия, 197341.

12.05.2016 г. в ходе исполнительного производства … в лице представителя по доверенности … было вручено Уведомление от 11.05.2016 г. № 16/4507427 с предложением оставить за … следующее имущество: 1/3 доля квартиры по адресу: … за 975 000 руб., поскольку указанное имущество не было реализовано с публичных торгов. Для взыскателя данное имущество представляет интерес и ценность, на основании вышеизложенного

Взыскание по исполнительному производству

В целях единообразия применения судами законодательства при рассмотрении отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), административного судопроизводства — по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

Исковой порядок установлен для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права (далее по тексту — имущество), от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве); о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о признании торгов недействительными; о возмещении убытков, причинённых в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других (например, часть 2 статьи 442 ГПК РФ, часть 2 статьи 363 КАС РФ, часть 1 статьи 119 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пункт 1 статьи 349, пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), арбитражными судами — по нормам главы 25 АПК РФ.

2. Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

3. Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.

4. Если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.

Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбуждённом по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, — статья 48 АПК РФ; об отсрочке (рассрочке) исполнения — статья 324 АПК РФ и т.п.).

Арбитражным судом также подлежит рассмотрению заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции.

5. При ведении сводного исполнительного производства, в котором наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, вопрос об утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении по любому исполнительному производству, входящему в сводное, разрешается судом общей юрисдикции.

6. Дела по искам об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) являются спорами по требованиям имущественного характера, не подлежащим оценке, и рассматриваются районным судом либо арбитражным судом субъекта Российской Федерации.

При предъявлении соответствующих исковых заявлений государственная пошлина уплачивается в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

7. Вопросы, отнесённые к компетенции суда, выдавшего исполнительный документ (например, выдача дубликата исполнительного листа, разъяснение исполнительного документа, правопреемство и т.д.), подлежат разрешению этим же судом также в случае изменения в дальнейшем его юрисдикции.

В иных случаях, в том числе при разделении юрисдикции суда, принявшего исполняемый судебный акт, между несколькими судами подсудность при рассмотрении вопросов исполнительного производства определяется исходя из подсудности требований, по которым был принят такой судебный акт и выдан исполнительный лист.

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

8. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 218, статьи 360 КАС РФ, часть 1 статьи 198 АПК РФ, часть 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве).

Право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нём денежные средства (статья 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ).

Прокурор вправе оспорить в судебном порядке постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в случаях, предусмотренных законом (часть 1 статьи 45 ГПК РФ, часть 1 статьи 39 КАС РФ, часть 1 статьи 52 и часть 2 статьи 198 АПК РФ).

Кроме того, в защиту прав и законных интересов других лиц в суд с требованием об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц ФССП России могут обратиться лица, указанные в статье 46 ГПК РФ, статье 40 КАС РФ и статьях 53, 53.1 АПК РФ, если это предусмотрено федеральными законами.

17. Исполнительные листы выдаются на основании судебных актов, возлагающих обязанность по передаче другим лицам денежных средств и иного имущества либо совершение в их пользу определённых действий или воздержание от совершения определённых действий, например, в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 206 ГПК РФ (части 1 и 3 статьи 1 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительные листы на основании судебных актов, не содержащих вышеуказанных предписаний, например, в случаях признания судом права на имущество, понуждения к заключению договора, определения порядка пользования имущества, судом не выдаются.

Если судом принято решение об удовлетворении требований, не подлежащих принудительному исполнению, и требований, которые возлагают на сторону (стороны) спора обязанность по передаче денежных средств и иного имущества либо по совершению определённых действий, то на основании этого судебного акта в части возложения указанных обязанностей может выдаваться исполнительный лист. Так, например, при принятии судом решения об определении порядка пользования земельным участком и переносе (сносе) строений принудительному исполнению подлежит решение только в части переноса (сноса) строений и только для исполнения этих предписаний суда может быть выдан исполнительный лист.

Решение суда по требованиям, заявленным в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ, о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обращается к исполнению судом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 227 КАС РФ или частью 7 статьи 201 АПК РФ, что не исключает возможности его принудительного исполнения на основании выданного судом исполнительного листа, если решением суда на административного ответчика (орган, должностное лицо) возложена обязанность по совершению (воздержанию от совершения) определённых действий.

18. В силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счёт имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от органа, направившего такой исполнительный документ, представления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих отсутствие информации о счетах должника, а также недостаточность или отсутствие на них денежных средств.

Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства по причине непредставления указанных документов может быть признан незаконным.

19. Мировое соглашение, соглашение о примирении, не исполненные добровольно, подлежат принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству стороны данного соглашения (часть 2 статьи 142 АПК РФ, по аналогии закона судами общей юрисдикции в гражданском процессе на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 9 статьи 137 КАС РФ).

Отсутствие сведений о неисполнении условий мирового соглашения, соглашения о примирении, содержащих обязанности одной или обеих сторон по передаче имущества либо по совершению (несовершению) определённых действий, не является основанием для отказа суда в выдаче исполнительного листа и для отказа судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства на основании выданного судом исполнительного листа о принудительном исполнении мирового соглашения, соглашения о примирении, поскольку обстоятельства, связанные с исполнением, подлежат выяснению в ходе исполнительного производства.

20. Перемена имени физического лица, изменение наименования юридического лица, не связанное с изменением организационно-правовой формы, не требуют разрешения судом вопроса о процессуальном правопреемстве, поскольку это не влечёт выбытия стороны в спорном или установленном судом правоотношении.

В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства с указанием как нового, так и прежнего имени (наименования) взыскателя либо должника с приобщением к материалам исполнительного производства документов, подтверждающих соответствующие изменения (например, свидетельства о перемене имени или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц). При перемене имени (изменении наименования) взыскателя или должника в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указывает об этом в соответствующем постановлении, а также при необходимости может внести изменения в ранее вынесенные постановления применительно к части 3 статьи 14 Закона об исполнительном производстве.

21. После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в случае неясности исполнительного документа вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, на основании которого выдан этот исполнительный документ, с заявлением о его разъяснении (часть 1 статьи 433 ГПК РФ, часть 1 статьи 355 КАС РФ, примен��тельно к части 1 статьи 179 АПК РФ, статья 32 Закона об исполнительном производстве).

Ответы на часто задаваемые вопросы

29. Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбуждённого на основании соответствующего исполнительного документа.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешён судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.

30. Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, — на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, — по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов — на основании статьи 265.1 АПК РФ).

Порядок приостановления исполнительного производства, установленный статьёй 440 ГПК РФ, статьёй 359 КАС РФ и статьёй 327 АПК РФ, в данном случае не применяется.

В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбуждённое по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отменённой или изменённой части.

При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдаётся; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа.

31. Последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).

С учётом положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.

32. В случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно указывает на приостановление исполнения судебного акта соответствующим судом и приостановление исполнительного производства, поэтому срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства.

33. В силу части 4 статьи 359 КАС РФ, части 4 статьи 327 АПК РФ и по смыслу части 3 статьи 440 ГПК РФ могут быть обжалованы определения суда как о приостановлении или прекращении исполнительного производства, так и об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства.

40. Арест в качестве исполнительного действия может быть наложен судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (пункт 7 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве).

В качестве меры принудительного исполнения арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика, административного ответчика (далее — ответчика, в исполнительном производстве — должника), находящееся у него или у третьих лиц (часть 1, пункт 5 части 3 статьи 68 названного Закона).

Во исполнение судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика судебный пристав-исполнитель производит арест и устанавливает только те ограничения и только в отношении того имущества, которые указаны судом.

Если суд принял обеспечительную меру в виде ареста имущества ответчика, установив только его общую стоимость, то конкретный состав имущества, подлежащего аресту, и виды ограничений в отношении его определяются судебным приставом-исполнителем по правилам статьи 80 Закона об исполнительном производстве.

В случаях, когда должник препятствует исполнению судебного акта о наложении ареста на имущество по судебному акту о наложении ареста на движимое имущество должника, в том числе посредством отказа принять арестованное имущество на хранение, судебный пристав-исполнитель вправе передать арестованное имущество на ответственное хранение членам семьи должника, взыскателю либо лицу, с которым территориальным органом ФССП России заключён договор хранения, с учётом требований, установленных статьёй 86 Закона об исполнительном производстве.

41. При наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, судебный пристав-исполнитель вправе в силу части 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве не применять правила очерёдности обращения взыскания на имущество должника, что само по себе не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности в дальнейшем осуществить действия по выявлению иного имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в предыдущую очередь.

При этом судебный пристав-исполнитель обязан руководствоваться частью 2 статьи 69 названного Закона, допускающей обращение взыскания на имущество в размере задолженности, то есть арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объёму требований взыскателя.

Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности.

Выявление, арест и начало процедуры реализации другого имущества должника сами по себе не могут служить основанием для снятия ранее наложенного ареста до полного исполнения требований исполнительного документа.

42. Перечень исполнительных действий, приведённый в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).

Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определённого имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).

Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы.

После обнаружения фактического местонахождения имущества и возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника по правилам, предусмотренным статьёй 80 Закона об исполнительном производстве.

43. Арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.

Например, арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя.

Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.

Предположим, вы взыскатель. Для начала обратились в суд с требованием наложить на должника обязанность вернуть долг. Суд вынес решение в вашу пользу, но должник не захотел его исполнить. После этого вы получили на руки исполнительный лист – именно этот документ дает вам право на принудительное взыскание долга. А затем обратились с ним в ФССП. Что дальше? А теперь вы будете вынуждены тратить время на получение от приставов информации о ходе исполнительного производства. Приезжать нужно будет строго в приемные дни и рабочие часы. Вам придется просиживать много времени в очередях. Без отгулов на работе тут не обойтись.

Ну а если вы случайно оказались должником? Ведь вы можете и не знать, что состоялся судебный процесс. Скажем, вас не известили о судебном заседании – такое возможно. Например, повестка пришла по адресу, по которому вы больше не проживаете, либо вы не успели получить извещение в отделении почтовой связи. Гражданам нередко приходится уточнять у приставов, возбуждено ли исполнительное производство, когда истекает срок добровольного исполнения судебного решения и пр. Как и взыскатели, должники вынуждены тратить драгоценное время в очередях.

Со следующего года можно будет в режиме онлайн получить необходимую информацию о ходе исполнительного производства.

Закон предусматривает два новых канала связи приставов и граждан.

1. Получение извещений и постановлений о возбуждении исполнительного производства в электронной форме на Портале госуслуг.

Человек будет считаться извещенным о направлении уведомления через портал при наличии одновременно трех условий:

  • он прошел регистрацию на портале;
  • обратился к оператору портала с заявлением о возможности направления ему от органов госвласти юридически значимых уведомлений в электронной форме;
  • входил в личный кабинет с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Только в случае соблюдения этих условий судебные приставы смогут направлять электронные документы через Портал госуслуг. При этом человек уже не сможет ссылаться на свое ненадлежащее уведомление сотрудниками ФССП.

2. Также граждане смогут получать информацию от судебных приставов посредством СМС.

Согласие человека, участвующего в исполнительном производстве, на извещение с помощью СМС должно быть подтверждено распиской (на настоящий момент не совсем ясно, должна ли расписка быть отобрана лично в присутствии пристава либо ее можно будет направить по почте или через Портал госуслуг). В ней будут указываться данные о гражданине, его согласие на уведомление таким способом и номер мобильного телефона, на который будут направляться извещения.

При наличии такого согласия должник не сможет ссылаться на то, что не увидел СМС, забыл его прочитать или не получил извещение на бумажном носителе.

Если пристав закрыл дело о взыскании долга

Переход на электронную форму уведомления является добровольным. Граждане, как и сейчас, при желании смогут получать извещения и другие документы от приставов в бумажном виде по почте и лично на руки.


1 Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об исполнительном производстве”».

скачать образец в формате DOC, PDF

скачать образец в формате DOC, PDF

скачать образец в формате DOC, PDF

скачать образец в формате DOC, PDF

скачать образец в формате DOC, PDF

скачать образец в формате DOC, PDF

скачать образец в формате DOC, PDF

Законом не предусмотрена отмена самого исполнительного листа. Ходатайство об обжаловании постановления о возбуждении исполнительного производства может только отсрочить принудительное взыскание задолженности, но не отменить исполнительный лист и законные требования кредитора. Для прекращения исполнительного производства нужно аннулировать судебный акт, на основании которого был выдан лист. В отличие от отмены судебного приказа оспаривание судебного решения требует обязательного наличия достаточных оснований и объективной причины.

Таким образом, только поворот исполнения решения суда приводит к аннулированию листа и окончательному закрытию делопроизводства на основании ст. 46,47 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство по обращению взыскания

Первым делом ответчику следует восстановить срок для подачи возражений по делу. Уважительными причинами для восстановления пропущенного срока можно считать:

  • тяжелую болезнь, командировку должника;
  • неполучение копии решения в течение 30 дней с момента вынесения;
  • добросовестность и активность ответчика в части обжалования решения в иных инстанциях. Например, получив решение суда об обязанности погашения просроченной задолженности по кредиту, должник направил возражения (чеки об оплате) непосредственному кредитору – в банк, и только после отказа банка написал апелляция;
  • недостаточное разъяснение судом того факта, что только возражения, которые поступят от должника в установленный срок, будут приняты к рассмотрению.

При возникновении новых договоренностей и готовности истца отказаться от долговых требований можно заключить мировое соглашение и утвердить его в суде. С другой стороны, истец вправе в любое время оформить отзыв исполнительного листа из ФССП без предъявления новых условий мировой. Ему достаточно написать заявление в произвольной форме с указанием следующей информации:

  • Ф.И.О. пристава-исполнителя, подразделение ФССП;
  • данные ответчика и заявителя;
  • номер исполнительного документа;
  • просьба об отзыве листа с кратким объяснением причины;
  • дата и подпись.

В течение 5 дней с момента регистрации заявления пристав прекращает производство и передает взыскателю исполнительный лист.

Исполнительский сбор считается дополнительной финансовой нагрузкой у должника, которую назначают при несвоевременном погашении долга, назначенном судом. Процесс вынесения Постановления о назначении исполнительского сборища приставом исполнителем прост. ФССП взыскивает сбор после того, как истек срок добровольного исполнения судебного приказа.

Отменить исполнительный сбор можно только в том случае, если будет отменен исполнительский документ или вынесено решение суда. В рамках ФЗ №229 у пристава нет полномочий изменять или отменять ранее принятое постановление суда. При этом Президиумом ВС подтверждено, что пристав-исполнитель имеет право исправлять собственные ошибки, допущенные в ходе ИП. Кроме того, приставы могут отменять или изменять необоснованное постановление.

Как это происходит на практике? Ответственное лицо будет настаивать на повторном рассмотрении ситуации в суде, так как в указаниях Президиума не прописан порядок действий, который нужно соблюсти, чтобы отменить исполнительский сбор. Фактически, чтобы должник освободился от уплаты взноса нужно обращаться и к приставам, и к суду.

Любой должник может обжаловать исполнительский сбор в суде. При этом, если гражданин обратится к СПИ с жалобой, снять санкции не получится. Нужно подавать ходатайство в суд.

Важно соблюсти два основных требования:

  1. Уложиться в срок, назначенный судом для апелляции. По закону это не более 10 суток. Если срок упущен, должник может восстановить период обжалования постановления, если докажет, что у него была уважительная причина по его пропуску.
  2. В ходатайстве написать факты, определяющие неправомерность взыскания, и подтвердить их документально.

Отмена ИС, назначенного приставом, возможна, если соблюдены следующие условия:

  • задолженность по исполнительному листу взыскали до того, как завершился срок, выделенный на добровольное погашение долга;
  • должник не получил уведомление об инициировании исполнительного производства. К примеру, письмо-уведомление отправили не на тот адрес;
  • исполнительский сбор начислили в том случае, когда это не предусмотрено законом;
  • неправильно рассчитан размер исполнительского сбора;
  • должник своевременно погасил долг перед кредитором;
  • были допущены другие варианты нарушений при начислении исполнительного сбора.

Если суд удовлетворит ходатайство должника, постановление о начислении ИС отменят. Но, это не значит, что гражданин будет освобожден от выплат по основному долгу.

В любом случае при возникновении оснований для наложения ИС, новое Постановление выпустят вновь.

ВС разъяснил правила повторного предъявления исполлиста

Мы разобрали, как вернуть исполнительский сбор или снизить его сумму. Постановление по взысканию ИС может обжаловать каждый должник. Этим стоит воспользоваться, чтобы убрать лишние траты. Если оснований для списания долга нет, всегда можно потребовать возврата взысканной суммы, если отменили судебный акт или отозвали по жалобе должника из-за ошибок, а также в случаях, когда взысканная сумма превышала размер исполнительского сбора.

Является мировой – вариантом решения спора по взаимному желанию сторон – со следующими особенностями:

  • После его подписания невозможно снова обратиться в арбитраж по той же причине.
  • Его участниками вправе быть только взыскатель и должник.
  • Обладает юридической силой лишь в случае его утверждения – тем же органом, который рассматривал ранее открытое дело, то есть уже первой местной инстанцией.
  • Его проект составляется в количестве, как минимум на 1 экземпляр превышающем число действующих лиц, то есть от 3 штук.
  • Должно включать определенную информацию – о сторонах, название суда и тому подобное. Оформляется по общим правилам, но представляет собой специальное ходатайство в исполнительном производстве, дополненное правомочной копией исполнительного листа.
  • После рассмотрения либо однозначно удовлетворяется, либо отклоняется (с обязательным указанием причин отрицательного вердикта). При положительном решении приводятся все условия и пункты, по которым между истцом и ответчиком достигнуто взаимопонимание.

Стандартный к заполнению образец грамотно структурирован и содержит все обязательные реквизиты, приведенные в правильном и логичном порядке. Разница возникает лишь в наименовании государственного органа, рассматривающего случай (этот момент отражается в соответствующем поле). Подавать его в арбитраж следует по тому же району, в котором осуществляется взыскание. Его обязаны рассмотреть в течение 10 календарных дней, что могут сделать вообще без присутствия одной или обеих сторон. Обжаловать вердикт допустимо в частном порядке, на протяжении 15 суток с момента его вынесения. Вносить госпошлину в такой ситуации нет необходимости. Теперь же сконцентрируем внимание на вариантах этого документа и отличительных особенностях каждого из них.

Подается на одном из таких оснований как:

  • принятие арбитражным органом акта о завершении процесса взыскания;
  • подписание мирового соглашения, заверенного компетентными лицами;
  • удовлетворение ходатайства об окончании процедуры, поданного взыскующей стороной;
  • пересмотр ранее принятого решения (из-за появления новых обстоятельств или в общем надзорном порядке) и его отмена;
  • признание составленной деловой бумаги недействительной;
  • прекращение выплат алиментов в связи со взрослением ребенка;
  • другие ситуации, регламентированные 2й частью 43й статьи 229го ФЗ.

Ничем не отличается от обычного ходатайства, кроме того, что подается не конкретному сотруднику госорганов, возбудившему дело, а в инстанцию в целом. Соответственно, и рассматривается, и утверждается либо непосредственно начальником, либо одним из его заместителей. Сотрудники Федеральной службы также могут прекратить процедуру взыскания по собственной инициативе, если:

  • ответчик умер или считается пропавшим без вести (а взятые им на себя обязательства не передаются по наследству);
  • возникли новые существенные обстоятельства (бракосочетание, усыновление ребенка и тому подобные);
  • истец направил письменный отказ от своих претензий или не желает получать во владение принудительно конфискованное в счет долга имущество;
  • заключенный ранее документ признан недействительным;
  • всеми действующими лицами подписано мирное соглашение.

Смотря кто выступает в роли ответчика. Если им является индивидуальный предприниматель (ИП) или организация любой ОПФ, второй стороне следует направлять свою претензию в арбитражный орган:

  • либо непосредственно выдававший лист;
  • либо по месту службы исполнителя, возбудившего дело.

В других ситуациях обращаться необходимо в инстанцию общей юрисдикции, как правило, районную (в соответствии со статьями 23, 24 ГПК РФ). При этом подать иск допустимо одним из следующих способов:

  • лично явившись в канцелярию;
  • по обычной почте (из какого угодно ее отделения);
  • в электронном виде.

Именно последний вариант не только сравнительно новый, но и считается очень удобным при строгом соблюдении всех требований к оформлению такой версии документа (по размерам должна совпадать с физическим оригиналом, обладать четко различимыми реквизитами, определенным форматом, размером и так далее).

Согласно 44й статье 229го ФЗ, это:

  • Снятие всех ограничений, в том числе и введенных приставом для удовлетворения интересов истца (таких как удержание части доходов или арест ценного имущества).
  • Невозможность повторного предъявления данного документа и возобновления претензий – он не возвращается взыскателю.
  • Запуск нового дела о необходимости погасить сборы и другие сопутствующие процессуальные расходы.

Время, отведенное для вынесения постановления, составляет три дня с момента поступления к нему заявления о возбуждении исполнительного производства.

Вместе с тем, должен быть установлен срок для проявления добровольного характера исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Как правило, он не превышает пяти дней. После вынесения такого постановления, судебный пристав направляет весь пакет документов должнику.

В случае если судебный приказ обрёл законную силу исполнительного документа, то действовать нужно в направление заключения мирового соглашения.

Часто для того, чтобы начать переговоры с взыскателем, люди прибегают к помощи профессионального юриста. Такой вариант наиболее подходящий.

  1. Потому что отношения между должником и взыскателем уже носят «натянутый» характер.
  2. Квалифицированному специалисту, легче оперировать различными аргументами. Ведь он опирается и на профессиональный опыт и на имеющиеся знания.

Необходимым условием для отмены и прекращения исполнительного производства, после заключения мирового соглашения, является обязательное заверение договоренностей судом. Только в этом случае у пристава-исполнителя будут все законные основания для прекращения принудительного взыскания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *