Регистрация права хозяйственного ведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация права хозяйственного ведения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК.

Плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 – 33 пункта 1 статьи 333.33 НК (государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним), — до подачи заявлений на совершение соответствующих юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме*., после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено главой 25.3 НК. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с главой 25.3 НК освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 НК. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение десяти рабочих дней со дня их представления.

Написать комментарий

      Услугу предоставляет

      Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

      • Описание услуги
      • Сроки оказания услуги
      • Категории получателей
      • Основания для оказания услуги, основания для отказа
      • Результат оказания услуги
      • Документы
      • Документы, необходимые для получения услуги
      • Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги
      • Дополнительная информация
      • Сведения о государственной услуге
      • Порядок обжалования
      • Нормативно-правовые акты

      Описание услуги

      Госпошлина за регистрацию права хозяйственного ведения

      Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

      Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

      Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

      Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

      В перечень прав собственников имущества входят:

      • создание организации;
      • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
      • назначение руководителя юридического лица;
      • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

      Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

      Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности. Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства. В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

      Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

      • имущество неделимо, как и сама организация;
      • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
      • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

      Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

      Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

      Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

      Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

      В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

      Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

      Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

      Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

      Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

      Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

      По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

      Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

      Вопросы и ответы юристов

      Кадастровый учет и регистрация прав

      Законом определен организационно-правовой статус юридических лиц, которые могут являться субъектами права хозяйственного ведения: государственные или муниципальные унитарные предприятия.

      При этом предусмотрены следующие права собственника имущества, которое находится в ведении:

      • решение вопросов о создании предприятия;
      • определение предмета осуществляемой предприятием деятельности;
      • определение целей осуществляемой предприятием деятельности;
      • решение вопросов, касающихся процедур реорганизации и ликвидации;
      • назначение руководителей предприятия.

      Кроме того, в права собственника имущества входит учет и контроль использования переданных объектов по назначению, а также их надлежащая сохранность.

      Собственник имеет еще одно немаловажное право: получать часть доходов, возникающих при использовании передаваемого имущества, находящегося у предприятия в хозяйственном ведении.

      При этом необходимо учитывать, что закрепленное в учредительных документах право предприятия осуществлять иную приносящую прибыль деятельность позволяет предприятию распоряжаться полученными доходами самостоятельно, учитывая их на отдельном балансе. Приобретаемое за счет указанных доходов имущество также может быть использовано предприятием по своему усмотрению.

      Специфика рассматриваемой формы собственности, а также установленная законом регистрация права хозяйственного ведения имуществом и особенности деятельности предприятий обуславливают необходимость грамотной и квалифицированной юридической поддержки, сопровождающей регистрацию организаций указанного вида. Порядок регистрации муниципальных и государственных предприятий установлен федеральными нормативными правовыми актами.

      Квалифицированная правовая поддержка, включающая представительство в суде, а также консультации в отношении находящегося в ведении имущества, необходима предприятиям и при выполнении целей и задач деятельности, определенных собственником-учредителем и закрепленных в учредительных документах.

      Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.

      • Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.
      • К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:
      • жилищный фонд;
      • организации массовой культуры и спорта;
      • учебные заведения;
      • научно-просветительские учреждения;
      • имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
      • медицинские учреждения;
      • и т. д.

      Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.

      Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:

      • муниципальной;
      • государственной;
      • принадлежащей частным организациям и лицам;
      • находящейся во владении сельских и городских образований.

      Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.

      Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:

      • выписку из ЕГРЮЛ;
      • заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
      • учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
      • действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
      • бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
      • удостоверение личности заявителя;
      • техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
      • правоустанавливающие бумаги на помещение;
      • документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.

      Довольно распространена практика владения имуществом на правах оперативного управления. Это способ пользования собственностью, который используют различные компании. Для этого им необходимо произвести передачу недвижимости и зарегистрировать права на них. О целях и особенностях оформления таких прав и поговорим далее.

      Это два разных вида использования имущества. Главное отличие касается объёма прав по распоряжению имуществом. В случае оперативного управления, организация, получившая такое право, может вести коммерческую деятельность с помощью полученного имущества, передавать его в аренду и получать за это плату.

      При безвозмездном пользовании, имущество можно использовать только в личных целях. Все дополнительные формы использования данных объектов собственности нужно согласовывать с их владельцем, если они не прописаны в договоре. Также безвозмездное пользование не даёт права на ведение коммерческой деятельности.

      Как у любого вида управленческой деятельности, у оперативного управления есть несколько особенностей:

      • Непрерывность для достижения результатов;
      • Последствия управления могут наступить не только во время его осуществления, но и после окончания действия договора;
      • Связано с достижением конкретной цели, измеренной в объективных показателях (финансовых или иных результатах труда);
      • Лежит в основе долгосрочных планов.

      Основная цель управления заключается в выполнении программы по использованию имущества, переданного управляющей компании.

      Задачи представляют собой более детальное уточнение цели. Это могут быть:

      • Рост финансовых показателей;
      • Производительности труда;
      • Снижение риска и травматизма на предприятии;
      • Профилактика девиантного поведения среди молодёжи, если речь идёт об управлении собственностью муниципальных учреждений, переданной школам и другим образовательным организациям.

      Все цели формулируются в зависимости от типа деятельности организации и вида собственности, которую она получила на правах оперативного управления.

      Законодательные нормы, регулирующие владение объектами недвижимости, и другие права на них описаны в Гражданском кодексе РФ. Помимо общей или частной собственности на имущество, закон допускает его передачу в оперативное управление. Эта возможность указана в 296 статье ГК. Вид имущества, движимое или недвижимое, при этом роли не играет.

      Важно зарегистрировать такое управление собственностью. Эти требования прописаны в 131 статье ГК и законе «О государственной регистрации недвижимости».

      На праве оперативного управления имущество закрепляется для безвозмездного использования и осуществления собственной деятельности. В частности, таким образом государственное имущество передаётся бюджетным организациям – детским садам, школам и т.п.

      Но только лишь передачи собственности недостаточно. Нужно зарегистрировать сами права, то есть подтвердить их переход. Закон №218 определяет регистрацию как внесение соответствующих данных в Единый государственный реестр недвижимости.

      Категории получателей

      1. Комментируемая статья устанавливает правила о возникновении и прекращении права хозяйственного ведения и права оперативного управления. При этом основания и порядок возникновения указанных прав прямо определяются правилами данной статьи, а также общими положениями о праве собственности.

      2. Пункт 1 определяет как основания возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления, так и момент возникновения указанных прав. Общим основанием возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления является решение собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением. Общим моментом возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения выступает момент передачи ему имущества. С учетом правила ст. 224 ГК о передаче вещи вещные права на имущество собственника у унитарного предприятия и учреждения возникают с момента фактической передачи. Аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях. Поскольку момент фактической передачи имущества унитарному предприятию или учреждению обычно формализуется, то им можно считать дату утверждения баланса предприятия (учреждения) или поступления имущества по смете.

      Однако иное положение о моменте возникновения вещных прав может быть установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Тем самым законодатель предоставил возможность собственнику-учредителю реализовать свое субъективное право распоряжения имуществом более полно исходя из конкретных целей и задач создания унитарного предприятия и учреждения, что подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2008 г. N Ф08-297/08, от 8 августа 2006 г. N Ф08-3640/2006, от 2 февраля 2006 г. N Ф08-6643/2005).

      Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК и ст. 4 Закона о государственной регистрации возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании п. 2 ст. 8 ГК права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

      3. В п. 2 определено, что все имущественные приобретения поступают унитарному предприятию или учреждению на соответствующем ограниченном вещном праве, но в порядке, установленном для приобретения права собственности. Из данного правила следует, что обладатель любого ограниченного вещного права приобретает товар, например, по договору купли-продажи не в собственность (п. 1 ст. 454 ГК), а получает его на конкретном ограниченном вещном праве.

      4. Пункт 3 устанавливает общее правило о том, что прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности (например, в силу п. 1 ст. 235, ст. 236 и др. ГК). Однако выделено и специальное основание — правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия или учреждения по решению собственника. Принимая во внимание п. 1 ст. 295 ГК и п. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, можно сделать вывод о том, что правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, возможно лишь в случае его реорганизации или ликвидации по решению собственника (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 35 Закона об унитарных предприятиях) либо в случае применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Этот вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2008 г. N Ф08-6851/2008, от 28 августа 2008 г. N Ф08-4972/2008, от 15 июля 2008 г. N Ф08-3659/2008).

      Правомерное изъятие имущества унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, и учреждений возможно, в случае если такое имущество: 1) является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению; 2) закреплено собственником за указанными правообладателями либо приобретено ими за счет средств, выделенных собственником на его приобретение (п. 2 ст. 296 ГК).

      При возникновении споров о правомерности изъятия имущества унитарное предприятие и учреждение пользуются всеми правами, предоставленными законом собственнику, на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества (п. 6 Постановления ВАС N 8).

      1. В п. 1 комментируемой статьи решается вопрос о возникновении права хозяйственного ведения или права оперативного управления на имущество, передаваемое обладателю одного из этих прав его собственником. По существу, аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях.

      Подобное закрепление может происходить как в процессе создания УП или учреждения, так и в процессе их текущей деятельности.

      2. По общему правилу имущество становится объектом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению. Понятие «передача» раскрывается в ст. 224 (см. коммент. к ней).

      При этом необходимо учитывать следующее:

      а) из законодательного или иного правового акта либо из решения собственника может следовать, что имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

      б) комментируемая норма носит диспозитивный характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

      Так, в соответствии со ст. 131 ГК, ст. 8 Вводного закона, ст. 2 и 4 Закона о регистрации прав на недвижимость начиная с 31 января 1998 г. — момента вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимость могут возникнуть только после государственной регистрации этих прав в учреждении юстиции.

      Порядок государственной регистрации этих прав на имущество, находящееся в федеральной собственности, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (СЗ РФ, 2000, N 37, ст. 3718). Указанный порядок может быть распространен на УП и учреждения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

      3. В п. 2 комментируемой статьи определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления как результат текущей хозяйственной деятельности УП или учреждения. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности, включая необходимость государственной регистрации перехода прав на недвижимость по договору (п. 2 ст. 223 ГК).

      При этом имущество, приобретенное УП за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия (информационное письмо ВАС РФ от 31.07.92 N С-13/ОП-171 «О разрешении споров, связанных с применением законодательства о собственности» — Вестник ВАС РФ, 1992, N 1, с. 96).

      4. Право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также при правомерном изъятии имущества по решению собственника (п. 2 ст. 296 ГК).

      В случае приватизации предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.04.97 N 13).

      • О признании гражданина неприобретшим права пользования жилым помещением
      • Обжалование отказа в приватизации жилого помещения
      • Предоставление освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире
      • О защите прав участника долевого строительства многоквартирного дома
      • О включении жилого помещения в наследственную массу
      • Принудительный обмен
      • Раздел жилого дома в натуре
      • Определение порядка пользования жилым помещением
      • Особенности раздела жилых помещений супругами
      • Признание сделок с жилыми помещениями недействительными
      • Выселение собственником бывшего члена семьи (нанимателя)
      • Расторжение договора найма в связи с выездом в другое место жительства
      • Выселение в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома
      • Выселение нарушителей без предоставления другого жилого помещения
      • Выселение из служебных жилых помещений и общежитий
      • Возмещение вреда, причиненного жилому помещению

      Основания для оказания услуги, основания для отказа

      • Недвижимость — особый объект гражданских прав
      • Общие положения о государственной регистрации
      • Процедура государственной регистрации

      Принцип неприкосновенности собственности имеет существенное значение для жилищно-правового регулирования в России, вытекает из положений ст. 35 Конституции РФ о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». возмещения».

      Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

      1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

      Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

      2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

      Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

      (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ)

      1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

      (п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

      2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

      (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

      Документ об уплате государственной пошлины

      (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)

      1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

      Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

      2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

      Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

      3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

      Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

      4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

      Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

      1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

      (в ред. Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ)

      2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

      К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

      На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

      Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

      В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

      Объект данных вещных прав имущество.

      При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

      В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

      Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

      • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
      • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

      Документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя)

      По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

      Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

      Общие для всех субъектов ограничения:

      • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
      • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

      Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

      Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

      Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

      Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

      Право хозяйственного ведения

      Право оперативного управления

      1. Субъекты

      Государственные или муниципальные унитарные предприятия

      Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

      2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

      Да

      Нет (исключение — казенные предприятия)

      3. Распоряжение движимым имуществом

      Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

      Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

      4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

      Не ограничено

      Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

      Уважаемый Евгений!

      Во-первых, производится она ГУЮ ГБР (Государственным учреждением юстиции «Городское бюро регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), которое находится по адресу: СПб, Галерный проезд, дом 3.

      Во-вторых, для регистрации прав Вам необходимо будет представить в ГБР следующий пакет документов:

      1. Обязательный комплект документов, предоставляемых при регистрации всех видов сделок и обременений.

      2. Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества (для регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, перешедшие к государству или созданные им до 31.01.98).

      Если объекты недвижимости финансировались за счет федерального бюджета после 31.01.98 в Бюро предоставляются документы, необходимые для регистрации прав на вновь создаваемые объекты.

      3. Документ о нахождении объекта недвижимости в собственности Санкт-Петербурга, выданный органом, уполномоченным распоряжаться городским имуществом Санкт-Петербурга (для регистрации права собственности субъекта Российской Федерации — Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, перешедшие в собственность Санкт-Петербурга или созданные им до 31.01.98).

      Если объекты недвижимости финансировались за счет бюджета субъекта Российской Федерации — Санкт-Петербурга после 31.01.98 в Бюро предоставляются документы, необходимые для регистрации прав на вновь создаваемые объекты.

      4. Документ о передаче объекта недвижимости на праве хозяйственного ведения или оперативного управления правообладателю, выданный органом, уполномоченным распоряжаться федеральным и городским имуществом Санкт-Петербурга.

      5. Распорядительный акт о передаче государственного имущества (объекта недвижимости) на баланс государственного предприятия или государственного учреждения или акт приема-передачи, в случае передачи его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления правообладателю до 01.01.95.

      6. Иные документы, свидетельствующие о закреплении либо приобретении имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

      В обязательный комплект документов, предоставляемых при регистрации всех видов сделок и обременений, указанный в п.1 входит:

      1.Заявление (я) установленной формы о регистрации права:

      от правообладателя (лица, право собственности, иное вещное право которого возникает согласно закону, вне зависимости от государственной регистрации);

      от лица, права которого возникают на основании акта государственного органа или акта местного самоуправления;

      от лиц, в пользу которых обременяются (ограничиваются) права собственности, иное вещное право, либо от правообладателя — собственника недвижимого имущества;

      от представителей вышеуказанных лиц.

      2. Документ о плате за регистрацию права.

      3. Документ, удостоверяющий личность (один из ниже приведенных), который после установления соответствия указанных в нем сведений со сведениями, указанными в заявлении, возвращает лицу, обратившемуся за регистрацией

      Полномочия представителя юридического лица подтверждаются следующими документами:

      подлинником (для предъявления инспектору ОПВД) и копией учредительных документов со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями;

      подлинником (для предъявления) и копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенной нотариально;

      подлинником (для предъявления) и копией свидетельства о постановке юридического лица на налоговый учет, заверенной нотариально;

      подлинником и нотариально заверенной копией протокола об избрании или приказа о назначении на должность руководителя, имеющего право в силу закона, устава, положения действовать от имени юридического лица без доверенности;

      от представителя, действующего на основании доверенности, кроме того, должны быть представлены подлинник, ксерокопия доверенности, подписанная руководителем и скрепленной печатью юридического лица. В доверенностях, выдаваемых от имени юридического лица, должна быть указана дата ее совершения, четко определены полномочия представителя. Доверенность, выданная на заключение сделки, подлежащей нотариальному удостоверению, должна быть нотариально удостоверена (п.2 ст.185 ГК РФ). Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (п.3 ст.187 ГК РФ). Доверенность, удостоверенная нотариально на территории Санкт-Петербурга, должна быть выполнена на специальном защищенном бланке.

      Полномочия представителя юридического лица, действующего по доверенности от имени правообладателя — физического либо юридического лица, подтверждаются:

      подлинником доверенности и ксерокопией, выдаваемой юридическим лицом, для осуществления действий от имени и в интересах доверителей, которая должна быть нотариально удостоверена;

      подлинником и ксерокопией основной доверенности, выдаваемой юридическому лицу;

      нотариально удостоверенной копией учредительных документов юридического лица и документами, подтверждающими полномочия представителя;

      (и) нотариально удостоверенной копией лицензии на осуществление риэлтерской деятельности, выданной или зарегистрированной уполномоченным органом Санкт-Петербурга.

      4.Подлинник плана земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера, оформленного в соответствии с требованиями законодательства органами, осуществляющими технический (кадастровый) учет данных объектов, и его копия, заверенная органами, ег�� выдавшими или нотариально.

      5 Правоустанавливающий документ

      Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области) Суть спора: Споры о государственной регистрации АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
      Именем Российской Федерации

      РЕШЕНИЕ

      Дело № А76-8867/2016
      15 июня 2016 года
      г. Челябинск
      Резолютивная часть решения объявлена 7 июня 2016 года
      Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года
      Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
      при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Любой А.В.,
      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
      муниципального унитарного предприятия «Тепловые системы», г. Коркино (ОГРН 1077412000599)
      к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, г.Челябинск (ОГРН 1047424555870)
      при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района
      о признании недействительным отказа в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения от 31.12.2015 №74/031/911/2015-210 и обязании совершить действия
      при участии в заседании:
      заявителя: Обуховой Н.Г. — представителя по доверенности от 24.10.2014, паспорт;
      заинтересованного лица: Усольцевой О.С. — представителя по доверенности от 28.09.2015 № 247, паспорт;
      третьего лица: Ильиной А.Н. – представителя по доверенности от 15.03.2016 № 37, паспорт,
      УСТАНОВИЛ:

      муниципальное унитарное предприятие «Тепловые системы» (далее – МУП «Тепловые системы») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра по Челябинской области) в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения от 31.12.2015 №74/031/911/2015-210 на нежилое помещение, площадью 273,6 кв.м, этаж 1, по адресу: 465550 г. Коркино Челябинской области, ул. Сакко и Ванцетти, д.24, помещение 2, КН/УН 74:31:0109036:87 и обязании зарегистрировать прекращение права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимости.
      МУП «Тепловые системы» считает оспариваемый отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы в экономической сфере.
      Управление Росреестра по Челябинской области представило отзыв на заявление от 06.06.2016 №15542 (л.д. 72-74), в котором требования заявителя считает не подлежащими удовлетворению.
      На основании статьи 51 АПК РФ определением суда от 31.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района (далее – Администрация).
      Администрация представила отзыв на заявление от 01.06.2016 № 01/1453, в котором поддержала позицию заявителя (л.д. 76-79).
      В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзывах на заявление соответственно.
      Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
      Как следует из материалов дела, 31.12.2015 Управление Росреестра по Челябинской области (Коркинский отдел) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект:
      наименование: Нежилое помещение, КН/УН: 74:31:0109036:87, расположенный по адресу: Россия, Челябинская обл., Коркинский р-н, г. Коркино, ул. Сакко и Ванцетти, д. 24, пом. 2 по причине:
      не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права. Согласно пункту 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
      Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

      АС Челябинской области

      МУП «Тепловые системы»

      Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (ИНН: 7453140418 ОГРН: 1047424555870)

      Наконечная О.Г. (судья)

      Сведения о государственной услуге

      Настоящий раздел содержит перечень и формы документов, представляемых для осуществления государственной регистрации возникновение ипотеки, права аренды, субаренды, безвозмездного пользования, ренты, доверительного управления, права хозяйственного ведения, права оперативного управления, перехода и прекращения прав, ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс. Порядок заполнения заявления о государственной регистрации, а также круг лиц, имеющих право подписывать заявление о государственной регистрации, определен постановлениемКомитета по земельным ресурсам. геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 23.04.2004 № 17 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения и подписания заявления о государственной регистрации» Примечание: могут не представляться, если ранее эти документы уже представлялись в ГУП «Национальное кадастровое агентство» для осуществления государственной регистрации.

      Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

      «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»

      от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 07.02.2018) 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

      Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ(ред.

      от 03.07.2016)

      В соответствии с законодательством, которое действует в 2019 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.

      Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.

      К объектам права оперативного управления относят:

      1. Сами предприятия, рассматриваемые, как имущественные комплексы. Кроме того, к объектам права оперативного управления относится имущество, которое входит в состав этих имущественных комплексов, необходимое для осуществления деятельности предприятий.
      2. Денежные средства.

      Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:

      1. Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
      2. Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
      3. Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
      4. Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.

      Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.

      Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.

      Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.

      Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:

      1. Оригиналы и нотариально заверенные копии учредительных документов.
      2. Кадастровый паспорт или план производственных и непроизводственных помещений.
      3. Договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления.
      4. Документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации.
      5. Акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

      Право хозяйственного ведения имуществом

      Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

      Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

      Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

      1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
      2. Назначать руководство государственной компании.
      3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
      4. Использовать часть прибыли от применения активов.

      В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

      Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

      Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.

      Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:

      1. Использование имущества не по назначению.
      2. В случае, когда имущество не используется.
      3. Предприятие или учреждение использует имущество с нарушением норм законодательства.

      По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

      В Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) нет прямого ответа на этот вопрос, как и нет упоминания о праве оперативного управления. Поэтому обратимся к нормам гражданского законодательства. В ст. 131 ГК РФ сказано, что госрегистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, право оперативного управления как один из видов имущественных прав подлежит государственной регистрации, общий порядок проведения которой описан в Законе N 122-ФЗ. Им установлена обязательная регистрация прав на земельные участки, участки недр и всех объектов, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба назначению объектов невозможно, в том числе права на здания, сооружения, жилые и нежилые помещения. Многие из перечисленных объектов могут находиться у казенных учреждений на праве оперативного управления, поэтому им следует позаботиться о том, чтобы все права на объекты недвижимости были зарегистрированы в законном порядке.

      К сведению. Право оперативного управления учреждения на недвижимое имущество, возникшее до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признается действительным при отсутствии его государственной регистрации (Определение ВАС РФ от 11.05.2011 N ВАС-5289/11).

      Уполномоченным федеральным органом по регистрации недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая через свои территориальные органы выполняет возложенные на нее полномочия . Росреестр не только координирует и контролирует деятельность своих территориальных органов, но и обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики ведения госрегистрации прав объектов недвижимости.

      Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.
      Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

      К сожалению, на данный момент нет подробных рекомендаций, касающихся государственных (муниципальных) учреждений и регистрации за ними права оперативного управления на недвижимость. Поэтому в этом вопросе казенным учреждениям ничего не остается, как руководствоваться общими нормами и отдельными положениями некоторых методических рекомендаций. В частности, в абз. 2 п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества сказано, что госрегистрацию права оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты. Это правило, как и упомянутые рекомендации, касается создаваемых, созданных, реконструированных объектов недвижимого имущества. Если объект недвижимости уже возведен и эксплуатируется, то право оперативного управления на него может быть зарегистрировано позже, чем право государственной (муниципальной) собственности. Главное, чтобы и то и другое было сделано, так как при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления не исключены притязания на объект недвижимости со стороны других казенных учреждений, которым имущество может быть передано собственником.

      Утверждены Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *