Что устанавливают лимиты на размещение отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что устанавливают лимиты на размещение отходов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лимит на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов, которое предприятию разрешается размещать на конкретном объекте. Если установленный лимит будет превышен, руководство будет обязано выплатить штраф в пятикратном размере.

Для чего разрабатывается лимит?

  1. Для определения объема и типа отработанного сырья.

  2. Для определения срок накопления максимального объема мусора.

  3. Для получения необходимых документов.

Установка лимита определяется индивидуально, учитывая регион и тип отходов предприятия.

Что такое лимит на размещение отходов, и кто должен его получать?

С июня 2020 года появились некоторые изменения в сфере обращения с отходами. Новый Административный регламент коснулся объектов 1 категории. Производства, работающие по 1 и 2 категории, должны разрабатывать лимиты на хранение отходов.

Есть и те предприятия, которые не обязаны проходить процедуру разработки ПНООЛР. В их число входит малый бизнес. В этом случае будет достаточно подавать отчетность об имеющихся отходах. Помимо этого, важно указать всех контрагентов, кто участвовал в работе с отходами за прошедший год.

Первоначально лимит устанавливается сроком на 5 лет. После этого, 1 раз в год он должен подтверждаться Росприроднадзором. Чтобы продлить существующие лимиты, в контролирующий орган предъявляется техническая отчетность по установленной форме. Дополнительно важно собрать пакет документов, который подтверждает соблюдение всех норм, касательно области охраны природы. Если предприятие трудится без проекта, руководству грозит административная ответственность.

Побочные продукты деятельности образуются буквально в каждом предприятии. Существующий контроль направлен на снижение негативного воздействия газов, жидкостей, твердых органических отходов и прочего на экологию планеты.

  • Предприятия крупного бизнеса;
  • компании с иностранным участием в уставном капитале более 25%;
  • государственные организации и бюджетные учреждения;
  • некоммерческие организации.

При отсутствия у производственного предприятия проекта НООЛР, а также невыполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований по обращению с отходами, оно несёт ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. То есть ему могут:

  • выписать штраф:
    • должностному лицу до 30 000 рублей;
    • предпринимателю без образования юридического лица до 50 000 рублей;
    • юрлицу до 250 000 рублей.
  • приостановить работу производства до 90 суток.

Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)

Под термином «лимит на размещение отходов» подразумевается предельная масса отходов, которую предприятие может разместить на конкретном объекте. За превышение лимитов придется заплатить штраф в пятикратном размере.

Для чего нужно разработать лимит:

  • чтобы определить объем и тип отработанного сырья;
  • рассчитать срок временного накопления мусора на территории организации;
  • получить необходимый комплект документации.

Лимиты для каждого конкретного региона и типа размещаемых отходов устанавливаются индивидуально.

Во внимание принимается вид мусора и способы его размещения, состояние экологии на данной территории, формат имеющихся полигонов.

Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.

Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.

Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.

Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.

Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.

Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.

Это может быть:

  • увеличение объемов производства;
  • неверно проведенный анализ производственной деятельности;
  • неправильно проведенная инвентаризация.

Прежде, чем переходить к разбору особенностей нормирования, необходимо разобрать два ключевых понятия:

  1. Норматив образования отходов – это максимально разрешенный в количественном выражении размер остатков материалов, сырья, оставляемых после производства или изготовления различных товаров.
  2. Лимит на размещение отходов – это норма мусора, материалов одного вида, допускающихся к размещению в конкретный период времени внутри специальных полигонов.

Нормы и лимиты устанавливаются отдельно для каждого региона с учетом состояния экологии в данной местности. Они также зависят от вида мусора, полигонов, способов размещения.

Нормирование в области обращения с мусором закреплено статьей 11 и 18 Федерального закона №89-ФЗ.

В первой говорится о том, что после получения организацией или ИП лимитов, руководитель должен регулярно отчитываться согласно установленной форме, продлевая данный лимит. Собственник предприятия также обязан своевременно оповещать о смене технологии производства для перерасчета.

Кроме того, упоминается о необходимости разработки нормативных проектов по сбору, размещению, хранению остатков производства, а также мероприятий по их минимизации (внедрение малоотходных технологий, инновационных разработок, оборудования).

Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:

  1. Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
  2. По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
  3. Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
  4. Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
  5. Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Согласно приказу № 50 Министерства охраны природных ресурсов причинами отказа могут послужить следующие факты:

  1. Подача в составе ПНООЛР некорректных сведений о составе, классе опасности. К данному пункту относятся все акты, документы, выполненные не по установленным нормам.
  2. Наличие сведений, не относящихся к единой федеральной классификации (ФККО).
  3. Подача ложных, не подтвержденных региональной документацией, сведений.
  4. Попытка скрыть какие-либо данные.

Руководитель обязан разместить только проверенную заранее информацию о накоплении отходов. Для этого необходимо дать экологу, делающему отчет, всю необходимую документации, установить беспрепятственный доступ в помещения. Иначе придется пройти длительную процедуру переоформления.

За превышение нормативов в соответствии с КоАП РФ, статьей 8.2, устанавливаются штрафные санкции:

  • 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • 200-300 тысяч рублей для юридических лиц.

Как избежать превышения? Грамотно составить документацию. Все отходы должны быть разделены на множество отдельных категорий. Тогда норматив по каждой категории будет вычисляться отдельно. Стоит прописать порядок хранения бумаги, пластика, металла, дерева, картона, различных бытовых остатков.

Лимиты на отходы призваны не только улучшить экологическую обстановку, но и позволить производствам сэкономить, получить вторичное сырье для технологических процессов.

В основе позиции о возможности получения классических разрешений в отношении объектов II категории в некий переходный период находятся две нормы:

1) часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ:

1.1. С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. […]

2) пункт 12 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ:

12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.

Отсюда следуют выводы:

• в части 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ нет ограничений по категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

• общее указание на возможность получения разрешений и документов до получения КЭР (с учетом установленных предельных сроков) позволяет применить данную норму не только к объектам I категории, но и к объектам II категории, в отношении которых планируется получать КЭР;

• если в отношении объекта II категории будет подаваться заявка на получение КЭР, то до получения КЭР допустимо оформлять классические разрешения.

Вероятно, столкнувшись на практике с подобной логикой, Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора и решило высказать свое видение вопроса:

Такое сочетание [норм] дает повод полагать, что если владельцы объектов НВОС II категории пожелают получить КЭР, то на них распространяются правила части 1.1 статьи 11 Закона 219-ФЗ. Однако, это не так.

Территориальный орган, комментируя свою позицию, делает акцент на двух важных нюансах:

1) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории, обязаны представить в уполномоченный федеральный или региональный орган (в соответствии с уровнем экологического надзора) в отношении своих объектов декларацию о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных экологических разрешений. Норма императивная, т.е. обязательная и не имеющая исключений;

2) в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.

В комментарии также содержится отсылка к тому, что предельные сроки получения КЭР, до наступления которых допускается выдача разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов, определены в отношении объектов I категории, а не объектов II категории.

Немного раскроем эти три посыла госоргана.

Даже если в отношении объекта II категории уже получено КЭР, по закону это не означает, что ДВОС в отношении такого объекта подавать не надо. На наш взгляд, это очевидная правовая коллизия, которая требует устранения. Правообладатели объектов II категории должны быть освобождены от необходимости представления и соблюдения декларации в случае, если в отношении объекта II категории получено КЭР.


[1] vk.cc/avOdUG

[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.

  • Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
  • Новая жизнь старых проектов, или Как использовать проекты ПДВ, НДС, НООЛР в рамках новых форм экологического нормирования

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

пункт 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей с 01.01.2019)

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее –Порядок), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (Письмо Росприроднадзора от 29.12.2018 N АА-10-02-36/29629 «О направлении информации») — для интересующихся письмо в конце статьи.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Таким образом, требуемый с 01.01.2019 г. для объектов НВОС 1,2 категории расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение — это старый добрый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

О ПЕРЕОФОРМЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ Минприроды России в рамках своей компетенции рассмотрело обращение по вопросу переоформления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и сообщает. Порядок обращения с отходами производства и потребления установлен Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закона 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР). Одновременно с этим, согласно пункту 1 статьи 18 Закона 89-ФЗ НООЛР устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 7 статьи 18 Закона 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1029 (далее — Порядок N 1029). Согласно пункту 18 Порядка N 1029, утвержденные НООЛР подлежат переоформлению в случаях изменения сведений, содержащихся в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе: изменения наименования юридического лица; изменения организационно-правовой формы юридического лица; изменения места нахождения юридического лица; изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность; изменения данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и (или) об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения. Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом пунктом 96 Административного регламента, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 17 апреля 2020 г. N 437, как и пунктом 12 ранее действующего Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50, предусмотрено ежегодное представление технического отчета, однако Порядок N 1029 и Методические указания по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. N 1021, не содержат указаний по его представлению. Дополнительно Минприроды России сообщает, что согласно пункту 7 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с учетом иных требований к порядку предоставления соответствующей государственной услуги.

Разработку проекта нормативов можно поделить на этапы:

  1. Первый этап — это инвентаризация отходов. Позволяет понять, какие виды отходов образуются. Если организация небольшая, то сбор данных можно провести удаленно. Если отходов много, то желателен выезд специалиста.
  2. Далее проводится сбор первичной информации об организации и необходимых документов.
  3. Следующий шаг – расчетным путем определяется количество образования отходов, именно эти данные будут занесены в проект лимитов. Будет проще увеличить лимиты отходов, если предприятие сможет предоставить отчетность 2ТП-отходы за 3 предыдущих отчетных года, что, в свою очередь, позволит уменьшить плату НВОС в последующие периоды.
  4. Затем экспериментальным или расчетным методом определяются классы отходов. Обычно на этом шаге идет оформление паспортов отходов.
  5. Следующий этап – это составление проекта лимитов на размещение отходов. Его оформление, редактирование, поправки, сбор недостающей информации и документов. Как правило, он занимает до 30 дней, если подготовительный этап был выполнен на совесть, а не в виде отписки.
  6. Последний этап работ – согласование проекта в Росприроднадзоре. На данном этапе происходит окончательное формирование пакета документов (как в бумажном виде, так и на электронные носители). Проект согласуется в течение 30 рабочих дней согласно регламенту, после чего предприятие получает лимиты на размещение отходов.

На реализацию каждого этапа затрачивается различное количество времени. Чем больше требуется собрать и обработать информации, тем дольше будет составляться проект. Обычно на первый самый трудоемкий этап уходит от 7 дней (в зависимости от размера организации и количества образования отходов). Второй этап длится примерно 5 и более дней (также зависит от организации), согласование проекта всегда неизменно 30 рабочих дней. Стоит отметить, что для ускорения работы очень поможет предыдущий проект лимитов на размещение отходов (если имеется в наличии), а также оперативное сотрудничество в сборе документов и предоставления нужной информации.

Общая стоимость разработки будет складываться из всех предполагаемых услуг:

  • Инвентаризация отходов, сбор информации и документов, лабораторные исследования, составление паспортов.
  • Разработка самого проекта его дальнейшее оформление, редактирование.
  • Подача проекта на согласование. Формирования пакета необходимой документации.

Цена проекта строго индивидуальная и начинается от 29 900 рублей и выше и зависит от факторов: таких как количество (перечень) опасных отходов, наличие паспортов, размеры организации, вид деятельности, количество площадок образования отходов.

Нормирование в области обращения с мусором закреплено статьей 11 и 18 Федерального закона №89-ФЗ.

В первой говорится о том, что после получения организацией или ИП лимитов, руководитель должен регулярно отчитываться согласно установленной форме, продлевая данный лимит. Собственник предприятия также обязан своевременно оповещать о смене технологии производства для перерасчета.

Кроме того, упоминается о необходимости разработки нормативных проектов по сбору, размещению, хранению остатков производства, а также мероприятий по их минимизации (внедрение малоотходных технологий, инновационных разработок, оборудования).

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Лицензия на транспортировку – документ, который разрешает перевозить отходы между разными площадками, принадлежащими одной организации, а также вывозить их за границы производственной площадки.

Если транспортировка производится внутри одного участка, то лицензия не нужна. Документ, выданный органом федерального уровня, действителен на всей территории Российской Федерации.

Ранее лицензия была необходима только предприятиям, занимавшимся размещением и обезвреживанием отходов. Но с 1 июля 2021 года вступил в силу закон №458-ФЗ (он продолжает действовать и в 2021 году), согласно которому лицензированию подвергаются все виды деятельности (сбор, перевозка, утилизация и обработка), связанные с опасными отходами.

Интересно, что новый закон возвратил нормы, действовавшие ранее и упраздненные в 2013 году, с целью упростить процедуры. Сейчас же правительство решило вновь ужесточить контроль.

Нормативы образования отходов. Изменения с 2019 г., оформление

Существует пять основных методов расчета норматива образования отходов при составлении проекта. Они близки, отличие состоит в таблицах-основах, последовательности этапов, информационных источниках и т. д.

Экспериментальный метод

Данный метод расчета основан на проведении опытных измерений непосредственно в условиях производства. К нему прибегают редко. Эффективен, когда сырьевые составы технологических процессов имеют небольшой диапазон отличий. Связан с трудоемкими аналитическими расчетами.

За основу расчетов нормативов образования отходов берут показатель фактического расхода материалов на производство. Эколог запрашивает внутренние документы по предприятию, в которых отражены фактически затраты сырья и полученные отходы. Это самый простой и часто используемый способ.

Метод расчёта по удельным отраслевым нормативам

Расчеты производят на основе специализированных справочников, содержащих информацию по удельным показателям образования отходов. Справочные материалы выбираются по конкретной области деятельности.

Если организация или предприятие не обращается за возмездной услугой разработки ПНООЛР в профильную компанию, в штате должна быть предусмотрена единица, ответственная за составление такого документа.

Чаще всего такие обязанности возлагаются на инженеров-экологов, которые должны обладать целым рядом знаний:

  • отслеживать изменения в законодательных актах;
  • знать правила расчетов в зависимости от применяемого метода;
  • знать тонкости производственного процесса;
  • разбираться в технической документации.

Специалисты выполняют все вычисления и составляют проект вручную. Существуют специализированные программы, но они рассчитаны на небольшие организации. Такая программа не может учесть всего многообразия производственных процессов и образования отходов.

После составления проекта, происходит его согласование в Росприроднадзоре. После отправки заявления и проектной документации в территориальный орган Министерства, остается только ожидать принятого решения.

В течение 30 дней Министерство даст ответ:

  • одобрение расчета норматива опасных отходов, необходимых для размещения лимитов;
  • отказ. ПНООЛР возвращается заявителю в течение 3 дней после принятия решения. В ответе указываются причины отказа. По возможности, заявитель может исправить недочеты и обратиться за согласованием вновь.

ПНООЛР имеет ограниченный срок действия – 5 лет или равен сроку лицензии организации, занимающейся размещением отходов. В течение этих 5 лет, организация обязана предоставлять письменную отчётность с подтверждением сохранения условий проекта. Форма – ежегодный технический отчет.

Подается отчет в местное отделение Росприроднадзора: почтовым отправлением или лично. Периодичность: в течение 10 дней после даты окончания очередного года. Начало течения года для такой отчетности – дата утверждения ПНООЛР.

Проект действителен 5 лет – этот период требует строгого соблюдения заявленных в нем нормативов и лимитов размещения на полигоне или другом отведенном месте.

Из анализа текста закона можно сделать вывод, что с первого дня 2019 года наказание может быть назначено только за превышение лимита размещения отходов, но не за превышение их образования. Наказание в этом случае может применяться в ходе контрольных мероприятий за 2018 год.

Команда нашего журнала убеждена, что правильная утилизация отходов поможет улучшить экологическое состояние на нашей планете. В свою очередь это повлияет на повышение качества жизни граждан.

Миссия:
Улучшить качество жизни Россиян, посредством информирования граждан о правильности обращения с бытовыми и строительными отходами.

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Скачать текст закона ФЗ № 89:

Закон ФЗ № 89

ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”. Срок действия ПНООЛР – 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны в этом же нормативном акте.

На основании разработанного и согласованного проекта предприятию выдается Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Документ содержит список отходов, образующихся от предприятия (или его филиала), предлагаемые годовые нормативы образования отходов и лимиты на размещение для тех отходов, которые планируется передавать на объекты размещения отходов. ПНООЛР согласовывается в территориальном отделении Росприроднадзора либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349.

Будь то бумага в урне офисного помещения или свалка химических реактивов за углом завода, закон в 99% случаев классифицирует их как отходы.

Любому предприятию необходим проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, если в его ведении находится деятельность по обращению с отходами.

При разработке определяются нормативы образования отходов

– установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (скачать Методические указания по разработке ПНООЛР 2015). Иначе, для предприятия создаются плановые показатели отходов.

В органе, согласующем проект, утверждаются лимиты на размещение отходов

, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Лимиты и нормативы на образование и размещение отхода

В соответствии с нормативами ФЗ-89, предприниматели, вне зависимости от формы организации предприятия, обязаны разрабатывать ПНООЛР, а его расшифровка: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Методические рекомендации при разработке ПНООЛР указаны в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014 г.

Статья 11 ФЗ-89 описывает какие организации должны иметь документ. Это любые организации и предприятия в результате деятельности которых образуются опасные отходы.

Логично, что любая организация образует отходы. Но документ требуется для компаний, деятельность которых связана с образованием именно опасных и вредных отходов, влияющих негативно на окружающую среду и людей.

ПНООЛР должны иметь и граждане, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица.

С 1 января 2021 года в статью 18 ФЗ-89 вносятся изменения, устанавливающие новый порядок нормирования деятельности при обращении с отходами.

C 1 января 2021 года ПНООЛР по статье 18 ФЗ-89 необходимо будет разрабатывать при I и II категории. Такие категории присваиваются объектам, оказывающим негативное воздействие на природу. При установлении категорий, основываются на критериях. Выделяют категории I, II, III, IV, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации.

Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов. Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных (согласно П риказу МПР РФ от 1 сентября 2011 г. N 721. Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами) реальному положению дел на производстве.

Первичный учет отходов показывает текущее положение по образованию отходов (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.

Данные учета, а также данные статистической отчетности (2ТП-отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом отходы идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев), каким образом производится транспортирование отходов (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.

По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение отходов.

Кроме этого, в ПНООЛР указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реквизиты текущих договоров с ними на передачу отходов для дальнейшего обращения (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения).

В общем виде порядок разработки проекта ПНООЛР выглядит следующим образом:

  1. предприятие-заказчик передает исходную документацию исполнителю проекта. Чтобы получить весь необходимый для подготовки ПНООЛР пакет и ускорить эту процедуру, исполнитель должен составить список обязательных документов;
  2. посещение предприятия, в интересах которого готовится проект, экологом. Его приезд требуется для оформления перечня отходов по классификации ФККО. Данный специалист также фиксирует рабочие процессы, в ходе которых образуются отходы, и площадки, где происходит временное хранение отходов либо их захоронение;
  3. подготовка самого проекта. К этому моменту у предприятия-заказчика должна быть проведена инвентаризация источников образования отходов; оформлены на каждый их вид паспорта отходов, где обязательно отражается степень их опасности по классам; получено разрешение на ведение деятельности по сбору, перевозке и по размещению отходов всех классов опасности (кроме V-го);
  4. последний этап – непосредственное согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре.

Объекты размещения отходов (ОРО), на которые согласно ПНООЛР планируется передавать отходы, должны иметь лицензию на размещение отходов и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”.

ОРО вносится в ГРОРО на основании заявления и сведений, полученных в ходе инвентаризации ОРО, которая проводится в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 “Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов”.

Кому все-таки нужен, а кому не нужен проект ПНООЛР

Согласование ПНООЛР осуществляется в соответствующем территориальном управлении Росприроднадзора. Она одинакова на всей территории РФ, в том числе, в Москве, на Урале (Екатеринбург, Челябинск), ХМАО (Сургут).

На основании разработанного ПНООЛР организация получает «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», содержащий информацию о номенклатуре образующихся отходов, годовых нормативах образования и об объемах отходов, разрешенных для захоронения (лимиты на размещение отходов).

Перечень документов для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:

  1. Заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  2. Копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности),при наличии;
  3. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  4. Подлинник платежного поручения оплаты госпошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов на соответствующую сумму, уплаченный по реквизитам Департамента.

Срок рассмотрения ПНООЛР составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявления юридического лица об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Срок действия ПНООЛР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению отходов 1-4 класса опасности, устанавливается на срок действия лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности.

В остальных случаях срок действия ПНООЛР составляет 5 лет, при условии ежегодного подтверждения неизменности технологических процессов и используемых сырьевых материалов.

Документ, предоставляемый для подтверждения неизменности процессов производства — «Технический отчёт о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами». Он включает в себя сведения о индивидуальном предпринимателе или юридическом лице; подтверждение информации и неизменности сведений о составе и количестве отходов, разрешённых на хранение; сведения о выполнении запланированных мероприятий по уменьшению негативного влияния отходов на внешнюю среду и справку о балансе образовавшихся отходов, которые были использованы и размещены на хранение в течение отчётного периода. Согласно этому отчёту устанавливается срок действия Лимитов на размещение отходов.

Если юридическое или физическое лицо планирует получить лицензию на обращение с опасными отходами, оно должно выполнить ряд лицензионных условий, установленных Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г. Среди прочих, к природопользователю предъявляются такие требования:

  • Если физическое или юридическое лицо планирует получение лицензии на транспортировку отходов, в его собственности или в аренде должно быть специальное транспортное средство, оборудованное защитными приспособлениями и установленными законодательно знаками.
  • В том случае, когда лицензия необходима для сбора, размещения, утилизации и обезвреживания отходов, в собственности или долгосрочной аренде лицензиата должно быть специальное здание или помещение, а также необходимый комплекс оборудования, разработанного специально для этих целей.
  • Если на предприятии вводится технология повторной переработки отходов, подавать заявление в органы Росприроднадзора следует на получение лицензии на утилизацию опасных отходов. Дополнительным требованием в этом случае станет прохождение самим лицензиатом и сотрудниками, которые будут работать с опасными отходами, специальной профподготовки. Это необходимо для обучения персонала правилам безопасной работы в области утилизации и переработки опасных отходов.

Если все лицензионные условия выполнены, соискателю необходимо составить заявление по установленной форме и собрать пакет документов для Росприроднадзора. Этот пакет включает большой перечень документов, подтверждающих государственную регистрацию предприятия или ИП, законность и обоснованность ведения хозяйственной деятельности, описание технологической схемы предприятия, графические схемы объектов, связанных с обращением опасных отходов и т.д.

Документы и заявление подаются в территориальный орган Росприроднадзора, который и принимает решение относительно выдачи лицензии соискателю. Кроме того, за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами природопользователю придется уплатить госпошлину на основании п.1 пп.92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ в размере 7,5 тысяч рублей.

Получение лицензии на деятельность связанную с обращением опасных отходов – сложный, кропотливый и продолжительный процесс. Чтобы избежать отказа в выдаче лицензии и правильно собрать и оформить все необходимые документы, следует доверить эту работу профессионалам в области экологии природоохранного законодательства. Специалисты в кратчайшие сроки соберут и получат все необходимые документы, грамотно составят заявление и пройдут за вас все этапы получения лицензии.

Ст. 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»

Штраф для юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.

Ст. 8.2. КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления»

Штраф для юридических лиц — от 10 000 до 100 000 рублей.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:

  • географический и природный характер местности;
  • уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
  • степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
  • соотношение демографических групп населения;
  • время года;
  • способ сбора коммунальных отходов.

Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.

Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.

Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:

  • квартир — 0,113 м3;
  • жилых домов — 0,123 м3.

С 1 января 2019 года обязаны разрабатывать не все природопользователи, а только юридические лица и индивидуальные предприниматели, действующие на объектах I категории и II категории по НВОС (негативному воздействию на окружающую среду). Ранее, до внесения изменений в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», расчет и согласование нормативов требовали ото всех организаций и предпринимателей (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства), если в процессе их работы образовывались отходы. Это существенно усложняло работу природопользователей, чья нагрузка на окружающую среду была незначительной. С 2019 года контроль стал более четким и упорядоченным. Простые уведомления и отчетность об образующихся отходах подаются для объектов III категории, а IV категория освобождена и от этой обязанности.

Как подтвердить право на заявленные лимиты и нормативы? Сопроводить расчетные данные грамотными обоснованиями и вложить в ПНООЛР все необходимые документы.

Но предварительно нужно встать на экологический учет и получить соответствующее подтверждение с указанием категории предприятия по НВОС. Тогда станет понятно, каковы требования к разработке ПНООЛР для конкретного объекта, куда будут включены нормативы и лимиты. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение устанавливаются:

  • для I категории – в комплексном экологическом разрешении (КЭР);
  • для II категории – в декларации о воздействии на окружающую среду.
  1. 1. Общие сведения о предприятии.
  2. 2. Описание технологических процессов, где образуются отходы.
  3. 3. Сведения о физико-химических свойствах, количестве, составу отходов.
  4. 4. Характеристика, планы и карты-схемы мест временного складирования отходов.
  5. 5. Паспорта опасных отходов.
  6. 6. План мероприятий по снижению количества отходов.
  7. 7. Противоаварийные и профилактические мероприятия.

Разработка ПНООЛР состоит из следующих этапов:

  1. 1. Сбор и анализ исходных данных об объекте.
  2. 2. Проведение лабораторных исследований для получения дополнительных данных, количественных и качественных характеристик.
  3. 3. Разработка паспортов отходов I–IV классов опасности и самого ПНООЛР.
  4. 4. Согласование ПНООЛР.

Результатом работы по составлению ПНООЛР в компании «ЭкоЭксперт» является передача заказчику согласованного всеми инстанциями проекта, пригодного для экологического контроля деятельности предприятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *