Альтернативные формы брака и семьи гендерные роли в семье

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Альтернативные формы брака и семьи гендерные роли в семье». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
7. Гендерные представления о семье у поколения z: кросс-культурный анализ

Такой брак с виду ничем не отличается от традиционного, только муж и жена в нем не живут половой жизнью. Вероятно, кому-то такой брачный союз покажется неестественным, а для других будет вполне нормальным. Причины, по которым супруги игнорируют интимные отношения, самые различные: медицинские (болезнь одного или обоих супругов), возрастные (преклонный возраст), религиозные (различные духовные практики), идеологические (молодые люди — асексуалы, не желающие иметь детей).

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. Как всегда, обоснование находится в Коране (Сура о женщинах IV, 24). Шиитские толкователи Корана приписывают истоки этой традиции пророку Магомету, который установил ее для воинов, путешественников и скотоводов — кочевников. Хотя еще в середине VII века один из адептов ислама правоверный суннит халиф Омар I порицал этот обычай и квалифицировал ее как форму проституции.

В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

Это семья, в которой живут несколько женщин и несколько мужчин. Они связаны между собой не только и не столько общим сексом, сколько общим хозяйством и приятельскими отношениями. Если в таких семьях появляются дети, то они воспитываются всеми членами «коммуны», которые руководствуются идеей: «чем больше мужчин и женщин перед глазами ребенка, тем более у него возможностей познавать разнообразие мира».

Традиционная семья, в которой муж и жена допускают романы и интимные связи вне брака. Получил распространение в Европе и в России. В семейной жизни такая пара является друзьями. Им удобно жить друг с другом. А недостаток острых ощущений, взрыв чувств и всплеск эмоций компенсируется на стороне.

Гостевой (экстерриториальный) брак

Отношения официально зарегистрированы, но проживание отдельно. Время от времени встречаются, вместе ужинают в ресторане, проводят ночь, время от времени живут вместе, иногда проводят вместе отпуск, но совместного хозяйства не ведут. Некоторые «супруги» умудряются заключить сразу несколько гостевых браков, таким образом, еще более разнообразя свою семейную жизнь.

Альтернативные формы семьи и брака

По фамилии английского анархиста Godwin William — брак, когда супруги владеют общим имуществом, но проживают отдельно. Данный вид брачных отношений получил свое название по имени одного из основателей такой формы брачных отношений — Уильяма Годвина. В своем произведении «Рассуждение о политической справедливости», которое считается библией анархизма, он высказал идею, что такие социальные явления как государство, собственность и брак противоречат природе и разуму человека и общества в целом. Он утверждал, что брак препятствует развитию способностей человека, мешает его счастью и разрушает сознание. И далее делался вывод, что совместное проживание супругов есть безусловное зло, которое мешает всестороннему личностному развитию каждого из них в силу различий их интересов, потребностей, задатков и склонностей.

Брак по расчету. Такой брак непременно предусматривает определенную конкретно обусловленную выгоду (экономическую, психологическую, сексуальную, хозяйственно — бытовую, профессиональную и т.п.). Внутренняя логика таких браков предельна проста. Пришло время создавать семью. Есть на примете партнер, который подходит и исповедует сходное отношение к браку и к жизни в целом. Создается семья. Каждый партнер получает свои «дивиденды» от такой сделки. Как правило, такие пары перестраховываются и не забывают заключить брачный контракт. Брак приносит удовлетворение только в том случае, если расчет верный.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2010. № 1. С. 39-49.

УДК 316.37

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К БРАКУ И СЕМЬЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

А.Ю. МАЛЕНОВА, Ю.А. ДРУЖИНИНА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The main idea of research consists in detection of similarity and distinction concerning representatives of different generations to a family and marriage. The purpose was reached by comparison of gender and age features of family values, installations; role expectations and claims in marriage, and also detection of specificity of the relation of youth and the senior generation to modern

forms of marriage and a family.

Семья имеет огромное значение для жизнедеятельности человека в конкретном социуме, формируя необходимые и актуальные на определенном этапе развития общества черты личности, ценности, установки, формы поведения. Удовлетворяя фундаментальную потребность в непрерывности человеческих поколений, специализируясь на их первичной социализации, семья как социальный институт создает условия для нормального функционирования общества. При этом функции физического и духовного воспроизводства населения, вытекающие из сущности семьи как социального явления и сохраняющиеся при всех изменениях общества, являются специфическими. Однако с течением времени общество меняется и происходит изменение круга задач, решаемых семьей, актуализируются новые неспецифические функции, раскрывающие исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи [1; 6]. В связи с этим возникают новые формы брака и семьи, направленные на реализацию неспецифических функций, создавая альтернативные тенденции развития брачно-семейных отношений. Изучение последних как раз и позволяет отследить динамику не только конкретной сферы социальной жизни, но и общества в целом, так как семья выступает его своеобразной проекцией.

Одна из ключевых проблем, обусловленная активными социальными изменениями, на наш взгляд, связана с тем, что под угрозой оказываются как раз специфические семейные функции. А именно обеспечение преемственности семейных поколений через организацию воспитательных воздействий, в том числе направленных на создание у молодежи модели будущей семьи, постепенно разрушается. Также в современных условиях подвергается сомнению концепция дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек строит отношения в собственной семье, неосознанно используя модель взаимодействия родителей в качестве образца или эталона [5]. Другими словами система передачи семейного опыта от родителей к детям, когда дети воспроизводили родительские семьи или действовали «от противного», стала давать сбои [3], к которым представители обоих поколений оказались не готовы. Одной из причин такого рода нарушений выступает трансформация системы социальных ролей, в частности гендерных, что, безусловно, находит отражение и является важной стороной перестройки брачно-семейных отношений, где принцип традиционного поло-ролевого функционирования оказывается неактуальным.

Однако, несмотря на неопределенность социальных и индивидуальных норм, регулирующих брачно-семейные отношения, моло-

© А.Ю. Маленова, Ю.А. Дружинина, 2010

дежь должна совершать выбор какого-либо образца ролевого взаимодействия из множества существующих. С одной стороны, увеличивается свобода и дифференциация в выборе партнера, формы отношений с ним, с другой — повышается личная ответственность за результат этого выбора, так как единого, внешне заданного для всего общества способа организации брачно-семейных отношений не существует. В свою очередь представители старшего поколения, по своим возрастным особенностям являющиеся более консервативными, также вынуждены меняться, в частности формируя представление и свое отношение к новым альтернативам традиционного брака, которые потенциально могут быть выбраны их детьми.

С учетом актуальности и недостаточной эмпирической проработанности в современной науке данной проблематики, целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей отношения к браку и семье представителей разных поколений. В соответствии с этой целью определены следующие задачи исследования: выявление гендерных и возрастных особенностей семейных установок; изучение ролевых ожиданий и притязаний в браке представителей разных поколений; установление сходства и различий отношения молодежи и старшего поколения к современным формам брачно-семейных отношений.

Общая выборка испытуемых, состоящая из 120 человек, представлена двумя возрастными группами: молодежь в количестве 60 человек, из них 30 юношей и 30 девушек в возрасте 20-25 лет, не состоящие в браке; представители старшего поколения в возрасте 36-58 лет, имеющие детей 20-25 лет, в количестве 60 человек — 30 мужчин и 30 женщин соответственно.

Добрый вечер, друзья! Рада приветствовать тех, кто пришел сегодня, чтобы поговорить со мной о том, как трансформируются российская семья и гендерные роли в ней.

Скажу пару слов о себе. Я работаю в Высшей школе экономики в Институте социальной политики и в Институте социологии РАН. Я — социолог. Более того, социолог-структурщик. Мне интересны массовые сдвиги, которые происходят в нашем обществе. В этой связи я предлагаю вам сегодня больше обращать внимание не на цифры, а именно на тренды, которые описывают социальную динамику, наблюдающуюся в нашем обществе. Я буду ссылаться на данные Института социологии РАН за разные годы. То есть я буду апеллировать к тому, что происходило еще до 2000-х годов, потому что исследования у нас велись, но цифры буду показывать в основном начиная с 2001-го и заканчивая 2017 годом.

Социологи любят погружать все процессы, которые они изучают, в определенный контекст, потому что для того, чтобы что-то интерпретировать, нужно задать определенную рамку, к которой будет привязана та или иная динамика. Я не буду отдельно акцентировать ваше внимание на терминах и концепциях, но в целом я буду говорить о модернизационной динамике и о смене основных социокультурных паттернов. Что я имею в виду? Общество меняется. Наше российское общество меняется наряду со всеми другими. И меняется оно в абсолютно разных ипостасях. Меняется система экономических отношений, меняется система производственной сферы. Мы видим определенную динамику институтов в политической сфере, и точно так же мы видим смещение определенных социокультурных аспектов, которые проживает российское общество. Мы говорим о том, что наблюдается динамика культурных паттернов. Из состояния традиционного, которое ориентировано на воспроизводство системы как таковой, мы переходим в какое-то новое состояние. Состояние современное или модернизированное.

По большому счету этому переходу сопутствуют такие процессы, как рационализация сознания населения и трансляция этого процесса в различные активности — в социальной, экономической, культурной сферах. Это в первую очередь повышение толерантности к многообразию и вообще появление всяческого плюрализма. И в общем-то сегодня я вам покажу, как развиваются плюрализм и многообразие различных форм жизни в семейной сфере. Иногда я буду отсылать к такому термину, как демографическая модернизация, потому что демографическая сфера — это тоже та сфера, которая изменяется по ходу общего процесса модернизации, и в демографическую сферу также проникают новые культурные образцы, которые трансформируют паттерны, связанные с рождаемостью, брачностью и так далее. Именно об этой модернизации, которая затрагивает очень многие сферы жизни, мы и будем сегодня говорить применительно к семье и гендерным ролям.

Очень часто мне задают вопрос, он всегда едва ли не первый: у нас кризис семьи, когда семья исчезнет как таковая? Но что это вообще за кризис? О чем мы говорим? В общем-то кризиса семьи как такового нет. Семья для россиян важна. Была, есть и будет. В этой связи очень важно разделять такие вещи, как семья, брак и какие-то другие институции, связанные с семьей. И если мы говорим именно о семье, то ее ценность не ослабевает ни в российском обществе, ни на постсоветском пространстве. Семья продолжает быть ценностью. Вопрос только в том, какой ценностью она является.

Семья составляет неотъемлемую часть жизненного успеха. Около 80% населения — в разные годы цифра может отличаться — говорят, что для жизненного успеха нужно иметь счастливую семью. Для трех четвертей населения семья — это предмет гордости. Семья важна, но при этом она не является достаточным условием для того, чтобы считать свою жизнь успешной. Наличие счастливой семьи — это некоторое необходимое, но не единственное условие для того, чтобы каким-то образом себя позиционировать. В целом россияне себя не позиционируют через семейные роли — мужа, жены, матери, отца и так далее.

Поэтому семья — это базовый элемент жизненного проекта россиян, но это не сфера приложения усилий. В отличие, например, от карьеры. Мы говорим, что мы строим карьеру, прилагаем усилия, через карьерные достижения мы представляем себя этому миру. Семья же из терминальной ценности становится инструментальной. И чем дальше, тем больше мы сталкиваемся с тем, что достижительные установки в плане семьи у населения не выражены. Эта некоторая девальвация достижения счастья в семейной сфере локализуется в первую очередь в тех точках, где привычно размываются традиционные образцы. Это — мегаполисы, это — молодежь, это — высокообразованное население. И это в общем-то достаточно стабильная на протяжении последних лет история.

Траектории брака: традиции и альтернативы

  • закон(84)
  • практика(1459)
  • детская психология(1067)
  • психологическая наука(1067)
  • психотерапия(773)
  • саморазвитие(680)
  • психология образования(649)
  • психодиагностика(516)
  • Золотая Психея(501)
  • экстренное консультирование(383)
  • семейная терапия(380)
  • социальная психология(371)
  • видеоматериалы(363)
  • арт-терапия(322)
  • клиническая психология(301)
  • Саммит психологов(285)

24 — 25 сентября
Самара

I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология города: актуальное состояние и перспективы»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

21 — 22 октября
Москва

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Гостевым называют брак, при котором супруги не проживают вместе, не ведут общего хозяйства, однако владеют общим имуществом и могут иметь совместных детей. Часто в литературе можно встретить альтернативное название такого брака – Годвин-брак. Этот термин происходит от имени Уильяма Годвина, который в “Рассуждении о политической справедливости” сформулировал идею, что брак, как социальное явление, противоречит природе человека и общества. Годвин утверждал, что брак, предусматривающий совместное проживание, препятствует развитию способностей супругов, мешает их счастью и ломает сознание.

В таком браке супружеские отношения строятся между несколькими мужчинами и несколькими женщинами, не всегда связанными парными отношениями. Как правило, членов семьи объединяет эмоциональная или сексуальная привязанность. Отношения в таких семьях могут быть непарными и даже не предусматривать интимных отношений. Такие браки часто возникают в домах престарелых, общежитиях. Другой вариант группового брака – близкие друзья начинают жить вместе, вести общее хозяйство, отношения трансформируются в «условно-брачные».

Семья и гендер. Совместимо или несвязуемо?

Такой брак заключается на определенный промежуток времени и по его окончании автоматически считается расторгнутым. В Европе и странах Востока такие браки имеют различную специфику. Прогрессивные европейцы заключают временные браки (как правило, длящиеся от года до трех) для того, чтобы проверить свои отношения или же для того, чтоб облегчить себе возможности дальнейших экспериментов в отношениях, задав заранее программу разлития отношений.

На Востоке под временным браком часто маскируется банальная проституция. Там время действия сезонного брака может ограничивается днями или даже часами. Временные браки Востока имеют глубокую историческую традицию и чёткую регламентацию, которая в основном касается финансовой стороны вопроса. Временная жена должна на момент заключения сезонного брака быть незамужней (не уступавшей в брак, вдовой или разведенной). В случае если в таком браке (пусть и заключенном на час) родится ребенок, мужчина обязан признать его своим наследником. Других обязательств, кроме финансовых и признания отцовства, у мужчин перед временной женой нет.

В открытом браке муж и жена договариваются о возможности вступления в сексуальные отношения с другими людьми. Это могут быть как свингерские отношения (обмен сексуальными партнерами), так и индивидуальные отношения на стороне супругов. Как правило, такие отношения устанавливаются в рациональных браках (браках по расчету) в которых супруги сохраняют дружеские отношения, не хотят терять общее имущество или менять привычный жизненный уклад.

  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами.
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

  1. Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
  2. Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом;
  3. Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
  4. Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
  5. Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.
  1. Доминирование в семейных отношениях:
    • Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
    • Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
    • Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.
  2. Сложной семейной структуры:
    • Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
    • Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.
  3. Количество детей в семье:
    • Малодетные – один-два ребёнка.
    • Среднедетные – три-четыре ребёнка.
    • Многодетные – пять и более детей.
    • Бездетные – супруги, не имеющие детей.
    • Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.

Альтернативные формы современного брака. Проблема устойчивости семьи и брака

  • Доминирование родовых интересов над общественными;
  • Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
  • Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
  • Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
  • Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
  • Отсутствие мобильности поколения;
  • Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;

В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.

  • Поздние браки, объясняющиеся желанием самореализоваться.
  • Поздние браки влияют на количество детей в семье, в основном это малодетные и бездетные семьи. Это представлено результатом интересов супругов в иных плоскостях жизнедеятельности, нехватку времени на дополнительного ребёнка.
  • Учащение случаев сожительства, ведущих к уменьшению брачности.
  • Повышение случаев разводов, закреплённых в правах человека.
  • В связи с увеличившейся долей разводов – увеличивается процент неполных семей, где воспитанием ребёнка занят один супруг.
  • Лишение родительских прав и отказ женщин от детей приводят к сиротству, детям-беспризорникам.
  • Сиротство негативно влияет на институт семьи, представляясь кризисным явлением. Дети из неполных семей или сироты не могут построить отношения и завести собственную семью. Помимо этого, процент преступников составляют беспризорные и дети-сироты.
  • Отсутствие воспитания ребёнка со стороны отца, связанное с разводами, внебрачными отношениями. Дети перенимают материнскую линию поведения в семье. Происходит увеличение однополых браков.

Не зря говорят, что когда 76-летний физик-теоретик Стивен Хокинг покинул этот бренный мир — средний коэффициент интеллекта человечества заметно сократился. Тем не менее для многих почитателей он до сих пор служит источником вдохновения для работы над собой. Будучи широко известным популяризатором науки, великий ученый призывал и взрослых, и детей держать мозг в тонусе.

Забрала к себе жить маму. Навсегда. Ничего заранее не решая, просто одним днем, с одним пакетом. В пакете – колготки, тапочки с надписью «Лучшей бабушке на свете» (подарок моих детей), теплый халат с рубашкой и почему-то наволочка. Мама пакет собирала сама.

Существует ли альтернатива браку?

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие — увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» — сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Дипломные работы от 2040 руб.

Курсовые работы от 340 руб.

Контрольные работы от 170 руб.

Рефераты от 170 руб.

Доклады от 170 руб.

Гендерные представления о семье у поколения z: кросс-культурный анализ

Большинство историков сходятся во мнении, что палеолит не давал мужчинам преимущества перед женщинами. Физическая сила не была решающим фактором: многие женщины могли участвовать в охоте, если хотели этого, — скелеты показывают на развитость одних и тех же частей тела и схожей мышечной активности при разных размерах и весе. Плюс женщины обеспечивали два главных условия выживания племени: продолжение рода и постоянное обеспечение племени пищей — в отличие от охоты, в которой успех зависел от случая, собирательство было регулярным и стабильным источником сил для всей общины. Семьи не были ни нуклеарными, ни патриархальными, а состояли из кооперирующих родов, которые не конкурировали между собой и не боролись за ограниченные ресурсы. Ухудшение климатической ситуации поставило первых людей в ситуацию необходимости выживания — выходом стало одомашнивание диких животных и земледелие.

Великие географические открытия сделали с европейской культурой то же, что и освоение плуга и укрощение дикой природы: насилие над племенами с другой экосистемой превратило носителей европейской культуры в насильников в собственном обществе и семьях. Женщины, принимавшие активное участие в управлении семейным делом или городом во времена колониальных войн, перестали иметь влияние, как только мужчины вернулись из длительных поездок с богатством, добытым обманом и уничтожением себе подобных. Было физически истреблено огромное количество культур, другие — видоизменены христианскими проповедниками. В редких заметках странствующих орденов в Америке или Африке можно заметить чуткость и интерес к носителям идей, в которых нет места гендерным стереотипам и борьбе за власть.

Если кажется, что сила и влияние гендерных стереотипов со временем ослабли, проведите эксперимент. Откройте словарь пословиц Даля, собранный к середине XIX века, а потом почитайте читательские комментарии к популярным материалам на любимом сайте. «Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой». «Жену не бить — и милу не быть». «Бабе дорога — от печи до порога». «Волос долог, да ум короток». «Собака умней бабы: на хозяина не лает». «Курица не птица, а баба не человек». «Куда черт не посмеет, туда бабу пошлет». Большинство из них мы уже не используем, но их смысл прочно засел в коллективном бессознательном и вылезает на свет при каждом удобном случае.

Диалоги между мужчинами и женщинами по острым вопросам на форумах или в комментариях строятся чаще всего исходя из многократно проигранных гендерных ролей. Эти сценарии разоблачали Джон Мани и Роберт Столлер, их пытался популяризировать и объяснить Джон Грэй в «Мужчинах с Марса, женщинах с Венеры», тема гендера постоянно звучит в современном искусстве и новостях, однако чаще всего новости даже на проблемных сайтах вроде Jezebel или PolicyMic рассчитаны на распространение вирусного контента, воспроизводят уже готовые смыслы и редко открывают глаза на другую сторону проблемы.

Я думаю, у каждого из вас есть знакомые, которые состоят в альтернативных семейно-брачных отношениях. Возможно, Вы сами в них участвуете. В любом случае, так или иначе, вы сталкивались с этим феноменами.

Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство людей ставят на первое место ценность семьи. Мы можем плохо думать о власти, недолюбливать свою работу, но к личному счастью люди относятся с особым трепетом. В то же время только ленивый не скажет о кризисе семьи, о том, что традиционный брак деградирует, следовательно, и отношение к нему тоже меняется. О происходящих трансформациях свидетельствует в первую очередь изменений понятий: не брак, а интимное партнерство; не супруги, а партнеры. Утратили смысл не только официальная регистрация, но и совместное проживание, и ведение общего хозяйства. В настоящее время значимость имеет только сексуальная основа, которая не обязательно подразумевает секс с одним партнером, и степень значимости присутствия другого – ощущение себя «парой».

Как правило, социальные психологи связывают домини­рование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы. Кроме того, с доминированием связывают импровизаци­онную активность и инициацию действия. Считается, что наибо­лее успешными лидерами являются лица, склонные к торгу, равнодушию к межличностным отношениям, умеющие сопро­тивляться социальному давлению, стремящиеся к достижени­ям, риску и получающие удовольствие от манипуляций другими

людьми.

Задача доминирующей личности — обеспечение безопас­ности группы, координация действий ее членов для достижениягрупповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.

И плане воспитания выделяют 5 видов власти, характеризу­ющих отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен):

Власть вознаграждения

Психология семьи. Учебное пособие

Самой распространенной формой брака является традиционная семья. Для нее характерны любовь, дружба, уважение и поддержка всех членов семьи.

Это, конечно, зависит вас и вашей второй половинки, ведь сама регистрация отношений не дает данные прелести по умолчанию. Существуют также и нетрадиционные формы брачных союзов со своими признаками и особенностями.

Нестандартные семьи имеют свои особенности по сравнению с традиционными формами:

  • наличие детей не является нормой;
  • нестабильность отношений;
  • отсутствие сексуальной преданности;
  • распределение власти.

Формы нестандартных семейных отношений:

Но прежде чем переходить к анализу, напомню основные законы Природы, имеющие непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу.

Первое. Природу обмануть нельзя, она все равно от вас не отстанет, пока вы не сделаете так, как она хочет.

Второе. Биологически, в каждом человеке заложены инстинкты, влияющие на наше поведение. В каких-то случаях их влияние одинаково для всех людей, независимо от половой принадлежности (скажем, инстинкт самосохранения), а в каких-то — отличается для мужчин и женщин. Один из таких инстинктов – иерархический инстинкт, согласно которому каждый мужчина подсознательно стремится занять верхушку иерархии и стать вожаком, а каждая женщина – быть оберегаемой мужчиной-вожаком. То есть доминант от природы – мужчина. Нет мужчины, который подсознательно, инстинктивно не стремился бы доминировать, равно как и нет от природы доминирующих женщин. Все, что происходит наоборот – следствие подавления инстинктов.

Кроме того, иерархический инстинкт влияет на половой инстинкт: женщина не просто стремится быть оберегаемой вожаком, но и воспринимает на роль отца детей только сильного мужчину, вожака. И именно к такому мужчине женщина подсознательно испытывает влечение как сердца, так и тела. Если мужчина не вожак (слабак, тряпка, слюнтяй и т.п.), то и половой инстинкт женщины на него реагирует негативно. Поэтому иерархия в семье влияет на деторождаемость. Как именно – вы, наверное, уже догадались, и об этом я напишу ниже.

1) Партнерский унисекс – набившее оскомину так называемое равноправие. Оба несут ответственность поровну, оба зарабатывают и содержат семью вскладчину, оба выполняют мужские функции, оба женские. Кто и что делает – решают по договоренности, и здесь возможна, например, как классическая ситуация, когда мужчина работает, а женщина в декрете с ребенком, так и наоборот, женщина работает, а мужчина дома с ребенком в декрете. Можно назвать ее также западной моделью отношений, поскольку идея берет начало в той половине планеты.

Еще раз жизненный пример:

О плюсах

В каких-то ситуациях, это удобно. Скажем, молодая пара, решившая пожениться на третьем курсе института и не имеющая недвижимости и самостоятельных источников большого дохода. Приходится выкручиваться, как получается. Понятно, муж не может ни обеспечить семью территорией для проживания, ни закрыть все ежедневные потребности, вот и приходится складываться и делить обязанности поровну или как придется.

Далее, все по-честному, нет поводов для взаимных упрёков типа «я работаю, а ты нет», для унижающих женщину выпрашиваний денег у мужа, для злоупотреблений со стороны содержащего семью супруга и т.п.

О минусах

Эта модель идет вразрез с инстинктами мужчины и женщины, в которых прописано, что мужчина – вожак, а женщина – защищаема вожаком. Следовательно, счастье при «равноправной» модели отношений невозможно. Кроме того, при таком формате отношений деторождаемость низкая, поскольку женщина на уровне инстинктов не воспринимает мужчину как идеального отца своих детей и не испытывает к нему сильного полового влечения.

Тем не менее, модель имеет право на жизнь. Если кто-то готов пожертвовать счастьем ради удобства – флаг в руки. Скажем, брак по расчету, оба партнера в возрасте и спасаются от одиночества. Если такой расклад обоих устраивает, почему бы и нет…

2) Партнерский матриархат, он же альтруистический, мягкий матриархат – женщина несет бремя ответственности за семью и действует в интересах семьи. Жена и муж находятся в ролях «мама-сын», решения принимает женщина. Правда, случается, что решения, часто необдуманные, принимает и муж, а ответственность за них тащит на себе жена, пока муж прячет свою задницу у нее под юбкой. Это частая ситуация для семей советского времени. Поэтому эту модель можно также назвать советской моделью отношений.

Вот киношный пример:

О плюсах

В целом, неплохой вариант, это крепкая дружная семья, женщина предана мужу, детям, многие даже готовы пожертвовать собственным комфортом и интересами ради семьи. Многие советские семьи так жили. Мужчина находится в удобном положении – ничего не нужно решать, жена все разрулит.

О минусах

С точки зрения природы и инстинктов, в партнерском матриархате все перевернуто с ног на голову. Инфантильный и немужественный мужчина и мужественная женщина. Возможно ли счастье в такой семье? А сами как думаете? Поэтому же деторождаемость в такой семье или стране низкая, и поэтому про Советский Союз часто говорят «секса у нас нет!»

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Семья представляет собой основанную на совместной деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей. Так же семья определяется как малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство, имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Семья — маленькое государство, здесь свои законы и правила. Поэтому в обществе встречаются разнообразные формы брака, типы и виды семей. Давайте глубже разбираться в этих понятиях.

  • 1 Понятие брака и семьи
  • 2 Современные формы брака и их характеристики
  • 3 Какие существуют типы и виды семей?
  • 4 Порядок официальной регистрации отношений в России

Самой распространенной формой брака является традиционная семья. Для нее характерны любовь, дружба, уважение и поддержка всех членов семьи.

Это, конечно, зависит вас и вашей второй половинки, ведь сама регистрация отношений не дает данные прелести по умолчанию. Существуют также и нетрадиционные формы брачных союзов со своими признаками и особенностями.

Развитие общества коснулось всех сфер жизни человека, что отразилось и на и семейно-брачных отношениях. Еще совсем недавно, с исторической точки зрения, была приемлема лишь одна форма союза, именуемая церковным браком. Последняя половина века знаменита образованием новых форм отношений. Некоторые их не принимают, или, напротив, рады им, тем не менее, они существуют.

В России после классического популярен гостевой или визитный союз. В нем отношения схожи со стандартными, только супруги проживают отдельно. Они не ведут общего хозяйства, и встречаются, когда им удобно.

Фиктивный тип отношений общество признает с трудом, однако в России он все же практикуется

Союз заключен для выгоды (гражданство или получение денег) одного или обоих супругов. А вот гражданский или фактический брак зачастую открытый, то есть супруги не прочь завести интрижки на стороне, о чем знают их вторые половины.

Виргинальным союз называется в том случае, если у супругов нет детей. Причем причина не всегда кроется в невозможности зачатия – таковой может быть позиция мужа и жены. В последнее время практикуется пробный тип семейных уз – временное сожительство супругов. Если при этом они решают завести ребенка, то союз регистрируется официально. А вот морганатический брак – неравное социальное положение супругов, нередко являлся камнем преткновения у знатных особ.

В конкубинативных отношениях в союзе состоят женатый мужчина и незамужняя женщина, имеющие общих детей, признанных и материально обеспеченных отцом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *