Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие земельных участков с 1 января 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии со статьей 56.12 Земельного кодекса РФ, недвижимость изымается для комплексного развития территории при заключении соглашения о размерах выкупной стоимости и возмещении убытков. Если соглашение не заключается в течении месяца, то органы власти обращаются в суд для прекращения права собственности и изъятия объекта недвижимости.
В течении недели после вынесения судебного решения, на счет собственника или депозит нотариуса (если счет не известен) перечисляются денежные средства за изымаемую недвижимость. При этом, собственник может оспорить сумму, если будет с ней не согласен.
Но, как кажется мне, при назначении компенсации может в первую очередь приниматься во внимание кадастровая стоимость.
Спасибо за внимание. Здоровья и счастья вам и вашим близким!
Лариса к записи Календарь самых важных работ в саду и огороде на август: подробнейший регламент работ для садоводов и огородников
Алевтина к записи Полный перечень льгот, выплат и гарантий предпенсионерам в 2021 году, какие положены людям предпенсионного возраста в России
Татьяна к записи Повышение пенсии военным пенсионерам в 2021 году: когда и на сколько повысят, самые свежие новости
Наталья к записи Полный перечень льгот, выплат и гарантий предпенсионерам в 2021 году, какие положены людям предпенсионного возраста в России
Екатерина к записи Повышение пенсии военным пенсионерам в 2021 году: когда и на сколько повысят, самые свежие новости
С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.
Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:
Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).
Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.
Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.
Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.
Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.
Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.
Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.
Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии :
Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.
При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков :
Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения , — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории «.
Отобрать имущество у владельца в 2021 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.
С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
Отобрать имущество у владельца в 2021 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Процедуру изъятия неиспользуемых земельных участков планируется упростить
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
для выполнения международных обязательств;
для разработки недр;
признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию :
Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ.
Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.
Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно.
Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога.
А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков.
После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
VIDEO
Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).
Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):
не позднее 1 марта — годовой платеж;
до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.
Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(с изменениями на 2 июля 2021 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)
____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Комментарий к статье 3.
1. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. (Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 113-ФЗ.
2. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 113-ФЗ)
Комментарий к статье 4.
1. Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
2. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ..
3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. (Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)
Комментарий к статье 6.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». (Статья дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)
Комментарий к статье 9_1.
Закон об изъятии земельных участков с 1 января 2021
Новым законом о земельном надзоре планируется разграничить зоны ответственности госорганов, занимающихся сферой земельных отношений. Также более детально прописывается процедура проведения проверок со стороны госорганов. Введение нового закона в действие планируется на 01.07.2021.
О том, как производится налогообложение земельных участков, узнайте в нашей рубрике «Земельный налог» .
В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц. Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам , в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ . Процедура передачи арендных прав может происходить:
при участии в торгах;
без участия в торгах.
Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п . 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога . К таким случаям относится передача земельного участка:
Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.
В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения . В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.
Эта же статья в п. 7.1 дополнена следующими положениями: если на арендуемой территории расположен объект недвижимости, подлежащий сносу, арендатор обязан провести его демонтаж за счёт собственных вложений.
Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.
С 1 января 2021 года вступает в силу новый закон Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Новый закон, в том числе, устанавливает правила государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Согласно новому пакету законопроектов, пользоваться и распоряжаться незаконными строениями будет нельзя. Самострой придется снести или реконструировать . Финансовые затраты лягут на того, кто возводил такую постройку . При этом, если не представляется возможным найти застройщика, нести издержки по сносу или реконструкции здания придется собственнику земельного участка.
Изменения 2021 по земельному налогу
После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п . 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ) . Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая . В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ) . Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).
Любые договорные правоотношения Свершаются только с согласия владельца, без давления со стороны третьих лиц Отчуждению подлежит только участок Прошедший межевание и состоящий на кадастровом учете Законной сделка отчуждения считается при свершении ее от имени хозяина Или официально уполномоченного представителя Полноправным владельцем земель Не являющихся частным владением, выступает государство или муниципальные власти Не подлежат отчуждению Заповедники, транспортные линии, оборонные объекты и другие, определенные законом Лица, не ведущие сельхоздеятельность Не вправе претендовать на отчужденные с/х земли Принимать отчужденные земли могут только граждане РФ Государство или юрлица (участие иностранцев в составе допускается меньше 50 %) При принудительном отчуждении Обязательно наличие документального обоснования – судебного решения или административного акта
Отобрать имущество у владельца в 2021 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.
1. Налог на имущество необходимо будет платить без учёта понижающих коэффициентов. Данное правило теперь касается всей территории Российской Федерации (кроме города федерального значения Севастополь). За 2020 год собственники получат квитанции с полной суммой налога.
До 2020 года действовал переходный период, в соответствии с которым, при расчёте налога на имущество учитывались понижающие коэффициенты. Сделано это было для того, чтобы собственники недвижимости резко не ощущали увеличение налоговой нагрузки.
Ранее налог на имущество рассчитывался на основании инвентаризационной стоимости, которая была в разы меньше рыночной. Сейчас исчисление идёт исходя из кадастровой, которая иногда превышает рыночную.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».
2. Налогооблагаемую базу при продаже недвижимости можно будет уменьшить теперь за счёт вычета за оплату учёбы и вычета на лечение.
Данная возможность — это новелла в Налоговом кодексе РФ. Уменьшить размер налога можно будет в пределах соответствующего предоставляемого вычета. Это означает, например, что к не облагаемому 1 млн. рублей при продаже недвижимости, прибавляется сумма недополученного социального вычета.
Соответствующее правило вводится подпунктом «е» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период».
3. Следующее дополнение Налогового кодекса РФ связано с началом исчисления срока владения жилым помещением приобретённым по договору участия в долевом строительстве (ДУДС), договору участия в ЖСК или уступки прав по ДУДС, в целях налогообложения .
В случае продажи жилого помещения, по истечении пяти лет с момента полной оплаты по вышеуказанным договорам, налог на доход полученный от продажи оплачивать не нужно. До этого приходилось ждать пять лет с момента оформления собственности на квартиру. Правило коснётся налогов подлежащих уплате начиная с 2019 года.
Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняет пункт 2 статьи 217.1 НК РФ новым абзацем.
4. Увеличивается перечень контролируемых сделок с недвижимостью в рамках Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Изменения в антиотмывочный закон коснуться сделок с недвижимостью. Если раньше подотчётные Росфинмониторингу (банки, нотариусы, риэлторы, и т.д.), должны были сообщать о сделке с недвижимостью, совершенной на сумму более 3 млн. рублей, то с января 2021 года под отчёт попадут операции с денежными средствами, наличные и безналичные, проводимые в рамках сделок с недвижимостью.
С одной стороны, в список контролируемых операций добавляется аренда, найм, ипотека. С другой стороны, если исходить из буквальной трактовки изменений, контролировать банки будут и расчёт через сейфовые ячейки по сделкам с недвижимостью. А значит, чтобы банк отчитался в Росфинмониторинг, банку должна быть известна сумма передаваемая наличными через ячейку.
Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля”, вносит изменение, в том числе, в пункт 1.1. статьи 6 ФЗ №115.
5. Заключать сделки с недвижимостью можно будет дистанционно, через нотариусов находящийся в разных регионах. В такой сделке нужно, чтобы один из нотариусов находился в регионе местонахождения недвижимости.
Стороны подписывают договор с использованием цифровой подписи. Дополнительно, нотариус просит участника сделки расписаться на бумажном экземпляре для хранения в своё архиве.
Федеральный закон от 27.12.2019 N 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирует данный порядок.
6. Увеличиваются взносы на капитальный ремонт. Тарифы вырастет во многих регионах. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны платить взносы на капитальный ремонт в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рост взносов в регионах будет неравномерным, в целом он не превысит 5% процентов. В Москве, например, увеличение составит 66 копеек.
В Москве размер взноса увеличится на основании Постановления Правительства Москвы от 25 ноября 2020 года № 2066-ПП.
7. Изменения жилищного законодательства коснутся собственников квартир в многоквартирных домах. Речь идёт о новых правилах противопожарного режима.
В частности, запрещается следующее: устраивать хранение в цокольных этажах и подполье; устанавливать глухие решётки в местах аварийного выхода; запрещается хранение в тамбурах возле пожарных выходов и пожарных лестниц; запрещается пользоваться всем газовым оборудованием (в том числе плитой), при отсутствии технического обслуживания; запрещается оставлять источники огня без присмотра, это требование также относится к курильщикам.
Постановление Правител��ства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Вступили в силу новые правила налогообложения земельных участков
Закон об обязательном межевании земельных участков, в котором сказано, что с 2021 года распоряжаться по праву, в том числе проводить различные сделки, с участками (продажа, дарение), в документации которых не будет отметок о границах, был предложен еще в 2021 году. Нельзя сказать, чтобы за последнее время количество желающих провести межевание значительно возрастало, мало тех, кто осознал необходимость провести установление границ своих земельных участков.
Итог будет плачевным для владельца: после признания такой земли «бесхозной», право на нее будет полностью утеряно. У регионов остается право использовать дифференцированный подход при определении ставки налога.
Далее Росреестр говорит, что в новом ФЗ-18 нигде не указано про сроки проведения межевания, а значит все остаётся как прежде, но все- таки, есть определенная рекомендация, что нужно делать с земельным участком после этого периода. Официальный представитель Росреестра даже указал на такой факт, что Росреестр нигде ни на сайте, ни в публичных высказываниях не говорит об обязательном межевании земельных наделов.
В силу новой редакции статьи 27 ЗК РФ, запрещено передавать в частную собственность и признавать объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, в том числе, земельные участки:
занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено ЗК РФ и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 статьи 27 ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЗК РФ и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Такие земли являются ограниченными в обороте.
Новой редакцией статьи 95 ЗК РФ предусмотрено, что земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. В статье указано, что:
Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
Не подлежат приватизации:
Земельные участки в границах государственных заповедников.
Земельные участки в границах национальных парков.
Исключение сделано для случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, запретили предоставление земельных участков для:
ведения садоводства или огородничества;
индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Положения статьи 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
При обсуждении закона об открытии рынка земли и после его принятия, не утихают разговоры о возможности иностранными гражданами и иностранными компаниями приобретать право собственности на украинские земли. Решение этого вопроса закон возлагает на всеукраинский референдум. То есть, к проведению референдума и положительного решения по данному вопросу иностранцы не могут стать собственниками земель сельскохозяйственного назначения даже через косвенное владение через юридические лица, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины.
Следовательно, при и со дня одобрения на референдуме такого решения, приобретать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут:
юридические лица, созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками (учредителями) или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины;
иностранцы, лица без гражданства и юридические лица смогут приобретать доли в уставном (складочном) капитале, акции, паи, членство в юридических лицах (кроме как в уставном (складочном) капитале банков), которые являются владельцами земель сельскохозяйственного назначения. Заметим, что дата проведения всеукраинского референдума еще не известна и нормативно-правового акта, который бы регулировал его проведения — не существует. Следовательно, вопрос о возможности иностранными гражданами становиться владельцами украинских земель остается открытым.
Несмотря на предусмотренную новым законом вседозволенность приобретения права собственности на земли сельскохозяйственного назначения, законодателем установлен четкий запрет для определенной категории лиц.
Даже при условии принятия такого решения на референдуме передача кажется невозможной. Следовательно, при любых условиях, в том числе в случае одобрения на референдуме решения, запрещается приобретения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения:
юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарными владельцами которых являются лица, не являющиеся гражданами Украины — на земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки сельскохозяйственного назначения, выделенные в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев), которые расположены ближе 50 километров от государственной границы Украины (кроме государственной границы Украины, который проходит по морю)
юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарными владельцами которых являются граждане государства, признанного Украины государством-агрессором или государством-оккупантом;
лицами, принадлежащими или принадлежали к террористическим организациям;
юридическими лицами, участниками (акционерами, членами) или конечными бенефициарными владельцами которых являются иностранные государства;
юридическими лицами, в которых невозможно установить конечного бенефициарного собственника;
юридическими лицами, конечные бенефициарные владельцы которых зарегистрированы в оффшорных зонах, отнесенных в перечень оффшорных зон, утвержденного Кабинетом Министров Украины;
физическими и юридическими лицами, в отношении которых применены специальные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в соответствии с Законом Украины «О санкциях» в виде запрета на заключение сделок по приобретению в собственность земельных участков, а также связанными с ними лицами;
юридическими лицами, созданными согласно законодательству Украины, находящихся под контролем физических и юридических лиц, зарегистрированных в государствах, включенных Международной группой по противодействию отмыванию грязных денег (FATF) в список государств, не сотрудничающих в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.
Важно, что законодателем предусмотрено условие, по которому если к лицу переходит право собственности на земельный участок, не может приобретаться им в собственность, этот участок подлежит отчуждению его владельцем в течение года с момента перехода такого права.
Введение изменений будет постепенным и предусматривает несколько этапов.
Однако, законодателем еще не определены конкретных дат по всех запланированных изменений.
Ниже приведены даты запланированных изменений:
— I этап: 1 июля 2021 — земли сельскохозяйственного назначения смогут приобрести только физические лица, являющиеся гражданами Украины. Важно: максимальный размер земельного участка, установленный законодательством — 100 га на человека.
— II этап: 1 января 2024 — кроме физических лиц, право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения смогут приобретать и юридические лица.
В случае если они созданы и зарегистрированы по законодательству Украины, участниками которых являются только граждане Украины и / или государство, и / или территориальные общины, территориальные общины и государство. Важно: максимальный размер земельного участка, установленный законодательством — 10 тыс. Га.
Обращаем ваше внимание, что законом устанавливается мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, а следовательно приобретения таких земель кем угодно кажется невозможным.
Новым законом не предусмотрено единой процедуры по отчуждению земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, закон прямо не регулирует ��опросы процедуры купли-продажи земли. Законодателем только указано, что заключение гражданско-правовых соглашений, предусматривающих переход права собственности на земельные участки, а также приобретения права собственности на земельные участки по таким сделкам осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Украины с учетом требований закона.
Некоторым садоводам и СНТ придется получать лицензию на скважины и колодцы. Однако эта процедура будет необходима в редких случаях. Как отмечает заместитель директора ГУП «Экосистема» Алмаз Хафизов, существует 4 условия, при выполнении которых скважину регистрировать не нужно:
владелец скважины – физическое лицо;
она пробурена не на централизованный водоносный горизонт;
используется только в личных целях;
из скважины поднимается не более 100 кубометров воды в сутки.
Большинство личных колодцев соответствует таким требованиям, т. е. регистрировать придется лишь скважины общего пользования.
Важно, что, продавая объект недвижимости (например, здание, сооружение), продавец (за исключением некоторых случаев, опять же) продает и соответствующую часть земельного участка, необходимого для его обслуживания — это следует из норм Гражданского кодекса . Да, ТОЛЬКО ЭТУ часть, а вовсе необязательно – весь участок ПОЛНОСТЬЮ.
Итак, если земельный участок, наравне со зданием, сооружением принадлежит продавцу на праве собственности – то при продаже одного должно передаваться право и на другое. А вот если продавцу принадлежит только здание, соответственно, при продаже этого здания передаются права продавца на земельный участок.
То есть реальный раздел не происходит, передается право собственности . Неделимые земельные участки при наследстве по закону передаются родственникам первой степени родства, если другое дополнительно не было оговорено в завещании.
ограничение прав пользования на зонах под охраной государства, сервитуты;
ограничительные меры, которые возникают на арендованных, арестованных, залоговых ипотечных территориях;
обременения по объектам вроде памятников культуры.
провести межевание, если это ещё не было сделано раньше;
предоставить в отделение Росреестра по месту, где находится участок, заявление документы на землю;
оплатить пошлину за регистрационные действия;
по окончании установленного срока (10 дней, если нет оснований для приостановки регистрации или отказа в ней) — получить выписку из ЕГРП.
Важно помнить: как и ранее применявшиеся свидетельства, выписка является теперь бессрочной. Однако она подтверждает права только на дату, когда была получена. Чем больше прошло времени, тем выше шанс, что участок был продан, подарен, обменен и т.д. Поэтому теперь при каждой сделке с недвижимостью покупатель (или иной приобретатель) должен будет потребовать как можно более свежую выписку.
Хотя, шутки-шутками, но что действительно важно, так это то, что если у вас садовое товарищество, то вы можете возводить на своем участке капитальное строение, а если нет – то только хозпостройку (без фундамента).
Премьер-министр, когда комментировал это положение, пояснил, что речь идет о депрессивных территориях прямо в границах муниципалитетов, которые не используются, заброшены, что это – о покинутых промышленных зонах, трущобах, местах незаконной застройки, процветания нелегального бизнеса и прочем. Подпадут ли туда находящиеся в частной собственности ЗУ, но пребывающие в таком же плачевном состоянии, пока не понятно – ждем разъяснений от Верховного суда по факту.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления могут переоформлять права на землю до регистрации перехода права на недвижимость, в которой учреждением юстиции может быть и отказано?
Участники садовых товариществ имеют право строить на своих участках капитальные сооружения, для огородников разрешены только хозяйственные постройки, не имеющие фундамента. Поэтому, если у вас есть сарай с фундаментом, то могут возникнуть проблемы. Но вот построить дом без фундамента разрешается! Но это не касается построек, которые уже возведены и должным образом зарегистрированы. Под новое законодательство попадает лишь самовольные строения и новые будущие постройки.
Такими называются территории заповедников, участки, на которых проложены магистральные трубопроводы, ЛЭП, озера, парки и так далее. В связи с нововведениями эти территории подлежат обязательной регистрации. При этом с момента регистрации эта территория приобретает статус особой зоны, причем не важно, были ли на ней какие-либо гражданские строения.
Процесс внесения записи о возникновении нового права собственности имеет множество тонкостей и ответвлений в зависимости от характеристик недвижимого объекта, которые и отражены в действующем законодательстве.
Если брать в пример стандартный случай процедуры, то пошаговая инструкция для правообладателя выглядит следующим образом:
Собрать пакет документации:
кадастровый паспорт;
документ перехода прав (купли-продажи, дарения и т. п.);
передаточный акт;
паспорта нового и прежнего собственника (если его не было — только паспорт нового правообладателя);
квитанция об оплате пошлины (350 руб);
заявление;
Сдать в отделение Росреестра либо МФЦ, также возможно использование электронных порталов;
Ожидать ответа ФРС в течение двух недель;
Получить выписку о записи из ЕГРН в назначенный день.
Если помимо земли требуется регистрировать объекты на нем, то после положительного по земле подаются документы для записи о них:
паспорт;
выписка из ЕГРН либо свидетельство (если на землю право собственности получено до 2020 года);
кадастровый паспорт или план;
декларация по всем постройкам на земле;
квитанция об оплате пошлины (1000 рублей за каждый объект).
Дальнейшие действия аналогичны предыдущему этапу.
На самом деле причина для опасения землевладельцев реальна и собственники могут лишиться земельных участков с 2020 года действительно, но она заключена не в упомянутых законам и вообще не относится к Росреестру.
Основные документы. Регулирующие вопрос прав муниципальных образований на землю, — это Гражданский и Земельный кодексы.
Так называемое «лишение» земельных участков возможно при признании недвижимости бесхозяйной.
Так, Гражданский кодекс в 225-ой статье и Земельный кодекс в 25-ой статье указывают основания признания собственности бесхозяйной:
у объекта нет собственника;
собственник объекта неизвестен;
собственник отказался от прав на объект.
Недвижимое имущество, признанное бесхозяйным, принимаются на учет Росреестром по заявлению муниципального органа, на котором находится.
Затем, в течение года муниципалитет не предпринимает каких-либо дальнейших действий. В этот период фактический владелец вправе оспорить постановку своего имущества на кадастр за местным самоуправлением. Если на объект никто не заявил права, муниципалитет может в судебном порядке требовать регистрацию права собственности на объект за собой.
Также муниципалитет может передать недвижимость физическому или юридическому лицу для наступления приобретательной давности и законного вступления в права собственника.
Срок давности для недвижимых объектов — 15 лет. Для обретение прав таким путем необходимо открытое, добросовестное и непрерывное владение имуществом без притязаний на него третьих лиц.
Сам порядок постановки на учет бесхозяйного имущества утвержден в приказе Министерства экономического развития за номером 931 от 2015 года.
Земельный надзор: новое с 1 июля 2021 года
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
Поиск собственника.
Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок.
В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.
Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:
рыночной оценки самого участка;
недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
иных сумм убытков.
Если по стоимости в распоряжении органов власти имеется иное имущество, оно может быть предложено собственнику взамен утраченному при изъятии. Другой вариант – денежные средства, сумма которых сложилась из вышеперечисленных составляющих.
Существенные изменения законодательства коснулись Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь все недвижимые объекты должны пройти кадастровый учет и в регистрационных базах содержаться информация о собственнике. При этом все земли, которые не прошли перерегистрацию и не попали в ЕГРН, рискуют быть изъятыми.
Следует отметить, что органы власти не станут незамедлительно отбирать земли у граждан. Сначала будут предприняты меры по оповещению хозяина и предложено пройти регистрацию в новом формате.
Если этого не произойдет, участок будет признан бесхозным. Основанием для этого является судебное решение, если владелец земли не явился на заседание или добровольно отказался от прав на нее.
Тогда этот участок будет передан муниципалитету для дальнейшего распоряжения им по своему усмотрению.
Участь изъятия земли могла коснуться и дачников, которые построили на своем наделе жилые дома и иные капитальные постройки, но не зарегистрировали их, уже с лета 2020 года. Дачная амнистия, объявленная для легализации таких строений по упрощенной схеме, была продлена до весны 2021 года.
Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями.
Согласно действующему земельному законодательству существует несколько видов изъятия земельных участков у собственников: конфискация на безвозмездной основе, реквизиция (временное изъятие), изъятие для государственных и муниципальных нужд, изъятие из-за нецелевого использования участка. Все эти вопросы регулируются нормами земельного и гражданского права.
Изъятие земельного участка у собственника может быть проведено с самыми разными целями. Согласно главе VII.1 Земельного кодекса РФ:
для выполнения обязательств по международному праву;
для реализации природных ресурсов, находящихся на земельном участке (освоения недр);
для создания природной охранной зоны, если такое предусмотрено на конкретном участке;
при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, если такое решение было обосновано и документально подтверждено экспертами;
для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или государственного значения;
по иным основаниям, которые предусмотрены в федеральных законах.
В любом из случаев, независимо от цели изъятия, собственнику земельного участка должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие необходимость изъятия у него его собственности. В противном случае вместо изъятия будет иметь место факт незаконного завладения чужым имуществом, что переходит под юрисдикцию уже норм уголовного права.
Земельные участки, подлежащие изъятию, могут быть как уже существующими на местности, так и еще только образующимися, то есть законодательно не исключается вариант, когда у будущего собственника землю просто «уводят из-под носа», поскольку участок попадает под действие главы VII.1 Земельного кодекса РФ.
Обосновываются принятые решения соответствующими документами, в частности:
решением о создании, расширении или улучшении природоохранных зон, если изымается участок для этих целей;
международным договором;
решением об обнаружении аварийности дома;
соответствующей лицензией на право пользования недрами и природными ресурсами;
документами, подтверждающими необходимость реконструкции или создания объектов государственного значения;
иными документами, предусмотренными в федеральных законах.
Таким образом, у представителей местных органов власти на руках обязательно должны быть документы, которые подтверждают как необходимость, так и право на изъятие частного земельного участка, независимо от того, в каком виде находится последний, что на нем располагается. Кроме случаев, когда земля была использована не по назначению (здесь в силу вступает статья 50 Земельного кодекса РФ «Конфискация»).
Изъятие земельных участков с 1 января 2021
Просто так никто забрать у собственника его участок не может. Именно поэтому законодательно было прописано, что земельные участки, подлежащие изъятию для государственных и муниципальных нужд, изымаются только по решению следующих компетентных и уполномоченных органов:
исполнительной власти, которых представляют уполномоченные федеральные служащие (если участок изымается именно для нужд федерации);
исполнительной власти конкретных субъектов федерации, если участок подлежит изъятию для региональных нужд;
местного самоуправления (самый распространенный случай в практике), когда участок подлежит изъятию для реализации нужд местного значения.
Примечательно, что статья 279 Гражданского кодекса РФ, которая, по мнению многих юристов и правозащитников, допускает и такой факт, как принудительное изъятие земельного участка в том случае, если собственник этого земельного участка категорически не согласен с составленным соглашением и вынесенным решением органов местного самоуправления.
При этом в соглашении прописывается размер и срок возмещения материального ущерба при потере участка.
Если собственник не согласен с таким соглашением и не подписал его, то представитель уполномоченных органов решают вопрос в судебном порядке, где уже суд решает, насколько соразмерны затраты собственника и предлагаемая компенсация. Оспорить принятое решение можно в судах вышей юрисдикции.
VIDEO
Сочинский предолимпиадный беспредел все помнят, строительство платных трасс – тоже. Модель обкатали на крупных инфраструктурных проектах, а теперь такая земельная экспроприация – норма. Например, во Владимирской области по шести деревням пройдёт платная трасса М-12. Если человек имел неосторожность построить какой-нибудь помпезный трёхэтажный особняк, значит, не повезло. Закон есть закон, перед катком всё имущество одинаковое. То же самое – со строительством железнодорожных путей. В прошлом году Госдума одобрила создание мощной сеть международных транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток к концу 2024 года. Оппозиционные фракции, в том числе депутат Госдумы Алексей Куринный, были против, но закон всё равно приняли:
Это тот законопроект, который позволит фактически отнимать земельные участки, причём решение суда сразу вступает в силу – его нельзя даже будет обжаловать ни в части компенсации, ни в части времени. Данный законопроект ставит под угрозу защиту права на собственность и права на землю.
Конечно, в России частная собственность охраняется законом. Причём главным законом страны – Конституцией. Но если вдруг государству надо – местные власти ответят «Есть!».
С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
Отобрать имущество у владельца в 2021 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
для выполнения международных обязательств;
для разработки недр;
признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию :
Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2021 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.
В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:
допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2021 в порядке изъятия предусмотрены:
сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.
На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.
В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):
действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
упущенная выгода.
Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).
Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.
Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка
Новой редакцией статьи 95 ЗК РФ предусмотрено, что земли и земельные участки в границах населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, относятся к землям населенных пунктов. В статье указано, что:
Использование включенных в состав особо охраняемых природных территорий земель и земельных участков иных категорий ограничивается с учетом необходимости защиты природных комплексов особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий.
Не подлежат приватизации:
Земельные участки в границах государственных заповедников.
Земельные участки в границах национальных парков.
Исключение сделано для случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, запретили предоставление земельных участков для:
ведения садоводства или огородничества;
индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Положения статьи 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке. В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.
Стоит отметить, что в стоимость земельного объекта входят следующие параметры:
рыночная цена;
стоим��сть имущества, располагающегося на земле;
сумма убытков владельца, связанных с упущенными выгодами или с переездом на другое место.
Закон о изъятии земельных участков с 1 января 2021 года
Закон устанавливает периодичность обновления картографической основы государственного кадастра за счет средств федерального бюджета. По закону картографическая основа кадастра должна обновляться не реже чем один раз в десять лет . Более точные сроки обновления карт и планов будут определяться в зависимости от характеристик территории, в том числе в зависимости от скорости ее изменения. Данный подход позволит оптимизировать затраты федерального бюджета на создание картографической основы кадастра.
Данный законопроект о комплексных кадастровых работах принят в первом чтении. Его целью является разработка правовых механизмов, направленных на реализацию мероприятий по определению и внесению в кадастр сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства на них.
Именно этот законопроект устанавливает, что кадастровые работы финансируются органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ. Закон также устанавливает порядок проведения кадастровых работ в отношении участков, зданий или сооружений, учет которых был проведен раньше; определяет внесения в кадастр результатов комплексной кадастровой работы, сведений об участках, требующих уточнения земельных границ или исправления кадастровых ошибок . Кроме того, этот законопроект вводит запрет с 1 января 2018 года на совершение сделок с земельными участками, описание границ которых не соответствует кадастровым требованиям.
Целью этого закона было снижение риска ошибок в описании границ, быстрое наполнение кадастра достоверными сведениями о местоположении границ земельных участков, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРП.
Закон о сокращении сроков учета и регистрации бесхозной недвижимости внесен на рассмотрение в Государственную думу 31 октября 2021 года. Он призван наладить работу между органами кадастрового учета и органами местного самоуправления при постановке на учет бесхозных объектов недвижимости . Кроме того, закон сокращает срок кадастрового учета и регистрации права с 18 до 10 дней, упрощает порядок предоставления согласия супруга в орган, осуществляющий госрегистрацию права. Все это вместе призвано минимизировать материальные затраты граждан при регистрации, а также ускорить весь этот процесс . Ожидается, что упрощение процесса совершения сделок с недвижимостью окажет стимулирующее действие на оформление прав на нее.
Данный закон принят в первом чтении 22 октября 2021 года. Во-первых, он предусматривает создание единого информационного ресурса — Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который объединит в себе Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости . Во-вторых, закон внедряет, в случае создания объекта недвижимости, единую учетно-регистрационную процедуру. Кроме того, документы для регистрации можно будет подавать в любой офис независимо от местоположения самой недвижимости; регистрация будет проводиться органами власти и органами регистрации права без непосредственного участия заявителя, причем сроки регистрации сокращаются . Так, кадастровый учет должен осуществляться за пять дней, а регистрация права — за семь.
Все это направлено, в первую очередь, на повышение качества сведений в ЕГРН, что важно при взимании налогов на недвижимое имущество.
Закон также повышает прозрачность оборота недвижимости, что однозначно приведет к снижению рисков при инвестировании в строительство; снижает финансовые, временные и судебные издержки при оформлении прав на недвижимость; повышает защиту права собственности на недвижимость; а также увеличивает эффективность функционирования государственной учетно-регистрационной системы.
Этот законопроект направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения режима использования земель путем зонирования. Также закон отменяет определение разрешенного использования земли через категорию земельного участка . Само понятие «категория земель» исчезает из нашей жизни, а вместе с ним исчезает и необходимость перевода участка из одной категории в другую.
Этим наводится порядок в положении об установлении территориальных зон, закрепляется порядок установления видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с использованием территории. Кроме того, закон предусматривает использование сельскохозяйственных земель строго по назначению, что приведет к сохранению их площади.
По мнению властей, закон укрепит институт собственности, сделает процесс установления разрешенного использования земель единообразным и приведет к развитию всей системы планирования территорий. Это, во-первых, упростит систему управления земельными ресурсами и строительными комплексами. Во-вторых, сократит количество споров, связанных с противоречиями в определении разрешенного вида использования земельного участка.
Данный федеральный закон был принят в 2011 году, в нынешнем же году были рассмотрены поправки Правительства РФ. В результате были определены органы, принимающие решение об изъятии земельных участков, лица, уполномоченные ходатайствовать об изъятии.
Также в законе оговорены вопросы, связанные с выявлением правообладателей при изъятии участка, вопросы о размере и способе возмещения убытков; порядок подготовки и заключения соглашения об изъятии и особенности регистрации прав на недвижимое имущество при этом. Все новые поправки направлены на совершенствование порядка изъятия . Большое внимание отведено вопросам защиты прав и законных интересов собственников, упрощается порядок и сокращаются сроки изъятия.
В государственной собственности находятся массивы, принадлежащие федеральным или муниципальным органам, управляющим земельной собственностью. Это наделы, которые не оформлялись в собственность физических или юридических лиц. Земельная государственная собственность может передаваться в аренду физическим и юридическим лицам , в том числе, если они являются представителями иностранных государств. Случаи передачи земель в аренду установлены в статье 39.6 ЗК РФ . Процедура передачи арендных прав может происходить:
при участии в торгах;
без участия в торгах.
Обозначенная статья Настоящего кодекса не претерпела изменений. Зато изменения были внесены в статью 39.7 ЗК РФ, указывающую на назначение суммы арендной платы. Он оглашает в п . 5 указанной статьи, что в определённых случаях арендная плата не должна превышать размер земельного налога . К таким случаям относится передача земельного участка:
Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.
В перечисленных случаях земли передаются без организации торгов. В статье 38.9 ЗК РФ, устанавливающей сроки аренды участков, появились небольшие изменения . В силу изменения земельного законодательства был упразднён п. 5 настоящей статьи, а также изменились некоторые сроки аренды для разных категорий арендаторов.
Эта же статья в п. 7.1 дополнена следующими положениями: если на арендуемой территории расположен объект недвижимости, подлежащий сносу, арендатор обязан провести его демонтаж за счёт собственных вложений.
Как правило, речь здесь идёт о самовольных постройках. Срок на их демонтаж составляет один год.
С 1 января 2021 года вступает в силу новый закон Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Новый закон, в том числе, устанавливает правила государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Согласно новому пакету законопроектов, пользоваться и распоряжаться незаконными строениями будет нельзя. Самострой придется снести или реконструировать . Финансовые затраты лягут на того, кто возводил такую постройку . При этом, если не представляется возможным найти застройщика, нести издержки по сносу или реконструкции здания придется собственнику земельного участка.
— Да, на самом деле данный законопроект был мною внесен в государственную думу и изначально он первоначально предполагал техническую правку. Когда вышли изменения в гражданский процессуальный кодекс и там изменились сроки, по которым решение суда вступает в законную силу, то есть вместо десяти дней, которые раньше были – тридцать дней . Поэтому необходимо было внести такие же изменения в те законы, которые как раз эти срок обговаривают.
После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п . 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ) . Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая . В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ) . Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).
Любые договорные правоотношения Свершаются только с согласия владельца, без давления со стороны третьих лиц Отчуждению подлежит только участок Прошедший межевание и состоящий на кадастровом учете Законной сделка отчуждения считается при свершении ее от имени хозяина Или официально уполномоченного представителя Полноправным владельцем земель Не являющихся частным владением, выступает государство или муниципальные власти Не подлежат отчуждению Заповедники, транспортные линии, оборонные объекты и другие, определенные законом Лица, не ведущие сельхоздеятельность Не вправе претендовать на отчужденные с/х земли Принимать отчужденные земли могут только граждане РФ Государство или юрлица (участие иностранцев в составе допускается меньше 50 %) При принудительном отчуждении Обязательно наличие документального обоснования – судебного решения или административного акта
Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г.
выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.
Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:
энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
АЭС;
оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
объекты космической отрасли;
обеспечение естественных монополий;
коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
автодороги.
Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения
Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.
Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:
развитие заповедников и заказников;
исполнение международных соглашений;
недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.
На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.
При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству
Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом.
В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности.
В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:
подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).
Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.
Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании
Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:
размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.
При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.
В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:
длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
отсутствие надлежащей эксплуатации;
грубое нарушение норм землепользования.
Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.
Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца
Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:
Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.
Составление договора отчуждения земли обязательно
Подписание договора, включающего в себя идентификационную информацию об участках земли, цель их отчуждения, сроки смены собственника, сумму выплат и некоторые дополнительные данные, согласно ст. 56.9 ЗК РФ.
После подписания письменного соглашения между собственником и органом государственной власти соответствующего уровня в лице уполномоченного представителя, а также с организацией, ходатайствовавшей об отчуждении, действия связанные с переходом права, его госрегистрацией, а также перечисление выкупной суммы проводятся в соответствии с положениями договора.
Похожие записи: