Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка п.5 ч.16 ст.11.10

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка п.5 ч.16 ст.11.10». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласование схемы расположения земельного участка

Дело №2- 330/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2018 г. гор.Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Рябцевой А.И.

При секретаре Гайдиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Одабашян Н.В. к администрации Джубгского городского поселения об обязании утверждении схемы расположения земельного участка, и заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ :

Одабашян Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Джубгского городского поселения об обязании утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу : пгт.Джубга ул. 1 «К» с кадастровым номером №, ссылаясь на то, что администрацией в нарушение требований земельного кодекса отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения земель и отказано в заключении соглашения.

(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 13.10.2016 N 658)

В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763; N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 52.79, 5282; N 52, ст. 549С; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582, 3601, N30, ст. 3735; N 52, ст. 6416, 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7027, 7043; N 50, ст. 7343, 7359, 7365, 7366; N 51, ст. 7446, 7448; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 14, ст. 1663; N 23, ст. 2881; N 27, ст. 3440, 3447; N30, ст. 4080; N 52, ст. 6961, 6971, 6976, 7011; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799) приказываю:

1. Утвердить:

требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (приложение N 1);

форму схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2015 года.

Министр
А.В. УЛЮКАЕВ

• в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов,
• в целях образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка,
• в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования,
• в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования,
• в целях образования земельного участка для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд,
• в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (оформление прирезок).

В других случаях для образования и предоставления земельного участка необходим проект межевания территории.

• условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
• проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
• список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
• изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения;
• сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Как самостоятельно подготовить схему расположения земельного участка

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

Орган власти, утвердивший схему расположения земельного участка, обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения направить в Росреестр указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка. Сведения, содержащиеся в указанном решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Услугу предоставляет

Администрация муниципального образования «Икрянинский район»

  • Описание услуги
  • Стоимость и порядок оплаты
  • Сроки оказания услуги
  • Категории получателей
  • Основания для оказания услуги, основания для отказа
  • Результат оказания услуги
  • Документы
  • Документы, необходимые для получения услуги
  • Документы, предоставляемые по завершению оказания услуги
  • Дополнительная информация
  • Сведения о государственной услуге
  • Порядок обжалования
  • Нормативно-правовые акты

Описание услуги

Давайте разберем основания, по которым чиновники могут отказать в утверждении схемы.

Попутно рассмотрим способы, как избегать отказов.

Утверждение схемы земельного участка имеет 5 оснований для отказа.

Все основания отказа утверждения схемы земельного участка изложены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

Обратите внимание.

Помимо оснований отказа в утверждении схемы существуют основания отказа в предварительном согласовании и в предоставлении земельного участка.

В этой статье будут рассмотрены только основания отказа в утверждении схемы.

Основания отказа в предварительном согласовании и предоставлении участков будут описаны в других материалах. Если конечно данная статья будет востребована и наберет достаточно отзывов.

При подготовке схемы размещения земельного участка учитывайте следующие документы.

  • Утвержденные документы территориального планирования.
  • Правила землепользования и застройки.
  • Проекты планировки территории.
  • Землеустроительную документацию.
  • Положения об особо охраняемой природной территории.
  • Зоны с особыми условиями использования территории.
  • Земельные участки общего пользования и территории общего пользования, красных линиях.
  • Местоположение границ земельных участков.
  • Местоположение зданий, сооружений. В том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства.

Перечень достаточно внушительный, но не такой страшный, как может показаться.

Если цель получить участок под ИЖС, ЛПХ в границах населенного пункта, садоводство или КФХ, то начинайте с Правил землепользования и застройки населенного пункта.

В каждом населенном пункте должны действовать свои Правила землепользования и застройки.

На сайтах местных администраций должны публиковаться данные Правила.

Если по каким-то причинам Правил на сайте нет, то надо стучаться в кабинеты чиновников. И вежливо сообщать о нарушении закона. Не забудьте добавить, что нарушение неминуемо приведет к мерам прокурорского реагирования.

В качестве приложений к Правилам найдете карты территориального и/или функционального зонирования.

На картах увидите зоны с особыми условиями. Там же есть особо охраняемые зоны, территории общего пользования и другие территории планировки.

Сроки оказания услуги

  • условный номер земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
  • проектная площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
  • список координат характерных точек границы образуемого земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
  • изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее — графическая информация);
  • сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка;
  • в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Когда я готовил данный материал, то осознал простую вещь.

Если текстом детально описывать каждый пункт из перечня, то вы просто уснете при чтении.

Понять, что должно быть в схеме, и как ее сделать за несколько минут, можно не читая скучный текст, а просматривая видео.

Вкратце изложу некоторые моменты, которые должны быть указаны в Схеме земельного участка.

Номер участка, который вы нарисуете на Схеме, состоит из двух частей.

  • номера кадастрового квартала, в котором участок будет расположен,
  • двух заглавных букв – ЗУ, которые являются аббревиатурой словосочетания – земельный участок.

Между номером кадастрового квартала и буквами ЗУ поставьте двоеточие.

Пример — 50:23:0030106:ЗУ.

Для определения координат точек и границ участка достаточно сделать несколько кликов в программе.

На выбранной территории кликаете несколько раз по периметру выбранного вами участка земли и программа выдаст координаты каждой точки и нарисует границы участка.

Затем перенесите значения координат в шаблон вашей схемы.

В инструкции показано, как перенести значения координат точек на схему, чтобы она соответствовала всем требованиям.

Значения координат точек округлять до целых чисел не нужно.

Значения указываются с точностью до сотых долей, которые вам выдаст программа.

Подведем промежуточный итог.

Чтобы не получить отказ по причине несоответствия Схемы установленным требованиям целесообразно:

  • либо скрупулезно изучить Приказ Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762,
  • либо использовать проверенную инструкцию по составлению схемы расположения земельного участка.

Есть еще третий вариант: заказать изготовление схемы кадастровому инженеру.

Важно только, чтобы он знал, какие требования предъявляются к схеме участка для предварительного согласования и не загнул высокую цену.

Как частенько бывает в нашей стране, параллельно существуют две реальности.

  • Первая реальность изложена в законах (как должно быть);
  • Вторая реальность объективно существующая (как есть на самом деле).

Начнем с первой реальности.

Согласно пункту 20 статьи 11.10 Земельного кодекса, после утверждения схемы земельного участка администрация должна в течение 5 рабочих дней направить схему и постановление в орган регистрации прав, то есть в Росреестр.

Сведения о земельном участке, содержащиеся в схеме, должны быть отображены на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Иными словами, Росреестр должен отображать на публичной кадастровой карте границы всех участков, по которым были утверждены схемы.

При таком раскладе, избежать отказа по причине совпадения границ было бы проще простого, потому что при составлении схемы вы видите границы всех занятых участков, в том числе, тех, которые еще не сформированы, но по которым утверждены схемы.

Категории получателей

Оформление СРЗУ включает следующие шаги:

  1. Ознакомление с действующими нормативными документами. Один из главных документов – Правила земплепользования и застройки, которые можно получить в муниципалитете. К ним прилагается карта зонирования территории.
  2. Получение КПТ. Его можно получить в электронном виде через сайт Росреестра.
  3. Составление СРЗУ.
  4. Подача заявления о предварительном согласовании СРЗУ в уполномоченном органе местной власти.
  5. Получение решения об утверждении СРЗУ.
  6. Регистрация СРЗУ. Ее обеспечивает сам утверждающий орган.

Если отказ в утверждении схемы расположения участка вынесен в срок, нужно начать с проверки оснований для данного решения. Сроки для рассмотрения заявления и схемы от одного до двух месяцев (2 месяца, если планируется проведение аукциона, 1 месяц, если землю надо предоставить без торгов.). Ответ муниципалитета должен быть представлен в письменном виде и установленного образца. Далее надо действовать следующим образом:

  • необходимо собрать документы, подтверждающие правомочность обращения за утверждением схемы расположения надела;
  • следует подготовить второй экземпляр заявления, на котором стоит отметка о приеме бумаг на утверждение администрацией;
  • нужно составить исковое заявление и прикрепить к нему необходимую документацию на землю;
  • надо собрать подтверждения необоснованности отказа или наличия нарушений со стороны органов власти;
  • затем необходимо подать иск и пакет бумаг в отделение суда, находящееся в том же районе, что и земельный участок.

Останется только принять участие в разбирательстве, привести собственные доводы, ответить на возражение второй стороны и повторно обратиться за утверждением схемы.

Нужно представить в суде саму схему расположения земельного участка, выписку из единого реестра недвижимости, а также копию подтверждения оплаты пошлины. Необходимо прикрепить доказательства того, что у Вас имеются права на предоставление участка без торгов или в ходе аукциона. Цели использования надела должны совпадать с видами разрешенного использования, установленными в отношении участка.

Если же отказ вынесен правомерно и обоснованно, придется выбирать другую территорию, готовить новую схему и заново обращаться за ее утверждением. Оптимальный вариант решения проблемы – переложить заботы по обжалованию отказа или поиску нового участка на наших экспертов. Мы проведем необходимые работы быстро и эффективно.

Земельные юристы нашей компании оспорят отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в согласовательном, претензионном или судебном порядке. Для определения причины отказа, вам необходимо предоставить нашим специалистам копию поданной в администрацию схемы расположения, сопроводительных документов и текст ответа администрации района.

Для отрицательного решения в законе предусмотрены специальные основания. О них нужно обязательно помнить, когда готовите подобный документ и подаете его в уполномоченные органы. Однако отказ — еще не повод для изменения своих планов в отношении выбранного участка. Его можно обжаловать, если докажете, что вынесен он с нарушениями или безосновательно. В данном вопросе можете положиться на земельных юристов нашей компании. Мы оспорим отказ в любой инстанции, добившись вынесения положительного решения.

Принимают данное решение после подготовки схемы расположения надела на кадастровом плане и направления ее в орган местного самоуправления или иное уполномоченное ведомство. Куда подавать заявление вместе со схемой, зависит от того, кто вправе распоряжаться выбранной землей. Отказать могут и из-за неправильно поданного ходатайства (выбран не подходящий орган или представлены не полные сведения). Хотя чаще основаниями для подобного ответа служат иные недочеты.

Если отказ в утверждении схемы расположения участка вынесен в срок, нужно начать с проверки оснований для данного решения. Сроки для рассмотрения заявления и схемы от одного до двух месяцев (2 месяца, если планируется проведение аукциона, 1 месяц, если землю надо предоставить без торгов.). Ответ муниципалитета должен быть представлен в письменном виде и установленного образца. Далее надо действовать следующим образом:

  • необходимо собрать документы, подтверждающие правомочность обращения за утверждением схемы расположения надела;
  • следует подготовить второй экземпляр заявления, на котором стоит отметка о приеме бумаг на утверждение администрацией;
  • нужно составить исковое заявление и прикрепить к нему необходимую документацию на землю;
  • надо собрать подтверждения необоснованности отказа или наличия нарушений со стороны органов власти;
  • затем необходимо подать иск и пакет бумаг в отделение суда, находящееся в том же районе, что и земельный участок.

Останется только принять участие в разбирательстве, привести собственные доводы, ответить на возражение второй стороны и повторно обратиться за утверждением схемы.

Основания для оказания услуги, основания для отказа

Нужно представить в суде саму схему расположения земельного участка, выписку из единого реестра недвижимости, а также копию подтверждения оплаты пошлины. Необходимо прикрепить доказательства того, что у Вас имеются права на предоставление участка без торгов или в ходе аукциона. Цели использования надела должны совпадать с видами разрешенного использования, установленными в отношении участка.

Если же отказ вынесен правомерно и обоснованно, придется выбирать другую территорию, готовить новую схему и заново обращаться за ее утверждением. Оптимальный вариант решения проблемы – переложить заботы по обжалованию отказа или поиску нового участка на наших экспертов. Мы проведем необходимые работы быстро и эффективно.

Специалисты нашего земельно-юридического центра выполнят согласование схемы расположения земельного участка, а также кадастровые и регистрационные действия от лица доверителя. Процедура предварительного согласования начинается с изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В данном вопросе можете положиться на сотрудников нашей компании. Мы не просто подготовим все необходимое, но и пройдем все этапы согласования, утвердив схему в местном муниципалитете. Согласование проводится после подачи в администрацию соответствующего заявления.

Для подготовки схемы потребуется кадастровый план территории. В нем содержится информация о земельных участках, расположенных в указанном районе. По нему можно подобрать свободный надел, подав ходатайство о передаче его в аренду или собственность. За составлением самой схемы необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Иначе существует риск допустить досадные ошибки, из-за которых откажут в согласовании.

  1. Сначала нужно запросить кадастровый план в ГКН. Сделать это можно через сайт Росреестра. Получают его, указав номер кадастрового квартала. За выдачу такого плана надо заплатить небольшую пошлину.
  2. На кадастровом плане следует найти подходящий участок, указав его контур и площадь в квадратных метрах.
  3. На схеме должны быть отображены координаты всех четырех поворотных точек территории. Значения координат данных точек указываются в дальнейшем в заявлении в администрацию.
  4. Желательно отобразить на схеме растровую подложку, указав топографическую основу. Благодаря этому получится точнее найти местоположение территории относительно дорог, объектов недвижимости, лесополосы и прочего.
  5. После этого необходимо сформировать схему в виде изображения, подготовить заявление в уполномоченные органы и подать все это с соблюдением сроков.

Бумаги направляются в администрацию заказным письмом с уведомлением о получении и описью вложений, либо при личном визите. Во втором случае потребуется второй экземпляр ходатайства, на котором ставится отметка о приеме документации. Ответ придет в течение тридцати или шестидесяти дней. Многое в данном вопросе зависит от способа получения надела (через аукцион или без проведения торгов).

После подачи документов начинается непосредственное согласование расположения участка в земельном комитете или комитете по госимуществу местной администрации. В некоторых случаях согласованием занимаются государственные органы исполнительной власти. Предварительно необходимо проверить, в чьем ведении находится выбранный участок и кто вправе им распоряжаться. Когда заявление и готовая схема предоставлены в данные органы, начинается проверка на соответствие этого документа:

  • правилам застройки и использования земли;
  • проекту планирования территории;
  • землеустроительным бумагам;
  • документации по территориальному планированию и т.д.

Кроме того, схему изучают на соблюдение норм, прописанных в Земельном кодексе:

  • участок не должен заходить за границы земель общего пользования;
  • пересекаться с иными наделами, на которые оформлены схемы;
  • относиться к территориям с особыми условиями использования;
  • на нем не должно быть зданий или линейных объектов;
  • он не должен быть зарезервирован для нужд муниципалитета или государства.

Также будут обращать внимание на площадь территории. Она не должна превышать установленные в данном районе максимальные значения. Заявление будут рассматривать не менее пристально. В нем необходимо указать:

  • размеры надела и его адрес;
  • описание местоположения;
  • кадастровый номер участка;
  • номера земель, из которых он образуется;
  • территориальную зону нахождения надела;
  • категорию и допустимые виды использования.

Если подготовленная схема пройдет согласование и утверждение в администрации, она будет действовать в течение двух лет. Но перед подачей заявки стоит ознакомиться с основаниями для отказа. Так Вы будете уверены, что соблюдены все требования закона. Либо доверьте проведение процедуры земельным юристам нашей компании. Мы проведем необходимые согласования, подготовим схему и добьемся передачи участка в аренду или собственность.

  1. Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
  2. председательствующего – Гороховика А.С.,
  3. судей Сивохина Д.А. и Шилова А.Е.,
  4. при секретаре Пряниковой Т.Н.
  5. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара на Решение Кировского районного суда г.Самары от 25 июля 2012 года, которым постановлено:

«Признать заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по адресу: 131 кв.м. в силу принадлежности данного участка двум зонам Р-5 и ПК-1 незаконным.

Обязать Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара устранить допущенные нарушения, согласовав схему расположения земельного участка 40/6 платформа Вишневая площадью 131 кв.м. при отсутствии иных законных оснований к отказу».

Схема расположения земельного участка (СРЗУ) — это документ, который представляет собой план границ создаваемого участка или перераспределяемых территорий. Утверждается уполномоченными должностными лицами и является графическим приложением к распоряжению органа, ответственного за распределение земельных ресурсов. Схема содержит описание местоположения участка. В ней определяется конкретное расположение надела на местности (координаты), а также площадь и конфигурация границ выделяемой территории.

  • Аренда земельного участка для дома (13)
  • Аренда земельного участка под бизнес (19)
  • Земельные участки по госпрограмме (12)
  • Земельные участки по льготе (9)
  • Земли сельскохозяйственного назначения (13)
  • Индивидуальное Жилое Строительство (25)
  • Кадастровые работы (16)
  • Отказ в аренде земельного участка (22)
  • Отказ в переводе в собственность (6)
  • Отказ в регистрации дома (5)
  • Покупка земельного участка (26)
  • Продажа земельного участка (15)
  • Судебные иски и споры (10)

[Земельный кодекс] [Глава I.1]

1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьёй 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.

8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

Какой-либо жесткой формы у схемы расположения действующий закон не предусматривает. Но, имеется Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, которым определены обязательные требования к подготовке схемы и сведениям, которые должны быть в ней изложены.

Земельный Кодекс определяет (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ), что схема должна быть подготовлена в формате электронного документа. Исключение предусмотрено для физических лиц, которые имеют право на приобретение земельных участков без торгов — в этом случае схему можно подготовить в виде обычного документа.

Мой совет для физических лиц, которые имеют право на приобретение земельного участка без торгов:

Подготавливать схему расположения земельного участка именно на бумажном носителе. Утвержденная схема – это хорошее доказательство в суде, которое фиксирует состояние и расположение объектов на момент подготовки схемы.

Поверьте, межевые споры по уточненным границам садовых участков или участков под жилыми домами совсем не редкость в судебной практике. И самая большая проблема этих споров – острая нехватка доказательств.

Суды гораздо охотнее принимают доказательства в классическом бумажном виде, чем в электронном. Поэтому, в плане «бумажности» у меня взгляды консервативны – нанотехнологии прекрасны, но защищать интересы в суде надёжнее с помощью письменных документов.

В своей практике я встречал два вида схем расположения на бумажных носителях:

  • подготовленные на особых планшетах, которые выдаются специальными отделами администраций муниципальных образований;
  • либо без планшетов, выполненные в виде изображения границ объектов.

Кратко – схема расположения земельного участка нужна там, где образуются или уточняются границы земельных участков из государственной (муниципальной) собственности.

Самые часто встречающиеся случаи:

  • Образование земельного участка из государственных (муниципальных) земель или земель неразграниченной собственности;
  • Образование под объектом недвижимости земельного участка, который не находится в частной собственности;
  • Уточнение границ земельного участка, который не находится в частной собственности;
  • Перераспределение земельного участка частной собственности и государственной (муниципальной) собственности;
  • Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;

В случаях образования, изменения, уточнения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, подготовка схемы расположения земельных участков законом не предусмотрена.

Схема расположения земельного участка не нужна, когда:

  • утвержден проект межевания территории, в границах которой расположен участок;
  • участок подлежит образованию только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ);
  • закон не связывает образование земельного участка с утверждением схемы расположения.

Схема расположения земельного участка подлежит утверждению органом, который уполномочен на распоряжение землей. Если уполномоченный орган утверждает схему, то он выносит распоряжение.

Срок такого распоряжения составляет 2 года. Если в течении двух лет заинтересованное лицо не поставит участок на кадастровый учет, то распоряжение теряет юридическую силу. В этом случае, нужно начинать все заново.

Как показывает практика, этот вопрос вызывает много споров и проблем.

Поэтому, в первую очередь смотрим, что говорит закон.

Пункт 3 статьи 11.10 Земельного Кодекса определяет:

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, «по умолчанию» закон обязывает подготавливать схему расположения уполномоченные органы власти. Однако, бессмертное «если иное не предусмотрено…» оставляет простор для фантазии.

Заинтересованное лицо может само подготовить схему расположения земельного участка и представить ее в орган власти на утверждение в следующих случаях:

Образования земельного участка для предоставления без проведения торгов;

Образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если участок не находится в границах населенных пунктов и городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;

Образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования;

Образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования;

Образования земельного участка для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Пункт 8 статьи 11.10 Земельного Кодекса возлагает обязанность по подготовке схемы на заинтересованное лицо в случае:

Образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Заинтересованное лицо не вправе самостоятельно подготовить и представить на утверждение схему расположения земельного участка в случае (п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ):

Образования земельного участка для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

Таким образом, закон хоть и возлагает на органы власти обязанность по подготовке схем расположения земельных участков, но в тоже время предоставляет право заинтересованному лицу во многих случаях сделать все самостоятельно, а в одном случае обязывает сделать это (перераспределение земельных участков).

Если земельный участок может быть предоставлен только на аукционе и он расположен в границах населенных пунктов, а также в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, то обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка может только уполномоченный орган власти. Иных вариантов здесь нет. Это неоднократно подтверждалось судебной практикой.

Определение границ земельного участка

Основания для отказа в утверждении схемы уполномоченным органом власти определены в п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса:

1) когда схема расположения не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ;

2) наложение границ земельного участка, образуемого в соответствии с утверждаемой схемой, с земельным участком, который образуется по другой схеме, утвержденной ранее и срок действия которой не истек;

3) разработка схемы расположения с нарушением требований к образованию земельных участков;

4) несоответствие схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Исключение из правил:

Земельный участок подлежит образованию в соответствии со схемой, а отказ в ее утверждении является незаконным, если проект межевания был утвержден позже утверждения схемы, а срок действия распоряжения об утверждении схемы еще не истек.

Приведенный перечень оснований является исчерпывающим – то есть не подлежащим расширительному толкованию. Любые основания отказа в утверждении схемы расположения, не приведенные в п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса, являются незаконными.

Вот и все основные моменты, которые нужно знать о схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если вы решили заняться оформлением земельного участка самостоятельно.

Буду рад, если вы нашли для себя полезную информацию в изложенном материале.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017)

    • Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ (ред. от 30.04.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»

    • Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)

    • Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019)

      «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

      «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

      «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

    Все документы >>>

    Схема расположения участка на плане отдельной территории – это графическое изображение границ одного определенного образуемого участка или нескольких участков на составленном по конкретной территории кадастровом плане.
    В подобной схеме должна указываться площадь каждого отдельного участка земли, а если происходит образование нескольких участков – специальный номер, присвоенный индивидуально каждому их них.

    Подготовка схемы должна осуществляться в строгом соответствии с определенными документами:

    • с документами территориального планирования;
    • с документами, содержащими правила землепользования и проведения последующей застройки;
    • с проектом планировки территории;
    • с разнообразной документацией, содержащей в себе землеустроительную информацию.

    Подготовка схемы должна осуществляться специально уполномоченным на проведение данного мероприятия органом исполнительной власти субъекта государства или муниципалитета. Если схема требуется для образования участка без ведения специальных торгов, подготовкой может заниматься физическое или юридическое лицо.

    Отдельно стоит отметить, что при подготовке схемы для последующего образования участка путем проведения торгов или аукциона, заниматься ею может физическое или юридическое лицо, за исключением случаев, когда земля лежит в границах городов федерального значения.

    Подготовка схемы должна осуществляться в форме электронного документа.

    Однако в некоторых случаях, предусмотренных Кодексом и прочими нормативно-правовыми актами, принятыми на его основании, возможно также предоставление схемы в бумажном варианте.

    В частности, когда речь идет о подготовке схемы, которую осуществляет сам гражданин лично, для предоставления ему участка земли без проведения торгов и аукциона, подготовка может быть осуществлена в двух формах:

    • в виде электронного документа;
    • на бумажном носителе.

    Когда необходима подготовка в виде электронного документа, можно воспользоваться специальным сервисом на сайте своего регионального отделения кадастровой палаты. Кроме того, допускается составление схемы при помощи специальных программ и программных средств, которые устанавливаются на персональный компьютер.

    Стоит отдельно остановиться на составлении схемы при помощи сайта кадастровой палаты. Подготовка документа в такой форме может быть проведена любым лицом за отдельную плату. Точный размер оплаты, порядок ее взимания устанавливается на уровне Правительства стран.

    Готовая схема подлежит обязательному согласованию уполномоченными органами. В частности, готовый документ, выполненный в электронной или бумажной форме, должен быть согласован:

    • органом исполнительной власти отдельного субъекта государства;
    • органом местного самоуправления.

    Данное правило по согласованию действует во всех случаях, за исключением некоторых, установленных на законодательном уровне.

    По результатам рассмотрения схемы уполномоченный орган принимает решение, которое может либо утверждать ее, либо подразумевать отказ в утверждении.

    Основные требования к подготовке схемы расположения земельного участка представлены в качестве четкого соблюдения установленного списка документов. Если при изготовлении будет пропущен хоть один нормативно-правовой акт, готовая работа может быть признана недействительной ввиду своего несоответствия.

    Чтобы схема проходила все установленные требования законодательства, при ее подготовке, а также в последующем, при ее утверждении, требуется использование следующего пакета документов:

    • документы о проведении территориального планирования в данной местности;
    • правила по землепользованию и проведению застройки;
    • проект будущей планировки конкретной территории;
    • землеустроительная документация;
    • постановления, выделяющие особо охраняемую территорию;
    • постановления, выделяющие зоны с особыми условиями для использования территории;
    • документы об участках, предназначенных для общего пользования;
    • постановление о местоположении границ участков;
    • постановления, содержащие данные о местоположении построек и сооружений в границах определенной территории.

    В отделение органа архитектуры и градостроительства потребуется предоставить следующий пакет документов:

    • заявление, содержащее просьбу об утверждении составленной схемы;
    • документ, удостоверяющий личность обратившегося;
    • при необходимости – свидетельство о регистрации обратившегося в качестве индивидуального предпринимателя;
    • свидетельство о том, что обратившийся осуществил постановку на кадастровый учет;
    • при необходимости – доверенность;
    • предварительное заключение, выданное заместителем главы местной администрации;
    • кадастровый план данной территории;
    • акт, подтверждающий, что прошло установление почтового адреса;
    • протокол о собрании по предоставлению участков;
    • точная схема расположения земельного участка;
    • документы, являющиеся подтверждением права собственности.

    В решении, принятом уполномоченным органом власти субъекта или города государства в отношении каждого конкретного участка земли, должна содержаться информация:

    • о точной площади каждого конкретного участка земли;
    • о точном адресе каждого участка. При невозможности указать адрес, требуется составить описание месторасположения участка;
    • о кадастровом номере участка. В случае, когда из нескольких участков происходит образование одного единого участка земли, требуется указание кадастрового номера каждого первоначального участка;
    • о территориальной зоне, в границах которой происходит образование участка. В ситуации, когда на новый участок не распространяется действие специального градостроительного регламента или он на него не установлен, требуется указать точный вид использования данной земли;
    • о категории земли, к которой будет относиться новый участок.

    Полный срок действия данного решения составляет два календарных года.

    В качестве основания для отказа в утверждении уполномоченными органами представленной им схемы могут быть использованы следующие ситуации:

    • органом было выявлено несоответствие схемы расположения участка земли и ее форме, формату или требованиям к осуществлению подготовки, установленным на законодательном уровне.
    • если в ходе проверки было выявлено, что участок, расположенный на схеме, имеет полное или частичное совпадение по своему месторасположению с прочим участком, утвержденном на схеме, срок действия которой не истек.
    • если было выявлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане была разработана с нарушениями, установленных для данного мероприятия, сведений.
    • при выявлении несоответствия между расположением участка на схеме и на принятом плане данной территории.
    • при расположении участка на территории, для которой был утвержден межевой план.

    Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории

    Схема сама по себе не является правоустанавливающим документом. Она носит технический характер и требуется:

    • чтобы образовать ЗУ из земель либо других участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, т.е. не в собственности частных лиц;
    • в случае перераспределения ЗУ, находящегося в частной собственности с землями государственной или муниципальной собственности, так называемой прирезке.

    Самыми распространенными случаями, когда требуется подготовка схемы расположения ЗУ:

    • требуется кадастровому инженеру для подготовки межевого плана, чтобы поставить на кадастровый учет и получить кадастровый номер участка;
    • владеете на правах аренды участком, находящимся в государственной собственности и желаете его разделить. В этом случае требуется утверждение схемы для раздела такого участка;
    • хотите оформить пустой участок земли, никому не принадлежащий, получить его в аренду или собственность (выкупить) в соответствии с земельным кодексом.
    • может потребоваться в случае получения разрешения на строительство.

    В иных случаях земля выделяется органами местного самоуправления в соответствии с проектом межевания и планировки территории.

    Схема утверждается на определенный период времени, по закону срок составляет — 2 года.

    Структура документа должна содержать все необходимые сведения о наделе в соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ. В схеме расположения участка отражаются следующая информация об образуемом наделе:

    • условный номер;
    • площадь;
    • расположение;
    • координаты поворотных точек границ;
    • красные линии;
    • границы территориальных зон с установленными специальными условиями использования;
    • положение строений капитального характера;
    • проекты планировки;
    • границы прилежащих участков;
    • чертеж оформляемого надела;
    • номер кадастрового квартала;
    • описание системы координат;
    • условные обозначения;
    • категория земли.

    Предпочтительно провести топографическую съемку участка и его окрестностей. Это влечет дополнительные расходы, но скажется положительно на точном отражении фактических характеристик участка. Например, покажет, какие коммуникации проходят под земельным участком, что позволит избежать проблем с последующей его застройкой.

    Инициатор образования земельного участка для получения схемы его расположения должен действовать следующим порядком:

    1. Заинтересованное лицо готовит заявление о необходимости подготовки схемы расположения участка земли. Основанием для этого является документ, подтверждающий полномочия заявителя относительно этого надела.

    2. Подготавливается пакет документов, которые необходимо приложить к заявлению. В него входят:

    • паспорт заявителя;
    • правоустанавливающий документ на участок земли (свидетельство о праве собственности, акт о выделе участка и т.д.);
    • кадастровый паспорт на землю (при наличии) или выписка из ЕГРН;
    • справка из БТИ, если на участке имеются строения, или кадастровая выписка, если таковых нет.

    Заказать выписку из ЕГРН

    3. Заявление с документами направляется кадастровому инженеру. Перед началом работ составляется договор на оказание услуги по изготовлению схемы.

    4. Полученные документы анализируются специалистом на наличие или отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения ЗУ. Для этого он запрашивает регистрационные данные участка в виде кадастровой выписки.

    Схема может быть подготовлена одним из способов:

    1. Аналитическим.
    2. С выездом специалиста на место.

    В первом случае подготовка производится камерально. Примерно проектируются границы ЗУ и готовится схема расположения. В данном случае существует риск после утверждения и оформления права на участок получить надел не в тех границах, которые вы хотите.

    Особенно это опасно, если вокруг выбранного вами участка имеются какие-то другие объекты недвижимости (чужие участки, строения и прочие). Если есть риски пересечения с границами чужой собственности, имеет смысл подготовить схему с выездом геодезиста.

    Это немного дороже, но оправдывает потраченные средства в случае пересечения участков земли с соседями.

    В большинстве случаев инициатором подготовки схемы является заинтересованное лицо: организация или гражданин. Обязанностью оформить ее территориальной администрацией является только случай реализации участка путем аукциона. Заявитель несет все расходы, связанные с изготовлением и получением СРЗУ.

    Орган, осуществляющий выдел земли, направляет в Росреестр электронную схему. Это необходимо, чтобы не произошло образования на этом месте другого участка до момента регистрации на него права или в последующие два года (период действия схемы).

    Нарушением со стороны администрации является требование к заявителю представить схему в электронном виде. Данное требование не законно!

    Для того, чтобы схема была утверждена, она должна соответствовать требованиям земельного кодекса и соответственно не должна подходить под пункты, являющиеся основанием для отказа от утверждения. Если документ соответствует всем требованиям градостроительных регламентов и законодательства, то органы местного самоуправления обязаны ее утвердить.

    Согласно п. 16. ст. 11.10 ЗК, причинами для отказа могут быть, если схема:

    • не соответствует формату или требованиям к ее подготовке;
    • имеет нарушения требований земельного законодательства к образуемым наделам;
    • не соответствует утвержденному проекту планировки территории, а также положению об особо охраняемых природных зонах, градостроительным нормам;
    • имеет иные нарушения земельного законодательства.

    Откажут также, если границы создаваемого участка:

    • пересекают уже числящийся на кадастровом учете другой участок;
    • пересекают границы земельного участка, по которому утверждена схема с действующим сроком;
    • не соответствуют проекту планировки территории или нормам землеустройства;
    • в пределах утвержденного проекта межевания. В этом случае станет проблемой получение желаемого участка земли в аренду или собственность. Выходом здесь будет включение его в проект.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *