Минимальная пенсия в Узбекистане в 2021 году в долларах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальная пенсия в Узбекистане в 2021 году в долларах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Размер заработных плат Май 2020 Май 2021
Количество
платильщиков
тыс. чел
Доля Количество
платильщиков
тыс. чел
Доля
1 До 1 млн. сум 1 772,5 42,6% 1 788,0 38,3%
2 От 1 до 2 млн сум 1 066,4 25,6% 1117,8 24,0%
3 От 2 до 4 млн сум 887,9 21,3% 1072,6 23,1%
4 От 4 до 4,5 млн сум 194,8 4,7% 293,0 6,3%
5 От 5,5 млн сум 239,6 5,8% 386,5 8,3%
Всего 4 161,3 4 643,9

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) денежное выражение месячной тарифной ставки по первому разряду Единой тарифной сетки (от 01.02.2021) оплаты труда с тарифным коэффициентом 1,0.
МРОТ применяется в сфере трудовых отношений для определения суммы должностного оклада, надбавок, доплат, гонораров, компенсационных выплат за дополнительную работу и других видов выплат стимулирующего характера, а также удержаний, установленных законодательством, и других платежей, ранее установленных в отношении к МРЗП, а также определения нуждаемости семьи в социальной поддержке и размера пособия по безработице.
С 1 сентября 2021 года размер МРОТ в Узбекистане равен 822 000 сум в месяц (С 01.02 2021 до 01.09.21 года размер МРОТ в Узбекистане равен 747 300 сум в месяц)

Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 сентября 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 270 000 сумов в месяц
(с 01.02.21 до 01.09.21 — БРВ был 245 000 сум,
с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)

Минимальные размеры пенсий повышаются с 1 июля

С 1 июня планируется:

  • пенсии и пособия назначать и выплачивать по желанию гражданина по месту постоянной регистрации или месту временного пребывания (сейчас только по постоянной регистрации);
  • рассчитывать при назначении пенсии трудовой стаж за период до 2005 года на основе имеющихся в трудовой книжке записей, без истребования каких-либо подтверждающих документов;
  • отменить проверку и взыскание излишних выплат по назначенным или пересчитанным пенсиям и пособиям за период свыше трех лет;
  • предоставить работающим пенсионерам право ежемесячно уплачивать из своей зарплаты социальный налог для будущего пенсионного обеспечения неработающих супругов;
  • оформление заявки на получение пенсий в безналичной форме проводить путем открытия пластиковых карт в банках или через мобильные приложения без обращения в отделения Пенсионного фонда;
  • отменить для получателей пенсий в безналичной форме обязательство посещать Пенсионный фонд каждые шесть месяцев.

Таблица со сравнением сумм зарплат различных профессий в Ташкенте. В других городах уровень заработка ниже на 15-30 процентов.

Профессия Заработная плата (в долларах)
Программист 300-320
Юрист 360-370
Учитель 190-200
Инженер 230-240
Продавец 120-130
Водитель 120-130
Бухгалтер 240-250
Охранник 100-105
Финансист 300-310
Экономист 280-290
Врач 150-160
Медперсонал 60-70
Няня 70-90
Электрик 130-140
Стоматолог (в частных клиниках) 340-350
Гид (со знанием иностранных языков) 350-360
Строитель 240-250

Одной из самых престижных мест работы считается полиция. Данные о заработной плате не распространяются, но известно, что она довольно сильно превышает среднюю по стране.

В 2018 году был подписан указ, согласно которому минимальная ежемесячная сумма заработной платы должна составлять 149 775 сумов. Это эквивалентно 35-38 долларам США. Минимальная зарплата также является ориентиром относительно других выплат (стипендий, пенсий, компенсационных доплат, надбавок и т.д.).

Хорошей начальной заработной платой можно считать сумму от 60 до 100 долларов в месяц в зависимости от отрасли и города работы. Такие деньги чаще всего фигурируют в различных предложениях работодателей. В их число входят как трудоустройство в сфере услуг, так и «рабочие» профессии (сварщики, монтеры и т.д.).

Иностранцы предпочитают устраиваться в IT-сферу: там средний стартовый заработок составляет 140-160 долларов. Заработная плата нерезидентов Узбекистана в целом не отличается от таковой граждан, однако из-за особенностей страны лицам с другим гражданством может быть сложнее устроиться на работу.

Минимальная зарплата, минимальная пенсия, БРВ и МРОТ в Узбекистане в 2021 году

НДФЛ взимается с общего официального дохода. В государстве существует 4 ставки подоходного налога:

  • 0 процентов – нулевая;
  • 7,5 процентов – минимальная;
  • 16,5 процентов – средняя;
  • 22,5 процентов – максимальная.

Налоговая ставка высчитывается следующим образом (1 доллар – приблизительно 8 000 сум):

Размер дохода, с которого взимается налог Процентная ставка
До 172 240 сум 0 процентов
172 241 сум – 861 200 сум 7,5 процентов
861 201 сум – 1 722 400 сум 51 672 + 16,5 процентов
От 1 722 401 сум 193 700 + 22,5 процентов

К списку социальных взносов относят отчисления на ИНПС, которые составляют 2 процента от официальной зарплаты работника за вычетом минимальной суммы, не облагаемой НДФЛ (172 240 сум).

Страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд составляют 8 процентов от официальной суммы дохода работника.

Налогами не облагаются:

  • Денежные средства, потраченные на выплату ипотеки и процентов с нее;
  • Суммы материальной поддержки;
  • Доход, полученный от продажи частной собственности, за исключением ценных бумаг;
  • Выходное пособие;
  • Стипендии;
  • Пенсии;
  • Компенсации по возмещению вреда в результате увечий или смерти кормильца;
  • Суммы, полученные за участие в донорской программе.

Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.

В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов. Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов. Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара, а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.

Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.

На сегодняшний день возможность получать пенсию в Республике имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины – 55 лет. Важным фактором является также наличие трудового стажа. Минимальный стаж для мужчин составляет 25 лет, для женщин – 20.

Расчет пенсии проходит в несколько этапов:

  1. Ключевую роль для расчета играет стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет.

Внимание! Специальные проверяют соблюдения условия выплат (ежемесячный страховой взнос) в Пенсионный фонд. В случае обнаружения нарушений вопрос о расчете пенсии прекращается до тех пор, пока не будет проведено расследование государственными службами.

  1. Помимо основной работы в стаж зачисляются занятия и другого рода деятельностью, а именно:

Как устроена пенсионная система в Узбекистане

Последние корректировки в определении размера минимальной пенсии были внесены указом президента Узбекистана от 1 октября 2016 года. Согласно ему, минимальная пенсия граждан, начисляемая по возрасту, составляет 29 2940 узбекских сумов. Если сравнивать эту цифру с показателями 2015 года, то она выросла на 15%.

По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства. Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит. Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.

Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.

Законом предусмотрены две категории граждан:

  • которые участвуют в накопительной системе добровольно;
  • которые должны это делать в обязательном порядке.

Надбавки к пенсионным выплатам предусмотрены в ряде ситуаций:

  • инвалидам войны 1 и 2 группы;
  • инвалидам 1 группы;
  • инвалидам 2 группы, за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны;
  • близким родственникам военнослужащих, которые погибли при исполнении государственной службы;
  • гражданам, которые имеют определенные заслуги перед Республикой;
  • артистам и художественному персоналу (в согласии с дополнительными статьями Закона).

Размер МРОТ в Узбекистане в 2021 году

В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.

Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:

  1. Выход на пенсию по возрасту;
  2. Выплаты по потере кормильца;
  3. Пенсия по состоянию здоровья;
  4. Пенсионное обеспечение для военнослужащих.

Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.

При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.

Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:

  1. Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
  2. Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
  3. Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.

Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.

В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:

  1. Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
  2. Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.

В Узбекистане для расчета пенсий будут принимать среднемесячный заработок в сумме, не превышающей десятикратного минимального размера заработной платы (МРЗП), а не восьмикратного, как это было раньше. Изменения в закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» вступили в силу с 23 мая.

Максимальный порог с восьми до десяти МРЗП увеличен также для расчета размера социальных выплат по потере кормильца. «Повышение пенсий по случаю потери кормильца, назначаемых на детей, потерявших обоих родителей (круглых сирот), производится из общей суммы заработка обоих родителей в пределах десятикратного размера минимальной заработной платы», – говорится в новой редакции данной статьи закона.

В настоящий момент в Узбекистане минимальный размер заработной платы составляет 202 730 сумов в месяц ($24). Это меньше минимальной потребительской корзины (показателя, составляющего более $80) и прожиточного минимума (к которому добавляются расходы на обязательные платежи и сборы). Уравнять МРЗП с прожиточным минимумом правительство планировало к 2021 году. Однако 21 мая 2019 года президент республики Шавкат Мирзиёев подписал указ, согласно которому с 1 сентября отменяется понятие «минимальный размер заработной платы». Вместо него будут использоваться «минимальный размер оплаты труда» (МРОТ), «базовая расчетная величина» и «базовая величина исчисления пенсии». Отметим, что две последних величины равны МРЗП, а МРОТ с 1 января увеличили на 15%, до 577 172 сумов ($68).

Последнее повышение пенсий в Узбекистане произошло 1 ноября прошлого года. Минимальная пенсия по возрасту, как и пособие инвалидам с детства, выросла до 396 500 сумов ($47), минимальное пособие престарелым гражданам без необходимого стажа работы – до 243 300 сумов ($28,8). По состоянию на 1 апреля 2019 года в республике насчитывается 3 542 463 человека, получающих пенсию или социальные пособия.

Норма, N 41 от 16 октября 2012 года

Распространяется ли абзац первый статьи 64 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» на выезжающих на постоянное место жительства в РФ? Разъясните, пожалуйста, порядок оформления до­кументов.

Нателла Важаевна, г.Ташкент.

– В соответствии с абзацем первым статьи 64 Закона «О государст­венном пенсионном обеспечении граждан» пенсии, назначенные до выезда на постоянное жительство за границу, выплачиваются за 6 месяцев вперед перед отъездом за границу из расчета размера пенсии на день подачи заявления о выезде в отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Минфине по месту жительства пенсионера. Однако это правило применяется только к лицам, которые выезжают в страны, с которыми Республика Узбекистан не заключила международных договоров о пенсионном обеспечении (пункт 177 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий 1 ).

[1]

Республика Узбекистан является участницей Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992 г., далее – Соглашение), которое распространяется на пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В соответствии с указанным документом при переселении пенсионера в пределах государств – участников Соглашения выплата пенсии по преж­нему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства – участ­ника Соглашения по новому месту жительства пенсионера. В случае если в государствах – участ­никах Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. При этом необходимые для пенсионного обеспечения до­кументы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников СНГ и государств, входивших в состав СССР, или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств – участ­ников Содружества без легализации (статьи 6, 7, 11 Соглашения).

Пенсионное дело лица, выезжающего на постоянное место жительства в страны СНГ и в государства – участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, может выдаваться пенсионеру или его поверенному, если иное не установлено договаривающимися сторонами, нарочно согласно его заявлению или может высылаться почтой по его запросу (предварительно снимается копия пенсионного дела). При этом копии аттестата, сопроводительного письма, акта и расписки о получении пенсионного дела подшиваются в копию пенсионного дела и сдаются в архив отдела Пенсионного фонда для хранения (пункт 50 Инструкции о порядке оформ­ления и ведения пенсионных дел, а также формах пенсионных документов и правилах их заполнения 2 ).

Теперь о некоторых особенностях оформления пенсии в РФ, куда вы собираетесь переехать на постоянное место жительства.

Новое о пенсиях в узбекистане В рамках выполнения данного указа всем ответственным организациям и ведомствам было дано задание провести необходимый перерасчет минимальной пенсии, заработной платы, стипендий, пособий и должностных окладов. Ответственным за выполнение этой задачи было назначено Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. В качестве исполнителей также выступили другие министерства страны, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкент, а также организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджета страны. Все средства для проведения перерасчета и других процедур, связанных с увеличением размера минимальной зарплаты в Узбекистане 2019, были перечислены из Государственного бюджета республики и внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Если человек работает в государственном учреждении и при этом за ним сохраняется право на получение одной или нескольких надбавок, то их выплатой занимается работодатель. Если же человек не работает, то ответственность за своевременные выплаты несет Пенсионный фонд. Перевод пенсии из Узбекистана в Россию Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров.

  • инвалидам войны 1 и 2 группы;
  • инвалидам 1 группы;
  • инвалидам 2 группы, за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны;
  • близким родственникам военнослужащих, которые погибли при исполнении государственной службы;
  • гражданам, которые имеют определенные заслуги перед Республикой;
  • артистам и художественному персоналу (в согласии с дополнительными статьями Закона).
  1. Ключевую роль для расчета играет стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет.

Последние корректировки в определении размера минимальной пенсии были внесены указом президента Узбекистана от 1 октября 2019 года. Согласно ему, минимальная пенсия граждан, начисляемая по возрасту, составляет 29 2940 узбекских сумов. Если сравнивать эту цифру с показателями 2015 года, то она выросла на 15%.

Эксперт объяснил на примерах, как и кому будет пересчитываться пенсия

Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы.

За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного
страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.

На текущий момент на территории Узбекистана действуют размеры минимальной пенсии и зарплаты, установленные Указом президента страны, подписанным 22.08.2019. Указ президента вступил в действие с 1.10.2019. С момента вступления в силу этого документа с официальной формулировкой «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий» минимальные размеры практически всех социальных выплат были повышены в среднем на 15%.

В рамках выполнения данного указа всем ответственным организациям и ведомствам было дано задание провести необходимый перерасчет минимальной пенсии, заработной платы, стипендий, пособий и должностных окладов. Ответственным за выполнение этой задачи было назначено Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан. В качестве исполнителей также выступили другие министерства страны, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкент, а также организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджета страны.

Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)

Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц

  • Новости
  • Экономика
  • Политика
  • Центральная Азия
  • Общество
  • Технологии
  • Культура
  • Аналитика
  • Тренды
  • Рынки
  • Интервью
  • Бизнес
  • Журнал
  • Мнения
  • Мультимедиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • COVID-19

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).

Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).

С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).

Далее рассмотрит виды пенсий.

Выплатами накопительного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.

Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:

  • обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
  • проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
  • иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.

На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

Пенсионные выплаты осуществляются в стране в национальной валюте – сумах.

Внимание! По курсу на 07 августа 2020 года 10 тысяч узбекских сумов = 71,53 рубля или 0,97 USD.

Средний размер пенсии в Узбекистане на май 2020 года был равен 747 480 сумов.

Минимальная пенсия по возрасту составляет 466 680 сумов. Для лиц, которые имеют неполный стаж, этот показатель равен 286 390 сумов.

Соцзащита и пенсионное обеспечение: какие изменения ждут узбекистанцев

В целом, на фоне многих азиатских стран узбекские пенсионеры находятся в довольно выигрышной позиции, поскольку государство обеспечивает им необходимый минимум для жизни. Следует отметить, что во многих развивающихся странах пенсионное обеспечение полностью отсутствует.

В то же время размер пенсий, несмотря на периодические индексации, остается предельно низким даже по сравнению со многими другими странами СНГ. В этой связи многие пенсионеры продолжают трудиться и после выхода на пенсию. Решение же выплачивать полный объем обеспечения работающим пенсионерам значительно улучшило их уровень жизни.

  • Изменен порядок начисления пенсий судьям
  • Проекту по укреплению соцзащиты населения утвердили параметры
  • Получение соцпособий сильно упростили
  • С 1 сентября пенсии и пособия повысятся на 10%
  • Соцзащита: два пособия и две справки – через центры госуслуг
  • Упростили порядок получения соцпособий в махаллях

По последним данным средней пенсией в Узбекистане считается показатель в 352152 сумов. Эксперты отмечают, что зачастую на уровень начислений влияет и место жительства. Ведь если человек живет в районе Республике, промышленные сферы деятельности которого слабо развиты, то и высокооплачиваемой работой он себя не обеспечит. Отсутствие возможности получать высокую зарплату находится в основе расчета заработка для исчисления, показатели которого будут минимальными.

Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.

Законом предусмотрены две категории граждан:

  • которые участвуют в накопительной системе добровольно;
  • которые должны это делать в обязательном порядке.

Для этого либо сам гражданин, либо его официальный работодатель (в зависимости от категории) подает заявление в филиал Народного банка Республики. После подтверждения постановки на учет, человеку открывается индивидуальный счет, который закрепляется за ним навсегда.

Деньги на счет поступают из нескольких источников:

  1. Ежемесячные обязательные взносы;
  2. Добровольные взносы;
  3. Проценты, начисленные на уже имеющиеся средства;
  4. Другие источники доходов, которые предусмотрены Законом.

Контроль средств на индивидуальных счетах Народного банка, осуществляется через органы Министерства финансов и Центральным банком.

Единый портал позаботился о предоставлении новой услуги, которая позволяет отслеживать поступления на свой индивидуальный счет в онлайн-режиме. Услуга абсолютно бесплатна и доступна круглосуточно. При ее подключении необходимо указать паспортные данные и идентификационный номер. Также нужно иметь ключ электронной цифровой подписи. При возникновении проблем с использованием услуги можно обратиться в филиал Пенсионного фонда, который обслуживает тот или иной район.

  • полагаются инвалидам войны I группы;
  • инвалидам войны II группы;
  • инвалидам I;
  • инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны и приравненным к ним лицам;
  • лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
  • родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
  • лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
  • артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
  • артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.

С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане будут получать 100-процентную пенсию раньше они получали 50% от пенсии. Это предусмотрено указом президента Шавката Мирзиёева от 12 декабря о дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения.

Сейчас при исчислении пенсии берется средний размер зарплаты в 1,621 млн сумов. С 2019 года уровень повышается до 2,227 млн сумов. Соответственно пенсии будут увеличиваться в среднем на 65−260 тысяч сумов.

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.

После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».

После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.

Согласно новому документу, человек, осуществляющий уход за недееспособным или пожилым родственником, перешагнувшим восьмидесятилетний рубеж, обязуется ежегодно оформлять соответствующие акты.

После того как необходимые документы будут оформлены и подшиты, они будут являться основанием для того, чтобы период ухода за недееспособным родственником или глубоким стариком был включен в двадцатилетний стаж.

Если человек, потерявший кормильца, обращается в Пенсионный Фонд с соответствующим заявлением, то назначение пенсии происходит с первого числа актуального месяца. Граждане Узбекистана, постоянно проживающие за пределами своего государства, также могут рассчитывать на получение пенсионных выплат. Для этого им необходимо оформить доверенность на выплату пенсии. Документ должен быть заверен апостилем. Заверение документа должно осуществляться в соответствующем государственном органе.

Иногда выплаты пенсионных накоплений могут быть прекращены. Для восстановления выплат пенсионеру необходимо лично явиться в ПФ Узбекистана. Если пенсионер не может явиться в ПФ по уважительным причинам, то допускается явка его опекуна. В этом случае человек, осуществляющий уход за пенсионером, обязуется предоставить гражданский паспорт или любой другой документ, подтверждающий личность.

Так, например, всем работающим пенсионерам планируется предоставить право на получение полной пенсии. Сейчас они вправе получать лишь 50% от нее. Также будет увеличен размер выплачиваемой пенсии одиноким пенсионерам, проживающим в интернатах и пансионатах для престарелых и инвалидов, введены пособия в фиксированных размерах лицам с инвалидностью III группы. За последние десять лет правительство предпринимало несколько попыток модернизировать систему и перейти на общепринятые принципы пенсионного страхования. Тем не менее проблем в сфере выше крыши, система пенсионного обеспечения за эти годы стала обезличенной и уравнительной.

Разработчики предлагают максимально возможно внедрять информационно-коммуникационные технологии, и, в частности, модернизировать программный комплекс «Пенсия». Это позволит полностью исключить бумажный документооборот, который приводит к образованию очередей и, как следствие, к фактам коррупции и бюрократизма. Одна из причин — действующий закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» был утвержден в далеком 1993 году, в нем отсутствуют нормы прямого действия, а многие нормы, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты населения, утверждены указами президента, решениями правительства, что приводит к различному их толкованию.

Необходимо заметить, что пенсионное обеспечение для гражданского населения Узбекистана было проиндексировано примерно на 15%. Такие показатели весьма неплохие, особенно, если учитывать финансовый кризис, сложившейся по причине возникшего конфликта между несколькими соседскими странами (Украины и России). Несмотря на это, вслед за радостными событиями в вопросе повышения пенсии, последовала не слишком обнадеживающая, но при этом весьма закономерная новость в вопросе скачка курса доллара и евро в частности. Из этого следует, что показатели уровня жизни каждого среднестатистического пенсионера на территории Узбекистана по показателям обеспеченности средствами практически не изменились.

При этом, не беря во внимание тот факт, что даже минимально установленная сумма пенсии достигла порядка 100 долларов. Несмотря на то, что власти обещают за 2020 года увеличить этот показатель, на фоне европейских государств, в которых даже пособие по безработице в несколько раз превышает размер пенсии узбекистанцев, прогнозы пока кажутся более, чем неутешительными, по крайней мере, на мировом уровне.

На территории Республики Узбекистан в скором времени планируется инициировать реформу ранее действовавшей пенсионной системы. Внебюджетный пенсионный фонд недавно представил на рассмотрение проект установленной “Концепции реформирования системы государственных пенсионных выплат”.

На текущий момент имеющаяся пенсионная система республики охватывает свыше 3 миллион граждан либо порядка 10 процентов всего населения Узбекистана. Пенсионное обеспечение по возрасту официально получают более 2 миллионов граждан, среди иных выплат:

По группе инвалидности Порядка 360 тысяч
По причине утраты кормильца 170 тысяч
Социальные разновидности выплат 300 тысяч

За последнее десятилетие, Правительство Узбекистана делало немало попыток улучшить сложившуюся систему и инициировать переход на современные принципы пенсионного страхования. Несмотря на это, проблем в пенсионной системе достаточно. Она за последние годы стала не только обезличенной, но и уравнительной в частности. При этом в нем отсутствуют нормы прямого взаимодействия, а большая часть актов регулируют ключевые аспекты в пенсионных начислениях и в сфере социальной защиты населения.

В 2020 году на территории республики вправе рассчитывать на пенсионное обеспечение:

Мужчины, по достижению 60-летнего возраста
Женщины При достижении 55-летнего возраста

Ключевым фактором в данном вопросе принято считать наличие суммарного официального трудового стажа.

Минимальный размер стажа:

Для мужчин установлен на уровне 25 лет
Для женщин 20 лет

Наличие указанного стажа дает возможность рассчитывать на полноценное пенсионное обеспечение.

Формирование пенсии осуществляется в несколько сложных этапов. Ключевую роль здесь играет трудовой стаж. На его основе происходит расчет накоплений. В соответствии с правилами начисления пенсионного обеспечения на территории Узбекистана, пенсия рассчитывается по такому принципу:

  1. Изначально нужно обращать внимание на стаж работы. В первую очередь сюда включается любой вид деятельности, при котором гражданин Республики получал официальное государственное социальное страхование. При этом сам характер работы значения не имеет. Помимо основной официальной занятости, в трудовой стаж могут быть включены и иные виды деятельности: служба в армии, включая работу в военизированных организациях; временной период, в течении которого был факт ухода за недееспособными лицами, детьми и так далее; процесс получения образования в ВУЗах, в том числе и за пределами Узбекистана.
  2. После установления суммарной продолжительности стажа работы с целью определения пенсии, дополнительно возникает необходимость установить заработок. Учитываются уровень зарплат и пенсионных выплат на сегодняшний день.
  3. На следующем этапе нужно установить персональный коэффициент. Можно выбирать любые 6 месяцев за последние 10 лет, а социальная служба рассчитает коэффициент заработка за это время.
  4. Сбор документов – завершающий этап. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой всех необходимых документов. В случае отсутствия какой-либо бумаги, они оставляют за собой право потребовать предоставить ее в максимально сжатые сроки.

Процедура расчета суммы пенсионного обеспечения происходит в несколько этапов:

  • В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
  • Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
  1. Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
  2. Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
  3. Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.

До конца 2021 года пролонгирован срок действия:

  • уплаты задолженности по земельному налогу и налогу на имущество (по состоянию на 1 января 2021 г.) предпринимателей в сферах туризма, транспорта и общепита;
  • приостановления начисления пени на задолженность по налогу на имущество и земельному налогу предпринимателям, которые испытывают временные трудности. Также не допускается применение мер принудительного взыскания налоговой задолженности по этим налогам;
  • суммы беспроцентной отсрочки (рассрочки) остатка налога на имущество и земельного налога (по состоянию на 31 декабря 2020 г.), предоставленной в период коронавирусной пандемии;
  • моратория на проведение налогового аудита у субъектов малого предпринимательства, своевременно уплачивающих налоги, с поэтапным внедрением системы «риск-анализ» для сокращения доли «теневой экономики».

Отмечается, что мораторий распространяется только на налоговый аудит. Таким образом, камеральная и выездная проверки могут проводиться без ограничений.

В период с 2021 по 2022 учебного года будут внедрены:

  • грант президента для 200 молодых людей, набравших максимальные баллы на вступительных экзаменах в вузы;
  • практика предоставления образовательного кредита семьям с двумя и более детьми, обучающимися в вузах на контрактной основе, и возвращения кредита студентом после окончания обучения;
  • количество государственных грантов увеличится на 25%, для девушек из нуждающихся семей – в 2 раза. Вводится система выделения гранта частным вузам на подготовку специалистов;
  • с 1 сентября 2021 года полномочия по присвоению научных степеней и званий поэтапно передаются научным советам престижных вузов;
  • меняется порядок предоставления академического отпуска. Для студентов, получающих этот отпуск, обучение по их желанию переводится на заочную и дистанционную форму (если в вузе имеются такие формы). Студентам, не имеющим возможности продолжить образование в традиционной форме по причине ухода за больным членом семьи, также предоставляется право получения академического отпуска. Отменяются количественные ограничения на предоставление академического отпуска. Отменяется практика переобучения студентов, вернувшихся из академического отпуска, по ранее пройденным предметам.

Для поддержки здоровья населения и обеспечения социальной защиты:

  • с 1 июля 2021 года среднему медицинскому персоналу в качестве самозанятости разрешается заниматься «медсестринским делом»;
  • до конца 2021 года будут обеспечены жильем 900 круглых сирот – выпускников домов «Мехрибонлик», нуждающихся в жилье;
  • для граждан будет внедрена возможность приобретать протезно-ортопедические изделия по своему выбору у любого производителя за счет средств (сертификата), выдаваемых государством;
  • назначение инвалидности на бессрочный период гражданину с анатомическими дефектами, имеющему явные признаки инвалидности, без проведения дополнительного освидетельствования.

При назначении пенсий и пособий с 1 июня 2021 года:

  • трудовой стаж за период до 2005 года, когда не велась электронная база данных о зарплате и стаже, рассчитывается на основе имеющихся в трудовой книжке записей о трудовом стаже лица без истребования подтверждающих документов;
  • отменяется проверка и взыскание излишних выплат по назначенным, пересчитанным пенсиям и пособиям за период от трех и более лет;
  • работающим гражданам предоставляется право на добровольной основе ежемесячно уплачивать соцналог с доходов для получения в будущем пенсионного обеспечения их неработающими супругами;
  • пенсии и пособия назначаются и выплачиваются по желанию гражданина по месту постоянной регистрации или месту временного пребывания;
  • заявления на получение пенсий и пособий в безналичной форме оформляются гражданами в процессе открытия банковских пластиковых карт в филиалах коммерческих банков или в электронной форме посредством мобильных приложений без обращения в отделение внебюджетного Пенсионного фонда;
  • отменяется обязательство лиц, получающих пенсии в безналичной форме, посещать Пенсионный фонд каждые шесть месяцев.

Также по состоянию на 1 февраля 2021 года списывается задолженность по суммам излишних выплат, выявленная в результате проверок пенсий и пособий.

С 1 марта 2021-го по 1 июня 2022 года внедряется механизм возмещения части следующих расходов на путешествия по Узбекистану:

  • авиаперевозчикам – в размере 25% стоимости авиабилета по направлению внутреннего туризма;
  • туроператорам и турагентам – в размере 15% стоимости авиа- и ж/д билетов по турам, организуемым для граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Узбекистане.

К тому же возмещается 10% стоимости услуг по размещению (гостиничные услуги). При этом компенсация части этих расходов предоставляется при условии не менее одной ночевки в объектах размещения, расположенных в регионах, в которые осуществлено путешествие.

С 1 июля в Узбекистане повышаются минимальные размеры пенсий и пособий

  • О нас
  • Правила
  • Конфиденциальность
  • Гаджеты
  • Реклама

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).

Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).

С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).

На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.

С 01.01.2019 работающие пенсионеры стали получать выплаты в полном объеме.

С 2019 г. пенсионеры стали получать помощь независимо от их трудоустройства. Увеличены пособия одиноким и находящимся в домах престарелых или специальных пансионатах. Наименьший стаж для начисления пособий по возрасту был установлен в 7 лет.

Процедура расчета суммы пенсионного обеспечения происходит в несколько этапов:

  1. В первую очередь рассматривается стаж работы гражданина. В сумму лет работы включаются все виды профессиональной деятельности, при которых человек получал официальное государственное страхование, то есть был трудоустроен официально. Сам характер работы в данном случае не имеет значения, хоть человек работал поваром, хоть машинистом. При процедуре оформления пенсии работники проверяют отчисления в Пенсионный фонд, которые должны были проводиться компанией каждый месяц. Если отчислений за какой-то период нет, то расчет приостанавливается и начинается служебное расследование, при котором проверяются причины такой ситуации.
  1. Помимо официального трудоустройства граждане могут включить в трудовой стаж и иные виды занятости:
  • Военная служба. Сюда входит не только армия, но и работа в военизированной охране;
  • Время, когда человек был занят уходом за человеком с инвалидностью, помогал человеку в преклонном возрасте или тому, кто нуждается в дополнительной опеке;
  • Время обучения в высшем учебном заведении. Оно может быть, как в Узбекистане, так и за его пределами. Важно лишь, чтобы обучение проходило на дневной форме.
  1. После точного определения периода стажа работы проводится расчет заработка для исчисления суммы пенсионного обеспечения. В учет берется уровень заработной платы, а также пенсии на день расчета;
  2. Определение коэффициента конкретного человека. Здесь гражданин выбирает любые полгода стажа за период последних 10 лет, а социальная служба занимается расчетом коэффициента в этот период. Можно выбрать самый выгодный период, посоветовавшись со специалистами;
  3. Сбор полного пакета документации. Сотрудники Пенсионного фонда занимаются подготовкой документов, которые необходимы для оформления пенсии. Если какого-то документа не хватает, то они могут попросить вас предоставить его. Вы должны быть заинтересованы в быстром предъявлении бумаги, так как процесс оформления затягивает ваши выплаты. Хотя и пенсия будет насчитана с момента обращения, но все же не стоит надолго затягивать процедуру оформления, так вы быстрее сможете получить первые деньги.

Помните, чем раньше вы обратитесь в Пенсионный фонд, тем раньше вам начнут начислять выплаты. Если этого не сделать, то это может негативно сказаться на сумме пенсии. Если у вас пенсия по возрасту, то в течение 3 месяцев вам необходимо обратиться в фонд и предоставить все документы для ее своевременного оформления. Официально днем отсчета пенсии является день обращения гражданина с письменным заявлением, поэтому затягивать с процедурой оформления не рекомендуется.

[1]

Многих людей, которые хотят встретить старость в Узбекистане волнует вопрос, сколько получают пенсионеры в Узбекистане? Средняя сумма равно 352 155 сумов. Следует отметить, что на уровень пенсионного обеспечения нередко оказывает влияние местность проживания человека. Это связано с тем, что в некоторых районах мало работы, а значит получать высокую заработную плату не получается, а ее сумма учитывается при расчете пенсии.

Пенсию по инвалидности могут назначить людям, которые получили категорию I и II группы. Причины могут быть различными, как и срок действия инвалидности. Это вопросы решаются индивидуально, после медицинского обследования. Если инвалидность получена по причине профессионального заболевания или трудовой травмы, то пенсия назначается вне зависимости от стада работы.

Если инвалидность получена по причине общего заболевания, то пенсия назначается при наличии стажа работы. То есть уровень обеспечения будет рассчитан исходя из длительности стажа.

В текущем году принят законопроект по реформированию пенсионного обеспечения. Это связано с тем, что предыдущий вариант не полностью отвечал современным нормам и требованиям, которые дают возможность благоприятного проживания граждан в престарелом возрасте.

Самым важным моментом является повышение пенсии в Узбекистане в 2020 году. В первую очередь стоит отметить, что пенсионеры будут получать полную помощь вне зависимости от их трудоустройства. Увеличится выплата тем, кто одинок и проживает в домах престарелых, пансионатах. Минимальный стаж для оформления пенсии по возрасту станет 7 лет. Однако пенсионный возраст планируют постепенно повышать. Чтобы посчитать уровень пенсии в рублях необходимо перевести местные деньги по курсу.

В Агентстве информации и массовых коммуникаций состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов деятельности внебюджетного пенсионного фонда при Минфине Узбекистана. Руководитель фонда Бахром Ашрафханов рассказал о планах и достигнутых результатах.

ТАШКЕНТ, 19 дек — Sputnik. Узбекистан в ближайшее время намерен реформировать пенсионную систему, чтобы она стала сбалансированной. О деталях проекта рассказал исполняющий обязанности внебюджетного пенсионного фонда Бахром Ашрафханов.

По его словам, главный вопрос в этом проекте – финансовый.

«С прошлого года государственный бюджет выделяет средства для компенсации фонду, таким образом государство гарантирует выплату своим гражданам. В 2019-м доходы Пенсионного фонда составили 24,2 триллиона сумов, а расходы – 28,9 триллиона. Для покрытия дефицита бюджет выделил около 4 триллионов сумов, а на следующий год утверждена сумма в 8 триллионов сумов», — подчеркнул Ашрафханов.

Он добавил, что снижение налоговой нагрузки и упразднение социальных отчислений в 2019-м, с одной стороны, уменьшило доходы Пенсионного фонда, но с другой — позволило легализовать 600 тысяч рабочих мест. Глава фонда выразил надежду, что такая динамика продолжится и в новом году.

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ

ПРОИЗВОДСТВ, УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТ,

ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ,

ДАЮЩИХ ПРАВО НА ПЕНСИЮ

НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ

Во исполнение постановления Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» Кабинет Министров ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Список N 1 производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, при наличии требуемых общего и специального стажа работ;

Список N 2 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ;

Список N 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет, при наличии требуемых общего и специального стажа работ.

2. Установить, что:

применение Списка N 2, часть 1 , Списка N 3, часть 1 производится с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда, в порядке, установленном Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан;

контроль за правильностью применения списков на льготное пенсионное обеспечение на предприятиях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляется внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

3. Предоставить право Министерств у занятости и трудовых отношений и Министерству финансов Республики Узбекистан давать разъяснения о порядке применения Списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту на льготных условиях, а также вносить дополнения и изменения в эти Списки.

В Узбекистане увеличат размеры пенсий

Право на накопительную пенсию имеют все граждане. Государство выступает гарантом того, что все средства, которые человек успел накопить за время трудовой деятельности на индивидуальном счете, будут сохранены и выплачены.

Законом предусмотрены две категории граждан:

  • которые участвуют в накопительной системе добровольно;
  • которые должны это делать в обязательном порядке.

Для этого либо сам гражданин, либо его официальный работодатель (в зависимости от категории) подает заявление в филиал Народного банка Республики. После подтверждения постановки на учет, человеку открывается индивидуальный счет, который закрепляется за ним навсегда.

Деньги на счет поступают из нескольких источников:

  1. Ежемесячные обязательные взносы;
  2. Добровольные взносы;
  3. Проценты, начисленные на уже имеющиеся средства;
  4. Другие источники доходов, которые предусмотрены Законом.

Контроль средств на индивидуальных счетах Народного банка, осуществляется через органы Министерства финансов и Центральным банком.

Единый портал позаботился о предоставлении новой услуги, которая позволяет отслеживать поступления на свой индивидуальный счет в онлайн-режиме. Услуга абсолютно бесплатна и доступна круглосуточно. При ее подключении необходимо указать паспортные данные и идентификационный номер. Также нужно иметь ключ электронной цифровой подписи. При возникновении проблем с использованием услуги можно обратиться в филиал Пенсионного фонда, который обслуживает тот или иной район.

  • полагаются инвалидам войны I группы;
  • инвалидам войны II группы;
  • инвалидам I;
  • инвалидам II группы за которыми некому ухаживать;
  • участникам войны и приравненным к ним лицам;
  • лицам, работавшим и выполнявшим воинские обязанности в тылу в период войны 1941 — 1945 годов;
  • родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы;
  • лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Узбекистан;
  • артистам, имеющим право на льготную пенсию, независимо от возраста;
  • артистическому и художественному персоналу театрально-концертных организаций, профессорско-преподавательскому составу и концертмейстерам учебных заведений, занятых подготовкой творческих работников театрального и музыкального искусства.

С 1 января 2019 года все работающие пенсионеры в Узбекистане будут получать 100-процентную пенсию раньше они получали 50% от пенсии. Это предусмотрено указом президента Шавката Мирзиёева от 12 декабря о дополнительных мерах по усилению социальной поддержки пенсионеров и повышению эффективности системы пенсионного обеспечения.

Сейчас при исчислении пенсии берется средний размер зарплаты в 1,621 млн сумов. С 2019 года уровень повышается до 2,227 млн сумов. Соответственно пенсии будут увеличиваться в среднем на 65−260 тысяч сумов.

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты.

После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

Для того, чтобы вопрос о переводе пенсии решился за короткий срок, необходимо еще при проживании на территории Узбекистана, обратиться в Пенсионный фонд с письменным заявление, в котором нужно обратиться с просьбой перестать оформлять любые выплаты. В графе «причина» необходимо указать «выезд на постоянное место жительства».

После этого нужно получить на руки свое пенсионное дело, а потом и аттестат с пометкой о том, что все пенсионные выплаты были прекращены.

Мужчины имеют право претендовать на пособие в 60 лет при наименьшем трудовом стаже в 25 лет, женщины – в 55 лет при его длительности 20 лет и более.

Размер пенсии в Узбекистане

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).

Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).

С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).

Далее рассмотрит виды пенсий.

Выплатами накопительного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.

Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:

  • обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
  • проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
  • иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *