15 ФЗ о запрете курения 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «15 ФЗ о запрете курения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.



Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции .
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ)

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.


Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции являются:

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма, потреблением табака или потреблением никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, непрерывность и последовательность их реализации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

4_1) всестороннее объективное изучение последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в том числе последствий для жизни и здоровья человека, среды его обитания, а также связанных с этим медицинских, демографических и социально-экономических последствий;
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ)

«Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции относятся:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях муниципальных образований;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, лечение табачной (никотиновой) зависимости, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3) информирование населения о масштабах или потребления никотинсодержащей продукции на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению их потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма, веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, сокращение потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 303-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Что делать с теми, кто курит в общественных местах?

1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

В пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2773; 2011, N 30, ст. 4600; 2013, N 26, ст. 3208) слова «и табачных изделий,» заменить словами «, табачных изделий или никотинсодержащей продукции,».

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 1, ст. 37; 2006, N 31, ст. 3433; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 52, ст. 6236; 2011, N 27, ст. 3881; 2013, N 43, ст. 5444; 2016, N 1, ст. 76; 2020, N 14, ст. 2029) следующие изменения:

1) в статье 6.23:

а) наименование дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) абзац первый части 1 после слов «потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

2) в статье 6.24:

а) наименование после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

б) абзац первый части 1 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

3) в статье 6.25:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) в абзаце первом части 1 после слова «курения» дополнить словами «табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов», после слова «курение» дополнить словами «табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов»;

в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

г) абзац первый части 3 после слова «табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

4) в статье 14.3.1:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 14.3.1. Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) в абзаце первом части 1 слова «либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака» заменить словами «или никотинсодержащей продукции либо стимулирование продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов и (или) потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

в) в абзаце первом части 2 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

г) в абзаце первом части 3 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

д) в абзаце первом части 4 слова «или курительных принадлежностей» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов»;

е) в абзаце первом части 5 после слов «о вреде потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции», слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;


Поправки касаются ограничений и запретов на использование, торговлю, рекламу никотинсодержащей продукции, а также на распространение информации о ней. Внесены изменения в законы об охране здоровья, КоАП РФ, о рекламе и ряд иных актов. Ограничения вводятся и на использование кальянов.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

  • Все
  • Краевые порталы

В статье 6.24 КоАП РФ установили административную ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Размер штрафа не изменился и составляет от 500 до 1500 рублей для граждан.

Частью 2 статьи 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках. Размер штрафа на граждан — от 2000 до 3000 рублей.

В статье 6.25 КоАП РФ изменили название на «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Установлена административная ответственность за несоблюдение законодательных требований:

  • к знаку о запрете потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
  • к выделению и оснащению специальных мест потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
  • к исполнению обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.

Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 30 000 до 60 000 рублей.
  • 7 признаков того, что муж хочет развестись
  • Наташа Королева потеряла ребенка
  • В ПФР раскрыли подвох с досрочным выходом на пенсию
  • Согласовано: Белорусская область стала реальностью
  • «Дырка в легких»: Светлана Хоркина поделилась страшным диагнозом
  • Разговоры о романе Лепса с Барановской стали сенсацией
  • Волочкова раскрыла детали романа с голливудской звездой Джимом Керри
  • Причина крушения самолета ТУ-104 под Хабаровском до сих пор засекречена
  • Александр Серов срочно избавляется от роскошной квартиры
  • «Все плохо»: вернувшийся с лечения Губин пожаловался на сильные боли

Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ

  • 26 Марта 2012, 13:03 78 Тверь собирает подписи в поддержку архимандрита Ефрема. Настоятель Ватопедского монастыря обвиняется в махинациях с недвижимостью
  • 12 Марта 2012, 16:03 11 Где можно ознакомиться со списками «домов-счастливчиков», попавших в программу по капремонту в 2012 году
  • 16 Февраля 2012, 16:02 17 В Тверской области многодетные семьи будут получать региональный материнский капитал

Запрет на курение в больницах и поликлиниках, образовательных учреждениях, в аэропортах, на вокзалах и в поездах действует и сейчас. Он закреплен в Федеральном законе «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». За его нарушение предусмотрен штраф по ст. 6.24 КоАП РФ («Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах») — от 500 до 1 500 рублей.

С 1 января 2021 года за курение на таких объектах будет предусмотрена ответственность и по ст. 20.4 КоАП («Нарушение требований пожарной безопасности»). Она предполагает более высокий штраф для граждан: от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, а в случае возникновения пожара из-за такого нарушения — до 5 тыс. рублей.

С 1 сентября вступают в силу три приказа Минздрава, которые уточняют различные антитабачные правила. Первый приказ определяет, как должен выглядеть знак, запрещающий курить в том или ином месте. Во втором приводится список документов, которыми курильщики могут подтвердить своё совершеннолетие в магазине. Третий приказ, изданный совместно с Минстроем, устанавливает требования к местам для курения на улицах и в помещениях.

Существенных поправок нет, все требования остались прежними, просто теперь они касаются не только табачной продукции, но и любых никотиновых изделий и кальянов.

Например, раньше рядом с перечеркнутой сигаретой писали «Курение табака запрещено», а теперь предостережение станет длиннее: «Курение табака, потребление никотинсодержащей продукции и использование кальянов запрещено». Впрочем, по-прежнему позволяется писать лаконичное «Не курить» и «Курить запрещено». Еще можно указать суммы штрафов за нарушение запрета.

Парильщики вейпов, любители айкосов, кальянов и прочих устройств для утоления никотиновой жажды теперь обязаны делать это только в специально отведенных местах, как и приверженцы традиционных сигарет.

Требования к таким зонам прежние: их можно оборудовать на открытом воздухе или в изолированных помещениях с хорошей вентиляцией. И разрешается делать на кораблях дальнего плавания, в зонах вылета аэропортов и местах общего пользования многоквартирных домов.

Места общего пользования — это подъезды, лестничные площадки, чердаки и подвалы, а также двор.

«Мы далеки от победы, — констатировал глобальный представитель ВОЗ по неинфекционным заболеваниям и травмам Майкл Блумберг. — Более одного миллиарда человек во всем мире все еще курит. А поскольку продажи сигарет упали, табачные компании активно продвигают новые продукты, например, электронные сигареты и системы нагревания табака. Их цель проста: подсадить новое поколение на никотин. Мы не можем этого допустить».

В связи с этими угрозами Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с табаком предлагает бороться с табачной зависимостью с помощью следующих мер:

  • Мониторинг антитабачной политики
  • Защита людей от табачного дыма
  • Помощь в отказе от употребления табака
  • Предупреждение об опасности табака
  • Запрет рекламы, продвижения и спонсорства табачных изделий
  • Повышение налогов на табак

В упомянутом докладе ВОЗ говорится, что все шесть мер в самом эффективном виде применяют только две страны — Бразилия и Турция. По крайней мере, одна из мер действует в 75 процентах стран, минимум две применяет половина государств. 8,7 миллиона человек ежегодно умирают из-за проблем со здоровьем, вызванных курением табака, подсчитали в ВОЗ

Самый популярный антитабачный запрет — курение в общественных местах, действующий в большинстве стран. Но всюду есть нюансы. Например, в США запреты устанавливает каждый штат, так что в Нью-Йорке нельзя курить в публичных местах, а в Иллинойсе — вообще нигде, кроме собственного дома и машины. А в европейской республике Сан-Марино, наоборот, курящих водителей штрафуют.

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 456 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Действие закона направлено на сокращение потребления табака населением и организацию мер по минимизации воздействия табачного дыма на окружающих. Для этого:

    • введены запреты на курение в отдельных помещениях, объектах, территориях;
    • приняты меры, направленные на снижение спроса на табакосодержащие изделия;
    • проводится информационная работа с населением о вреде курения, вместе с тем введен запрет на рекламу табачных изделий;
    • оказывается медицинская помощь в лечении табачной зависимости;
    • запрещена торговля табакосодержащей продукцией, в отношении несовершеннолетних.

    Статьей 12 Закона устанавливается полный запрет на курение в следующих местах:

    • в образовательных, культурных, медицинских, спортивных, реабилитационных учреждениях;
    • на всех видах общественного транспорта (включая городские, пригородные маршруты, поезда и суда дальнего следования, воздушные суда, железнодорожные составы);
    • в помещениях и на открытом воздухе (не ближе 15 метров от входа) вблизи автобусных и ж/д вокзалов, речных и аэропортов, станциях и платформах ж/д транспорта, метро и т.д.;
    • в помещениях для временного размещения и проживания граждан, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
    • в объектах социального назначения;
    • в зданиях органов государственной и муниципальной власти;
    • на детских площадках и общественных пляжах;
    • в лифтовых кабинах и местах общего пользования многоквартирных домов;
    • на станциях автозаправок;
    • на рабочих местах.

    Допустимо курение только в местах за пределами этого списка и в специально организованных зонах (курилках). За нарушение закона предусмотрены штрафные меры воздействия.

    Для курильщиков в многоквартирном доме остается возможность курения табака только на личном балконе или лоджии либо в самой квартире. В этих ситуациях они по-прежнему будут доставлять неудобства некурящим гражданам, но их круг будет значительно сужен.

    Таким послаблением недовольны соседи, которые вынуждены страдать от табачного дыма, затягивающего в квартиры с балкона. В этом случае закон определяет границы личного и общественного пространства. В частности, балкон курильщика является имуществом, находящимся в его собственности, потому никаких мер воздействия предъявить невозможно.

    Единственным вариантом наказания может стать основание, по которому запрещается использование открытого огня на балконах, лоджиях, в помещениях квартир, жилых комнат общежитий, гостиничных номеров. В этом случае следует руководствоваться п. 90 в постановлении № 390 «О противопожарном режиме».

    В случае нарушения ст. 12 Закона № 15 к курильщику применяются меры административного воздействия. Размер полагающегося штрафа устанавливается в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ и исчисляется в следующих пределах:

    • от 500 до 1000 рублей во всех случаях, кроме курения на детских площадках;
    • от 2000 до 3000 рублей при нарушении запрета курения на детских площадках.

    Вычисляют таких нарушителей только при помощи неравнодушных граждан.

    Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ направлен на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и снижение потребления табака, принят в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия этих факторов с учетом положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

    Одно из требований Рамочной конвенции ВОЗ, принятой 21.05.2003 г. – это запрет на курение в определенных местах, подписав данную конвенцию в 2008 г., Россия подтвердила свое согласие с мерами, изложенными и предусмотренными в рамках этой конвенции, которые должны принимать государства-участники.

    Действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.07.2001 г. № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2008 г.) «Об ограничении курения табака», который утратит силу 01.06.2013 г. (ст. 24 Федерального закона № 15-ФЗ), стал одним из первых законодательных актов, регулирующих правовые основы ограничения табакокурения.

    В еще действующем законе есть особенность, которая отличает его от подобных Законов, принятых в других странах и касается она ответственности за несоблюдение требований Закона, «…нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством».

    Но, на сегодняшний день, наказания курильщиков практически не применяются, а работодатели имеют возможность уйти от ответственности в связи с несовершенством самого закона и «лазейкам» в Кодексе об административных правонарушениях, меры которых должны касаться и курильщиков, и тех, кто допускает курение на своей (или арендованной) территории.

    Несмотря на всю объемность мер, изложенных в действующем «антитабачном» законе, в российском обществе к курению относятся как к привычке, имеющей отношение только к самому курящему, меры против курильщиков мягки и недостаточны, особенно с учетом того, что в стране взят твердый курс на уменьшение объемов курения.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 1563-р утверждена «Концепция осуществления политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы», в которой четко прописаны все меры, которые будут приняты в целях снижения потребления табака и табачных изделий в РФ.

    Положения Концепции соответствуют аббревиатуре «MPOWER», которая включает предложенные ВОЗ меры по снижению курения, такие, как:

    • мониторинг уровня потребления табака в стране, и, по результатам мониторинга, создание особой стратегии по предупреждению и снижению табакокурения;
    • запрет курения в общественных и рабочих местах с целью уменьшения пассивного, а также для того, чтобы не вызвать желание закурить у детей и подростков;
    • возможная помощь в борьбе против курения;
    • активная работа по распространению знаний об опасности табака;
    • категорический запрет на рекламу табачных изделий любого типа и на любых носителях, запрещение явного или скрытого стимулирования продажи, запрет на спонсорство со стороны производителей табачных изделий и табачных марок;
    • максимальное повышение налогов на табачные изделия.

    Таким образом, российское общество вполне подготовлено к принятию нового закона, тем более что отдельные его моменты уже реализовывались в соответствии с требованиями международной Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

    Новый Федеральный закон № 15-ФЗ вступит в силу с 01.06.2013 г. (ст. 25 закона № 15-ФЗ), за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

    Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ установлены:

    • общие понятия и принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
    • полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
    • права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
    • запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;
    • ценовые, налоговые и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению торговли ими;
    • запреты на рекламу и спонсорство табака;
    • меры медицинской помощи гражданам, направленные на лечение табачной зависимости.

    1. В законе, прежде всего, обращают на себя внимание пункты, касающиеся медицинской помощи курящим, так в ст. 5 «Полномочия федеральных органов государственной власти», ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в ст. 7 «Полномочия органов местного самоуправления» указаны полномочия и виды деятельности, которые эти органы должны осуществлять в части помощи курящим гражданам.

    Власти всех уровней, в соответствии с законом, теперь обеспечивают оказание «гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья».

    Отдельно прописаны и права граждан на оказание квалифицированной медицинской помощи, об этом говорится в ст. 17 «Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака».

    Теперь в законе обозначена возможность обратиться в медицинские учреждения, где «лечащий врач обязан дать пациенту… независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана».

    Может быть получена «медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака», в п. 2. ст. 17 сказано, что помощь оказывается «медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения», а оплата всех видов помощи ведется «в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», т.е. по полисам ОМС.

    2. В новом законе подробно указаны места, где теперь сигареты и другие табачные изделия под запретом, в соответствии со ст. 12 закона к таким местам отнесены территории и помещения следующих объектов:

    • образовательные, культурные, спортивные, молодежные, медицинские, реабилитационные учреждения, объекты санаторно-курортных услуг;
    • пассажирские поезда и суда дальнего следования, воздушный транспорт, а также все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения;
    • пассажирские платформы пригородных поездов, территории ближе, чем в 15 метрах от входов и в помещениях вокзалов всех видов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов;
    • общежития, хостелы, отели, гостиницы, другие помещения временного проживания;
    • объекты торговли, в том числе рынки и нестационарные точки, помещения объектов бытовых услуг, общественного питания, рынков, нестационарных торговых объектах;
    • помещения социальных служб;
    • здания и помещения органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления;
    • рабочие места в помещениях;
    • лифты и в помещения общего пользования многоквартирных домов;
    • детские площадки и пляжи;
    • следственные изоляторы, помещения мест отбывания наказания;
    • автозаправки.

    К этому перечню целесообразно добавить объекты, содержащиеся в п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

    В п. 14 Правил курение запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

    Там, где курение запрещено, согласно закону, обязательно должны быть размещены соответствующие предупреждающие надписи и рисунки, для курящих должны быть специально выделенные места на открытом воздухе или на объектах в специально оборудованных, изолированных помещениях, где обязательно наличие системы вентиляции.

    Курить на лестничных площадках многоквартирных домов и под козырьком подъезда теперь также нельзя, п. 2 ст. 12 предусматривает курение только в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые также должны быть оборудованы системой вентиляции.

    3. Попали под запрет и электронные сигареты, хотя прямо об этом нигде в законе не говорится, как нет и соответствующих разъяснений в первой части закона (основные понятия), но согласно ст. 16 «в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами».

    Согласно ст. 12 закона № 15-ФЗ, запрет на табакокурение предусмотрен в отношении следующих объектов общего пользования:

    • системы образования и здравоохранения, культурных заведений, спортивных комплексов;
    • реабилитационных и курортных учреждений;
    • средств междугороднего железнодорожного сообщения, морских кораблей, занятых в пассажирских перевозках;
    • самолетов, транспорта городских и пригородных пассажирских перевозок;
    • зоны на расстоянии 15 метров прилегающей территории рядом со зданиями системы общественного транспорта;
    • гостиничных комплексов и прочих зданий, где сдается жилье;
    • пунктов торговли и бытового обслуживания населения;
    • занимаемых государственными и социальными службами;
    • территорий предприятий;
    • лифтов, эксплуатируемых в жилых многоэтажных домах;
    • зон пляжного и детского отдыха;
    • пассажирских платформ, остановок автобусов и автозаправок;
    • объектов общепита (летние и стационарные кафе, рестораны, бары и пр.).

    Исходя из положений действующего в 2020–2021 году закона, вопрос о том, можно ли курить в том или ином месте, имеет конкретный ответ – во всех общественных местах, перечисленных в законопроекте, курение запрещено.

    Прямое отсутствие в перечне жилых квартир не должно вводить в заблуждение. По опыту судебной практики и основываясь на комментариях специалистов, не следует курить на балконах и в квартирах, если табачный дым проникает к соседям или воздействует на находящихся рядом с домом людей.

    Изменение КоАП РФ с 28 января 2021 года

    Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2021 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2021 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

    Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

    Фз-15 «О запрете курения» не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 «О запрете курения» допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

    За 6 лет работы ФЗ № 15 о запрете курения в общественных местах заядлые курильщики изучили нововведения и предпочитают не нарушать установленные правила. К тому же территории, на которых запрещено курить, отмечены соответствующими знаками. В соответствии с 12-й статьёй ФЗ № 15 о запрете курения, куда в 2020 году были внесены поправки, нельзя дымить сигаретой на таких территориях:

    • заведения общественного питания;
    • внутренняя часть зданий, где расположены социальные службы;
    • хостелы, отели и гостиницы;
    • корабли дальнего плавания, поезда дальнего следования;
    • медицинские заведения;
    • спортивные и культурные учреждения;
    • общественный транспорт;
    • рабочие места;
    • площадки для детей;
    • пляжи;
    • автомобильные заправки;
    • платформы для пассажиров;
    • подъезды жилых многоквартирных домов;
    • лифты;
    • автомобильные заправки;
    • другие места с высокой пожарной опасностью.

    Исходя из вышеописанной информации, количество мест для курения на сегодняшний день строго ограничено. Однако проблема курения в общественных местах не была решена полностью. Например, в многоэтажных домах курильщики продолжают дымить сигаретой, выходя на балкон или, того хуже, закрываясь в санузле. Если в подъездах и лифтах курение запрещено на законодательном уровне и соседи могут подать заявление на нерадивого курильщика, то дымить на улице или балконе до последнего времени было можно. Такое положение дел создаёт дискомфорт гражданам, которые не курят.

    Следует заметить, что уличное курение не так досаждает окружающим, как дымящие соседи. Проблема заключается в том, что владельцы квартир имеют право курить на своей территории. Через вентиляцию дым проникает в соседние квартиры, поэтому юристы часто получают вопросы от возмущённых жителей многоэтажных домов относительно разрешения курения на балконах в соответствии с правками Закона 2019 года. До сего момента не было правовых методов борьбы с курением в квартирах и на балконах. Жильцы были вынуждены решать проблему собственными силами, вплоть до переезда.

    Использование табачных изделий разрешено только на расстоянии 15 м от мест большого скопления людей. Если вас интересует ответ на вопрос, можно ли курить в общественных местах, учтите, что разрешение на использование табачной продукции распространяется на специально оборудованные помещения, со средствами пожаротушения и бесперебойно функционирующей вентиляционной системой.

    Известно ли вам, что даже в воздухе закрытого, пропитанного табачном дымом помещении содержится множество канцерогенных веществ. А количество опасных химических веществ, содержащихся в потоке сигаретного дыма, достигает 4 тысяч. Вдыхание продуктов курения стимулирует развитие опасных заболеваний, в том числе и онкологических. Знание этих фактов отметает последние сомнения в важности ФЗ №15.

    Такие комнаты, соответствующие действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, располагаются в офисах, жилых многоквартирных домах, на предприятиях. Кроме того, помещения для курения оборудуются в заведениях общественного питания, в поездах и на вокзалах (в том числе и на водных), а также на автостанциях и в аэропортах. Они обустраиваются по согласованию с руководством, жильцами и работниками.

    Согласно основным положениям ФЗ №15, гражданам РФ запрещается использовать табачные изделия на территории следующих заведений и организаций:

    1. школы, детские сады, и другие учреждения, предназначенные для отдыха/обучения несовершеннолетних;
    2. рестораны, кафе и другие предприятия общественного питания;
    3. организации здравоохранения;
    4. государственные и частные предприятия;
    5. торговые, развлекательные и другие организации;
    6. спортивные крытые сооружения, стадионы;
    7. кинотеатры, концертные, выставочно-демонстрационные залы;
    8. в поездах, на морских и речных судах, салонах автобусов;
    9. в зданиях вокзалов и аэропортов;
    10. в подъездах, лифтах и на лестничных площадках многоквартирных домов;
    11. на АЗС;
    12. на пляжах и в парках отдыха.

    Запрет на курение в общественных местах не распространяется на электронные сигареты. Эти девайсы не относятся к категории «табачная продукция». В качестве «курительной смеси» используется особый, жидкий состав: никотин, глицерин и пищевая добавка — пропиленгликоль. Кроме того, в список компонентов включены различные ароматизаторы, освежающие добавки (обеспечивающие эффект лайма, мяты или др.). При желании покупатель может выбрать и безникотиновую смесь.

    Не сегодняшний день в России сформировала целая субкультура под названием вейп или вейпинг. Эти слова произошли от vapour, что в переводе означает «пар». Итак, можно ли курить электронные сигареты в общественных местах? Поскольку при использовании данных девайсов человек выдыхает пар, а не дым, на данный момент ФЗ не запрещает использование vapeв общественных местах.

    В 2013 году увлечённые «вейперы» подготовили и направили на сайт Госдумы запрос на тему «Можно ли курить электронные сигареты». Представители Минздрава ответили, что указанные девайсы не относятся к категории «табачные изделия», а значит, действие ФЗ №15 на них не распространяется.

    В РФ в 2013 году был подписан закон № 15 «Об охране здоровья …», начавший работать с 1.06.2014 года. В утвержденном документе отображены пункты, где разрешается и запрещается выкурить сигарету, а также описан порядок рекламирования табачных изделий, для снижения их влияния на гражданина. Также в утвержденном законе отображены суммы финансовых взысканий за его несоблюдение.

    Основной целью принятого закона является обеспечение защиты здоровья граждан РФ и снижение вредного влияния пропаганды курения на ежедневный быт окружающего населения.

    В 2021 году закон остался без изменений, как по списку запретных мест курения, так по размеру взысканий, применяемых к курильщикам, осуществляющих правонарушение.

    Для ознакомления с нормативами антитабачного закона в РФ предлагается посмотреть видео.

    (Видео: “В России начал действовать обновленный антитабачный закон”)

    В России курение обычных и электронных сигарет в общественных местах находится под строгим запретом.

    Поскольку сегодня большую популярность набирают системы нагревания табака(IQOS, GLO), возникает закономерный вопрос, можно ли курить IQOS (айкос) в общественных местах?

    Ответ – нет. IQOS, GLO, и электронные сигареты приравниваются к обычным, следовательно, их использование в общественным местах запрещено. Вот краткий перечень общественных мест: аэропорты, железнодорожные и морские вокзалы, детские площадки и парки, кафе и отели, в лифты, подъезды и т.д.

    За нарушение грозит штраф порядка 500-1500 рублей.

    Самая распространённая ответственность, что несут нарушители последнего закона о курении, является административной. Здесь законодательно определена система административных штрафов за различные виды нарушений. Итак, если вы преступите нормы ФЗ № , то придется заплатить штраф, размер которого составляет:

    • до 1500 рублей за употребление никотина в общественном месте (территории или помещении), в подъезде многоквартирного дома, либо на лестничной площадке;
    • до 3000 рублей снимут во время употребления табачного дыма непосредственно, либо вблизи детской площадки;
    • до 2000 рублей взыщут в казну, когда вас «застукают» за обучением детей или подростков заниматься употреблением никотина;
    • до 3000 рублей, полагается, когда дышать дымом детей учат их родители, родственники, опекуны;
    • до 90000 рублей будет ожидать в качества штрафа руководителей компаний, игнорирующих ограничения, касающиеся организации специальных курилок, либо самостоятельно их нарушающих.

    Читать так же: Пускают ли в реанимацию близких родственников

    Согласно ФЗ №15, гражданам РФ запрещается использовать в общественных местах именно табачную продукцию. Этот нюанс поспешили обыграть владельца кафе и «кальянных комнат». Они убеждали проверяющих, что в состав используемых ими смесей не входит табак.

    И на самом деле проверить содержимое всех кальянов оказалось весьма затруднительной задачей. Кроме того, владельцы специализированных заведений стали предлагать своим клиентам разнообразные составы — заменители табака. Безопасность таких наполнителей находится под большим вопросом.

    Ввиду всего вышеперечисленного, представитель Совфеда — сенатор Вадим Тюльпанов (Санкт-Петербург) предложил законопроект №720716-6. В нём полностью запрещается курение, даже нетабачных и ароматических смесей, поскольку вдыхание продуктов горения сложно назвать полезным.

    В случае принятия законопроекта кальян можно будет курить только в специально оборудованных помещениях. А граждане РФ, нарушившие это правило, должны будут заплатить в казну немалый штраф. Для физических лиц он будет равен 20-30 тыс. руб., а для юридических 50-80 тыс. руб.

    На сегодняшний день запрет на кальян уже действует в ряде стран. К примеру, в Украине, Тунисе, Италии, Австрии разрешено «парить» только в специально оборудованных помещениях. ВТурции вы сможете использовать кальян только лишь на открытом воздухе.

    С 2021 года в России ужесточается закон о запрете курения

    Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

    • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
    • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
    • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
    • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
    • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
    • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
    • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
    • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
    • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
    • курить на рабочем месте;
    • в лифтах и других общественных местах МКД;
    • на детских площадках и пляжах;
    • нельзя курить на АЗС.

    Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.

    Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

    • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
    • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
      специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

    В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

    1. статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
    2. статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
    3. статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.

    Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

    В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *