Правила устройства пешеходного перехода в населенном пункте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила устройства пешеходного перехода в населенном пункте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пешеходный переход представляет собой участок автомобильной дороги, который предназначен для пересечения пешеходами проезжей части и обозначен одноименным дорзнаком и/или специальной разметкой на самом дорожном полотне. Также данный элемент может быть выполнен в виде искусственно созданного сооружения для обеспечения возможности пешим гражданам перейти на противоположную сторону автодороги без пересечения проезжей части.

ГОСТ 32944 2014 — пешеходные переходы

Для организации пересечения дороги пешими лицами должны иметься определенные показатели интенсивности движения участников дорожного движения:

  • на протяжении восьми часов подряд в рабочий день интенсивность транспортного потока составляет 600 единиц в час и более (для автодорог с разделительной полосой – 1000 ед./час) по основной дороге в обоих направлениях;
  • или 150 граждан за час, пересекающих проезжую часть, на протяжении тех же 8 ч.

Если эти параметры не достигнуты, то оснований для обустройства пешей зоны на дороге нет.

Справка. Ширина пешеходного перехода, расположенной на наземной части автодороги, должна быть не менее 2,5 м.

Также создание данных участков в населенных пунктах требуется, когда в течение последнего года на перекрестке случилось не меньше трех аварий, имеющих отношение к наезду транспортных средств на переходящих дорогу граждан, которых можно было бы избежать при наличии зоны для пешеходов.

Существует две разновидности переходов для пеших граждан, каждая из которых имеет свои подвиды. Они делятся:

  • по способу пересечения гражданами проезжей части, расположению на дорожном полотне, пропускной степени транспорта и пеших лиц;
  • по наличию островка безопасности;
  • по степени ликвидации конфликтных ситуаций.

Основные требования к пешеходным переходам по ГОСТ 32944 2014 регламентируют обустройство данного участка дороги.

Первый тип подразделяется еще на три категории:

  1. Нерегулируемый наземный – определенный участок автодороги, которые предназначен для пересечения гражданами проезжей части с наличием соответствующих обозначений в виде знака и/или горизонтальной дорожной разметки.
  2. Регулируемый тип оборудован светофорной системой.
  3. Разноуровневая пешеходная зона обеспечивает пересечение дороги гражданами без передвижения по проезжей части (под землей или над землей).

Обозначения пешеходных зон на автомобильных дорогах не должны находиться напротив дверей магазинов, проходных организаций, школьных калиток или других детских учреждений, которые расположены рядом. В такой ситуации на их пути обустраивается ограждение пешеходного перехода по ГОСТ (второй группы), а поток пешеходов поворачивается по тротуару на 20-30 метров (лучше против движения транспортного потока).

Внимание: Нельзя располагать переходы в зонах автодорог и улиц с недостигнутым нормативным показателем видимости встречного ТС на кривых в плане и выпуклых кривых в профиле. Если эти требования не выполняются, то скорость передвижения автомобилей необходимо ограничить.

На тех участках, где движение пешеходов осуществляется по разделительной полосе, необходимо устанавливать разделенные переходы путем обустройства пешеходных заграждений, которые направляют пеших граждан навстречу транспортному движению.

Требования ГОСТ к пешеходным переходам, правила установки

Если водитель нарушает ПДД в сфере самого дорожного движения, то сумма взыскания начисляется в рублевом эквиваленте согласно действующему КоАП РФ.

За невыполнение условия уступки дороги пешеходу, велосипедисту или другим участникам дорожного движения налагается административный штраф в сумме 1500 руб.

Важно знать: За непропуск пеших граждан, перевозящих детей, размер санкций составит 3 тыс. руб. При досрочной оплате штрафа действует скидка 50%.

За парковку авто на переходе и на расстоянии менее 5 м перед ним на водителя будет наложен штраф 1 тыс. руб.

Стандарты по обустройству разметки для пешеходов постоянно изменяются. В марте 2020 года действуют требования:

  1. Возле светофора или дорожного знака не должно быть зеленых насаждений, ограждений, рекламы — всего, что может помешать водителям увидеть знак или светофор.
  2. Если во время непогоды «зебра» трудно заметна, рядом должен быть соответствующий знак.
  3. Знак должен быть заметен на расстоянии 100 метров и дальше.
  4. Если переход нерегулируемый и он незаметен на расстоянии до 150 м, возле него должен стоять знак 1.22.
  5. На расстоянии до метра от разметки должны стоять знаки 5.19.1, 5.19.2.
  6. Если населенный пункт имеет протяженность более 0,5 км, расстояние между «зебрами» в нем должно быть не менее 200–300 м.
  7. Если населенный пункт имеет протяженность менее 0,5 км, расстояние между переходами должно быть не менее 100–150 м.
  8. Если дорога имеет ширину более 15 м, «зебра» разделяется зонами безопасности.
  9. Если переход регулируемый, по обеим его сторонам должны быть ограждения в виде перил.

Если переход нерегулируемый, автомобилисты обязаны пропускать всех пешеходов, ступивших на разметку. Если автомобилист не пропустит человека, получит штраф от 1,5 до 2,5 тыс. рублей (ст. 12.18 КоАП РФ).

Нельзя останавливаться на разметке либо на расстоянии менее 5 метров от нее. Штраф — 1 тыс. рублей (ст. 12.19 КоАП РФ). Если пешеход перешел дорогу в неположенном месте, штраф — 500 рублей (ст. 12.29 КоАП).

Потребовать установки пешеходного перехода можно:

  1. Если на дороге интенсивное движение.
  2. До ближайшей «зебры» не менее 300 м.
  3. Если рядом есть остановки маршруток, образовательные учреждения, медицинские, торговые центры и так далее.

Чтобы добиться установки перехода в поселке или городе, нужно обратиться с заявлением в администрацию или ГИБДД. Если «зебра» нужна на федеральной трассе, то в Росавтодор.

В заявлении на установку должно быть указано:

  1. Наименование организации, которой адресовано заявление.
  2. Ф.И.О. заявителя, контактные данные.
  3. Причина установки по ГОСТу.
  4. Свидетельство необходимости установки (например, фотографии).
  5. Подпись, дата.

Заявление можно лично передать в канцелярию организации либо отправить почтой, но обязательно заказным письмом. Рассмотрение занимает 30 дней.

Не так давно заметила, что на пешеходном переходе автомобили постоянно обгоняют друг друга, совершенно не обращая внимания на то, есть люди или их нет. Это разрешено правилами, ГОСТами или так нельзя?

Ответ: Обгон на переходе запрещен. При этом не имеет значения, находится на «зебре» человек или нет. Если вы заметили, что автомобилист совершил обгон, сообщите номер машины в местную ГИБДД. Это административное нарушение, за которое положен штраф.

В моем районе разметку установили на самом оживленном участке дороги. Там машины едут с огромной скоростью и перейти дорогу никто не решается. Это очень неудобно. Обращался с жалобой в ГИБДД. Мне ответили, что установка обоснована правилами ГОСТов, оборудована соответствующими знаками и нарушений нет. Что делать? Куда жаловаться, чтобы переход перенесли хотя бы на 100 метров в сторону, где автомобили уже сбавляют скорость?

Ответ: Подавайте жалобу в администрацию вашего города. Приложите доказательства того, что переход нужно перенести, например, фото. Соберите подписи жителей района.

Моя дочь учится в 3-м классе. Перед школой на дороге есть переход. Однажды я не успела встретить дочь у ворот школы. Она сама переходила дорогу, я ее уже видела. Вдруг на полосы выехала машина, почти задела дочь. Естественно, ребенок испугался, отбежал в сторону. Я попыталась пристыдить водителя, на что получила ответ, что раз он ее не сбил, то и нет никакой вины. Это правда?

Ответ: Нет. Автомобилист обязан так уступить дорогу пешеходу, чтобы тот не изменил траектории своего движения. Если человек испугался машины, это уже противоречит ПДД и можно смело вызывать инспектора для фиксации нарушения.

ГОСТ Р 58398-2019 не отменяет нормативы, установленные ранее принятым стандартами, а лишь дополняет их для возможности организации комфортного и безопасного дорожного движения для всех его участников.

Согласно нормативному акту:

  1. Типоразмер знаков может быть уменьшен до 50-40 см.
  2. Использование дополнительных рамок повышенного внимания на знаках 5.19.1 и 5.19.2, установленных в слабоосвещенных местах или указывающих на нерегулируемый пешеход.
  3. Внедрение знаков 5.19.3 и 5.19. 4, которые позволяют переходить улицу по диагонали.

Согласно действующим ПДД, каждый водитель, приближающейся к нерегулируемой пешеходной зоне, должен пропустить пешехода, который переходит улицу или только ступил на «зебру».

Несоблюдение данных правил является административным правонарушением, которое наказывается штрафом в размере 1,5 тыс. рублей. В случае если пеший гражданин будет перевозить детей, штраф за игнорирование ПДД составит 3 тыс. рублей. При оплате штрафа досрочно, его размер сократится вдвое.

Остановка в зоне для пеших граждан, а также на расстоянии менее 5 м от нее, является незаконной. За подобное правонарушение водителю грозит штраф в сумме 1000 руб.

Несмотря на ряд принятых изменений, организация зон для пеших граждан остается недоработанной. Исключить все несовершенства можно только лишь принятием очередных нововведений в ПДД.

Так, на официальный портал ГИБДД поступило предложение о необходимости проверки всех существующих переходов, поскольку большая часть из них не соответствует установленным нормам. Не лишним также будет пересмотр их количества, ведь число автомобилистов ежегодно растет.

Нововведения могут коснуться и «внешнего вида» зебр. Планируется внедрение предупреждающих указателей, которые сделают зебры более заметными для водителей.

  1. Область применения
  2. Нормативные ссылки
  3. Термины и определения
  4. Требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения
  5. Требования к зданиям и сооружениям обслуживания движения
  • Библиография

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
  • ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
  • ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
  • ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
  • ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
  • ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
  • ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия
  • ГОСТ 15151-69 Машины, приборы и другие технические изделия для районов с тропическим климатом. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

5.1 Сооружения для обслуживания участников дорожного движения.
Здания и сооружения обслуживания участников дорожного движения размещают на дорогах в пределах придорожных полос в соответствии с нормами проектирования и планами строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения.
При размещении зданий и сооружений обслуживания движения необходимо учитывать наличие энергоснабжения, водоснабжения, обслуживающего персонала, а также возможность дальнейшего развития сооружений.

5.1.1 Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения

5.1.1.1 Мотели и кемпинги размещают на дорогах на расстояниях не более 500 км друг от друга. Мотели целесообразно размещать в комплексе со станциями технического обслуживания, автозаправочными станциями, пунктами питания и торговли.
Вместимость (число спальных мест) транзитных мотелей и кемпингов определяют с учетом численности проезжающих автотуристов и интенсивности движения автомобилей междугородных и международных перевозок.

5.1.1.2 Для ориентировочных расчетов требуемую вместимость зданий и сооружений для отдыха и пунктов питания на участках дорог протяженностью 100-120 км в пригородных зонах крупных городов их суммарную вместимость определяют в соответствии с таблицей 16.

Таблица 16

Тип автомобиля Число мест на 1000 авт./сут для предприятий обслуживания
Ресторан Кафе, столовая Мотель Кемпинг
Легковой 4/4 30/24 100 200
Грузовой 1/1 10/8 54
Автобус 1/50 30/20 140 280
Примечание — В числителе указано число мест для транзитных участков движения, в знаменателе — для пригородных участков у крупнейших (более 1 млн. жителей) городов.

5.1.1.3 При определении вместимости размещаемых в пригородной зоне нескольких предприятий обслуживания с одним и тем же видом услуг следует учитывать неравномерность в потребности участников дорожного движения в данном виде услуг в зависимости от удаленности от границы города (см. таблицу 17).

Таблица 17

Удаленность участка дороги относительно границы города, км 0-30 31-60 61-90 91-120
Доля от суммарной вместимости предприятий на всем пригородном участке дороги 0,15 0,20 0,35 0,30

При размещении предприятий питания относительно дороги и организации мест стоянки автомобилей необходимо учитывать, что соотношение числа съезжающих к предприятиям автомобилей не одинаково по направлениям движения и на разном удалении от границы города (см. таблицу 18).

Таблица 18

Удаленность участка дороги относительно границы города, км

0-30

31-60

61-90

91-120

Соотношение числа останавливающихся у предприятий автомобилей, движущихся из города и движущихся к городу

2,0

1,5

1,0

1,0

5.1.2 Площадки отдыха

5.1.2.1 Площадки отдыха устраивают через 15-20 км на дорогах I и II категорий, 25-30 км на дорогах III категории и 45-55 км на дорогах IV категории.

5.1.2.2 Вместимость площадок должна составлять 20-50 автомобилей на дорогах I категории, 10-15 — на дорогах II и III категорий, 5-10 — на дорогах IV категории.
При двустороннем размещении площадок отдыха на дороге I категории их вместимость уменьшается вдвое.

5.1.2.3 Площадки отдыха располагают не ближе 1 км от населенных пунктов.

5.1.2.4 Площадки отдыха состоят из трех планировочных зон: стоянки автомобилей с въездом и выездом, зоны отдыха и санитарно-гигиенической зоны.
Санитарно-гигиенические зоны должны в обязательном порядке включать установку туалетов и контейнеров для сбора мусора.
Дополнительно может быть предусмотрена зона технического осмотра с эстакадой и смотровой канавой, а при наличии пунктов торговли и питания — зона сервиса.

5.1.2.5 Допускается размещение объектов питания и торговли, не препятствующих отдыху участников дорожного движения, за пределами площадок отдыха, как правило, за их наиболее удаленной от проезжей части границей, в том числе и в полосе отвода автодороги.
Использование площадок отдыха для размещений на них сооружений обслуживания движения и организации платных услуг (парковок и т.п.) не допускается.

5.1.3 Площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей

5.1.3.1 Площадки для кратковременной остановки и стоянки автомобилей следует предусматривать у пунктов питания, торговли, культурных, спортивных сооружений, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками автомобилей.
На дорогах I-III категорий их следует размещать за пределами земляного полотна.

5.1.3.2 Вместимость площадок должна соответствовать нормам, приведенным в таблице 19.

  1. СНиП II-12-77 Часть II. Глава 12. Защита от шума
  2. СНиП 2.01.07-85 Нагрузки и воздействия
  3. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
  4. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение
  5. СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные
  6. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства:

1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 17.06.2013 ОДМ 218.2.007-2011 «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам дорожного хозяйства» (далее — ОДМ 218.2.007-2011).

2. Управлению научно-технических исследований и информационного обеспечения (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание ОДМ 218.2.007-2011 и направить его в подразделения и организации, указанные в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя А.А. Безверхова.

Руководитель Р.В. Старовойт

Проект

Введен впервые

Отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию мероприятий по обеспечению доступности инвалидов к объектам дорожного хозяйства» разработан в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ст. 48, п. 12, пп. 10), Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Настоящий методический документ содержит рекомендации по применению и соблюдению норм проектирования элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог (за исключением пунктов весового контроля, пунктов взимания платы, сооружений, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных сооружений), а также требований к их транспортно-эксплуатационному состоянию, обеспечивающие доступные и безопасные условия для самостоятельного движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

Основные положения настоящего документа распространяются также на пешеходные улицы, тротуары мостовых сооружений, пешеходные мосты, пешеходные переходы через трамвайные пути и территорию объектов сервиса (за исключением зданий).

Новый ГОСТ и изменения в Правила дорожного движения

4.1 Проектирование элементов обустройства вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, а также их транспортно-эксплуатационное состояние обеспечивается:

— выполнением в дорожном хозяйстве специальных государственных функций по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для всех людей, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;

— единством методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта применительно к инвалидам и другим маломобильным группам населения;

— комплексностью применения элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения;

— непрерывностью связи элементов обустройства автомобильных дорог, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения на всем протяжении маршрутов их движения: между собой, со зданиями, сооружениями, стоянками (парковками), остановочными пунктами пассажирского транспорта общего пользования и т.д.;

— доступностью, беспрепятственностью и безопасностью элементов обустройства автомобильных дорог для всех пешеходов, включая инвалидов и другие маломобильные группы населения.

4.2 Основанием для проектирования элементов обустройства автомобильных дорог, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, являются требования и условия, указанные в задании на проектирование автомобильной дороги.

4.3 Условия взаимодействия заказчиков, инвесторов, научно-исследовательских, проектных и строительных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности между собой и с органами государственной власти, а также порядок подготовки исходно-разрешительной документации, разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства и реконструкции автомобильных дорог с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения принимается в соответствии с положениями РДС 35-2001-99.

4.4 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство или реконструкцию автомобильной дороги выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

4.5 Нормы на проектирование элементов обустройства автомобильных дорог устанавливаются исходя из трех основных условий их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения:

а) комфортные — наилучшие по уровню удобства условия движения (при отсутствии ограничений на условия проектирования применяются в качестве основных);

б) нормальные — менее удобные, по сравнению с комфортными, условия движения, обеспечивающие приемлемый уровень доступности элементов обустройства автомобильных дорог при наличии незначительных ограничений применения основных норм проектирования;

в) стесненные — минимально допустимые (ограниченные в пространстве и, преимущественно, временные) условия движения, характеризуемые значительными ограничениями применения основных норм проектирования.

Применение норм проектирования с учетом комфортных и/или нормальных условий доступности устанавливается в задании на проектирование автомобильной дороги.

Применение норм проектирования с учетом стесненных условий, а также условий, менее удобных для инвалидов и других маломобильных групп населения, чем установлено в задании на проектирование автомобильной дороги, обосновывается в проекте и имеет согласование со всеми заинтересованными организациями в порядке, установленном РДС 35-2001-99.

4.6 Элементы обустройства автомобильных дорог, доступные для инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии с положениями ГОСТ Р 52766-2007, СНиП 2.05.02-85, СП 42.13330.2011 и СП 35-105-2002, располагают в пределах населенных пунктов, на подходах к ним, а также на подходах к объектам, расположенным вблизи автомобильных дорог вне населенных пунктов:

— в зонах жилой застройки;

— в зонах исторической застройки;

— в зонах общественных центров, в том числе торговых центров, пунктов питания, объектов бытового обслуживания, учреждений культуры, спорта, мест культового назначения, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и др.;

— в зонах специализированных центров, в том числе в местах размещения домов престарелых и инвалидов, специализированных учреждений здравоохранения, предприятий, относящихся к обществу инвалидов и др.;

— на подходах к контрольно-пропускным пунктам (входам) предприятий и организаций;

— в рекреационных зонах;

— в местах пересечения пешеходных и транспортных потоков;

— на подходах и в зоне размещения остановочных пунктов и объектов дорожного сервиса (автовокзалы, автостанции, авто- и газозаправочные станции, и др.).

4.7 Элементы обустройства автомобильных дорог, подлежащие адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения, проектируются на перспективный срок, устанавливаемый в задании на проектирование автомобильной дороги.

4.8 В случае невозможности реализации мероприятий по обеспечению доступности элементов обустройства автомобильных дорог для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенных в настоящем отраслевом дорожном методическом документе, необходима разработка рациональных маршрутов обхода проблемного участка и��и иные альтернативные решения (например, организация транспортного обслуживания инвалидов), обеспечивающие потребности указанных групп населения в передвижении, в порядке, установленном РДС 35-2001-99, другими нормативными и методическими документами.

5.1 Общие рекомендации

5.1.1 К тротуарам, расположенным на автомобильных дорогах, и пешеходным дорожкам предъявляются требования по геометрическим параметрам, типу, их обустройству и состоянию покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52875-2007, СП 42.13330.2011, СНиП 2.05.02-85, «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС-557-р).

5.1.2 При проектировании тротуаров и пешеходных дорожек следует соблюдать следующие рекомендации:

— тротуары и пешеходные дорожки необходимо проектировать в целях обеспечения непрерывности связей элементов комплекса пешеходных и транспортных путей, а также свободного доступа для всех людей, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения, к объектам их тяготения (зданиям, сооружениям, включая объекты транспортной инфраструктуры);

— тротуары и пешеходные дорожки следует прокладывать по кратчайшим (наиболее удобным) путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом обеспечения беспрепятственности и безопасности движения по ним указанных групп пешеходов;

— тротуары и пешеходные дорожки следует, по возможности, выполнять без изменения уровня продольного профиля, с минимальным числом пересечений с проезжей частью автомобильных дорог;

— необходимо обеспечение частичного или полного разделения основных встречных и пересекающихся потоков пешеходов в зонах массового тяготения населения, в том числе посредством организации одностороннего движения пешеходов с выделением в пределах тротуаров или пешеходных дорожек специальных полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

5.1.3 Рекомендации по обеспечению доступности тротуаров и пешеходных дорожек для инвалидов и других маломобильных групп населения распространяются на тротуары мостовых сооружений и пешеходные мосты.

5.2. Параметры продольного и поперечного профиля

5.2.1 Продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорожек, по которым осуществляется или предполагается передвижение инвалидов и других маломобильных групп населения, устанавливаются с учетом следующих пространственно-территориальных ограничений:

а) Для обеспечения комфортных условий движения продольный уклон в проектных решениях следует принимать не более 25‰.

При наличии уклонов 20…25‰ через каждые 100 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 5,0 м.

б) Для нормальных условий движения продольный уклон следует принимать не более 50‰, а в климатических районах России со среднемесячной температурой воздуха в холодные периоды года 0°С и ниже — не более 40 ‰. При наличии уклонов более 25‰ необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок, расстояние между которыми и их длина устанавливаются по таблице 5.1 (рисунок 2).

Таблица 5.1

Уклон, ‰ Расстояния между горизонтальными площадками (не более), м
длина площадки не менее 1,8 м длина площадки не менее 5,0 м
26…28 50,0 90,0
28…31 45,0
32…34 40,0 85,0
35…37 30,0
38…40 25,0 80,0
41…42 24,0
43…44 23,0 75,0
45…46 22,0
47…48 21,0 70,0
49…50 20,0

002.png

Рисунок 2 — Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим нормальным условиям движения инвалидов

в) В стесненных условиях, когда по условиям рельефа местности невозможно обеспечить указанные для случаев а) и б) значения продольного уклона, допускается его увеличение до 80‰, а в горных условиях и в районах с сильно пересеченной местностью — до 100‰, совокупной протяженностью не более 100 м, при этом через каждые 10 м наклонной поверхности необходимо предусматривать устройство промежуточных горизонтальных площадок длиной не менее 1,5 м, а через каждые 21,5…25,0 м — длиной не менее 5,0 м (рисунок 3).

Применение в этих условиях подъемника(ов) или лифта(ов) (см. пункт 5.4.4) обеспечивает комфортные условия для движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

003.png

Рисунок 3 — Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с продольным уклоном, соответствующим стесненным условиям движения инвалидов

5.2.2 При невозможности выполнения условий, перечисленных в пункте 5.2.1, следует предусматривать альтернативные способы передвижения данных групп пешеходов (например, обходные маршруты или организация специализированных перевозок инвалидов).

5.2.3 На участках тротуаров и пешеходных дорожек, имеющих разные уклоны, длина промежуточных горизонтальных площадок, расположенных между этими уклонами, устанавливается по наибольшему уклону согласно пункту 5.2.1 (рисунок 4).

004.png

Рисунок 4 — Пример планировки тротуара (пешеходной дорожки) с различными продольными уклонами

6.1 Общие положения

6.1.1 Пешеходные переходы через автомобильные дороги, в том числе обоснование и выбор места их расположения, выбор типа и основных параметров, выполняют согласно ГОСТ Р 52398-2005, ГОСТ Р 52765-2007, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, СП 42.13330.2011, СНиП 2.05.02-85, СП 35.13330.2011, «Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (утв. Распоряжением Минтранса России от 24.06.2002 № ОС-557-р).

6.1.2 Обустройство всех пешеходных переходов, независимо от их вида и типа, необходимо осуществлять с учетом обеспечения доступности для трех укрупненных групп пешеходов:

а) для людей, передвигающихся при помощи вспомогательных опор (кроме опор на колесах), беременных женщин, людей с малолетними детьми и людей, не имеющих физических ограничений, рекомендуется обустройство границы тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом бортовым камнем с высотой не более 0,04 м;

б) для людей, передвигающихся при помощи вспомогательных опор на колесах, в кресле-коляске, с детскими колясками и тележками, рекомендуется применение на границе тротуара или пешеходной дорожки с пешеходным переходом пандусов или исполнение всего пешеходного перехода или его отдельных полос в одном уровне с тротуаром или проезжей частью автомобильной дороги;

в) для людей, имеющих различные заболевания по зрению и/или имеющие нарушения ориентации, координации движений, отклонения правильного восприятия окружающей их ситуации по причине имеющихся у них психических расстройств, а также для пожилых людей, рекомендуется обустройство пешеходных переходов, аналогичное подпункту а) с дополнительным информационным обеспечением (тактильные указатели — для слепых; цветовое, световое и контрастное выделение опасных участков; осязательное, в том числе звуковое и тактильное выделение зон повышенной опасности; использование доступных для восприятия указателей, знаков и символов — для остальных групп населения).

Для смешанного по составу пешеходного потока оборудование пешеходных переходов выполняется с учетом требований, предъявляемых для каждой отдельной группы.

На основных маршрутах движения инвалидов и других маломобильных групп населения, указанных в подпункте в) данного пункта, не рекомендуется организация их движения через нерегулируемые пешеходные переходы, а в условиях интенсивных транспортных потоков — не допускается.

6.1.3 В пределах ширины пешеходной части пешеходных переходов обеспечивается надежный водоотвод.

6.2 Габаритные размеры

6.2.1 Ширина пешеходных переходов определяется по ГОСТ Р 52289-2004, СП 35.13330.2011, СП 42.13330.2011 и с учетом настоящего отраслевого дорожного методического документа.

6.2.2 Ширина одной полосы пешеходных переходов всех видов и типов принимается не менее 1 м.

6.2.3 Количество полос наземных пешеходных переходов определяется исходя из нормативной пропускной способности одной полосы, предназначенной для движения маломобильных групп населения (включая инвалидов) — 250 чел./ч, а для движения людей, не имеющих физических ограничений, — 500 чел./ч.

6.2.4 Расчетную пропускную способность 1 м ширины переходов, выполненных в виде тоннелей и расположенных в одном уровне с тротуаром или пешеходной дорожкой, следует принимать: 300 чел./ч — для полос, предназначенных для движения инвалидов и других маломобильных групп населения, и 2000 чел./ч — для полос, предназначенных для движения пешеходов, не имеющих физических ограничений.

Пропускная способность 1 м ширины надземных и подземных пешеходных переходов, оборудованных лестницами и/или пандусами для инвалидов и других маломобильных групп населения, принимается 200 чел./ч.

Выбор числа полос следует выполнять раздельно для полос, предназначенных для движения маломобильных групп населения (включая инвалидов), и полос, предназначенных для движения людей, не имеющих физических ограничений.

6.2.5 Ширина наземного пешеходного перехода устанавливается не менее 4 м. Ширина пешеходной части надземных и подземных пешеходных переходов, с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, принимается не менее:

а) в городах и населенных пунктах:

— для надземных пешеходных переходов — 2,25 м;

— для подземных пешеходных переходов — 3,0 м.

б) вне населенных пунктов — 2,0 м.

6.2.6 Высота свободного пространства в подземных переходах и закрытых надземных пешеходных переходах в свету составляет не менее 2,3 м.

6.3 Наземные нерегулируемые пешеходные переходы

6.3.1 Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, согласно ГОСТ Р 52289-2004, обозначаются разметкой согласно ГОСТ Р 51256-99 и дорожными знаками по ГОСТ Р 52290-2004, а также техническими средствами визуальной и/или тактильной информации согласно ГОСТ Р 51671-2000, ГОСТ Р 51261-99 и ГОСТ Р 52131-2003.

6.3.2 Наземные нерегулируемые пешеходные переходы, приподнятые над поверхностью проезжей части автомобильной дороги

6.3.2.1 Приподнятый пешеходный переход относится к искусственным неровностям трапециевидного типа, размещение и основные параметры которого установлены требованиями ГОСТ Р 52605-2006 (рисунок 18). Он предназначен обеспечить наиболее комфортные условия для движения людей в кресле-коляске при пересечении ими проезжей части автомобильной дороги. Может быть применим для комфортных и нормальных условий движения инвалидов и других маломобильных групп населения.

018_1.png

018_2.png

018_3.png

Рисунок 18 — Примеры проектных решений наземных нерегулируемых пешеходных переходов, приподнятых над поверхностью проезжей части автомобильной дороги

6.3.2.2 На перекрестках автомобильных дорог III-V категорий с уклоном не более 50‰, допускается одновременно приподнимать все пешеходные переходы в один уровень с прилегающими к ним тротуарами, формируя приподнятую зону перекрестка (рисунок 19).

8.1 Размещение стоянок (парковок), оборудованных местами для транспортных средств, управляемых водителем-инвалидом или используемых для перевозки инвалидов (далее — транспортных средств инвалидов), а также планировка этих мест осуществляется согласно СП 59.13330.2012, СП 35-105-2002 и с учетом настоящего отраслевого дорожного методического документа.

8.2 Стоянки (парковки) с местами для транспортных средств инвалидов располагают на расстоянии не более 50 м от входов в общественные здания и сооружения (учреждения культурно-бытового обслуживания населения, предприятия торговли и отдыха, спортивные здания и сооружения), а также от входов на территории предприятий, предоставляющих рабочие места инвалидам, и не более 100 м от входов в жилые здания.

Места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, располагаемые вдоль транспортных коммуникаций, разрешается предусматривать при уклоне дороги:

— не более 25‰ для комфортных условий;

— от 26‰ до 50‰ для нормальных условий;

— от 51‰ до 100‰ для стесненных условий.

8.3 На стоянках (парковках) объектов дорожного сервиса, в составе которых имеется здание, следует предусматривать не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспортных средств инвалидов.

8.4 На стоянках (парковках) около учреждений, специализирующихся на лечении больных с заболеваниями позвоночника и восстановлении опорно-двигательных функций, рекомендуется выделять не менее 20% мест для транспортных средств инвалидов.

8.5 На стоянках (парковках), не относящихся к пунктам 8.3 и 8.4, количество машино-мест для транспортных средств инвалидов определяется расчетным путем в соответствии с таблицей 8.1.

Таблица 8.1

Общее число машино-мест на стоянке (парковке), ед. Нормативное количество машино-мест для транспортных средств инвалидов Число машино-мест для транспортных средств инвалидов, ед.
до 100 включительно 5% (но не менее одного) 1…5
101…200 5 мест + 3% на каждые 100 мест свыше 100 5…8
201…1000 8 мест + 2% на каждые 100 мест свыше 200 8…22
свыше 1000 24 места + 1% на каждые 100 мест свыше 1000 24 и более

8.6 На всех стоянках (парковках) из числа мест, выделяемых для транспортных средств инвалидов, не менее 50% должны быть оборудованы и доступны для людей в кресле-коляске.

8.7 Общая ширина зоны стоянки (парковки) транспортного средства инвалида, включающей машино-место и пешеходную полосу, принимается не менее 3,6 м, включая ширину машино-места — 2,5 м.

При совмещении двух машино-мест стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов, между ними допускается предусматривать одну пешеходную полосу шириной 1,10…1,25 м, независимо от способа постановки транспортных средств.

Длина машино-места стоянки (парковки) транспортного средства инвалида принимается равной 6,0 м. В случаях, когда стоянка (парковка) осуществляется параллельно краю тротуара или пешеходной дорожки, длину машино-места рекомендуется увеличивать до 6,5…7,0 м, с целью обеспечения беспрепятственного доступа водителя и/или пассажиров к багажнику, в котором располагается кресло-коляска (рисунок 54).

054.png

Рисунок 54 — Схема и планировочные характеристики машино-мест стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов

Типовые схемы размещения и обустройства машино-мест стоянки (парковки) транспортных средств инвалидов представлены в приложении Б.

8.8 По краю тротуара или пешеходной дорожки, возле места стоянки (парковки) транспортного средства инвалида или выхода с пешеходной полосы, ведущей от этого места, следует предусматривать пандус, требования к которому отражены в разделе 5.4.2.

Расположение и параметры пандуса определяются с учетом обеспечения удобного перехода человека в кресле-коляске от места стоянки (парковки) на тротуар или пешеходную дорожку.

На входах и выходах со стоянок (парковок) предельно допустимый уклон тротуара или пешеходной дорожки принимается не более 20‰, а для пандусов — не более 50‰ (для комфортных условий — не более 25‰).

8.9 На уличных и внеуличных стоянках (парковках) машино-место для транспортного средства инвалида следует обозначать дорожным знаком 6.4 «Место стоянки» совместно со знаком дополнительной информации 8.17 «Инвалиды» (рисунок 55а). При наличии нескольких машино-мест дополнительно применяют табличку 8.2.2 — 8.2.6, указывающую зону действия знаков 6.4 и 8.17.

Каждое машино-место для стоянки (парковки) транспортного средства инвалида рекомендуется дублировать дорожной разметкой 1.24.3 (рисунок 55б).

055_1.png

а)

055_2.png

б)

Рисунок 55 — Пример обозначения машино-места для стоянки (парковки) транспортного средства инвалидов с использованием дорожных знаков (а) и дорожной разметки (б)

Машино-места для транспортных средств инвалидов целесообразно выделять контрастным цветом (например, голубым) и освещать в темное время суток (требования к освещению представлены в пункте 11.4).

8.10 На стоянках (парковках), где условия размещения тротуара или пешеходной дорожки характеризуются как стесненные, машино-места для транспортных средств инвалидов следует оборудовать противоподкатными балками размером 100 х 100 х 200 мм. На противоподкатных балках рекомендуется устанавливать табличку с международным символом инвалида-колясочника.

9.1 В пределах пешеходных путей необходимо предусматривать обустройство доступных для инвалидов зон отдыха.

9.2 Размещение зон отдыха инвалидов следует проектировать с интервалом не более 150 м (для комфортных условий — 60…80 м) между объектами тяготения инвалидов. В исключительных случаях (для стесненных условий), имеющих обоснование в проекте, это расстояние может быть увеличено, но не может превышать 300 м.

9.3 Для пешеходных путей с уклонами более 25‰ и протяженностью более 25 м, в том числе для лестниц такой же протяженности, зоны отдыха инвалидов следует предусматривать:

— для комфортных условий — на каждом горизонтальном участке между уклонами, а также на расстоянии 20…50 м до и после них;

— для нормальных условий — на каждом втором горизонтальном участке между уклонами, а также на расстоянии 20…50 м до и после них;

— для стесненных условий — на горизонтальных участках уклонов через каждые 50 м, а также на расстоянии 25…100 м до и после них.

9.4 Все зоны отдыха инвалидов следует оборудовать местами для сидения, требования к которым представлены в приложении В, урной для мусора, а также местом для размещения кресла-коляски (рисунок 56).

056_1.png

056_2.png

Рисунок 56 — Примеры обустройства зон отдыха инвалидов

9.5 При частом размещении зон отдыха, составляющем менее 150 м, рекомендуется чередовать применение в них уличных кресел (или диванов) и наклонных скамеек (или перекладин для сидения) (рисунок 57).

057_1.png

а)

057_2.png

б)

Рисунок 57 — Примеры скамеек наклонного типа (а) и металлических перекладин для сидения (б)

9.6 Над местами для сидения, а также местом, предназначенным для размещения кресла-коляски, рекомендуется установка навеса для защиты от осадков. Крайние грани навеса выполняются выступающими с каждой стороны от мест для сидения не менее чем на 0,3 м.

9.7 Зоны отдыха следует выделять с использованием тактильных поверхностей и применением контрастных цветов (согласно разделу 11).

Приказ Министерства транспорта РФ №274 от 30 июля 2020 года

4. Подготовку, согласование и утверждение КСОДД необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации дорожного движения).

5. КСОДД для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления.

6. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать и утверждать своими решениями КСОДД для территорий нескольких муниципальных образований, имеющих общую границу, с учетом положений пункта 15 Правил.

7. Органы местного самоуправления либо организации, осуществляющие разработку КСОДД (далее – разработчик КСОДД), представляют КСОДД на согласование в органы и организации, указанные в части 9 статьи 17 Закона об организации дорожного движения, в том числе в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – органы и организации, рассматривающие КСОДД).

8. Срок рассмотрения КСОДД органами и организациями, рассматривающими КСОДД, не может превышать 30 календарных дней со дня их поступления на согласование.

9. По итогам рассмотрения КСОДД органы и организации, рассматривающие КСОДД, направляют разработчику КСОДД ответ в письменной форме или в форме электронного документа посредством направления ответа по адресу электронной почты разработчика КСОДД. Ответ считается доставленным и в тех случаях, если он поступил разработчику КСОДД, которому он направлен, но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или разработчик КСОДД не ознакомился с ним.

10. Ответ должен содержать информацию о согласовании КСОДД или об отказе в согласовании КСОДД с указанием замечаний.

11. Основанием для отказа в согласовании КСОДД является его несоответствие требованиям:

  • Правил;
  • Нормативных правовых актов, изданных в соответствии с Законом об организации дорожного движения;
  • Документов по стандартизации в области организации дорожного движения, включенных в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 года №2438-р (далее – Перечень документов по стандартизации).

12. В ответе, содержащем информацию об отказе в согласовании КСОДД, необходимо указывать структурную единицу нормативных правовых актов и (или) документов по стандартизации (статью, часть, пункт), указанных в пункте 11 Правил, требования которых были нарушены разработчиком КСОДД.

13. Разработчик КСОДД должен повторно представить доработанный КСОДД в органы и организации, рассматривающие КСОДД, не позднее 30 календарных дней со дня получения ответа, содержащего информацию об отказе в согласовании КСОДД.

14. В случае непоступления ответов от органов и организаций, рассматривающих КСОДД, в срок, установленный пунктом 8 Правил, КСОДД считается согласованным с указанными органами и организациями, рассматривающими КСОДД.

15. КСОДД должна быть утверждена:

  • Не позднее 30 календарных дней со дня получения согласований всех органов и организаций, рассматривающих КСОДД;
  • Должностным лицом органа местного самоуправления в верхней части титульного листа КСОДД грифом «УТВЕРЖДЕНА» (без кавычек) с указанием наименования должности такого лица, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения или муниципальным правовым актом.

16. КСОДД в срок не позднее 30 календарных дней со дня ее утверждения органом местного самоуправления должна направляться в бумажном или электронном виде оператору информационно-аналитической системы регулирования на транспорте (АСУ ТК), в территориальные подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – территориальные подразделения Госавтоинспекции), а также в отношении автомобильных дорог федерального значения — в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, и в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения – в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный контроль в области организации дорожного движения.

наверх

40. Подготовка, согласование и утверждение ПОДД должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона об организации дорожного движения.

41. ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог федерального значения либо их участков, утверждаются Федеральным дорожным агентством или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией.

42. ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения.

43. ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

44. Органы и организации, указанные в пунктах 41–43 Правил, либо организации, осуществляющие разработку ПОДД (далее – разработчик ПОДД), представляют ПОДД на согласование в органы и организации, указанные в частях 8 и 9 статьи 18 Закона об организации дорожного движения, а также органы и организации, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в том числе в территориальные подразделения Госавтоинспекции.

45. Срок рассмотрения ПОДД органами и организациями, рассматривающими ПОДД, не может превышать 30 календарных дней со дня их поступления на согласование.

46. Срок рассмотрения ПОДД на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки:

  • Связанных с проведением работ по ремонту автомобильных дорог – не может превышать пяти рабочих дней;
  • Связанных с проведением аварийно-восстановительных работ – не может превышать одного календарного дня.

47. По итогам рассмотрения ПОДД органы и организации, рассматривающие ПОДД, направляют разработчику ПОДД ответ в письменной форме или в форме электронного документа посредством направления ответа по адресу электронной почты разработчика ПОДД. Ответ считается доставленным и в тех случаях, если он поступил разработчику ПОДД, которому он направлен, но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или разработчик ПОДД не ознакомился с ним.

48. Ответ содержит информацию о согласовании ПОДД или об отказе в согласовании ПОДД с указанием замечаний.

49. Основанием для отказа в согласовании ПОДД является его несоответствие требованиям:

  • Правил;
  • Нормативных правовых актов, изданных в соответствии с Законом об организации дорожного движения;
  • Документов по стандартизации в области организации дорожного движения, включенных в Перечень документов по стандартизации.

50. В ответе, содержащем информацию об отказе в согласовании ПОДД, необходимо указывать структурную единицу нормативных правовых актов и (или) документов по стандартизации (статью, часть, пункт), указанных в пункте 49 Правил, требования которых были нарушены разработчиком ПОДД.

51. Разработчик ПОДД должен повторно представить доработанный ПОДД в органы и организации, рассматривающие ПОДД, не позднее 30 календарных дней со дня получения ответа, содержащего информацию об отказе в согласовании ПОДД.

52. В случае непоступления от органов и организаций, рассматривающих ПОДД, в срок, установленный пунктами 45 и 46 Правил, ответов, ПОДД считается согласованным с указанными органами и организациями, рассматривающими ПОДД.

53. Внесение разработчиком ПОДД изменений в ПОДД, за исключением устранения замечаний, содержащихся в ответах органов и организаций, рассматривающих ПОДД, не допускается.

Повторное представление на согласование ПОДД без устранения замечаний, содержащихся в ответах органов и организаций, рассматривающих ПОДД, либо без аргументированной позиции о невозможности учета замечаний, не допускается.

54. Внесение изменений в ПОДД должно осуществляться органом власти (организацией), утвердившим(шей) ПОДД, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных территориальными подразделениями Госавтоинспекции, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок не превышающий 60 календарных дней, с направлением в течение 30 календарных дней в организации, согласовавшие ПОДД, уведомления о внесении указанных изменений.

55. ПОДД должен быть утвержден:

  • Не позднее 30 календарных дней со дня получения согласований всех органов и организаций, рассматривающих ПОДД;
  • Должностным лицом органа власти (организации) в верхней части титульного листа ПОДД грифом «УТВЕРЖДЕН» (без кавычек) с указанием наименования должности такого лица, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.

57. ПОДД должен содержать информацию, включающую:

  • Анализ существующей дорожно-транспортной ситуации;
  • Проектные решения по организации дорожного движения;
  • Расчет объемов строительно-монтажных работ;
  • Оценку эффективности решений по организации дорожного движения.

58. Требования к оформлению ПОДД установлены в главе VII Правил.

59. Анализ существующей дорожно-транспортной ситуации должен включать:

  • Характеристику территории, в отношении которой разрабатывается ПОДД (ситуационный план);
  • Характеристику участков дорог, включая их геометрические параметры, технико-эксплуатационное состояние, результаты натурных обследований;
  • Анализ существующей организации движения транспортных средств и пешеходов на территории, в отношении которой осуществляется разработка ПОДД;
  • Анализ размещения и состояния существующих ТСОДД;
  • Характеристику основных параметров дорожного движения;
  • Причинно-следственный анализ возникновения ДТП (при наличии).

Результаты анализа существующей дорожно-транспортной ситуации должны отображаться с использованием текстового и графического форматов, содержащих также схемы расстановки ТСОДД, в том числе временных.

60. Проектные решения по организации дорожного движения при разработке ПОДД на период эксплуатации дорог или их участков должны включать предложения (мероприятия) по:

    1. Организации движения транспортных средств, в том числе:
      • Организации скоростного режима движения транспортных средств, включая введение зональных ограничений скорости движения;
      • Организации движения маршрутных транспортных средств, обустройству остановочных пунктов маршрутных транспортных средств;
      • Организации движения грузовых транспортных средств;
      • Организации пропуска или введению ограничений на движение транзитных транспортных средств;
      • Организации одностороннего и реверсивного движения;
    2. Обустройству отдельных участков, пересечений или примыканий, в том числе по устройству местных уширений проезжей части, дополнительных полос для движения, заездных карманов, обустройству въездов и выездов с прилегающих территорий на дороги, поперечным профилям участков дорог, размещению искусственных сооружений;
    3. Организации движения пешеходов, в том числе обеспечению маршрутов безопасного движения детей к образовательным организациям, местоположению и обустройству наземных (нерегулируемых, регулируемых) и внеуличных (надземных, подземных) пешеходных переходов и их обустройству, обеспечению беспрепятственного передвижения инвалидов;
    4. Организации движения велосипедистов, размещению объектов инфраструктуры для такого движения (велосипедные и велопешеходные дорожки, велосипедные полосы, места для стоянки велосипедов);
    5. Организации движения транспортных средств и пешеходов на железнодорожных переездах (при наличии);
    6. Размещению и обустройству парковок (парковочных мест);
    7. Организации работы светофорных объектов, включая корректировку режимов их работы, введение светофорного регулирования на пересечениях, примыканиях и участках дорог, а также их координации (при наличии дополнительного обоснования);
    8. Расстановке работающих в автоматическом режиме средств фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации;
    9. Размещению искусственных неровностей;
    10. Иным мероприятиям в зависимости от специфики разрабатываемого ПОДД (при наличии).

Приложение №1
к Правилам подготовки
документации по организации
дорожного движения,
утвержденным приказом
Минтранса России
от 30 июля 2020 года №274

1. Документация по планировке территории, документы стратегического планирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений.

2. Материалы инженерных изысканий, результаты исследования существующих и прогнозируемых основных параметров дорожного движения.

3. Общие сведения о территории, в отношении которой осуществляется разработка документации по организации дорожного движения:

  • Размер территории, функциональное зонирование;
  • Транспортная значимость территории, ее связанность с прилегающими территориями;
  • Изменение численности населения за последние пять лет;
  • Основные топографические данные (максимальный перепад высот, предельные уклоны на дорогах);
  • Климатические условия (продолжительность сохранения снежного покрова, среднее количество осадков в году, максимальные и минимальные температуры воздуха);
  • Основные экологические характеристики (уровень шума, концентрация вредных веществ в атмосфере).

4. Классификация и характеристика дорог, дорожных сооружений:

  • Планировочная организация сети дорог на текущий период и на расчетный срок разработки документации по организации дорожного движения;
  • Общая протяженность дорог, в том числе с твердым покрытием;
  • Плотность сети дорог;
  • Технические параметры дорог (тип дорожного покрытия, ширина проезжей части, наличие разделительных полос, защитных полос, велосипедных полос и дорожек, тротуаров, ширина в красных линиях, продольные уклоны, наличие и характеристика искусственного освещения);
  • Наличие и характеристика дорожных обходов территории, характеристика дорожных подходов к территории муниципального образования;
  • Расположение и характеристика мостов, путепроводов, железнодорожных переездов, внеуличных пешеходных переходов;
  • Сведения о сетях инженерно-технического обеспечения (ливневая канализация, водопровод, канализация, электро- и телефонные кабели, теплопроводы) при условии предоставления такой информации владельцем автомобильной дороги.

5. Характеристика транспортной инфраструктуры:

  • Характеристика муниципального образования (территории) как транспортного узла;
  • Численность парка автомобилей, отношение численности парка автомобилей к численности жителей за последние пять лет, в том числе по категориям транспортных средств (при наличии);
  • Основные параметры дорожного движения;
  • Общие данные по движению маршрутных транспортных средств, включающие в себя схему маршрутов, вид транспорта, вид подвижного состава, суточный выпуск транспортных средств на линию, минимальный интервал движения на маршруте, расположение станций метрополитена и (или) пассажирского железнодорожного транспорта (при наличии);
  • Назначение, емкость и расположение парковок (парковочных мест).

6. Организация дорожного движения:

  • Размещение и наименование ТСОДД (дорожные знаки и разметка, светофоры, дорожные и пешеходные ограждения, направляющие устройства, дорожные контроллеры, детекторы транспортных потоков, островки безопасности, искусственные неровности);
  • Схемы организации дорожного движения на основных транспортных узлах (эскизы), на которых указываются основные габаритные размеры узла, дислокация всех используемых ТСОДД, пофазные схемы движения (при наличии светофорного регулирования), интенсивность движения транспортных средств и пешеходов (с указанием даты замеров).

7. Данные о ДТП за период не менее трех лет:

  • Общее количество ДТП, погибших, раненых;
  • Места концентрации ДТП с описанием методики их выявления;
  • Распределение по времени совершения ДТП (месяц, день недели, время);
  • Анализ причин и условий, способствующих ДТП;
  • Распределение по местам совершения ДТП (перекрестки, перегоны);
  • Распределение по пострадавшим участникам ДТП (водители, пассажиры, пешеходы, велосипедисты, иные участники дорожного движения);
  • Распределение по видам ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствие, наезды на пешеходов, наезды на велосипедистов, наезды на стоящее транспортное средство).

Стандарт применяется только к нерегулируемым пешеходным переходам (нет постоянных светофоров).

2. Описание

В стандарте рассматриваются требования к пешеходным переходам определенным в соответствии с разделом 1, где на основе процедуры исследования пешеходный переход считается решением, основанным на типе пересечения (стр. например SN 640 240 «Пересечения для пешеходов и легких двухколесных транспортных средств» [3])

Требования включают требования к планировке, размещению и оборудованию переходов, а также их обслуживанию.

Стандарт определяет требования, которые должны быть выполнены, чтобы гарантировать безопасность пешеходного перехода.

4. Принципы

Работа над пешеходными переходами включает себя не только нанесение разметки, но так же полноценное планирование и проектирование соответствующих строительных работ.

Пешеходные переходы являются важными связями в пешеходной сети и являются неотъемлемой частью дорожного пространства. Необходимо учитывать потребности всех участников дорожного движения.

Если некоторые требования настоящего стандарта не выполняются, процесс проектирования должен быть повторен (например, адаптация макета дороги, другое место пересечения, адаптация сети, тип альтернативного пересечения).

Закон о дорожном движении (CRL): ст. 6a раздел 2, ст. 33 разделы 1 и 2, а также ст. 49 раздел 2 [11]
— Постановление о правилах дорожного движения (ОКР): ст. 6 раздел 1, ст. 18 разд. 2 часть Е, ст. 47 разделы 1, 2, 3 и 5 [12]
— Постановление о дорожных знаках (ЛАРН): ст. 47 разделы 1, ст. 72a al. 1, ст. 77 разделы 1 и 2, ст. 96 разд. 1 часть A [13]
— Постановление о “зонах 30 км/ч”: ст. 4 раздел 2 [14]
— Федеральный закон о пешеходных дорожках (LCPR): ст. 2 разд. 2 [10]

B. Термины и Определения

Пешеходные переходы — это пересечения проезжей части предназначенные для пешеходного движения. В рамках пересечения действует приоритет пешеходного движения (кроме как в отношении рельсового транспорта), при условии, что движение не регулируется установкой светофора или вручную уполномоченными лицами.

Для целей настоящего стандарта, кроме самой разметки перехода, объект пешеходный переход также включает соответствующее оборудование для пересечения (например, островки защиты пешеходов, знаки 4.11 «Пешеходный переход», столбики и другое) ,

Расстояние (дистанция) видимости — это расстояние, на котором водители транспортных средств и пешеходы могут различать друг друга (иметь зрительный контакт). Это относится к участку дороги, который свободно просматривается по всей его длине, включая пешеходные подходы по обе стороны дороги (см. Рис. 3).

Область подхода к переходу — это пешеходная зона, непосредственно ведущая к пешеходному переходу, в которой должен быть гарантирован взаимный зрительный контакт между водителями транспортных средств и пешеходами. Она используется для оценки расстояния видимости и не имеет специальной разметки (маркировки). Область захода на переход обычно физически отделена от проезжей части (см. Рис. 1).

Руководство по проектированию: пешеходные переходы

Расстояние обнаружения — это расстояние, на котором пешеходный переход, либо разметка, либо знак перехода может быть обнаружен водителем транспортного средства (см. Рис. 3). Это расстояние обычно больше.

10. Оценка трафика

Отчет о трафике в значении этого стандарта (см. параграфы 18, 20 и 24) представляет собой документ, показывающий, какие действия необходимо предпринять для обеспечения безопасности пешеходов. Он содержит анализ безопасности ситуации, план действий и общую оценку.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

32944—

2014

Участок дороги, выделенный под пешеходную зону, обозначают разметкой или специальными дорожными знаками. Они показывают, что пересекать улицу в этом месте безопасно и разрешено законом.

В ГОСТах 52766-2007 и 32944-2014 определено несколько видов «зебр» для пеших участников дорожного и уличного движения:

  1. Нерегулируемые. Их делают на незагруженных автодорогах. Светофор не работает, может вообще отсутствовать.
  2. Регулируемые. Оснащены работающими светофорами.
  3. Диагональные. Находятся на перекрёстках, чтобы люди смогли перейти улицу наискось. На таких переходах нанесена чёткая разметка, есть светофоры, работающие в штатном режиме.
  4. Внеуличные. Наиболее безопасны для пешеходов и пассажиров транспортных средств. Созданы для того, чтобы разгрузить трассу. Водителям не надо останавливаться, чтобы пропустить людей.

Переходы могут быть подземными, наземными и мостовыми.

В городах страны обустраивают, в основном, наземные и подземные пешеходные зоны. Первые – это привычные «зебры», цель которых – обеспечение безопасного передвижения пешеходов с одной стороны дороги на другую.

Расстояние между пешеходными переходами составляет 150 метров.

Участки для них в городах обозначают светофорами и знаками, хотя бывают нерегулируемые «зебры». Участники дорожного движения осуществляют переход тогда, когда транспортные средства останавливаются перед разметкой.

Для выделения пешеходных зон используют световую анимацию, шумовые полоски, лежачие полицейские, знаки со светоотражающим эффектом, жёлтое мигающее освещение, кнопки на светофорах, при нажатии на которые вскоре загорается зелёный свет.

По ГОСТу Р 52766-2007 максимальное расстояние между пешими зонами в населённых пунктах составляет не меньше 200 и не больше 300 метров.

За пределами населённых пунктов такие зоны делают рядом с общественными заведениями, чтобы они просматривались с двух сторон дороги. Расстояние – 150 метров и больше.

В городах и жилых пунктах протяжённостью меньше 500 метров расстояние между разными пешеходными переходами составляет 100-150 метров. Этих зон должно быть не больше двух.

Правила обустройства пешеходных переходов

Для обозначения мест для пересечения улиц используют классическую или комбинированную разметку. Первый вид «зебры» делают на переходах шириной не больше 6 м. Разметку наносят равномерными полосами параллельно вдоль дороги.

Второй вид – это двойная классическая разметка, которая показывает ход движения стрелками и наносится на магистралях шириной от 6 м.

Расстояние между полосками составляет 60 сантиметров.

Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:

  • Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
  • Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
  • Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.

В таких местах должны быть установлены светофоры. Для пеших участников движения они свои, а для водителей – свои. Человек должен руководствоваться двумя секциями напротив себя – красной и зеленой. Цвет имеют следующее значение:

  • красный – движение запрещено;
  • зеленый – допускается переходить дорогу;

У водителя свой светофор, который не отличается от тех, что монтируются на перекрестках. Если у шофера горит зеленый сигнал, а у человека красный, то пешеход должен уступить дорогу транспортному средству.

Если светофор переключился в режим мигающего желтого, то такой пешеходный переход превращается в нерегулируемый и пешеход на нем всегда пользуется преимуществом.

Данный вид переходов должен быть обязательно обозначен соответствующим знаком или оборудован светофором с постоянно мигающим желтым сигналом. На нерегулируемых пешеходных переходах человек всегда пользуется приоритетом и водители должны уступать ему дорогу.

Обязанности и права пешеходов

Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.

Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.

Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.

Водитель не всегда виноват в том, что на дороге внезапно появился человек. В данном случае суд встает на защиту обеих сторон и заставляет возмещать ущерб обоюдно. К примеру, если человек выскочил на дорогу, а шофер заметил его в последний момент, то вина ложится на обоих. Пешеход обязан возместить вред, который был нанесен автомобилю, а шофер оплачивает лечение человеку.

Существует определенный порядок действий:

  1. Немедленно остановиться, включить аварийку.
  2. Создать безопасную зону для машины и сбитого человека. Можно выставить знак аварийной остановки.
  3. Позвонить в скорую помощь и ГИБДД.
  4. Оказать первую помощь сбитому участнику движения.
  5. Дождаться приезда экстренных служб и оформить ДТП.

Внимание! Не стоит никуда отпускать пострадавшего, даже если с виду с ним все в порядке. Это может быть травматический шок. В такой ситуации, если он настаивает, рекомендуется подвезти его домой или до больницы. Даже если пострадавший ушел, необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, иначе это сделает сбежавший человек, что навлечет еще больше проблем на водителя. Звонок будет самым правильным решением.

Вторая необходимая составляющая для обозначения ПП — «зебра». Согласно действующему ГОСТу существует две ее разновидности:

  • 1.14.1 — классическое чередование серо-белых полос (применяется в случае, когда общая ширина пешеходного перехода не достигает шести метров);
  • 1.14.2 — выглядит несколько непривычно, так как к полосам добавляются стрелки, указывающие, по какой стороне ПП следует переходить (используется при ширине зоны более шести метров).

Говоря о том, какая ширина пешеходного перехода должна устанавливаться по закону, нужно четко понимать, что именно имеется в виду. Дело в том, что под данным выражением могут подразумеваться сразу два понятия. Ширина полос пешеходного перехода:

  • всего пространства, выделенного для объекта;
  • разметки дороги.

Требования к разметке указаны в Международной конвенции о дорожных знаках, параметры всей области перехода обозначены в упомянутом выше ГОСТе.

В большинстве случаев при нанесении «зебры» используется ее классический вариант. Это связано с простотой создания шаблонов для ее выполнения, поэтому она и была принята как базовая согласно стандарту.

Размеры разметки пешеходного перехода 1.14.1 регулируются Приложением №8 к «Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах» (глава ІІІ, пункт D «Пешеходные переходы»), принятой в Вене в 1968 г.

Здесь сказано, что ширина одной полосы плюс промежуток между полосами составляет 1-1,4 м. При этом расстояние между полосами должно соотноситься с их шириной в пропорции от одного к одному до одного к двум. Это важно!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *