Профессиональные качества психолога консультанта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессиональные качества психолога консультанта». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Психолог определяет и оценивает проблемы людей с помощью интервью, наблюдения, проведения психодиагностики и предоставляет индивидуальные или групповые консультационные услуги, чтобы помочь людям в достижении более эффективного личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.

Согласно определению Американской ассоциации психологического консультирования (American Counseling Association, 2010) психологическое консультирование (counseling) -это профессиональные отношения, которые позволяют различным людям, семьям и группам достигать целей в области психического здоровья, хорошего самочувствия, образования и карьеры.

Под психологическим консультированием понимается процесс взаимодействия между психологом и человеком, обратившимся за помощью, которое включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента, чтобы помочь ему самостоятельно научиться лучше понимать себя и других, лучше справляться с проблемами, лучше адаптироваться к изменяющейся внешней среде и развить навыки, чтобы уменьшить повседневный стресс.

Ниже приведены навыки, необходимые психологам-консультантам (по мере убывания важности)

  • Социальная восприимчивость и эмоциональный интеллект — осознавать реакции других и понимать, почему они реагируют именно так.
  • Активное слушание — уделять все внимание тому, что говорят другие люди, находить время, чтобы понять высказанные мысли, задавать вопросы по мере необходимости и не перебивать в неподходящее время.
  • Разговорная речь – умение разговаривать, эффективно передавая информацию.
  • Критическое мышление — использование логики и рассуждений для определения сильных и слабых сторон альтернативных решений, выводов или подходов к проблемам клиентов.
  • Сервисная ориентация – направленность на активный поиск способов помочь людям.
  • Суждение и принятие решений — рассмотрение относительных затрат и выгод потенциальных действий для выбора наиболее подходящего.
  • Активное обучение — понимание значения новой информации для решения текущих и будущих проблем и принятия решений и способность постоянно обучаться.
  • Письменная речь — эффективное письменное общение в соответствии с потребностями аудитории.
  • Мониторинг — мониторинг и оценка собственной работы, действий других лиц или организаций с целью улучшения или принятия корректирующих мер.
  • Убеждение – способность убеждать других изменить свое мнение или поведение.
  • Переговоры – умение объединять других и пытаться устранять разногласия.
  • Решение сложных проблем — выявление сложных проблем и анализ связанной информации для разработки и оценки вариантов и реализации решений.
  • Инструктирование – психолог должен уметь учить других что-то делать.
  • Координация — корректировка действий по отношению к действиям других.
  • Стратегии обучения — выбор и использование методов и процедур обучения, подходящих для ситуации при изучении или преподавании нового.
  • Научный подход — использование научных правил и методов для решения проблем.
  • Оценка функционирования систем — определение мер или индикаторов производительности систем и действий, необходимых для улучшения или исправления производительности, относительно целей системы.
  • Тайм-менеджмент — Управление своим временем и временем других.
  • Управление кадровыми ресурсами — мотивация, развитие и руководство людьми в процессе их работы, определение лучших людей для работы.
  • Системный анализ — определение того, как система должна работать и как изменения условий, операций и окружающей среды повлияют на результаты.

Работа в психологическом консультировании — очень непростая и не доступна каждому. Обучаясь консультированию, специалист приобретает знания о теориях личности и методах психологической помощи, изучает методики психодиагностики и вмешательства. Такие знания и навыки необходимы, но сами по себе недостаточны для установления и поддержания эффективных терапевтических отношений с клиентами. В отличие от большинства других профессий, связанных с работой с людьми, стать эффективным консультантом просто усвоив сумму знаний, овладев специальными навыками и приемами невозможно. Эффективный консультант – это не только отлично теоретически и практически подготовленный специалист, но и но человек, имеющий особую личностную предрасположенность к данному виду деятельности. И это не случайно, ведь в отличие от большинства других помогающих специальностей, психолог — консультант использует особый рабочий инструмент — свою собственную личность.

Что делает консультирование эффективным? Прежде всего, такие черты и установки клиента, как готовность к изменениям, наличие достаточных психологических ресурсов и социальной поддержки (Neukrug Е., 2012). Однако развитие этих факторов у клиента тесно связано со способностью консультанта работать с клиентом. На каждую сессию консультант привносит свои человеческие качества и переживания, которые влияют на состояние клиента. Именно человеческое измерение является одним из самых мощных средств воздействия на процесс терапии. Клинически и научно доказано, что личность консультанта и терапевтические отношения способствуют результату, по крайней мере, в той же степени, что и конкретный используемый метод вмешательства (Norcross & Guy, 2007).

Консультирование требует от практикующего психолога готовности отказаться от стереотипов и являться подлинным (аутентичным) человеком в терапевтических отношениях. Именно в контексте такой связи между людьми клиент может получать стимулы к личностному росту, заполняя «пробелы» предыдущих отношений со значимыми людьми недополученным вниманием, участием, эмпатией и любовью. Если консультант сам прячется от клиента за своей профессиональной ролью, то и клиент, скорее всего, будут копировать его поведение – скрываясь от консультанта за ширмами и защитами. Если консультант выступает лишь в роли эксперта, скрывая свои собственные реакции, ценности и самость, то и результатом такого «консультирования», скорее всего, будут бесплодны.

Это происходит потому, что консультант служит «терапевтическим» образцом для клиента, корректируя своей личностью огрехи предыдущих моделей: родителей и других значимых персон, учителей, воспитателей, друзей и кумиров, в общении с которыми и в подражании которым формировалась личность клиента и ее «слабые места» и «болевые точки». Если консультант моделирует неконгруэнтное поведение, дистанцирование и отстраненность, то и клиент будет повторять это поведение. Если же психолог раскрывается пред клиентом как личность, то и клиент сможет не бояться быть честным в терапевтических отношениях. Степень искренности и аутентичности консультанта является решающей переменной, влияющей на результативность терапевтического альянса с клиентом, который является основным фактором, способствующим достижению целей терапии (Lambert and Barley, 2002). Психолог, демонстрирующий жизнеориентированный выбор, радость жизни и натуральность отношений, сможет своим примером мотивировать клиента развивать те же самые качества, улучшающие его жизнь.

При этом психолог вовсе не обязан быть самоактуализированной личностью, достигнувшей вершины иерархии своих потребностей, и лишенные своих собственных проблем. Невозможно ожидать, что каждый психолог будет соответствовать идеальной модели эффективного консультанта. Существует эмпирически выведенные представления о личностных качествах хороших психологических консультантов. В России наиболее часто упоминается модель эффективного консультанта по Р. Кочюносу (1999).

  • незрелость личности,
  • низкая сила «Эго»,
  • конформность,
  • авторитарность,
  • нетерпимость,
  • отсутствие эмпатии,
  • интеллектуальная недостатость,
  • ненависть к людям, стремление «мстить» им, озлобленность,
  • высокая тревожность,
  • развитое чувство вины,
  • стремление к гиперопеке,
  • неумение общаться с людьми, неспособность выстраивать с ними отношения на взаимоуважительной основе,
  • замкнутость,
  • невозможность решения своих личных проблем,
  • наглость, вызывающее поведение,
  • склонность к манипуляциям,
  • лень, безынициативность, пассивность в отношении приобретения знаний,
  • психическое нездоровье,
  • невротическая установка по отношению к деньгам.

Андрей Демкин

Литература

Р. Кочюнас. Основы психологического консультирования. М.: «Академический проект», 1999. — С. 25-32.

Brownawell A.,Kelley K. Psychotherapy is effective and here’s why // Monitor on Psychology. — October 2011.- Vol. 42.- №9. P-14.

Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Thomson Brooks/Cole, 2009.

Lambert M., Barley D. (2002). Research summary on the therapeutic relationship and psychotherapy outcome. In J. C. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work: Therapist contributions and responsiveness to patient needs (pp. 17–32). New York: Oxford University Press.

Neukrug Е. The World of the Counselor. Brooks/Cole:Belmont, CA. — 2012.

Norcross J., Guy J. (2007). Leaving it at the office: A guide to psychotherapist self-care. New York: Guilford Press.

Novotney A. The therapist effect // Monitor on Psychology. — February 2013.- Vol. 44.- №2. P-48.

Wampold B. (2010). The research evidence for common factors models: A historically situated perspective. In B. L. Duncan, S. D. Miller, B. E. Wampold, & M A. Hubble (Eds.), The heart and soul of change (2nd ed., pp. 49–82). Washington, DC: American Psychological Association.

Тарасова Е.В.

Практикующий психолог, Нижегородский государственный университет

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

Аннотация

В статье рассматриваются профессиональные качества личности психолога-консультанта: адаптационные способности, жизнестойкость, этически выверенная позиция. Обозначается актуальная проблема: отсутствие этических принципов в работе психологов-консультантов.

Ключевые слова: профессиональные качества психолога-консультанта

Keywords: professional qualities of a psychologist-consultant

В нашей социокультурной ситуации у потенциального клиента нет отчетливого образа профессионала, а ролевые ожидания зачастую строятся из странной смеси образов западного кино и литературы и до боли знакомых стереотипов врача и учителя, с чем трудно не согласиться [9, 192]. К этому стоит добавить, что и у специалистов этот образ профессионала также не сформирован [9, 193]. У многих клиентов нет чёткого представления о работе психолога-консультанта, о методах воздействия и этических нормах поведения специалиста в консультативном процессе. Нередко психотерапевтическая практика беспрепятственно осуществляется неквалифицированными специалистами [4, 255]. В связи с ростом популярности профессии проблема неэтичного поведения психологов-консультантов является крайне актуальной.

Известно, что из-за отсутствия строгих критериев отбора терапевтами часто становятся люди, не обладающие этически выверенной профессиональной позицией [8, 88]. Каждый профессиональный психолог ищет решение этических проблем самостоятельно, опираясь на собственные нормы и представления, мнение коллег, а также на теоретические знания, полученные во время обучения [5, 114 ].

Поскольку психологическое консультирование является сложной и многогранной профессией, консультанты по необходимости должны подчиняться этическим и правовым нормам [3,58 ].

Прежде чем приступать к оказанию помощи другим людям, консультантам необходимо накопить достаточные знания о себе самих в дополнение к изучению этических и правовых принципов, относящихся к профессии консультирования [3, 58]. Психолог-консультант становится для клиента моделью психологически здоровой личности и ему важны искренность (конгруэнтность) консультанта, наличие у него определенных личностных характеристик [8,88]. Среди важных личностных характеристик психологов можно обозначить адаптационные возможности личности специалиста.

От его адаптационных способностей зависит и продуктивность его деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность того, что организм человека сохранит нормальную работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды [1, 83]. Работа психолога-консультанта во много связана со стрессом (взаимодействие с трудными клиентами, вторичная травматизация в условиях чрезвычайных ситуаций), в связи с этим приспособление и врабатываемость специалиста являются показателями успешной деятельности. В условиях профессионального

стресса психолог-консультант должен обладать особыми качествами психологической выносливости, которые характеризуют жизнестойкость.

Психолог-консультант, обладающий такой чертой как жизнестойкость (Д.А. Леонтьев), способствующей эффективной работе с клиентами, отражает его «психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека» [1,84]. Эффективные консультанты способны быть искренними, творческими и сопереживающими. Хорошие консультанты действуют как интуитивно, так и опираясь на результаты исследований. Полезно, когда консультанты имеют за плечами закалку в различных жизненных обстоятельствах и обладают способностью представить себе то, что переживают их клиенты, а значит, понимать клиентов и относиться к ним адекватно [3,41]. Профессия психолога-консультанта предусматривает наличие вышеуказанных качеств для эффективного взаимодействия в диаде «психолог-клиент».

Профессиональные качества личности психолога-консультанта это многоуровневая система взглядов, ценностей, смыслов, отражающая гуманистическую позицию.

Развитие профессиональных качеств предполагает стремление личности психолога-консультанта к самопознанию, саморазвитию и личностному росту.

Уровень профессионализма зависит, прежде всего, от собственного личностного роста специалиста, его становления как человека, приобретения им житейской мудрости, глубины, знания самого себя, владения своими возможностями, ресурсами и способностями [6,4].

  • Кризис в семейных отношениях
  • Детско-родительские отношения
  • Психология развития личности человека
  • Неуверенность в себе, застенчивость, заниженная самооценка
  • Проблемы в дружеских отношениях
  • Проблемы с родителями
  • Эмоциональная зависимость
  • Депрессия
  • Любовь, разлука, расставание
  • Проблемы с коллегами по работе
  • Консультации по психологии
  • Кризисы в жизни человека

Вы можете работать психологом-консультантом, если имеете следующее образование:

  • высшее или среднее профессиональное по направлению подготовки «Психологическое консультирование»;
  • любое высшее или среднее профессиональное образование и курсы психолога-консультанта (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

В частном консультировании ценится наличие часов личной психотерапии и супервизии.

Личностные характеристики психолога-консультанта:

  • развитый эмоциональный интеллект;
  • любовь к людям;
  • ответственность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • личностная зрелость и целостность.

Конспект лекций по дисциплине. Профессиональные качества психолога-консультанта

Освоить профессию психолога-консультанта можно за несколько лет в вузе или училище, техникуме, колледже. Но если вы хотите сократить срок обучения, то лучше выбрать курсы профессиональной переподготовки. Быстрее не значит хуже. Обучение занимает меньше времени, потому что в программу входят только те дисциплины, которые напрямую относятся к профессии. В вузах преподают дополнительные дисциплины, например, математику и историю.

Вот что получат будущие психологи-консультанты на курсах переподготовки и повышения квалификации в Институте прикладной психологии в социальной сфере:

  • информационную базу по психологической диагностике и консультированию;
  • возможность работать с разными возрастными и социальными категориями людей, в разных организациях;
  • знания и навыки по организации рабочего процесса и продвижению своих услуг;
  • понимание того, как устроена психика;
  • знание основ общей, возрастной, кризисной, дифференциальной, социальной, семейной психологии;
  • инструменты для организации частных приемов и онлайн-консультаций.

Если вы сомневаетесь в выборе программы, то закажите бесплатную консультацию. Наши специалисты перезвонят вам и помогут подобрать оптимальную программу под ваши цели, желания и потребности.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Человеческие качества проявляются в состоянии человека при его взаимодействии с окружающим миром. Восприимчивость, адекватность ситуации, духовность, активность и целесообразность являются основными человеческими качествами и состояниями.

ПВК психолога имеют определяющее значение для его профессиональной деятельности. Так как эти качества дают возможность успешно реализовать требуемую деятельность.

Психолог неизменно и неизбежно проецирует свой внутренний мир и свои переживания на возникающие в процессе его работы ситуации. Кроме этого на его деятельность оказывает влияние отношение к политическим проблемам, социально-экономическим ситуациям, к миру в целом.

Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.

Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.

Определение 1

Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.

Определение 2

Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.

Определение 3

Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.

Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.

Определение 4

Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.

Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.

Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.

Из этого следует, что практическая этика – это одна из неотъемлемых частей не только психологической, но и любой другой профессиональной деятельности, которая связана с воздействием на психическую реальность людей (учитель, воспитатель, консультант, психотерапевт и т.д.). С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной жизни оказывает подобное воздействие. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.

Ценностные ориентации и цели психолога выходят за рамки его деятельности, и касаются не только этики, но и мировоззрения в его самом широком смысле. Рефлексия проблем своей деятельности в качестве профессионала – это то, с чего начинается профессиональное самосознание. Для психолога такое осознание представляет собой прекрасную мотивацию для получения знаний, которые необходимы для решения проблем, для собственного личностного роста. Возникающее при этом чувство непрекращающегося процесса своего личностного роста, роста профессионализма и компетентности, который проходит через преодоление многих внешних и внутренних проблем, дарит ощущение подлинного счастья и удовлетворения профессионала.

Профессиональные и личностные качества психолога

24 — 25 сентября
Самара

I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология города: актуальное состояние и перспективы»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

21 — 22 октября
Москва

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Определение 1
Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

Такие качества, как добросовестность, терпимость, ответственность необходимы в любой профессии, но, у психолога, кроме этих качеств выделяются ещё важные профессиональные качества:

  • Курсовая работа Профессиональные качества психолога 420 руб.
  • Реферат Профессиональные качества психолога 240 руб.
  • Контрольная работа Профессиональные качества психолога 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
  • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
  • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
  • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
  • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
  • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
  • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
  • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
  • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
  • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.

Принимая решение о получении образования по профилю «психология», следует основываться не только на собственном отношении к профессии

Важно оценить, востребована ли она в конкретном регионе, сколько зарабатывают молодые и опытные специалисты, есть ли перспективы профессионального развития. Бывают случаи, когда разумнее получить диплом в другой области, а затем пройти укороченную программу обучения на психолога по принципам второго высшего

Минусы профессии психолога субъективны и в основном люди сами их себе создают. Проблемы могут возникнуть у человека, не умеющего отделять работу от личной жизни. Переживая за каждого клиента на глубоком уровне сознания, сотрудник рискует получить нервный срыв или эмоциональное истощение. Отрицательным моментом считается размер оклада у начинающего эксперта. Чтобы заработать авторитет в области, придется потратить несколько лет. Еще один минус в том, что в нашей стране психологи пока не так «раскручены» в коммерческом плане, как на Западе.

Профессиональные требования к психологу-консультанту

В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.

В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.

Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.

В маленьких населенных пунктах может не хватать специалистов. К счастью, мы живем во времена интернета. Виртуальная связь позволяет общаться с людьми и при этом не выходить из дома. Это спасение для тех людей, которые испытывают сильный стресс при личном общении. Можно обратиться к Никите Валерьевичу Батурину, специалисту в области гипнотерапии по избавлению от психологических расстройств.

Чтобы стать психологом для начала нужно получить образование по выбранной специальности. Далее сразу начать практиковаться в государственных учреждениях или продолжить изучать науку в вузе. Успехов добьется тот психолог, который совершенствуется и идет в ногу со временем. Хороший специалист не останавливается в развитии: он постоянно пополняет свои знания и учится на собственных ошибках.

… целью выявления наиболее актуальной на сегодняшний день. 2. Проследить этапы развития человека как биосоциального вида. 3. Охарактеризовать раннюю историю человечества, выявить её особенности. В процессе исследования … опубликованная в 1859 г. в книге «Происхождение видов путем естественного отбора», в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой подбор» и в других работах. Теория …

1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42-43] отождествляет слово «аутентичность» с близким ему «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:

доступность — степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;

экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

2. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Вытесненные же чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри.

4. Сильная идентичность. Понятие «идентичность» — относительно новое для отечественного контекста, поэтому остановимся на нем подробнее. В данном изложении мы будем опираться на результаты анализа зарубежных и отечественных публикаций по проблемам, связанным с идентичностью, осуществленным Н.В. Антоновой [1995]. Идентичность — сложная динамическая структура, формирующаяся и развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Единицей этой структуры является самоопределение — некоторое решение относительно себя, своей жизни, своих ценностей, принятое в результате интериоризации родительских ожиданий (преждевременная идентичность) или преодоления кризиса идентичности (достигнутая идентичность).

Кризис идентичности предполагает наличие ситуации выбора, начиная от выбора школы, работы и кончая поиском и выбором цели и смысла своего существования. Кризис идентичности отнюдь не всегда завершается формированием единиц идентичности — самоопределений. Возможен также деструктивный вариант последствий кризиса. Это происходит, когда человек не замечает необходимости самоизменения, не видит имеющихся в его распоряжении альтернатив выбора. В таком случае человек может испытывать ряд негативных состояний:

высокий уровень тревожности;

ощущение собственной беспомощности; ,,,

неверие в будущее;

пониженный эмоциональный фон;

ощущение потери смысла в жизни вплоть до депрессии и склонности к самоубийству.

Одно из важнейших требований профессиональной этики — это компетентность консультанта. В связи с этим возникают вопросы: «Какая профессиональная подготовка может обеспечить компетентное консультирование?» и «Какой опыт необходим претенденту на роль консультанта?

Во многих странах статус консультанта определяется лицензией, предоставляющей формальное право заниматься профессиональной деятельностью. Чтобы получить ее, надо пройти официальную академическую программу профессиональной подготовки, проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста и иметь установленный минимум профессионального опыта. Такая система лицензирования ограничивает возможность заниматься практикой лицам, не имеющим соответствующей квалификации. Однако лицензия, к сожалению, не гарантирует, что консультант эффективно и компетентно справится со своими обязанностями. При обучении психотерапии и психологическому консультированию наряду с необходимостью приобретения соответствующей теоретической базы под квалифицированным руководством часто подчеркивается важность углубления самопознания консультанта (психотерапевта).

М. Сох (1988) говорит: «Жизненный опыт консультанта интегрируется с возрастающим багажом профессиональных знаний на основе углубленного самопознания. Даже отлично подготовленному консультанту не одинаково легко со всеми людьми, зато ему гарантирован душевный комфорт».

Развитию самопознания способствует обширный и интенсивный курс индивидуальной и групповой терапии, особенно в группах, ориентированных на совершенствование личности.

Каждый консультант до начала профессиональной деятельности, а также в процессе работы должен пройти личную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важнейшим звеном профессиональной подготовки психоаналитика. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет в своей личности «белые пятна»: непознанные, неосознаваемые аспекты самости, внутренние конфликты, более глубокое познание и разрешение которых способствует становлению эффективного консультанта. Консультанту очень полезно самонаблюдение под контролем другого профессионала за переживанием таких значимых событий в жизни, как любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что личность консультанта должна быть «разобрана по косточкам». Имеется в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится помощь. Тем не менее было бы слишком крайним утверждение, что, приступая к консультированию, следует избавиться от всех внутренних конфликтов. Важно понимать суть конфликтов и как они сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно испытывает вину, то велика вероятность аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений или насущные заботы, разве сможет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся с клиентом дальше пройденного нами пути.

Во время психологического консультирования клиент с меньшей настороженностью раскрывает и исследует свои проблемы, если консультирование происходит в хорошо оборудованном кабинете. Понятно, что не всегда возможно обеспечить идеальные условия, однако к месту консультирования предъявляются определенные требования. Прежде всего консультирование должно происходить в спокойной обстановке, в звуконепроницаемом кабинете. Мы знаем, что сам процесс консультирования на первых порах повышает тревожность, поэтому клиент должен быть уверен, что его не услышат посторонние. Если клиент слышит происходящее в соседней комнате или коридоре, он усомнится в конфиденциальности общения с консультантом. Это может помешать возникновению терапевтически эффективного контакта.

Кабинет должен быть не очень большим, окрашенным в спокойные тона, уютно обставленным и не слишком вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: родители клиента, супружеская пара и т.п.).

Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем месте не стоит держать слишком личные вещи (например, семейные фотографии) или предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Каждый раз клиента следует принимать в одном и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет чувствовать себя безопаснее.

Иногда между консультантом и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.

Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Р. Мэй (1968) употребляет понятие «геометрия любви». Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Исследования показали, что около половины опрошенных психотерапевтов полагают, что физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

— консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;

— консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

— стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

Однако очень трудно установить границу, где физический неэротический контакт приобретает характер эротического. В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

Терапевтический климат предполагает и надлежащее структурирование времени. Уже первая встреча с клиентом должна продолжаться столько времени, сколько и все последующие встречи. Иногда первая встреча затягивается из-за необходимости ближе познакомиться с клиентом и вселяет в него надежду на нереальную продолжительность консультирования. Поэтому лучше не вызывать ложных ожиданий.

Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. Такая продолжительность не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, хотя этого иногда желает как клиент, так и консультант, слишком утомит обоих участников консультирования. Психотерапия и консультирование требуют концентрации внимания и бдительности, а, как известно, концентрацию внимания трудно сохранять более 45 — 50 минут. Традиционные 50 минут, регламентирующие консультативную встречу, позволяют продуктивно обсудить несколько вопросов, а затем 10 минут уделить записи основных аспектов прошедшей беседы или просто отдыху за чашечкой кофе. Это также важно при приеме нескольких клиентов подряд. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Когда консультант не устанавливает продолжительности беседы, он заставляет клиента постоянно нервничать, что прием может прекратиться в любой момент. Такое манипулятивное поведение нежелательно. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

«В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать Вас».

«Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени».

«Как бы Вы хотели использовать сегодняшнее наше время? У нас есть 50 минут».

Консультативная встреча подходит к концу спустя почти 40 минут. Чтобы помочь клиенту лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время заканчивается: «Сегодня у нас остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?» Озабоченный клиент часто плохо ориентируется во времени, поэтому такое напоминание может оказаться важным.

В начале консультирования необходимо также определить общую продолжительность консультирования. Конечно, в самом начале трудно установить, сколько времени займет решение тех или иных проблем. Поэтому можно заключить с клиентом определенный контракт на 3-4 встречи, а затем окончательно решить, является ли консультативный контакт продуктивным и сколько времени может продолжаться консультирование.

В начале консультирования следует определить и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной-двух встреч в неделю. Если встречаться реже, становится значительно труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. Для консультативной беседы необходим уютный кабинет или специально отгороженная часть пространства внутри большого помещения в одном из углов. Клиента желательно посадить спиной к двери, ограничив его поле зрения, максимально сосредоточив на консультанте. Идеальный вариант посадки психолога и клиента — напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Желателен столик или стол, на котором можно было бы, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой, воспринимаясь как барьер. Часы на столе или на стене — важный атрибут, напоминающий, что необходимо работать активно и динамично.

2. Время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 5-7-летним ребенком не должна длиться более 20 минут, с 8-12-летним — около 30 минут, а с детьми старше 12 лет и взрослыми людьми консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

11. Технологии ведения консультативной беседы и базовые навыки консультирования.

Технология ведения консультативной беседы

некоторые принципы организации диа­лога с клиентом в рамках психологического консультирова­ния, изложенные Ю.Е. Алешиной (1993, с. 40-59):

1. Ограничение речи консультанта в диалоге. Присут­ствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не пере­бивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естествен­ны и означают, что человек работает, активно ��смысливает свою жизнь.

2а. Эмпатическое слушание. Оно же — активное слушание (повторение отдельных слов за клиентом, интерпретации).

2б. Принятие модели ситуации клиента в качестве временной. Консультанту пока не стоит вступать в споры с клиентом, тем более обличать его, ловить на противоречиях. Ломать модель ситуации клиента можно только после того, как эта модель изучена детально.

2в. Структурирование беседы. Редкий клиент умеет логично и последовательно описать проблемную ситуацию. Постепенно его надо побуждать к более рациональному изложению, рассуждениям. Самому консультанту надо быть последовательным. Каждая новая его фраза, вопрос должны быть логически связаны с предыдущими. Для структурирования беседы очень полезны периодические резюме. Диалог с клиентом — это не книга, разбитая на главы; поэтому можно взять себе за привычку раз в десять минут (например), следя за настенными или настольными часами, резюмировать сказанное. Если это уместно, то резюмировать можно не только устно, но и письменно, схематически изображая на бумаге модель ситуации. Структурирование беседы побуждает клиента к рациональной работе, к тому, чтобы не «перемалывать» в десятый раз одно и то же, а двигаться дальше; когда клиент перестаёт двигаться дальше в описании ситуации, то это будет верным свидетельством того, что он сказал уже всё существенное.

2г. Осмысление модели ситуации клиента. Психолог-консультант проводит аналитико-критическую работу, формулирует несколько гипотез в отношении этой модели. Если клиент пришёл за помощью к психологу, то это значит, что модель проблемной ситуации у него или а) неверная (извращённая), или б) неполная.

В каждой гипотезе поэтому следует чётко формулировать:

а) видит ли клиент ситуации в истинном свете?

б) если не видит, то в чём ошибается?

в) полна ли модель ситуации?

г) если не полна, то в чём можно, в чём нужно расширить эту модель?

Разумеется, большую часть выводов здесь психолог-консультант должен держать при себе, хотя бы потому, что пока имеются только гипотезы.

2д. Критика гипотез. Консультант задаёт клиенту вопросы, направленные на уточнение, критику гипотез. Вопросы здесь можно, конечно, задавать вразнобой. Но всё же рекомендуется стремиться к хотя бы внешней структурированности беседы, не перескакивая с одного на другое. Результатом здесь должно быть то, что в итоге остаётся только одна рабочая гипотеза (основная).

Дело в том, что большую часть интеллектуальной работы психолог вынужден делать в жёстком режиме, когда имеется немного времени. Поэтому плотно надо работать только с основной гипотезой. Если она не подтвердится, то за основную принимается другая гипотеза.

2е. Изложение своей гипотезы клиенту. Поскольку клиент обычно уже «хорошо запутался» в своей проблемной ситуации, то бывает очень редко так, что он сразу принимает гипотезу и соглашается с ней. Поэтому важно подчеркнуть, что соображения консультанта — пока только гипотеза (предположения), что от клиента не требуется соглашаться с ней, требуется взять гипотезу за рабочую и попробовать изучить выводы, которые она порождает. В процессе работы с гипотезой скорее всего всплывут новые подробности, которые уточняют складывающуюся объективную модель ситуации. Вполне вероятно, что гипотеза окажется несостоятельной, в этом нет ничего страшного; в этом случае в качестве рабочей берётся иная гипотеза.

Образец правильного резюме на работу психолога

Проверенные специалисты с
высшим психологическим
образованием

При грамотном подходе даже начинающий специалист может получить хорошую работу.

В образце резюме хорошего психолога без рабочего опыта должна присутствовать следующая ключевая информация:

  • Реальный уровень заработной платы начинающего специалиста.
  • Обязанности и полученные умения в период учебной практики. Будет отлично, если вы сумеете договориться с руководителем о составлении для вас рекомендательного письма. Оно увеличит шансы на получение желаемой должности в несколько раз.

  • Описание личностных качеств, соответствующих вакансии. Для практикующего психолога очень важны, к примеру: самообладание, уравновешенность, чуткость, умение расположить к себе и т.д.
  • Не перегружайте анкету лишней информацией даже, если вам не удалось заполнить стандартный объем. Пустые, необоснованные слова лишь портят первое впечатление.

    Четких рекомендаций касательно заполнения раздела нет. Вы должны указать реальные данные о своем образовании. Прописать его уровень, безошибочно обозначить название учебного учреждения, факультета, полученной специальности.

    Пример образования психолога:

    • Высшее:
      Санкт-Петербургский государственный университет
    • Факультет:

      Психологии

    • Специальность:

      Клиническая психология

    • Год окончания:

      2004

    Укажите информацию о прохождении дополнительных курсов, тренингов, семинаров, если они имеют прямое отношение к желаемой должности.

    Перечисляя свои профессиональные умения, важно кратко указывать на близкую связь с теорией и практикой. Перед тем как написать о навыках в резюме на должность психолога, подумайте, что действительно было бы актуальным.

    Среди наиболее востребованных обязанностей можно выделить:

    1. знание принципов психоанализа;
    2. публикации в различных изданиях;
    3. владение определенными методиками;
    4. разработка и проведение различных тестов.

    Помните, что анкета – это первое впечатление работодателя о вас.
    Пример профессиональных навыков психолога:

    Проведение тренингов Психодиагностика
    Психологические методики НЛП
    Детская психология Работа со страхами
    Семейные проблемы Проблемы личных потерь

    Пример личных качеств психолога:

    Стрессоустойчивость Коммуникабельность
    Наблюдательность Работоспособность

    Вопрос 8. Профессиональные аспекты личности психолога-консультанта

    • Курсовая работа Профессиональные качества психолога 440 руб.
    • Реферат Профессиональные качества психолога 260 руб.
    • Контрольная работа Профессиональные качества психолога 200 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики. Самосознание специалиста-професссионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста.

    В данном разделе вы должны составить краткий и одновременно емкий текст, который подчеркнет компетентность.

    В резюме на престижную должность психолога не должно быть информации об увлечениях и хобби. Об этом расскажите, если потребуется, лично на собеседовании. Все по теме. Вы должны настолько подогнать информацию под требования желаемой должности, чтобы каждая строчка свидетельствовала о том, что лучшего кандидата быть не может.

    Пример «О себе» в резюме психолога:

    • Работаю с людьми‚ помогаю разобраться в непростых жизненных ситуациях, по-новому взглянуть на жизненный путь. Имею опыт лечения депрессивных состояний‚ различных фобий‚ зависимостей‚ соматических заболеваний. Помогаю найти путь в поиске себя‚ обеспечить личностный рост‚ за счет изменения осознанности‚ проработки ошибок.

    Конечно, хорошо, когда есть к кому обратиться по рекомендации знакомых, но на впечатления других людей полностью полагаться не стоит. Правильнее проанализировать (как Вы это видите со стороны), насколько изменилась жизнь тех, кто советует специалиста, в ту или иную сторону после посещения психолога. Если Вы видите положительные изменения в поведении или эмоциональном состоянии ребенка после работы с психологом, улучшение детско-родительских отношений, то смело можете сами обратиться к этому психологу. Если же таких изменений нет, или если у Вас нет знакомых, которые могут порекомендовать детского психолога, то можно придерживаться нескольких критериев, по которым можно отличить хорошего психолога от плохого:

    1. Хороший детский психолог должен иметь высшее профильное образование. Это необходимое, но не достаточное условие качественной работы, тем не менее, очень важно обращать внимание именно на профиль высшего образования. Это особенно актуально в случае детского психолога, потому что нередко учитель или маркетолог по базовому образованию начинает работать детским психолог, поскольку «успешно воспитал двоих (троих, четверых …) детей» или «прошел курсы повышения квалификации». Поверьте, этого далеко недостаточно! 2. Также хороший детский психолог просто обязан проходить курсы дополнительного профессионального образования в области детской и семейной психологии, желательно постоянно и по разным профилям подготовки. Желательно, чтобы эти курсы вели опытные и авторитетные детские психотерапевты. Хороший специалист постоянно повышает свой уровень знаний и навыков, проходя курсы, семинары, тренинги. Кроме того, хороший детский психолог должен обладать знаниями в смежных областях, особенно в неврологии, психиатрии и педагогике. 3. Важен опыт работы, причем как количественный (1, 3, 5 или 10 лет?), так и качественный. Например, не идет в счет опыт работы воспитателем или учителем, психологом в кадровом агентстве или крупной организации – это совершенно другой профиль работы, поэтому учитывайте именно опыт работы в качестве практического детского психолога. Невозможно быть хорошим специалистом, не имея хорошего практического опыта в данной области. 4. Помните, что если психолог успешно работает со взрослыми, то совершенно необязательно он будет так же успешно работать с детьми. Это касается, кстати, и детской психиатрии. Главный детский психиатр России Игорь Макаров как-то сказал, что детский психиатр при необходимости может работать со взрослыми пациентами, но не наоборот. Детская психология – это особенная область психологии, требующая узкоспециализированных знаний и навыков работы.

    5. Перед первым приемом узнайте, какими инструментами, методами и методиками владеет специалист. Хороший детский психолог должен уметь работать в разных подходах (игровой терапии, арт-терапии, песочной терапии, системной семейной терапии, телесной терапии, нейро- и сказкотерапии и т.д.), поскольку к каждому ребенку нужно подбирать свой индивидуальный подход. Кто-то, например, не очень любит рисовать, а кто-то – не любит сказки; для решения каких-то проблем подходит песочная терапия, а для других – телесная и так далее. 6. Ну и конечно, Ваше личное впечатление после первой консультации имеет очень важное значение. Если специалист вызывает у Вас доверие, симпатию, желание рассказать о ситуации ничего не утаивая, если сам психолог искренен, проявляет эмпатию, не осуждает Вас ни в чем, тогда это хороший детский психолог. Бывает, что известный всем специалист, с большим опытом работы, хорошими отзывами не может найти подход к отдельному ребенку или взрослому — это нормальная ситуация. Уходя от всех формальных критериев об образовании, опыте работы и так далее, можно сказать, что психолог это тот человек, который работает своей личностью. И если что-то в личном отношении вызывает у Вас сомнения, лучше честно признаться в этом себе и психологу и вместе найти другого специалиста (кстати, в таком случае хороший психолог поможет Вам в поиске, а не будет настаивать на терапии у него). 7. Последнее, о чем хотелось бы сказать, это тот факт, что профессиональный детский психолог должен знать своих коллег с более высокой квалификацией и в случаи необходимости своевременно прибегает к их помощи. Профессионал всегда знает уровень своей компетентности и никогда не берется за то, в чем ему не достает квалификации.

    Специализация весьма непростая, она подразумевает постоянный контакт с разными людьми. Кто-то приходит на прием сам, а кого-то принуждают. Сложностей в некоторых ситуациях не избежать.

    Услуги такого врача востребованы повсеместно. Специалисты данного профиля трудятся в правоохранительных органах, учебных заведениях, крупных компаниях. Там, где на фоне постоянного стресса сотрудникам или ученикам может понадобиться психологическая поддержка.

    Деятельность предполагает работу с клиентами, проведение консультаций, тренингов, оценку личностных качеств и состояния психики, оказание помощи в сложных жизненных ситуациях. Прямые обязанности обычно обусловлены рабочим местом и направлением специализации. Например, в крупной фирме психотерапевт консультирует руководящий состав по взаимодействию с подчиненными, в садиках и школах следит за психическим здоровьем детей.

    В первую очередь, необходимо понимать, что выбор профессии — большая ответственность. В ходе своей деятельности специалист, как и любой другой врач, не должен принести вред пациенту. Его отличительной чертой выступает любовь к людям – истинное желание помочь им разобраться в проблемах, выбрать правильный путь в жизни.

    Железное терпение — важнейший инструмент успешной психотерапии. Стать терпеливым способен только по-настоящему увлеченный человек. Направлений такой деятельности очень много, поэтому быть профессионалом сразу во всех — невозможно. Неплохим началом станет курс самообразования, в рамках которого следует изучить имеющуюся информацию в сети, научно-популярные книги.

    Главные профессиональные качества психолога

    Тактичность, умение сопереживать, слушать, конечно, очень пригодятся будущему специалисту. Но интеллект и профессионализм — основные характеристики, необходимые для эффективной деятельности. Кроме того, чтобы изучить огромное количество общей и профильной литературы, впитать в себя получаемую информацию, нужно обладать отличной памятью, усидчивостью, логическим мышлением и силой воли.

    Эта работа зачастую приводит к эмоциональному перенапряжению. Поэтому человеку, связавшему жизнь с этой профессией, надо уметь абстрагироваться, отгораживаться от проблем пациентов. В противном случае из-за перепадов настроения, плохого сна и недостатка отдыха неминуема депрессия. Психотерапевт обязан иметь крепкое психологическое и физическое здоровье.

    Эмпатия — чувство, которое нужно для работы психологом. Способности понимать собеседника и по-настоящему сопереживать ему — неоценимы. Хорошего специалиста отличает толерантность, он всегда сдержан, полностью контролирует свои эмоции.

    Чтобы научиться помогать людям с психологическими проблемами, следует больше читать, постоянно наблюдать за окружающими и много трудиться. Этот доктор, как никто другой, обязан понимать, что недостающие навыки необходимо вырабатывать.

    Его работа заключается в том, чтобы помочь взрослым разобраться, что происходит с их детьми. Как им преодолеть возникающие трудности в общении с ним, как наладить контакт и оказать благотворное влияние.

    В терапевтический процесс детский доктор вовлекает не только ребенка, но и его родителей. Вся его деятельность в этом случае направлена на выявление проблем и на причины их возникновения. Он отлично понимает психологические особенности развития детей, знает все о возрастных кризисах, через которые проходит абсолютно каждый маленький человек. Ведь психика малышей совершенно другая, поэтому и подход к таким пациентам нужен особенный.

    Как правило, он работает в образовательных учреждениях, где наблюдает за развитием, адаптацией и поведением своих подопечных. Квалифицированная психологическая помощь очень важна в этот период. Сами родители не в состоянии справиться с многочисленными трудностями, неизбежно возникающими в юном возрасте.

    Ведущая цель педагога-психолога — обеспечение психического здоровья учеников. Он помогает им развиваться в верном направлении, с учетом индивидуальных особенностей характера. Корректирует реализацию творческого потенциала, стимулирует заинтересованность в различных социальных сферах. В его обязанности входит обеспечение благоприятного климата для становления детей.

    Этот специалист большую часть времени уделяет не научно-исследовательской работе, а практике. Он находится в постоянном контакте с военнослужащими и их близкими, поэтому прекрасно разбирается не только в своей профессии, но и обладает необходимыми знаниями о жизни офицеров и солдат. Свою деятельность осуществляет посредством постоянного наблюдения, проведения анкетирования, тестирования, опросов и анализа полученной информации.

    Определение 1
    Профессиональные качества психолога – это, прежде всего, его профессиональная компетентность, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.

    Для любого человека основными состояниями и качествами являются активность, целесообразность, адекватность ситуации, духовность, восприимчивость. В профессиональной деятельности тоже есть профессионально важные качества, необходимые для того, чтобы реализоваться как специалист. Психолог в ходе своей деятельности свои переживания, свой внутренний мир проецирует на возникающие ситуации.

    • Курсовая работа Профессиональные качества психолога 430 руб.
    • Реферат Профессиональные качества психолога 280 руб.
    • Контрольная работа Профессиональные качества психолога 190 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    • эмпатия или способность к сопереживанию, проникновение в эмоциональный мир другого человека, способность ставить себя на место другого;
    • открытость психолога и его готовность постоянно взаимодействовать с окружающим миром;
    • самообладание и невозмутимость в любой ситуации, умение контролировать свое настроение и чувства, сложно сохранять спокойствие, когда клиент очень агрессивен и ведет себя навязчиво;
    • конгруэнтность, что в переводе означает соразмерный, соответствующий — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих ощущений, переживаний и проблем;
    • интерес к людям это обязательное качество, эмоционально положительное и доброжелательное отношение к окружающим, желание узнавать их и общаться с ними;
    • умение признавать свои ошибки является важным качеством, позволяющим самосовершенствоваться и исправлять ошибки;
    • стрессоустойчивость показывает, насколько человек может переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки в процессе профессиональной деятельности;
    • рефлексия говорит о способности человека к размышлению о смысле человеческого существования, к критическому самоанализу;
    • понятийность мышления позволяет адекватно воспринимать реальную ситуацию, умение видеть причину и делать прогноз последствия, приводить информацию в систему и строить целостную картину мира;
    • коммуникативность – данное качество позволяет быстро и легко находить общий язык с человеком, психологу важно разговаривать языком, который будет понятен клиенту, для того, чтобы улучшить контакт с ним.

    Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

    У профессионала ценностные ориентации и цели выходят за рамки профессии и касаются не только этики. Самосознание специалиста-професссионала начинается с рефлексии проблем своей деятельности, что является мотивационной основой для приобретения новых знаний, которые помогут в решении проблем, для личностного роста.

    Практикующему психологу важно уметь выстраивать линию своего поведения и возвращать клиента к беседе по заданной теме.

    Нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, чуткость, отзывчивость, интеллигентность, гуманность, уважительное отношение к человеку.

    Замечание 1

    Помимо того, психологу необходимо обладать не только психологическими знаниями, но ещё и психологической интуицией.

    Сразу отметим, что практическая психология — это, прежде всего, отрасль науки. Поэтому заблуждаются те, кто путает ее с психологией житейской, бытовой и т. д

    Она занимает важное место в социальной сфере и применяется в работе с людьми

    Практическая психология раньше, до 19 века, носила название опытной и сосредотачивалась исключительно в области, собственно, психологии. Поэтому нельзя ее путать с таким понятием, как прикладная психология, концентрирующаяся на других, пусть и близких областях, и используемая в сферах более конкретных, например, в образовательной, рекламной, спортивной и т. д. Иными словами, практическая психология практикует саму психологию, а прикладная — другие области. При этом, если практические психологи говорят с людьми простым доступным языком, то прикладная психология полна сухой информации и специальных терминов.

    В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.

    За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.

    Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.

    В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.

    Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *