Номенклатура специальностей медицинских работников 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Номенклатура специальностей медицинских работников 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Чтобы пройти периодическую аккредитацию в 2021 году по упрошенным правилам, необходимо подготовить информацию об освоении программ повышения квалификации за отчетный период, при наличии на портале НМО подтвержденных сведений о прохождении 7о ак.ч дополнительно освоить программу не менее 74 ак.ч., при отсутствии сведений на портале НМО, необходимо пройти обучение 144 ак.ч. Упрощенные условия действуют только в 2021 году, с 2022 года наличие 250 ак.ч. подтвержденных на портале НМО станет обязательным. Помимо подтверждения прохождения обучения в общей сумме 144 ак.ч., аккредитуемому необходимо подготовить и предоставить отчет о профессиональной деятельности.

Номенклатура специальностей медицинских работников 2021

Для записи на процедуру прохождения аккредитации, медицинскому специалисту необходимо подготовить и направить в федеральный аккредитационный центр пакет документов:

  • заявление о допуске
  • портфолио
  • документ об изменении фамилии или имени (если были изменения)
  • копию сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации
  • копии документов об образовании и о квалификации с приложениями
  • документы подтверждающие освоение программ повышения квалификации за отчетный период
  • копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности
  • номер СНИЛС

Документы можно отнести лично, отправить заказным письмом или по электронной почте. В течении 10 рабочих дней, начиная со дня регистрации получения документов медицинского специалиста, достоверность полученных документов будет проверена через ФИС ФРДО(федеральный реестр сведений о документах об образовании и квалификации). Согласно приказу 746н прием и регистрация документов осуществляются не реже 1 раза в месяц.

Периодическая аккредитация пройдет в 2021 году на особых условиях, отсрочек и перенесения сроков не будет. С 2022 года периодическая аккредитация будет проходить по строгим правилам.

Проект приказа Минздрава России о номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов:

  • основные специальности;

  • базовые специальности;

  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет. К базовым – специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности по которым возможно после обучения по программам ординатуры. К третей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого имеется стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Новые профстандарты медицинских специальностей в 2021 году

Предусмотренная проектом приказа градация специальностей направлена на обеспечение медицинских и фармацевтических работников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями, а также позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности медицинских и фармацевтических работников, где имеется кадровый дефицит.

Если новая номенклатура специальностей будет утверждена, то потребуется внести изменения в действующие профессиональные стандарты. Это нужно для того, чтобы расширить требования к образованию по ряду специальностей.

Новые медицинские специальности в Номенклатуре

Подготовленный проект новой Номенклатуры не будет отменять какие-либо специальности. Все они останутся. Но появится новая «Физическая и реабилитационная медицина». Данная специальность отнесена категории базовых.

Одновременно будут обновлены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно в Приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 707н также будут изменения.

Такие обновления необходимы из-за того, что в ходе разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2016 года следование требований профстандартов является обязательной для ряда должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2016 года. Те, кто получил базовое медицинское образование до 2016 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2016 года, тем нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач — дерматовенеролог».

Выпускники медвузов после 2016 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя бучение в ординатуре.

Что делать тем врачам, у которых имеются на руках сертификаты по следующим специальностям:

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина»,
  • «Мануальная терапия»,
  • «Рефлексотерапия»,
  • «Физиотерапия»?

Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Проект приказа предусматривает также изменения приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой.

Также будут введены ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

  • эрготерапевт,
  • кинезотерапевт,
  • медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появится такая должность, как «врач-ординатор».

На должность врача–ординатора будет назначаться специалист, завершивший подготовку по программам высшего образования и имеющий свидетельство о первичной аккредитации специалиста. В этот период времени он сможет исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников (например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

Аккредитация медицинских работников в 2021 году

  • ГРЛС
    Государственный реестр лекарственных средств
  • Реестр цен на ЖНВЛП
    Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Не подлежит государственной регистрации на основании Приказа Министерства юстиции Донецкой Народной Республики № 298-ОД от 25.03.2021г.

Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников

С целью приведения в соответствие наименований должностей медицинских работников и фармацевтических работников Донецкой Народной Республики с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийским классификатором занятий. Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, профессиональными стандартами Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 2.1.15 пункта 2.1, пунктами 3.5, 4.2 ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (новая редакция), утвержденного Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 17.02.2020 года № 6-5,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить с 01 апреля 2021 года:

1.1. Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников (прилагается).

2. Руководителям учреждений здравоохранения Донецкой Народной Республики с 01 апреля 2021 года применять систему классификации профессий и профессиональных стандартов Российской Федерации, для чего:

2.1. Привести в соответствие с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников названия врачебных, провизорских должностей и должностей средних медицинских и фармацевтических работников, младшего медицинского персонала, внести соответствующие изменения в штатные расписания.

2.2. Уведомить работников об изменении существенных условий труда в связи с изменением наименования должностей.

3. Установить, что:

3.1. Конкретные названия должностей руководителей учреждений здравоохранения и их структурных подразделений определяются штатными нормативами и типовыми штатами.

3.2. Наименования должностей заместителей руководителя (начальника) учреждения здравоохранения дополняются наименованием вида деятельности, которую он осуществляет.

3.3. Наименование должности главный врач (начальник) обособленного подразделения учреждения здравоохранения, заместителей руководителя (начальника) обособленного подразделения учреждения здравоохранения дополняется наименованием учреждения здравоохранения.

3.4. Должности «заместитель директора (заведующего) аптечной организации», «заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами», «заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации» относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.

3.5. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку, и работа по которой вменяется в круг его обязанностей.

3.6. Наименования должностей заведующих (начальников) структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и другое) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Наименование должности заведующий поликлиническим отделением не дополняется наименованием должности врача-специалиста.

3.7. В учреждении здравоохранения, которое оказывает специализированную медицинскую помощь, или при наличии в учреждении здравоохранения структурного подразделения, оказывающего специализированную медицинскую помощь, наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности.

3.8. Наименования должностей «акушер», «санитар», «фасовщик», замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: «акушерка», «санитарка», «фасовщица»; а наименование должности «медицинская сестра», замещаемой лицами мужского пола, именуется — «медицинский брат (медбрат)».

4. Ответственность за организацию работы по надлежащему исполнению настоящего приказа возложить на руководителей учреждений здравоохранения Донецкой Народной Республики.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Запись в классификаторе с кодом 22 содержит 6 уточняющих (дочерних) кодов.

Код КЧ Расшифровка
221 9 Врачи
222 1 Специалисты по медицинскому уходу и акушерству
223 4 Высококвалифицированные целители и практики альтернативной и народной медицины
224 7 Врачи скорой медицинской помощи и парамедики
225 6 Ветеринарные врачи
226 2 Другие специалисты в области здравоохранения

По коду 22 классификатора ОКЗ пока нет комментариев пользователей.

Оставьте комментарий, если 1) у вас есть дополнительная информация по коду классификатора, 2) заметили ошибки и неточности, 3) хотите задать вопрос, ответ на который могут дать другие пользователи сайта.

Все поля формы обязательны для заполнения. При отправке комментария Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ниже приведен номенклатурный Перечень должностей лечебно-профилактических учреждений в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (с изменениями и дополнениями от 1 августа 2014 г)

Предусмотренная проектом приказа градация специальностей направлена на обеспечение мед- и фармработников широким спектром образовательных траекторий, при котором каждый из специалистов получит право на изменение специальности в соответствии со своими предпочтениями, что позволит им в сокращенные сроки получить право замещать должности, на которые имеется кадровый дефицит.

Проект приказа предполагает внесение изменений в утвержденные профессиональные стандарты для расширения требований к образованию по ряду специальностей. Документом не предусматривается исключение специальностей из номенклатуры.

В рамках формирования новых подходов к обучению медицинских и фармацевтических работников Минздравом России разработаны и подготовлены к общественному обсуждению проекты приказов «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (которым, как предполагается, будет отменен приказ Минздрава России от 7 октября 2015 года № 700н), «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» и «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки». Новая номенклатура должностей дополнена разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр» в связи с появлением в отрасли

— — — 02 апреля 20215 МИНУТ2345 просмотровПравительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.2015 № 700н отменят.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКПДТР разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (1 86 016).

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики с учетом новых производственно-экономических условий развития Российской Федерации и опыта разработки международных классификаторов.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации.

Каждая позиция классификатора состоит из трех блоков:
— блока идентификации;
— блока наименования объекта классификации;
— информационного блока.

Блок идентификации построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации.

Структура кода классификатора
Идентификационный блок объекта классификации включает пять цифровых десятичных знаков и контрольное число.
Структура кодового обозначения профессий рабочего (должности служащего) в классификаторе:

Х+ХХХХ + X,

где:
1-й знак (разряд) — профессия (должность);
2 — 5-й знаки (разряды) — серийно-порядковый номер объекта классификации;
6-й знак (разряд) — контрольное число (КЧ).

Для кодирования профессии рабочего используются значения кода, соответствующие 1 или 3.
Для кодирования должности служащего используется значение кода, соответствующие 2 или 4.
Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей Методикой расчета и применения контрольных чисел.

Блок наименования объекта классификации представляет собой унифицированную запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего.
В каждом разделе наименования объектов классификации расположены в алфавитном порядке.

Информационный блок профессий рабочих включает в себя фасетные коды, характеризующие соответствие профессии рабочего номеру выпуска ЕТКС (два знака) и определенным позициям Общероссийского классификатора занятий — ОКЗ (ОК 010-93).
Последний фасет указывает на базовую группу занятий по ОКЗ и включает в себя четыре знака.

Список последних обновлений классификатора представлен в таблице ниже.
Подробный отчёт по изменениям каждой позиции классификатора представлен на странице История изменений позиций классификатора, в том числе по разделам:

  • История изменений позиций раздела I «ПРОФЕССИИ РАБОЧИХ»
  • История изменений позиций «ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА КЛАССИФИКАТОРА ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ»
  • История изменений позиций раздела II «ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩИХ»

Избранное Аналитика Национальный конгресс Аккредитация врачей Фото Ассамблея Конференция Круглый стол Видео Библиотека СРО

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

  • —Черным по белому
  • —Белым по черному
  • —Темно-синим по голубому
  • —Коричневым по бежевому
  • —Зеленым по темно-коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

ЕКС применим в любых предприятиях, независимо от их форм собственности или организационно-правовых форм деятельности. Однако закон не обязывает, а лишь рекомендует работодателю руководствоваться данным документом в кадровой работе. Порядок применения ЕКС утвержден Постановлением Минтруда от 09.02.2004 № 9. В соответствии с ним, квалификационные характеристики составляют основу должностной инструкции и включают в себя три раздела:

  • должностные обязанности (перечень трудовых функций, закрепленных полностью или частично);
  • должен знать (специальные знания, знания нормативных актов, методов и средств для выполнения трудовых обязанностей);
  • требования к квалификации (уровень профессиональной подготовки и стаж работы).

Допускается распределение обязанностей, составляющих квалификационную характеристику, между несколькими работниками. Оценка соответствия сотрудника квалификационным характеристикам производится только аттестационной комиссией.

В частности указано, что если трудовым законодательством (не только Кодексом, но и иными федеральными нормативными актами) предусмотрены те или иные льготы и компенсации для работника, а также присутствуют ограничения для трудовой функции, то наименование должности в кадровых документах обязано соответствовать утвержденному Правительством РФ справочнику.

  • блок идентификации (построен с использованием серийно-порядковой системы кодирования объектов классификации);
  • блок наименования объекта классификации (унифицированная запись наименования конкретной профессии рабочего или должности служащего);
  • информационный блок (пять цифровых десятичных знаков и контрольное число).

Наименования должностей и профессий работодатель, определяет по собственному усмотрению. Например, должность руководителя организации может значиться в штатном расписании как директор, генеральный директор, президент компании и т. п.

Номенклатура должностей медицинских работников 2021

Рассмотрим специальность «Автоматчик по изготовлению деталей клавишных инструментов», код которой в полном объеме имеет следующий вид: 10032 1 12 63 7312.

  • по видам производств и работ согласно выпускам ЕТКС (два знака, фасет 01); — тарифным разрядам (один знак, фасет 02);
  • классам или категориям квалификации (один знак, фасет 03);
  • системам и формам оплаты труда (два знака, фасет 04);
  • условиям труда (один знак, фасет 05);
  • степеням или уровням механизации труда (один знак, фасет 06);
  • производные должности ил профессии (один знак, фасет 07).
  • распределяют кадры по уровню квалификации, категориям, условиям труда и степени механизации.
  • решают проблемы обеспечения занятости;
  • определяют дополнительную потребность в кадрах;
  • производят начисление пенсий в автоматизированных информационных системах .

Внимание! Эти документы помогут специалисту по кадрам правильно оформить трудовые отношения с работниками. Наши справочники и образцы спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:

В сфере жилищно-коммунального хозяйства также утверждены профессиональные стандарты для следующих профессий и специальностей:

Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: статья 143 определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.

Обязанности по организации, как и ранее, возлагаются на работодателя (ст.212.213 ТК РФ). Сохраняются виды медосмотров, а также их цели и принцип определения сроков проведения с некоторыми изменениями. И они вас точно порадуют!

Важно! Периодический медицинский осмотр может быть проведён мобильными бригадами врачей-специалистов, но диагностические обследования в этом случае работник всё равно должен будет пройти в медицинской организации.

В соответствии с подпунктом 5.2.116 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства РФ, 2012, № 26, ст. 3526), а также в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ приказываю:

  1. Приостановить проведение аттестации медицинских работников и фармацевтических работников на получение квалификационной категории до 1 января 2022 года (за исключением проведения аттестации на присвоение квалификационной категории впервые и более высокой квалификационной категории).
  2. При проведении аттестации медицинских работников и фармацевтических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории впервые, и медицинских работников и фармацевтических работников, претендующих на присвоение более высокой квалификационной категории, Координационному комитету руководствоваться абзацем шестым пункта 16 Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. № 240Н [1].
  3. Продлить на 12 месяцев срок действия присвоенных медицинским работникам и фармацевтическим работникам квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 1 января по 31 декабря 2021 года, в том числе срок действия присвоенных медицинским работникам и фармацевтическим работникам квалификационных категорий, которые были продлены в период с 1 февраля 2020 года по 1 января 2021 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 апреля 2020 г. № 394н «Особенности прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» [2].

Министр
М.А. Мурашко

[1] Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 5 июля 2013г., регистрационный №29005, с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2019 г. №494н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 31 июля 2019 г., регистрационный № 55466) и от 28 сентября 2020 г. № 1034н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 19 октября 2020 г., регистрационный № 60458).

[2] Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 30 апреля 2020 г., регистрационный № 58256.

Код содержит информацию о:

  • принадлежности работника к рабочим или служащим;
  • характере выполняемых им работ;
  • применяемых тарифах;
  • уровне квалификации;
  • способе выплат;
  • степени тяжести и вредности работы;
  • уровне автоматизации рабочего места;
  • категории должности;
  • месте штатной единицы в иерархии.

Задачи классификатора

  1. Сбор и обобщение сведений о всех профессиях и должностях, имеющихся на территории РФ в единую структуру.
  2. Создание статистического отчета о состоянии рынка труда.
  3. Оценка состояния рабочей силы по степени квалификации.
  4. Анализ условий труда и заработной платы.
  5. Учет количества работников, занятых в разных сферах деятельности.
  6. Интеграция в мировую статистическую систему.
  7. Выявление среднего образовательного уровня для создания условий к переподготовке, повышению профессионального уровня кадров.
  8. Обеспечение корректности внесения наименования должностей и профессий в документы при приеме на работу персонала.

Используется в производственной среде, везде, где принимаются в штат рабочие и служащие. Присваивают его сразу при приеме на работу. Код отражается в документах бухгалтерии и отдела кадров. Наиболее часто используют его в таких случаях:

  1. При составлении документов: трудового договора, личной карточки Т-2, приказа на увольнение, вступление в должность. В них вносится ОКПДТР.
  2. Для принятия решений о выплате компенсаций, применении льгот.
  3. Определение наименования будущей должности, исходя из ее характеристик.
  4. Занесение должности в штатное расписание.
  5. Предоставление отчетов о начислениях в пенсионный фонд.
  6. Назначение пенсии за выслугу.

Классификатор разделен на два основных раздела:

  • по рабочим;
  • по служащим.

К рабочим относятся сотрудники, занятые непосредственно в производстве. Они выполняют работу, результатом которой является реальный продукт. Местом работы может быть цех, мастерская, строящийся дом и т. п. Оно обычно оборудовано большим количеством технических средств, инвентаря, предназначенных для работы с материалами. Главный ресурс в труде рабочего – физическая сила и крепкое здоровье. Оплата для многих профессий сдельная. Рабочее время зависит от характера деятельности. Может устанавливаться в любое время суток. Например, строительство дорог проводится в ночное время. Наличие высшего образования для таких работ не требуется.

Служащие – это административный персонал. К ним относятся бухгалтера, менеджеры, секретари, любые другие специалисты офиса и руководящий состав. Они работают с информацией. Главные ресурсы служащего – интеллект, знания, профильное образование. Рабочее место оборудовано телефоном, компьютером, факсом на столе. График работы четко оговоренный, у��танавливается один раз, при приеме на работу, фиксируется в трудовом договоре. Время работы дневное. На должности служащих принимают после окончания вуза.

Аттестация врача на присвоение квалификационной категории осуществляется добровольно (по желанию врача) и рассматривается как один из механизмов государственного контроля за качеством подготовки специалистов и уровнем оказания медицинской помощи населению.

Предполагается, что система аттестации/переаттестации стимулирует рост квалификации специалистов, повышает персональную ответственность при выполнении своих функциональных обязанностей.

В ходе аттестации оцениваются профессиональная квалификация, компетентность с учётом соответствия квалификационным характеристикам, а также способность врача выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью.

Квалификация специалиста определяется по трём квалификационным категориям: второй, первой и высшей. Причём, квалификационную категорию можно получить как по основной, так и по совмещаемой должности. При присвоении квалификационных категорий требуется соблюдать последовательность, но в редких случаях делают исключения. Требования следующие:

Вторая квалификационная категория
Первая квалификационная категория
Высшая квалификационная категория

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников

С 2012 года ряд социальных льгот (сохранение категории в период отпуска по беременности/родам и отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет; сохранение категории в течение 1 года в случае увольнения по сокращению штатов; отсрочка переаттестации на 3 месяца в случае временной нетрудоспособности, нахождения в командировки и т.п.) были утрачены. Теперь срок действия квалификационной категории (без пересдачи) может быть продлён только по ходатайству главного врача перед аттестационной комиссией, которая либо соглашается, либо нет.

В случае отказа специалиста от очередной переаттестации присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока её присвоения.

Не позднее, чем за 4 месяца до окончания срока действия квалификационной категории, специалист должен подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или на получение более высокой.

К заявлению надо добавить аттестационный лист и отчёт о работе за последние три года (для специалистов с высшим профессиональным образованием) или за последний год (для работников со средним профессиональным образованием), утверждённый руководителем организации, в которой работает специалист. Плюс тот перечень документов, который требуется согласно Положению о получении квалификационных категорий .

Поскольку ранее, согласно приказу Минздрава РФ № 314 от 9 августа 2001 года, каждая аттестационная комиссия сама определяла порядок, процедуры и методы своей работы, то в разных регионах страны этот «порядок, процедура и методы работы» существенно отличались :

  • Например, в Самаре при аттестации/переаттестации на высшую квалификационную категорию требовалось предоставить ксерокопию статьи, опубликованной в каком-нибудь журнале или сборнике. А в Кемерово в 90-е годы первую категорию не давали без наличия сертификата.
  • В некоторых регионах аттестация была организована в 2 этапа. На первом этапе врачи проходят через тестирование, которое включало вопросы по особо опасным инфекциям и ВИЧ инфекции, по медицине катастроф и неотложной медицинской помощи, по клинической трансфузиологии, по экспертизе временной нетрудоспособности и, разумеется, вопросы по своей специальности. На втором этапе — через собеседование на заседании аттестационной комиссии (или подкомиссии по специальности).
  • Отдельные комиссии устанавливали свои правила и критерии для присвоения той или иной квалификационной категории. Например, интересная шкала оценки врача-специалиста при аттестации использовалась в Ассоциации анестезиологов Северо-Запада (Санкт-Петербург). Для высшей категории необходимо было набрать более 5 баллов, а также вести научно-преподавательскую деятельность и участвовать в международных конференциях.

С 2011 года «порядок, процедура и методы работы» аттестационных комиссий стали едиными. Теперь аттестация предусматривает тестирование и собеседование по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.

Специалисты, не выдержавшие аттестационных испытаний, имеют право на повторный экзамен в сроки, но только спустя год после первой попытки.

К аттестации не допускаются

врачи, не прошедшие повышения квалификации по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет.

Если администрация ЛПУ обращается в аттестационную комиссию с предложением о досрочной переаттестации специалиста с целью понижения или снятия квалификационной категории, то она обязана направить в аттестационную комиссию документы, содержащие обоснованность этого обращения. Переаттестация проводится с приглашением этого несчастного человека на заседание аттестационной комиссии. Если врач не является на комиссию без уважительной причины, то переаттестация может быть проведена в его отсутствие.

Все решения аттестационной комиссии могут быть обжалованы врачом (или администрацией ЛПУ) в 30-дневный срок со дня их вынесения . Достаточно только направить заявление с обоснование причин несогласия в Центральную аттестационную комиссию Министерства Здравоохранения Российской Федерации или в орган, при котором создана конкретная аттестационная комиссия.

Предания давно минувших дней

В прошлом веке в нашей стране существовало два вида аттестации (приказ Минздрава СССР № 1280 от 17.12.1981):

  1. Аттестация по определению знаний и практических навыков — обязательная.
  2. Аттестация на присвоение квалификационной категории — добровольная.

Последующие приказы Минздрав/Медпрома РФ оставили только одну аттестацию — на присвоение квалификационных категорий. Вместо обязательной аттестации по определению знаний и практических навыков ввели сертификацию.

Интересно, что хотя «Аттестация по определению знаний и практических навыков

» устанавливалась как обязательная для врачей, не имеющих квалификационной категории, на самом деле, не являлась обязательной и в ходе её никто не выяснял уровень квалификации аттестуемого.

  • Во-первых, кого надо послать на эту аттестацию определял сам главврач. Он же сам и представлял необходимые документы в комиссию. Самым главным документом была характеристика
    , в которой отражались качественные и количественные показатели работы врача, уровень теоретической и практической подготовки, квалификация, соблюдение производственной дисциплины, моральные качества, участие в социалистическом соревновании, движении за коммунистическое отношение к труду и в общественной жизни.
  • Во-вторых, аттестация проводилась только на основании представленных документов (без присутствия врача) с учётом моральных качеств и участия в общественной жизни коллектива.

На основании представленных документов аттестационная комиссия могла принять три решения:

  1. врач соответствует занимаемой должности
  2. соответствует занимаемой должности при обязательном выполнении рекомендаций комиссии с аттестацией через год
  3. не соответствует занимаемой должности

В последнем случае врач должен быть приглашён на заседание комиссии, а главврач должен был в двухмесячный срок после заключения комиссии принять решение о переводе неудачника, с его согласия, на другую работу. При невозможности такого перевода (отсутствие согласия врача или вакантной должности) врача увольняли.

Таким образом, в принципе, неплохая идея — обязательный для всех контроль над врачебными знаниями — превратилась в фикцию (на сегодняшний день осталась только добровольная аттестация на присвоение квалификационной категории).

Квалификация врача определяется в ходе проведения аттестационных процедур и позволяет выявить уровень соответствия теоретических знаний и практических умений квалификационным характеристикам соответствующей специальности. Аттестация на присвоение категории осуществляется по инициативе самого медицинского работника, она является хорошим стимулом для его профессионального роста. Впоследствии установленная категория дает врачу право оказывать медицинские услуги, определенные для данной специальности, влияет на размер заработной платы, повышает престиж врача, способствует его дальнейшему продвижению в профессии.

Минздрав ввел новые должности медицинских и фармацевтических работников

Каждая новая специальность требует от пациента нового контакта, а значит нового направления, а значит новой записи на прием, нового похода в поликлинику, нового витка документооборота на всех уровнях. Потребуется дополнительное время врача, дополнительный свободный кабинет для приема, дополнительно оснащенный по стандарту… и т.д., и т.п. Так доступнее, да?

Врачами не рождаются, ими становятся. Дополнение новой специальности отнимает врачей у специальностей старых. Например, если в каждом субъекте РФ в новую специальность уйдет всего 10 врачей, то всего по России из числа старых 850 уйдет. Знаете, от кого отнимется? Правильно, меньше станет терапевтов и педиатров. Тех самых, к которым пациенту надо попасть, чтобы получить направление к специалистам узким. Как врачей станет больше? Только в одном случае: если терапевтов и педиатров, особенно участковых, за врачей не считать.

Каждый новая врачебная специальность требует участия в принятии окончательного врачебного решения. Врач, берущий на себя ответственность, за окончательное врачебное решение должен спросить мнение узких специалистов. Чем больше специалистов, тем шире круг узких мнений. «Карусель» больше. Какая компетенция становится выше, чья компетенция?
На мой взгляд расширение номенклатуры врачебных специальностей – стимулирует доходы и развитие сферы медицинского образования – мы за них рады.

Однако, практическому здравоохранению это наносит вред:

  • Истощает врачебную функцию.
  • Дробит врачебное мнение.
  • Увеличивает число контактов до принятия окончательного врачебного решения. Это крайне негативно влияет на своевременность оказания медпомощи, что иногда приводит к фатальным последствия.
  • Размывает ответственность в принятии окончательного решения
  • Увеличивает совокупную трудоемкость лечебного процесса.
  • Увеличивает стоимость лечения.
  • Снижает доступность медицинской помощи.

Знаете, почему пациенты больше любят в стационаре лечиться – ходить никуда не надо, все к тебе придут. Они это воспринимают как обращение через “одно окно”. Удобно. Эффективно. Врач стационара кажется им более компетентным – никуда не посылает. Как следствие, врач стационара и сам себе таким кажется ))) … но при этом, любит лечить амбулаторного пациента в стационарных условия, типа это круто. Почему? Дороже получается, особенно если это по ОМС.

Что делать? Варианта два:

  1. Если работать на интересы профессорско-преподавательского состава медицинских ВУЗов – расширять как можно больше номенклатуру врачебных специальностей, разумеется, требующих дополнительного профессионального образования, новых курсов, кафедр и т.п.: вакцинологи, герпетологи, ковидологи… да, мало ли в МКБ болезней…
  2. Если следовать интересам пациентов – сокращать номенклатуру врачебных специальностей, обогащая врачебную функцию.

Что скажете?

Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  • основные специальности;
  • базовые специальности;
  • специальности, требующие специализированной подготовки.

Согласно указанной классификации к основным отнесены специальности высшего образования уровня специалитет. К базовым — специальности, получение права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, по которым возможно после обучения по программам ординатуры. К третьей категории относятся такие специальности, которые требуют специализированную подготовку в ординатуре с сокращенным сроком на основе одной из базовых специальностей.

Для специальностей третей категории также предусмотрена возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки. Но пройти переподготовку смогут лишь те, у кого есть стаж работы в определенных должностях и наличие ординатуры по базовой специальности.

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2021 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2021 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2021 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2021 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Номенклатура специальностей средних медицинских работников 2021

Врач, получивший диплом, зачастую плохо представляет себе должность, на которую его назначают. Во многих случаях, она просто не связана со специальностью. К примеру, молодым хирургам в районных больницах из-за укрупнения медорганизаций приходится выполнять задачи главврачей, сталкиваться с нормами права, организацией работы, принимать решения. Все это порождает риски серьезных нарушений и конфликтов в области права. Энциклопедии и словари не разделяет медицинские должности и специальности:

  1. Большая советская энциклопедия подсказывает, что специальность – набор обретенных в процессе учебы или практики знаний, которые нужны для определенного вида работы или профессии. Понятие совпадает с определением профессии, когда специальные функции соответствуют полностью трудовым обязанностями.
  2. Большой энциклопедический словарь называет специальность – деятельностью в рамках профессии.
  3. Общероссийским классификатор называют специальностью – сумму знаний и навыков, полученных после образования для решения конкретных профессиональных задач.

Должность — это:

  • обязанности по работе;
  • полномочия, установленные должностной инструкцией.

Большой юридический словарь определяет должность как первичную структурную единицу штата с определенным набором полномочий, местом в иерархии и денежным вознаграждением.

Толковый словарь русского языка называет должностью служебное место и связанные с ним обязанности, а новый толково-образовательный словарь — служебное положение с перечнем обязанностей.

Приказом Минздрава СССР с 1970 года № 280 действовала 51 медицинская должность и специальность. Вместо утратившего силу документа введен приказ № 700н 2015 года:

  1. Документ отменяет предыдущие приказы, в том числе № 210н о номенклатуре специальностей 2009 года.
  2. Исчезает деление на специальности для ВУЗов и для дополнительной подготовки.
  3. Перечень состоит из 94 наименований без расшифровок.
  4. Появилась специальность «остеопатия».
  5. Упрощен ряд специальностей: диабетология, клиническая и лабораторная микология.

Документ введен в действие 28.11.2015 года.

Специальности для врачей со средним образованием в сфере медицины и фармации не менялись и закреплены приказом № 176н с последующей редакцией 2008 года.

Законодательное регулирование специальности и должности медицинской организации

Приказом Минздрава № 707н, утверждающим квалификационные требования к работникам, обученным по направлению «Здравоохранение и медицинские науки», устанавливается требования к профессиональному образованию и дополнительным знаниям, называются должности.

Введенная в номенклатуру в 2009 году специальность «Медико-социальная экспертиза» выдвигает требования к соискателю:

  1. Высшее образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия».
  2. Ординатура — «медико-социальная экспертиза».
  3. Дополнительное образование и профпереподготовка по специальности «медико-социальная экспертиза» или на выбор: педиатрия, детская хирургия, семейная медицина, неврология, онкология, офтальмология, терапия, оториноларингология, травматология и ортопедия, хирургия, эндокринология, фтизиатрия.
  4. Обязательно раз в пять лет повышать квалификацию.
  5. Занимаемые должности врача по медико-социальной экспертизе, начальник подразделений или организации.

Приказом Минздравсоцразвития № 541н утвержден единый квалификационный справочник с соответствующим разделом для сферы здравоохранения, который:

  1. Отменяет приказ Минздравсоцразвития № 869 с аналогичным названием.
  2. Подробно описывает должностные обязанности и квалификационные требования врачей и медсестер касательно квалификации и стажа.
  3. Упрощает должности врача-интерна по решению Верховного Суда РФ.

Выпускники медвузов после 2021 года могут освоить специальность «Физическая и реабилитационная медицина», пройдя обучение в ординатуре.

Что делать тем врачам, у которых есть на руках сертификаты по следующим специальностям:

  • «Лечебная физкультура и спортивная медицина»;
  • «Мануальная терапия»;
  • «Рефлексотерапия»;
  • «Физиотерапия».

Им достаточно будет пройти обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Физическая и реабилитационная медицина». Пока такая учебная программа еще не разработана в ЦОКО и будет введена в перечень курсов профессиональной переподготовки после утверждения вышеназванного проекта приказа о номенклатуре медицинских специальностей.

Проект приказа предусматривает также изменения приказа Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Новая Номенклатура должностей будет дополнена новым разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр», в связи с появлением в отрасли специалистов с новой подготовкой».

Также введут ряд новых должностей специалистов с высшим (немедицинским) образованием в связи с развитием медицинской реабилитации:

  • эрготерапевт,
  • кинезотерапевт,
  • медицинский психолог.

В новой номенклатуре должностей появиться такая должность, как «врач-ординатор». На эту должность будут назначать специалистов, которые завершили подготовку по программам высшего образования и имеют свидетельство о первичной аккредитации специалиста. В этот период времени они смогут исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста, только под руководством наставника (врача-специалиста), имеющего сертификат специалиста (свидетельство об аккредитации) по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

Одновременно учтены отдельные требования к занятию должностей, по которым в Минздрав России поступало большее количество обращений от работодателей и медицинских работников. Например, закреплена возможность занятия должности заведующего клинической лабораторией специалиста с высшим немедицинским образованием).

Приказ №58н означает, что до 1 июня 2021 года будет установлен мораторий на получение свидетельств об аккредитации специалиста для тех, кто:

  • освоил программы дополнительного профессионального образования;
  • получил мед. или фарм. образование за рубежом;
  • окончил профессиональное (немедицинское) образование.

Начиная с 1 июня 2021 года можно будет проходить аккредитацию специалистов.

К тому же, те медработники, у которых срок действия предыдущих документов заканчивается в период действия постановления Правительства №440 (с 6.04.2020), имеют право работать без их продления до 31 декабря 2021 года. Их действие автоматически продлевается на год.

В приказе также указаны условия, при которых осуществляется допуск к осуществлению медицинской деятельности. К таким условиям относятся чрезвычайные ситуации и иные угрозы, связанные с распространением опасных заболеваний. Так, работать имеют право следующие медицинские специалисты, которые:

  • закончили медицинское, фармацевтическое или иное образование и имеют подтверждающие документы об образовании или квалификации, но не прошли аккредитацию;
  • на данный момент учатся в ординатуре и при условии прохождения обучения по краткосрочным программам не менее 36 часов могут работать в должности врача-стажера под контролем врача-специалиста;
  • обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по специальностям “Клиническое дело” и “Сестринское дело” и при условии прохождения обучения по дополнительным программам в объеме не менее 36 часов получают должность специалиста со средним медобразованием под контролем старшей медицинской сестры;
  • имеют медобразование, но не работали по специальности более 5 лет, и при условии прохождения краткосрочных курсов лица с высшим образованием получают должность врача-стажера и работают под контролем врача-специалиста, а лица со средним образованием получают должность специалиста и контроль осуществляет старшая медицинская сестра;
  • получили высшее медобразование, а также студенты 3-го курса медицинского вуза при условии прохождения ими курсов ДПО не менее 36 часов.

  • Колонка редактора
  • Новости события факты
  • Новости законодательства
  • Рабочее время
  • Практикум кадровика
  • Частная ситуация
  • Делопроизводство
  • Комментарий
  • Вопрос-ответ
  • Расторжение трудового договора
  • Обсуждаем вопрос
  • Законодательство о труде
  • Что нового?
  • Секреты управления персоналом

Постановление № 61 повлекло за собой ряд переименований должностей врачей-специалистов.

В случае с заведующими (начальниками) структурных подразделений в номенклатуре наименования приведены в соответствие с классификацией служащих по 3 категориям: руководители, специалисты и служащие (см. ОКЗ и п. 3 Общих положений ЕКСД). Так как речь идет о наименовании должностей руководителей (в данном случае структурных подразделений), то из наименований были убраны наименования должностей врачей-специалистов. Само по себе это не меняет порядка оплаты, присвоения квалификационных категорий и т.п. и по факту не меняет наименования должностей таких служащих. Просто наименования в номенклатуре стали соотноситься с другими справочниками (ОКЗ, ЕКСД), иными словами, соответствовать им.

В номенклатуре введено новое наименование в качестве альтернативного наименования начальника медицинской службы — «Начальник управления». В данном случае организация здравоохранения выбирает подходящее ей наименование с учетом типовых штатов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (247), август 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

1. В случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста и (или) свидетельства об аккредитации специалиста до окончания срока действия настоящего приказа осуществляется:

а) по определенной специальности [1] лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ, при соблюдении следующих условий:

  • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием [2] или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием [3] по данной специальности;

б) лиц, обучающихся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» [4], при соблюдении следующих условий:

  • прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
  • трудоустройство на должность врача-стажера [5];
  • осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста;

в) лиц, обучающихся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненных групп специальностей «Клиническая медицина» и «Сестринское дело» [6], при соблюдении следующих условий:

  • прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
  • трудоустройство на должность специалиста со средним медицинским образованием;
  • осуществление медицинской деятельности под контролем старшей медицинской сестры;

г) лиц, имеющих медицинское образование, полученное в РФ, и не работавших по своей специальности более пяти лет, при соблюдении следующих условий:

  • прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
  • трудоустройство на должность врача-стажера (для специалистов с высшим медицинским образованием) или должность специалиста со средним медицинским образованием (для специалистов со средним медицинским образованием);
  • осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста (для специалистов с высшим медицинским образованием) или старшей медицинской сестры (для специалистов со средним медицинским образованием);

д) лиц с высшим медицинским образованием, а также лиц, освоивших образовательную программу высшего медицинского образования в объеме трех курсов и более (по специальности «Сестринское дело» в объеме двух курсов и более), без сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала, предусмотренного приказом Министерства здравоохранения РФ от 27 июня 2016 г. №419н «Об утверждении Порядка допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» [7], при соблюдении следующих условий:

  • прохождение обучения по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов);
  • трудоустройство на должность специалиста со средним медицинским образованием;
  • осуществление медицинской деятельности под контролем старшей медицинской сестры, медицинской сестры (фельдшера) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

2. В случае оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, осуществляется при условии соблюдения требований подпункта 2.8 пункта 2 приложения № 2, подпункта 2.4 пункта 2 приложения № 3 и пункта 6 приложения № 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» [8].

  • О сайте
  • Об использовании информации
  • Официальные сетевые ресурсы
  • Статистика посещаемости
  • Сообщить об ошибке
  • Архив

Специальность,
полученная в
вузе

Основная специальность

Специальность, требующая
дополнительной подготовки

1

2

3

Лечебное дело
Педиатрия

Акушерство и
гинекология

Ультразвуковая диагностика
Эндоскопия

Анестезиология и
реаниматология

Токсикология
Трансфузиология
Функциональная диагностика

Дерматовенерология

Клиническая микология

Детская хирургия

Детская онкология
Детская урология — андрология
Колопроктология
Нейрохирургия
Сердечно-сосудистая хирургия
Торакальная хирургия
Трансфузиология
Ультразвуковая диагностика
Челюстно-лицевая хирургия
Эндоскопия

Генетика

Лабораторная генетика

Инфекционные болезни

Клиническая микология

Клиническая
лабораторная
диагностика

Бактериология
Вирусология
Лабораторная генетика
Лабораторная микология

Неврология

Восстановительная медицина
Мануальная терапия
Рефлексотерапия

Общая врачебная
практика (семейная
медицина)

Гериатрия
Ультразвуковая диагностика
Физиотерапия
Функциональная диагностика

Онкология

Детская онкология
Радиология

Организация
здравоохранения и
общественное здоровье

Оториноларингология

Сурдология — оториноларингология

Офтальмология

Патологическая анатомия

Педиатрия

Аллергология и иммунология
Восстановительная медицина
Гастроэнтерология
Гематология
Детская кардиология
Детская онкология
Детская эндокринология
Диетология
Кардиология
Клиническая микология
Клиническая фармакология
Лечебная физкультура и спортивная
медицина
Мануальная терапия
Неонатология
Нефрология
Пульмонология
Ревматология
Рефлексотерапия
Трансфузиология
Ультразвуковая диагностика
Физиотерапия
Функциональная диагностика

Психиатрия

Психиатрия-наркология
Психотерапия
Сексология
Судебно-психиатрическая экспертиза

Рентгенология

Радиология
Ультразвуковая диагностика

Скорая медицинская
помощь

Гериатрия
Ультразвуковая диагностика
Физиотерапия
Функциональная диагностика

Судебно-медицинская
экспертиза

Терапия

Авиационная и космическая медицина
Аллергология и иммунология
Восстановительная медицина
Гастроэнтерология
Гематология
Гериатрия
Диетология
Кардиология
Клиническая микология
Клиническая фармакология
Лечебная физкультура и спортивная
медицина
Мануальная терапия
Нефрология
Профпатология
Пульмонология
Ревматология
Рефлексотерапия
Трансфузиология
Ультразвуковая диагностика
Физиотерапия
Функциональная диагностика

Травматология и
ортопедия

Восстановительная медицина
Лечебная физкультура и спортивная
медицина
Мануальная терапия
Рефлексотерапия

Фтизиатрия

Пульмонология

Хирургия

Колопроктология
Нейрохирургия
Сердечно-сосудистая хирургия
Торакальная хирургия
Трансфузиология
Ультразвуковая диагностика
Урология
Функциональная диагностика
Челюстно-лицевая хирургия
Эндоскопия

Эндокринология

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты врачей в части требований к образованию и обучению ссылаются на Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

То есть квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

Так, например, для врача по водолазной медицине профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 707н для специальности «Водолазная медицина» установлены следующие квалификационные требования:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Водолазная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Водолазная медицина» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Вместе с тем, в письме Минздравсоцразвития России от 20.10.2011 N 16-1/10/2-10354 до введения специальности «Водолазная медицина» диагностику и профилактику острых и хронических заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью водолазов, а также медицинское обеспечение водолазных спусков осуществляли служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры медицинской службы и лица из числа гражданского персонала.

В связи с изложенным, ведомство предлагало при направлении врачей на циклы повышения квалификации и профессиональной переподготовки и при приеме их на упомянутые циклы учитывать нормы ранее действовавшего приказа Минздравсоцразвития России от 09.12.2008 N 705н «Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» (в настоящее время действует приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»):

При наличии продолжительности военной службы в воинских должностях (стажа работы на должностях гражданского персонала) согласно приложению к письму от 5 до 10 лет врачи должны пройти профессиональную переподготовку по специальности «Водолазная медицина» продолжительностью свыше 500 часов, а лица, продолжительность прохождения военной службы которых (имеющие стаж работы) 10 лет и более, — повышение квалификации по специальности «Водолазная медицина» в объеме от 100 до 500 часов.

Данное требование также распространяется на врачей-военнослужащих, а также офицеров запаса и в отставке, проходящих (проходивших) военную службу на воинских должностях независимо от их наименования, для которых штатом воинской части (учреждения) предусмотрены следующие воинские учётные специальности (ВУС), соответствующие профилю специальности «Водолазная медицина»: 9040022, 9040023, 9041032, 9041033, 9040003.

Продолжительность прохождения военной службы в указанных воинских должностях и (или) в должностях с указанными ВУС должна быть подтверждена выписками из личного дела офицера, выданного кадровыми органами Вооруженных Сил Российской Федерации или военными комиссариатами.

Таким образом, при отсутствии утвержденного профессионального стандарта для врача по водолазной медицине необходимо руководствоваться квалификационными требованиями, а также дополнительными нормами и разъяснениями Минздрава России.

Приведем также в качестве примера должность «Судовой врач». Такая должность предусмотрена номенклатурой должностей, однако соответствующая медицинская специальность отсутствует. Профстандарт для судового врача не утвержден.

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Согласно п.2 Приказа 541н наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России, то есть в соответствии с приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. При этом по общему правилу наименование должности соответствует наименованию медицинской специальности.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 707н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 707н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 08.10.2015 N 707н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Рассмотрим, каков порядок допуска к медицинской деятельности в 2021 году?

Министерство здравоохранения утвердило приказ от 08.02.2021 № 58н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в 2021 году».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *