Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения налогового органа в вышестоящем налоговом органе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

  • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
  • это бесплатно;
  • это несложно и не требует помощи юристов;
  • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
  • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
  • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
  • документы о направлении заявления в налоговые органы;
  • доверенность представителя;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

Как обжаловать решение налогового органа

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец».

Существует несколько способов подачи апелляционной жалобы. Подробнее с перечнем можно ознакомится в ст. 139.2 НК РФ:

  • подана непосредственно в налоговый орган;

  • направлена по почте;

  • передана в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика».

Приказом ФНС РФ от 20.12.2019 № ММВ-7-9/[email protected] утвержден формат и порядок подачи апелляционной жалобы в электронном формате. При обжаловании решение ИФНС по проверке вступает в силу со дня принятия УФНС решения по апелляционной жалобе. Таким образом, подача такой жалобы откладывает вступление в силу спорного решения инспекции.

Если учреждение в месячный срок не подало апелляционною жалобу согласно п. 9 ст. 101 НК РФ у него есть возможность в дальнейшем обжаловать уже вступившее в силу решение ИФНС. В таком случае несогласие с принятым решением по проверке решается подачей обычной жалобы.

Такую жалобу можно подать учреждению в течение года, срок которого отсчитывается от даты принятия решения. Рассматриваемая жалоба подается сразу в УФНС п. 2 ст. 139 НК РФ. В случае пропуска указанного срока налогоплательщик имеет право ходатайствовать перед УФНС о восстановлении пропущенного срока. Если причины данного пропуска признают уважительными, ходатайство будет удовлетворено, то есть решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает сам УФНС п. 2 ст. 139 НК РФ.

Обычная жалоба, как и апелляционная, может быть подана в УФНС одинаковыми способами (ст. 139.2 НК РФ).

До принятия решения лицо, подавшее апелляционную жалобу, может отозвать ее полностью или частично. Для этого необходимо направить письменное заявление в налоговый орган, который ее рассматривает, то есть в УФНС п. 7 ст. 138 НК РФ, но при этом необходимо учитывать, что отзыв апелляционной жалобы лишает налогоплательщика права на повторное обращение по тем же основаниям и с такой же жалобой в том же порядке (уточнения внесены Законом № 6-ФЗ)..

Обычная жалоба не откладывает вступление в силу решения ИФНС о проверке. В связи с этим за период рассмотрения УФНС жалобы от налогоплательщика все равно будут взыскиваться начисленные по итогам проверки налоги, пени и штрафы (ст. 101.2, 101.3, п.5 ст. 138 НК РФ). Приостановка исполнения решения ИФНС происходит только при предоставлении банковской гарантии п. 4 ст. 74.1, п. 5 ст. 138 НК РФ.

По общим правилам жалоба рассматривается УФНС без участия налогоплательщика. Участие возможно только в отдельных случаях и на основании решения налогового органа. При этом налогоплательщик не вправе самостоятельно требовать разрешения на участие в рассмотрении жалобы.

П. 2 ст. 140 НК РФ установлено, что учреждение может быть приглашено на рассмотрение жалобы, если имеются:

  • противоречия в материалах, которые передала ИФНС;

  • противоречия между теми документами, которые поданы налогоплательщиком, и теми, которые получены от ИФНС;

  • существенные нарушения со стороны ИФНС при процедуре вынесения решения о проверке.

Согласно новым положениям п. 2 ст. 140 НК РФ с 17.03.2021 рассматривать жалобы возможно с использованием видео-конференцсвязи в порядке, утвержденном ФНС. Помимо этого по решению УФНС рассмотрение жалобы может быть приостановлено:

  • до разрешения дела о том же предмете и по тем же основаниям арбитражным судом, судом общей юрисдикции;

  • в случае невозможности рассмотрения жалобы до разрешения другого дела судом в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве.

В случае если УФНС приостанавливает рассмотрение жалобы об этом оно должно сообщить учреждению в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

Согласно п. 6 ст. 140 НК РФ срок рассмотрения жалобы составляет месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц.

Еще одно уточнение в п. 6 внесено законом № 6-ФЗ в котором сказано, что в случае представления дополнительных документов учреждением, подавшим жалобу, названный срок исчисляется с момента получения УФНС указанных документов.

Решение по жалобе подлежит вручению (направлению) учреждению в течение 3 дней со дня его принятия п. 6 ст. 140 НК РФ.

При несогласии с решением УФНС по жалобе учреждение имеет право обратиться с заявлением в арбитражный суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Подать заявление в суд необходимо в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС п. 4 ст. 198 АПК РФ.

В настоящее время обжаловать решение по налоговой проверке в УФНС учреждение может, только если оно не вступило в законную силу. При подаче апелляционной жалобы очень важно соблюдение установленного НК РФ срока. Восстановление пропущенного срока возможно только при подаче обычной жалобы и наличии уважительной причины.

Теперь УФНС имеет право приостановить рассмотрение жалобы, но только в тех случаях, которые поименованы в п. 2 ст. 140 НК РФ в редакции Закона № 6-ФЗ.

Порядок обжалования решения налогового органа

Прежде всего нужно подготовить исковое заявление. В нем необходимо указать:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • для организаций – наименование истца, местонахождение; для ИП – место госрегистрации, номер телефона и адрес электронной почты;
  • наименование органа или лица, принявшего оспариваемый акт, и вышестоящего налогового органа;
  • название, номер и дату принятия оспариваемого акта;
  • цену иска (если иск подлежит оценке);
  • какие права заявителя были нарушены;
  • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц – незаконными.

К иску нужно приложить:

  • копию свидетельства о регистрации организации;
  • обжалуемый акт;
  • документы, на которые вы ссылаетесь;
  • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка, документы о направлении заявления в налоговые органы (ранее направленные жалобы/апелляционные жалобы в вышестоящие налоговые органы, принятые по ним решения);
  • доверенность представителя;
  • подтверждение уплаты госпошлины.

Срок рассмотрения заявления – 3 месяца. Но он может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

Индивидуальные предприниматели и организации обжалуют решения налоговых органов в арбитражном суде по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если суд отказался удовлетворить ваши требования, его решение можно обжаловать в суде апелляционной, а затем кассационной инстанции.

Акт налоговой проверки оформляется инспектором в 2-х случаях (п. 1 ст. 100 НК РФ):

  • если камеральная проверка выявила нарушения;
  • при любой выездной проверке (ВНП).

Акт налоговой проверки содержит детали выявленных нарушений, производные из них выводы и предложения относительно размера недоимки, пени и штрафа. Акт — по сути только проект будущего решения, поэтому сам по себе он не влечет никаких взысканий и мер обеспечения (приостановка работы расчетного счета и др.).

Сколько ждать актов? На этот вопрос отвечает НК:

  • по ВНП — два месяца со дня составления справки об окончании проверки;
  • по «камералке» — 10 рабочих дней, исчисляемых от даты отправки декларации или расчета.

Однако судебная практика (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71) указывает на то, что даже если указанные сроки (и остальные, связанные с оформлением и обжалованием итогов налоговой проверки) были нарушены, то не будет однозначной недействительности решения налогового органа. Поэтому надеяться на отмену решения налогового органа из-за затягивания процедурных сроков не стоит. Нужно готовиться возражать по существу предъявляемых претензий.

Акт налоговой проверки должен быть вручен (направлен) соответствующему юрлицу или ИП не позднее 5 рабочих дней с той даты, когда он был составлен.

К акту прикладываются документация и сведения от третьих лиц, которые были собраны в ходе проверки. В данном случае, речь идет о итогах «встречных» проверок, выписках банков, отчетности по налогам, протоколах допросов свидетелей и т.д. Однако зачастую налоговики избирательно подходят к отбору прилагаемых документов, могут «забыть» приложить те, которые «не работают» на обвинение. Настоятельно рекомендуем сразу после ознакомления с актом и приложениями письменно запросить у налоговой копии тех документов, которые упоминаются в акте, но не содержатся среди приложений. Не исключено, что в них есть значимые для спора с налоговым органом сведения, опровергающие или ставящие под сомнение выводы и утверждения инспектора.

Более полную картину материалов налоговой проверки можно составить ознакомившись с материалами в инспекции (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Чтобы это сделать, нужно направить в инспекцию заявление. Материалы дадут для ознакомления в течение 2-х рабочих дней. Интересующие документы можно будет сфотографировать.

Важно «держать в голове» месячный срок на отправку возражений по акту. Он начинает течь с момента вручения акта или с 6-го рабочего дня после отправки акта заказным письмом (п. 6 ст. 100 НК РФ). Однако, указанный срок не является пресекательным. Это значит, что представлять и дополнять возражения субъект хозяйствования вправе вплоть до дня рассмотрения материалов проверки.

Установленной формы возражений в законодательстве нет. Главное, чтобы заявителя можно было идентифицировать. Для этого прописываются: название (Ф.И.О) субъекта хозяйствования, его ИНН и место нахождения (жительства). Документ нужно озаглавить «Возражения по акту от … № …» (дата и номер указываются присвоенные инспекцией).

В содержательной части возражений требуется определенно выразить: с чем именно не согласен налогоплательщик. Это могут быть отдельные выводы и предложения акта налоговой проверки, а может быть акт в целом. В любом случае, заявителю нужно привести доказательства ошибочности выводов/предложений, включенных в акт. Для обоснования аргументов налогоплательщик может направить в инспекцию документы, подходящие для этой цели. Последнее особенно важно, если налоговый орган вменяет неуплату налогов из-за неполного установления всех обстоятельств спорной хозяйственной операции.

Налогоплательщик самостоятельно определяет: как отправить возражения по акту проверки (нарочным или почтовым отправлением).

Но если возражения сопровождаются документами, имеющими существенное значение для спора, их рекомендуется поименовать в описи, которая будет служить подтверждением того, что эти материалы были в распоряжении инспекции до того, как она приняла решение по акту проверки.

Вместе с актом налоговой проверки или немного позднее налогоплательщик получит из налоговой инспекции информацию: когда и где будут рассматриваться материалы налоговой проверки. Дата назначается не позднее десяти рабочих дней после того, как пройдет месячный срок, данный субъекту хозяйствования, чтобы предоставить возражения на акт в письменной форме (п. 1 ст. 101 НК РФ).

В ситуации, когда налогоплательщик не явился на рассмотрение, но был извещен в порядке, установленном законом (и этот факт может доказать инспектор), это не будет препятствовать вынести решение (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ). Но если случай характеризуется сложностью и неоднозначностью, руководство инспекции зачастую откладывает рассмотрение, исключая необеспечение налогоплательщику возможности возражать письменно или устно против выдвинутых обвинений.

Принимать участие в рассмотрении материалов налоговой проверки можно 2-мя способами (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ):

  • личное присутствие;
  • отправка представителя, имеющего полномочия представлять интересы налогоплательщика.

Рассмотрение материалов налоговой проверки осуществляет начальник инспекции или его заместитель (эти же лица итоговое решение по материалам). Но на деле само мероприятие практически всегда предполагает участие инспектора, который проводил налоговую проверку. Ему отводится роль докладчика об обстоятельствах обнаруженных им нарушений. Также присутствует сотрудник правового подразделения, составляющий обязательный для этой процедуры протокол (абз. 3 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Участвующему в рассмотрении акта налогоплательщику (его представителю) будет предложено высказать свою позицию относительно изложенных в акте выводов и соответствующие аргументы против них. Эту возможность следует использовать для того, чтобы по возможности кратко донести до руководства инспекции, что налогоплательщик принципиально не согласен с актом в целом или в конкретной части, указав, в чем выводы инспектора не соответствуют обстоятельствам дела или где инспектором допущено неправильное применение закона. Проявленный субъектом хозяйствования настрой на конструктивное взаимодействие в смысле всесторонней поддержки в установлении инспекцией значимых для дела фактов может склонить налоговый орган к тому, чтобы критически оценить собственные выводы хотя бы частично.

Важно проследить, чтобы в протоколе отметили передачу письменных возражений, если это происходит в процессе рассмотрения материалов проверки.

В конце рассмотрения практически никогда не объявляется «вердикт», поэтому не стоит требовать выдачи решения сразу.

Решение выносится начальником инспекции/его замом, когда оканчивается рассмотрение материалов проверки (с учетом проведения дополнительных мероприятий налогового контроля или без таковых). Его суть: привлечение/ отказ в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ). Причем непривлечение означает, что не будет санкций (штрафов), т.к., например, истекли сроки давности (ст. 113 НК РФ). Но недоимки, которую выявила проверка, избежать не удастся.

Срок вручения субъекту хозяйствования вынесенного решения — 5 рабочих дней.

Что будет после вынесения решения? Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу и приобретает обязывающий характер для налогоплательщика в том случае, когда:

  • не подавалась апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган (срок подачи жалобы — 1 месяц после того, как решение было получено субъектом хозяйствования);
  • жалоба была направлена, однако ее не удовлетворили в полном объеме или частично. Если частичное удовлетворение имело место, то решение обращается к исполнению частично: то, что не было отменено.

При этом, даже если налогоплательщик жаловался только на часть решения, это «тормозит» исполнение всего решения (п. 46 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Это значит, взыскать доначисленное налоговый орган сможет только после того, как будет принято решение по «частичной» апелляционной жалобе.

Однако осложнить (а нередко и парализовать) текущую деятельность налогоплательщика налоговая может и до того, как выйдет срок на обжалование решения. Это обусловлено возможностью принятия обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ) в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества соответствующего субъекта хозяйствования без согласия налогового органа. Запрет применяется последовательно к:

  • недвижимому имуществу (даже если оно не задействовано в производстве продукции (работ, услуг));
  • транспортным средствам, ценным бумагам, предметам дизайна служебных помещений;
  • другому имуществу (кроме готовой продукции, сырья и материалов);
  • готовой продукции, сырья и материалов.

Также могут быть приостановлены операции по счетам в банках. Но это крайняя мера, допустимая только если совокупная стоимость имущества налогоплательщика по данным бухгалтерского учета менее общей суммы доначислений. Приостановлением можно «обеспечить» возникающую разницу.

Возможность применить обеспечительные меры увязана с достаточными основаниями у налогового органа полагать, что без указанных мер исполнить в будущем решение и (или) взыскать недоимку/пеню/штраф может быть, как минимум, затруднительно. Как видим, законодательство оперирует оценочным суждением в части обоснованности обеспечительных мер. Это существенно увеличивает количество споров, связанных с досудебным обжалованием и судебным оспариванием обеспечительных мер (соответствующих решений, которыми вводятся меры). Даже можно говорить об отдельной категории соответствующих споров.

Глава 19 НК определяет процедуру обжалования решения налоговой инспекции, которое стало итогом выездной или камеральной налоговой проверки. Важно: до того, как оспаривать решение в суде, нужно пройти досудебный порядок — обжалование в вышестоящем налоговом органе (абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Подача апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение осуществляется не позднее одного месяца, начинающего течь после того, как решение было вручено. Правомерна и другая «временная отметка», с которой начинает течь срок на подготовку и направление апелляционной жалобы: шестой (рабочий) день после отправки решения заказным письмом (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

В апелляционной жалобе должны быть указаны:

  • наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика, его ИНН и адрес места нахождения (жительства);
  • дата и номер обжалуемого решения;
  • наименование налогового органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (могут быть повторены и дополнены доводы возражений по акту налоговой проверки);
  • требования лица, подающего жалобу (об отмене обжалуемого решения полностью или в части);
  • способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).

Обратите внимание, что даже если субъект хозяйствования затрудняется обосновать неправомерность принятого налоговой решения (не сформулирует все фактически имеющиеся доводы), то в дальнейшем количество использованных аргументов можно увеличить. Не будет иметь значение факт отсутствия соответствующих доводов при первичном (досудебном) обжаловании (п. 67 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Формат подачи апелляционной жалобы: письменный (бумажный) или электронный (в этом случае придется следовать положениям Приказа ФНС России от 20.12.2019 №ММВ-7-9/[email protected], которым регулируются вопросы электронной отправки жалобы). К апелляционной жалобе в подтверждение приведенных аргументов могут прилагаться документы. Если жалоба подается по доверенности, то она тоже должна прилагаться. Иначе рассматривать жалобу не будут.

Апелляционная жалоба, хотя и адресуется вышестоящему налоговому органу, фактически отправляется в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение (п. 1 ст. 139 НК РФ). Далее не позднее 3-х рабочих дней фактический адресат передает жалобу (вместе с материалами налоговой проверки) выше.

Обычно решение по апелляционной жалобе вышестоящий налоговый орган принимает в течение одного месяца после ее получения. При этом участие отправителя жалобы в рассмотрении не требуется (абз. 1 п. 2, п. 6 ст. 140 НК РФ). Но могут быть и другие ситуации.

С 17 марта 2021 года действует правило, согласно которому жалобы могут быть дополнены документами, свидетельствующими о верности использованных аргументов. Причем по ходатайству налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган рассмотрение апелляционной жалобы можно приостанавливать полностью или частично на срок до полугода (п. 1 ст. 140 НК РФ). Принять решение по ходатайству (удовлетворить или отказать в удовлетворении) уполномоченный орган должен в течение 5 рабочих дней. Затем эта информация должна быть доведена до заявителя не позднее 3-х дней, исчисляемых после принятия решения по ходатайству.

Если ходатайство было удовлетворено, то уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу и принять по ней решение в течение месяца после получения документов, которые послужили причиной приостановления процесса.

Срок рассмотрения жалобы может быть увеличен на месяц. Это допускается если для рассмотрения жалобы требуется какая-либо документация/сведения от нижестоящих налоговых органов. Также продление сроков может быть и в ситуации, когда субъектом хозяйствования представлялись дополнительные документы к жалобе. Если срок рассмотрения жалобы пролонгировался, об этом обязательно нужно известить налогоплательщика в течение 3-х рабочих дней.

Еще одной правовой новеллой, действующей с весны 2021 года, является правило, позволяющее вышестоящему налоговому органу привлечь к процессу рассмотрения жалобы самого налогоплательщика, если это поможет получить от него необходимые пояснения относительно имеющихся в деле противоречий и несоответствий (абз. 2 п. 2 ст. 140 НК РФ). В такой ситуации отправитель жалобы информируется, когда и где будет рассматриваться жалоба. При этом личное участие налогоплательщика в процессе необязательно. Можно организовать использование видео-конференц-связи.

Варианты результата рассмотрения апелляционной жалобы (решения):

  • об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа в части;
  • об отмене решения нижестоящего налогового органа полностью и принятии по делу нового решения.

Последнее случается тогда, когда по итогам работы с жалобой вышестоящий налоговый орган выявляет, что были нарушены существенные нормы процесса рассмотрения материалов налоговой проверки. Кроме того, эти нарушения повлекли ситуацию, когда налогоплательщик не имел возможности возразить против заключений инспекции, аргументировать свою позицию, в т.ч. путем представления каких-либо документов. При указанных обстоятельствах вышестоящий налоговый орган осуществляет отмену соответствующего решения, но рассматривает указанные материалы и принимает, учитывая их, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Важно понимать, что вышестоящий налоговый орган не имеет права определять налоговые обязательства отправителя жалобы в более крупном размере, чем это сделала нижестоящая инспекция. Однако он может внести дополнения или изменение в правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, использованное нижестоящим налоговым органом. Кроме того, допускается исправление арифметических ошибок и опечаток (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Отправитель жалобы должен быть извещен о результатах ее рассмотрения (получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы), в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения по жалобе.

Выполняя очередную проверку, налоговая инспекция может обнаружить нарушения и обязать плательщика устранить их, что будет отражено в акте. Но иногда решения неправомерны. Налоговики, как и все люди, могут ошибаться, а порой осознанно злоупотребляют своими полномочиями. В подобных случаях закон защищает интересы бизнеса. НК РФ, а конкретно раздел VII и статья 138, предусматривает оспаривание решения налоговой, если оно нарушает права плательщика.

С какими вопросами в акте налоговой проверки может быть несогласен предприниматель? Обычно возражения касаются таких моментов, как:

  • Сумма налога к уплате. Если плательщик считает ее необоснованно завышенной, он вправе составить жалобу.
  • Беспричинные штрафы. Отсутствие оснований для их начисления также служит поводом для оспаривания решения налоговой.
  • Приостановка операций по расчетному счету юрлица. ФНС нередко прибегает к этой мере, чтобы принудить плательщиков к исполнению налоговых обязательств. «Блокировка» счета возможна, например, если предприниматель не подал вовремя налоговую декларацию, не заплатил в положенный срок налоги и сборы[1]. Но иногда представители ФНС применяют данную меру необоснованно, и в таких случаях решение можно и нужно обжаловать.
  • Отказ в возврате излишних выплат. Жалоба может касаться не только каких-либо неправомерных действий налоговиков, но и бездействия, если из-за него страдают законные интересы плательщика. В случае переплаты налога организация имеет право обратиться в местный орган ФНС с требованием вернуть излишнюю сумму. Если налоговая инспекция оставляет данное заявление без внимания или отвечает необоснованным отказом, это повод для составления жалобы.
  • Отказ в возмещении НДС. Поводом к нему могут послужить ошибки в декларации, других документах, недостаток тех или иных бумаг и любые другие факты, способные вызвать у налоговиков подозрение в фиктивном характере сделки (соответственно в том, что организация незаконным путем пытается завладеть бюджетными средствами). Проблема в том, что перечень причин для отказа в компенсации НДС законодательством не установлен[2]. Это порождает множество спорных моментов. Если представитель юридического лица считает, что налоговики обязаны компенсировать НДС, он может написать жалобу.

Чтобы отменить решение налоговой инспекции, нужно обратиться в орган высшей инстанции — Управление ФНС по региону. Если это не приносит результата, следующим этапом становится обжалование через арбитражный суд. Но в любом случае первоначально жалоба направляется в орган ФНС, который составил акт, поскольку именно там хранятся все относящиеся к делу материалы.

НК РФ предусматривает два типа документов, в которых налогоплательщик излагает несогласие с действиями ФНС. Различие между ними заключается в сроке подачи. Решение налоговой службы вступает в силу в течение 30 дней, считая от даты его получения[3]. Соответственно у налогоплательщика есть месяц, чтобы оспорить действия налоговиков прежде, чем его привлекут к ответственности. Если он успевает уложиться в этот срок, документ называется апелляционной жалобой. Если же по тем или иным причинам решение не будет оспорено за месяц, оно вступит в силу. Но и в этом случае не все потеряно: еще в течение года налогоплательщик имеет право подать обычную жалобу.

Далее подробно расскажем о внесудебном и судебном порядке оспаривания решений налоговых проверок.

Зачем нужна профессиональная помощь при оспаривании решений налоговой, рассказывает Дмитрий Сидоренко — исполнительный директор группы компаний Fomix Consulting Group, эксперт по налоговому консалтингу:

«Налоговое законодательство — сложнейшая сфера правоотношений между бизнесом и государством. Существует бесчисленное множество нормативных актов, в которые регулярно вносятся дополнения и поправки. Мало кто из руководителей и собственников бизнеса постоянно следит за всеми этими изменениями — физически невозможно успевать все. Для того чтобы избежать проблем с налоговыми органами, и нужен профессиональный консалтинг. Специалисты помогут экспертным мнением по каждому спорному вопросу, в том числе окажут поддержку при обжаловании незаконных действий ФНС в суде.

Группа компаний Fomix Consulting Group за время работы с 2008 года накопила богатый опыт в решении налоговых споров. Наши эксперты оказывают помощь на досудебном этапе и представляют интересы клиентов в суде. Мы досконально изучаем ситуацию, выявляем нарушения со стороны налоговых органов, помогаем составить возражения, жалобу или исковое заявление. Специалисты Fomix Consulting Group не применяют типовых схем, а подходят к каждому случаю индивидуально. Мы рассматриваем любые, в том числе нестандартные, ситуации».

Помочь правильно ответить на запросы и требования налоговиков, фиксировать допущенные ими процессуальные нарушения, сопровождать работников налогоплательщика на допросах.

Если акт проверки уже вам вручен, то юрист поможет предоставить письменные возражения на акт, собрать доказательства отсутствия налогового правонарушения.

Если юрист не привлекался раньше, обязательно обратитесь за квалифицированной правовой помощью на этапе оспаривания решений налоговой инспекции. С помощью юриста вы сможете составить жалобу в вышестоящий налоговый орган и в суд, опровергнуть доводы налоговиков, подобрать подходящую судебную практику. Обжалование решения налоговой инспекции — тот самый случай, когда лучше довериться юристу (специалисту по арбитражным спорам и налоговому праву).

Не позже пяти дней с момента составления акта выездной налоговой проверки он вручается налогоплательщику.

У вас есть один месяц, чтобы предоставить свои письменные возражения.

Надо ли это делать?
С одной стороны, после получения ваших возражений налоговики могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля и составит дополнительный акт.

Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.

Решение вам направят не позднее 5 дней с даты его вынесения.

Дата вступления решения в силу напрямую связана с этим фактом — через месяц после вручения.

Что будет, если налоговики вручат решение позже? Для налоговиков это не влечет никаких негативных последствий, так как интересы компании не пострадают, срок на оспаривание привязан к дате получения ненормативного акта.

Решение вступит в силу через месяц со дня вручения. Чтобы отложить эту дату, подавайте апелляционную жалобу.

Обжалование решения налоговой через апелляцию означает, что у вас будет:

  • один месяц на предоставление жалобы,
  • один месяц на ее рассмотрение налоговиками,
  • возможно, еще месяц, на который продлят ее рассмотрение при необходимости.

Внимание! Налоговый кодекс не содержит возможность восстановить срок в случае его пропуска. Если вы подали жалобу за пределами срока, ее рассмотрят обычную жалоба, то есть она не отложит вступление решения в силу. Можно предоставить ходатайство о приостановлении исполнения решения, но к нему необходимо приложить банковскую гарантию.

Порядок обжалования действий налоговых органов

Решения Управления ФНС, межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам обжалуются в Федеральную налоговую службу.

Решения районных, межрайонных ИФНС оспариваются в Управлении ФНС по соответствующему субъекту РФ.

Жалобу можно подать письменно или электронно (по ТКС или через личный кабинет).

Укажите в ней следующие сведения:

  • наименование вышестоящего органа, его местонахождение,
  • наименование, ИНН, контактные данные ИП или компании,
  • обжалуемое решение,
  • данные ИФНС, вынесшей спорное решение,
  • свои аргументы, опровергающие доводы налоговиков,
  • ваши требования,
  • способ получения решения по жалобе

Жалоба направляется через налоговый орган, который принял спорное решение.

На вступившее в силу решение жалобу можно подать в течении года с момента его вынесения, на иные ненормативные акты налоговиков, на действия, бездействие должностных лиц — в течение года, когда вы узнали о нарушении своих законных интересов.

Можно обжаловать различные действия (бездействие) налоговиков, которые вы считаете незаконными:

  • требования о предоставлении документов,
  • продление или отказ в продлении сроков представления документов,
  • принятие обеспечительных мер,
  • несвоевременную отмену обеспечительных мер,
  • поручение банку на списание денежных средств со счетов организации или ИП,отказ вернуть или зачесть излишне уплаченные налоги,
  • назначение экспертизы,
  • выемку,
  • несвоевременный возврат незаконно взысканных налогов и другие.

Жалоба подается в бумажном или электронном виде через ИФНС, которая приняла спорное решение.

Что писать в заявлении:

  • наименование и адрес суда,
  • наименование, контактные данные налоговой инспекции,
  • наименование, контактные данные заявителя,
  • номер и дату решения,
  • данные о досудебном обжаловании,
  • основания неправомерности действий должностных лиц,
  • указание на то, каким образом нарушены интересы заявителя,
  • требования,
  • приложение.

Приложите к заявлению копию обжалуемого решения, акта налоговой проверки, документы, подтверждающие вашу позицию.

Не забудьте оплатить госпошлину (3000 рублей для компаний, 300 рублей для ИП) и отправить копию в налоговый орган. К заявлению приложите доказательство ее направления.

Если просите взыскать с налоговой денежные суммы, то госпошлина рассчитывается как для имущественного требования.

Если просите принять обеспечительные меры (приостановить исполнение ненормативного акта), оплачивается дополнительно госпошлина в размере 3000 рублей.

В обоснование своих аргументов обязательно приведите примеры из судебной практики по своему региону или ВС РФ.

Подписывает заявление руководитель или представитель (с приложением доверенности).

Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. Сразу обжаловать решение в суде нельзя. Положения НК РФ закрепляют обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа и результатов проверки в вышестоящий налоговый орган (как правило, Управление ФНС по субъекту).

Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

В том налоговом органе, который вынес налоговый акт, можно обжаловать документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела. В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

Выделяют два вида обязательного обжалования:

  • апелляционная жалоба — подается до истечения месяца со дня получения налогоплательщиком решения по проверке;
  • жалоба — подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого документа, если оно не было обжаловано в апелляционном порядке.

По общему правилу, вышестоящий орган рассматривает жалобу без участия представителя налогоплательщика.

Если итог рассмотрения жалобы вышестоящим органом не удовлетворил налогоплательщика, то он вправе обжаловать его в судебном порядке. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, соответствующее заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением налогового органа. При оспаривании его в арбитражном суде срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим органом.

После обязательного досудебного обжалования решения в вышестоящий налоговый орган можно обратиться не в суд, а подать жалобу в Центральный аппарат ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ).

Изменения в правилах рассмотрения жалобы по налоговым проверкам

В п.2 ст. 138 НК РФ сказано, что вы имеете право обратиться в суд в перечисленных ниже ситуациях:

  1. Налоговым органом в установленные сроки не было принято решение по жалобе, которую вы подали. Этот момент зафиксирован в п.6 ст.140 НК РФ;
  2. На поданную вами жалобу в вышестоящий налоговый орган пришел отрицательный ответ;
  3. Вы приняли решение обжаловать акт налогового органа, который был принят по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).

Административное исковое заявление на ваше усмотрение подается в районный суд по месту нахождения налогового органа, который принимал оспариваемое вами решение. К примеру, по месту, где находится имущество, в отношении которого вам с ошибками исчислили налог и так далее. Или заявление можно подать по месту вашего жительства. Эти моменты прописаны в п.2 ч.2 ст.1, ст. 19, ч.1 ст. 22, ч.1,5 ст. 218, ч.3 ст. 24 КАС РФ.

Для данной процедуры установлен срок – это три месяца (п.4 ст. 138, ст. 142 НК РФ; ч.1 ст.219 КАС РФ):

  • Со дня, когда истек срок принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), который установлен п.6 ст.140 НК РФ;
  • Со дня, когда вы получили информацию о том, что налоговый орган принял решение по вашей жалобе (апелляционной жалобе).

Если у вас есть уважительные причины, то срок, в течение которого вы имеете право обратиться в суд, может быть восстановлен в суде. Этот момент прописан в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36, ч.1 ст. 95, ч.5,7 ст. 219 КАС РФ.

Если вы обращаетесь в суд с административным исковым заявлением (жалобой), то вам понадобится уплатить госпошлину. Это сказано в с.103, ч.1 ст. 104 КАС РФ; пп.1 п.1 ст. 333.18 НК РФ.

Процедура обжалования решения налоговой включает в себя несколько этапов, первым из которых является составление возражения на претензии налоговой, указанные в акте проверки. Отправить в ФНС их необходимо в срок до 1 месяца с даты получения акта от налоговой. Возражения могут быть составлены как по акту в целом, так и по отдельным положениям акта. Ответ ФНС на возражения должен включать в себя информацию об их рассмотрении. При этом на рассмотрении возражений может присутствовать сам налогоплательщик, давать пояснения и представлять необходимые подтверждающие документы.

В ответ на возражение налогоплательщику должны сообщить, где и когда они будут рассматриваться. Он может присутствовать при рассмотрении возражений, давать свои пояснения и представлять подтверждающие документы инспектору.

По итогам рассмотрения возражений возможны следующие результаты:

  • привлечение к ответственности налогоплательщика;
  • отказ от привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • дополнительный контроль.

Важно! Если претензии налогоплательщика налоговая не отклонила, то решение ФНС можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде.

Среди наиболее частных оснований для подачи жалобы на налоговый орган, можно выделить следующие:

Основания для обжалования В чем заключается нарушение ФНС
Выдача справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств, имущества, иной собственности

· направление требований по уплате налогов

Начисление налогов Например, ошибочное направление уведомления на оплату налога
Инкассовые поручения Несоблюдение должностными лицами ФНС установленного срока в 2 месяца для направления инкассового поручения
Контролирующие мероприятия Действия по выемке и истребованию документов, а также осмотру помещений налогоплательщика
Бездействие (отказ выполнять какие-либо действия должностными лицами) Отказ от выполнения определенных действий, возложенных на должностное лицо ФНС (например, невозврат средств)

Жалоба на действия сотрудников ФНС может быть направлена посредством интернет через сайт налоговой. Для этого потребуется на сайте налоговой зайти в свой «Личный кабинет» и заполнить предложенные поля. Указать потребуется свои личные данные и порядок решения данного вопроса (например, в какие органы обращение уже было). После этого необходимо будет загрузить сканы подтверждающих документов, если они есть и их можно приложить к рассмотрению.

Как предпринимателю обжаловать решение налогового органа?

Необходимые документы можно передать как лично, так и через представителя следующим образом:

  • по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика;
  • почтой;
  • лично в соответствующую канцелярию или окно приема документов.

Прошение содержит:

  1. Персональные данные подателя (Ф.И.О. плюс место жительства для физлица или наименование плюс адрес для организации).
  2. Предмет обжалования (решение относительно конкретных лиц — в данном случае, в других ситуациях это могут действия, бездействие сотрудников налоговой).
  3. Название органа-нарушителя.
  4. Причины, по которым податель полагает, что его права нарушены.
  5. Итоговые требования подателя.
  6. Сведения о том, как удобно получить ответ по итогам его рассмотрения: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Дополнительными данными могут быть телефонные, факсовые номера, электронные почтовые адреса, другая необходимая информация. АЖ дополняется максимумом доказательств, свидетельствующих о правоте жалующегося, также к ней прикладывается представительская доверенность (если необходимо подать через представителя). Документ должен быть подписан подателем (его представителем).

Пункт 1 ст. 140 НК позволяет до разрешения претензии (в ходе ее рассмотрения) предоставлять дополнительные документы. Причем нужно будет пояснить, почему эти дополнения не предоставлялись раньше (п. 4 ст. 140 НК). ВНО рассматривает АЖ без участия подавшего ее лица. Исключениями будут случаи выявления противоречий между сведениями из материалов проверки и информацией, поступившей от налогоплательщика. При таком развитии событий податель прошения извещается о том, где и когда оно будет рассматриваться.

АЖ можно полностью или частично отозвать до ее разрешения. Также ВНО может оставить претензию без рассмотрения полностью или частично, для этого есть три причины:

  1. Нарушен порядок из п. 1 ст. 139.2 НК (не письменная форма, нет подписи подателя, его представителя, не указано, что именно нарушило права жалующегося).
  2. Лицо, подавшее претензию, заявило о ее полном или частичном отзыве до ее рассмотрения.
  3. АЖ по тем же основаниям уже подана.

АЖ разрешается ВНО в течение месяца после ее получения. Этот срок могут продлить максимум на месяц.

Возможных итогов рассмотрения апелляции также три:

  1. Требования из претензии не удовлетворяются.
  2. Оспариваемое решение налоговиков отменяется полностью или частично.
  3. Отмена сопровождается принятием нового решения по делу.

Решение по АЖ в течение трех дней после его принятия вручается (направляется) заявителю.

Другим вариантом названия такой претензии может быть «Образец жалобы на бездействие налогового органа». Обжалуется в данном случае бездействие должностных лиц инспекции. Причем нюансы обжалования практически идентичны вышеизложенным. Правда, срок рассмотрения в данном случае равен 15 дням с возможностью продления еще на 15, а не 30, как в предыдущем варианте.

Согласно статье 139 НК при составлении жалобы в документе нужно изложить следующую информацию:

  • Реквизиты физического или юридического лица, которое подает жалобу;
  • Реквизиты документа, описание действий должностного лица, которые обжалуются;
  • Реквизиты налогового органа, в который подается жалоба;
  • Нормативные акты и статьи, которые по мнению заявителя нарушены инспектором или иным должностным лицом;
  • Требования, которые предъявляет заявитель;
  • Способ получения ответа. Можно попросить налоговую службу отправить ответ по почте в бумажном виде, послать электронное письмо или сообщение в кабинете налогоплательщика.

Рассмотренный способ обжалования решения имеет несколько плюсов:

  • Без него невозможно обратиться в суд для восстановления прав, нарушенных налоговой инспекцией;
  • При подаче жалобы не нужно уплачивать государственную пошлину и нести другие расходы;
  • Составление и подача жалобы не требуют привлечения юристов, так как при этом не нужно учитывать множество процессуальных тонкостей;
  • Заявитель не обязан присутствовать при рассмотрении документа налоговым органом;
  • При отказе в удовлетворении жалобы можно изучить причины отказа и учесть их при подготовке искового заявления в суд;
  • При вынесении положительного решения налоговым органом по жалобе оно сразу вступает в силу.

Как и зачем обжаловать решения налоговых органов

Подавать жалобу в суд можно только после того, как плательщик попытался защитить свои права с помощью жалобы или апелляционной жалобы. Кроме того, в суд необходимо обращаться, если инспекция нарушила сроки рассмотрения документа или сроки уведомления о решении плательщика.

При подаче жалобы в суд заявитель обязан уплатить государственную пошлину.

При составлении иска в нем указывается следующая информация:

  • Название арбитражного суда, куда подается жалоба, а также его реквизиты;
  • Реквизиты заявителя, то есть ФИО предпринимателя или регистрационные данные компании и ее представителя;
  • Название и реквизиты налоговой инспекции, которая по мнению заявителя приняла незаконное решение или решение по его жалобе;
  • Реквизиты документа, который обжалуется в суде;
  • Цена иска — указывается в случае, если решением налоговой инспекции доначислены платежи или взыскиваются штрафные санкции;
  • Ссылки на нормативно-правовые акты и статьи, которые регулируют эти правоотношения и которые нарушены по мнению плательщика;
  • Требования, которые заявитель просит удовлетворить. Например, отменить незаконное решение или признать его незаконным.
  • Процессуальные сроки
  • Участники процесса: представительство в суде
  • Порядок проведения камеральной проверки

Не всегда действия налоговых инспекторов правомерны. Ошибаться могут все, в том числе и работники контролирующих органов. Если налогоплательщик считает, что присланное уведомление незаконно, он может оспорить требования в общеустановленном порядке. Действовать нужно по правилам, иначе жалобу просто не станут рассматривать. Порядок обжалования подробно изложен в 138 статье Налогового кодекса.

Налоговый спор – это ситуация, при которой возникают разногласия между государством и налогоплательщиком по поводу начисления налогов. Споры рассматриваются компетентными органами.

Как указано в соответствующей статье НК, оспорить действия контролирующего органа имеет право любой гражданин. Обжалован может быть любой акт – нормативный или ненормативный, хотя порядок действий будет отличаться. Чаще оспаривают именно ненормативные акты.

Для справки: нормативный акт – документ, в котором установлены общие правила, они одинаковы для всех налогоплательщиков и применяются неоднократно. Ненормативный акт носит адресный характер.

Если уведомление налоговой, по мнению налогоплательщика, носит противоправный характер или каким-то образом ущемляет его права, то опротестовать решение можно в досудебном порядке. В случае отказа можно подать в суд.

Этот порядок является неизменным. Нельзя сразу подать в суд, не попытавшись решить проблему на месте. На первом этапе налогоплательщик подает заявление в налоговый орган. Если спор сразу решить не получилось, нужно действовать дальше строго по плану.

Причины налоговых споров связаны с оценкой деятельности налогоплательщика. Чаще всего они возникают после проведенной проверки. Несогласие налогоплательщика могут вызвать:

  • доначисления по налогам, пени и штрафы;
  • приостановка операций по счету или его блокировка;
  • отказ вернуть выплаты, сделанные ошибочно;
  • отказ в возмещении НДС.

Основанием для спора могут стать и ошибки, которые допустил сам налогоплательщик при заполнении декларации или составлении платежных поручений.

Какими бы причинами ни были вызваны разногласия, если налогоплательщик считает, что закон на его стороне, он вполне может оспорить направленное ему уведомление. Нередко возникшие споры удается решить в досудебном порядке, так как налоговая служба не заинтересована в судебных процессах. Если при проверке выясняется, что претензии налоговиков необоснованны, то удается обойтись без обращения в суд. Если на первом этапе решить спор не удается, следует обратиться в вышестоящий налоговый орган. А если и там постигла неудача, то придется идти в суд.

После проведения любой налоговой проверки, а также при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах, проверяющие составляют акт. Если налогоплательщик не согласен с изложенными в документе замечаниями и претензиями, он может составить возражения и направить их в ФНС. Сделать это нужно в течение 1 месяца со дня получения акта (статья 100 п. 6 и статья 101.4 п. 5 НК РФ).

Для справки: При получении акта налогоплательщик должен расписаться и проставить дату получения. Именно от этой, написанной собственноручно, даты начинается отсчет сроков подачи возражений. Поэтому нужно быть внимательным и не допускать ошибок. Если указать не реальную, а уже прошедшую дату, то сроки, отпущенные на подачу возражений и жалоб, сократятся. Если акт направлен налогоплательщику заказным письмом, то датой отсчета считается 6-й день с момента отправки.

Возражения можно составить как по всему акту, так и по его отдельным частям. В этом документе необходимо обязательно указать номер акта проверки и дату его составления. Затем следует подробно изложить свои возражения с отдельными положениями или с актом целиком. Желательно подтвердить свои утверждения документами, копии которых приложить к возражениям.

Обязательно следует составить опись прилагаемых документов, в которой указать все приложения к жалобе. Это исключит возможность случайно или преднамеренно утратить часть приложенной документации.

Налоговый орган после получения возражений обязан сообщить налогоплательщику время и место их рассмотрения. Автор возражений имеет право присутствовать на этом разборе и давать устные пояснения по любым вопросам. Однако неявка привлекаемого к ответственности лица, при условии, что оно было уведомлено о месте и времени разбора, не является причиной для отказа рассмотрения дела (статья 101 п. 2, статья 101.4 п. 7 НК РФ).

В ходе рассмотрения возражений лица, привлекаемого к ответственности, комиссия устанавливает:

  • были ли допущены нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные случаи неисполнения законодательства состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к административной ответственности;
  • обстоятельства, которые исключают или смягчают вину лица в совершении правонарушения.

По результатам исследования выносится решение. Решение может быть либо о привлечении лица к ответственности, либо об отказе в привлечении. Также может быть принято решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то в нем должен быть указан срок, в течение которого его можно обжаловать. Жалобу следует подавать в вышестоящий орган, в решении указать его наименование и адрес. Если и во второй ступени будет выдан отказ, то налогоплательщик может обратиться в суд.

Как подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в 2021 году

Если меры по досудебному урегулированию конфликтной ситуации не принесли результата, и было вынесено решение, с которым налогоплательщик не соглашается, то остается возможность обратиться в судебные инстанции. Это будет третья ступень решения спора.

Налогоплательщику следует обратиться в арбитражный суд в районе, в котором расположен налоговый орган, вынесший спорное решение. Заявления от частных лиц-налогоплательщиков, не получавших статус ИП, рассматриваются в судах общей юрисдикции. Рассмотрение дел происходит в соответствии с порядком, установленным в АПК РФ (глава 24) и КАС РФ (глава 22).

Заявление налогоплательщик может подать в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав. Если срок подачи пропущен, то его можно восстановить через суд.

Если решение суда первой инстанции не устроит налогоплательщика, то его можно обжаловать в суде вышестоящей инстанции. Обращаться в суд повторно по одному и тому же вопросу нельзя, даже если будут подготовлены дополнительные доводы для обоснования позиции заявителя. Если человек обратится в суд повторно, то дело не рассматривают – производство будет сразу же прекращено (АПК РФ Статья 150).

Сроки рассмотрения дела ограничены 6 месяцами. В этот период включена подготовка к разбирательству и собственно принятие решения. При необходимости срок может быть продлен. Основанием для продления является особая сложность вопроса и дела, в котором много участников и заинтересованных лиц.

Если в суде принимают заявление к рассмотрению, то заявителю сообщают время и место, где будут проходить слушания. Истец имеет право посетить заседание, но его неявка – это не основание для переноса заседания.

В процессе рассмотрения дела суд:

  • проверяет оспариваемый акт или его отдельные части на соответствие действующим законодательным нормам;
  • устанавливает законность полномочий лиц, которые составили и подписали оспариваемый документ;
  • проверяет, нарушает ли предмет спора законные права и интересы заявителя.

В судебной практике судьи полноценно проверяют законность решений и действий работников контролирующих органов, а не только изучают доводы, приведенные в заявлении. Если будет установлено, что действия или бездействие служащих не соответствуют закону, то решением суда будут отменены все правовые последствия, которые наступили в результате.

Копии решения суда направляются всем участникам процесса. Срок направления копий решения арбитражного суда – 5 рабочих дней. При обращении в суд общей юрисдикции этот срок сокращается до 3 дней.

Пока решение, вынесенное на заседании арбитражного суда, не вступило в действие, его можно обжаловать. Для этого одна из сторон процесса имеет право подать иск в апелляционный суд. Срок подачи жалобы – 1 месяц с момента получения решения арбитражного суда первой инстанции.

Постановление суда по поданной ранее апелляции может быть обжаловано в порядке кассационного производства полностью или частично, согласно ст. 273 АПК РФ.

Кассационные жалобы подают в течение 2 месяцев со дня вступления в силу судебного акта, который планируется обжаловать. Если время подачи жалобы пропущено по причинам, не зависящим от лица, допустившего просрочку, сроки могут быть восстановлены. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд кассационной инстанции, но не позднее, чем через полгода после вступления в силу решения, которое будет обжаловаться (статья 276 АПК РФ).

Ходатайство о восстановлении сроков рассматривается в течение 5 дней. В случае положительного решения составляется судебный акт, при отказе выпускается определение. Копия акта или определения направляется лицу, которое подавало ходатайство, не позднее чем через 1 день после вынесения.

Суд рассматривает кассации исключительно в пределах требований первоначально поданной жалобы. Дополнительные доказательства к делу не приобщаются, не рассматриваются и не учитываются при вынесении решения.

Первично жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган через ту налоговую инспекцию (управление), решение которой обжалуется.

Порядок обжалования:

  1. На вступившие в силу ненормативные решения налогового органа, подается жалоба. Срок обращения – 1 год со дня принятия обжалуемого решения. На решения о привлечении к ответственности, которые не вступили в силу, подается апелляционная жалоба. Срок обращения – до вступления обжалуемого решения в силу (1 месяц). Если решение уже вступило в силу, применяется общий порядок – на такое решение жалобу можно подать в течение 1 года.
  2. На решения, принятые по результатам рассмотрения жалобы, можно подать еще одну жалобу – в центральный аппарат ФНС РФ. В этом случае срок обращения – 3 месяца со дня принятия решения по первой жалобе.
  3. Если сроки обжалования пропущены по уважительной причине, их можно восстановить. Для этого в текст жалобы включается соответствующее ходатайство, а к жалобе дополнительно прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительной причины. Решение о восстановлении срока принимает налоговый орган, который должен рассматривать жалобу. Если решение положительное, жалоба будет рассмотрена, а если нет, то в рассмотрении жалобы будет отказано. В последнем случае сохраняется право на судебное обжалование.
  4. Куда подавать жалобу:
  • на территориальную или межтерриториальную инспекцию ФНС – в соответствующее региональное управление ФНС;
  • на региональное или межрегиональное управление ФНС – в центральный аппарат ФНС;
  • на Управление ФНС России по Республике Алтай – в межрегиональную инспекцию ФНС по СФО.
  • отправить Почтой РФ (желательно заказным письмом с уведомлением);
  • отнести в канцелярию налогового органа;
  • через свой Личный кабинет на сайте ФНС;
  • в электронной форме (при наличии электронной подписи и программно-технических возможностей).

Требования к жалобе, в том числе апелляционной, установлены ст. 139.2 НК РФ. Жалоба готовится в письменном виде и должна содержать следующие данные:

  1. ФИО, наименование организации и адрес заявителя.
  2. Когда, кем и по какому вопросу принято обжалуемое решение.
  3. Основания, по которым заявитель считает, что решение нарушает его права и интересы, а также доводы в пользу позиции заявителя.
  4. Требования заявителя.
  5. Дата составления жалобы и подпись заявителя.

Скачать образец жалобы на решение налогового органа

В жалобе рекомендуется более подробно останавливаться на основаниях обращения и приводить доказательства своей правоты. Необходимые документы (в копиях) следует приложить к жалобе.

Для обеспечения быстрого взаимодействия рекомендуется указывать, помимо адреса, номер телефона и адрес электронной почты, другие контактные данные, по которым можно оперативно связаться с заявителем и (или) его представителем.

Если необходимо полностью или частично приостановить действие вступившего в силу решения, нужно вместе с жалобой или в ее тексте подготовить соответствующее ходатайство. Вопрос рассматривается самостоятельно, до рассмотрения жалобы по существу. Просьбу нужно убедительно обосновать.

В течение 3 дней с момента получения жалобы налоговый орган обязан направить документы по инстанции. Далее:

  1. В течение 5 дней решается вопрос о дальнейшем движении обращения – будет оно рассматриваться или должно быть оставлено без рассмотрения (если есть основания, указанные в ст. 139.3 НК РФ).
  2. В течение 1 месяца рассматривается апелляционная жалоба. Срок может быть продлен еще на 1 месяц. Если ситуация спорная, есть противоречия между сведениями и документами, представленными заявителем, и материалами налогового органа, заявитель может быть вызван для личного участия в рассмотрении жалобы. Кроме того, у него могут быть затребованы дополнительные сведения и документы.
  3. В течение 15 дней рассматриваются другие жалобы. Срок может быть продлен еще на 15 дней.

По итогам рассмотрения жалобы возможно принятие одного из следующих решений:

  • жалоба признается не подлежащей удовлетворению;
  • оспариваемое решение отменяется полностью или в какой-то части;
  • оспариваемое решение отменяется с принятием нового решения.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение может быть обжаловано в центральном аппарате ФНС РФ. Однако вынесение этого решения – уже достаточное условие для обращения в суд.

Жалобы на решения, принятые в рамках осуществления налоговым органом полномочий по госрегистрации юридических лиц, ИП и других категорий налогоплательщиков, подаются в несколько ином порядке. Срок для обжалования – 3 месяца. Если вышестоящий налоговый орган отказал в удовлетворении жалобы, можно обратиться в центральный аппарат ФНС или в арбитражный суд в течение 3 месяцев.

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов.

Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля.

Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.

4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *