Камеральная налоговая проверка бухгалтерской отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная налоговая проверка бухгалтерской отчетности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

\n\n

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

\n\n

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

\n\n

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

\n\n

Камеральную проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный контроль и углубленная проверка. Автоматизированный контроль отчетности происходит фактически без участия налоговиков. После того, как данные из декларации (расчета) загружены в информационную систему инспекции, компьютер сам проверяет правильность заполнения строк отчетности и сверяет контрольные соотношения.

\n\n

Также сведения из деклараций «прогоняются» по специальным базам данных — так называемым автоматическим системам контроля (АСК). Самая известная из них — АСК НДС-2, с помощью которой проводится «перекрестная» проверка данных всех деклараций по НДС и выявляются «разрывы» в цепочках формирования добавленной стоимости. То есть обнаруживаются ситуации, когда налог к вычету принимается, а на следующем этапе в бюджет не перечисляется.

\n\n\n

ВНИМАНИЕ. Риск доначислений при камеральной проверке по НДС можно снизить, если заранее сверить с контрагентами полученные и выставленные счета-фактуры.

Камеральная налоговая проверка: сроки и порядок проведения

Как уже отмечалось, камеральная проверка не предполагает обязательного посещения налогоплательщика. Поэтому практически все контрольные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа. Для этого в инспекциях созданы специальные отделы камеральных проверок, куда и поступают сданные декларации и расчеты.

Сотрудники этих отделов (налоговые инспекторы) в рамках своих повседневных служебных обязанностей при помощи специальных программ проводят указанные выше контрольные мероприятия.

Основная цель камеральной проверки — убедиться в правильности формирования налоговых обязательств в декларации или расчете. Другими словами, камеральная проверка может подтвердить, что налогоплательщик верно рассчитал сумму налога, или опровергнуть это. Также в ходе проверки данные из отчетности будут сверены с информацией об уже перечисленных суммах налогов, чтобы установить наличие недоимки или переплаты.

Их несколько:

  • проверка декларации по итоговым данным и контрольным показателям,
  • сопоставление сведений из декларации с расчетами за предыдущие периоды и с отчетностью по другим налогам,
  • анализ полноты сведений декларации и информации, полученной налоговиками из внешних источников – госорганов, регистрационных и контрольных структур и т.д.
  • и дополнительно по декларациям НДС: перекрестная проверка соответствия декларации с отчетностью контрагентов. Данные Книги покупок компании, заявившей налоговые вычеты, должны совпадать с записями Книги продаж ее поставщика, в которой отражен НДС к начислению.

Камеральная проверка по НДС проходит по своим правилам. Изначально все декларации проходят автоматизированный форматно-логический контроль в АСК НДС-2, а далее следует углубленная проверка. Если заявлен НДС к возмещению или выявлены противоречия в декларации по НДС или расхождения с данными поставщиков (разрывы).

Проверьте все выявленные налоговиками расхождения по кодам ошибок из приложения к требованию. Сверьте записи в декларации с вашими документами. По реквизитам, числовым показателям и суммам.

Когда в требовании не указаны конкретные ошибки и бухгалтеру неясно, какие показатели пояснять, выполнять такое требование компания не обязана. Направьте в ИФНС мотивированный отказ с просьбой уточнить запрос.

Если ошибки технические – для ответа удобно использовать формализованное пояснение по ТКС с исправленными записями. Сократите время на подготовку. Но можно ответ в налоговую составить и в свободной форме.

1. В случае отсутствия ошибок в пояснениях надо указать, что в декларации ошибки, несоответствия и противоречия отсутствуют. Оснований для корректировки налоговых обязательств и внесения исправлений в декларацию нет.

Наиболее распространенными поводами для запроса пояснений являются такие расхождения:

— в декларации по НДС не восстановлен НДС, оплата и отгрузка отражены в разных налоговых периодах,- величины доходов от реализации в декларации по налогу на прибыль и показателя выручки от реализации в декларации по НДС,- при безвозмездном получении имущества, товаров или услуг,- при безвозмездной их передаче для собственных нужд, не учитываемых при расчете налога на прибыль,- между показателями бухгалтерской и налоговой отчетности и другие.

Буйная фантазия налоговиков не ограничена. Их может заинтересовать, к примеру, обоснованность вычетов по НДС по неоплаченным сделкам. Или отражение в учете процентов по обязательствам. Будьте готовы объяснить причину отсрочки, взаимозачет, иные необычные или странноватые операции или условия договоров.

2. В случае, если ошибки есть, но они не повлияли на величину налоговой базы и сумму налога, в пояснении укажите причины искажений и правильные данные.

Это могут быть такие ошибки : неправильно указанный ИНН контрагента, код вида операции. Или поставщик отразил реализацию в более раннем периоде, чем вы отразили налоговые вычеты и тд..

Можно подать уточненку. ФНС в своем письме от 3 декабря 2018 г. № ЕД-4-15/23[email protected] рекомендует подать и уточненку, и пояснения. Но с уточненкой спешить не советую – с ее подачи срок камеральной проверки начнет течь заново. На этом этапе достаточно пояснений.

К пояснению можно приложить и подтверждающие документы, по вашему усмотрению. Но пока не стоит. Если налоговой потребуется – их затребуют отдельно.

3. Если ошибки в декларации привели к занижению налога – все внесения исправлений – только через уточненную декларацию.

Перед тем как сдать уточненку, доплатите недоимку и пени. Чтобы избежать штрафов.

Особая тема – налоговые разрывы. Если вы уверены в правомерности НДС-вычетов при обнаружении налоговых разрывов и не спешите нести уточненную декларацию — будьте готовы к углубленной проверке с пристрастием. Проверьте имеющиеся у вас сведения и документы, свяжитесь с контрагентами. Проанализируйте свои перспективы отстоять вычет и готовность к судебному разбирательству.

Стоит знать, что в случае слабого звена /паршивой овцы в цепочке – требования о налоговых разрывах приходят всем участникам цепочки. Но далеко не каждый отказывается от вычетов и несется галопом сдавать уточненку. Важно оценить степень своего риска и возможный масштаб потерь — платить налоги за поставщика 5-7-9 звена или все же сопротивляться.

Что такое камеральная налоговая проверка?

При камеральной проверке налоговики могут затребовать дополнительные документы только в строго определенных статьей 88 Налогового кодекса случаях. Любые запросы сверх этого перечня неправомерны. Поэтому прежде чем готовить документы по требованию, проверьте, обязаны ли вы его исполнять.

Могут затребовать документы, если:

  • в декларации заявлена сумма НДС к возмещению,
  • заявлены убытки либо представлена уточненка на уменьшение суммы налога,
  • применены налоговые льготы,
  • выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению,
  • в декларации обнаружены ошибки, несоответствия и противоречия из документов, имеющихся у налоговиков,
  • декларация по налогу на прибыль или НДФЛ представлена участником договора инвестиционного товарищества,
  • в уточненной декларации по истечении 2-х лет с даты представления отчетности заявлено уменьшение налога или увеличение убытка,
  • в расчете по страховым взносам применен пониженный тариф или отражены необлагаемые страховыми взносами выплаты,
  • в декларации по налогу на прибыль заявлен инвестиционный налоговый вычет,
  • по декларациям по налогам, связанным с использованием природных ресурсов: НДПИ, водному и земельному налогам.
  • отчетность, к которой не приложены обязательные для представления одновременно с декларацией документы.

Срок ответа на требование – 10 рабочих дней с даты его получения. (статья 93 Налогового кодекса).

По общему правилу срок камеральной проверки не может быть более 3 месяцев со дня представления налоговой декларации и расчета по налогам.

С 3 сентября 2018 года до двух месяцев сокращен срок камеральной проверки для деклараций по НДС. Но может быть продлен руководителем инспекции до 3-х месяцев. Причем, очень легко — если будут подозрения в нарушениях. При этом проверяемого — вас- уведомлять никто не будет. Не обязаны. Поймете сами по активности действий инспектора или сообщат партнеры-контрагенты.

Для деклараций по НДС, представленных иностранцами, оказывающими услуги в электронной форме через Интернет, срок камеральной проверки – 6 месяцев.

Встречаются случаи, когда по истечении трех месяцев и более прилетает акт камеральной проверки. И за ним следует решение о взыскании налога и привлечении к ответственности. Да, к сожалению, в последнее время сформировалась негативная практика, поддерживаемая судами, допускающая затягивание налоговиками процессуальных сроков камеральных проверок. И отменить решение по итогам проверки только на том основании, что налоговики вас проверяли дольше положенного срока, в суде не получится. Если действительно в результате проверки налоговики выявят налоговое нарушение.

Но если вы закон не нарушали и готовы отстаивать правомерность своей позиции по существу – заявляйте об отмене решения налоговиков и по причине нарушения сроков контрольных процедур. Срок установлен и его никто не отменял!

Вы вправе обжаловать действия и бездействие налоговой в вышестоящем налоговом органе и в суде. В суд заявление у вас примут только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Согласно пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса.

Может побудить налоговиков соблюдать установленные законами сроки жалоба в прокуратуру. Если жалоба будет направлена своевременно – прокурор вправе потребовать прекратить проверку. Вправе, но не обязан. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней со дня регистрации. Не стоит обольщаться. Но принципиальным – можно попробовать.

Ситуация. Если за несколько дней до истечения срока проверки инспектор просит сдать уточненку с минимальными, ничего не значащими исправлениями — не ведитесь. Вас используют. Инспектор не уложился в установленное для проверки время, а объясняться у строгого начальника о продлении срока не хочет. Подача новой уточненки включит счетчик проверки заново. А вам добавит лавину требований, головную боль и бессонные ночи.

Сокращение камеральной проверки декларации по НДС до 2-х месяцев было заявлено как широкий жест законотворцев, озабоченных непростой судьбой российского бизнеса.

Но есть большой риск, что этот аттракцион невиданной щедрости будет обесценен другими возможными новациями в Налоговый кодекс.

Аудитор счетной палаты, проведя анализ работы ФНС, стал взволнован: не хватает у налоговиков времени на проверку деклараций по НДС по механизму симметричной сверки с контрагентами АСК НДС-2. Налоговые декларации, сданные, к примеру, с 7 по 12 числа не могут быть проверены перекрестным способом.до 25 числа. Так как основная часть деклараций сдается и загружается в систему в последние дни срока, 25-го числа. Нужна поправка в статью 88 Налогового кодекса: срок камеральной проверки по НДС считать с 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Один для всех. И фактическая дата представления декларации для срока камералки будет не важна.

Еще одна озабоченность того — же чиновника: недостаточно налоговая штрафует за нарушение сроков сдачи отчетности. И сумму штрафов надо увеличивать. А то непорядок: затраты бюджета на составление и отработку одного протокола об административном правонарушении — 2 540 рублей, а максимальный штраф должностному лицу по статье 15.5 КоАП – всего 500 рублей. Бюджет несет потери.

И еще одно предложение правительству от счетной палаты – обязать бизнес направлять документы для проверок в налоговую исключительно в электронном виде по ТКС, закрепив норму в пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса. Как вам предложение? Учитывая поток запросов из налоговой? Все перешли на электронный документооборот? Или готовы принимать в штат сканеристов и сканеристочек?

Вот такие новости. Фискальная система- как лернейская гидра. На месте одной позитивной нормы вырастают три зловредных.

Внесут эти изменения в законодательство? Или нет? Будем наблюдать.

Но в пределах сроков — даже если требование получено в последний день камералки — представить обязаны.

Если принято решение о проведении доп. мероприятий — запрос налоговиков в рамках закона. Его надо исполнить. В других случаях за пределами сроков проверки – не обязаны. Письмо Минфина от 18 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-75.

КНП — это контроль деклараций на правильность расчета налогов. Как только ФНС получает налоговую отчетность, то сразу начинает проверку. КНП проводят в зависимости от частоты сдачи налоговой отчетности:

  • ежеквартально по НДС и налогу на прибыль;
  • ежегодно по налогу на имущество, 3-НДФЛ (вместо налога на прибыль для ИП на общей системе налогообложения) и по налогу для компаний и ИП на упрощенной системе налогообложения, НДФЛ и страховым взносам.

Налоговая проверяет только тот отчетный период, за который подана декларация. КНП проводится непосредственно в налоговой инспекции без участия налогоплательщика.

ФНС может проводить общую или углубленную проверку. При общей проверке сотрудники ФНС загружают в программу АИС «Налог-3» данные полученных деклараций. Программа проводит анализ: пересчитывает суммы налогов, сопоставляет показатели отчетного периода (выручку, расходы) с предыдущим. Если никаких противоречий между показателями не обнаружено и налоги рассчитаны верно, то ФНС завершает проверку.

Если в декларации будут обнаружены расхождения с данными других отчетностей или банковских выписок, то ФНС начнет более глубокую проверку. Чтобы провести детальный анализ, налоговая может:

  • затребовать дополнительные документы;
  • допросить руководителя компании и других сотрудников, а также контрагентов;
  • назначить экспертизу документов, печатей, подписей;
  • выехать к налогоплательщику по месту ведения деятельности.

Если ФНС обнаружит ошибки, то направит налогоплательщику требование представить пояснения или уточнить налоговую декларацию, т.е. пересчитать налог.

О камеральной налоговой проверке

Проверка декларации по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, – это отельная категория камеральных проверок.

Камеральная проверка по НДС к возмещению – это более глубокая, детальная и проблематичная для компании проверка по сравнению с камеральной проверкой по любому другому налогу или проверкой декларации по НДС с налогом к уплате.

Когда в декларации по НДС налог к уплате, инспекторы запрашивают меньше документов и изучают их не так тщательно и предвзято. Все просто: НДС возмещается компаниям из бюджета, и самая большая часть налоговых правонарушений и преступлений в налоговой сфере связано именно с незаконным возмещением НДС.

Как мы уже говорили выше, сложность такой камеральной проверки состоит в том, что налоговики вооружены полным комплектом контрольных мероприятий:

  • могут прийти в компанию, наведаться на ее склад и производство с осмотром;
  • могут проводить опросы и допросы свидетелей;
  • могут запрашивать документы у контрагентов организации, у которой проходит проверка (проводить встречные проверки);
  • могут проводить экспертизу почерка на счетах-фактурах и других документах;
  • могут проводить выемку документов и т.д.

Практически на любой камеральной проверке по НДС надо быть готовым к тому, что ИФНС запросит большое количество документов и потребует пояснения. Если в первичных документах и счетах-фактурах ИФНС найдет расхождения и недочеты, возмещение НДС получить не удастся.

Если инспекторы не выявили в документах недочетов, – в течение 7 дней после окончания камеральной проверки налоговики должны принять решение о возмещении НДС. Поручение на возврат направляется в казначейство, которое обязано не позднее 5-дневного срока перечислить деньги на расчетный счет компании.

Важно!

Такие беспроблемные случаи возмещения НДС на практике почти не встречаются. Особенно, если речь идет о многомиллионных суммах налога к возмещению. Специалисты нашей компании имеют богатый опыт в вопросах сопровождения камеральных проверок по возмещению НДС. Мы регулярно помогаем нашим клиентам получить возмещение НДС на десятки и сотни миллионов рублей.

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

О принятии решения по итогам камеральной проверки читайте в материале «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

О процедуре проверки уточненной декларации читайте в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Камеральная проверка — что это?

Камеральную проверку проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму.

Никакого специального решения для камеральной проверки не нужно. Она начинается уже при приеме отчетности: с проверки реквизитов фирмы, расчетов по авансовым платежам, деклараций по налогам (взносам).

Исчисление срока проведения камеральной проверки декларации или расчета и приложенных к ним под­тверждающих документов начинается со дня представления налоговикам налоговой декларации (расчета).

Компания вправе представить в инспекцию все документы как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе. Листы документов, представляемых в бумажном виде, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. Документы, составленные в электронном виде, можно подать через личный кабинет налогоплательщика. Они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Далее изучается информация в самой отчетности. Ин­спекторы проверяют:

  • «арифметику» и взаимоувязку показателей;
  • правильность применения ставок по налогам, тари­фов по взносам, льгот.

Потом проверяющие сопоставляют отчетные данные с показателями за прошлые годы, с информацией о вас из других источников и с данными по другим аналогичным фирмам. Это делается для того, чтобы выявить подозрительные фирмы – кандидатов на выездную проверку.

Продолжительность камеральной проверки – три меся­ца со дня представления налоговой декларации (расчета).

Налоговые органы при проведении камеральных проверок вправе истребовать документы при выявлении ошибок в декларации и представленных налогоплательщиком документах.

Цель камеральной проверки – убедиться в правильности заполнения налоговых форм, соответствии данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. То есть камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а потому эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении доку­ментов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщают налогоплательщику с требованием внести необходимые исправления в установленный срок.

Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные. Причем без выхода на предприятие: оно само представит в налоговый орган необходимые для проверки документы.

Такая подмена приводит в том числе к несоблюдению гарантий, установленных Налоговым кодексом для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки. В первую очередь это касается запрета проведения повторной выездной проверки.

Предоставленное налоговому органу право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы ограничено сущностью камеральной проверки.

Фирма должна представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения и документы или внести исправления в декларацию.

Обратите внимание

Инспекторы вправе требовать у организации или ИП представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Если в результате инспекторы обнаружат факт совершения налогового правонарушения («или иного нарушения законодательства о налогах и сборах»), они обязаны составить акт камеральной проверки. На это налоговикам отводится 10 рабочих дней с момента окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт подписывают проверяющие и законный представитель фирмы.

Обратите внимание

Aкт камеральной проверки в течение пяти дней с даты его подписания вручают под расписку. Если вы уклоняетесь от получения акта, контролеры сделают в нем соответствующую отметку и отправят его почтой заказным письмом. В этом случае документ будет считаться полученным на шестой день после отправки.

Если вы не согласны с выводами, содержащимися в акте камеральной проверки, можете представить в инспекцию письменные возражения по документу в целом или по его отдельным положениям. Сделать это нужно в течение одного месяца с момента получения акта. К письму можно приложить документы, подтверждающие обоснованность ваших возражений.

Через 10 рабочих дней после истечения этого срока инспекция должна принять решение. Если в ходе рассмотрения материалов проверки будут нужны дополнительные документы, руководитель инспекции может продлить срок их рассмотрения на месяц.

Если в ходе проверки будут назначены дополнительные мероприятия, то решение по материалам проверки должно быть принято не позднее 10 дней со дня их завершения (п. 1 ст. 101 НК РФ). Если у налогоплательщика имеются возражения по результатам дополнительных мероприятий, то он может в течение 10 дней со дня их окончания подать письменные возражения (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание

Даже если налогоплательщик не подал свои возражения по акту, инспекция должна пригласить фирму на рассмотрение материалов проверки. Это даст ей возможность, если потребуется, устно представить свои возражения на выводы проверяющих (п. 2 ст. 101 НК РФ). Если же представителей организации на заседание не пригласили, это может стать основанием для отмены решения.

Плательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка, может ознакомиться с решением по проверке и материалами налогового контроля. Такие документы разрешается осмотреть, снять с них копии или сделать выписки (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Решение о привлечении налогоплательщика к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения должно содержать обстоятельства совершенного налогового правонарушения, каким образом они были установлены в ходе налоговой проверки, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие изложенное в решении, а также обстоятельства, отягчающие ответственность налогоплательщика.

В решении должны быть указаны статьи Налогового кодекса, предусматривающие меры ответственности за совершенные налоговые правонарушения, и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения об уплате санкций, недоимки по налогу, пеней, начисленных на дату вынесения решения за несвоевременную уплату налога.

Решение должно быть вручено в течение пяти дней со дня вынесения. Оно вступит в силу не сразу, а когда истечет один месяц со дня его вручения организации.

Это время можно использовать для того, чтобы обжаловать решение инспекции в вышестоящем налоговом органе (п. 9 ст. 101 НК РФ). Управление рассмотрит жалобу в течение месяца со дня получения. Оно может отменить решение инспекции или утвердить его пол­ностью или частично. Решение инспекции по налоговой проверке вступит в силу только после вынесения «вышестоящего» вердикта.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2020

Решение о принудительном взыскании инспекция долж­на предъявить фирме в течение шести дней после того, как его вынесет (п. 3 ст. 46 НК РФ). На основании этого документа инспекция направит в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, инкассовое поручение на списание нужной суммы. А банк должен исполнить это поручение в течение одного операционного дня.

Банк может списывать нужную сумму по мере прихода средств на счет налогоплательщика, если это не нарушает очередность платежей, установленную гражданским законодательством (п. 6 ст. 46 НК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за непредставление декларации, как правило, выносится не раньше чем через 6 дней после истечения установленного срока представления декларации.

Налогоплательщик, не представивший отчетность, приглашается в налоговый орган для выяснения причины непредставления налоговой отчетности. Кроме того, налоговый орган приостанавливает операции по банковским счетам налогоплательщика.

Решение о приостановлении операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган принимается в течение десяти рабочих дней по истечении установленного срока сдачи соответствующей формы отчетности.

  • 1. Общее понятие
  • 2. Цели и сроки камеральной проверки
  • 3. Этапы проведения
  • 4. Что такое камеральная проверка декларации 3-НДФЛ
  • 5. Результаты аудита

Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.

Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.

Камеральные проверки. XXI век начинается

Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:

  1. Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
  2. Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.

В рамках углубленного анализа сотрудник ФНС может направить уведомление о выявленных нарушениях, потребовать пояснение или запросить уточненную налоговую декларацию.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:

  • полноту и правильность заполнения документов;
  • корректность применения налоговых ставок и льгот;
  • соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
  • обоснованность применения вычетов.

При проведении камеральной проверки инспекторы ФНС могут запросить у физического лица дополнительные данные. При обнаружении противоречий и ошибок в отчете у гражданина потребуют предоставить пояснения или исправить декларацию 3-НДФЛ в течение 5 рабочих дней. В таком случае отсчет нового срока камеральной проверки начнется с момента выполнения физлицом требований налоговой инспекции.

Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомлении. При выявлении нарушения в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления. Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.

Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому при подаче документов следует тщательно их составлять, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты.

Как правило, банковские учреждения предлагают оформить кредит на разных условиях: по упрощенной схеме расчета, с минимальным количеством документов, по низкой процентной ставке. Прежде чем согласиться на то или иное предложение, стоит оценить собственное материальное положение. Хватит ли дохода для погашения ежемесячных платежей по кредиту? Чтобы получить ответ на данный вопрос, советуют воспользоваться онлайн-калькуляторами или посчита…

Налоговая проверка: что делать до, во время и после нее

Камеральная проверка уже давно рассматривается налоговиками значительно шире, чем просто контроль правильного расчета суммы налога с дальнейшим занесением данных в базу, чтобы проконтролировать срок его уплаты. Вот список операций, которые совершаются при любой «камералке»:

  1. проверка сопоставимости показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  2. взаимоувязка показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  3. проверка достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

У крупнейших налогоплательщиков дополнительно проводится:

  1. анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки;
  2. сравнительный анализ показателей выручки, рентабельности, налоговой нагрузки анализируемого налогоплательщика со средними показателями по виду экономической деятельности и показателями по однородным налогоплательщикам, выявление высоких налоговых рисков;
  3. анализ причин снижения налоговой нагрузки;
  4. выявление «проблемных» контрагентов;
  5. мониторинг налоговой базы налогоплательщика в сравнении с предыдущими периодами;
  6. анализ сделок, повлиявших на снижение налоговой базы.

бухгалтериясоветы предпринимателям

Большинство предпринимателей испытывают стресс от фразы «налоговая проверка». Проверка означает огромное количество дополнительной работы по подготовке и предоставлению документов. Сумма доначислений, пени и штрафов в актах ежегодно увеличивается. ФНС все чаще пытается привлечь к субсидиарной ответственности руководителей и бенефициаров.

Рассказываем о том, почему в компанию может прийти налоговая, откуда инспекторы берут информацию. А также как вести бизнес, чтобы снизить риск назначения проверки, и как защитить свои права, если проверку назначили.

Из этой статьи вы узнаете:

  1. Почему в компанию может прийти налоговая проверка
  2. Откуда инспекторы берут информацию для проверки
  3. Виды налоговых проверок
  4. Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
  5. Что нужно запомнить о налоговых проверках

Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.

Программа АСК «НДС-2». Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС».

Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит. Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация.

Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.

Онлайн-кассы. Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. д.

Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого. После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы.

Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.

Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания.

АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас. С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.

Например, получая деньги от сдачи квартиры или часть зарплаты в конверте, человек регулярно кладет их на кредитную карту. Рано или поздно это может вызвать вопросы.

Цель налогового контроля — проверить все ли налоги начислены и уплачены. Проверки — основные инструменты, с помощью которых изучают деятельность компании или предпринимателя. Инспекторы обращают особое внимание на выбор контрагентов, ведение учета и отчетности, экономические характеристики хозяйственных операций, своевременность и полноту перечисления налогов и сборов.

Налоговое законодательство делит все проверки на выездные и камеральные.

Камеральная проверка простыми словами

Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.

Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:

  • объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
  • указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
  • подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
  • усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
  • указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.

После изучения ваших письменных возражений представителя компании пригласят на итоговое рассмотрение материалов проверки и утверждение акта. Это возможность еще раз обсудить с налоговиками правонарушения, которые вменяют компании.

На такой встрече всегда присутствует руководитель инспекции или его заместитель. Ваша задача убедить его, что инспекторы допускают ошибку и вы намерены оспаривать их выводы в судебном порядке.

В случаях, когда ваши доводы услышаны, после рассмотрения материалов могут быть назначены дополнительные мероприятия налогового контроля (ДМНК). Это означает, что налоговики готовы рассмотреть вашу позицию и еще раз изучить спорные моменты. Часто после ДМНК в большинстве случаев часть налоговых претензий снимается и размер доначислений и штрафов уменьшается.

Например, в акте проверки указали, что руководитель компании-контрагента является «массовым руководителем», вменили несоблюдение правил должной осмотрительности (из-за работы с недобросовестными партнерами, которые нарушают налоговое законодательство) и сняли вычеты НДС, уплаченный по сделкам с этой компанией. После получения списка фирм и его подробного изучения выяснилось, что из 12 фирм, в которых директор контрагента был руководителем, девять закрылись еще до 2009 года, а три успешно работают, имеют сайты, активы и реальную деятельность. Налоговики подошли формально и не разобрались в деталях. После подачи возражений претензии ФНС в этой части были сняты в акте ДМНК.

Все дополнительные мероприятия тоже завершаются актом. В течение 15 дней на него можно подать письменные возражения. В дальнейшем свое несогласие с выводами проверки можно оспорить только в арбитражном суде.

  1. Налогоплательщик подает налоговую декларацию

  2. Данные отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС

  3. Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – свои для каждого налога

  4. Показатели текущего периода анализируются и сопоставляются с аналогичными показателями прошлого периода

  5. Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.

  6. Если после всех действий налоговики не выявили ошибок, противоречий или каких-либо нарушений, то у инспекции нет оснований проводить глубокую камеральную проверку. На этом «камералка» успешно заканчивается.

  7. Если в декларации выявлены противоречия, ошибки, нарушения – налогоплательщику высылаются требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.

  1. Противоречия и ошибки в декларациях
    Если выявлена техническая (счетная) ошибка либо явные несоответствия финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию)

  2. Возмещение НДС
    В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.

  3. Подача уточненной декларации
    Если подается «уточненка», в которой увеличена сумма убытка либо уменьшен налог к уплате, – налоговики вправе требовать «первичку», счета-фактуры, регистры налогового учета

  4. Льготы в декларациях
    Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу

  5. Декларация по прибыли с убытком
    В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

Определение КНП и порядок ее проведения изложены в ст. 88 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи КНП проводится по месту нахождения налогового органа на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов);

  • документов, представленных налогоплательщиком[1];

  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

По общему правилу налоговый орган не вправе проводить КНП без декларации на основе иных документов. Если нет декларации, то должны быть использованы иные формы налогового контроля (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 2662/07 по делу № А19-5641/06-10).

Однако из этого правила есть исключение: в случае, если в налоговый орган в установленный срок не представлена декларация (расчет) налогоплательщиком – контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с гл. 3.4 НК РФ, налоговый орган вправе провести КНП на основе имеющихся у него документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока представления такой декларации (расчета).

В силу п. 2 ст. 88 НК РФ «камералка» по налогу на прибыль проводится налоговыми инспекторами без какого-либо специального решения[2] руководителя налогового органа.

КНП по налогу на прибыль осуществляется за тот отчетный (налоговый) период, который указан в декларации.

Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1). Отчетными периодами по налогу – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, – месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2).

В соответствии с п. 2, 10 ст. 88 НК РФ «камералка» по налогу на прибыль проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком (или налоговым агентом) налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено данным пунктом.

Согласно ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (п. 2). Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 5).

Отметим, что в случае представления декларации по почте день ее отправки и день получения инспекцией не совпадают. В этом случае срок нужно считать со дня получения декларации ИФНС (см. письма Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955, ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 2.2)).

Предположим, ИФНС получила декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2019 года 25.10.2019. Три месяца истекают 25.01.2020. Так как это суббота, срок окончания проверки – 27.01.2020.

Итак, срок проведения КНП – три месяца. Этот срок не может быть продлен или приостановлен.

При этом, если до окончания КНП налогоплательщиком представлена уточненная декларация (расчет), КНП ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая КНП на основе «уточненки». Прекращение КНП означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной КНП, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Обратите внимание

По мнению Минфина, нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам налоговой проверки (Письмо от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400).

Эти случаи перечислены в п. 3 ст. 88 НК РФ.

В ходе КНП в отношении декларации по налогу на прибыль могут быть выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Кроме того, в течение пяти дней следует представить:

  • при проведении КНП на основе уточненной проверка декларации по налогу на прибыль, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией, – пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации;

  • при проведении КНП декларации по налогу на прибыль, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, – пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Обратите внимание

Абзацем 4 п. 3 ст. 88 НК РФ установлено, что налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении КНП такой декларации дают пояснения в электронной форме по ТКС (при представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными).

Исходя из разъяснений Минфина (Письмо от 22.07.2019 № 03-02-08/54231), поскольку НК РФ не ограничивает налогоплательщиков в выборе способа представления пояснений к налоговым декларациям по иным налогам (в том числе налоговая проверка по налогу на прибыль), такие пояснения могут быть представлены налоговым органам как на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Пунктом 4 ст. 88 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, представляющий в налоговый орган вышеупомянутые пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если:

  • иное не предусмотрено указанной статьей;

  • представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено НК РФ.

Рассмотрим, в каких случаях ст. 88 НК РФ предусматривает право налоговиков на истребование дополнительных сведений.

Во-первых, согласно п. 8.2 этой статьи при проведении КНП декларации налоговая проверка по налогу на прибыль участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе:

  • истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества;

  • использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

Во-вторых, в силу п. 8.3 ст. 88 НК РФ истребовать документы ИФНС вправе при проведении КНП на основе «уточненки», представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации (расчета) по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой:

  • уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ;

  • увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

В данном случае речь идет об истребовании:

  • первичных и иных документов, подтверждающих изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета);

  • аналитических регистров налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

В-третьих, согласно п. 8.8 ст. 88 НК РФ при проведении КНП декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет (ИНВ), предусмотренный ст. 286.1 НК РФ, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения ИНВ, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета.

Кроме того, как было отмечено выше, при проведении КНП налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Перефразируя это положение, получаем, что если НК РФ пре-
дусматривает представление тех или иных документов вместе с налоговой декларацией (расчетом), а налогоплательщик «забыл» их, то ИФНС имеет право потребовать представить такие документы.

Например, согласно п. 7, 8 ст. 262 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по установленному Правительством РФ перечню, вправе учитывать указанные расходы для целей налогообложения с применением коэффициента 1,5. При использовании этого права налогоплательщик представляет в налоговый орган отчет о выполненных разработках одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором они завершены.

В формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются различными элементами налогообложения. К примеру, налоговая ставка в силу ст. 17 НК РФ считается обязательным элементом налогообложения, ее определение необходимо для признания того или иного налога установленным. При этом налогоплательщику не предоставлено право отказаться от предусмотренной налоговой ставки (в том числе от пониженной налоговой ставки) либо изменить ее размер.

В свою очередь, налоговая льгота, в отличие от обязательных элементов налогообложения, является самостоятельным элементом налогообложения. Она может предусматриваться в налоговых правилах лишь в необходимых случаях (п. 2 ст. 17 НК РФ). Налоговая льгота, по сути, считается необязательным элементом налогообложения. К такому выводу пришел КС РФ в определениях от 05.07.2001 № 162-О, от 07.02.2002 № 37-О.

При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются налоговым законодательством необязательным элементом – налоговой льготой. Иными словами, определение пониженной ставки по тому или иному налогу не следует отождествлять с установлением налоговой льготы (см. Письмо Минфина России от 21.10.2013 № 03-11-11/43791).

С учетом изложенного финансовое ведомство считает, что налоговики не вправе в рамках камеральной проверки истребовать документы о праве применения дифференцированных (пониженных) налоговых ставок, установленных налоговым законодательством (см. письма от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009, от 03.09.2015 № 03-05-05-01/50668).

Иными словами, положения п. 6 ст. 88 НК РФ не применяются, когда речь идет о подтверждении права на применение пониженных ставок по налогу на прибыль.

Однако, как отмечалось выше, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщиков документы, представление которых вместе с налоговой декларацией (расчетом) предусмотрено НК РФ.

Напомним, что гл. 25 НК РФ в ряде случаев установлено представление документов, подтверждающих право на применение пониженных ставок по налогу на прибыль.

Так, согласно п. 6 ст. 284.5 НК РФ организации, осуществляющие социальное обслуживание граждан и применяющие налоговую ставку 0 %, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они использовали эту ставку, в сроки, установленные для подачи декларации по налогу на прибыль (не позднее 28 марта), представляют в налоговый орган по месту своего нахождения: выписку из реестра поставщиков социальных услуг; сведения о доле доходов организации от осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в общей сумме доходов; сведения о численности работников в штате организации.

В указанный срок организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность и применяющие налоговую ставку 0 % в соответствии со ст. 284.1 НК РФ, обязаны подавать сведения, перечисленные в п. 6 указанной статьи.

Пункт 8 ст. 289 НК РФ предусматривает, что декларация по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков (КГН) по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по КГН только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.

Ответственный участник КГН обязан представлять декларации по налогу на прибыль по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 для декларации по налогу на прибыль.

Согласно п. 11 ст. 88 НК РФ камеральная проверка по налогу на прибыль по КГН проводится в порядке, установленном этой статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении проверки по КГН налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с декларацией по налогу на прибыль по КГН в соответствии с гл. 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по КГН налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *