Концепция системы планирования выездных налоговых проверок 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С целью осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах органы ФНС наделены правом проводить выездные налоговые проверки (ВНП).

Принятие решения о проведении в отношении определенного лица выездной налоговой проверки не происходит спонтанно и исключительно по желанию проверяющего инспектора. Такое решение обусловлено наличием определенных факторов и обстоятельств, понимание которых позволит вам с высокой степенью вероятности понимать — ждать ли в скором времени проверки или нет.

Поможет в проведении самопроверки и упомянутый Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], поскольку Приложение 2 содержит критерии для самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. О том, как использовать эти критерии, мы писали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС».

Так или иначе ФНС проверяет всех налогоплательщиков. И самым первым фильтром является определение круга лиц, в отношении которых будет проводиться ППА.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки осуществляется фискальными органами на основе:

  • Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», где определено 12 критериев, которые негативно характеризуют налогоплательщика;
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из вышестоящего органа ФНС (УФНС России по субъекту);
  • информации в отношении конкретного налогоплательщика, полученной из иных отделов инспекции (например, из отдела камеральных налоговых проверок).

Принятие решения о проведении в отношении плательщика налогов ППА не формализовано, происходит в рабочем порядке и о нем сам плательщик не информируется.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение генерального директора ООО, сообщает следующее.

Рассмотрение вопроса о целесообразности проведения выездной налоговой проверки осуществляется налоговым органом на основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, целью которого является выявление налоговых рисков, определенных Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок,, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected]

По информации Управления ФНС России по г. Москве решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО принято налоговым органом в связи с наличием установленных рисков совершения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Отдельно следует отметить, что ООО до назначения выездной налоговой проверки было уведомлено налоговым органом о выявленных в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности рисках, совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, в связи с чем налогоплательщик был приглашен в налоговый орган для самостоятельного уточнения налоговых обязательств. Однако представитель ООО в назначенное время в налоговый орган не явился, уточнения налоговых обязательств не последовало.

Учитывая, что выездная налоговая проверка в отношении ООО в настоящее время не завершена, ФНС России не вправе давать оценку доводам о соответствии законодательству о налогах и сборах способа исполнения другими хозяйствующими субъектами, относящимися к фитнес-клубу с брендом, налоговых обязательств в связи с тем, что налоговые органы не вправе разглашать информацию, ставшую известной по результатам налогового контроля, на основании норм статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Относительно довода о необходимости приостановки проведения мероприятий налогового контроля по отраслевой принадлежности в фитнес-индустрии в отношении налогоплательщиков, пострадавших во время эпидемии, сообщается, что введение моратория и иных временных мер, направленных на изменение установленного действующим законодательством порядка деятельности налоговых органов, не входит в компетенцию ФНС России.

В свою очередь, основания для приостановления выездной налоговой проверки установлены пунктом 6 статьи 89 Кодекса и не предусматривают приостановки проведения выездной налоговой проверки по просьбе и по требованию проверяемого лица, а также переноса даты начала проведения выездной налоговой проверки.

Истребование у налогоплательщика и его контрагентов документов и информации, проведение допросов свидетелей, а также иные мероприятия налогового контроля осуществляются налоговым органом при реализации прав и обязанностей, установленных действующим законодательством. При этом само по себе проведение таких мероприятий не является налоговой проверкой и не подразумевает применения к налогоплательщику мер ответственности и ограничительных мер, предусмотренных действующим законодательством, а также не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С. Сатин

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Концепция планирования выездных налоговых проверок

В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.

Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.

Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:

  • имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;

  • есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;

  • в пределах трёх лет до рассмотрения вопроса, налогоплательщику направляли требования о даче пояснений, и он на них никак не отреагировал, в том числе не уточнил сумму налогов к уплате и не отказался от применения схемы по уклонению от уплаты налогов.

Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.

Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.

Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периода (См. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979), чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи — невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

  1. Например, то, что план ВНП по крупнейшим налогоплательщикам утверждается один раз в полугодие. А вот по обычным налогоплательщикам — один раз в квартал. Соответственно, среднестатистический налогоплательщик «играет в рулетку с налоговой» 4 раза в год.

  2. В ходе утверждения плана ВНП Управления ФНС в регионах, посредством отправки уведомлений в другие регионы, могут инициировать проверки филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщиков, а также его контрагентов. При этом, в случае отказа Управления ФНС соответствующего региона в проведении проверки, инициатор процесса может пожаловаться в ФНС России, дабы пролоббировать решение о проведении проверки на самом верхнем уровне.

Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.

Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.

Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.

  1. Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.

  2. На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.

  3. Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/[email protected]. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Опубликованы данные для оценки вероятности налоговой проверки в 2021 году

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/[email protected] Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

\n\n

Налоговый кодекс не содержит четкого определения термина «выездная налоговая проверка». Но из положений статей 82, 88 и 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие налогового контроля, которое характеризуется двумя основными признаками. Во-первых, во время такой проверки изучается правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (в то время как в рамках «камералки» исследуются только данные конкретной декларации). Во-вторых, в ходе ВНП инспекторы могут присутствовать на территории налогоплательщика.

\n\n

\n\n

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

\n\n

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

Планирование выездных проверок: как попасть в топ самых проверяемых

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

Использование в хозяйственной деятельности фирм-«однодневок» является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды. Концептуально суть схемы сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства. Можно выделить два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок»:

1.1. Использование фирм-«однодневок» для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность фирмы-«однодневки», как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму косвенных налогов). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. То есть соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм косвенных налогов.

1.2. Использование фирм-«однодневок» с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения. Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Производитель (импортер) реализует продукцию по цене, близкой к себестоимости, лицу, не исполняющему свои налоговые обязательства. Далее фирма-«однодневка» реализует тот же товар с существенной наценкой лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям. В рассматриваемой ситуации основная налоговая нагрузка приходится на фирму-«однодневку», в то время как производитель и конечный продавец имеют минимальную налоговую нагрузку.

В описанном случае получателем необоснованной налоговой выгоды может выступать, в зависимости от фактически сложившихся экономических условий, как производитель, так и конечный продавец.

Вниманию агентств недвижимости и инвесторов, страховых компаний.

Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды оказывает негативный эффект как на объемы бюджетных поступлений, так и имеет ряд других социально негативных последствий. Сложившаяся практика реализации недвижимого имущества и используемые схемы перехода права собственности направлены, с одной стороны, на получение необоснованной налоговой выгоды, с другой, — на ущемление прав потребителей — физических лиц, покупателей недвижимого имущества.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Группа — совокупность лиц, осуществляющих деятельность на рынке недвижимости, в состав которой входит агентство недвижимости, а также взаимозависимые организации, ряд которых является фирмами-«однодневками»;

Агентство недвижимости — одно из основных производственных подразделений группы, может выступать как инвестор, эмитент ценных бумаг, используемых для расчетов при приобретении недвижимости;

Зависимые организации — лица, формально являющиеся инвесторами строительства или эмитентами векселей, как правило не исполняющие свои налоговые обязательства.

Одна из самых распространенных схем реализации недвижимости выглядит следующим образом: лица, желающие приобрести квартиру, обращаются в агентство недвижимости, заключают договор инвестирования на строительство жилья. Расчеты по договору осуществляются векселями, приобретенными у зависимых от агентства недвижимости организаций, или заключаются договоры инвестирования с зависимыми по отношению к агентству недвижимости обществами, а оплата осуществляется векселями агентства недвижимости. Вексельные расчеты, в данном случае, не обусловлены разумным экономическим смыслом, покупатели квартир, обращаясь в агентство недвижимости, изначально не имеют намерений приобретать какие-либо ценные бумаги, их приобретение связано исключительно с расчетами за квартиры и навязано агентством недвижимости. То обстоятельство, что налоговые обязательства взаимозависимых по отношению к агентству недвижимости лиц исполняются не в полном объеме (чаще всего эти организации являются фирмами-«однодневками»), позволяет группе в целом незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.

Использование приведенной схемы резко повышает риск неполучения имущества.

Приведенная выше схема получения налоговой выгоды при операциях с недвижимостью не является единственной, с которой связаны повышенные налоговые риски. Весьма распространена схема с обязательным страхованием инвестиционных рисков. В данном случае стоимость квартиры делится на две части, первая — стоимость инвестиционного взноса, вторая — сумма страховой премии. Лицо, желающее приобрести квартиру, принуждается застраховать инвестиционные риски. При этом страхуется риск третьих лиц — риск агентства недвижимости. Наступление страхового случая в такой ситуации изначально невозможно. Инвестиционная составляющая в договорах на приобретение квартир, как правило, близка к себестоимости квартиры, а экономически необоснованная страховая премия не включается в базу по налогу на прибыль агентства недвижимости, то есть агентство недвижимости занижает стоимость квартир для целей налогообложения на сумму страховой премии. Организации, осуществляющие страхование, имеют ряд признаков недобросовестности, что в системной взаимосвязи с порядком реализации квартир позволяет сделать вывод о том, что деятельность страховой организации ведется в интересах агентства недвижимости. Для потребителей негативный эффект от применения подобной схемы проявляется при расторжении инвестиционного договора, в этом случае возмещение суммы страховой премии практически невозможно.

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды с привлечением недобросовестных страховых организаций активно используется не только при реализации недвижимого имущества (аренда, лизинг).

Вниманию организаций, применяющих льготу по подпункту 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Налогоплательщик — организация, численность инвалидов в которой составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

Фирма-аутсорсер — организация, предоставляющая квалифицированный персонал.

Организация, формально соответствующая требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, как организация, в состав которой входят инвалиды, занимается производством продукции силами персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга. Находящиеся в штате сотрудники не в состоянии (по причине состояния здоровья и (или) квалификации) обеспечить производство реализуемой продукции. При этом льгота по НДС применяется в отношении всего объема производимой налогоплательщиком продукции.

Налогоплательщик искусственно создает условия для применения вышеуказанной льготы по продукции, произведенной с привлечением персонала третьих лиц, так как привлеченный персонал не учитывается при определении средней численности работников предприятия и фонда оплаты труда.

Таким образом, налогоплательщик злоупотребляет правом на применение льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вниманию налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами-«однодневками», однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Принципал — российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует Агент;

Агент — лицо, формально действующее в интересах Принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;

Покупатель — лицо, приобретающее товары, работы, услуги Принципала.

Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.

Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала. Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.

Вниманию профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих реализацию ценных бумаг.

Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-«однодневок» распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

налогоплательщик — российская организация;

владельцы ценных бумаг (как правило, не являются резидентами Российской Федерации).

Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в таких случаях осуществляет компания, как правило, зарегистрированная в оффшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.

Выпущенные ценные бумаги реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. То есть, размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.

В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. В свою очередь российская организация реализует полученные ценные бумаги фирмам-«однодневкам» с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.

В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка.

(дополнение 2015 года)

Вниманию кредитных организаций, а также лиц, осуществляющих приобретение драгоценных металлов.

Рассматриваемая схема имеет два варианта реализации:

Первый вариант.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Банк — кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами, выполняющая функции агента при реализации драгоценных металлов;

Принципал — организация, обладающая признаками фирмы-«однодневки», собственник драгоценного металла, передающая его на реализацию в Банк;

Покупатель — лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов.

Суть схемы заключается в следующем: между Покупателем и Банком заключается договор купли-продажи драгоценных металлов, при этом реализация металла осуществляется с НДС.

Впоследствии денежные средства, полученные в счет оплаты драгоценного металла, перечисляются Банком Принципалу, который в свою очередь направляет часть полученной суммы на приобретение драгоценного металла по договорам ОМС без уплаты НДС, сумма неуплаченного НДС выводится за рубеж или обналичивания.

Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

(в ред. Приказов ФНС РФ
от 14.10.2008 N ММ-3-2/[email protected],
от 22.09.2010 N ММВ-7-2/[email protected],
от 08.04.2011 N ММВ-7-2/[email protected],
от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])

В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, приказываю:

  1. Утвердить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
  2. Утвердить Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Критерии), согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
  3. Утвердить значения Критерия 1 согласно приложению N 3 к настоящему Приказу.
  4. Утвердить значения Критерия 11 согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.
  5. Утвердить рекомендуемую форму Пояснительной записки к уточненной(ым) налоговой(ым) декларации(ям), представленной(ым) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, согласно приложению N 5 к настоящему Приказу.
  6. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Аналитического управления ежегодно до 5 мая определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Критериев NN 1 и 11 и размещать на официальном Интернет-сайте ФНС России
  7. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления совместно с начальниками (исполняющими обязанности начальников) Управления налогообложения, Правового управления и Управления досудебного аудита по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и складывающейся арбитражной практики проводить регулярный анализ выявляемых способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, применяемых налогоплательщиками
  8. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Управления информатизации разместить настоящий Приказ и приложения к нему на официальном Интернет-сайте ФНС России в разделе “Налоговый контроль”, подраздел “Налоговые проверки”.
  9. Начальнику (исполняющему обязанности начальника) Контрольного управления обеспечивать обновление информации о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском на официальном Интернет-сайте ФНС России.
  10. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий Приказ до нижестоящих налоговых органов и организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с положениями настоящего Приказа и приложениями к нему.
  11. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего деятельность Контрольного управления.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.П.МОКРЕЦОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Приказу ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Проводимое государством все последние годы облегчение налогового бремени путем снижения налоговых ставок, отмены отдельных налогов и снятия неоправданных ограничений создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.
Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Позитивное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В целях эффективного решения всех этих задач подготовлена настоящая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе “зон риска” совершения налоговых правонарушений.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Настоящая Концепция разработана в целях:

1) создания единой системы планирования выездных налоговых проверок;
2) повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков;
3) обеспечения роста доходов государства за счет увеличения числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства;
4) сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в “теневом” секторе экономики;
5) информирования налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных налоговых проверок.

Мораторий на проверки 2021 года. Как ведет себя налоговая?

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.
Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.
В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (“цепочки контрагентов”) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
(в ред. Приказа ФНС РФ от 10.05.2012 N ММВ-7-2/[email protected])
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (“миграция” между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.
Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.
Предлагаемая система планирования позволит:
1) для налогоплательщиков – максимально уменьшить вероятность того, что выездная налоговая проверка в текущем году затронет законопослушного налогоплательщика, полностью исполнившего свои обязательства перед бюджетом;
2) для налоговых органов – выявить наиболее вероятные “зоны риска” (нарушения законодательства о налогах и сборах), своевременно отреагировать на возможное совершение налоговых правонарушений и определить необходимые мероприятия налогового контроля.
Принципы, заложенные в настоящей Концепции, позволят реализовать:
1. Формирование единого подхода к планированию выездных налоговых проверок.
2. Стимулирование налогоплательщиков в части соблюдения законодательства о налогах и сборах.
3. Повышение налоговой грамотности и дисциплины налогоплательщиков.


Приложение N 2
к Приказу ФНС России
от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Одной из причин включения в перечень организаций для проведения выездных проверок является уровень налоговой нагрузке ниже среднего показателя, который установлен для определенной отрасли субъектов хозяйствования.

Для расчета текущего уровня налоговой нагрузки применяется формула:

Налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот организаций (по данным Росстата) × 100%

Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]

Слухи о скором появлении неких оперативных проверок налоговых органов появились еще в 2019 году, но что под этим подразумевалось, оставалось только догадываться. И вот получен ответ на «загадку» — это проверки применения ККТ, только в новом обличии и с расширенными возможностями. Предлагается отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и административные штрафы за «кассовые» нарушения (ст. 14.5 КоАП РФ) и перенести их в Налоговый кодекс (Законопроекты «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники» — ID проекта 02/04/07-20/00106012, «О внесении изменений в КоАП РФ» -ID проекта 02/04/07-20/00106036).

Отметим важные изменения для бизнеса:

  • увеличат размеры штрафных санкций за неприменение ККТ и расширят основания для их применения. Например, расчет без ККТ будет грозить организации штрафом — в размере 100% суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 руб. (сейчас штраф может быть от 3/4 до 1 размера суммы расчета без применения ККТ), а за непредставление организацией всех положенных фискальных данных в налоговые органы введут штраф — 200 000 руб.
  • вводятся новые способы наказаний для компаний, неправильно применяющих ККТ. Например, блокировка автоматических устройств для расчетов, банковских счетов, сайтов, программных продуктов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, приостановление деятельности. Блокировку интернет-ресурсов будут производить с привлечением Роскомнадзора;
  • увеличится срок давности по нарушениям — вместо 1 года будет 3;
  • появятся новые термины. Например, «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации — ККТ или информационного ресурса на сайте ФНС (кабинет ККТ);
  • бланки строгой отчетности (БСО) исчезнут из делового оборота;
  • оперативные налоговые проверки, заменяющие привычные проверки ККТ, будут с более широкими полномочиями инспекторов. Инспекторы смогут привлекать сотрудников ФСБ. Длительность оперативной проверки увеличится до 20 рабочих дней, с возможностью ее продления до 40 рабочих дней, а акт проверки будет составляться только в электронном виде;
  • право на контрольные закупки инспекторами закрепят на законодательном уровне. Проводить их можно будет и при дистанционной торговле (услугах);
  • будет проводиться постоянный мониторинг — сбор, обобщение, систематизация информации о конкретном лице (например, данные о применении ККТ, поступающие в инспекцию, жалобы и данные любых открытых источников). О том, что проводился мониторинг, компания сможет узнать, получив через кабинет ККТ предписание об устранении нарушений.

Следует констатировать, что ФНС активно расширяет полномочия и возможности для тотального онлайн-контроля за деятельностью налогоплательщиков, в том числе за всеми расчетами и выручкой компаний и ИП. При таком подходе и темпах вполне реально в самые короткие сроки исполнение намерения Минфина о собираемости налогов не менее 99% (Проект Плана деятельности Министерства финансов РФ на 2020-2025 годы).

Как видим, налоговый контроль ежегодно усиливается, а значит, руководителям важно всерьез задуматься о налоговом порядке в своих компаниях и принять необходимые меры по снижению налоговых рисков.

Оптимальным решением для исключения рисков налогового контроля и налоговых доначислений является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет. Также налоговые юристы компании «Правовест Аудит» -при необходимости готовы представлять интересы в налоговых органах и судах, сопровождать и защищать ваши права при проведении допросов, выемке документов и осмотре территорий.

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций. Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома. Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

Налоговые проверки в 2021 году — список организаций

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
  • общедоступная информация из интернета;
  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
  • ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи — невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

  1. Например, то, что план ВНП по крупнейшим налогоплательщикам утверждается один раз в полугодие. А вот по обычным налогоплательщикам — один раз в квартал. Соответственно, среднестатистический налогоплательщик «играет в рулетку с налоговой» 4 раза в год.
  2. В ходе утверждения плана ВНП Управления ФНС в регионах, посредством отправки уведомлений в другие регионы, могут инициировать проверки филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщиков, а также его контрагентов. При этом, в случае отказа Управления ФНС соответствующего региона в проведении проверки, инициатор процесса может пожаловаться в ФНС России, дабы пролоббировать решение о проведении проверки на самом верхнем уровне.

Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.

Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.

Написать комментарий


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *