Виды ответственности судей в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды ответственности судей в РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. статья 1070 Гражданского кодекса РФ

Применяя эту норму, суды полагают, что при отсутствии вступившего в законную силу приговора в отношении судьи иски к государству о возмещении вреда не подлежат удовлетворению.

Административная ответственность судей в 2020 году

Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Вернуться к опубликованному 14.02.2020 года на портале закон.ру очень интересному и содержательному интервью Александра Верещагина с Артемом Карапетовым и Юлием Таем относительно формального и фактического статуса правовых позиций Верховного Суда РФ, их прецедентного или квазипрецедентного значения в контексте единообразия судебной практики, меня подстегнуло высказанное спустя два месяца в юридической прессе предложение о введении дисциплинарной ответственности судьи за нарушение такого единообразия, весьма вероятно в качестве альтернативного варианта тщетных надежд на процессуальную революцию.

В апрельской статье «Дисциплинарная ответственность судьи за нарушение единства судебной практики»[1] аналитик Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН, эксперт НИИ Корпоративного и проектного управления С.И. Луценко предлагает закрепить механизм дисциплинарной ответственности судьи за нарушение единства судебной практики.

Свое предложение С.И. Луценко основывает на следующем тезисе:

«В основу любого судебного акта должно быть положено требование единообразия правоприменительной практики – в противном случае девальвируется сущность такого института, как суд. Суды обязаны мотивировать свои решения с применением устоявшейся судебной практики, отражающей принцип, связанный с надлежащим отправлением правосудия».

Безотносительно споров о том, является ли судебная практика «в форме выражаемых высшими судебными инстанциями правовых позиций в качестве источника российского права»[2] или нет, необходимо признать, что до настоящего времени норма, которая бы прямо закрепляла обязательность разъяснений Верховного Суда для судов нижестоящих инстанций, отсутствует.

Так, обязательность разъяснений судебной практики Верховного Суда РФ закреплена только самим Верховным Судом, но не законодателем, который последовательно и аккуратно избегает темы общеобязательности разъяснений судебной практики, а тем более придания им силы нормативно-правового акта, хотя некоторые юристы признают, что все предпосылки для этого сложились.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» указано, что «суду также следует (лишь) учитывать постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле».

Действительно, на судей возложена обязанность систематически изучать правоприменительную практику, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека (статья 5 Кодекс судейской этики» (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012) (ред. от 08.12.2016).

Добросовестное исполнение этой обязанности само по себе не порождает неизбежность ссылок суда в итоговом акте по делу на результаты обобщения судебной практики, доводимые в различных формах до нижестоящих судов Верховным Судом РФ.

Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 179-ФЗ

Случаи конечно же бывают, но редко, и в большинстве случаяев решается все оперативно, т.е. суд сам это исправляет и это считается нормальным. Опытный адвокат знает, что должно быть и это исправляется. Например, суд не выдает исполнительный лист, мы написали мотивированное обращение к Председателю Санкт-Петербургского городского суда Епифановой В.Н., исполнительный лист забрали быстро, в течении недели, другой после обращения.

  • Судья изменила резолютивную часть своего решения после ее оглашения, подробнее.

Давайте подумаем! Мы Всероссийкий проект, через нас проходит большое кол-во судебных документов, мы помогаем каждому родителю, ребенку, в ряде дел учавствуем “от А до Я”, так же наша юридическая консультация оказывает юридические услуги гражданам и организациям в рамках других споров, не связанных с детьми. В основном все наши юристы большее время проводят в суде, а не в стенах офиса. Кроме того, наши сотрудники стремяться стать судьями, например Федоров Иван Олегович.

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции – с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

1. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. (в ред. Федерального закона от 21.06.95 N 91-ФЗ)

5. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.

6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

1. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.06.95 N 91-ФЗ)

Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются федеральным конституционным законом.

2. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Судья принял незаконное решение. Его кто-то накажет?

1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами. (в ред. Федерального закона от25.12.2008 N 274-ФЗ)

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;

3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 02.06.2009 N 100-ФЗ, от 08.12.2020 N 426-ФЗ)

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

3. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации указанное представление не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанного лица — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после дня получения представления Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

6. Председатели, заместители председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района. (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда. (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда. (в ред. Федерального закона от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Не допускается внепроцессуальное обращение к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 166-ФЗ)

Под внепроцессуальным обращением понимается поступившее судье по делу, находящемуся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, обращение в письменной или устной форме не являющихся участниками судебного разбирательства государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица или гражданина в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо обращение в не предусмотренной процессуальным законодательством форме участников судебного разбирательства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 166-ФЗ)

Информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье по делам, находящимся в его производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 166-ФЗ)

Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о внепроцессуальных обращениях устанавливается Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

1. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее — должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее — оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Установить размеры должностных окладов судей Конституционного Суда Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Установить размер должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации в размере 98 процентов должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Установить размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации согласно приложению 7 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 приостановлено с 10.01.2021 до 01.01.2022 (Федеральный закон от 30.12.2020 N 485-ФЗ).

Установить размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей: (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

девятый квалификационный класс — 30 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

восьмой квалификационный класс — 40 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

седьмой квалификационный класс — 50 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

шестой квалификационный класс — 60 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

пятый квалификационный класс — 75 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

четвертый квалификационный класс — 90 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

третий квалификационный класс — 105 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

По смыслу ст. 12.1 Закона о статусе судей допущенное судьей при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности виновное нарушение (в форме действия и (или) бездействия) положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 , повлекшее за собой умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, является дисциплинарным проступком.

Основным законом, направленным на урегулирование отношений с участием судьи, является Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей), положения которого много раз менялись, однако и сегодня нельзя сказать, что он логически выверен и удобен для восприятия. В нем немало недостатков.

Остановимся на некоторых из них и дадим им соответствующую правовую оценку.

За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

  1. замечания;
  2. предупреждения;
  3. досрочного прекращения полномочий судьи.

Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений настоящего Закона и (или) Кодекса судейской этики, в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса, свидетельствует о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлено вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (п. 5 ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 №19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» выявлен конституционно-правовой смысл ст. 12.1 Закона о статусе судей, который во взаимосвязи с иными применимыми законоположениями не предполагает привлечение судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил при этом грубых нарушений при применении норм материального и процессуального права, делающих невозможным продолжение осуществления им судейских полномочий.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. При этом такое решение не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка (п. 6 ст. 12.1 Закона о статусе судей).

Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей основанием для прекращения полномочий судьи является не только совершение судьей дисциплинарного проступка, за который на него наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, но также нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.

Как указано в п. 3.1.7 Методических рекомендаций по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (утв. решением Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 26.01.2017), вышеназванные нормы имеют императивный характер. В связи с этим производство по вопросу о прекращении полномочий судьи по указанным основаниям обладает своими особенностями, которые заключаются в том, что, установив факт наличия указанных обстоятельств, квалификационная коллегия судей не переходит к выбору вида дисциплинарного взыскания, а принимает решение о досрочном прекращении полномочий судьи путем тайного голосования.

Исчерпывающий перечень мер пресечения в порядке усиления их строгости приведен в ст. 98 УПК РФ. Каких-либо специфических мер пресечения, применяемых к судьям (как, например, к военнослужащим или несовершеннолетним), закон не содержит. Поскольку меры пресечения избираются после возбуждения уголовного дела, а сам момент его возбуждения в отношении судьи (привлечения судьи в качестве обвиняемого) является в силу п. 7 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации») моментом снятия судейской неприкосновенности, то, по идее, избираться в отношении судей они должны в общем порядке, без каких-либо особенностей. Действительно, ни Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ни Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ) не содержат исключений из общих правил применения мер пресечения в отношении судей, за исключением одной — заключения под стражу.

Закон предусматривает исключения из процедуры избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении судей, но не содержит каких-либо особенностей относительно оснований ее избрания. Представляется, что установление ограничений на избрание в отношении судей самой строгой меры пресечения объясняется тем, что заключение под стражу наряду с задержанием влечет «самые серьезные ограничения прав личности на свободу и личную неприкосновенность в уголовном процессе». Настолько серьезные, что специфика регулирования заключения под стражу судей даже среди всех прочих гарантий судейской неприкосновенности выделяется своей исключительной усложненностью.

Усложненность эта заключается в следующем:

  • внесение ходатайства об избрании в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу единственным в РФ уполномоченным должностным лицом — Председателем Следственного комитета РФ (п. 6 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • коллегиальное принятие решения об избрании в отношении судьи меры пресечения в виде заключения под стражу (судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ либо трех судей областного и соответствующего ему суда) (п. 6 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
  • необходимость повторного обращения Председателя Следственного комитета РФ в Конституционный Суд РФ или соответствующую ККС с представлением о даче согласия на исполнение судебного решения о заключении судьи под стражу (п. 6 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ч. 2 ст. 450 УПК РФ).

С лета 2019 года внесены правки в ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ дача согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей районного (городского) звена и мировых судей передается из компетенции региональных ККС в Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Аналогичный порядок будет действовать при привлечении данных судей в качестве обвиняемых по другим уголовным делам.

  • Кроме того, расширяются полномочия Высшей квалифколлегии при рассмотрении жалоб на решения региональных ККС о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. ВККС предоставляется право изменять вид дисциплинарного взыскания, наложенного на судью, если оно несоразмерно тяжести совершенного проступка. Предполагается, что это позволит выносить более справедливые решения в отношении служителей Фемиды в зависимости от конкретных обстоятельств.

Также следует учитывать, что исходя из смысла ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» необходимость соблюдения всех указанных выше условий сохраняется и в отношении судей в отставке. Не зависит это обстоятельство и от характера совершенного преступления (должностного ли, связанного с исполнением обязанностей по отправлению правосудия, или общеуголовного).

ВС РФ рассмотрел дело судьи, ругавшегося матом с адвокатом в прослушках ФСБ

Юристы сталкиваются с тем, что в процессе ведут себя недобросовестно не только оппоненты, но и судьи. В статье собрали четыре нарушения с их стороны и рассказали, как им противостоять.

Нарушает нормы права: обжалуйте судебный акт

Если судья, по мнению участника процесса, нарушил нормы права, в том числе процессуальные, и это привело к принятию неверного судебного акта, необходимо обжаловать сам судебный акт. Жалоба не приведет к положительному эффекту, так как ее вернут в связи с тем, что заявитель выражает несогласие с актом.

Конституционный суд указывал: если суд вынес акт с нарушением норм права, это может повлечь лишь его пересмотр в предусмотренном законом порядке. Верховный суд аналогично пояснял, что судью нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности за принятие незаконного или необоснованного акта в результате судебной ошибки из-за того, что он неверно оценил доказательства по делу или неправильно применил нормы права.

Такой подход справедлив не только для акта, принятого по существу спора, но и для актов, которые носят процессуальный характер. Даже если определение не обжаловать отдельно, АПК и ГПК предусматривают защиту прав лиц, которые участвуют в деле. В частности, можно заявить возражения при обжаловании акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Если сомневаетесь в беспристрастности, подайте заявление об отводе. Например, основанием для отвода могут быть родственные связи с лицами, которые участвуют в деле, в том числе в качестве третьих лиц, или то обстоятельство, что судья в прошлом работал на участника процесса.

Удовлетворяют заявления об отводе редко. Как правило, такие заявления признают необоснованными, так как при явных основаниях судьи обязаны заявить самоотвод, что чаще всего и происходит. На практике встречаются даже случаи самоотвода всего суда, хотя закон такую конструкцию не предусматривает.

Если судья откладывает судебное разбирательство несколько раз подряд — это не основание для жалобы. Последствия в виде дисциплинарной ответственности для него могут наступить, только если он грубо или систематически нарушает нормы права или судебную этику. Если он нарушает разумные сроки судопроизводства, подавайте заявление об ускорении рассмотрения дела на имя председателя суда. Это наиболее эффективный способ ускорить разбирательство.

Дисциплинарная ответственность судей РФ

Как закон «о статусе судей» характеризует самого судью? Согласно его первой статье, судьями являются лица, имеющие полномочия осуществлять правосудие на условиях получения специального удостоверения профессионала. Судьи являются независимыми, подчиняются они только Конституции и прочим нормативным актам. Требования или распоряжения, поступаемые от судей, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, государственными организациями, общественными объединениями и т. д.

Закон устанавливает единство статуса судей. При этом существует и определенное квалификационное разделение, зависящее от занимаемой должности. Например, мировому судье должно быть не менее 30 лет, а судье Конституционного суда — не менее 40 лет, вкупе с пятнадцатилетним стажем работы юристом.

Судьей может стать только российский гражданин, у которого имеется высшее юридическое образование с квалификацией «магистр». У кандидата в судьи не должно быть судимости и иностранного гражданства.

Устанавливаются к судьям и следующие возрастные ограничения:

  • работник Конституционного Суда — возраст более 40 лет; стаж работы не должен составлять менее 15 лет;
  • судье Верховного Суда должно быть не менее 35 лет, а его рабочий стаж не может составлять менее 10 лет;
  • судье регионального суда общей юрисдикции должно быть не менее 35 лет, рабочий стаж здесь не менее 7 лет;
  • работник арбитражного суда должен быть старше 25 лет.

В общий стаж работы может быть включена работа преподавателем юридических дисциплин, адвоката, нотариуса, государственного служащего на отдельных должностях.

Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество — все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

Кем принимается решение о производстве уголовного дела в отношении судебного работника? В Федеральном законе установлена следующая классификация:

  • работники Конституционного Суда привлекаются к ответственности председателем российского Следственного комитета, но с согласия самого суда;
  • в отношении работников судебных инстанций общей юрисдикции, в том числе и Верховного Суда, дело возбуждается председателем Следственного Комитета с согласия квалификационной высшей коллегии судей;
  • в отношении судебных работников любой другой инстанции — с совместного решения председателя Следственного комитета и квалификационной судебной коллегии соответствующего региона.

Статус судей в Российской Федерации. Часть 2

Отставку судьи от занимаемой должности регулирует статья 15 ФЗ «О статусе судей». Отставка судьи проявляется в виде почетного ухода с поста, как правило, по собственному желанию. Судье гарантируется личная неприкосновенность и почетная принадлежность к судейскому сообществу.

Ермошин Г.Т., профессор Российской академии правосудия.

Анализируются последние изменения законодательства о статусе судей в части дисциплинарной ответственности судей. Показано, как этот институт развивался в постсоветской России. Даются предложения по его дальнейшему совершенствованию.

Ключевые слова: судья, дисциплинарный проступок судьи, основания дисциплинарной ответственности судей, механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

2 июля 2013 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», которым вносятся изменения в правовое регулирование института ответственности судей.

Институт ответственности судей является неотъемлемой составляющей судейской карьеры.

Вопрос об ответственности судей, пожалуй, один из самых сложных в статусе судей, т.к. ответственностью «уравновешивается» независимость судей. Судья не может и не должен находиться в правовом и социальном вакууме, в изоляции от общества, он должен осознавать, что в отношении его могут быть задействованы процедуры, позволяющие контролировать, насколько эффективно и качественно он осуществляет свои судейские функции, и в случае необходимости наложены взыскания вплоть до прекращения полномочий судьи .

Модернизация статуса судьи: современные международные подходы / Отв. ред. Т.Н. Нешатаева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 204.

Вопрос о введении дисциплинарной ответственности всегда был предметом дискуссий как в судейской среде, так и в широких кругах юридической и околоюридической общественности. В исследованиях таких ученых, как В.К. Аулов, Д.В. Вершинина, Д.В. Володина, Н.А. Гущина, С.Л. Дегтярев, Д.В. Карпов, М.И. Клеандров, А.А. Кондрашев, Ю.А. Курохтин, А.С. Мамыкин, Р.Г. Мельниченко, Т.И. Отческая, Н.А. Петухов, И.В. Рехтина, М.О. Сапунова, Ю.Н. Туганов, С.В. Федоров, А.П. Фоков, и др. выявлены недостатки нормативного закрепления определения дисциплинарного проступка судьи и видов дисциплинарных взысканий, разработаны предложения по их устранению, в частности необходимость устранения двойного регулирования судейских этических обязательств в Кодексе судейской этики и Законе «О статусе судей в Российской Федерации».

Что же при всей положительности внесенных в 2013 году изменений в институт дисциплинарной ответственности внушает опасения.

  1. Самым существенным недостатком является сохранение положения, по которому судью можно привлечь к дисциплинарной ответственности как за дисциплинарный проступок, совершенный при осуществлении правосудия, так и за проступок, совершенный на работе, но не связанный с осуществлением правосудия, и, наконец, за проступок — действие (бездействие) во внеслужебной деятельности, в результате которого не были нарушены положения Закона о статусе судей, но нарушены положения Кодекса судейской этики.

Кодекс судейской этики не только не является правовым актом, но и не содержит вообще никаких мер общественного корпоративного воздействия на членов судейского сообщества.

Наличие в составе квалификационных коллегий представителей юридической общественности, представителя Президента РФ, предоставление им государственно-властных полномочий по участию в формировании судейского корпуса и по применению дисциплинарных санкций к лицу, замещающему государственную должность судьи, дали основания ученым относить его к государственно-публичным органам.

В силу этого странным выглядит желание законодателя взять на себя обязанность следить за соблюдением корпоративных норм, вместо того, чтобы сподвигнуть само судейское сообщество заняться этим делом.

Отсутствие в законе конкретных признаков дисциплинарного проступка дает возможность «при необходимости» привлечь судью к дисциплинарной ответственности за любое нарушение .

Ломтев С.П., Петухов Н.А., Мамыкин А.С. Механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности // Российское правосудие. 2012.

  1. Цель института дисциплинарной ответственности судей — обеспечение под угрозой наказания такого поведения судьи как носителя судебной власти, которое никоим образом не могло бы ущемить прямо или косвенно право гражданина на судебную защиту, объективное и непредвзятое рассмотрение его дела, а также авторитет судебной власти.
  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

    Основой судебной власти является судья. Судья является носителем судебной власти, лично и непосредственно осуществляя правосудие от имени государства Российской Федерации (или субъекта Российской Федерации).

    Судейский корпус российской судебной системы включает судей федеральных судов и судей судов субъектов РФ.

    Штатную численность судейского корпуса Российской Федерации законодатель определяет на каждый год в законе о федеральном бюджете (кроме численности судей Конституционного Суда РФ).

    Справка: штатная численность судейского корпуса РФ на 1 января 2017 г. составляла:

    • Судьи Конституционного Суда РФ — 19 (ст. 4 ФКЗ ««О Конституционном Суде Российской Федерации»).
    • Судьи Верховного Суда РФ — 170 (п. 1 ст. 3 ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).
    • Судьи судов общей юрисдикции (без мировых судей) — 25 549.
    • Судьи военных судов — 877.
    • Мировые судьи — 7552 тыс. (ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»).
    • Судьи системы арбитражных судов РФ — 4 319.

    Требования к гражданину, претендующему на должность судьи соответствующего суда 1 Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет Судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет

    Схема 14. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи (ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в РФ»)

    Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

    1. имеющий высшее юридическое образование
    2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям
    3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства
    4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным
    5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств
    6. не имеющий иных заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи

    Судьей кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет

    Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет

    Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе (схема 14). Об открытии вакансии на должность судьи председатель суда сообщает в соответствующую квалификационную коллегию судей1.

    Квалификационная коллегия судей после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

    Гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи и сдавший квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

    Претендент на судейскую должность помимо заявления в квалификационную коллегию судей должен представить и другие документы по установленному перечню. В перечень входят, в частности, характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по форме, установленной приложениями к Закону о статусе судей.

    Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных претендентом документов и сведений. При этом она вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие компетентные органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через 2 месяца со дня поступления указанного требования.

    Приостановление полномочий судьи — временное отстранение судьи от исполнения судейских полномочий.

    Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

    Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим — его семье заработной платы или уменьшение ее размера, а также не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных Законом о статусе судей.

    Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

    Законодательство о статусе судей различает два понятия, связанные с прекращением деятельности судьи по осуществлению правосудия, — прекращение полномочий судьи (ст. 14 Закон РФ «О статусе судей в РФ») и отставка судьи (ст. 15 Закон РФ «О статусе судей в РФ»).

    Таблица 7. Основания прекращения полномочий судьи и отставки судьи (ст. 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации)
    Основания прекращений полномочий
    • письменное заявление судьи об отставке;
    • неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
    • письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
    • достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
    • прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
    • занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
    • избрание судьи Президентом Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления;
    • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
    • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
    • смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
    • отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.
    Основания отставки
    • письменное заявление судьи об отставке (пп. 1 п. 1 ст. 14);
    • неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи (пп. 2 п. 1 ст. 14);
    • истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком (пп. 4 п. 1 ст. 14);
    • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным (пп. 9 п. 1 ст. 14);
    • отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда (пп. 11 п. 1 ст. 14).

    Одной из форм народовластия является участие граждан в отправлении правосудия. Законодательство предусматривает привлечение граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1 ФКЗ «О судебной системе в РФ»).

    Конкретные формы участия заседателя в осуществлении правосудия и гарантии независимости заседателя в рамках его полномочий в судебном процессе изучаются в соответствующих курсах арбитражного и уголовного процесса.

    Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации (ст. 1 ФЗ о присяжных заседателях).

    Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также — арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (ст. 1 ФЗ об арбитражных заседателях).

    Статус присяжных и арбитражных заседателей регулируется целым рядом федеральных законов, в том числе: Арбитражным процессуальным кодексом РФ; Уголовно-процессуальным кодексом РФ; ФКЗ «О судебной системе в РФ»; Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральным законом от 30 мая 2001 г. № 70- ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»; Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (табл. 8).

    Присяжные заседатели → участвуют в осуществлении правосудия в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее — суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

    Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

    Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

    В верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде по ходатайству обвиняемого при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 30 УПК РФ, участвует коллегия из 8 присяжных заседателей, в районном суде, гарнизонном военном суде — коллегия из 6 присяжных заседателей (ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ).

    Присяжный заседатель — гражданин, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванный в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела (табл. 8).

    Таблица 8. Требования к гражданину — кандидату в присяжные заседатели
    Граждане, которые могут быть присяжными заседателями Граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении уголовного дела.
    Граждане, которые не могут быть присяжными заседателями
    • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
    • в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Порядок привлечения граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей установлен ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

    Юридическая ответственность судей в Российской Федерации

    Закон «о статусе судей», в частности, третья его статья, гласит о необходимости исполнять определенные требования, без которых была бы невозможна судейская профессиональная деятельность. Так, каждый судья обязан чтить и соблюдать основной закон государства, федеральные и федеральные конституционные законы. Региональные судьи должны соблюдать устав или конституцию того субъекта, где они работают. В противном случае вероятным станет привлечение к ответственности судей, не исполнявших нормы закона.

    Процесс привлечения судей к ответственности уголовного типа был несколько изменен в 2010 году путем внесения изменений в статью 16 ФЗ «О статусе судей». Статья 16 гласит о неприкосновенности всех судей. Что включается в понятие неприкосновенности? Личность, служебные помещения, служебные транспортные средства, багаж, документы, переписка и различное казенное имущество – все это обладает согласно закону статусом неприкосновенности.

    Отдельно стоит рассказать про процесс прекращения судейских полномочий. В каких случаях он возбуждается? Вот что гласит закон:

    • прекращение российского гражданства или приобретение гражданства иностранного;
    • заявление о прекращении полномочий самого судьи;
    • неспособность трудиться на своем посту по состоянию здоровья;
    • достижение пенсионного возраста;
    • нарушение судьей или членами его семьи определенных запретов, закрепляемых в законе (например, о невозможности открывать вклады за пределами страны).

    Все эти моменты свидетельствуют о скором прекращении служебных полномочий того или иного судебного работника.

    • Порядок заполнения СЗВ-СТАЖ: пошаговая инструкция
    • Как правильно вести складской учет товаров?
    • Финансирование под уступку денежного требования: виды, договор
    • Что такое односторонний договор? Определение
    • Заполнение отчета о финансовых результатах: пошаговая инструкция
    • Долевая ответственность: понятие и виды. Гражданско-правовая ответственность
    • Можно ли продать ООО с долгами?

    По смыслу ст. 12.1 Закона о статусе судей допущенное судьей при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности виновное нарушение (в форме действия и (или) бездействия) положений Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 , повлекшее за собой умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, является дисциплинарным проступком.

    Дисциплинарная ответственность судей

    Основным законом, направленным на урегулирование отношений с участием судьи, является Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей), положения которого много раз менялись, однако и сегодня нельзя сказать, что он логически выверен и удобен для восприятия. В нем немало недостатков.

    Остановимся на некоторых из них и дадим им соответствующую правовую оценку.

    За совершение дисциплинарного проступка на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

    1. замечания;
    2. предупреждения;
    3. досрочного прекращения полномочий судьи.

    Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений настоящего Закона и (или) Кодекса судейской этики, в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия, если такое нарушение повлекло искажение принципов судопроизводства, грубое нарушение прав участников процесса, свидетельствует о невозможности продолжения осуществления судьей своих полномочий и установлено вступившим в законную силу судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок (п. 5 ст. 12.1 Закона о статусе судей).

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 №19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» выявлен конституционно-правовой смысл ст. 12.1 Закона о статусе судей, который во взаимосвязи с иными применимыми законоположениями не предполагает привлечение судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий за судебную ошибку, если судья действовал в рамках судейского усмотрения и не допустил при этом грубых нарушений при применении норм материального и процессуального права, делающих невозможным продолжение осуществления им судейских полномочий.

    Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. При этом такое решение не может быть принято по истечении шести месяцев со дня выявления дисциплинарного проступка, за исключением периода временной нетрудоспособности судьи, нахождения его в отпуске и времени проведения служебной проверки, и по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка (п. 6 ст. 12.1 Закона о статусе судей).

    Кроме того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей основанием для прекращения полномочий судьи является не только совершение судьей дисциплинарного проступка, за который на него наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, но также нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи.

    Как указано в п. 3.1.7 Методических рекомендаций по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (утв. решением Высшей квалификационной коллегией судей РФ от 26.01.2017), вышеназванные нормы имеют императивный характер. В связи с этим производство по вопросу о прекращении полномочий судьи по указанным основаниям обладает своими особенностями, которые заключаются в том, что, установив факт наличия указанных обстоятельств, квалификационная коллегия судей не переходит к выбору вида дисциплинарного взыскания, а принимает решение о досрочном прекращении полномочий судьи путем тайного голосования.

    Процедура проводится в 4 этапа:

    1. Обнаружение и фиксация проступка.
    2. Получение письменных объяснений от сотрудника либо документирование отказа.
    3. Оценка объективных обстоятельств проступка учет тяжести деяния.
    4. Составление и издание приказа.

    Работодатель обязан получить от сотрудника объяснение, составленное в письменной форме перед применением рассматриваемого вида взыскания (см. ст. 193 ТК РФ). Если последний откажется предоставлять объяснительную, то работодатель должен зафиксировать подобное решение актом.

    Рассмотрим подробно каждую стадию процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

    Форма объяснения законодательно не установлена, но рекомендуется получить разъяснения в письменном виде. Для этого работодатель должен направить сотруднику требование в виде запроса на предоставление объяснений. Документ лучше составлять в двух экземплярах: один — для работника, второй (с отметкой о вручении) — для работодателя.

    Если сотрудник отсутствует на рабочем месте, то нужно направить заказное письмо с требованием по адресу фактического проживания, а также — по месту регистрации ответчика по индивидуальному трудовому спору.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *