Понятие и виды государственного пенсионного обеспечения в отношении военнослужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды государственного пенсионного обеспечения в отношении военнослужащих». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

Пенсии военнослужащим: особенности назначения и ее виды

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. (в ред. Федеральных законов от 28.11.95 N 186-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). (в ред. Федерального закона от 21.06.2010 N 122-ФЗ)

Взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (часть 1) и 39 (части 1 и 2), в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 16-П)

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца). (в ред. Федеральных законов от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 08.05.2008 N 64-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ)

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца). (в ред. Федеральных законов от 28.11.95 N 186-ФЗ, от 01.06.99 N 110-ФЗ, от 06.12.2000 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ)

Выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 28.11.95 N 186-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях». (в ред. Федеральных законов от 03.12.2007 N 319-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом «О страховых пенсиях». (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

б) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации: за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

В случае повторного определения на военную службу или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Тема данной курсовой работы — «Пенсии военнослужащим за выслугу лет», которая является основной в системе пенсионного обеспечения. Одним из основных принципов развития военной организации государства, который учитывается военной доктриной Российской Федерации, является реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защиты, соответствующего социального статуса и уровня жизни.
В Российской Федерации, как и в любом другом правовом государстве, военнослужащие имеют особый статус. Это связано с тем, что в интересах эффективного обеспечения военной безопасности государства некоторые права военнослужащих могут быть ограничены, что дает им право на фиксированную компенсацию и особый статус. Что касается практической реализации статуса военнослужащего, то в данном случае она напрямую связана с решением их социальных и правовых проблем, в том числе вопросов пенсионного обеспечения по достижении определенного возраста. Все это определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью курсового исследования является определение порядка назначения пенсий военнослужащим в Российской Федерации.
По состоянию на 1 декабря 2007 года законодательство о государственной пенсионной системе было вновь реформировано. В частности, реформа затронула порядок и условия назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.
Целью данного семинарского занятия является рассмотрение правового регулирования назначения пенсии за выслугу лет в настоящее время.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотрение организационно-правовых основ системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России.
2) Раскрытие порядка назначения и выплаты пенсий военнослужащим в России.
3) Определение основных проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России и путей их решения.
Объектом исследования является пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации.
Объект исследования — порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим в Российской Федерации.
При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых актов, анализ литературы, обобщение и синтез собранной информации.
При написании данной курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации, а также учебная и популярная литература по данной теме. Полный список использованных источников приводится в конце статьи.

Основным нормативным документом, устанавливающим основы военно-социальной политики, является Федеральный закон (далее — Закон) от 03 июля 2016 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно статье 3 Закона, он устанавливает единую систему правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения военнослужащих с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих и членов их семей является задачей государства, которое закрепляет права, компенсации и социальные гарантии и другие меры их социальной защиты в законах и иных нормативных правовых актах, а также правовой механизм их реализации.
Период военной службы на контрактной основе засчитывается в общий период трудовой деятельности граждан и включается в период государственной службы государственных служащих и в период работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Период прохождения военной службы, в том числе в отношении офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, засчитывается как один день военной службы за два дня работы.
Время нахождения военнослужащих на должностях с повышенной опасностью для здоровья и жизни граждан засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие списки, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе в отдаленных районах или за пределами территории Российской Федерации. Как и на воинских должностях, связанных с повышенным риском для жизни и здоровья гражданина, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Условия, нормы и порядок назначения пенсий, установленные указанным законом, распространяются на следующие категории военнослужащих:
1) лица, прошедшие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации в качестве офицеров, сержантов и мичманов, солдат, матросов, сержантов и офицеров по контракту внутренних и железнодорожных войск, федеральные агентства связи и информации, войска гражданской обороны, органы федеральной службы безопасности и пограничные войска, службы внешней разведки и другие воинские формирования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) офицеры, кандидаты в офицеры и прапорщики, проходившие службу в вооруженных силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках и других воинских формированиях бывшего Советского Союза.
3) проживающие на территории Российской Федерации лица, проходившие службу в качестве офицеров, мичманов, штаб-офицеров и рядовых срочной службы или по контракту в качестве солдат, сержантов, матросов и сержантов в вооруженных силах, органах безопасности и других воинских формированиях других государств — участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российская Федерация или бывший Союз Независимых Государств состоит в отношениях принадлежности.

Под пенсией в связи с юбилеем понимается пенсия, назначаемая на основании соответствующих многолетних и особых заслуг, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. В случае назначения пенсии по старости лицам, застрахованным в течение многих лет, этот стаж часто называют «стаж работы», «выслуга лет» и т.д. , «стаж» и т.д. Таким образом, пенсия по выслуге лет — это всегда «выслуга лет», как и пенсия по старости, но без возрастного ценза. Иногда ее также называют пенсией за выслугу лет, которая устанавливается при наличии специального звания (выслуги лет) и достижении гражданином определенного возраста. В то же время в некоторых случаях пенсией по старости называют пенсию, для обоснования которой необходим длительный, специальный профессиональный стаж. Можно сделать вывод, что законодатель не всегда придерживается четкого разграничения между этими двумя видами пенсий.
Долгосрочные пенсии вводятся не для всех работающих, а только для определенных категорий граждан. Они были введены в разное время, некоторые даже задолго до пенсионной реформы 1956 г. Пенсии для работников образования, летчиков, медицинского персонала, военнослужащих были введены на рубеже 1930-х годов, до того, как пенсии по старости были введены для всех наемных работников. Такие пенсии сохранились в российском пенсионном законодательстве, и в последнее время сфера их применения значительно расширилась. Основная причина — желание властей компенсировать очевидное ухудшение общей пенсионной системы в последние годы и создать привилегированные пенсионные схемы для определенных категорий работников.
Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит обоснования введения юбилейных пенсий. В предыдущей Конституции его тоже не было. Теоретически введение трудовых пенсий объясняется в основном спецификой определенных видов деятельности, сервиса. После длительного периода напряженной и ответственной работы не всегда возможно и целесообразно продолжать ее по разным причинам, таким как некоторые нормальные возрастные изменения, эмоциональные и психологические перегрузки, накопленные за многие годы, и т.д. Цель юбилейных пенсий — избавить этих людей от необходимости продолжать работу на прежнем месте, чтобы в определенной степени компенсировать потерю заработка в связи с переходом на другую, обычно менее оплачиваемую, работу или полным прекращением трудовой деятельности. Пенсии за выслугу лет характерны для военнослужащих аэрокосмической отрасли, сотрудников различных правоохранительных органов и некоторых работников транспорта (машинистов локомотивов, а также судоводителей).
В Российской Федерации для некоторых категорий работников (например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, работников гражданской авиации и т.д.) основным видом пенсии является пенсия за выслугу лет, а не пенсия по старости. Размеры пенсий за выслугу лет выше, чем пенсий по старости. Для других граждан получение пенсии за выслугу лет не исключает дальнейшего перехода на более высокую пенсию по старости (педагоги, артисты, работники здравоохранения и т.д.).
Как правило, пенсия за выслугу лет назначается за весь период работы. Поэтому, если нет полного установленного законом стажа, пенсия по выслуге лет не назначается. Однако из этого правила есть исключения.
Продолжительность специального стажа (выслуги лет), дающего право на пенсию за выслугу лет, в некоторых случаях различна для женщин и мужчин, а в некоторых случаях одинакова.

ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

  • Условия и порядок назначения пенсий военнослужащим

    Условия назначения военной пенсии за выслугу лет. Право военных пенсионеров на трудовую пенсию в дополнение к военной. Изменение денежного довольствия. Примеры расчета военной пенсии за выслугу лет. Реальный жизненный уровень военнослужащих в России.

    курсовая работа [46,9 K], добавлен 17.01.2014

  • Пенсия по случаю потери кормильца

    Порядок и условия назначения государственных пособий. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию членам семей погибших военнослужащих (военных пенсионеров). Пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.

    курсовая работа [52,7 K], добавлен 20.03.2014

  • Пенсии военнослужащим за выслугу лет

    Основные виды военных пенсий и их особенности. Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Условия, нормы и порядок назначения пенсии по инвалидности. Размер пенсии за выслугу лет и условия ее назначения.

    курсовая работа [49,4 K], добавлен 09.12.2016

  • Порядок назначения трудовой пенсии по инвалидности.

    Порядок назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет пенсий и установление группы инвалидности. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Усыновленные дети и их право на пенсию по случаю потери кормильца.

    контрольная работа [17,0 K], добавлен 02.05.2012

  • Страховые пенсии по случаю потери кормильца

    Правовые основы установления страховых пенсий по случаю потери кормильца. Проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца (на примере членов семей военнослужащих, сотрудников полиции, судей и некоторых других категорий лиц).

    дипломная работа [80,6 K], добавлен 23.06.2016

  • Пенсионное обеспечение военнослужащих и особенности назначения им пенсий

    Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионного обеспечения в социальной политике государства в отношении военнослужащих. Виды пенсий военнослужащим, порядок их назначения, исчисления и выплаты в Российской Федерации.

    дипломная работа [89,3 K], добавлен 05.11.2014

  • Пенсионное обеспечение военнослужащих в России

    Правовой статус военнослужащих. Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России. Виды пенсий, порядок их назначения и выплаты. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения.

    курсовая работа [54,2 K], добавлен 14.10.2010

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВИДЫ ПЕНСИЙ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ Шахбанова Ю.А.

Шахбанова Юлия Алибековна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского права и процесса, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, г. Москва

Аннотация: в представленной статье проведён анализ особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих. Рассмотрены условия, порядок назначения, виды пенсий для военнослужащих в России.

Ключевые слова: пенсия за выслугу лет, военнослужащий, пенсионное обеспечение, воинское звание, стаж, льготное исчисление.

Пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих. Выбирая военную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверены, что после увольнения их ждет обеспеченная старость. По сути, достойное пенсионное обеспечение — один из моментов привлекательности военной службы, который влияет на комплектование кадрового состава, где предусмотрена такая служба. В силу же особой значимости этих структур в жизни общества можно утверждать, что от них зависит военная, а значит, и национальная безопасность страны и общества в целом. Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих зависит, в конечном счете, и решение вопросов обеспечения безопасности страны и общественной жизни [7, с. 32].

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие — это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках национальной гвардии Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы [2].

Военнослужащие имеют право на следующие пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную законом выслугу на военной службе;

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных законом.

В случае гибели или смерти военнослужащих их семьи при наличии условий, установленных законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов пенсий.

В соответствии со статьей 5 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей« правом на пенсию за выслугу лет обладают лица, имеющие определенный срок выслуги на соответствующей службе, в частности:

— на военной службе в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военной службе по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, органах пограничной службы РФ и ФСБ РФ, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ, других воинских формированиях РФ (или бывшего СССР);

— на службе в органах внутренних дел РФ (бывшего СССР), Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ.

По инвалидности военный пенсионер получает денежное довольствие в случае присвоения группы в период службы в ВС и трехмесячного периода после выхода в запас. Для каждой группы закреплен определенный процент ДД:

  • I и II (присвоенные, вследствие ранения и травмы) – 85%, III – 50%;
  • I и II (полученные по болезни) – 75%, III – 40%.

Правилами пенсионного обеспечения предусмотрены выплаты членам семей военнослужащих в случае смерти кормильца по старости, гибели во время участи в боевых действиях. Денежное довольствие вдовам выплачивается при следующих условиях:

Субсидия военнослужащим на жилье

  • наличия детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста и отсутствия постоянного места трудовой деятельности;
  • подтвержденной группы инвалидности.

Расчет ведется на основе суммы минимальной пенсии военнослужащего (оклады по званию и должности + надбавка за выслугу). Исчисления положенного вдове процента составляет:

  • 40% – смерть по старости или болезни после увольнения в запас;
  • 50% – гибель в период несения службы.

При бракоразводном процессе военная пенсия учитывается, как источник дохода, облагаемый алиментными выплатами жене и несовершенным детям.

В 2021 году индексация суммы ежемесячного обеспечения военных, которые ушли на заслуженный отдых, не производилась. В 2021 г. связи с масштабной пенсионной реформой для гражданского населения некоторые изменения коснутся и военных пенсионеров.

Повышение минимального срока военной выслуги планируется проводить последовательно на протяжении пяти лет. И также будет увеличен размер пенсионных выплат. На данный момент известно о переносе даты повышения пенсионного довольствия с февраля (планируемого ранее) на октябрь 2021 года.

В принятый Государственной думой и подписанный Президентом РФ Федеральный бюджет 2020–2021 заложены средства для индексации пенсионного обеспечения военнослужащих. Первоначально запланированное повышение на 4,3% по инициативе Президента увеличено до 6,3%.

Пенсионные изменения коснуться понижающего коэффициента. Он будет увеличен с 72,23% до 73,68%. Такая мера покрывает двухпроцентную разницу между планированным и фактическим повышением пенсий. Согласно законопроекту, изменение понижающего коэффициента следует ожидать с октября месяца 2021 года.

Динамика понижающего коэффициента за последние шесть лет

2013–2015 2016–2017 2018
7,5% 4% 0%

Полная отмена понижающего коэффициента в ближайшем будущем проектом закона о пенсиях военнослужащим не предусматривается. «Президентская надбавка» военным пенсионерам, введенная в 2015 году, не пересматривалась. В случае когда военнообязанный запаса или отставной военный получают страховую пенсию и пенсию МО РФ, прибавка начисляется только к одному виду денежного довольствия.

В соответствии с пенсионным законодательством, из «Президентской доплаты» не взымаются налоговые выплаты. Региональные власти не могут оказывать влияния на размер дотации, поскольку выплата осуществляется из государственного бюджета.

Перечисление и получение пенсии производится через Сбербанк России на открытый пенсионеру счет, либо почтовым переводом по месту жительства (пребывания) отставника.

Узнайте, кому из пенсионеров выгодно обращаться за прибавкой к пенсии за детей в 2021 году. Официальный ответ Правительства о единовременной выплате из материнского капитала читайте здесь.

Как сделать запрос в архив для подтверждения трудового стажа? Подробности в статье.

Если военный пенсионер продолжает работать, это никак не влияет на его пенсионные права. Однако при этом приостанавливаются выплаты на иждивенцев и по инвалидности.

Еще в 1993 году был разработан и принят закон, регулирующий все вопросы, касающиеся пенсионного начисления для военнослужащих Российской Федерации. Выше были рассмотрены некоторые условия выхода на пенсию для военнослужащих, но этот момент стоит рассмотреть подробнее.

Как уже было упомянуто, одним из основополагающих факторов пенсии военного является выслуга лет. Не столь важны такие моменты, как возраст человека, размер денежного довольствия, им получаемого. Существует градация по стажу. К первой категории можно причислить людей, которые прослужили в Вооруженных Силах не менее двух десятков лет. Во вторую относят тех, кто служил не меньше, чем двенадцать с половиной лет, а остальной трудовой стаж, достигающий двадцати пяти лет в общей сложности, «добрал» на гражданских специальностях.

Данная тема посвящена пенсиям, установленным Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В отличие от трудовых пенсий, финансируемых за счет ЕСН и страховых взносов, они выплачиваются из средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная денежная выплата, которая выполняет следующие Задачи:

  • компенсация заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
  • компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
  • предоставление средств существования нетрудоспособным гражданам.

Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет. Дополнительным условием является увольнение с федеральной государственной службы по причинам, установленным в ст.7 ФЗ от 15.12.2001 г. К ним относятся:

  1. ликвидация федеральных органов государственной власти, иных государственных органов или сокращение штатов федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах;
  2. увольнение с должностей, утверждаемых в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий;
  3. достижение предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной государственной службы;
  4. обнаружившееся несоответствие замещаемой должности федеральной государственной службы по состоянию здоровья, препятствующему продолжению государственной службы;
  5. увольнение по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

Граждане, уволенные с федеральной государственной службы по указанным выше причинам, за исключением ликвидации федерального органа государственной власти или сокращения штатов, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается одновременно с трудовой пенсии по старости (инвалидности). Выплата пенсии прекращается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.

Для назначения пенсии за выслугу лет в стаж государственной службы включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ.

Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, утвержден Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. № 1413.

Если для назначения указанной пенсии требуется трудовой стаж, то в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для приобретения права на трудовую пенсию по ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При наличии стажа государственной службы не менее 15 лет пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом БЧ и СЧ трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За каждый год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. Но общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Прежде всего, следует отметить, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании двух законов в зависимости от вида военной службы. Военнослужащим по контракту пенсии назначаются по Закону РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а военнослужащим по призыву – по ФЗ от 15.12.2001 г. Во втором случае речь идет только о пенсиях по инвалидности и по случаю потери кормильца, которые и рассматриваются в данной теме.

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами:

  • в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы;
  • по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

В случае смерти военнослужащего нетрудоспособным членам семьи, состоявшим на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными иждивенцами признаются:

  1. дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) военнослужащего, не достигшие возраста 18 лет (учащиеся до 23 лет), или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет. Братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
  2. один из родителей, супруг, дедушка или бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями или сестрами умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, и не работают;
  3. отец, мать и супруг, если они достигли возраста 60 (муж.) и 55 (жен.) лет либо являются инвалидами;
  4. родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 (муж.) и 50 (жен.) лет;
  5. дедушка и бабушка, если они достигли возраста 60 (муж.) и 55 (жен.) лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.

Если инвалидность или смерть кормильца наступили вследствие совершения им преступления, то нетрудоспособным иждивенцам назначается социальная пенсия.

Размер пенсии по инвалидности зависит от причины инвалидности. При наступлении инвалидности вследствие военной травмы:

  • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, – 300% размера БЧ трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ 17.12.2001г.;
  • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, – 250% размера БЧ трудовой пенсии по старости;
  • инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, – 175% размера БЧ трудовой пенсии по старости.

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

При наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы:

  • инвалидам III степени, – 250% БЧ трудовой пенсии по старости;
  • инвалидам II степени, – 200% БЧ трудовой пенсии по старости;
  • инвалидам I степени, – 150% БЧ трудовой пенсии по старости.

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Инвалидам III и II степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из БЧ трудовой пенсии по старости с учетом иждивенцев.

Размеры пенсий по случаю потери кормильца также зависят от причины смерти кормильца. Если причиной смерти является военная травма, то на каждого нетрудоспособного иждивенца назначается 200% БЧ трудовой пенсии по старости. Если смерть наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, то на каждого нетрудоспособного иждивенца выплачивается 150% БЧ трудовой пенсии по старости.

Право на государственную пенсию имеют участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», являющиеся инвалидами с ограничением способности к трудовой деятельности III, II и I степени независимо от причины инвалидности.

Если инвалидность наступила в результате совершения преступления или умышленного причинения вреда своему здоровью, то назначается социальная пенсия.

Участникам Великой Отечественной войны государственная пенсия по инвалидности исчисляется в следующих размерах:

  • инвалидам III степени, – 250% БЧ трудовой пенсии по старости;
  • инвалидам II степени, – 200% БЧ трудовой пенсии по старости;
  • инвалидам I степени, – 150% БЧ трудовой пенсии по старости.

Для граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», размер государственной пенсии по инвалидности составляет:

  • при ограничении способности к трудовой деятельности III степени, – 200% размера БЧ трудовой пенсии по старости;
  • при ограничении способности к трудовой деятельности II степени, – 150% БЧ трудовой пенсии по старости;
  • при ограничении способности к трудовой деятельности I степени, – 100% БЧ трудовой пенсии по старости.

Инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер государственной пенсии по инвалидности определяется исходя из БЧ трудовой пенсии по старости с учетом количества иждивенцев.

Государственные пенсии выплачиваются участникам Великой Отечественной войны и гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

Социальная пенсия предоставляется лицам, не имеющим права на иные виды пенсий. К их числу относятся:

  • инвалиды с ограничением способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства;
  • дети-инвалиды;
  • дети в возрасте до 18 лет (учащиеся до 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55лет (муж.) и 50 лет (жен.);
  • граждане, достигшие возраста 65 лет (муж.) и 60 лет (жен.).

Мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам – 60 лет, социальная пенсия не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы.

Социальная пенсия назначается в следующих размерах:

  • лицам из числа малочисленных народов Севера; достигшим возраста 65 лет (муж.) и 60 лет (жен.); инвалидам II степени (за исключением инвалидов с детства); детям в возрасте до 18 лет (учащимся до 23 лет), потерявшим одного из родителей, – 100% процентов размера БЧ трудовой пенсии по старости, но не менее 470 руб.;
  • инвалидам с детства с ограничением способности к трудовой деятельности III и II степени; инвалидам III степени; детям-инвалидам; детям в возрасте до 18 лет (учащимся до 23 лет), потерявшим обоих родителей; детям умершей одинокой матери – 100% БЧ трудовой пенсии по инвалидности;
  • инвалидам с ограничением способности к трудовой деятельности I степени – 85% БЧ трудовой пенсии по старости.

К категории контрактников относятся:

  • солдаты;
  • старшины;
  • матросы;
  • сержанты ВС РФ;
  • работники МВД;
  • ФСИН.

Необходимый стаж по выслуге лет – 25 общего, в том числе 12,5 – по контракту.

Размер пособия – 50% от денежного довольствия и 1% за каждый превышающий год.

Минимальный размер не может быть меньше базовой соцвыплаты.

Исчисление льготного стажа, учет районного индекса осуществляется по тому же принципу, что и кадровому составу. Что такое, страховой стаж для больничного узнайте по этой ссылке.

При расчете размера пенсии по инвалидности вследствие травмы или заболевания не делается различий: при выполнении служебных обязанностей на постоянной основе или по контракту.

Если причиной инвалидности является военная травма, то пенсионер имеет право на получение двух пенсий: по инвалидности и страховой. Также военнослужащим полагается жилищная субсидия.

В случае гибели военнослужащего при выполнении служебных обязанностей или после выхода и получения трудовой пенсии по инвалидности, членам семьи назначается пенсия по потере кормильца.

Пенсия полагается как иждивенцам, так и имеющим трудовую или страховую пенсию

К иждивенцам относятся:

  • несовершеннолетние дети;
  • дети-инвалиды детства;
  • братья, сестры, внуки, не имеющие родителей;
  • супруга (супруг);
  • родители;
  • студенты-очники вузов, за исключением военных;
  • близкие родственники, ухаживающие за детьми до 14 лет;
  • дед, бабушка, не имеющие других родственников;
  • родители.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части выплаты пенсии по случаю потери кормильца» Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ФЗ о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Изменения в Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Изменения в статью 7 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» и статью 3 закона «О государственном пенсионном обеспечении» Изменения в законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» Разъяснение о порядке применения статьи 15 закона о пенсионном обеспечении Изменения в закон о выплате двух пенсий пенсионерам-блокадникам Определение КС по жалобе В.В. Наумчика Изменения в законе «О государственном пенсионном обеспечении»

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению

1. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.

Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан.

Статья 2. Основные понятия, используемые в целях настоящего Федерального закона

Пенсионное обеспечение военнослужащих и иных приравненных к ним лиц

История развития законодательства свидетельствует о том, что со времени укрепления централизованного российского государства военная служба стала рассматриваться как особый вид государственной службы. Ее особенности заключались в том, что, выполняя обязанности по защите Отечества, военнослужащие рискуют своей жизнью; их деятельность, уклад жизни и быта детально регламентированы; на них возлагается повышенная юридическая ответственность за несение воинских обязанностей; ограничены в политических, социально-экономических и других правах.

Военнослужащим назначаются следующие виды пенсий:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по инвалидности военнослужащим.

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

В случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления вышеназванным гражданам назначается социальная пенсия.

Пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам их семей выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, ставшим инвалидами, может быть назначена пенсия по инвалидности. В случае смерти (гибели) военнослужащего нетрудоспособным членам их семей может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению назначается военнослужащим, если они стали инвалидами в период прохождения ими военной службы или не позднее трех месяцев после увольнения с этой службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению назначается в случае смерти (гибели) военнослужащего в период прохождения им военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если смерть наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) кормильца, названных в пункте 3 статьи 8 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы;

Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Военнослужащим назначаются следующие виды пенсий:

– пенсия за выслугу лет;

– пенсия по инвалидности военнослужащим. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

В случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца. Нетрудоспособными членами семьи признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;

2) один из родителей или супруг (супруга) либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она)занят (занята)уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на пенсию и не работает;

3) отец, мать и супруг (супруга) погибшего (умершего) кормильца (за исключением родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы), если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

5) дедушка и бабушка погибшего (умершего) кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны их содержать.

В случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления вышеназванным гражданам назначается социальная пенсия.

Пенсии по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам их семей выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

[1]

​Пенсионное обеспечение военнослужащих

Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.

Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях.

В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Пенсионная система Российской федерации во многом унаследовала принципы государственной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей, установленные еще в советский периоды.

В настоящее время законные основания на получение военной пенсии за выслугу лет имеют лица, отслужившие по контракту не менее двадцати лет, а также граждане, чей суммарный трудовой стаж равен или превышает срок в 25 лет, из которых 12,5 лет или более приходятся на службу в Вооруженных силах.

Для назначения пенсии за выслугу лет на основе общего 25-летнего трудового стажа, как минимум половина которого приходится на военную службу, обязательно достижение лицом возраста 45 лет на момент увольнения со службы.

Еще одним основанием для получения пенсионной поддержки от государства является инвалидность, приобретенная в процессе воинской службы либо проявившаяся после ее завершения по причинам, прямо с ней связанным. При этом на безусловную пожизненную пенсию такого типа могут рассчитывать лишь инвалиды-мужчины старше 60 лет и женщины с ограниченными возможностями не младше 55 лет. Специальной экспертизой может быть установлено, что лицо, не достигшее такого возраста, инвалидом больше не является – в таком случае выплата данной пенсии прекращается.

Если смерть военнослужащего наступила в связи с исполнением им профессиональных обязанностей, государство берет на себя материальное обеспечение лиц, кормильцем которых он являлся. К их числу относятся иждивенцы защитника Родины – дети, братья, сестры и внуки младше 18 лет, неработающий супруг, ухаживающий за детьми возрастом до 14 лет, и другие категории родственников, по тем или иным причинам неспособных обеспечивать себя самостоятельно.

Статья 43 закона № 4468–1 устанавливает в качестве основы для исчисления пенсионной поддержки денежное довольствие военнослужащего, включающее в себя следующие составные части:

  • должностной оклад;
  • оклад по воинскому или специальному званию;
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет.

В той же статье нормативного акта значение денежного довольствия для целей определения величины пенсии устанавливается с начала 2012 г. в размере 54% от реальной суммы с ежегодным увеличением на 2%, пока не будет достигнуто 100% значение. В зависимости от уровня инфляции годовой прирост может быть скорректирован в большую сторону.

Расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется следующим способом: двадцатилетняя служба в Вооруженных силах обеспечивают будущему пенсионеру 50% от номинальной суммы денежного довольствия, каждый дополнительный год службы дает прибавку в 3%, но не превышая 85% в совокупности.

Военнослужащим со «смешанным» 25-летним трудовым стажем также полагается половина величины жалованья, при этом надбавка за каждый год свыше такого стажа составляет 1%.

Пенсия по инвалидности определяется на основании денежного довольствия сходным образом. Его доля, направляемая на пенсионные выплаты, рассчитывается в зависимости от степени ограничения физических возможностей военнослужащего и вызвавших такое состояние причин.

Наличие инвалидности III группы, возникшей вследствие травмы, полученной при исполнении профессиональных обязанностей, обеспечивает военнослужащему половину денежного довольствия в качестве пенсионной поддержки. Инвалидность II и I группы дает право на 85% от жалованья. Если же причиной инвалидности стала болезнь, приобретенная во время военной службы, то величина пенсии составит 40 и 75% от размера жалованья соответственно.

Материальная поддержка в связи с утратой кормильца, полагающаяся в определенных случаях супругу и ближайшим родственникам погибшего военнослужащего, как и в предыдущих ситуациях, рассчитывается на основе его денежного довольствия: половина в случае гибели из-за военной травмы и 40%, если причиной гибели стал недуг, приобретенный в месте прохождения службы.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей

1.1 Виды пенсионного обеспечения и круг лиц

1.2 Порядок назначения пенсионного обеспечения

2. Положения, определяющие размер и порядок выплаты пенсионного обеспечения

2.1 Исчисление пенсионного обеспечения

2.2 Выплата пенсионного обеспечения

2.3 Главные проблемы в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а так же возможные пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Введение

В РФ и других странах военнослужащие и члены их семей находятся в особом правовом положении. Это обусловлено тем, что для обеспечения безопасности государства и граждан, военнослужащим необходимо претерпевать определенные неудобства, связанных с полной реализации их прав и свобод.

На особом положении так же находятся и семьи военнослужащих, которые, не меньше, нуждаются в защите и поддержке государства. Российская федерация — демократическое и правовое государство, главной ценностью которого являются человек, его права и свободы []. Поэтому все неудобства, связанные с несением военной службы компенсируются в полном объёме, не только военнослужащим, но и их семьям, Российским законодательством, за счет пенсий, пособий, отпусков и компенсационных выплат.

Ситуация в мире такова, что Россия и её союзники наращивают военный потенциал, в связи с чрезвычайной обстановкой в Сирии и на ближнем востоке. Министерством обороны проводятся стратегические военные операции и учения. Военнослужащие занимают далеко не последнюю роль в данном вопросе. Поэтому тема курсового проекта — «Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей» наиболее актуальна в данной обстановке.

Объектом курсового проекта является реализация пенсионного законодательства в сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и их семей.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основной задачей исследования является полное и всестороннее изучение нормативных актов в сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и членов их семей, а так же выявление основных проблем в законодательстве и его реализации.

Для решения поставленной задачи применяются следующие способы:

1) Анализ учебной и научной литературы с последующим обобщением материала.

2) Изучение законодательной базы Российской Федерации.

Практическая значимость данного проекта в том, что результат, проведенного исследования может быть рассмотрен в качестве законодательной инициативы и возможно принят на рассмотрение в органы законодательной власти Ярославской области и РФ.

При исследовании данного проекта были использованы Федеральные законы РФ, а так же научные статьи, регламентирующие сферу пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе освещаются основы правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, рассматривается порядок назначения и виды пенсий, так же устанавливается круг лиц, имеющих право на получение пенсионного обеспечения.

Во второй главе рассматривается исчисление выплата и размер пенсионного обеспечения военнослужащим и членам их семей. Освещаются основные проблемы в сфере обеспечения пенсиями военнослужащих и их семей, а так же предлагаются возможные варианты решения этих проблем.

Пенсия военнослужащим за выслугу лет в 2021 году

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. Правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей

1.1 Виды пенсионного обеспечения и круг лиц

Пенсионное обеспечение военнослужащих это форма материальной поддержки со стороны государства. Данный вид обеспечения реализуется в соответствии c правом граждан на социальное обеспечение в связи с:

1. достижением определённого возраста,

2. болезнью,

3. инвалидностью,

4. потерей кормильца,

5. воспитанием детей,

6. иными обстоятельствами установленными в Российском законодательстве [].

Рис.1 — Направления соц. политики в РФ в отношении военнослужащих и их семей.

Согласно Конституции Российской Федерации, пенсионное обеспечение военнослужащих находится в совместном ведении РФ и её субъектов [], а соответственно полномочия по выплате пенсионного обеспечения военнослужащим и членам их семей возложены на законодательный орган РФ или субъекта РФ [].

Ниже приведена схема социальной политики в отношении военнослужащих.

Рассматривая данную тему, стоит дать определение термина военнослужащий, ниже приведены следующие варианты:

  • В соответствии с ч.3 ст. 2 ФЗ от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий — гражданин (иностранный гражданин), проходящий военную службу по призыву / контракту
  • лицо, состоящее на военной службе
  • военнослужащие представляют социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и государственных органах и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2. Федеральный закон от 06.02.1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел»

3. Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

4. Указ Президента РФ от 18.02.2005 г. N 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям граждан»

В РФ для военнослужащих и членов их семей предусмотрены следующие виды пенсионного обеспечения:

  1. за выслугу лет
  2. по инвалидности
  3. в случае смерти военнослужащего, их семьи, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

5. учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы.

Существует в пенсионной системе перечень лиц приравненных к проходившим военную службу это:

лица, которые в период ВОВ занимали в командные должности, соответствующие должностям офицеров и их семьям назначаются пенсии на основаниях, предусмотренных для лиц проходивших военную службу в качестве офицеров и их семьи.

бывшие военнослужащие срочной службы, которые в период ВОВ занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности офицеров и их семьи.

лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе,

женщины, проходившие в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин и их семьи.

Таким образом, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей можно выделить как самостоятельную отрасль пенсионного законодательства. Законодателем четко установлены виды пенсии и установлен круг лиц претендующих на данные виды пенсии, атак же выделен ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу.

1.2 Порядок назначения пенсионного обеспечения

Пенсия за выслугу лет, по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца военнослужащим и их семьям назначаются в порядке, установленном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, Государственной противопожарной службе и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а так же членам их семей [] «.

Видов пенсионного обеспечения существует несколько, соответственно и пенсии назначаются нескольким категориям граждан. Ниже рассматриваются возможные варианты назначения пенсий.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. На назначение пенсии за выслугу лет могут претендовать:

а) граждане, имеющие выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) граждане, уволенные со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба, и (или) служба в ОВД, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» в трудовой стаж включаются: — трудовой стаж, исчисляемый до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; — страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2. На назначение пенсии по инвалидности могут претендовать:

граждане, ставшие инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

3. При гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы, либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца, на данную пенсию могут претендовать следующие категории граждан.

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

дедушка и бабушка погибшего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Нетрудоспособным членам семьи, указанным в подпунктах 1 (за исключением детей), 3 и 5 настоящего пункта, пенсия назначается в том случае, если они находились на иждивении погибшего кормильца.

В случае инвалидности или гибели кормильца, вследствие совершения им преступления вышеуказанным категориям граждан назначается государственная социальная пенсия.

Таким образом, в законодательстве РФ четко обозначены виды, назначаемых пенсий и выделен круг лиц приравненных к лицам, проходившим военную службу.

пенсия право военнослужащий

2. Положения, определяющие размер и порядок выплаты пенсионного обеспечения

2.1 Исчисление и выплата пенсионного обеспечения

Пенсии военнослужащим и членам их семей, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для начисления им пенсии учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и надбавка за выслугу лет, включая проиндексированные выплаты.

Один из важных элементом российской пенсионной системы, такой как обязательное пенсионное страхование, является правительственное пенсионное гарантия.

Отношения по правительственному пенсионному соцобеспечению регламентированы Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Определение 1

Государственное пенсионное обеспечение – является частью правительственной структуры соцобеспечения, которая демонстрирует собой отношения, позволяющие правительству выдавать пенсии за исполнения своих обязанностей (признанных в лимитном размере эмеритура) субъектам, имеющим право на пенсию в связи с долгосрочным обязательством имеют утвержденную правительственную службу, ущерб здоровью при исполнении военных или иных защитных обязанностей, ущерб здоровью, вызванный радиацией или техногенными авариями, отсутствие других средств к проживанию в случае инвалидности.

Список причин эмеритальных обязательств в структуре правительственных пенсий очень разнообразен, поэтому существуют различия в определении уровня пенсий.

В частности, правительственным работникам, лицам, выполняющим военные или правоохранительные услуги по контракту, субъектам сообщества космонавтов и членам их семей, пенсия определяется размером пособия или выплачиваемого заработка: возмещение за потерянный доход.

Замечание 1

В остальных случаях эмеритура устанавливается по законной ставке, т.е. обычно это кратная фиксированная сумма трудовой части эмеритура по возрасту (старости).

Право на пенсию по правительственному соцобеспечению имеют:

  • общегосударственные правительственные аскриптивные рабочие;
  • военнослужащие;
  • участники ВОВ;
  • субъекты, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • субъекты, пострадавшие в результате радиационных или техногенных аварий;
  • граждане из числа космонавтов;
  • граждане из числа служащих летно-испытательного состава;
  • инвалиды.

В некоторых случаях члены семей этих лиц также имеют право на правительственную пенсию по возрасту.

В структуре правительственного соцобеспечения определяются следующие виды пенсий:

  • эмеритура за стаж;
  • эмеритура по возрасту;
  • пенсия по нетрудоспособности;
  • пенсия по случаю потери кормильца;
  • соц пенсия.
Замечание 2

В отличие от обязательного пенсионного страхования, выплата эмеритуры в системе пенсионного обеспечения не обусловлена предоплатой страховых взносов. Финансовое соцобеспечение по выплате пенсий по правительственным пенсиям, включая организацию их уплаты, производится за счет межбюджетных трансфертов из общегосударственного бюджета, которые зачисляются в бюджет Пенсионного фонда для выплаты пенсий по правительственным пенсиям.

Эмеритура выплачиваются военнослужащим и членам их семей в согласии с Законом о пенсионном соцобеспечении военнослужащих. Пенсионное обеспечение для военнослужащих и их иждивенцев предоставляется федеральными властями в зависимости от последней должности этих лиц. К ним относятся Министерство обороны России, Министерство внутренних дел России, Федеральная служба безопасности России, Федеральная служба по контролю за наркотиками России и Министерство юстиции России. Финансирование эмеритуры производится централизованно.

Говоря юридическим языком, страховая пенсия – это денежные выплаты, производящиеся ежемесячно застрахованному лицу в связи с утратой трудоспособности при наступлении пенсионного возраста или признании его нетрудоспособным. Нетрудоспособные граждане застрахованных лиц также имеют право на подобное социальное обеспечение в связи с утратой кормильца.

Общие ежемесячные выплаты пенсионерам состоят из двух частей – фиксированной базы и страховой доли, при этом размер в целом не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в регионе получателя.

Ранее действовало понятие «трудовая пенсия», и ее размер зависел от общего трудового стажа, и если он прерывался, это могло сказаться на размере социального обеспечения в будущем.

Сейчас же используется термин «страховая пенсия», и на доход страхователя в старости теперь напрямую влияет количество и размер выплат, производящихся работодателями в ПФР.

Здесь действует главный принцип: чем выше зарплата – тем больше размер взносов – достойнее пенсия нетрудоспособного гражданина, достигшего пенсионного возраста. На данный момент для женщин он равен 55, для мужчин – 60 годам.

Формирование страховой пенсии начинается с момента первоначального трудоустройства каждого гражданина. Каждый месяц работодатели перечисляют по 22% от зарплаты каждого своего сотрудника, при этом граждане могут выбрать два варианта пенсионного обеспечения:

  • Формирование только страховой части;
  • Формирование и страховой, и накопительной долей.

В первом случае размер взносов будет оставаться неизменным (22%), а во втором 16% приходится на страховую, и 6% – на накопительную части. Однако в связи с наложением моратория все деньги остаются в ПФР, если не перевести накопление 6% ежемесячно в НПФ.

Сделать это можно только одним способом: лично обратиться в НПФ с заявлением. Нередко работодатели сами предлагают сотрудникам формирование накопительных частей в НПФ, но к выбору подобных организаций следует подойти со всей ответственностью, т.к.

есть риск нарваться на мошенников, которые через несколько лет объявят о банкротстве и ликвидации компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *