Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие значение и виды мер процессуального принуждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Органы расследования и суд для выполнения назначения уголовного судопроизводства по уголовным делам вправе применять меры процессуального принуждения, предусмотренные разд. IV УПК. Они призваны обеспечивать эффективную и нормальную деятельность органов расследования и суда в сфере реализации норм уголовно-процессуального закона. В частности, с помощью этих мер следователь и дознаватель могут успешно проводить следственные действия, связанные с собиранием доказательств, в том числе с участием подозреваемого, обвиняемого, предотвращать и пресекать возможность со стороны подозреваемого или обвиняемого скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, продолжать заниматься преступной деятельностью, противодействовать расследованию преступлений с их стороны и других лиц, являющихся участниками уголовного процесса по уголовным делам.
Понятие, значение и виды мер процессуального принуждения
- Совершенствование мер процессуального принуждения в российском уголовном судопроизводстве 2019 / Гриненко Александр Викторович, Иванов Дмитрий Александрович
- Разнообразие мер процессуального принуждения и характера гарантий прав, свобод и законных интересов обвиняемого при их применении 2014 / Химичева Ольга Викторовна, Бондаренко Иван Павлович
- О совершенствовании института мер пресечения, предусмотренного главой 13 УПК РФ 2017 / Вершинина Светлана Ивановна
- Распространяется ли институт мер пресечения на стадию исполнения приговора? 2015 / Николюк Вячеслав Владимирович
- О влиянии уголовной политики государства на нормативное закрепление института процессуального принуждения 2012 / Кондрат И. Н.
Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу.
Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.
Таким образом, меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.
УПК предусматривает следующие виды мер процессуального принуждения:
задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).
ЛЕКЦИЯ № 7. Меры процессуального принуждения. Меры пресечения
Совершенствование государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью, а также ее составной части — уголовно-процессуального законодательства — немыслимо без рационализации правового режима использования следователями и дознавателями в ходе расследования преступлений мер уголовно-процессуального принуждения.
Понятия «принуждение», «государственное принуждение», «правовое принуждение», «процессуальное принуждение», широко используемые в юридической литературе, в настоящее время вызывают немалый интерес исследователей.
Принуждение сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный для него характер и нередко связаны с возложением на него дополнительных правоограничительных обязанностей.
Исходя из изложенного выше, видна актуальность изучения мер процессуального принуждения.
Целью настоящей работы является характеристика понятия и классификация иных мер процессуального принуждения.
Государственное принуждение является одним из необходимых условий существования норм права, так как их соблюдение происходит не всегда на должном уровне. Как верно заметил С.С. Алексеев, до тех пор, пока существует право, сохраняется надобность в государственном принуждении, как одном из его неотъемлемых признаков, одном из средств его обеспечения1.
Государственное принуждение в качестве метода государственного руководства обществом состоит в применении государственными органами и их должностными лицами для преодоления правовой аномалии установленных законом мер воздействия, позволяющих посредством системы правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз2.
Исходя из сущности мер принуждения, можно сказать, что их воздействие имеет два направления, характеризуется дуализмом. Во-первых, они ограничивают права и свободы человека и гражданина, законные интересы юридических лиц, а во-вторых, направлены на защиту этих прав, свобод и законных интересов3. В практической деятельности оба направления воздействия мер государственного принуждения органически взаимосвязаны, как «сообщающиеся сосуды». С одной стороны, ограничение происходит в том случае, когда какое-либо лицо нарушает своим поведением норму права. С другой — посредством данного ограничения, например наложением штрафа на данное лицо, происходит защита от неправомерного поведения прав, свобод и интересов других лиц. Соответственно, в структурном отношении государственное принуждение предполагает следующие элементы: субъект принуждения (государственный орган, его должностное лицо); осуществление принуждения, т.е. процесс воздействия властной воли; объект принудительного воздействия, т.е. лицо, претерпевающее меру принуждения4.
Особой разновидностью государственного принуждения является процессуальное принуждение. Е.В. Чуклова справедливо идентифицирует процессуальное принуждение по следующим признакам.
Во-первых, оно представляет собой способ психического или физического воздействия на сознание и (или) поведение субъекта.
Во-вторых, процессуальное принуждение является правоприменительной государственной деятельностью. В юрисдикционном процессе эту функцию государства выполняют его органы и должностные лица.
В-третьих, фактическим основанием применения процессуального принуждения является поведение, противоречащее признанному порядку процессуальных отношений, однако не являющееся противоправным.
В-четвертых, меры процессуального принуждения могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы.
В-пятых, применение процессуального принуждения возможно как в рамках охранительных, так и в рамках регулятивных правоотношений. Традиционно считается, что меры государственного принуждения возможны только в границах охранительных правоотношений.
В-шестых, процедура применения процессуального принуждения четко определена в нормах действующего законодательства5.
Процессуальное принуждение — это деятельность, воздействующая на субъекта, имеющая законные основания для ее применения, использование которой государством возможно как в целях охраны, так и в целях регулирования процессуальных правоотношений, но только в рамках и формах, четко очерченных в законодательстве.
Раздел о мерах, предусматривающих оказание воздействия на участников уголовного процесса, отдельной главой закрепляет третью и последнюю группы подобных методов. Речь идёт об иных средствах воздействия, не связанных с пресечением или задержанием того или иного субъекта расследования. Указанная категория принудительных средств может применяться не только к обвиняемым или подозреваемым лицам, но и иным участникам уголовного процесса.
Говоря о лицах, принимающих участие в деле помимо виновных людей, следует обозначить, кто конкретно может стать объектом ограничительного режима:
- свидетели преступления;
- пострадавшие лица;
- эксперты;
- переводчики;
- гражданские ответчики;
- понятые.
Указанная группа людей может быть подвержена только определённым видам ограничений, что отличает обвиняемых, на которых распространяется каждая мера УПК РФ.
Иные средства воздействия применяются в том случае, когда требуется обеспечить порядок уголовного судопроизводства, расследования в целом и исполнения приговора по итогу.
Относят к ним следующее:
- Обязательство по явке. Такой вариант оформляется письменно и предполагает, что любой участник процесса, подписавший такое обязательство, должен являться к следователю или дознавателю по первому требованию. О переменах места нахождения и проживания при этом требуется сообщать незамедлительно, что также предусмотрено обязательством.
- Привод. Такой вариант представляет собой принудительное доставление лиц, уклонившихся от вызова следователя, дознавателя или суда. Если есть уважительная причина, не позволяющая явиться к правоохранителям, то об этом следует сообщить заранее. Распространяется привод также на любого участника дела.
- Отстранение от занимаемой должности. Назначается судом и только в отношении обвиняемых или подозреваемых лиц. Постановление о подобном решении направляется для исполнения по месту работы до момента, пока не отпадут основания подобного ограничения.
- Арест имущества. Здесь предполагается установление запрета на полное распоряжение объектами собственности виновного лица. Более того, закон позволяет арестовать имущество и тех лиц, которые не выступают подозреваемыми субъектами по делу, но есть основания полагать, что получены эти объекты преступным путём. Срок действия ограничения также определяется судом согласно обстоятельствам, допускается продление этого периода или же досрочное прекращение.
- Денежное взыскание. Указанный вариант воздействия на человека представляет собой штраф за неисполнение лицом своих процессуальных обязанностей, накладываемых судом. Распространяется взыскание на всех участников процесса за исключением обвиняемых в преступлении. Размер штрафа не должен быть выше двух с половиной тысяч рублей.
Для реализации каждого из указанных вариантов прежде всего требуется инициатива следствия в виде постановления о назначении средства принуждения.
Таким образом, ограничительные методы, применяемые в ходе расследования преступления и при рассмотрении материалов дела судом, выступают одним из вариантов контроля над участниками процесса — начиная с переводчика и заканчивая обвиняемым. Законодатель разделяет указанные средства на три основные группы: первая затрагивает задержание потенциальных преступников, вторая – ограничения лиц, уже обвинённых в опасных деяниях, а третья – способы воздействия не только на подозреваемых, но и иных субъектов уголовного процесса.
Статья 113 УПК РФ всецело посвящена приводу как мере уголовно-процессуального принуждения. Здесь закреплены понятие, основания, условия и порядок осуществления данного вида привода.
При наличии причин, препятствующих вызову в назначенный срок, подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперт, специалист, переводчик и понятой обязаны незамедлительно уведомить дознавателя, следователя или суд, от которых поступил вызов (повестка), о таких причинах. Последние могут быть уважительными. К их числу на практике относятся: болезнь, отсутствие транспортной связи, смерть и похороны близкого родственника, несвоевременное получение повестки и т.п. Все другие причины неявки, в частности связанные с работой, службой, предпринимательством, с учетом, конечно, конкретных обстоятельств, относятся к неуважительным. В случае неявки без уважительных причин вызываемый может быть подвергнут приводу, который состоит в принудительном доставлении к дознавателю, следователю или в суд. Формально-юридическим основанием для применения такой меры принуждения является мотивированное постановление дознавателя, следователя или судьи или определение суда в коллегиальном составе. В этих документах должно быть обосновано, что вызываемый не явился преднамеренно и что причина неявки неуважительна. Без такого обоснования привод незаконен.
36. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Совершенствование государственно-правовой политики Российской Федерации в области борьбы с преступностью, а также ее составной части — уголовно-процессуального законодательства — немыслимо без рационализации правового режима использования следователями и дознавателями в ходе расследования преступлений мер уголовно-процессуального принуждения.
Понятия «принуждение», «государственное принуждение», «правовое принуждение», «процессуальное принуждение», широко используемые в юридической литературе, в настоящее время вызывают немалый интерес исследователей.
Принуждение сопровождается причинением субъекту правоограничений, которые, как правило, имеют отрицательный для него характер и нередко связаны с возложением на него дополнительных правоограничительных обязанностей.
Исходя из изложенного выше, видна актуальность изучения мер процессуального принуждения.
Целью настоящей работы является характеристика понятия и классификация иных мер процессуального принуждения.
Государственное принуждение является одним из необходимых условий существования норм права, так как их соблюдение происходит не всегда на должном уровне. Как верно заметил С.С. Алексеев, до тех пор, пока существует право, сохраняется надобность в государственном принуждении, как одном из его неотъемлемых признаков, одном из средств его обеспечения1.
Государственное принуждение в качестве метода государственного руководства обществом состоит в применении государственными органами и их должностными лицами для преодоления правовой аномалии установленных законом мер воздействия, позволяющих посредством системы правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз2.
Исходя из сущности мер принуждения, можно сказать, что их воздействие имеет два направления, характеризуется дуализмом. Во-первых, они ограничивают права и свободы человека и гражданина, законные интересы юридических лиц, а во-вторых, направлены на защиту этих прав, свобод и законных интересов3. В практической деятельности оба направления воздействия мер государственного принуждения органически взаимосвязаны, как «сообщающиеся сосуды». С одной стороны, ограничение происходит в том случае, когда какое-либо лицо нарушает своим поведением норму права. С другой — посредством данного ограничения, например наложением штрафа на данное лицо, происходит защита от неправомерного поведения прав, свобод и интересов других лиц. Соответственно, в структурном отношении государственное принуждение предполагает следующие элементы: субъект принуждения (государственный орган, его должностное лицо); осуществление принуждения, т.е. процесс воздействия властной воли; объект принудительного воздействия, т.е. лицо, претерпевающее меру принуждения4.
Особой разновидностью государственного принуждения является процессуальное принуждение. Е.В. Чуклова справедливо идентифицирует процессуальное принуждение по следующим признакам.
Во-первых, оно представляет собой способ психического или физического воздействия на сознание и (или) поведение субъекта.
Во-вторых, процессуальное принуждение является правоприменительной государственной деятельностью. В юрисдикционном процессе эту функцию государства выполняют его органы и должностные лица.
В-третьих, фактическим основанием применения процессуального принуждения является поведение, противоречащее признанному порядку процессуальных отношений, однако не являющееся противоправным.
В-четвертых, меры процессуального принуждения могут содержаться как в диспозиции, так и в санкции правовой нормы.
В-пятых, применение процессуального принуждения возможно как в рамках охранительных, так и в рамках регулятивных правоотношений. Традиционно считается, что меры государственного принуждения возможны только в границах охранительных правоотношений.
В-шестых, процедура применения процессуального принуждения четко определена в нормах действующего законодательства5.
Процессуальное принуждение — это деятельность, воздействующая на субъекта, имеющая законные основания для ее применения, использование которой государством возможно как в целях охраны, так и в целях регулирования процессуальных правоотношений, но только в рамках и формах, четко очерченных в законодательстве.
К иным мерам процессуального принуждения относятся: обязательство о явке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста на имущество; денежное взыскание.
Применяются к подозреваемому, обвиняемому. К потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому могут быть применены только
обязательство о явке, привод и денежное взыскание.
Обязательство о явке
(ст. 112 УПК) состоит в письменном обязательстве лица своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом.
Решение о принятии данной меры процессуального принуждения принимается по мотивированному постановлению дознавателя, следователя и судьи, а также по определению суда.
Привод
(ст.113 УПК) состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд в случае неявки по вызову без уважительных причин.
Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства; не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
Производится привод органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами.
Временное отстранение от должности
(ст. 114 УПК) осуществляется в отношении подозреваемого или обвиняемого на основании постановления судьи, вынесенного по ходатайству дознавателя с согласия прокурора, следователя с согласия руководителя следственного органа.
В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Наложение ареста на имущество
(ст. 115 УПК) применяется для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, полученного в результате преступной деятельности либо нажитого преступным путем, в отношении подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Производится в присутствии понятых.
При наложении ареста на принадлежащие подозреваемому, обвиняемому денежные средства и иные ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках и иных кредитных организациях, операции по данному счету прекращаются полностью или частично в пределах денежных средств и иных ценностей, на которые наложен арест. Банки и иные кредитные организации обязаны предоставить информацию об этих денежных средствах и иных ценностях по запросу суда, а также следователя или дознавателя на основании судебного решения.
Копия протокола вручается лицу, на имущество которого наложен арест.
В случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании на них может быть судом наложено денежное взыскание
в размере до 25 минимальных размеров оплаты труда в порядке,установленном ст. 118 УПК.
Денежное взыскание налагается судом. По результатам рассмотрения протокола судья выносит постановление о наложении денежного взыскания или об отказе в наложении. Копия постановления направляется лицу, составившему протокол, и лицу, на которое наложено денежное взыскание.
Обязательство о явке — это закрепленное в письменном документе волеизъявление свидетеля (обвиняемого и др.). Данное волеизъявление состоит в обязательстве свидетеля (обвиняемого и др.) своевременно являться по вызовам следователя (дознавателя и др.) и суда, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. При составлении указанного процессуального документа лицу разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.
Свидетель (обвиняемый и др.), давший такое обязательство, может сохранять обычный уклад жизни, выезжать за пределы района проживания, вправе по своему усмотрению менять место своего жительства, однако должен ставить об этом в известность орган предварительного расследования или суд и обязан немедленно являться по их вызовам.
Нарушение принятого на себя обязательства может повлечь привод свидетеля (обвиняемого и др.) или наложение на него денежного взыскания. К обвиняемым и (или) подозреваемым, помимо того, возможно применение какой-нибудь из предусмотренных УПК РФ мер пресечения.
Неявка свидетеля (обвиняемого и др.) в назначенный срок по вызову без уважительной на то причины есть неисполнение предусмотренной УПК РФ обязанности. Поэтому она может иметь следствием наложение денежного взыскания в размере до двух тысяч пятисот рублей.
Принципиальное отличие обязательства о явке от меры пресечения, в частности от подписки о невыезде и надлежащем поведении, заключается в том, что данная мера процессуального принуждения ни в чем не ограничивает ни личной свободы, ни свободы передвижения, а всего лишь обязывает сообщать о перемене места жительства. Причем ни предварительного, ни последующего согласия на такую перемену со стороны дознавателя, следователя и суда не требуется. Нарушение обязательства о явке участниками уголовного судопроизводства, которые уголовному преследованию по данному делу не подвергаются, — свидетелем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, экспертом, специалистом, переводчиком, понятым — образует основания для их принудительного привода (ст. 113 УПК РФ), а такое же нарушение со стороны обвиняемого или подозреваемого может повлечь за собой не только привод, но и применение меры пресечения8. Например, залог применяется, как об этом прямо указано в законе, тоже в целях обеспечения явки к следователю или в суд; иначе говоря, основания применения обеих мер процессуального принуждения совпадают буквально, но названная мера пресечения неизмеримо строже.
Вторая группа ограничительных средств для лиц, виновных в совершении преступления или подозреваемых в подобных действиях, предполагает такие средства воздействия, которые полностью или частично ограничивают возможности гражданина, вплоть до его изоляции от общества.
Применим такой вариант только к обвиняемым, в исключительных случаях допускается подобное воздействия на подозреваемых лиц. Указанная группа направлена на удержание лица во время расследования преступления, а также на исполнение уже вынесенного приговора.
Для того чтобы такие исключительные методы воздействия оказались реализованы, следователь должен установить, что гражданин опасен для общества, может проявлять насилие, совершать повторные преступления, быть угрозой для свидетелей, потерпевших и так далее. Только фактически подтверждённые обстоятельства смогут стать веской причиной для ограничения возможностей лица. Принимается решение о наложении ограничения либо судом, либо непосредственно следственным органом.
37. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО
Под задержанием принято понимать кратковременное лишение свободы без решения суда и санкции прокурора. Осуществляют данное действие с целью пресечения преступной деятельности, а также предотвращения случаев сокрытия от следствия важных доказательств и фальсификации улик. Срок задержания, допустимый УПК, составляет 48 часов, иногда он может быть продолжен до 72 часов. Если за это время не будет выдвинуто обвинение, то задержанного человека обязательно должны отпустить. После задержания виновного помещают в следственный изолятор.
Основанием для задержания лица, подозреваемого в преступлении, являются:
- субъект был замечен при совершении преступного деяния или же сразу после его совершения на месте злодеяния;
- потерпевшие или очевидцы указали на конкретного гражданина, как на преступника;
- на одежде лица были обнаружены следы крови или в его жилье были найдены следы преступления;
- лицо пыталось скрыться с места преступления;
- субъект не имеет постоянного места жительства;
- не получилось на месте установить личность подозрительного субъекта.
Понятие и виды мер процессуального принуждения в уголовном процессе не ограничиваются средствами, связанными с пресечением или задержанием субъекта расследования. Существуют способы воздействия, которые назначаются не только для обвиняемых, но и для потерпевших или свидетелей. Объектом ограничительного режима могут стать: свидетели, пострадавшие, эксперты, переводчики, гражданские ответчики и даже понятые.
Условия принуждения в данном случае, используются не для ограничения прав субъекта, а для обеспечения порядка судопроизводства и исполнения приговора.
Делятся на 3 группы: задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения. Задержание подозреваемого – кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с целью пресечения его преступной деятельности, предотвращения сокрытия от следствия и суда, фальсификации и сокрытия доказательств, а также др. действий, могущих помешать установлению обстоятельств по делу. Предельный срок задержания – 48 ч, судьёй может быть продлён не более чем на 72 ч. Задержание по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, производится при наличии одного из следующих оснований: когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на него как на совершившего преступление; когда на нём или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если органами следствия в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не могут быть задержаны: Президент РФ (ст. 91 Конституции РФ), глава представительства или член дипломатич. персонала представительства (ст. 29 Венской конвенции о дипломатич. сношениях, 1961), консульские должностные лица, за исключением случаев преследования за совершение тяжкого преступления (ст. 25 Положения о дипломатич. и консульских представительствах иностр. государств на территории СССР, 1966). За исключением случаев задержания на месте преступления, не подлежат задержанию член Совета Федерации и депутат Гос. думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, председатель Счётной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счётной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Меры пресечения – уголовно-процессуальные средства воздействия, применяемые в рамках производства по уголовному делу с целью обеспечения надлежащего поведения и предотвращения возможных нарушений со стороны обвиняемого или подозреваемого. Меры пресечения могут быть избраны при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый или подозреваемый: скроется от дознания, предварит. следствия или суда; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; а также для обеспечения исполнения приговора или возможной выдачи лица иностр. государству. К обвиняемому или подозреваемому применяется лишь одна из мер пресечения; она может быть изменена по ходу уголовного дела.
Мерами пресечения являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу.
Подписка о невыезде и надлежащем поведении состоит в письм. обязательстве подозреваемого или обвиняемого: не покидать постоянное или врем. место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Личное поручительство состоит в письм. обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим воен. сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруж. Сил РФ, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путём не препятствовать производству по уголовному делу. Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия по��дозреваемого или обвиняемого.
Являются обеспечительными мерами и подлежат строгой регламентации. В праве большинства европ. стран не проводится чёткого разграничения мер пресечения и иных М. п. п. Напр., в английском праве не разграничивается полицейский арест (задержание) и предварит. заключение под стражу. Однако практически все М. п. п., затрагивающие наиболее существенные права граждан, осуществляются под судебным контролем. Полицейский арест (задержание) является кратковременной мерой. Первоначальная продолжительность его не должна превышать 24 ч. Но по делам о «серьёзных арестных преступлениях» (убийствах, изнасилованиях и т. п.) старший полицейский чиновник вправе продлить арест до 36 ч. Дальнейшее продление допускается лишь по решению суда – вначале до 72, а затем ещё раз – до 96 ч. Это предельный срок полицейского ареста, до завершения которого полиция должна сформулировать обвинение либо освободить задержанного. На этапе предварит. расследования наиболее распространённой мерой является арест. Это долговременная мера (от 70 до 112 дней), которая осуществляется на основании судебного приказа. В английском законодательстве известны институты залога и поручительства. Поручители, взяв на себя обязательство о явке обвиняемого по первому требованию суда, гарантируют его исполнение определённой суммой, выплачиваемой в случае нарушения обязательства.
В Германии М. п. п. обеспечивают расследование, рассмотрение судом уголовного дела и исполнение приговора. Меры пресечения среди этих мер специально не выделяются. Соответственно не всегда чётко проводится грань между задержанием и заключением под стражу. Применение мер уголовно-процессуального принуждения означает вторжение в сферу прав граждан, охраняемых конституцией, поэтому только судья вправе решать вопрос о допустимости и продолжительности ареста. Задержанный не позднее следующего дня должен быть доставлен к судье для допроса. Если судья считает задержание неоправданным или считает, что отпали основания задержания, то он предписывает освобождение задержанного, в противном случае по ходатайству прокурора или по собств. инициативе издаёт приказ об аресте. Арест не применяется, когда он несоразмерен значению дела или ожидаемому наказанию. Арест может быть заменён: возложением обязанности являться по вызову в суд или органы уголовного преследования, не покидать без их разрешения место жительства; возможностью покидать место жительства только под наблюдением определённых лиц; запретом поддержания связи с др. обвиняемыми, свидетелями, экспертами. Явка обвиняемого может быть обеспечена внесением залога, поручительства. Законом предусмотрены и др. принудит. меры, напр. врем. лишение водительских прав, врем. запрет на профессию.
В законодательстве США термины «меры пресечения» и «М. п. п.» не употребляются. Согласно правилам уголовного процесса к лицам, попавшим в его сферу, применяется выдача ордера на арест лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что им совершено преступление. Вместо ордера по просьбе прокурора (атторнея) может быть издана повестка о вызове в суд. Залог либо освобождение из-под стражи под личное обязательство применяется в тех случаях, когда обвиняемый или преступление, им совершённое, не представляет большой обществ. опасности; когда представлены гарантии, что обвиняемый не скроется от следствия, и когда отсутствует вероятность продолжения преступной деятельности или противодействия расследованию и суду.
38. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 61Следующая ⇒
Статья 2 Конституции РФ определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст. 22 Конституции прямо закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Наряду с этим и Конституция РФ, и международные акты указывают, что такое право не является безграничным.
В тех случаях, когда лицо по тем либо иным причинам не исполняет возложенные на него в соответствии с законом обязанности, государство оставляет за собой право применять спе циально предусмотренные меры. Их действие направлено на недопущение противоправного поведения лица и обеспечение надлежащего порядка уголовного судопроизводства. При этом государство в лице органов и должностных лиц уголовного судопроизводства обеспечивает надлежащий порядок применения данных мер, а также осуществляет контроль за соблюдением всех прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых данные меры были применены.
Меры процессуального принуждения— это закрепленные в действующем законодательстве меры превентивного и пресекательного характера, которые применяются специально уполномоченными органами и должностными лицами к определенным участникам уголовного судопроизводства с целью создания надлежащего режима производства по уголовному делу и недопущения их противоправного поведения.
Меры процессуального принуждения обладают следующими признаками.
1. Меры процессуального принуждения закреплены в действующем законодательстве.
Данное положение означает, что к ним относятся лишь те меры, которые прямо установлены в УПК РФ. В ч. 1 ст. 1 Кодекса закреплено, что порядок уголовного судопроизводства устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции РФ. Поэтому перечень мер, обозначенных в разделе IV УПК РФ, следует признать исчерпывающим.
2. Меры процессуального принуждения применяются только специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
К таковым относятся орган дознания, дознаватель, следователь и суд, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Никакие иные лица применять меры процессуального принуждения не вправе. Кроме того, вышеуказанные органы и должностные лица не вправе поручать применение мер процессуального принуждения иным лицам, поскольку это выходит за пределы и их собственной компетенции, и тем более компетенции других лиц.
3. Меры процессуального принуждения применяются только в установленном законом порядке.
В соответствии с данным порядком применение мер принуждения возможно только после возбуждения уголовного дела. Решение о применении любой из имеющихся в УПК РФ мер процессуального принуждения принимается в письменном виде и должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. В ряде случаев меры процессуального принуждения, такие как: домашний арест, заключение под стражу, залог, временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности и др., — применяются по судебному решению. При несоблюдении процессуального порядка применения меры принуждения она подлежит незамедлительной отмене независимо от того, насколько целесообразным является ее применение.
4. Меры процессуального принуждения применяются при наличии соответствующих оснований.
Такие основания подразделяются на две группы: 1) фактические основания, т. е. содержащиеся в материалах уголовного дела доказательства, которые подтверждают необходимость применения определенной меры процессуального принуждения; 2) формальные (юридические) основания, т. е. вынесение соответствующего процессуального решения и закрепление его в письменном документе.
5. Меры процессуального принуждения подлежат незамедлительной отмене в тех случаях, когда исчезли основания для их применения.
Это может иметь место в следующих ситуациях: а) доказательства, ставшие фактическим основанием для применения меры процессуального принуждения, были признаны недопустимыми; б) были получены новые доказательства, которые опровергают необходимость применения меры процессуального принуждения; в) был нарушен процессуальный порядок применения меры процессуального принуждения, в связи с чем юридическое основание признается не соответствующим закону.
Вышеуказанные положения являются важными гарантиями прав и свобод лиц, в отношении которых применяются меры процессуального принуждения.
Значение мер процессуального принуждениясостоит в том, что их применение способствует достижению назначения уголовного судопроизводства, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство.
Классификация мер процессуального принуждениявозможна по различным основаниям. Весьма актуальным является их подразделение на следующие группы: а) направленные на обеспечение надлежащего поведения участников уголовного судопроизводства; б) направленные на обеспечение процесса доказывания; в) направленные на обеспечение исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.
Уполномоченное лицо (следователь, суд) в пределах предоставленных ему законом прав может избирать уголовно-преследуемому лицу меру пресечения если наличествуют основания, предусмотренные УПК РФ. Другими словами, если есть основания полагать, что данное лицо может:
- попытаться скрыться от органов следствия;
- продолжить заниматься противоправной деятельностью;
- угрожать участникам производства по делу
- уничтожать доказательства или как то иначе препятствовать производству делу.
Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Применение меры пресечения возможно если, во-первых, возбуждено уголовное дело; во-вторых, уголовно-преследуемое лицо имеет статус подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
Только в судебном порядке возможно применение меры пресечения, связанной с ограничением свободы: залог, домашний арест или заключение под стражу. В досудебном производстве такие решения принимаются судом по ходатайству следователя, которое заявляется с согласия руководителя следственно органа. Изменение таких мер пресечения также осуществляется судом. Кроме того, суд может избрать любую другую меру пресечения, не связанную с ограничением свободы.
Дипломные работы от 1360 руб.
Курсовые работы от 340 руб.
Контрольные работы от 170 руб.
Рефераты от 272 руб.
Отчеты о практике от 1360 руб.
Отчеты по НИРМ от 510 руб.
Мера пресечения – это определенные принудительные мероприятия, применяемые по отношению к лицу, совершившему общественно-опасное деяние. По закону применяются меры пресечения только к подследственному или обвиняемому гражданину. Они используются для того, чтобы человек не смог повлиять на следствие, судебный процесс, скрыться от справедливого уголовного возмездия. То есть на основании установленных законодательно уголовным кодексом норм меры пресечения помогают не повлиять на нормальный исход решения судебного органа.
Вообще может быть вероятность того, что человек просто скроется от наказания, назначенного приговоров. То есть он может ввести в заблуждение следствие либо дознание, покинуть свое постоянное место проживания, удариться в бега. Рассмотрим все известные меры пресечения, применяемые на данный момент в системе уголовного законодательства Российской Федерации.
Используется мера в том случае, если у обвиняемого в совершении преступления лица есть человек в окружении, который пользуется доверием общества и правоохранительных органов. То есть он может поручиться за обвиняемого и обеспечить надзор за ним. Также поручитель обязан следить за надлежащим поведением обвиняемого и следить за его явками в следственные органы для проведения оперативных действий. Мера, кстати, достаточно редко применяется в системе действующего уголовного законодательства.
39. ПОДПИСКА О НЕВЫЕЗДЕ. ЛИЧНОЕ ПОРУЧИТЕЛЬСТВО
Мера, которую органы следствия и дознания применяют часто, обычно при преступлениях не большой и средней тяжести если преступник не представляет угрозы для общественного порядка. Подсудимый при назначении ему данной меры пресечения обязан не покидать пределы населенного пункта, где он проживает. Покидать место без разрешения правоохранительных органов нельзя, так как это будет прямым нарушением законодательных норм. Если преступник нарушает правила, то тогда мера пресечения может быть изменена на более серьезную, например, арест в СИЗО.
Присмотр за обвиняемым лицом назначается обычно если гражданин не достиг возраста совершеннолетия. Ответственность за его поведения и явку на следственные действия ложится на плечи его родителей или официальных опекунов. Если ребенок не имеет родителей, например, является сиротой, то тогда в случае его нахождения в государственном учреждении ответственность несет его сотрудник.
При внесении залоговых обязательств обвиняемое лицо передает свое движимое либо недвижимое имущество в органы власти. Своими действиями он подтверждает то, что будет содействовать расследованию преступления, участвовать в следственных действиях, являться на заседания судебного органа.
Данный вид меры пресечения применяется обычно к гражданам, которые официально несут бремя военной службы. Используется мера наказания в соответствии с установленными законодательными нормами к военным, командование воинской части которых может организовать контроль за действиями подсудимого лица. В случае противоправного поведения военнослужащего командование воинской части обязано сообщить об этом факте органам следствия.
Домашний арест – это мера пресечения, при которой подозреваемый либо обвиняемый гражданин был изолирован от общества. Изоляция проходит в пределах своего жилья, которое на время действия меры пресечения нельзя покидать. Также нельзя использовать мобильную связь, интернет, общаться с определенным кругом лиц. При ухудшении состояния здоровья гражданин имеет право на вызов скорой помощи.
42. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ КАК МЕРА ПРЕСЕЧЕНИЯ
Меры пресечения — это предусмотренные УПК РФ семь мер процессуального принуждения, одну из которых, при наличии достаточных оснований, дознаватель, следователь или суд вправе избрать обвиняемому, а в исключительных случаях подозреваемому, с целью временного ограничения его прав и свобод . Порядок их применения регламентирован гл.13 УПК РФ (cт.ст.97 — 110 УПК РФ). В ней же приводится исчерпывающий перечень мер пресечения. Ими являются:
- подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст.102 УПК РФ);
- личное поручительство (ст.103 УПК РФ);
- наблюдение командования воинской части (ст.104 УПК РФ);
- присмотр за несовершеннолетним , подозреваемым или обвиняемым (ст.105 УПК РФ);
- залог (ст.106 УПК РФ);
- домашний арест (ст.107 УПК РФ);
- заключение под стражу (ст.ст.108 и 109 УПК РФ).
Следующей мерой пресечения является личное поручительство. Оно состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым следующих двух обязательств:
- в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд;
Обратим внимание на то, что законодатель не называет критериев, по которым дознаватель, следователь или суд должны определять заслуживает предполагаемый поручитель доверия или нет. А ведь они очень важны.
Поскольку лицо, избирающее эту меру пресечения, должно быть уверено в добросовестности и искренности намерений поручителя, а он в свою очередь в том, что сможет обеспечить надлежащее поведение того, за кого ручается.
Критериями доверия, на наш взгляд, должны являться вполне определенные требования к поручителю, закрепленные в соответствующей норме уголовно-процессуального закона. Но не предполагающие, а исключающие возможность его участия в деле в этом качестве. Представляется, что по аналогии с требованиями, предъявляемыми к присяжным заседателям и кандидатам в присяжные заседатели, поручителем в уголовном судопроизводстве не должен выступать гражданин :
- не достигший возраста 25-ти лет;
- имеющий не снятую или не погашенную судимость ;
- признанный судом недееспособным или ограниченным в дееспособности ;
- состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
Полагаем, что в качестве заслуживающих доверия лиц, в данном случае, не могут расцениваться лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, а также имеющие физические или психические недостатки, препятствующие принятию на себя ответственности.
В соответствии со ст.103 УПК РФ, избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей, причем с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.
Поручителю разъясняется существо подозрения или обвинения, а также его обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства. Так, в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до 10-ти тыс.рублей в порядке, установленном ст.118 УПК РФ. Вместе с тем, поручитель может по уважительным причинам отказаться от взятого на себя поручительства. В таком случае, при невозможности его замены, избирается иная мера пресечения.
Как следует из приведенных законодательных положений, личное поручительство имеет не только существенные различия, но и определенное сходство с подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Так, например, в том и другом случае составляется письменное обязательство. Однако при избрании личного поручительства оно берется не от подозреваемого или обвиняемого, а от лица, заслуживающего доверия. Причем все, за что он ручается, предполагает и подписка о невыезде. Но в личном поручительстве обязательства носят опосредованный характер, т.к. поручитель ручается не за себя, а за лицо, в исходе уголовного дела которого он проявил заинтересованность. Кроме того, законодатель не вынуждает поручителя брать на себя обязательство по поводу того, что лицо, за которое он ручается, не будет покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда. И, наконец, применение личного поручительства возможно только с согласия лица, в отношении которого оно дается. В то время как для применения подписки о невыезде оно не требуется.
Однако личное поручительство — не единственная мера пресечения, на применение которой требуется заручиться согласием подозреваемого или обвиняемого. Оно необходимо и в случае применения дознавателем, следователем или судом наблюдения командования воинской части. Вместе с тем, согласия самого командования воинской части на применение этой меры пресечения не требуется. Оно лишь должно ставиться в известность об ее избрании.
Применение этой меры пресечения имеет и другую специфику. В самом общем виде она сводится к тому, что далеко не к каждому подозреваемому и обвиняемому она может быть применена. Для постановки вопроса о применении данной меры пресечения, каждый из них, как минимум, должен иметь самое непосредственное отношение к российским вооруженным силам, т.е. быть военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы.
Соответственно этому, средством, обеспечивающим выполнение связанных с этой мерой пресечения обязательств, в уголовно-процессуальном законодательстве названы воинск��е уставы.
Иные меры процессуального принуждения — группа из пяти таких мер, особенность которых проявляется в возможности их применения дознавателем, следователем или судом не только к подозреваемому или к обвиняемому, но и к другим участникам уголовного процесса в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства , а также надлежащего исполнения приговора . Порядку их избрания и применения посвящена гл.14 УПК РФ (ст.ст.111 — 118 УПК РФ). В ней установлено, что иными мерами процессуального принуждения являются:
- обязательство о явке (ст.112 УПК РФ);
- привод (ст.113 УПК РФ);
- временное отстранение от должности (ст.114 УПК РФ);
- наложение ареста на имущество (ст.ст.115 и 116 УПК РФ);
- денежное взыскание (ст.ст.117 и 118 УПК РФ).
Все названные меры, за исключением денежного взыскания могут быть применены к подозреваемому или обвиняемому. Денежное же взыскание, наряду с обязательством о явке и приводом может применяться к потерпевшему , свидетелю , гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому, но не к защитнику, поскольку его процессуальное преследование посредством применения названных мер, справедливо считается недопустимым.
Таким образом, главными отличиями мер процессуального принуждения из рассматриваемой группы являются их умеренная строгость и широкая, но не отличающаяся равномерностью, сфера применения. Так, например, в количественном выражении приводу и обязательству о явке могут быть подвергнуты не менее 10-ти различных участников уголовного судопроизводства, денежному взысканию — восемь, а временному отстранению от должности и наложению ареста на имущество только два.
В законе на этот счет есть четкое правило, что при наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались (ч.3 ст.113 УПК РФ). В противном случае, каждый из них может быть подвергнут приводу.
Привод состоит в принудительном доставлении подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего и свидетеля к дознавателю, следователю или в суд. Он производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также судебными приставами — исполнителями по обеспечению установленного порядка деятельности судов на основании соответствующего постановления или определения суда.
Порядок исполнения постановления (определения) о приводе регламентирован ведомственной инструкцией. Причем ее действие распространено не только на приводы по уголовным делам, но и по делам об административных правонарушениях .
В соответствии с предписаниями данной Инструкции, поступившее постановление (определение) о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности. Он должен организовать проверку сведений о лице, подлежащем приводу, а также принять меры по установлению его фактического местонахождения.
В том случае, когда лицо, указанное в постановлении (определении) о приводе находится на территории обслуживания другого органа внутренних дел, руководитель, которому поручено осуществление привода, по согласованию с его инициатором может принять одно из следующих решений:
- о направлении для исполнения постановления (определения) о приводе по территориальности;
- об обращении в вышестоящий орган внутренних дел с целью получения разрешения на самостоятельное осуществление привода на территории обслуживания другого органа внутренних дел с предварительным его уведомлением.
Для осуществления привода, руководитель органа внутренних дел обязан выделить сотрудника или группу (наряд) сотрудников полиции, провести их инструктаж, вручить постановление (определение) о приводе, при необходимости выделить автотранспорт и другие технические средства.
Сотрудники полиции, осуществляющие привод, обязаны достоверно установить личность лица подвергаемого приводу на основании имеющихся в постановлении (определении) о приводе сведений. Затем, постановление дознавателя, следователя, судьи или определение суда о приводе объявляется лицу, которое подвергается приводу, что должно быть удостоверено его подписью на постановлении или определении. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) делается соответствующая запись.
Осуществляя привод, сотрудники полиции не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Вместе с тем, они обязаны проявлять профессиональную бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем, чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.
Об исполнении постановления (определения) о приводе сотрудник полиции его осуществивший, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения. При невозможности осуществления привода в указанные в постановлении (определении) о приводе сроки , а также в случае отсутствия лица, подлежащего приводу, руководитель органа внутренних дел немедленно извещает об этом инициатора привода с указанием обстоятельств, препятствующих исполнению постановления (определения)299.
По общему правилу, привод не может производиться в ночное время, т.е. с 22 до 6 часов по местному времени (п.21 ст.5 УПК РФ). Исключение составляют лишь случаи, не терпящие отлагательства. Например, необходимость привода ночью может быть продиктована обстановкой только ч��о совершенного преступления или необходимостью пресечения преступной деятельности.
Уполномоченное лицо (следователь, суд) в пределах предоставленных ему законом прав может избирать уголовно-преследуемому лицу меру пресечения если наличествуют основания, предусмотренные УПК РФ. Другими словами, если есть основания полагать, что данное лицо может:
- попытаться скрыться от органов следствия;
- продолжить заниматься противоправной деятельностью;
- угрожать участникам производства по делу
- уничтожать доказательства или как то иначе препятствовать производству делу.
Как и само понятие мер процессуального характера, их виды указаны в УПК РФ:
- Личное поручительство.
- Подписка о невыезде.
- Наблюдение командира воинской части.
- Присмотр (в отношении несовершеннолетних участников уголовных дел).
- Залог.
- Домашний арест.
- Заключение под стражу.
При наличии оснований для применения какой-либо меры принуждения дознаватель или следователь обязаны выбирать её с учётом тяжести совершённого преступления, возраста подозреваемого, его состояния здоровья и иных важных обстоятельств.
Срок меры пресечения равен периоду расследования и судебного разбирательства по делу. При продлении срока следствия продлевается и срок меры пресечения. После вступления приговора в силу, действие данной меры прекращается.
Внимание!
Новое издание конспекта от 2016 года:
Батычко Вл.Т. Уголовный процесс. Конспект лекций. Таганрог: ИУЭС ЮФУ, 2016.
Конспект лекций написан в соответствии с программой курса уголовно-процессуального права, на базе нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовно-процессуального законодательство по состоянию на 1 сентября 2016 года.
Под мерами уголовно-процессуального принуждения принято понимать меры уголовно-процессуального характера, применяемые дознавателем, следователем, а также судом в пределах назначенных им полномочий, при наличии оснований, предусмотренных законом в целях успешного расследования и разрешения уголовного дела и выполнения иных задач уголовного судопроизводства.
В определении мер процессуального принуждения можно выделить следующие ключевые моменты: а) они применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер; б) ограничивают гражданские права и свободы физических лиц, а также права и интересы юридических лиц; в) применяются полномочными органами государства в пределах их компетенции; г) применяются к участникам уголовного судопроизводства, ненадлежащее поведение которых (или возможность такого поведения) создает (или может создать) препятствия для производства по делу; д) имеют конкретные цели, вытекающие из общего назначения уголовного судопроизводства; е) применяются при наличии определенных законом условий и оснований; ж) осуществляются в определенном порядке, гарантирующим законность и обоснованность их применения.
Основной гарантией законного применения мер процессуального принуждения является то, что они применяются при производстве по уголовному делу. Для применения мер пресечения и некоторых иных мер процессуального принуждения и процессуальных действий, ограничивающих права и свободы граждан, необходимы специальные условия — судебное решение или, например, необходимо вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, прежде чем ходатайствовать перед судом об отстранении его от должности (ст. 114 УПК РФ).
Рассмотрим классификацию мер процессуального принуждения. По своему назначению меры процессуального принуждения можно разделить на пресекательные (меры пресечения, задержание, принудительный привод), т.е. средства пресечения незаконных действий, обеспечительные (следственные действия по собиранию доказательств — выемка, обыск, освидетельствование и др.), т.е. направленные на обеспечение надлежащего поведения, предупреждения правонарушения или собирание доказательств, и превентивные (так как необходимо учитывать, что меры процессуального принуждения (прежде всего пресекательные и в меньшей степени обеспечительные) могут применяться и с целью превенции нежелательного для нормального хода процесса образа действий того или иного участника).
Действующее законодательство дает основание для выделения как минимум трех разновидностей мер процессуального принуждения:
1) задержание подозреваемого (гл. 12 УПК РФ); 2) меры пресечения (гл. 13 УПК РФ); 3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК РФ).
Таким образом, иные меры процессуального принуждения — это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, объективно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, применяемые уполномоченным на то государственным органом (должностным лицом), ведущим уголовное дело, при наличии оснований и в порядке, установленном законом в отношении лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также других участников уголовного судопроизводства для предупреждения или пресечения неправомерных действий этих лиц в целях обеспечения назначения уголовного судопроизводства.
Формальным признаком принудительности того или иного процессуального или иного действия, как правило, следует считать оформление решения о его производстве постановлением или же получение особого разрешения на его осуществление (решение суда, согласие прокурора).
Отличия мер пресечения от иных мер процессуального принуждения заключается в:
1) субъектах, к которым они применяются, т.е. только в отношении обвиняемого и подозреваемого. Иные меры процессуального принуждения могут использоваться в отношении и обвиняемого, и подозреваемого, и других лиц, привлекаемых к уголовному преследованию, а также свидетеля, потерпевшего (ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 113, ст. 117, 258 УПК РФ), специалиста (ст. 117, 258 УПК РФ), гражданского ответчика (истца) (ч. 1 ст. 115, ст. 117, 258 УПК РФ). Иные меры процессуального принуждения могут применяться не только по отношению к физическим (как меры пресечения), но и к юридическим лицам (например арест имущества);
2) ценностях, которые подвергаются ограничению. По общему правилу меры пресечения связаны с ограничением наиболее существенных конституционных прав и свобод личности, например, право на свободу и неприкосновенность личности;
3) порядке избрания, изменения, отмены. Для применения мер пресечения законодатель предусмотрел особую процессуальную форму, включая основания, условия, порядок избрания, изменения или отмены. Для иных мер процессуального принуждения подобная форма не предусмотрена. Существует разнообразие процессуальных форм для применения иных мер п��оцессуального принуждения.
Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу.
Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.). Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения уголовного дела судом.
Таким образом, меры процессуального принуждения – это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач уголовного судопроизводства.
УПК предусматривает следующие виды мер процессуального принуждения:
задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).
Действия принудительного характера – это и есть меры, которые применяются соответствующими субъектами, а именно сотрудниками правоохранительных органов. Все вопросы относительно условий их реализации, способов и сроков фиксируются в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, который закрепляет все необходимые моменты, помогающие предотвращать преступность.
Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.
Основаниями для избрания меры пресечения
являются данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием для избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса).
Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения
(ст. 98): 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.
При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 Уголовно-процессуального кодекса).
Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения. И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.
В отношении подозреваемого мера пресечения действует 10 суток. Если в этот срок ему не предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется (ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса). Мера пресечения, избранная в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277–279, 281 и 360 Уголовного кодекса, действует в течение 30 суток (именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение).
Уполномоченное лицо (следователь, суд) в пределах предоставленных ему законом прав может избирать уголовно-преследуемому лицу меру пресечения если наличествуют основания, предусмотренные УПК РФ. Другими словами, если есть основания полагать, что данное лицо может:
- попытаться скрыться от органов следствия;
- продолжить заниматься противоправной деятельностью;
- угрожать участникам производства по делу
- уничтожать доказательства или как то иначе препятствовать производству делу.
Применение меры пресечения возможно если, во-первых, возбуждено уголовное дело; во-вторых, уголовно-преследуемое лицо имеет статус подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.
По характеру меры государственного принуждения могут быть:
- психологическими, заключающимися в запугивании, моральном давлении или работе с психологом;
- имущественными, предполагающими, что человек после совершения каких-либо неправомерных действий может лишиться своего имущества;
- физическими, применяющимися только к преступникам, которые не желают добровольно нести ответственность за свои незаконные действия;
- организационными, заключающимися в отказе от проведения незаконных митингов или собраний.
Все вышеуказанные действия должны быть законными, для чего учитываются права и свободы, имеющиеся у каждого российского гражданина. Дополнительно данные меры должны быть оправданными, обоснованными, подтвержденными официальными документами и целесообразными. Государственные служащие при наличии возможностей должны отказываться от каких-либо жестких мер воздействия.
Статья 98 Уголовно-процессуального кодекса называет 7 разновидностей ограничений для личности, находящейся под следствием. Они разнонаправленны и в целом служат общим основаниям.
Чаще остальных в рамках обычного судопроизводства применяется подписка о невыезде. Её назначают сразу после присвоения статуса причастного к совершению нарушения лица. Однако существует расхождение между наименованием меры, данной в общем перечне, и статьёй 102, где расшифровывается реализация ограничения.
Помимо подписки о невыезде, здесь ставится вопрос о принуждении к надлежащему поведению, а именно:
- Явке к соответствующему сотруднику правоохранительных органов (полиции).
- Отсутствие преград со стороны нарушителя в плане ведения следствия.
Когда уполномоченный сотрудник органов, проводящий расследование, даёт согласие на покидание места жительства, то мера не считается приостановленной, поскольку такое одобрение надлежит получать при каждой необходимости уехать.
Личное поручительство отсылает к нормам предыдущей статьи. Доверенное лицо обязуется следить за поведением нарушителя. Не расшифровывается степень участия поручителя, но в отношениях со следствием он должен обеспечивать явку своего подопечного и следить за тем, чтобы тот не препятствовал следствию. За неисполнение возложенных на него обязательств доверителю грозят штрафные санкции.
47. РЕАБИЛИТАЦИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым схож с личным поручительством. Отличие заключается в специальном субъекте, которому доверяется следить за исполнением обязательств нарушителя. Поскольку под обвинение подпадает лицо, которому не исполнилось восемнадцати, то следить за ним должны официальные представители (родители, опекуны, усыновители). Важный критерий отбора существует в отношении избрания доверителя – лицо должно заслуживать доверия, то есть для преступников из неблагополучных семей в качестве поручителей выбираются должностные лица. Если у ребёнка нет семьи, то выбираются сотрудники учреждения, где нарушитель воспитывается.
Залог представляет собой обеспечение и назначается как на этапе первоначальных следственных действий (возбуждения дела), так и в период судебного следствия. Внести денежные средства, размер которых устанавливается решением суда, может как сам нарушитель, так и иное лицо (в том числе юридическое).
Когда ведётся судебное следствие, можно привлекать в качестве обеспечения явки любое имущество, принадлежащее преступнику.
На величину суммы обеспечения влияет не только степень преступного посягательства, но и финансовое положение третьего лица, которое вносит обеспечительную сумму. Устанавливаются минимальные пороги: для мелких и средних преступлений – 50 000 р. и более, тогда как тяжкие и особо тяжкие должны быть обеспечены суммой, превышающей 500 000 р. В отношении имущества нарушителя имеются также ограничения. Так, если на долю в праве собственности может претендовать иждивенец или это является единственным жильём, то недопустимо использовать в отношении него залог.
Назначение этой меры может сочетаться с запретом определённых действий.
Возврат денежных средств или имущества возможен тогда, когда не произошло нарушений предписаний следователя или нарушителя.
Заключение под стражу – самая жёсткая мера ограничения. Она должна назначаться для всех преступников, наказание по нарушениям уголовного законодательства которых более 3 лет.
Однако существует возможность применить это ограничение для прочих подозреваемых, если:
- Нарушитель не обладает пропиской в границах страны.
- Дознаватели не могут быть уверены в личности преступника.
- Лицо, которое проходит по делу как субъект посягательства, пренебрегло обязательствами по иным ограничениям.
- Есть информация о том, что нарушитель скрывается от преследования.
Несовершеннолетним гражданам также может назначаться это ограничительное действие, но только в том случае, когда совершённые ими деяния квалифицированы как тяжкие или особо тяжкие.
Следует обратить внимание, что эта мера назначается в течение рабочего дня после поступления соответствующего прошения в суд (8 часов). Тогда как суду на согласие на удержание виновного лица предоставляется 3 суток (72 часа).
Заочно это ограничение может быть назначено для нарушителя, объявленного в международный розыск.
Ходатайствовать о повторном назначении подобного ограничения можно только после выявления ранее неизвестных обстоятельств.
Под задержанием принято понимать кратковременное лишение свободы без решения суда и санкции прокурора. Осуществляют данное действие с целью пресечения преступной деятельности, а также предотвращения случаев сокрытия от следствия важных доказательств и фальсификации улик. Срок задержания, допустимый УПК, составляет 48 часов, иногда он может быть продолжен до 72 часов. Если за это время не будет выдвинуто обвинение, то задержанного человека обязательно должны отпустить. После задержания виновного помещают в следственный изолятор.
Основанием для задержания лица, подозреваемого в преступлении, являются:
- субъект был замечен при совершении преступного деяния или же сразу после его совершения на месте злодеяния;
- потерпевшие или очевидцы указали на конкретного гражданина, как на преступника;
- на одежде лица были обнаружены следы крови или в его жилье были найдены следы преступления;
- лицо пыталось скрыться с места преступления;
- субъект не имеет постоянного места жительства;
- не получилось на месте установить личность подозрительного субъекта.