Федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Государственная гражданская служба Российской Федерации является одним из видов государственной службы и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Свое организационное оформление институт государственной гражданской службы получил после вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. В соответствии с ним государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на два уровня:

  1. федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
  2. государственная гражданская служба субъектов РФ — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий данного субъекта, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ

Административно-правовой статус государственных гражданских служащих представляет собой правовое положение служащих в государственном органе, в системе соответствующих внутренних и внешних административных и государственно-служебных правоотношений и включает в себя следующие элементы:

  1. права государственных гражданских служащих, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе возможности государственных гражданских служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям государственной гражданской службы;
  2. обязанности государственных гражданских служащих, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе правомерные действия, которые должны совершать государственные гражданские служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по замещаемым должностям государственной гражданской службы;
  3. гарантии на государственной гражданской службе, установленные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ о государственной гражданской службе обеспечительные меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными гражданскими служащими обязанностей по замещаемым должностям государственной гражданской службы;
  4. ограничения на государственной гражданской службе — установленные российским законодательством, законодательством субъектов РФ о государственной гражданской службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную гражданскую службу или не может замещать должности государственной гражданской службы;
  5. запреты на государственной гражданской службе — установленные российским законодательством, законодательством субъектов РФ о государственной гражданской службе действия, признаваемые несовместимыми с положением государственных гражданских служащих, наносящими существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям;
  6. ответственность государственных гражданских служащих — система дисциплинарных, административных, уголовных и иных мер, направленных на обеспечение должного и своевременного исполнения государственными гражданскими служащими своих обязанностей, соблюдения ими ограничений и запретов, а также недопущения совершения служащими противоправных деяний.

1. В сфере организации труда существуют следующие права:

  • на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • на членство в профессиональном союзе;
  • на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными федеральными законами;
  • на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • на медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  • на проведение по его заявлению служебной проверки;
  • на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • на выполнение с предварительным уведомлением представителя нанимателя иной оплачиваемой работы, если это не повлечет конфликта интересов.

2. В сфере денежного и пенсионного обеспечения существуют права:

  • на оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
  • на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законодательством.

3. В области материально-технического обеспечения есть право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

1. В сфере организации труда гражданские служащие обязаны:

  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством (Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уделяет особое внимание проблеме исполнения неправомерных поручений или прика-зов: государственный гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение; при получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению государственного гражданского служащего, неправомерным, государственный гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование непра-вомерности данного поручения с указанием положений российского законодательства, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме; в случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения; за исполнение государственным гражданским служащим неправомерного поручения государственный гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с российским законодательством);
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • соблюдать служебный распорядок государственного органа.

2. В сфере материально-технического обеспечения государственные гражданские служащие обязаны беречь государственное имущество, в том числе предоставленное для исполнения должностных обязанностей.

3. В сфере должностной служебной деятельности гражданские служащие обязаны:

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;
  • сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

4. В сфере обеспечения безопасности гражданские служащие обязаны:

  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случаях:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  7. наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;
  9. непредставления установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Государственные гражданские служащие, совершившие дисциплинарные проступки, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Подробно аспекты, касающиеся дисциплинарной ответственности государственных служащих, будут рассмотрены в следующем параграфе, посвященном порядку поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождению.

Государственные гражданские служащие, совершившие административные правонарушения или уголовные преступления, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях или Уголовным кодексом РФ.

В рамках настоящего параграфа мы не будем подробно останавливаться на всех мерах административного или уголовного воздействия, применяемых в отношении государственных гражданских служащих, совершивших противоправные деяния. Рассмотрим лишь некоторые виды административных правонарушений и адми-нистративных санкций, которые могут применяться в отношении государственных гражданских служащих, совершивших противоправные деяния.

Поступление на государственную гражданскую службу представляет собой урегулированную нормами права процедуру оценки личностных и деловых качеств лица — претендента на должность государственной гражданской службы, а также необходимого перечня документов указанного лица, на основании результатов которой оформляются служебные правоотношения между государственным органом и лицом, претендующим на замещение той или иной должности государственной гражданской службы.

Кандидат на замещение должности государственной гражданской службы должен обладать следующими качествами:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • достижение возраста 18 лет;
  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • соответствие квалификационным требованиям, установленным для определенных должностей государственной гражданской службы.

Поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения соответствующей должности государственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, за исключением ряда случаев:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  2. при назначении на должности государственной гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ;
  5. при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей государственной гражданской службы (по решению представителя нанимателя соответствующего государственного органа).

Первые три случая имеют императивный характер, последние два — диспозитивный, при котором конкурс может как проводиться, так и не проводиться.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

  1. личное заявление;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством РФ, с приложением фотографии;
  3. копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  4. документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию: копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина — о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
  5. документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  6. иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Претенденту на замещение должности государственной гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности государственной гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федера-ции» для поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент, успешно прошедший конкурс либо назначаемый на должность во внеконкурсном порядке, представляет в кадровую службу следующие документы:

  1. заявление с просьбой о поступлении на государственную гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;
  3. паспорт;
  4. трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  5. страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;
  6. свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
  7. документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  8. документ об образовании;
  9. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. В отличие от военной и правоохранительной службы государственная гражданская служба ставит своей целью обеспечение полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и обеспечение полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих должности субъекта РФ.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 4 данного закона устанавливает следующие принципы гражданской службы:

  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
  3. равный доступ граждан к гражданской службе;
  4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  5. стабильность гражданской службы;
  6. доступность информации о гражданской службе;
  7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Государственная гражданская служба РФ взаимосвязана с государственной службой РФ иных видов, а также с муниципальной службой.

В соответствии со ст. 6 федерального закона № 79-ФЗ взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

  • соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
  • установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы РФ различных видов;
  • учета стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ.

Государственная гражданская служба Российской Федерации делится на два уровня — федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ.

Под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Среди особенностей федеральной гражданской службы можно выделить следующие:

  • во-первых, она имеет не субординационный, а координационный характер, гражданские службы всех трех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма (соглашения, договора);
  • во-вторых, данная система регулируется нормативными правовыми актами, основной и определяющей формой координации в системе федеральной гражданской службы является управление с помощью различных государственных норм — законов, указов, совместных постановлений, общих процедур и т.д.;
  • в-третьих, абсолютное большинство на должностях федеральной гражданской службы занимают женщины.

С организационной стороны федеральная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей федеральной государственной власти. В ее состав входят гражданские службы двух палат Федерального собрания РФ, президента, правительства, министерств и ведомств, а также трех федеральных судов и Генеральной прокуратуры. Кроме того, в нее еще включается гражданская служба иных органов федеральной власти, куда входят аппараты Центральной избирательной комиссии. Счетной палаты и государственных финансовых органов. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является необходимой составляющей федеральной государственной власти.

В структуре современного государственного управления также важное место занимает система управления субъектов федерации, и в частности их гражданская служба. Под государственной гражданской службой субъекта Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации. Среди особенностей государственной гражданской службы субъектов федерации можно выделить следующие:

  1. имеет переходный характер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем;
  2. представляет собой практически самостоятельный срез государственного управления, плохо связанный с федеральной и муниципальной службами;
  3. в настоящ��е время в основных чертах начинает постепенно повторять структуру федеральной гражданской службы.

Несмотря на действовавшие в Русском государстве систему приказов, их организационная структура и порядок функционирования была недостаточно прозрачной и не имевшая однозначной законодательной базы. В связи с этим, начало государственной службы в России, как образование чиновничества, связывают с именем Петра I и, в частности, с принятием в 1722 году Табели о рангах — закона о порядке госслужбы в Российской Империи и Российской Республике (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства)[4]. Принятие этого закона разделило государственную службу на военную, гражданскую и придворную, а также установило иерархию рангов в армии, флоте, гражданской администрации и порядок их соотношения[5].

В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).

Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.

Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.

Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации[П 1] и федеральными законами:

  • «О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба;
  • «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

По данным Росстата, по итогам 2013 года численность сотрудников государственных гражданских (федеральных и региональных) органов власти составляла 786,4 тысячи человек, включая государственные должности[9]. При этом непосредственно в центральных аппаратах федеральных органов власти (расположены преимущественно в г. Москве) должности занимали 39,2 тыс. сотрудников.

01/1999 01/2001 01/2002 09/2003 01/2005 01/2007 10/2008 10/2009 10/2011 10/2013
Численность, тыс. чел. 485,6 548,7 576,1 666,8 684,2 791,8 846,3 868,2 827,5 786,4
Доля от трудоспособного населения (в %) 0,67 0,77 0,8 0,92 0,93 1,05 1,12 1,15 1,09 1,04

Численность сотрудников муниципальных органов по итогам 2013 года, по данным Росстата, составляла 352,2 тыс. Соотношение числа государственных и муниципальных служащих к жителям составляет 33 чиновника на 1000 человек занятых в экономике (по итогам 2014 года)[10][11].

В марте 2019 года первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на коллегии казначейства, сообщила о начале масштабной реформы государственной службы. По ее словам, в 2020 году численность сотрудников территориальных органов власти сократится на 5%, а в 2021-м — еще на 10%. За этот же период под сокращение подпадут 10% служащих центрального аппарата[12].

Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:

  • признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличие не снятой или не погашенной судимости или судебного запрета на работу в госструктурах;
  • отказ от оформления допуска к государственной тайне (если работа связана с доступом к ней);
  • наличие заболеваний, при наличии которых запрещено трудоустройство на госслужбу (органические, включая симптоматические, психические расстройства; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения; расстройства привычек и влечений; умственная отсталость; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; эпилепсия[21]);
  • близкое родство с руководителем;
  • наличие гражданства другой страны или выход из гражданства России;
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений (в том числе о доходах, имуществе и обязательствах) при поступлении на гражданскую службу;
  • утраты представителем нанимателя доверия в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.

В связи с прохождением гражданской службы запрещается:

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза), если ему не поручено участвовать в управлении организацией в порядке предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами;
  • замещать должность гражданской службы в случае:
1. избрания или назначения на государственную должность[П 4];
2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;[источник?]
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе-работодателе;
  • получать любые вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)[П 5];
  • выезжать в зарубежные командировки за счёт физических и юридических лиц (за исключением тех командировок, которые организованы в рамках договорённостей государственных федеральных и региональных органов, или муниципальных органов России с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями);
  • использовать не по целевому назначению средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • разглашать сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки (в том числе в СМИ и социальных сетях) в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;
  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего;
  • создавать или участвовать в создании в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Государственная служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации[П 1] и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон № 58-ФЗ определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба.

Детальное регулирование государственной гражданской службы осуществляется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), а также указами Президента России, постановлениями Правительства России и нормативными правовыми актами регионов. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

Государственная гражданская служба — это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях[4].

Замещение государственных должностей или государственных должностей субъектов России не является государственной гражданской службой. Государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов[5][4]. Перечень государственных должностей устанавливается указами президента России[6], а перечень региональных государственных должностей конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Например, должность федерального министра является государственной должностью, а служащие министерства — госслужащие, обеспечивающие исполнение полномочий министра.

Таким образом, гражданская госслужба — это деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), судов и некоторых других государственных органах.

Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.

Классный чин — звание (ранг) государственного гражданского служащего, присваиваемое в соответствии с замещаемой должностью (если быть точнее — в соответствии с группой должностей), по результатам квалификационного экзамена[2]. Является аналогом воинского звания. Соотношение воинских званий и классных чинов гражданских служащих определяется указами президента России[8].

Без квалификационного экзамена классные чины присваиваются следующим категориям гражданских служащих[2]:

  • замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей;
  • замещающим должности категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России;
  • замещающим должности относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

Классный чин сохраняется за гражданским служащим пожизненно. При нахождении на государственной службе, за классный чин выплачивается дополнительное вознаграждение в размере, установленном актами президента России[2][9].

Правом поступления на государственную гражданскую службу обладают совершеннолетние граждане России, владеющие государственным языком, и соответствующие квалификационным требованиям[2].

За исключением ряда случаев, поступление на государственную гражданскую службу производится на конкурсной основе. Конкурс проводится в два этапа[10]:

  • 1 этап. Объявление о приеме документов для участия в конкурсе. Объявление должно быть опубликовано не менее чем в одном периодическом печатном издании. Информация о проведении конкурса также должна быть размещена на сайте государственного органа, проводящего конкурс. Гражданин, желающий принять участие в конкурсе, в установленный срок должен представить в государственный орган необходимые документы.
  • 2 этап. Осуществляется оценка кандидатов конкурсной комиссией государственного органа. Оценка производится на основании предоставленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, об осуществлении иной трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур. В качестве последних могут выступать собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование. По окончании конкурса осуществляется голосование членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на должность или для отказа в назначении. Результатом конкурса также может быть отказ от назначения, но с зачислением в кадровый резерв органа власти.

Конкурс не проводится:

  • при назначении на определенный срок на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • при назначении на должности категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России или Правительством России;
  • при заключении срочного служебного контракта;
  • при назначении гражданского служащего на иную должность, если он не может исполнять должностные обязанности по уже замещаемой им должности по состоянию здоровья, либо при сокращении должностей государственной гражданской службы, либо при реорганизации (изменении структуры) или ликвидации государственного органа;
  • при назначении на должность государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).

По состоянию на I полугодие 2012 года, среднемесячная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах России составила 112,5 тысяч рублей[11]. При этом в 49 федеральных министерствах, службах, агентствах (70 % от их общего числа) уровень средней заработной платы служащих был ниже средней заработной платы в Москве (57,4 тысяч рублей).

Средняя заработная плата гражданских служащих не зафиксирована и может меняться, так как содержит ряд параметров, влияющих на её итоговый размер. Большую часть доходов составляют премии и иные выплаты (например, отпускные)[12]. При этом должностной оклад, а также размер оклада за классный чин устанавливаются публичными указами президента России[13].

Составные части доходов государственных гражданских служащих:

  • ежемесячное денежное поощрение (количество должностных окладов)[13];
  • месячный оклад за классный чин (максимальное на август 2012 — 1850 рублей)[9];
  • ежемесячные надбавки за выслугу лет на гражданской службе[2];
  • ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы[2];
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну[2];
  • премии[2].

Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27.07.2004 № 79-ФЗ) установлены ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы[П 3]. Предусмотренные наказания за нарушение этих норм — дисциплинарные взыскания, увольнение, а в отдельных случаях возбуждение административного или уголовного дел[2].

Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей на госслужбе;
  • отказа от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если прохождение службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства России или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств);
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных законодательством сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  • утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

Что такое государственная служба, кто относится к госслужащим?

Государственная служба — это исполнение государственных функций в рамках действующего законодательства. Государственная служба Российской Федерации подразделяется на гражданскую и военную.

Рассмотрим, кто такие госслужащие, кто к ним относится, определим список профессий государственных служащих. Сотрудники, работающие в федеральных и региональных органах власти, выполняющие государственные функции в разных сферах относятся к госслужащим. Выплата заработной платы таким сотрудникам производится из федерального или регионального бюджета. Военнослужащим выплачивают заработную плату из бюджета Министерства обороны.

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

  • -Категории должностей.
  • -Группы.
  • -Виды госорганов.
  • -Характер и объем полномочий.

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

  • -В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
  • -Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

  • -Отработавших в соответствующей должности менее года.
  • -Достигших 60 лет.
  • -Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
  • -Замещающих должности категорий «руководители» и «советники» («помощники») в соответствии со срочным контрактом.

Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

  • -Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
  • -Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
  • -Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
  • -Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
  • -Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей. Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
  • -Защиту персональных данных.
  • -Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
  • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
  • -Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
  • -Членство в профсоюзе.
  • -Рассмотрение служебных споров.
  • -Проведение проверки по заявлению служащего.
  • -Медстрахование.
  • -Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
  • -Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
  • -Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

Государственная служба это вид деятельности людей, осуществляемый на профессиональной основе с целью удовлетворения нужд страны. Точное определение этому термину дано в Законе № 58-ФЗ. Здесь сказано, что это профессиональный род деятельности людей, являющихся гражданами России, напрямую связанный с осуществлением полномочий от имени РФ.

Государственные служащие осуществляют полномочия не только от имени всей страны, но и от имени органов власти всех уровней. В России данный термин нашёл применение в 90-ые годы прошлого века, когда СССР перестал существовать. Почти десятилетие он менялся, его корректировали в зависимости от ситуации в стране.

Сегодня госслужба – это деятельность по исполнению полномочий:

  • страны Российская Федерация в целом;
  • органов власти всех уровней;
  • всех субъектов федерации;
  • лиц, которые занимают должности, определённые Конституцией РФ.

Обратите внимание! Такая служба подразумевает под собой важную для государства деятельность. К тем лицам, которые её ведут, предъявляются особые требования – к возрасту, репутации, образованию.

Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:

  • общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
  • службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.

Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.

Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.

Государственные служащие: виды, порядок назначения и денежное довольствие

Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.

Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.

Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.

Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.

Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.

За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:

  • система прокуратуры всех уровней;
  • МВД;
  • система юстиции;
  • система правопорядка;
  • система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
  • служба миграции.

Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.

Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:

  • федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
  • законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
  • равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
  • первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
  • взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
  • единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
  • открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
  • компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
  • невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.

Обратите внимание! Некоторые из приведённых принципов можно разделить ещё раз. Например, принцип компетентности включает в себя принцип постоянства кадров.

Государственная гражданская служба Российской Федерации (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Таким образом, политические руководители непосредственно исполняют полномочия государственных органов, а гражданские служащие в основном обеспечивают это их исполнение.

Государственная гражданская служба

Определяется как гражданская деятельность в составе разных подразделений федеральной службы, обеспечивающая все условия для полной реализации полномочий, которыми наделены государственные органы или отдельные лица (Конституция касается этого направления в статье 71).

В первую очередь – это 3 вида власти:

  1. Законодательная. Состоит из Федерального собрания, имеющего 2 палаты: Совет Федерации и Госдуму. Здесь должности имеют выборную основу, в соответствии с избирательным правом по результатам всеобщих выборов. Данные аппараты имеют права по принятию законов, бюджетов и должны осуществлять парламентский контроль над действиями исполнительной власти.
  2. Исполнительная. Базируется на основе Правительства, министерств, федеральных служб и комитетов РФ по всем направлениям обеспечения жизнедеятельности населения. Служащих принимают на работу путем назначения. Представители данной власти должны реализовывать меры по исполнению всех принятых законов, управлять различными сферами и отраслями строительства (государственного и хозяйственно-культурного).
  3. Судебная. Сюда входят все виды судов, которые призваны осуществлять судопроизводства уголовных, гражданских, конституционных и административных направленностей. Замещение должностей, как правило, происходит на конкурентной основе.

Инициатором этой службы выступает исполнительная власть соответствующего федерального органа. Она является его аналогом в меньшем объеме и представителем в рамках конкретной территории, называемой субъектом. Имеет свои законы и правовые акты, не противоречащие федеральным. При этом учитывает особенности местоположения, численности и состава населения с их потребностями и др.

Все решения, касающиеся служебной деятельности в субъектах, перед принятием согласовываются с подобными органами в Федеральной службе, а именно:

  • образование, внесение изменений в работу и закрытие территориальных аппаратов госслужбы;
  • утверждение в должности и освобождение от нее руководителей в субъектах РФ;
  • определение структуры аппарата в области ее численности, штата и фонда заработной платы.

Обязательства в вопросах финансирования деятельности органов службы возлагается на средства бюджетов в соответствующих субъектах РФ, поскольку именно они являются нанимателями на должности.

Конституция РФ в ст. 72 говорит, о кадрах всех органов (правоохранительных, судебных, адвокатских и нотариальных), которыми РФ располагает совместно со своими субъектами.

Чтобы обеспечивать полное функционирование институтов государственной гражданской службы необходимо брать за основу несколько принципов:

  • Человек со своими правами и свободами – это приоритетное направление.
  • Основы гражданской службы в области права и организации деятельности должны быть едиными на федеральном и региональном уровнях.
  • Предоставлять в одинаковой мере возможность поступления на гражданскую службу, и равные условия для всех людей, знающих государственный язык. При этом это может быть как мужчина, так и женщина, любой расы, национальности и происхождения. Проживать в какой угодно части страны, имея при этом различное положение в вопросах имущества и должностей. Гражданин имеет право исповедовать какую-то религию либо быть атеистом. Убеждения могут быть всевозможными, так же как и вхождение в общественные объединения. Если обстоятельства не играют роли для профессиональных и деловых качеств претендента на должность, то они не берутся в расчет.
  • Служащие должны иметь достаточный уровень компетентности и профессионализма.
  • Стабильность деятельности.
  • Доводить до сведения людей в доступной форме информацию, касающуюся гражданской службы.
  • Взаимодействовать с социальными организациями и отдельными гражданами.
  • Давать защиту служащим при выявлении неправомерных вмешательств в их деятельность, являющуюся служебной.

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.

Особенности развития государственной гражданской службы

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  4. Старшие: специалисты и ОС.
  5. Младшие: ОС.

Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):

  • главный специалист (эксперт);
  • ведущий специалист (эксперт);
  • специалист (эксперт).

Система государственной службы в РФ включает в себя:

  • государственную гражданскую службу,

  • военную службу и

  • государственную службу иных видов.

п. 1 статьи 2 «Система государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ

В свою очередь, государственная гражданская служба подразделяется:

  • на федеральную государственную гражданскую службу и

  • государственную гражданскую службу субъекта РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы…»:

  • из перечня видов государственной службы была исключена правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы и

  • предусмотрено, что система государственной службы будет состоять из государственной гражданской службы, военной службы и иных видов государственной службы, которые устанавливаются федеральными законами.

Необходимость внесения данных изменений была связана с тем, что применение понятия «правоохранительная служба» являлось одной из существенных проблем Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Правоохранительная служба:

  • была первоначально включена в систему государственной службы и

  • определялась как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы.

При этом в пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 58-ФЗ устанавливалось:

  • что указанное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы может применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (данная норма утратила силу);

  • работа над проектом федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» велась около 10 лет, но так и не была завершена.

В законодательстве РФ:

  • нет определения понятия «правоохранительный орган», то есть не определены критерии и признаки, которым он должен соответствовать;

  • также не поименованы государственные органы, которые являются правоохранительными органами.

В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон № 58-ФЗ, направленные на решение указанных выше проблем:

  • государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы;

пункт 3 статьи 2 «Система государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ

  • перечни типовых должностей федеральной государственной службы иных видов утверждаются Президентом РФ.

пункт 2 статьи 9 «Реестры должностей государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ

Пока такой перечень не составлен. Предполагается, что в такой перечень войдут должности в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Военная служба относится к видам федеральной государственной службы.

п. п. 3 статьи 2 «Система государственной службы» Федерального закона № 58-ФЗ

Военная служба:

  • особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства:

    • в Вооруженных Силах РФ;

    • в войсках национальной гвардии РФ;

    • в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

    • Службе внешней разведки РФ;

    • органах федеральной службы безопасности;

    • органах государственной охраны;

    • органах военной прокуратуры;

    • военных следственных органах Следственного комитета РФ;

    • федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;

    • воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

  • а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях;

  • таким гражданам присваиваются воинские звания.

Прохождение военной службы осуществляется:

  • гражданами:

    • по призыву и

    • в добровольном порядке (по контракту);

  • иностранными гражданами:

    • по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу:

  • являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 16.10.2019) «О статусе военнослужащих»;

  • подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии со статьей 9 «Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация» Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (ред. от 1 октября 2019 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

  • сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (в ред. от 9 октября 2019 г.).

Государственная гражданская служба – виды и принципы

Государственная гражданская служба:

  • вид государственной службы,

  • представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий:

    • федеральных государственных органов,

    • государственных органов субъектов РФ,

    • лиц, замещающих государственные должности РФ,

    • и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

п. 1 статьи 5 «Государственная гражданская служба» Федерального закона № 58-ФЗ

Федеральная государственная гражданская служба:

  • профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и

  • лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба субъекта РФ:

  • профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также

  • полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены:

  • Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В государственных органах могут быть учреждены:

  • должности государственной службы различных видов, а также

  • должности, не являющиеся должностями государственной службы. К последним относятся должности по техническому обслуживанию деятельности государственного органа, по охране и обслуживанию зданий и помещений и т.д.

В настоящее время соотносимость должностей государственной службы различных видов, воинских званий, классных чинов и специальных званий и размера оплаты труда устанавливается принятием на уровне указов Президента РФ табелей соответствия, например:

  • Указ Президента РФ от 09.06.2006 № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов»;

  • Указ Президента РФ от 19.11.2007 № 1554 (ред. от 10.11.2018, с изм. от 19.09.2019) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции».

Для определения границ полномочий между субъектами нужно окунуться в терминологию.

Определение 1

Предмет ведения, определяемый нормами ФЗ от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных, представительных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ», регулируется, как сфера общественных отношений, Конституцией РФ и находится в компетенции органа госвласти РФ или властвующего органа субъекта РФ.

Определение 2

Компетенция — комплекс полномочий госвласти, закрепленный в Конституции РФ и Конституциях ее субъектов.

Определение 3

Полномочия — права и обязанности госвласти по принятым правовым актам.

Существуют установленные разграничения компетенции:

  • исключительная федеративная — 18 пунктов ст. 71 Конституции РФ ;
  • совместная федеративная и субъектов — 14 пунктов ст. 72;
  • исключительная субъектов РФ.

Данные объемы определяются по схеме.

  1. Ведение Федерации осуществляется только исполнением федеральных законов.
  2. В совместном ведении, выделенный орган государственной власти или субъекты РФ могут применять свое законодательное регулирование, если подобного не существует на федеральном уровне. При появлении такового, все законы субъекта должны быть отменены, либо приравнены к федеральному.
  3. Субъекты Федерации наделены правом осуществлять собственное законодательное регулирование по предметам ведения отсутствующим в Конституции. В этом случае часть полномочий федеральной исполнительной власти возлагается на исполнительную власть субъекта РФ, при условиях не противоречащим главным законам страны.

Особое место в схеме отведено остаточной (исключительной) власти субъектов. В этом случае субъекты РФ приобретают всю полноту государственной власти. Осуществляют правовое регулирование на основе правопреемства законов субъекта.

В определении остаточной компетенции главную роль играют Конституция Российской Федерации и ее субъектов. Равноправие и равный объем компетенции субъектов РФ прописан в ч. 1 ст. 5 Конституции России. Однако, из-за неравномерности договорных процессов объемы остаточной компетенции оказываются разными.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 58 «О системе госслужбы РФ» установлено, что правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *