Земельный кодекс Российской Федерации 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный кодекс Российской Федерации 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 2 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Земельный кодекс Российской Федерации (действующая редакция)

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Комментарий к статье 2.

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Комментарий к статье 3.

1. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 113-ФЗ.

2. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 113-ФЗ)

Комментарий к статье 4.

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ..

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

Комментарий к статье 6.

Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 299-ФЗ

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(Статья дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)

Комментарий к статье 9_1.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1_2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
(Статья дополнительно включена с 9 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 485-ФЗ)

Комментарий к статье 10_1.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 77 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
15 июня 2021 года

Одобрен
Советом Федерации
23 июня 2021 года

В пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795) слова «а также зданиями» заменить словом «зданиями», дополнить словами «, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».

Абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2005, N 30, ст. 3098; 2014, N 26, ст. 3377; 2016, N 27, ст. 4287; 2018, N 1, ст. 31; 2021, N 15, ст. 2446) после слов «недвижимого имущества» дополнить словами «(за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности)».

Федеральный закон от 02.07.2021 N 299-ФЗ

Часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4294; 2017, N 31, ст. 4766, 4796, 4829; 2018, N 10, ст. 1437; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; 2019, N 31, ст. 4426; 2020, N 29, ст. 4512; N 50, ст. 8049; 2021, N 15, ст. 2446; N 18, ст. 3064) после слов «населенного пункта,» дополнить словами «для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности,».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

2 июля 2021 года

N 299-ФЗ

Новым законом о земельном надзоре планируется разграничить зоны ответственности госорганов, занимающихся сферой земельных отношений. Также более детально прописывается процедура проведения проверок со стороны госорганов. Введение нового закона в действие планируется на 01.07.2021.

О том, как производится налогообложение земельных участков, узнайте в нашей рубрике «Земельный налог».

Земля – понятие многоликое и неопределённое. Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.

Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы. Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели:

  • кадастровый номер;
  • границы;
  • адрес;
  • владельца;
  • категорию;
  • разрешённое использование.

Причём, границы могут быть обозначены только на плане. А собственник у каждого участка существует по определению. Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство.

Земельный надзор: новое с 1 июля 2021 года

  • Земельный кодекс РФ
  • 1. ЗК РФ статья: 1 — 11
  • 1.1. ЗК РФ статья: 11.1 — 11.10
  • 2. ЗК РФ статья: 12 — 14
  • 3. ЗК РФ статья: 15 — 19
  • 4. ЗК РФ статья: 20 — 24
  • 5. ЗК РФ статья: 25 — 39
  • 5.1. ЗК РФ статья: 39.1 — 39.20
  • 5.2. ЗК РФ статья: 39.21 — 39.22
  • 5.3. ЗК РФ статья: 39.23 — 39.26
  • 5.4. ЗК РФ статья: 39.27 — 39.29
  • 5.5. ЗК РФ статья: 39.30 — 39.32
  • 5.6. ЗК РФ статья: 39.33 — 39.36
  • 6. ЗК РФ статья: 40 — 43
  • 7. ЗК РФ статья: 44 — 56.1
  • 7.1. ЗК РФ статья: 56.2 — 56.12
  • 8. ЗК РФ статья: 57 — 58
  • 9. ЗК РФ статья: 59 — 64
  • 10. ЗК РФ статья: 65 — 66
  • 11. ЗК РФ статья: 67 — 70.1
  • 12. ЗК РФ статья: 71 — 73
  • 13. ЗК РФ статья: 74 — 76
  • 14. ЗК РФ статья: 77 — 82
  • 15. ЗК РФ статья: 83 — 86
  • 16. ЗК РФ статья: 87 — 93
  • 17. ЗК РФ статья: 94 — 100
  • 18. ЗК РФ статья: 101 — 103
  • СКАЧАТЬ ЗК РФ 2021

АПК РФ

Бюджетный кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

Градостроительный кодекс РФ

Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ

Жилищный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ

КоАП РФ

Лесной кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Таможенный кодекс ЕАЭС

Трудовой кодекс РФ

Уголовный кодекс РФ

Конституция РФ

44-ФЗ

Об ипотеке

О приватизации

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
Статья 2. Земельное законодательство
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
Статья 5. Участники земельных отношений
Статья 6. Объекты земельных отношений
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Изменения в земельном праве

Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
Статья 16. Государственная собственность на землю
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
Статья 19. Муниципальная собственность на землю

Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута
Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута
Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута
Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута
Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута
Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута
Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута
Статья 39.45. Срок публичного сервитута
Статья 39.46. Плата за публичный сервитут
Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута
Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом
Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 50. Конфискация земельного участка
Статья 51. Реквизиция земельного участка
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 55. Утратила силу
Статья 56. Ограничение прав на землю
Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Статья 59. Признание права на земельный участок
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Статья 62. Возмещение убытков
Статья 63. Утратила силу
Статья 64. Рассмотрение земельных споров

Земельный кодекс (ЗК РФ) 2021, 2020

Ошибка 1. Наличие секретаря у общего собрания не является обязательным. При этом непосредственно на самом собрании члены товарищества могут избрать любого председательствующего из числа лиц, которые присутствуют на нем. Основание: п. 20 ч. 1 ст. 17 ФЗ РФ № 217.

Ошибка 2. Правление товарищества согласно ФЗ РФ № 217 наделено новыми полномочиями. Теперь правление определяет конкретные случаи, при которых решение собрания может быть принято заочно либо очно-заочно (применительно к ч. 21 ст. 17).

Ошибка 3. Во избежание нецелевых и неподконтрольных трат отныне взносы следует вносить только на расчетный счет товарищества. ФЗ № 217 не учреждает иной способ сбора взносов, равно как и возможность его установления посредством устава товарищества.

Федеральный закон

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года
Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года
Вступил в силу 1 сентября 2006 года

  • Глава I. Общие положения (ст. 1-11)
  • Глава II. Охрана земель (ст. 12-14)
  • Глава III. Собственность на землю (ст. 15-19)
  • Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование,пожизненное наследуемое владение земельными участками,ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут),аренда земельных участков,безвозмездное срочное пользование земельными участками (ст. 20-24)
  • Глава V. Возникновение прав на землю (ст. 25-39)
  • Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков (ст.40-43)
  • Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)
  • Глава VIII. Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.57-58)
  • Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров (ст. 59-64)
  • Глава X. Плата за землю и оценка земли (ст. 65-66)
  • Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр (ст. 67-70)
  • Глава XII. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль) (ст. 71-73)
  • Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (ст. 74-76)
  • Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения (ст. 77-82)
  • Глава XV. Земли поселений (ст.83-86)
  • Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (ст. 87-93)
  • Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов (ст.94-100)
  • Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса (ст. 101-103)

Кодексом закреплены ряд принципов, которые в обязательном порядке должны соблюдаться на территории всей страны:

  • земля является особой ценностью и основой жизнедеятельности человека;
  • сохранность земель и их защита от негативного воздействия считается приоритетным направлением;
  • использование и деление земель обязано быть целевым;
  • оплата за пользование землей и т. д.

Федеральным законом №171 от 23 июня 2019 года Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен рядом положений и изменениями, которые обрели юридическую силу с 1 марта 2019 года. В соответствии с ними существенная часть земли, принадлежавшей ранее государству, передана в управление местным муниципальным органам. Как считает правительство, этот шаг будет активно способствовать ликвидации проблем с пустующими землями, принадлежащими государству. Сейчас такие участки подлежат продаже или передаче в безвозмездную аренду юридическим или частным лицам.

Благодаря поправкам, внесенным в Земельный кодекс РФ, была отменена сложная и достаточно болезненная процедура отбора земельных участков для последующей продажи или передачи частным и юридическим лицам. Также был значительно упрощен процесс согласования необходимых формальностей при оформлении «Акта земельного надела». Этому способствовало создание общедоступной Кадастровой карты земель, в которой указано, какие земельные участки пустуют и каковы особенности их использования.

Прием заявления свидетельствует о начале процесса продажи, о чем муниципалитет в обязательном порядке информирует общественность через публикации в СМИ и на официальном веб-портале. В этих публикациях указывается номер земельного надела в кадастровой карте.

Следует иметь в виду, что если при обращении потенциального покупателя земельный надел еще не сформирован, не создан проект межевания, то покупатель наделяется правом самостоятельного оформления и разработки недостающих документов.

В соответствии с федеральным законодательством в случае предоставления в муниципалитет заявления и нужных документов на приобретение участка администрация должна рассмотреть их в течение 30 дней. После согласования размещает сведения о продаже в СМИ и на своем сайте для информирования заинтересованных лиц. Если таковых нет, то участок должен быть продан по указанной в кадастре минимальной цене.

Земельный кодекс (ЗК РФ)

В соответствии с новым законодательством земля может попасть в хозяйственный оборот только в качестве земельного участка, то есть объекта с четкими границами, кадастровым номером (состоит на государственном учете) и юридическим статусом (состоит на учете в государственном реестре прав).

Законодателем впервые в практике определен закрытый перечень документов (статья 39.1 ЗК РФ), необходимых для формирования земельных участков, чем была прекращена неразбериха, связанная с противоречием ряда законов, призванных регулировать земельные отношения.

Продажа земельных участков, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям или государству, регламентируется статьей 39.3 обновленного Земельного кодекса РФ. Ею предусмотрена продажа земельных участков на торгах (в форме аукциона) и без проведения торгов.

Стоимость таких земельных участков должна определяться в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Определение стоимости земельных участков для продажи на торгах

Принадлежность участков Кем определяется
находящихся в федеральной собственности Правительством Российской Федерации
находящихся в собственности субъекта РФ органами государственной власти субъектов РФ
находящихся в муниципальной собственности органами местного самоуправления

Торги с целью продажи земельных участков не проводятся в случаях, когда государственная земля передается:

  • для строительства жилья определенным категориям граждан;
  • под строительство социальных и необходимых в инфраструктуре объектов;
  • на возведение сооружений муниципального или государственного значения;
  • для ведения личного подсобного хозяйства, занятий огородничеством, животноводством, садоводством;
  • для сельскохозяйственного производства по истечении трех лет аренды.

Кроме того новыми поправками, внесенными в Земельный кодекс РФ, предусматривается, что пустующие участки могут быть переданы на безвозмездной основе и в других случаях.

Во-первых, в безвозмездную аренду сроком на шесть лет молодым специалистам и многодетным семьям в сельской местности. Если землепользователи в течение пяти лет использовали выделенный участок по назначению, то возможно его переоформление на них.

Во-вторых, на шесть лет земля безвозмездно выделяется всем, кто пожелает заниматься фермерством. Если участок пять лет использовался правильно, фермер имеет право переоформить землю на себя.

В-третьих, всем собственникам дачных участков, не воспользовавшихся «Дачной амнистией», при соблюдении условия, что земля принадлежит только заявителю и не служит местом общего пользования с соседями.

В заключение необходимо отметить, что Земельный Кодекс РФ в новой редакции призван защищать как сохранность земель от загрязнения и нерационального использования, так и права собственников и других субъектов земельных отношений. Не имея необходимой информации, нелегко разобраться во всех перипетиях прав и обязанностей, которые появляются в процессе обращения с землей. В кодексе содержатся ответы на постоянно возникающие вопросы, которые относятся к предмету регулирования, поэтому знание его положений станет еще одной ступенью к правовой грамотности.

Самовольное присвоение земли влечёт за собой ответственность. Земля не может быть «ничьей». Собственником может быть либо другое частное лицо, либо государство (муниципалитет). Пользоваться землёй можно только имея право собственности на неё. Прирезка земельных участков — возможность на законном основании увеличить площадь владения за счёт прилегающей территории. Прирезать можно земли, граничащие с лесными массивами, либо общего пользования. В таком случае старый участок перестаёт существовать, формируется новый земельный участок и право собственности на него. Самозахват государственных или муниципальных земель — административное нарушение, за которое собственнику придётся расплачиваться. К тому же не исключено, что на самовольно захваченную территорию муниципальный орган уже наметил строительные работы, либо сосед желает оформить право собственности на этот же кусок.

Земельный участок

Земельный Кодекс РФ 2021 — 2020 — Москва, Cанкт-Петербург

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
  2. паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
  3. кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
  4. реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
  5. почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  6. Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
  7. копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
  8. доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
  9. перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  10. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  11. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  12. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
  13. принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
  14. направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
  15. отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  16. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  17. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  18. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Правительство России постановлением № 1308 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2021 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Земельный кодекс ФЗ-136 действующий в 2021 г. в формате doc и pdf

  • Статья 1 — Основные принципы земельного законодательства
  • Статья 2 — Земельное законодательство
  • Статья 3 — Отношения, регулируемые земельным законодательством
  • Статья 4 — Применение международных договоров Российской Федерации
  • Статья 5 — Участники земельных отношений
  • Статья 6 — Объекты земельных отношений
  • Статья 7 — Состав земель в Российской Федерации
  • Статья 8 — Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
  • Статья 9 — Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
  • Статья 10 — Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
  • Статья 10.1 — Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
  • Статья 11 — Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
  • Статья 11.1 — Утратила силу
  • Статья 11.10 — Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
  • Статья 11.2 — Образование земельных участков
  • Статья 11.3 — Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 11.4 — Раздел земельного участка
  • Статья 11.5 — Выдел земельного участка
  • Статья 11.6 — Объединение земельных участков
  • Статья 11.7 — Перераспределение земельных участков
  • Статья 11.8 — Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
  • Статья 11.9 — Требования к образуемым и измененным земельным участкам
  • Статья 15 — Собственность на землю граждан и юридических лиц
  • Статья 16 — Государственная собственность на землю
  • Статья 17 — Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
  • Статья 18 — Собственность на землю субъектов Российской Федерации
  • Статья 19 — Муниципальная собственность на землю
  • Статья 20-21 — Утратили силу
  • Статья 22 — Аренда земельных участков
  • Статья 23 — Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • Статья 24 — Безвозмездное пользование земельными участками

Земельный кодекс РФ с изменениями и дополнения на 2021 году

  • Статья 39.1 — Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.10 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование
  • Статья 39.11 — Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.12 — Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.13 — Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме
  • Статья 39.14 — Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.15 — Предварительное согласование предоставления земельного участка
  • Статья 39.16 — Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.17 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
  • Статья 39.18 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
  • Статья 39.19 — Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно
  • Статья 39.2 — Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков
  • Статья 39.20 — Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
  • Статья 39.3 — Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.4 — Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.5 — Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно
  • Статья 39.6 — Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
  • Статья 39.7 — Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.8 — Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  • Статья 39.9 — Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование
  • Статья 39.21 — Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
  • Статья 39.22 — Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Каждый земельный участок должен стоять на кадастровом учете государства. О внесении всех необходимых сведений о нем в единый государственный реестр недвижимости заботятся собственники. В России создана Публичная кадастровая карта, которая находится в свободном доступе в интернете. Все сведения, имеющиеся в Росреестре о земельных участках, а также о строениях отражаются на этой карте. Любой гражданин может увидеть, отражаются ли на кадастровой карте границы земельного участка, к каким землям он принадлежит. Публичная кадастровая карта постоянно обновляется, так ка в нее непрерывно вносятся изменения (в отношении собственников земли, границ участков, координат и прочие). Земельный участок можно найти на карте не только по его кадастровому номеру, но и по адресу. Даже если вы не знаете точного адреса, то увеличив карту в необходимом кадастровом квартале, можно вычленить интересующий участок с учетом расположенных рядом земель, дорог и строений.

Открытый доступ к основным сведениям об участке достаточно удобен. Приобретая землю в собственность – всегда можно удостовериться об основных сведениях о земельном участке, о зарегистрированных строениях на нем, заказав выписку из ЕГРН.

Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, , .

В России владеть и распоряжаться землёй могут (ст. 15):

  • физические лица – граждане РФ;
  • физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
  • юридические лица;
  • государство;
  • муниципалитеты.

Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.

Кадастровый учет земельных участков – это внесение о нем сведений в государственный кадастровый реестр. Сам кадастровый учет появился довольно давно, но правила учета постоянно изменяются с введениями и изменениями законодательства. То, что раньше считалось достаточными сведениями – то теперь требует уточнения. По нормам Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» все значимые сведения об участке (его координаты, площадь, месторасположение) должны стоять на учете в государственной базе (ЕГРН). Поэтому, приобретая участок в собственность, необходимо учесть все нюансы, которые могут возникнуть при регистрации прав на него – проверить, состоит ли он на кадастровом учете, есть ли координаты участка, готовился ли на него межевой план.

Узнать стоимость кадастровых услуг в вашем регионе в онлайн режиме можно при помощи специального кадастрового калькулятора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *