Проект пноолр в 2021 году образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект пноолр в 2021 году образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.

Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]

До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.

Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.

Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.

При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

Экологическая отчетность 2021

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.

В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.

Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).

Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).

Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.

Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.

Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.

Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!

По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.

Согласно приказу:

  • Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
  • Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.

Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.

В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Скачать образцы экологических документов

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.

Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.

Инвентаризация выбросов

Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.

  • расчет годовых нормативов образования отходов;
  • расчет количества ежегодно образующихся отходов;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
  • обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

Срок действия ПНООЛР – 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны Приказе Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Экологическая отчетность в 2021 году для предприятия: пример составления

В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Срок разработки проекта ПНООЛР специалистами нашей компании составит от 10 рабочих дней, с момента предоставления необходимых исходных данных, в зависимости от количества видов отходов.

Далее ПНООЛР подлежит согласованию в территориальном отделении Росприроднадзора, либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349. Срок согласования зависит от административных регламентов вышеперечисленных органов и составляет от 30 рабочих дней.

Ответственность за отсутствие проекта ПНООЛР для предприятий – штраф до 250 000 рублей, плюс необходимость разработать данный документ (КОАП РФ, ФЗ № 195 от 30.12.2001, ст. 8).

Своевременная разработка проекта гарантирует Вам:

  1. Стабильную работу предприятия в течение 5 лет без остановок производства и серьёзных штрафных санкций.
  2. Благодаря получению документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89, Вы точно знаете, сколько отходов может образовываться в процессе деятельности Вашего предприятия и какое количество отходов Вам разрешено передать для размещения на полигоне.
  • Отчетность об отходах объектов III категории: в каком порядке представлять? Новаторство в регионах
  • Пример оформления инвентаризации отходов производства и потребления
  • Офис: перечень отходов и документация

ИП и юрлица, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса, вместо утверждения нормативов и разработки проектов нормативов образования отходов имеют другие обязательства:

  • направляют отчет об осуществлении деятельности, сопровождающейся образованием отходов производства, а также проведении работы, направленной на обезвреживание выбросов в Росприроднадзор, если промышленный объект расположен на территории федерального подчинения;
  • направляют отчет аналогичного назначения в региональный орган надзора, если бизнес ведется на территории, подчиненной властям субъекта РФ.

В случае если бизнес ведется на федеральной территории, отчетность предоставляется в соответствии с положениями приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30. Для региональных территорий определяются нормы отчетности на уровне нормативных актов субъектов РФ.

В случае отсутствия у предприятия нормативов образования отходов (а если это малый или средний бизнес, то в случае непредставления отчетности по отходам) Росприроднадзор может наложить штраф на основании ст. 8.2 КоАП РФ в размере до 50 000 руб. для ИП и 250 000 руб. — для юрлиц, а также приостановить деятельность компании на 90 дней. Если фирма нарушит нормативы выбросов отходов и лимитов на их размещение, то ее хозяйственная деятельность может быть ограничена, приостановлена либо прекращена (п. 9 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

При отсутствии у фирмы нормативов плата за отходы будет составлять величину, в 5 раз превышающую государственные лимиты (пп. 5, 6 Порядка, установленного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632).

Раз в 5 лет предприятию необходимо обновлять (подтверждать) нормативы негативного воздействия на экологию и лимитов размещения отходов и предоставлять таким образом в Росприроднадзор новые ПНООЛР. Кроме того, ежегодно компания должна отчитываться перед ведомством об обращении с производственными отходами. Если этого не делать, нормативы, утвержденные для фирмы, могут быть аннулированы и вместо них придется составлять новые во избежание начислений за размещение отходов в размере, в 5 раз превышающем лимиты.

Если фирма работает на территории федерального подчинения, то при разработке ПНООРЛ она должна применять положения, которые содержатся:

  • в Порядке разработки и утверждения нормативов отходов и лимитов, который введен приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50;
  • в Методических указаниях, утвержденных приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349.

Изучим ключевые положения указанных НПА подробнее.

Положения данного НПА обязательны к рассмотрению ИП и юрлицами, не являющимися субъектами малого бизнеса и осуществляющими выбросы вредных отходов в окружающую среду.

Как мы отметили в начале статьи, нормативы по выбросам отходов разрабатываются государством. Но поскольку в их получении заинтересованы бизнесы, они обязаны содействовать получению соответствующих нормативов.

Это предполагает предоставление фирмами в Росприроднадзор следующих документов:

  • заявления об утверждении нормативов (подп. «а» п. 7 Порядка, утвержденного приказом № 50);
  • разработанного ПНООРЛ (подп. «б» п. 7 Порядка).

Если в указанных документах обнаруживаются неточности, ведомство в течение 5 дней по почте уведомляет фирму о необходимости устранения недоработок в течение 10 дней. В случае игнорирования данного уведомления Росприроднадзор возвращает компании поданные документы без утверждения нормативов.

Но если с комплектом документов всё в порядке, в течение 30 дней после их сдачи ведомство принимает решение об утверждении нормативов для фирмы (с последующим составлением документа об их утверждении) или об обоснованном отказе в их утверждении. Основания для принятия второго решения перечислены в п. 11 Порядка.

Как мы отметили выше, утвержденные для фирмы нормативы действуют в течение 5 лет, если она ежегодно направляет в Росприроднадзор отчет об обращении с отходами. Документ об утверждении нормативов должен быть переоформлен в случаях, указанных в п. 14 Порядка (при изменении сведений о размещающем отходы лице или изменении сведений об объекте размещения отходов). Для осуществления данной процедуры необходимо предоставить в Росприроднадзор заявление по установленной форме, а также оригинал ранее выданного документа о пользовании нормативами.

При необходимости в Росприроднадзоре можно оформить дубликат документа — в соответствии с нормами, установленными в п. 17 Порядка.

Разработка проекта нормативов образования отходов характеризуется исключительно высокой трудоемкостью и необходимостью учета большого количества нюансов. Если говорить об универсальных нормах Методических указаний, утвержденных приказом № 349, следует обратить внимание на следующее.

ПНООРЛ — документ, в котором должны быть, как мы отметили выше, приведены основания для утверждения Росприроднадзором объемов выбросов для конкретного предприятия. Соответствующие объемы, предлагаемые ведомству в целях принятия в качестве основы для нормативов, должны быть указаны в тоннах за год (п. 9 Методических указаний).

Норматив отходов, фиксируемый в ПНООРЛ, должен соответствовать количеству того или иного типа отходов, образующихся при выпуске единицы продукции. Она может быть расчетной и представлять собой:

  • собственно единицу товара, сырья (если речь идет об отходах производства);
  • единицу расстояния (для отходов, образующихся в процессе обслуживания транспорта);
  • единицу площади (для мусора при уборке территории);
  • человека (для отходов, которые появляются в жилых помещениях);
  • единицу места (если речь идет об образовании отходов в гостиницах, столовых, иных сервисных точках, учреждениях).

В соответствии с п. 10 Методических рекомендаций рассматриваемые нормативы могут определяться посредством применения таких методов, как:

  • исчисление по материальному и сырьевому балансам;
  • исчисление с учетом отраслевых нормативов отходов;
  • расчетно-аналитический подход;
  • экспериментальный подход;
  • статистический подход.

ПНООРЛ предоставляется в Росприроднадзор в электронном и бумажном вариантах (п. 16 Методических указаний). Структура документа определена в положениях п. 17 Методических указаний. В пп. 18–28 соответствующего НПА содержатся требования к конкретным разделам проекта разработки нормативов. Изучим их специфику подробнее.

Учет отходов по новому порядку

В целях реализации пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30, ст. 4220) и в соответствии с подпунктом 5.2.59 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр
А.А. КОЗЛОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Минприроды России
от 08.12.2020 N 1029

1. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» , территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2014, N 30, ст. 4220.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2014, N 30, ст. 4220.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими и медицинскими отходами, на регулирование размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей.

3. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации .

Подпункт 5.2.56 пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст. 6586).

Нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

4. При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые:

для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя;

для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам.

В лимиты на размещение отходов не включаются:

масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания;

масса (объем) вскрышных и вмещающих горных пород, используемых в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых для ликвидации горных выработок.

5. Для объектов I категории, а также в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», для объектов II категории обоснование нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение включается в заявку на получение комплексного экологического разрешения, форма которой утверждена приказом Минприроды России от 11 октября 2018 г. N 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с изменениями, внесенными приказом Минприроды России от 23 июня 2020 г. N 383 .

Зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2018 г., регистрационный номер N 52927.

Зарегистрирован Минюстом России 2 декабря 2020 г., регистрационный N 61225.

Любая деятельность предполагает образование отходов определенных наименований в том или ином объеме. На производстве это могут быть остатки сырья, продукции и материалов – побочные продукты технологического процесса, продукция, непригодная к использованию и т.п. Определение степени опасности отходов для окружающей природной среды, позволяет установить лимиты образования и хранения отходов на полигоне.

Данные лимиты утверждаются на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – ПНООЛР должен быть обязательно разработан не только для уже действующих предприятий, но и для тех, деятельность которых еще только планируется. Наличие проекта ПНООЛР является обязательным: в соответствии со ст. 8.2. КОАП для юридических лиц, не имеющих действующего проекта ПНООЛР, предусмотрены санкции в денежном эквиваленте.

Основные задачи, которые позволяет решать разработка проекта ПНООЛР, – это:

  • оценка объема и определение качественного состава отходов (предположительного, в случае разработки проекта на перспективу), нормативов их образования;
  • определение возможных вариантов дальнейшего хранения, утилизации или обезвреживания отходов.

Специалисты компании «ЭкоЦентрПроект» не только обеспечат грамотное сопровождение деятельности фирмы (производства, предприятия любого типа) и помогут разработать проект ПНООЛР в соответствии с существующими методическими указаниями. Компания «ЭкоЦентрПроект», помимо прочего, выполняет следующие виды работ:

  • расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • разработка порядка
  • составление Техотчета по обращению с отходами, а также ряда других необходимых сопутствующих документов;
  • формирование статистической отчетности;
  • подготовка сведений, необходимых для предоставления в сводный кадастр отходов, оформление «Талона регистрации отходов природопользователя»;
  • определение и для окружающей среды;
  • разработка паспортов отходов I-IV класса опасности, их согласование в соответствующих инстанциях.

После заключения договора на разработку ПНООЛР на объект заказчика выезжают специалисты «ЭкоЦентрПроект», проводится ряд мероприятий, позволяющих получить достоверные данные о предприятии/производстве и грамотно составить документацию.

Разработка проекта включает в себя:

  • инвентаризацию источников образования отходов, а также мест временного их накопления на территории предприятия;
  • составление перечня всех наименований сырья, материалов, продукции, используемых в процессе производства (на предприятии и т.п.);
  • определение физико-химических показателей имеющихся (предполагаемых) отходов;
  • определение степени опасности отходов для окружающей природной среды;
  • расчет и обоснование основных нормативов образования отходов и классов опасности;
  • расчет оптимальной периодичности удаления отходов с территории объекта;
  • расчет объема отходов для вторичной их переработки, обезвреживания и/или утилизации.

На заключительном этапе разработки проводится согласование проекта ПНООЛР в Департаменте Росприроднадзора, оформляется Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Также оформляются паспорта (для отходов I-IV класса опасности).

Разработка проектов нормативов образования отходов

  • использовать опыт специалистов в области промышленной экологии;
  • доверить разработку проекта людям, которые знают все особенности и тонкости разработки и согласования ПНООЛР;
  • получить проект, разработанный в соответствии с наиболее актуальными требованиями;
  • избежать личного общения с сотрудниками лаборатории и инспекторами Росприроднадзора;
  • сэкономить время за счет отсутствия необходимости разбираться во всех тонкостях и сложностях процесса самостоятельно.

Стоимость разработки проекта ПНООЛР в Москве может быть различной – все зависит от масштаба и сложности объекта, а также от ценовой политики экологической компании. Обращаясь к специалистам компании «ЭкоЦентрПроект», вы можете быть уверены в справедливости установленных цен на услуги.

Проект НООЛР действителен на протяжении 5 лет, если каждый год представлять технический отчет по обращению с отходами, где подтверждается неизменный лимит образования и размещения отходов. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны в Приказе Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Данный документ обосновывает предлагаемые нормативы образования определенных видов отходов в среднем за год (в расчете n тонн в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов определенного типа при изготовлении единицы продукции. Расчетная единица продукции (работ, услуг) зависит от источника образования отходов. За данный параметр принимается:

  • единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (метр, километр) — для отходов обслуживания ТС;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • единица места — для школ, больниц, предприятий общепита и иных организаций и учреждений.

В случае, когда юр. лицо или ИП не заказывают разработку проекта, они получают штраф в размере от 30 000 до 250 000 рублей (КОАП РФ, ФЗ № 195 от 30.12.2001, ст. 8). Если произошло административное взыскание, в дальнейшем компания все равно обязана подготовить и согласовать данный документ. В случае, когда отсутствие проекта становится причиной тяжелых последствий для экологической обстановки, руководитель и владелец организации могут понести уголовную ответственность.

Если вы вовремя обратитесь за разработкой проекта, вашему предприятию будет гарантирована стабильная и бесперебойная работа на протяжении 5 лет без штрафных санкций. Получив документ, подтверждающий нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89, вы будете знать точное количество отходов, которое образуется в ходе деятельности объекта, а также сможете рассчитать, сколько отходов будет разрешено направить на полигон.

Приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 N 1029

Закупки корпоративных заказчиков

Номер извещения

ГП104004

Уникальный номер закупки

71.12.19

Услуги по инженерно-техническому проектированию прочих объектов

Отсутствуют

Документация лота

Нет прикрепленных документов

«Позиция 1»

«Выполнение работ по разработке и согласованию Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от объекта АО «Разрез Томусинский»»

Кол-во: 1

  • Секретный раздел (VIP зона)
  • Справка для заказчика
  • Получить доступ к секретному разделу
  • История подписок
  • Первичные показатели опасности компонентов отходов
  • Примеры расчетов образования отходов
  • Примеры нормативов образования отходов (ПНООЛР)

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

  1. Полное и сокращенное название организации
  2. Ф.И.О руководителя компании, его должность
  3. Юридический адрес (с индексом)
  4. Фактический адрес (с индексом)
  5. Адрес площадки (площадок), на которой образуется отход (с индексом)
  6. ИНН — обязательно
  7. ОГРН — обязательно
  8. ОКАТМО — обязательно
  9. ОКВЭД — обязательно
  10. ОКПО — обязательно
  11. Телефон, факс, электронная почта
  12. Список отходов

КОАП РФ 8.2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 т. до 50 т. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток;
на юридических лиц — от 100 т. до 250 т. руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.

Как делать инвентаризацию отходов производства и потребления? Этот вопрос порой возникает у многих природопользователей. В данной статье приведем пример оформления инвентаризации отходов, который будет полезен лицам, ответственным за обращение с отходами на предприятии, а также начинающим экологам и хотя бы немного упростит их работу.

На объектах I, II и III категорий инвентаризация отходов проводится в рамках производственного экологического контроля и составления соответствующей программы. Для объектов IV категории и объектов без категории инвентаризация отходов разрабатывается в целях правильного учета и расчета количества отходов, а также во избежание спорных моментов с проверяющими государственными органами. Инвентаризация отходов — внутренний документ организации, который не требуется согласовывать с государственными органами.

Приказ № 349, п.2 утверждает требования, предъявляемые к оформлению ПНООЛР и порядка его разработки, они одинаковы для всех субъектов хозяйствования.

При расположении всех объектов одной организации в одном регионе, разрабатывается и оформляется проект сразу с учетом образующихся отходов во всех подразделениях.

Но в случае разбросанности участков и объектов по разным регионам, ПНООЛР составляется на каждом из них отдельно.

Главный нормативный документ, регулирующий действия в этой области — ФЗ № 89 «Об отходах потребления и производства».

Разработка ПНООЛР и его оформление стоят денег. Цена зависит от количества производственных объектов, площадок для хранения мусора, от состава и класса опасности образующихся отходов.

Эти проекты разрабатывают с далеко идущей целью — снижение в будущем количества образующихся в процессе производства отходов, а также для точного подсчета их объемов.

Если у предприятия отсутствует ПНООЛР, то оно не в состоянии направить их на транспортировку, хранение, утилизацию или захоронение.

Также материал не примет на переработку соответствующее предприятие. Данные ПЛООР позволяют рассчитать сумму ущерба, наносимого отходами конкретного предприятия природной среде.

Непроизводственные организации затратят гораздо меньше средств, чем производственные в силу того, что у последних образуется намного больше отходов из-за технологических процессов.

Технический отчет ПНООЛР: Правила, оформление, образец –

Этот документ остается главным при проведении проверок деятельности предприятия. При отсутствии ПНООЛР организацию ждут крупные штрафы, которые в разы выше, чем стоимость разработки и оформления проекта.

Должностное лицо заплатит штраф за отсутствие ПНООЛР 10-30 тысяч рублей, а организация будет вынуждена оплатить 100-250 тысяч рублей.

Приказ 349 об утверждении методических указаний по разработке ПНООЛР

Антропогенные загрязнения губительно влияют на все оболочки планеты. Страдают и атмосфера, и гидросфера, и литосфера, и биосфера.

Любое, технологически развито государство, загрязняет окружающую среду, Россия тоже не исключение. К сожалению, это одно из самых загрязненных государств мира. Ежедневно страна сталкивается с целым рядом проблем.

Основными факторами опасности стали:

  1. Вырубка лесов.
  2. Бытовые отходы.
  3. Радиоактивное загрязнение.
  4. Засорение атмосферы.
  5. Загрязнение водных ресурсов.
  6. Отходы при производстве энергии.

Отходы — одна из глобальных экологических проблем, несущая опасность здоровью людей и всей окружающей природе. Во многих странах еще не до конца понимают глобальность этого вопроса.

Там нет регламента при обращении с отходами, нет нормативно-правовых актов, регулирующих количество выбросов. Природа уже не в состоянии справляться с переработкой отходов самостоятельно, ведь объем образующихся отходов непомерно огромен.

Ученые подсчитали, что на одного жителя Земли приходится в год примерно одна тонна мусора. Но существуют еще и производственные предприятия, в ходе деятельности которых образуются опасные отходы.

Государство активно стало принимать природоохранные законы лишь 2012 году. Для контроля количества и опасности получаемых предприятиями отходов разрабатывается ПНООЛР.

А для четкого понимания алгоритма работы существуют Методические указания по разработке этого проекта, утвержденные Приказом №349 от 5 августа 2014 года Министерства природных ресурсов и экологии.

Какие отходы образуются у детского сада и школы.

Стоимость: ПНООЛР — от 10 тысяч рублей за 1 площадку для школьного и дошкольного учреждения.

Все детсады и школы в процессе своей работы образуют отходы разных видов происхождения. Такие отходы, как и утильсырье других предприятий, нужно вывозить за пределы учреждения при этом учитывать все предусмотренные нормы.

Согласно с законом РФ «Об отходах производства и потребления» всем учреждениям, кроме предприятий малого и среднего предпринимательства (МСП), нужно разработать Проект нормативов образования отходов лимитов (ПНООЛР). Поскольку большинство детсадов относятся к государственным учреждениям, то ПНООЛР должен быть и у них. Частные сады не обязаны разрабатывать ПНООРЛ, но должны каждый год отчитываться об количестве произведенных отходов и их утилизации.

Наименование отхода Комментарии к отходу
«Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» — 1 класс опасности Это утильсырье относится к I классу и считается одним из самых опасных. Такие лампы встречаются практически в каждом заведении, в том числе и в детсаде. Для таких отходов необходимо оформление паспорта.

В дальнейшем планируется замена ртутных ламп на светодиодные, которые причисляют к IV классу, их считают менее опасными.

«Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» – 4 класс опасности Этот мусор является походным деятельности сотрудников учреждений. К такому виду можно причислить и офисную бумагу в том случае, если ее не сдают на макулатуру.
«Смет с территории предприятия малоопасный» — 4 класс опасности

или

«Смет с территории предприятия практически неопасный» — 5 класс опасности

Такой вид мусора можно встретить лишь в тех учреждениях, где есть собственные заасфальтированные, выложенные плиткой или брусчаткой, дворовые участки, которые нужно подметать.

Такой мусор относят к IV классу опасности, иногда к V – неопасному. В проект включают весь мусор одним классом.

В тех учреждениях, где нет дворовой территории, его в проекте не учитывают

«Отходы жиров при разгрузке жироуловителей» – 4 класс опасности Такие отходы присутствуют лишь в тех предприятиях, где есть специальные резервуары для вод из блоков питания. Такими емкостями могут быть пластиковые баки под умывальниками в кухнях, либо подземные колодцы.
«Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» — 5 класс опасности К таким отходам можно отнести пищевые остатки. Также к ним причисляют всевозможные кости и другие остатки продуктов питания.
«Отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие» — это в основном мусор в виде упаковки от продуктов питания в смешанном виде, соответствующий 4 классу опасности

или

«Непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные» — отходы упаковки, соответствующие 5 классу опасности

На пищеблоках учреждений при распаковке продуктов образуются отходы, не имеющие отношения к пище. Их определят, как утильсырье IV-V класса и указывают в ПНООРЛ, как один вид.
«Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками» — 5 класс опасности Этот вид утильсырья образуется во время уборки упавшей листвы или покоса газона. Если в учреждения нет собственной дворовой территории или количество кустарником незначительное такие отходы не указывают в проекте.
«Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками» — 5 класс опасности Вид мусора, который появляется в следствие облагораживания деревьев и кустарников, их сезонной подрезки. Нормируется точно так же, как и предыдущий вид.
«Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений» — 5 класс опасности Этот мусор причисляют к V классу и считают практически не опасным. Его рассчитывают исходя из количества воспитанников учреждения.

Стоимость:

Разработка 1(одного) паспорта отхода и регистрация материалов в органах Росприроднадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I—IV классов опасности» , а так же проведение количественно химического анализа(КХА) — 2500р/отход

Так же возможны и более специфические отходы при разработке ПНООЛР и Паспортов на отходы

Наименование отхода Комментарий к отходу
«Песок кварцевый фильтров очистки воды плавательных бассейнов отработанный» — 4 класс опасности

«Отходы (осадки) из выгребных ям» – 4 класс опасности

или

«Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» — 4 класс опасности

Если на территории учреждения имеется бассейн, то изношенные фильтры считаются таким утильсырьем.

Это вид отходов присущ тем детским заведениям, в которых нет системы канализаций.

«Песок кварцевый фильтров очистки воды плавательных бассейнов отработанный» — 4 класс опасности Если на территории учреждения имеется бассейн, то изношенные фильтры считаются таким утильсырьем.
Оргтехника и Компьютеры Это емкий список техники с довольно долгим сроком службы. Такие отходы включают в ПНООРЛ только тогда, когда техника списывается.

При этом разрабатывают паспорт для каждого списываемого продукта утилизации.

Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Будь то бумага в урне офисного помещения или свалка химических реактивов за углом завода, закон в 99% случаев классифицирует их как отходы.

Любому предприятию необходим проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, если в его ведении находится деятельность по обращению с отходами.

Эколог-профессионал — Эколог-профессионал

При разработке определяются нормативы образования отходов

– установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (скачать Методические указания по разработке ПНООЛР 2015). Иначе, для предприятия создаются плановые показатели отходов.

В органе, согласующем проект, утверждаются лимиты на размещение отходов

, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Наверх

Прежде всего, от предприятия для разработки нового ПНООЛР потребуются:

  1. общие сведения о самом предприятии (ИНН, КПП, номера госрегистрации, адреса, виды деятельности, Устав и иная подобная информация);
  2. старый (предыдущий) вариант проекта нормативов и лимитов;
  3. описание процессов, в результате которых появляются вредные отходы. Стоит отметить, что ПНООЛР составляется на все классы опасных отходов: с 1-го по 5-й;
  4. сведения о сотрудниках, которые занимаются охраной окружающей среды, включая информацию о наличии у них экологического образования;
  5. информация об обучении данного персонала, о проведении инструктажей на предприятии по вопросу экологической безопасности;
  6. справка о наличии на территории деятельности предприятия арендаторов и об их видах деятельности, которыми именно здесь они занимаются;
  7. план предприятия на местности и зон застройки на данной территории;
  8. при наличии – договор на целевой характер использования участка;
  9. сведения о сырье и материалах, используемых в производстве или в иной деятельности, в результате которой образуются опасные отходы;
  10. сведения о технологическом оборудовании;
  11. соглашения со сторонними лицами на вывоз и (или) утилизацию образующихся отходов, либо лицензия на самостоятельное осуществление такой деятельности;
  12. сведения о наличии и характеристика (при наличии) мест для временного хранения образующихся в процессе деятельности опасных отходов;
  13. график вывоза отходов и журнал их движения;
  14. акты о результатах проверок природоохранной деятельности предприятия.

Данный перечень документов не является закрытым. Он может быть пополнен еще документацией, которая отражает специфику деятельности субъекта. Как только все эти документы собраны, на предприятие выезжает эколог. Именно он сверяет данные из этих документов с реальными условиями производства. И при отсутствии серьезных замечаний и претензий дает «добро» на разработку уже самого ПНООЛР.

ПНООЛР разрабатывается и утверждается согласно Приказу Минприроды России от 25.02.2010 N 50 “О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, а также согласно соответствующим нормативным актам субъектов РФ.

Проект разрабатывается для юридического лица или индивидуального предпринимателя в целом либо отдельно для каждого его филиала (в случае их наличия) при условии, что все филиалы находятся в пределах одного субъекта РФ.

Если филиалы находятся в разных субъектах, необходимо разрабатывать разные ПНООЛР для каждого филиала и подавать для утверждения в территориальные отделения Росприроднадзора или уполномоченные органы исполнительной власти субъекта.

Наверх

Организации, которым необходим ПНООЛР

Основной критерий, определяющий необходимость разработки ПНООЛР, – принадлежность организации к определенной категории опасности. На это влияет объем вырабатываемых отходов, опасность мусора, с которым работает предприятие. Работа включает все этапы от момента образования отходов до их сбора, транспортировки и утилизации.

Организационно-правовая форма собственности предприятия не влияет на необходимость разработки проекта – индивидуальные предприниматели также производят расчеты.

Отнесение предприятия к определенной категории опасности происходит на основании постановления Правительства РФ № 1029 на основании критериев, относящихся к негативному влиянию на экологию:

Категория Степень воздействия на окружающую среду Разработка ПНООЛР
I Негативное В составе КЭР
II Умеренное В составе декларации НВОС
III Незначительное Не разрабатывается, только уведомление об отходах
IV Минимальное Не разрабатывается

Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов. Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных (согласно П риказу МПР РФ от 1 сентября 2011 г. N 721. Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами) реальному положению дел на производстве.

Первичный учет отходов показывает текущее положение по образованию отходов (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.

Данные учета, а также данные статистической отчетности (2ТП-отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом отходы идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев), каким образом производится транспортирование отходов (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.

По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение отходов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *