Действующие решения о приостановлении по указанному налогоплательщику имеются как снять

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действующие решения о приостановлении по указанному налогоплательщику имеются как снять». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности

Налоговая заблокировала счет ошибочно, ошибку подтвердили, но в течение 4-х дней счет оставался заблокированным. Как можно наказать ИФНС за такие действия?

При незаконной приостановке операций по счету налоговая инспекция обязана выплачивать проценты налогоплательщику за каждый календарный день ареста счета со дня получения банком решения о блокировке до дня поступления в банк решения о ее отмене (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Для того, чтобы их взыскать, необходимо направить в ИФНС соответствующее заявление, к которому рекомендуется приложить расчет процентов.

Имеет ли право налоговая инспекция блокировать транзитный счет?

Транзитный валютный счет не является счетом в понимании ст. 11 НК РФ. Данный счет имеет целевое назначение, так как открывается для ведения операций с иностранной валютой одновременно с текущим валютным счетом (п. 2.1 Инструкции Банка России от 30.03.2004 N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации», Постановление Президиума ВАС РФ от 04.07.2002 № 10335/01).
Таким образом, НК РФ не предусмотрено приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банках, которые не определены п. 2 ст. 11 НК РФ, в том числе по транзитным валютным счетам (Письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).

Порядок действий организации для разблокировки счета зависит от того, по какой причине проверяющие решили заморозить операции компании.

В этом случае компании нужно:

  • — если декларация не была представлена — представить ее в ИФНС;
  • — если декларация была представлена — представить в ИФНС документы, подтверждающие ее представление (например, опись вложения в ценное письмо, если декларация отправлена по почте).

Решение об отмене приостановления операций по счетам ИФНС должна принять не позднее, чем на следующий день после того, как вы это сделаете (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

Приостановление операций по счету: что делать?

В этом случае нужно оплатить недоимку (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ). Счет разблокируют не позднее чем на следующий рабочий день после получения выписки (п. 8 ст. 76 НК РФ). Либо нужно представить заявление в инспекцию с просьбой заменить эту меру обеспечения на банковскую гарантию или поручительство (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Тогда счет разблокируют одновременно с принятием решения о замене обеспечительных мер (п. 9.1 ст. 76 НК РФ). Если заморожены несколько счетов компании, то она может поступить так, как было описано выше в подобной ситуации. Другим способом прекращения действия блокировки счета является отмена в установленном порядке собственно решения по проверке.

Если же счет заблокирован без вины организации (а такое тоже бывает), нужно представить доказательства ее отсутствия. В таком качестве могут выступить, в частности:

  • платежные поручения, выписки со счета, подтверждающие факт уплаты налога;
  • декларации с отметкой о принятии налоговым органом либо квитанции и описи вложения с указанием даты отправки и штампом почтового отделения или с приложением квитанции, подтверждающей сдачу декларации по электронным каналам связи;
  • акт сверки с налоговым органом, подтверждающий факт отсутствия у налогоплательщика задолженности перед бюджетом.

Не более чем через день после того, как налогоплательщик представит все необходимые документы, инспекция обязана принять решение об отмене блокировки его счетов (п. 8 ст. 76 НК РФ).

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры исполнения решения в виде блокировки счета могут быть заменены на:

  • банковскую гарантию (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • залог ценных бумаг (подп. 2 п. 11 ст. 101 НК РФ);
  • поручительство третьего лица (подп. 3 п. 11 ст. 101 НК РФ).

В случаях, когда разногласия с проверяющими не удается урегулировать полюбовно, налогоплательщик вправе обратиться в вышестоящий налоговый орган (в течение трех месяцев со дня получения решения инспекции) или в суд. При благополучном для компании исходе дела решение арбитров исполняется немедленно (п. 7 ст. 201 АПК РФ). При обращении в суд можно подать одновременно с заявлением о признании решения недействительным ходатайство о приостановлении действия такого решения.

В ч. 1 ст. 90 АПК РФ указано, что по заявлению лица, участвующего в деле, суд может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Согласно ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Этот исполнительный лист налогоплательщик передает в банк, который обязан возобновить расходные операции по счету. Действие обеспечительной меры длится обычно до принятия решения по делу.

\n\n

«Заморозка» расчетного счета означает невозможность проводить оплату по сделкам с контрагентами, поскольку расходные операции по счету будут недоступны. Это может привести к просрочке соответствующих обязательств и, как следствие, к появлению требований об уплате установленных договором пеней и штрафов. Также нарушение срока оплаты по договорам может дать контрагенту право отказаться от договора и взыскать с нарушителя убытки.

\n\n

Трудности в работе возникнут и в том случае, если заблокирован счет поставщика, подрядчика или исполнителя. Хотя доходные операции не «замораживаются», распоряжаться поступающими средствами налогоплательщик не сможет.

\n\n

Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.

«Заморозка» расчетного счета означает невозможность проводить оплату по сделкам с контрагентами, поскольку расходные операции по счету будут недоступны. Это может привести к просрочке соответствующих обязательств и, как следствие, к появлению требований об уплате установленных договором пеней и штрафов. Также нарушение срока оплаты по договорам может дать контрагенту право отказаться от договора и взыскать с нарушителя убытки.

Трудности в работе возникнут и в том случае, если заблокирован счет поставщика, подрядчика или исполнителя. Хотя доходные операции не «замораживаются», распоряжаться поступающими средствами налогоплательщик не сможет.

Решение ИФНС о приостановлении операций по счету можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган, то есть в управление ФНС по субъекту РФ. Для этого надо подготовить письменную жалобу с изложением всех мотивов, которые, по мнению налогоплательщика, свидетельствуют о незаконности решения. В жалобе нужно указать данные о налогоплательщике (ФИО и место жительства — для ИП, наименование и адрес — для организации), и сообщить сведения об обжалуемом решении (дата, номер, данные об ИФНС и лице, подписавшем решение). Также необходимо отметить, что вы требуете признать решение о блокировке незаконным и отменить его. Помимо этого, нужно обозначить, в каком виде вы хотите получить решение по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет.

Налоговый комитет по _______________________________________, РНН ___________________________,

просит возобновить операции по всем имеющимся счетам, приостановленные распоряжением № _____ от

«__» ______20__г.

М.П. Руководитель Налогового комитета _________________________________

Ф.И.О.

В налоговые комитеты нередко обращаются налогоплательщики с вопросом, правомерны ли действия налоговых органов в части приостановления расходных операций по банковским счетам в иностранной валюте. В данном случае необходимо обратить особое внимание, что согласно п.1 ст. 47 Налогового кодекса способ обеспечения исполнения по погашению налоговой задолженности путем приостановления расходных операций не распространяется только на корреспондентские счета.

Согласно статье 6 Закона Республики Казахстан от 29 июня 1998 г. Алматы за № 237 «О платежах и переводах денег» банковские счета подразделяются на текущие, сберегательные счета и карт-счета физических и юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, а также корреспондентские счета банков. Согласно Инструкции «О порядке открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан», утвержденной постановлением Правления Национального банк РК от 2 июня 2000 года за № 266 корреспондентские счета — это банковские счета банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Таким образом, приостановление расходных операций может производиться по любым банковским счетам налогоплательщиков, имеющим признаки банковского счета, в том числе валютным, текущим, сберегательным, карт-счетам и другим счетам.

В случае обжалования уведомления о начисленной сумме налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов по результатам налоговой проверки приостановление расходных операций по банковским счетам не производится до окончания разбирательства в уполномоченных органах.

  • Получить консультацию
  • Составить документ
  • Юридические заключения
  • Абонентское обслуживание
  • Адвокаты в Нур-Султане
  • Адвокаты в Алматы
  • Адвокаты в Петропавловске
  • Ценовая политика

Получение от налогового органа документов в электронной форме или передача квитанции о приеме требований

Решение о блокировке счета в данных случаях инспекция примет в течение 10 дней со дня установления факта неисполнения организацией указанных обязанностей.

Чтобы провести «разморозку» счета, налогоплательщик должен:

  • подключиться к электронному документообороту с инспекцией;
  • передать в инспекцию квитанцию о приеме требования или уведомления;
  • представить документы (пояснения), истребованные инспекцией, либо направить в инспекцию своего представителя, если требовалась его явка.

Таким образом, с тем, чтобы не допустить блокировки счетов, руководителям организации следует руководствоваться следующими правилами.

1

Выполнять в сроки обязанности налогоплательщика (подавать декларации, уплачивать налоги, уведомлять о получении требований налогового органа, обеспечить электронный документооборот). Это поможет избежать претензий со стороны налоговых органов и, следовательно, предотвратить приостановление операций по счету.

2

Если счет все-таки был заблокирован, желательно представить доказательства, что приостановка движения денежных средств по счетам является для налогоплательщика худшей из зол.

3

Если денег хватает и на погашение задолженности, и на продолжение обычной хозяйственной деятельности, следует ходатайствовать о разблокировке части счетов.

4

Бывают случаи, когда защититься нельзя, поскольку решение о заморозке счетов принято априори незаконно. В этом случае нужно проверить, какая обязанность нарушена, и незамедлительно, ссылаясь на судебную практику, оспорить решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган.

Теги: ИП, налоги, сборы, взносы, налоговый контроль, юрлица, ФНС России, Маргарита Есипова

Решение о приостановлении операций из-за несвоевременной подачи налоговой декларации может быть принято не раньше, чем через 10 рабочих дней по истечении срока, установленного для сдачи отчетности. Такое право сохраняется за инспекцией в течение трех лет.

При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет, т.е. ИФНС вправе заблокировать все деньги на счетах, и компания не сможет осуществлять расходные операции как с деньгами, которые находятся на счете, так и со средствами, которые будут поступать на него в будущем.

Если организации и ИП, которые должны сдавать отчетность в электронном виде (например, организации, являющиеся плательщиками НДС, обязаны сдавать декларацию по данному налогу в электронном виде), в течение 10 рабочих дней с даты появления этой обязанности не обеспечили электронный документооборот с ИФНС, то налоговая имеет право заблокировать расчетный счет.

Организации и ИП должны подтверждать прием трех видов электронных документов, направленных ИФНС: требования о представлении документов, требования о представлении пояснений, а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов происходит путем отправки в ИФНС электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию необходимо в течение 6 рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

Если в отведенный срок юрлицо или предприниматель не подтвердит прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет.

Как на сайте ФНС узнать о том, что операции по расчетному счету приостановлены

Если по результатам выездной проверки организации начислены налоги, пени, штрафы, налоговая инспекция имеет право вынести решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) некоторых видов имущества организации (недвижимости, транспортных средств и т. д.) без ее согласия. После этого инспекция может заблокировать деньги на счетах в банках на сумму начисленной задолженности, которая не покрыта стоимостью указанного имущества.

С 30 августа 2018 года вступил в силу закон о блокировке счетов от 29.07.2018 № 232-ФЗ, благодаря которому у налоговиков появилось новое основание для приостановления операций по расчетному счету. Теперь счета будут блокировать за несвоевременную сдачу расчета по страховым взносам, если налоговая его не получит в течение 10 дней после окончания срока подачи расчета.

Ограничение по счету налоговая снимает после устранения причины блокировки. Продолжительность периода, на который будет заблокирован счет, зависит от того, насколько быстро компания примет меры по устранению причин блокировки.

Срок разблокировки составляет:

  • После оплаты налога, других обязательных платежей и штрафов срок разблокировки не должен превышать 3-х рабочих дней. Исчисляется со дня, когда ИФНС получила информацию из банка или от налогоплательщика.
  • После сдачи отчетности. Не позднее следующего дня ИФНС должна принять решение об отмене ареста счета и направить его в банк. Срок снятия блокировки – не более трех рабочих дней.
  • При устранении нарушений, связанных с электронным документооборотом, срок разблокировки – от одного до трех рабочих дней. Начинается исчисляться в день представления в ИФНС квитанции о получении документов либо дата представления документов, затребованных инспекцией.

Таким образом, чем быстрее устраните причину блокировки, тем быстрее сможете распоряжаться расчетным счетом. Срок снятия ареста – не более трех дней. Если налоговая затягивает сроки – с нее можно получить деньги (см. раздел «Как наказать ИФНС за незаконную блокировку»).

С 1 января 2010 года налоговые органы несут ответственность перед налогоплательщиками за несвоевременную разблокировку счета (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, по ставке рефинансирования Центробанка РФ (действовавшей в период приостановления операций или вручения решения об отмене приостановления).

Таким образом, ИФНС, которая нарушила срок отмены решения о приостановлении либо срок вручения банку такого решения, должна уплачивать компании проценты за каждый календарный день просрочки.

Начиная с 2011 года ответственность налоговиков, связанная с процедурой блокировки счетов налогоплательщиков усилилась. Так, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ в статью 76 Налогового кодекса введено следующее новшество. За незаконное приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке инспекция должна заплатить ему проценты. Которые уплачиваются за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о блокировки счетов налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене такого решения.

При этом сумма процентов будет определяться исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни незаконной блокировки счета.

Право на получение процентов за незаконную блокировку счета является, безусловно, положительным новшеством. Однако в данном случае важно знать, когда организации смогут воспользоваться данным правом.

Итак, компания может рассчитывать на материальную компенсацию за незаконное «замораживание» денежных средств если:

  • нарушена процедура блокировки счета;
  • отсутствуют основания для приостановления расчетных операций по счетам.

К процедурным недочетам можно отнести, например, подписание решение о блокировки счета неуполномоченным на то лицом. Ведь право подписи решения о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банке предоставлено только руководителю и заместителю руководителя налогового органа.

О блокировке расчетного счета можно узнать заранее. Но не от банка

Что касается отсутствия законных оснований для блокировки, то тут все зависит от ее причин: недоимки либо непредставлении отчетности. Причем каждая из причин имеет ряд особенностей. Укажем на оплошности налоговиков, которые могут пополнить карманы организации в случае недоимки.

1. ИФНС заблокировала счет, в то время как у налогоплательщика имелось необходимое имущество и его стоимость превышала размер задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов.

Приостановление операций по счетам в банке может применяться только после:

  • наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества;
  • если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы задолженности перед бюджетом.

Суд в Постановлении ФАС Центрального округа от 28 января 2010 г. № А35-6133/2009 признал обжалуемое решение налогового органа недействительным, указав на нарушение процедуры вынесения решения о приостановлении операций по счетам. В силу пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса приоритетной обеспечительной мерой по отношению к приостановлению операций по счетам налогоплательщика в банке является наложение запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика. Соответственно, ИФНС имела возможность применить указанную обеспечительную меру.

2. Решение о приостановлении операций по счетам в банке принято ранее вынесения решения о взыскании налога.

Инспекция заблокировала счет налогоплательщика раньше, чем вынесла решение о взыскании налога. Суд признал такие действия неправомерными (постановление ФАС Поволжского округа от 19 января 2010 г. № А12-10402/2009). По мнению арбитров, налоговым органом было допущено нарушение порядка применения обеспечительной меры в виде приостановления операций по счетам, поскольку до вынесения обжалуемого решения налоговым органом не были выставлены соответствующие требования об уплате налогов. Из положений статьи 76 Налогового кодекса следует, что решение о приостановлении операций организации по его счетам может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

3. Копия решения о приостановлении операций по счетам не была своевременно передана налогоплательщику.

Налоговым кодексом установлено, что решение о блокировке счета компании передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде (п. 4 ст. 76 НК РФ). Копию такого решения налоговики должны передать организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения документа в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В большинстве своем судьи считают, налогоплательщики обязательно должны быть уведомлены о принятии решения о приостановлении операций по счету. В противном счете такая блокировка считается неправомерной (постановления ФАС Московского округа от 2 июля 2009 г. № КА-А40/5984-09, от 23 мая 2008 г. № КА-А40/4404-08, от 27 мая 2005 г. № КА-А40/4362-05).

Однако есть судебные решения, в которых арбитры приходят к выводу, что не направление налоговым органом компании уведомления о вынесении решения о блокировки счета не является достаточным основанием для признания недействительным принятого в установленном порядке решения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2010 г. № А45-23256/2009).

4. Арестованы все счета компании, даже те к которым не были предъявлены инкассовые поручения.

У компаний есть возможность истребовать проценты за незаконную блокировку, если, например, налоговики приостановили расчетные операции по всем счетам налогоплательщика, но инкассо на списание денег было предъявлено только к одному из них.

Решение о приостановлении принимается для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа. При этом решение о взыскании исполняется посредством направления в банк поручения на перечисление сумм налога в бюджет (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Возникает вопрос: обязательно ли для приостановления операций на счете в банке выставлять к этому счету инкассовое поручение, ведь предусмотрено, что операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются только после вынесения решения о взыскании.

Однако Налоговый кодекс не дает пояснений. Минфин РФ также не высказывался по данному вопросу. В свою очередь, по мнению налоговых органов, такая блокировка правомерна.

Как ни странно суды встают на сторону налоговиков. Так, в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 19 августа 2010 г. № Ф03-3911/2010 арбитры отметили, что на расчетном счету компании, к которому было предъявлено инкассо, отсутствовала необходимая сумма денег для покрытия задолженности перед бюджетом. Суд указал на то, что выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие инспекцией соответствующих решений о приостановлении операций по другим счетам, не противоречит предусмотренному статьями 46, 47 Налогового кодекса порядку внесудебного взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам. Аналогичную позицию высказали судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2009 г. № А56-27827/2008. Арбитры отметили, что операции по счетам организации приостанавливаются в целях исполнения решения о взыскании налога, а не инкассового поручения.

Опоздание или непредставление отчетности в назначенные сроки также карается приостановлением операций по счетам. Но и тут не все так просто, и инспекторы частенько блокируют счета, не разобравшись в сути проблемы. Ведь случается, что декларация теряется уже в самой налоговой, а страдают из-за этого налогоплательщики. Разберемся, за какую отчетность налоговики не вправе замораживать счет.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются только те доходы, которые поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Однако в целях налогообложения прибыли суммы процентов за незаконную блокировку счета не отнесены к необлагаемым. При определении базы по прибыли не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 кодекса из бюджета (внебюджетного фонда). Это, в частности, проценты, начисляемые на сумму налогов и акцизов, которые не были своевременно возвращены или зачтены налоговым органом.

В связи с этим возникают следующие вопросы: облагаются ли налогом на прибыль суммы процентов, начисленных и уплаченных налогоплательщику в связи с незаконной блокировкой его расчетного счета; если вышеуказанные суммы подлежат налогообложению, то в состав каких доходов их следует включить; если вышеуказанные суммы подлежат налогообложению, то в каком периоде их необходимо учесть налогоплательщику?

Минфин России в письме от 12 марта 2010 г. № 03-03-06/1/128 разъяснил: данные проценты включаются в доходы налогоплательщика. Ввиду того что подпунктом 12 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения указанных процентов, они подлежат включению в состав внереализационных доходов. Финансисты добавили, что эти суммы должны учитываться в налоговой базе по налогу на прибыль на момент их фактического получения.

Логика финансового ведомства не совсем понятна. Ведь проценты, уплачиваемые налоговыми органами в связи с задержкой возврата излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, по своей экономической природе мало чем отличаются от процентов за незаконную блокировку счета.

Однако пока не будут внесены изменения в НК РФ, несмотря на всю несправедливость, налогоплательщикам придется платить налог на прибыль с суммы возмещения, выплачиваемого налоговиками за неправомерное приостановление операций по счетам в банке.

В бухгалтерском учете сумма процентов за незаконную блокировку счета признается прочим доходом организации (п. 7, 10.6, 16 ПБУ 9/99). То есть данные суммы отражаются на счете 91-1 «Прочие доходы». Доходы признаются на день получения указанных процентов.

Данный счет корреспондирует со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Пример.

10 февраля 2011 года решением ИФНС была неправомерно заблокирована сумма 2 млн рублей. Решение об отмене приостановления по счету налоговая инспекция прислала в банк 17 февраля 2011 года.

Таким образом, налоговики неправомерно заблокировали счет налогоплательщика в течение 13 дней.

С 1 июня 2010 года ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 7,75 процента (указание ЦБ РФ от 31 мая 2010 г. № 2450-У).

Сумма процентов составит:

2 000 000 руб. х 7,75% : 365 дн х 13 дн =5520,55 руб.

Бухгалтер организации сделает следующие проводки.

Дебет 51 Кредит 76

— 5520,55 руб. – получена сумма процентов.

Дебет 76 Кредит 91-1

— 5520,55 руб. – проценты включены в прочие доходы.

В. Ким, налоговый консультант

Допустим, что у компании «А» нет переплаты по налогам и она не уплатила обозначенную в требовании недоимку. Не позднее 2 месяцев после окончания срока, указанного в требовании, налоговый орган принимает решение о взыскании недоимки, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств компании. Причем это взыскание будет принудительное и бесспорное. Недоимка по налогам может быть взыскана исключительно через суд, только если она связана с изменением юридической квалификации сделки, совершенной компанией, или была выявлена в ходе проверки налоговиками контролируемых сделок (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Блокировка расчетного счета налоговой: причины и способы снятия

В банк, в котором открыты счета организации, направляются поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств в бюджет РФ.

Копия решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов и процентов за счет денежных средств компании вручается плательщику в течение 6 дней после его вынесения под расписку, направляется по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика, а также передается по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня его отправки (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поручение о перечислении налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения. Деньги банк списывает с тех счетов и в тех суммах, которые указала инспекция (п. 5 ст. 46 НК РФ). При этом налоговая одновременно запрещает проводить операции, которые влекут уменьшение остатка денег на счете, т.е. «замораживает» его.

В случае если денежных средств окажется недостаточно для погашения задолженности, налоговый орган вправе будет принять решение о ее взыскании за счет иного имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Блокировка счета действует с момента получения банком решения инспекции о приостановлении операций и до его отмены. Но возможно и другое развитие событий – блокировка расчетного счета, когда решение о привлечении к налоговой ответственности по итогам проверки не вступило в силу, т.е. до выставления требования об уплате налогов.

Все чаще встречается ситуация, когда налоговый орган одновременно с решением по итогам проверки принимает решение об обеспечительных мерах.

Что такое обеспечительные меры? Это запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке.

В чем особенность обеспечительных мер? Контролирующие органы считают, что необязательно ждать вступления в законную силу решения по итогам проверки (п. 14 Письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/[email protected]). То есть инспекция сразу после проверки и доначисления налогов может «заморозить» счет организации.

Включая такие меры в Налоговый кодекс, законодатель предполагал, что они должны приниматься, если у налогового органа есть достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. Однако, что понимается под достаточными основаниями для их принятия, далеко не всегда понятно даже судам.

Типичный пример спорной ситуации: инспекция после проверки и доначисления налогов сразу «заморозила» счет организации. Обеспечительную меру проверяющие обосновали, в частности, тем, что у налогоплательщика нет недвижимости и транспортных средств, зато имеется кредиторская задолженность в крупном размере. Однако суды посчитали, что инспекция не доказала необходимость блокировки расчетного счета и признали действия инспекции незаконными (постановление АС Поволжского округа от 19 февраля 2019 г. по делу № А12-17616/2018).

Приостановить операции по счетам в качестве обеспечительной меры налоговики могут, только если стоимость имущества компании за минусом денег меньше общей суммы доначислений, т.е. если эта стоимость не перекрывает недоимку, пени и штрафы.

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения, должно быть передано налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после даты его вынесения и действует до дня исполнения решения по итогам проверки или отмены решения о принятии обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ). Решение же об отмене блокировки расчетного счета принимается в день принятия решения об отмене обеспечительных мер.

Если на заблокированном счете сумма средств превышает ту, что указана в решении о блокировке, компания имеет право обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Заявление составляется в свободной форме. В нем следует указать номера банковских счетов, на которых хватает денежных средств для покрытия задолженности, и номера счетов, которые следует разблокировать. Налоговый орган в двухдневный срок должен принять решение об отмене блокировки по отдельным счетам.

Также налогоплательщик может попросить налоговый орган о замене обеспечительных мер поручительством другого лица, гарантией банка или залогом имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ).

Итак, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам компании как после вступления в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности согласно п. 1 ст. 76 НК РФ, так и сразу после проверки, применив подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

И помните: если налоговая инспекция заблокировала расчетный счет, открыть счет в другой банковской организации будет невозможно (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Блокировка расчетного счета означает прекращение банком всех расходных операций (п. 1 ст. 76 НК РФ), но в пределах суммы, указанной в решении налоговой инспекции. При этом предусмотрены и исключения. «Заморозка» не распространяется на:

1. Платежи в бюджет. Даже после блокировки счета компания может направлять в банк платежные поручения на перечисление в бюджет налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а банк обязан эти поручения исполнить.

2. Платежи, выплата которых по гражданскому законодательству предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов (п. 2 ст. 855 ГК РФ):

  • в первую очередь – по исполнительным документам, предусматривающим возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также взыскание алиментов;
  • во вторую очередь – по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь – по платежным документам для расчетов по зарплате работающим сотрудникам, по поручениям налоговых инспекций и внебюджетных фондов на взыскание задолженности по налогам, сборам и обязательным страховым взносам.

Таким образом, платежи первой, второй и третьей очереди, к которой относится взыскание налогов по требованию ИФНС, банк исполнит безоговорочно даже в случае приостановления операций по счету. Но еще раз подчеркнем: заблокирована будет только сумма, указанная в решении налогового органа, остальными деньгами на счете компания сможет свободно распоряжаться.

Как открыть счет за границей

Внесение уставного капитала на расчетный счет

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Как ИП закрыть расчетный счет в банке

Для исполнения организацией или предпринимателем обязанности по уплате налогов, страхвзносов, сборов ИФНС может приостановить расходные операции по их банковским счетам. В каких случаях это возможно и какова процедура приостановления, расскажем в нашем материале.

Долги физлица, как ИП, спишут с его личных счетов
ИП / 12:05 22 сентября 2020

Если по счетам налогоплательщика приостановлены операции, то банк не вправе открыть ему вклад
Банки / 11:34 17 февраля 2017

ФНС скорректировала порядок информирования банков о приостановлении операций по счетам
Банки / 11:52 10 ноября 2017

На УСН учитываются доходы, поступившие на счет ИП, как физлица
УСН / 13:01 29 октября 2019

Пополнить счет ИП разрешат через любые банкоматы
Банки / 10:26 1 марта 2021, ИП / 10:26 1 марта 2021

Налоговый инспектор попался на взятке
Налоговые проверки / 13:04 25 октября 2016

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения при этом, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

С 1 января 2015 года приостановление операций применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ).

В качестве обеспечительной меры с 1 января 2015 года налоговики получили еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда налогоплательщик-организация не исполнил предусмотренную в п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанность по передаче инспекции квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов, или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11):

  1. Если на счете денег больше, чем заблокированная сумма, то в пределах этого остатка вы можете осуществлять любые расходные операции (абз. 3, 5 п. 2 ст. 76 НК РФ). Аналогичные положения действуют также, если инспекция приостановила переводы электронных денежных средств (абз. 4, 6 п. 2 ст. 76 НК РФ).
  2. Если заблокированы все денежные средства, которые есть на вашем счете, то можно осуществлять только следующие платежи (абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ):

— списание денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и их перечисление в бюджетную систему РФ;

— платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках не только по рублевым счетам налогоплательщика в банке, но также по валютным счетам. Это прямо предусмотрено абз. 5 п. 2 ст. 76 НК РФ. Вместе с тем она может арестовать только те счета, которые открыты по договору банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ). Транзитный валютный счет, ссудные и депозитные счета не соответствуют признакам, которые установлены п. 2 ст. 11 НК РФ, поэтому их блокировка неправомерна.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки.

  • Новости

По порядку приостановления (продления, возобновления) представления налоговой отчётности в соответствии со статьей 213 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)

1. Индивидуальный предприниматель (далее ИП) в порядке, установленном ст. 213 НК РК, имеет право на основании налогового заявления о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности:

1) приостановить представление налоговой отчетности;

2) продлить срок приостановления представления налоговой отчетности;

3) возобновить представление налоговой отчетности, если иное не предусмотрено данной статьей.

2. ИП в случае принятия решения о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности одновременно представляет в налоговый орган по месту своего нахождения:

1) налоговое заявление о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности на предстоящий период;

2) налоговую отчетность с начала налогового периода до даты приостановления деятельности, указанной в таком заявлении;

Срок приостановления представления налоговой отчетности с учетом его продления не должен превышать срок, установленный ст. 48 НК РК.

В случае если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления налогового заявления, то представление такой очередной налоговой отчетности производится до даты представления налогового заявления.

3. Налоговый орган в течение 3 рабочих дней с даты получения налогового заявления обязан провести приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности или отказать в приостановлении.

4. Сведения о приостановлении (продлении, возобновлении) публикуются на интернет-ресурсе уполномоченного органа не позднее даты принятия такого решения и являются основанием для непредставления налоговой отчетности за период, указанный в налоговом заявлении.

5. Решение об отказе в приостановлении представления налоговой отчетности принимается в случае наличии у ИП:

— налоговой задолженности по социальным платежам на дату подачи заявления;

— непредставления налоговой отчетности, указанной в пп. 2) п.4 ст. 213 НК РК;

— факта признания налоговым органом бездействующим в соответствии со ст. 91 НК РК;

— неисполненных уведомлений, направленных налоговым органом.

6. В случае принятия налоговым органом решения об отказе в приостановлении представления налоговой отчетности ИП представляет налоговую отчетность в порядке, установленном НК РК.

7. В случае обнаружения налоговым органом фактов возобновления налогоплательщиком (налоговым агентом) деятельности в период ее приостановления налоговые органы без извещения указанных лиц признают прекращенным срок приостановления представления налоговой отчетности с даты возобновления деятельности.

Возобновлением деятельности признается начало осуществления ИП, приостановившим деятельность в соответствии со ст.213 НК РК, деятельности, приводящей к возникновению обязательства по исчислению, уплате налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.

8. Положения статьи 213 НК РК не распространяются на следующих налогоплательщиков:

1) ИП, применяющего СНР на основе уплаты единого земельного налога, для субъектов малого бизнеса на основе патента;

2) плательщика налога на игорный бизнес и (или) фиксированного налога;

3) налогоплательщика, применяющего СНР для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;

4) налогоплательщика (налогового агента), имеющего высокий уровень рисков по системе управления рисками, за исключением ИП, применяющего СНР;

5) порядок и сроки представления налоговой отчетности по налогам на имущество, транспортные средства и земельному налогу, по плате за пользование земельными участками.

ДГД по г. Нур-Султан

Существует несколько оснований приостановления операций по счетам налогоплательщика. К ним относится:

  • компания или физлицо не исполняют свои обязанности по уплате разных налогов, штрафов или пеней, причем обычно это приводит к блокировке той суммы, которая требуется для исполнения обязательств перед ФНС;
  • декларация не представляется налогоплательщиком в установленные сроки, причем блокировка обычно используется, если документация отсутствует уже в течение 10 дней после установленной даты;
  • нередко приостановление операций по счетам налогоплательщика вовсе выступает в качестве специальной гарантии того, что гражданин или компания исполнят свои обязательства перед ФНС.

Относительно недавно у налоговых органов появилась возможность пользоваться такой мерой воздействия при отсутствии в установленные сроки декларации.

Приостановка производится в отношении всех счетов налогоплательщика, поэтому отсутствует возможность для него пользоваться средствами, находящимися в каком-либо банке. Не остается у него никаких способов для дальнейшего нормального функционирования фирмы.

Решение о приостановлении по счетам налогоплательщика в банке принимается в отношении разных компаний и частных лиц. Полный список приводится в ст. 76 НК, причем в нем указывается, что процедура может использоваться для:

  • компаний, представленных юридическими лицами, причем они могут выступать непосредственными налогоплательщиками или налоговыми агентами;
  • ИП, которые так же могут быть не только плательщиками сборов, но и налоговыми агентами;
  • лиц, которые не являются плательщиками налогов или агентами, но при этом у них имеется обязанность сдавать какую-либо отчетность;
  • нотариусов или других специалистов, ведущих частную практику;
  • банков;
  • непосредственных отделений налоговых органов.

Налоговыми агентами выступают лица, у которых имеется обязательство рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет средства для уплаты разных сборов. Также они могут осуществлять другие операции, указанные в ст. 22 и 24 НК.

Решение о блокировке непременно подписывается руководителем конкретного отделения ФНС. Копия такого документа направляется самому должнику, откуда он получает сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. При этом документ передается лично под расписку или отправляется таким образом, чтобы у работников ФНС имелось подтверждение его получения.

После блокировки допускается пользоваться деньгами в некоторых случаях:

  • средства направляются для уплаты налогов, выплаты зарплаты увольняющемуся работнику или предназначены для перечисления компенсации;
  • на счету налогоплательщика имеется больше средств, чем требуется ФНС, поэтому блокируется только нужная сумма, а остальными деньгами физлицо или компания может распоряжаться по своему усмотрению.

В остальных ситуациях приостановление по счетам налогоплательщика в банке не позволяет совершать какие-либо действия с деньгами, имеющимися на счете. Дело в том, что такая мера воздействия используется специально для мотивации граждан и фирм своевременно уплачивать налоги и штрафы.

Ответственность налоговиков за незаконную блокировку счетов

Нередко граждане или фирмы получают сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков, а при этом на данный процесс отсутствуют основания. В этом случае появляется неправомерная блокировка операций. При такой ситуации инспекция должна перечислить налогоплательщику проценты за все дни такого приостановления.

При расчете процентов учитывается, какая сумма средств находилась на счету в день блокировки. Для расчета применяется дополнительно ставка рефинансирования ЦБ, действующая в день приостановления операций.

Имеются определенные ситуации, при которых не допускается работникам ФНС пользоваться таким способом воздействия на налогоплательщиков. К ним относится:

  • отсутствие в указанный срок бухгалтерской отчетности;
  • непредставление в установленный срок определенных расчетов по налогам со стороны налогового агента;
  • наличие ошибок в полученной декларации;
  • отсутствие в установленное время сведений от налогоплательщика о том, какова среднесписочная численность работников в компании или у ИП;
  • в ФНС не была направлена декларация в назначенный срок не по вине самой фирмы или предпринимателя, так как нередко это является причиной неправильной работы почты или оператора телекоммуникационной сети;
  • декларация была подписана лицом, не обладающим соответствующими полномочиями.

Если вышеуказанные причины используются ФНС для применения блокировки, то действия инспекции могут быть оспорены в суде, после чего они признаются неправомерными, поэтому учреждение будет вынуждено уплачивать компании или гражданину проценты.

Налоговым законодательством предусмотрены следующие основания для блокировки счета:

  • не сдана налоговая декларация (подп. 1 п. 3 ст. 76 Налогового кодекса);
  • не исполнена обязанность по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме (подп. 1.1. п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • налоговому органу не передана квитанция о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • не уплачен налог (п. 2 ст. 46 НК РФ);
  • в целях обеспечения исполнения решения налогового органа по результатам проверки (ст. 76 НК РФ).

Таким образом, блокировка счета – мера, которая может быть применена даже за незначительные нарушения. Однако если это случилось, налогоплательщик вправе оспорить такую процедуру. Разберем подробнее каждый из перечисленных случаев.

Налоговый орган может приостановить операции по счетам, если налогоплательщик не сдал налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока.
Чтобы отменить приостановку, налогоплательщик должен исправить нарушение, а именно подать декларацию. Налоговый орган обязан отменить свое решение уже на следующий день (подп. 1 п. 3.1 ст.76 НК РФ).

Вместе с тем на практике счета блокируют даже в тех случаях, когда у налогоплательщика не было обязанности представлять соответствующую декларацию. Такая блокировка является незаконной.
Неправомерным также является приостановление операций по счетам в банке, если пропущен срок представления декларации в результате необоснованного отказа налогового органа принять декларацию по причине неверного ее заполнения.

Соответственно, в этих случаях у налогоплательщика есть все основания оспорить решение налогового органа о блокировке счета, направив в вышестоящий налоговый орган жалобу на действия нижестоящего налогового органа с одновременным заявлением об отмене такого решения.

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок эта обязанность исполняется принудительно путем взыскания денежных средств на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налоговой задолженности при этом производится на основании соответствующего решения налогового органа путем направления в банк инкассовых поручений на списание задолженности (п. 2 ст. 46 НК РФ). Чтобы снять блокировку счета по данному основанию, достаточно представить в налоговый орган документ, подтверждающий уплату налога, например, платежное поручение.

Вместе с тем приостановление операций по счету в данном случае является многоступенчатой процедурой, при которой налоговый орган часто допускает процессуальные нарушения. Обязательно анализируйте и выявляйте эти нарушения, потому что они могут помочь вам отменить такое решение. Например, если взыскание произошло без предварительного направления требования по уплате налога.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *