Повысят ли зарплату медикам в 2021 году в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повысят ли зарплату медикам в 2021 году в Казахстане». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В течение трёх лет, начиная с 1 января 2021 года, управленческому и основному персоналу медико-социальных учреждений в два раза повысят зарплату, сказано в Постановлении правительства №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счёт средств государственного бюджета, работников казённых предприятий» от 12.01.2021.

Повышение будет поэтапным и зависеть от поправочного коэффициента к должностному окладу:

  • в 2021 году он составит 1,5;
  • в 2022-м – 1,75;
  • в 2023-м – 2.

Повышение коснётся управленческого и основного персонала медико-социальных учреждений стационарного и полустационарного типов, организаций надомного обслуживания, временного пребывания и центров занятости, а именно:

  • первого руководителя организации;
  • заместителя руководителя;
  • инструкторов по плаванию, трудотерапии;
  • консультанта по социальной работе;
  • социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах;
  • социального работника по уходу за престарелыми и инвалидами;
  • социального работника по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями;
  • учителей всех специальностей;
  • медицинских работников.

У административного и вспомогательного персонала, работающего в медико-социальных учреждениях, будет изменён размер действующей доплаты от базового должностного оклада с 30 на 40%.

Чтобы было понятно, насколько изменится зарплата соцработников в цифрах, рассмотрим несколько примеров (примечание: базовый должностной оклад = 17 697 тенге).

Зарплата директора с высшим образованием со стажем работы 9-12 лет:

  • В 2020 году составляла 159,7 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 110,3 тысячи тенге;
    • 10-процентная надбавка от должностного оклада – 11 тысяч тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 33,1 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 30% от базового должностного оклада – 5,3 тысячи тенге.
  • В 2021 году – 231,5 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 165,4 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 16,5 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 49,6 тысячи тенге.
  • В 2022 году – 270,1 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 193 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 19,3 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 57,8 тысячи тенге.
  • В 2023 году – 308,7 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 220,5 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 22 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 30% от должностного оклада – 66,2 тысячи тенге.

Зарплата соцработника с высшим образованием со стажем работы 5-7 лет, имеющего II категорию:

  • В 2020 году составляла 128,5 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 80,9 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 8,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 32,4 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2021 году – 189,2 тысяи тенге:
    • должностной оклад – 121,4 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 12,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 48,6 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2022 году – 219,5 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 141,6 тысячи тенге;
    • надбавка 10% от должностного оклада – 14,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 56,7 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
  • В 2023 году – 249,7 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 161,8 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 16,1 тысячи тенге;
    • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 40% от должностного оклада – 64,7 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.

Зарплата руководителя административно-хозяйственной части со стажем работы 5-7 лет:

  • В 2020 году составляла 95,6 тысячи тенге:
    • должностной оклад – 82,1 тысячи тенге;
    • надбавка – 10% от должностного оклада – 8,2 тысячи тенге;
    • доплата за особые условия труда – 30% от базового должностного оклада – 5,3 тысячи тенге.

    Как изменились надбавки медикам, задействованным в борьбе с COVID-19

    Зарплата медработников тоже повысится за счёт роста поправочного коэффициента:

    • к должностному окладу врачей – в размере 2,02;
    • к должностному окладу среднего медицинского работника – 1,63.

    С учётом всех доплат и надбавок зарплата врачей увеличится на 30%, среднего медперсонала – на 20%. Размер зарплаты зависит от занимаемой должности, наличия квалификационной категорий и стажа работы по специальности.

    Приведём несколько примеров (примечание: базовый должностной оклад = 17 697 тенге).

    Зарплата врача общей практики со стажем работы 16-20 лет, без квалификационной категории, в городе (пример Министерства здравоохранения РК):

    • В 2020 году составляла 160 476 тенге:
      • должностной оклад – 81,5 тысячи тенге (базовый должностной оклад – 17 697 тенге х 4,61);
      • доплата за особые условия труда – 10% от должностного оклада – 8,1 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки – 150% от базового должностного оклада – 26,5 тысячи тенге;
      • повышающий коэффициент 1,38 к заработной плате (по отраслевому соглашению) – 44,1 тысячи тенге.
    • В 2021 – 207 823 тенге:
      • должностной оклад – 164,7 тысячи тенге (базовый должностной оклад 17 697 тенге х 4,61 х 2,02 поправочный коэффициент);
      • доплата за особые условия труда – 10% от должностного оклада – 16,4 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональные и физические нагрузки 150% от базового должностного оклада – 26,5 тысячи тенге.

    Зарплата врача с высшим образованием со стажем работы 5-7 лет, имеющего II категорию: (пример Министерства труда и социальной защиты населения РК):

    • В 2020 году составляла 134,3 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 87,8 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 8,7 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 30,7 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
    • В 2021 году – 197,9 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 131,6 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 13,1 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 46,1 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
    • В 2022 году – 229,7 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 153,6 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 15,3 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 53,7 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.
    • В 2023 году – 261,5 тысячи тенге:
      • должностной оклад – 175,5 тысячи тенге;
      • надбавка – 10% от должностного оклада – 17,5 тысячи тенге;
      • доплата за психоэмоциональную нагрузку – 35% от должностного оклада – 61,4 тысячи тенге;
      • доплата за особые условия труда – 40% от базового должностного оклада – 7,1 тысячи тенге.

    Наравне с медиками в государстве обращают внимание на непростой труд учителей. В 2021 году, по данным пресс-центра Министерства образования и науки РК, проведено повышение на 25% зарплат педагогов.

    Рост выплат происходит в рамках запланированного Президентом РК повышения оплаты труда учителя в два раза за четыре года. В своем выступлении 1 сентября 2020 года Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что для достижения этой цели в течение трех ближайших лет выделят 1,2 триллиона тенге.

    Стоит отметить тот факт, что начисление зарплаты учителю производится с учетом его профессиональной категории, категории диплома о высшем образовании и видов выполняемых работ, а именно:

    • квалификационная категория обеспечивает надбавку от 30% до 50%;
    • педагоги с дипломом магистра получают ежемесячную доплату 27 тыс. тенге;
    • прибавка к окладу положена тем, кто преподает на английском, проверяет тетради, выполняет обязанности классного руководителя.

    — Речь идет о том, что тарифы изменятся и на услуги первичной медико-санитарной помощи, и на лечение онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний. Это значит, что вся медицина переходит на платные рельсы?

    — Тарифы на все это существуют и сейчас. Бюджет или ФСМС оплачивает каждую услугу по утвержденному прейскуранту.

    Но есть несправедливость — не все понесенные медучреждениями расходы на лечение пациентов покрываются государством

    Вот министр и говорит о том, чтобы экспериментально приблизить тарифы к реальным ценам и деньгам, которые тратят больницы и поликлиники. В каждой есть отделения, которые хорошо зарабатывают, а есть такие, которые сами себя прокормить не могут. Как раз из-за низких тарифов. Должна быть самоокупаемость каждого пролеченного случая, где бы это лечение ни проходил пациент — амбулаторно, экстренно или в стационаре.

    Так вот, увеличение тарифов, наоборот, усилит социальную защиту пациентов. Финансирование здравоохранения, запомните, это не финансирование больниц, это социальная защита населения.

    — В каждом медучреждении есть отделение платных услуг, пациентам эти услуги будут по карману?

    — Если больница взимает плату за услугу, входящую в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, ФСМС штрафует. Так что никому не выгодно нарушать утвержденные требования. А в этот гарантированный объем, к слову говоря, входит лечение почти всех болезней. Уже и реабилитация вошла туда.

    Платные услуги в основном связаны с какими-то персональными пожеланиями пациентов. Одноместная палата или индивидуальное питание

    И тарифы на них устанавливаются отдельно на основании рыночного ценообразования. С этим все в порядке.

    А что касается тарифов на услуги, входящие в гарантированный объем, там тарифы настолько низкие, что многие частные клиники не хотят участвовать в системе ФСМС. Им проще и выгоднее работать на рыночных основаниях.

    Повышение зарплаты в Казахстане в 2021 году

    — Допустим, повысят зарплату медикам и поднимут тарифы. А качество работы системы здравоохранения расти будет?

    — С этим проблема. Потому что сегодня из-за неправильно заполненной документации ФСМС штрафует больницы на внушительные суммы. И это отражается на всем персонале. Недавно

    мы побывали в Кыргызстане — там от штрафов отказались 5 лет назад, заменив карательную систему мотивационной. И качество медуслуг улучшилось

    Наша ассоциация считает, что оплата труда работников системы здравоохранения должна строиться на основе некоего базового оклада, к которому за квалификацию и эффективную работу идут надбавки. Это будет стимулировать качество медицинской помощи.

    Например, если доплачивать врачам за раннее выявление наружных локализаций рака, они будут активнее заниматься профилактическими осмотрами

    За операции без осложнений тоже следует доплачивать. Любой работник системы, у которого есть возможность получить еще оклад к своему окладу за счет качественного оказания помощи, хорошего отношения к пациентам и соблюдения всех стандартов и требований, будет совсем иначе относиться к своей работе. Карательная же система ошибок персонала никак не исключает, а стимул хорошо работать отбивает.

    Ассоциация поднимала эту проблему на уровне руководства минздрава и ФСМС, но пока технически отойти от системы штрафов не получается

    В итоге отдельные медучреждения становятся очень близки к банкротству, не говоря уже о каких-то доплатах сотрудникам. В 2020 году, после скандала с приписками, с перепугу у больниц отобрали 4,7 млрд тенге. И никто не подумал, что стало с этими больницами. А ведь туда ходят пациенты, на их обслуживании отсутствие денег не может отразиться положительно.

    До 2025 года запланировано довести расходы на здравоохранение до 5% от ВВП. Это радует. Потому что мы посчитали, что здравоохранение, получающее менее 5,5% от ВВП, не может быть эффективным. Сейчас, по моим данным, этот показатель составляет 1,9% от ВВП. Министерство дает показатели до 3%. Но и это очень мало.

    Если в бюджете нет денег, как министр хочет к 2023 году поднять зарплату работникам системы?

    — Трехлетний бюджет уже утвержден, так что деньги есть. А вот распределение их нужно пересмотреть на мотивационной основе.

    В сентябре 2020 года, в разгар пандемии, президент распорядился выделить 150 млрд тенге на повышение зарплаты медикам. Выделили. А когда распределяли, забыли о водителях, а также о социальных работниках и психологах, которые входят в команду семейных врачей. Потому что президент оговорился, сказав о повышении зарплаты только медработникам.

    В итоге психологи продолжают получать 70 тысяч тенге. Кто останется работать в системе при такой зарплате?

    Что радует, министр здравоохранения и профильный вице-премьер об этой проблеме знают. Поэтому в 2023 году повышение зарплаты коснется всех работников системы.

    — В среднем, да. В абсолютных цифрах государственные расходы растут в бюджете, однако этим утешаться не стоит, поскольку весь мир считает госрасходы в процентах от ВВП, чтобы понимать каков приоритет здравоохранения в контексте благосостояния страны. А у нас этот показатель снижается: к примеру, в 2016 году на здравоохранение было выделено 2% от ВВП. Что касается частных расходов, это расходы домохозяйств «из кармана», напрямую предприятий и средства добровольного медицинского страхования. Они составили 626,9 млрд тенге. В целом, это 38% от текущих расходов на здравоохранение, данный показатель почти в два раза выше допустимого уровня 20%, который рекомендует ВОЗ. При росте этого показателя создаётся высокая вероятность того, что граждане понесут катастрофические личные расходы, а уязвимые группы населения могут попасть за черту бедности.

    — Да, за последние годы из-за того, что существенно не пересматривались перечень услуг ГОБМП и тарифы на них, сложилась недофинансированность ГОБМП. Но сейчас, как вы знаете, глава государства в послании дал поручение довести в течение пяти лет расходы на здравоохранение, образование и науку до 10% от ВВП. И это, безусловно, дает сектору здравоохранения новые возможности. На данный момент министерством проведены расчеты по определению прогнозной потребности в средствах до 2023 года.

    — Во всех странах расстановка приоритетов, деление средств между образованием и здравоохранением, между социальными сферами зависит от приоритетов. Например, в период с 2007 по 2015 годы средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР варьировалась между 17-19%, на образование сохранялась на уровне 13%. В доле от ВВП – это 9% на здравоохранение, 5,2% на образование. Европа предпочитает тратить на здравоохранение больше, чем на образование.

    В Казахстане исторически на образование затрачивается 4,1% ВВП, из которых 3,5% выделяются из бюджета, на здравоохранение — 3,3%, из которых 1,9% — государственные средства. Нужно сказать, что если ОЭСР и ВОЗ настоятельно рекомендуют не увеличивать частные расходы в здравоохранении, то рост частных расходов в образовании, наоборот, стимулирует конкуренцию, самостоятельность учебных заведений, улучшение качества образования и так далее. В этой связи целесообразно здравоохранению поднимать уровень финансирования именно за счет государственных средств.

    — Если говорить о самых главных потребностях, то в первую очередь мы должны увеличить тарифы на медицинские услуги, сделать их безубыточными. Таким образом, мы поднимем зарплаты медработникам, будем возмещать расходы на обновление медоборудования. Планируется увеличить расходы на профилактику заболеваний, услуги общественного здравоохранения. Также необходимо удовлетворить растущую потребность населения в объеме некоторых специализированных медицинских услуг. Еще один небольшой пул – это дополнительные капитальные вложения на возмещение 80% компенсации инвестзатрат по крупным ГЧП проектам, что планируется с 2022 года.

    — Потребительские корзины мы брали идентичные, однако качество этой корзины, это, конечно, другой вопрос. Но эта разница в 6,9 раз должна стать нашей долгосрочной целью. И, как я уже сказала, к 2023 году планируется повысить зарплаты медработников до уровня 2,5 к 1.

    — Так, сейчас получается 142 тысячи, а сколько к 2023?

    — Да, сейчас врач получает 142 тысячи тенге, к 2020 году он будет получать 229 тысяч, к 2023 – 495 тысяч. Это 250% от средней по экономике. Средняя по экономике в 2023 году согласно прогнозу социально-экономического развития составит 198 тысяч тенге.

    — Для них тоже планируется повышение. Сейчас соотношение зарплаты среднего медработника к экономике составляет 90 тысяч тенге или 0,56 к 1. К 2023 году мы планируем поднять до 1,1. В цифрах это составит 218 тысяч тенге или увеличение более чем в два раза.

    Возвращаясь к зарплатам врачей. 495 тысяч тенге будет не каждый врач получать?

    — Это будет средняя зарплата врача. Естественно, это не аксиома для всех. Всё будет зависеть от результатов работы. У нас в каждой форме помощи есть свои показатели результативности. Это называется финансирование, ориентированное на результат. Каждому по заслугам. И в целом, увеличение зарплат планируется по двум компонентам. Первое – за счет повышения самой зарплаты для приведения к стандартам ОЭСР. Второй компонент – за счет увеличения численности врачей.

    Как известно, у нас есть прогноз по численности занятых в здравоохранении, также мы планируем снизить нагрузку на врача. На данный момент нагрузка на одного участкового врача составляет 1950 пациентов. Планируется снизить этот показатель в 2019 году до 1700. Для этого понадобится дополнительно 1500 участков ВОП по стране и 4500 медсестер. Будет происходить разукрупнение или снижение нагрузки на врача, это делается для того, чтобы не страдала доступность медуслуг.

    — Основные проблемы здравоохранения – это качество и доступность медуслуг. Когда существует потребность в финансировании и не покрыты элементарные вещи, медорганизациям приходится экономить на чем-то другом, соответственно, снижается качество медпомощи. Когда все эти потребности будут нивелированы, соответственно, качество медпомощи будет улучшаться. Меры, которые сейчас минздрав планирует предпринять, направлены именно на увеличение доступности медпомощи и качества. Конечно, если это финансово закреплено, это гораздо легче сделать.

    Источник: vlast.kz

    • Найденного в Актау пеликана отправят в алматинский зоопарк
    • Женщинам в Афганистане запретили заниматься спортом
    • Промышленные теплицы Шымкента на грани разорения
    • Взрыв газа в Ногинске: 6 человек числятся пропавшими без вести
    • А.Гани: Покинуть Афганистан было самым трудным решением

    Работа на скорой помощи одна из самых престижных, где работают люди с серьезной эмоциональной мотивацией. Об этом во время открытия IV республиканских соревнований бригад скорой медицинской помощи и приемных отделений РК сказал министр здравоохранения Елжан Биртанов,передает корреспондент Zakon.kz.

    — Я уверен, что работа на скорой помощи является одной из самых престижных. Не только среди медработников, а в целом. Здесь работают только энтузиасты. Конечно бывает много нареканий, поскольку это не только подвиги, но будние, когда приглашают на повышенное артериальное давление несколько раз в день к одному пациенту. И так далее. Конечно мотивация очень важна. Базово – это очень престижна работа с точки зрения духовной составляющей эмоциональной мотивации. И такие конкурсы, командный механизм работы также стимулирует. Вы увидите в эти дни ребята как работают, как они заряжены желанием качественно свою работу сделать. Это, наверное, самое главное, — сказал он.

    Говоря о важности стимулирования в людях любви к своей работе, Биртанов отменил, что его ведомство и местные исполнительные органы не стоят в стороне, и повышают заработные платы всем медицинским работникам, включая работников скорой помощи. И добавил, что в июне министерство уже повысило зарплаты медработикам.

    — Мы сейчас мониторим ситуацию, все ли получили, как это происходит, подключили акиматы, общественные организации, профсоюзы, так что достойная оплата труда – очень важный момент, — отметил он.

    Кроме того, министр коснулся вопроса дефицита кадров, напомнив, что в этом году его ведомство пошло на вынужденную меру, которая по мнению самого Биртанова «себя оправдает», и отправили врачей, закончивших обучение по гранту в учреждения с наибольшим дефицитом кадров.

    — В этом году у нас серьезный дефицит на уровне поликлиник в сельской местности. Поэтому в этом году мы в три раза больше, чем в прошлом году направили врачей в сельскую местность в поликлиники, в районные больницы, в том числе на скорую помощь, — сказал он.

    На вопрос, а какая зарплата по мнению министерства будет достойной для медицинских работников Елжан Биртанов пояснил, что, говоря о средних цифрах, стоит иметь ввиду, что они лишь показывают точку между самой минимальной и самой высокой зарплатой. Так, по результатам повышения в июне, средняя зарплата составила 240 тысяч тенге.

    — Но это средняя, а не срединная. То есть, не самая частая зарплата. Самая частая заработная плата в районе 140-120 тысяч тенге, поскольку учитывается стаж. Чем больше стаж, чем выше категория, тем больше надбавки. Понятно, что такой вопрос риторический – сколько вам нужно для счастья? Мы используем другие критерии. Мы в госпрограмме развития заложили критерии, что средняя зарплата врача должна быть в 2,5 раза выше, чем средняя по экономике. К этому надо идти. Это такой уровень оплаты труда, когда мы не будем терять врачей, и они не будут уезжать в другие страны, где им платят больше, — рассказал Биртанов.

    Отток кадров в соседние страны, по его словам, серьезная проблема медицины. Так, например, в Российской Федерации при пересчете на тенге, средняя зарплата врача в 2 раза выше, чем в Казахстане. А потому, врачи уезжают, туда, где им работать выгодней.

    — Поэтому те шаги, которые мы предусмотрели – повышение зарплаты в этом году, следующее повышение произойдет с января 2020 года в условиях внедрения ОСМС. У нас есть накопленные деньги, которые пойдут на повышение финансирования всех уровней медпомощи, скорой помощи, больниц, поликлиник, увеличение лекарственного обеспечения. И основная себестоимость медуслуг – работа людей, это зарплата. Поэтому предусматривается поэтапное повышение и доведение к 2025 году (цифры могут менять с учетом внешних факторов). Это значение средней зарплаты, средняя зарплата по экономике, то к чему мы стремимся, — заключил он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *