Изменения в закон о полиции в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в закон о полиции в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Закон о полиции (в редакции от 05.04.2021)

У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена. К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.

Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты. Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников. По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.

«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.

Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана. В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д. Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.

«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая. Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.

Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.

Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца. К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е. в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.

Многих водителей волнует вопрос, имеет ли право полиция проверять документы и в каких конкретных ситуациях?На сегодняшний день в Украине полицейский экипаж может остановить автомобиль и потребовать у гражданина за рулем следующее:

  1. Выходить или не выходить из автомобиля без разрешения стража правопорядка.
  2. Держать руки в поле зрения полицейского.
  3. Отдать в руки ля учета и проверки водительское удостоверение, страховой полис или регистрационный документ на транспортное средство.
  4. Вынуть ключ зажигания после выключения двигателя машины.
  5. Выйти по-требованию из автотранспортного средства.
  6. Включить «аварийку».
  7. Исполнять распоряжения остановившего сотрудника.

Стоит помнить, что иногда действия полицейских могут быть грубыми ли незаконными, но оспаривать их в суде весьма сложно. Чтобы избежать недопонимания и судебных разбирательств, у полицейских установлены нагрудные камеры.

Водителям в Украине не лишним будет изучить не только свои права и обязанности, но и возможности полицейских остановить транспортное средство, которые регламентирует статья 35 закона «о национальной полиции».

Интересно! В законодательстве нет причины «для проверки документов», которую часто озвучивают правоохранители при остановке машины.
Каждый водитель должен знать, что полицейский обязан представиться «по-форме», озвучить должность и причину остановки.

Правила остановки автомобиля сотрудником полиции регламентируют, что она может быть одной из следующих причин:

Чтобы ужесточить правила и контроль за нерадивыми водителями, сократить количество аварий и нарушения, вводится в работу новый законопроект, который готовит универсальную причину для остановки автотранспортного средства.

Это будет проверка водителя на состояние алкогольного опьянения или использование других наркотических средств, опиатов и т.д.
Данная мера проводится в профилактических целях, на основании акта руководителя полиции. А значит, что в каждой экипаже и отделении такой акт может появиться в любое время (при необходимости) или каждым руководителем на постоянной основе по всей территории страны. Это небольшая «лазейка» для правоохранительных органов, которой закон не запрещает пользоваться.

Важно! В наличии («на руках») у полицейского такого акта законом не требуется, он может попросту быть опубликован на официальном сайте Национальной полиции.

Это значит, что остановки будет вполне законной и водитель может запросто опоздать на поезд или в командировку из-за проверки на алкоголь. И даже доказательно обосновывать подобную остановку автотранспортного средства полицейский не обязан. Для этого выпущено постановление Верховного Суда коллегией Кассационного административного суда.

В декабре прошлого года в Верховную раду Украины был составлен и подан законопроект об изменениях в ответственности за нарушение ПДД. Это необходимо, чтобы каждый водитель пешеход осознавали свою ответственность в нарушении правил дорожного движения и усиления штрафов за правонарушения. Это позволит улучшить ситуацию на дороге и повысить безопасность.

Среди основных нововведений – ужесточение контроля и наказания за вождение в «неадекватном» состоянии (пьяном или по наркотиками).
Финансовое наказание не будет усилено в данном случае, за вождение в нетрезвом виде предусматривается дополнительно административный арест на 10-15 суток нарушителей, и лишение прав от 3 до 10 лет, в зависимости от тяжести проступка и последствий.

Особенно последнее наказание касается повторного нарушения в течение 1 календарного года. В таком случае лучше заранее изучить как себя вести и что делать если остановила полиция в Украине в 2021 году?

Несмотря на то, что новый Президент Украины Владимир Зеленский отменил новые ужесточенные правила в виде уголовной ответственности, депутаты продолжают готовить тому и консультироваться с Кабмином. Это стало актуально после таких «громких» аварий, как ДТП на Обуховском шоссе, где жертвами пьяного водителя стала семья из 4 человек или Харьковская авария с 6 жертвами.

За быструю езду готовят повышенные штрафы, например, за гонки со скоростью свыше 50 км в час, санкции «подорожают» практически в 7-10 раз.
Вместо 500 гривен, полицейский смоет выписать протокол на сумму 3500 гривен.
Это поможет обезопасить трассы для водителей и пешеходов, ведь сумма для среднестатистического украинца просто «запредельная». Это поможет напугать воителей, и снизить скорость на дорогах.

Хотя именно этот пункт нового законопроекта показался депутатам наиболее «скандальным», особенно учитывая, что во всех крупных городах и на трассах страны повсеместно вводятся камеры видеофиксации скоростного режима.

Подобное ужесточение отпугнет от «опасной» езды отчаянных гонщиков, по супертарифу водитель будет оштрафован, если ездил со скоростью 100 км в час, вместо разрешенных 50 в пределах населенного пункта. Также, если допустимая цифра на спидометре 80 км в час, штраф в размере 3500 гривен будет выписан за скорость 130 км в час.

Многие представители правоохранительных органов жалуются, что в вопросе работы с нарушителями у них мало прав. Одним из главных пунктов нового проекта будет увеличение прав правоохранителей. Теперь они смогут в качестве профилактики выборочно (по своему усмотрению) останавливать и проверять автотранспортные средства и водителей.

Полицейские в рамках профилактики на дорогах могут провести досмотр машины или попросить водителя сдать алкотест и отказ будет рассмотрен, как подозрение и воителю будет вменен штраф в размере 10,5 тыс гривен или лишение прав на 1 год. И жалоба на беспричинную остановку транспортного средства не будет законной в таком случае.

Пока что никаких ограничений по организационно-распорядительному акту для полицейских не предписывается и депутаты на этим работают. Это поможет сдерживать агрессию представителей правопорядка, контролировать их при остановке машины.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Права полиции и обязанности водителей по новому закону

    • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 25.08.2021)

      «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 250 (ред. от 25.08.2021)

      «Вопросы организации полиции»

    • Указ Президента РФ от 23.05.2011 N 668 (ред. от 25.08.2021)

      «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах»

    • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1461

      «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2130»

    • Постановление Правительства РФ от 01.09.2021 N 1459

      «О внесении изменений в Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 N 2417-р

      «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 21.09.2004 N 1222-р»

    Законопроект был внесен на рассмотрение Правительством РФ в мае этого года. В пояснительной записке говорится, что он «разработан в целях уточнения полномочий полиции, а также усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан». Там же говорится, что поправки основаны на результатах анализа правоприменительной практики. На днях закон приняли в первом чтении, но перед этим депутаты по традиции немного поспорили.

    — Мы не требуем ничего сверхъестественного, никаких действий, которые носят чрезвычайный характер, предоставляют какие-то особые полномочия, — заявил во время заседания Госдумы официальный представитель правительства, статс-секретарь — замминистра внутренних дел Игорь Зубов, представляя законопроект. — Всё, что здесь предлагается, — это годами уже вынашивалось, неоднократно были попытки неудачные выйти с этим по ряду причин. Более того, я могу сказать, что произошли определенные заимствования наших инициатив, и сегодня все остальные органы имеют эти полномочия.

    Сформулированы поправки так, что предоставят полиции самые широкие полномочия. Например, в использовании оружия.

    — Раньше при непосредственном нападении, а здесь — при самой угрозе насилия. То есть, если я предполагаю, что человек, бегущий вдали с топором, может применить ко мне насилие, — могу применить оружие, — рассуждает руководитель уголовной практики кировского филиала московской коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Наталья Костина.

    Причины остановки полиции в Украине 2021 года

    ?

    Нет, в поправках есть только несколько оснований для этого:

    • спасение жизни и обеспечение безопасности граждан;
    • угроза общественной безопасности при массовых беспорядках и ЧС;
    • задержание подозреваемых или обвиняемых;
    • угроза теракта;
    • задержание граждан, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление;
    • пресечение преступления;
    • применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если есть основания полагать, что нарушитель находится в состоянии опьянения;
    • осмотр автомобиля или груза, если имеется подозрение, что там находятся без спецразрешения предметы, изъятые из гражданского оборота.

    Если хозяин машины не присутствовал при этом, его должны проинформировать в срок не позднее 24 часов. Кроме того, полиция обязана обеспечить, чтобы посторонние не проникали в транспортное средство.

    Ответственность за вред, причиненный при вскрытии машины, если оно проведено по закону, полицейский не несет.

    ?

    Сейчас правоохранителям разрешено блокировать участки местности. Законопроект дает право полиции оцеплять территории, жилые помещения, строения и другие объекты.

    В границах оцепления можно будет проводить досмотр граждан, их вещей, транспортных средств и грузов. Если гражданин отказывается, полицейские вправе не впускать или не выпускать его.

    Места проведения публичных и массовых мероприятий, согласно проекту, разрешено временно ограждать и «обозначать доступными средствами, в том числе визуальными».

    Также на время их проведения можно осуществлять досмотр граждан и их личных вещей не только при возможном наличии оружия, наркотиков и других запрещенных веществ, но и при наличии оснований полагать, что они «скрывают предметы хищения».

    ?

    Сейчас полицейский имеет право стрелять, если задерживаемый приближается, сокращая названное ему расстояние, или касается его огнестрельного оружия.

    Поправки предлагают расширить перечень обстоятельств: когда задерживаемое лицо пытается «совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

    ?

    Согласо действующему законодательству, одним из оснований проникновения в жилое помещение может стать «задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления».

    Эту статью предлагается дополнить нормой о возможности проникновения полицейских в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте совершения преступления или скрывающихся с него, а также лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших преступление.

    Нормативно-правовая база

    Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.

    Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.

    На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.

    Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.

    На изменение расходов в 2023 году повлияло увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение участия прокуроров в заседаниях кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, на оплату труда работников бюджетных учреждений. Уменьшение бюджетных ассигнований предусмотрено на ряд закупок.

    Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

    • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
    • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

    В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:

    • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
    • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

    При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.

    Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.

    Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.

    Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.

    Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.

    Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.

    Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:

    • возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
    • наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
    • наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).

    И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

    Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:

    • повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
    • увеличение понижающего коэффициента.

    В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.

    О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?

    Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.

    Не произошло удвоения зарплат. Премия составляет 100% оклада, а реальная зарплата полицейских существенно превышает оклад (иногда в несколько раз). Полицейским добавили максимум по 13 000 руб. в месяц для рядового или 23 650 руб. для начальника отдела. Для Росгвардии суммы, конечно, иные.

    Никакого автоматического установления надбавок не произошло. Постановление всего лишь дает возможность назначать такие надбавки в порядке, определяемом министром внутренних дел и директором Росгвардии соответственно. Порядок этот может подразумевать и равномерное увеличение зарплат, и копеечные доплаты нескольким сотням сотрудников.

    На этом сходство между постановлениями об МВД и Росгвардии заканчивается. Для МВД надбавки распространяются на всех, кто участвует в охране общественного порядка. Никаких других ограничений нет – это могут быть даже сотрудники подведомственных учреждений, офицеры юстиции, гражданские служащие и т. д. С учетом сегодняшней практики работы полиции под это определение может подпасть практически каждый сотрудник. Несколько раз в год в оцепления и на уличные дежурства выставляют даже следователей, работников бывшей миграционной службы и гражданских криминалистов из подведомственных учреждений. По большому счету правительство попросту объявило, что министр может назначать надбавку до 100% всем сотрудникам столичных главков.

    Повышение зарплат в полиции во время медведевской реформы 2010–2012 гг. было сведено на нет инфляцией. К 2018 г. доходы полицейских вернулись к среднестрановым. Именно привлекательные зарплаты позволили в 2012–2013 гг. уменьшить проблему кадрового дефицита на низовых полицейских должностях и дали возможность хоть как-то отбирать кандидатов, не допуская до такой работы тех, кто категорически для нее не подходил.

    Однако уровень зарплат в стране неравномерен. Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в первом полугодии 2019 г., по данным Росстата, составила чуть больше 46 000 руб. по стране в целом, но свыше 90 000 руб. в Москве и более 60 000 руб. в Санкт-Петербурге. Оклады же полицейских устанавливаются едиными правилами. Формально оклады зависят от размера поселения, но разница эта меньше, чем разница в зарплатах остальных занятых (оклад рядового в Москве – 13 000 руб., в райцентре – 9000 руб.). Руководство столичных главков и министерства старалось изобрести дополнительные механизмы поддержки столичных полицейских, однако не всегда успешно. В результате эта работа в столицах всегда оказывалась сравнительно менее привлекательной, чем в регионах (читай – средний полицейский в Москве и Петербурге оказывался менее компетентен, опытен и т. д. по сравнению со средним жителем, чем его коллега в других регионах).

    Таким образом, само по себе увеличение жалования полицейским двух главных городов и прилегающих областей скорее благо для столичных жителей. Вызывающие общее возмущение разгоны массовых мероприятий происходят несколько раз в год, а адекватность полицейского, который приезжает на вызов или дежурит на улице каждый день, такими средствами вполне можно повысить.

    Фото 1662

    10923

    12993

    Фото Видео 24479

    9893

    3752

    Сразу стоит сказать, что точные положения грядущей реформы пока еще не являются достоянием общественности, поэтому приходится делать прогнозы, исходя из риторики официальных лиц. И прежде всего на этот счет высказался Президент Путин, который делает упор на необходимость избавления от коррупционных элементов в рядах МВД.

    Так, в ходе последнего заседания международного экономического форума в Петербурге, глава государства обозначил обеспечение прозрачности деловой среды как одну из главных целей грядущей реформы. По мнению Президента, недопустимо, чтобы контактируя с представителями бизнеса, сотрудники правоохранительных органов пользовались своим положением в целях личного обогащения.

    Касается это и работников судебной системы, которые, что уж говорить, часто преступают закон, вызывая тотальное недоверие со стороны предпринимателей. Все это создает не самый лучший климат для бизнеса и инвестирования, что негативным образом сказывается на экономике.

    Делает на этом акцент и Алексей Кудрин, вот уже не первый год возглавляющий Счетную палату.

    С ним согласен и Антон Силуанов, занимающий пост первого вице-премьера. По мнению чиновников, давление, оказываемое силовиками на бизнес, можно сравнить с рэкетом в крупных масштабах, поэтому на борьбу с этим явлением и решение других не менее важных вопросов в течение текущего года и последующих двух лет (с 2021 по 2023 гг.) выделяется до 20 млрд руб.

    Это и формирование новой ведомственной материально-технической базы с ассигнованием, создание уникальной в своем роде цифровой платформы-омбудсмена, и увеличение зарплатного фонда. К слову, практическая реализация последнего решения будет иметь обратную сторону, подразумевающую сокращение штата.

    И прежде всего будет ликвидирована часть территориальных органов, причем на целых 10%. Подпадут под сокращение и центральные органы, пусть и в два раза меньшем объеме, соответствующем 5% от их общего количества на сегодняшний день.

    Естественно, решить поставленную задачу будет непросто, и уже сейчас становится очевидно, что не удастся избежать индивидуальных переводов ценных сотрудников и объединения отдельных структур. Причем не исключено, что перевод будет осуществляться, выходя за пределы разных ведомств.

    Серьезная чистка грядет и в ГИБДД. И несмотря на то, что сокращать штат еще не начали, уже сейчас известно общее количество кандидатов на вылет, которое составит 2 тыс.

    К примеру, структуры, координирующие вопросы переселения, запросто могут вести свою деятельность под управлением Министерства труда и социальной политики, тогда как контрольно-разрешительную функцию в сфере оборота наркотических веществ можно смело делегировать Минздраву.

    Принцип понятен, механизмы его практической реализации – не очень. Сами чиновники анонсируют применение схемы «Елочка», предполагающей внедрение особого соотношения количества управленцев и подчиненных.

    Кроме того, централизация ведомств нового образца подразумевает создание единых расчетных центров и систем по обеспечению общей материально-технической базы и максимально эффективному ведению финансово-хозяйственной деятельности вновь сформированных органов управления.

    В настоящее время начисление заработной платы сотрудникам МВД осуществляется в соответствии с трехлетним государственным бюджетом, согласно которому только на полицию было выделено 1,5 трлн руб.

    При этом все зарплаты будут поэтапно проиндексированы в размере 3,7% в текущем году и на 4,2 и 4% в 2022 и 2023 гг., соответственно.

    Для наглядности приведем сравнительную таблицу доходов сотрудников разных ведомственных подразделений за период с 2020 по 2023 гг.

    Занимаемая должность сотрудника МВД Оклад в 2020-м году, руб. Оклад после индексации 2021 года, руб. Оклад после индексации 2022 года, руб. Оклад после индексации 2023 года, руб.
    Полицейский в Москве, Санкт-Петербурге, МО и ЛО 14101,36 14623,11 15237,28 15846,77
    Полицейский в НП с населением свыше 100 тыс. 11931,92 12409,2 12930,39 13447,61
    Полицейский в регионах 9762,48 10123,69 10548,89 10970,85
    Следователь районного значения 16270,8 16872,82 17581,48 18284,74
    Следователь по особо важным делам 20067,32 20809,81 21683,82 22551,17
    Начальник отделения районного значения 17897,88 18560,1 19339,62 20113,21
    Начальник управления районного значения 26033,28 26996,51 28130,36 29255,58
    Полицейский со званием рядовой 5423,6 5624,27 5860,49 6064,91
    Полицейский со званием майор 12474,28 12935,83 13479,14 14018,31
    Генерал полиции 29287,44 30371,08 31646,67 32912,54

    Да, повышение незначительное, но все же это лучше, чем ничего.

    Для сравнения приведем показатель минимальной и средней заработной платы для Москвы и регионов:

    В среднем по Москве, руб. В среднем по регионам, руб.
    Минимальная з/п 20589 12792
    Средняя з/п 60614 58782

    Несмотря на то, что средний показатель доходов российских граждан носит условный характер, ввиду несовершенства учетной системы, он все равно дает общее представление и возможность проведения сравнительного анализа.

    Согласно последнему, сотрудники МВД даже в высших чинах получают ненамного больше, чем то предусматривают минимальные показатели. Однако не стоит спешить с далеко идущими выводами, поскольку речь идет о «голой» ставке без учета выслуги лет, премий, надбавок за звание и прочих весьма ощутимых бонусов.

    Госдума принимает поправки к закону «О полиции»

    Законопроект предлагает дополнить статью о гарантиях правовой защиты полицейского следующим пассажем: «Сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции». Эту поправку адвокат Сергей Мирзоев называет наиболее серьезной среди всех.

    — Это может трактоваться только так, что сотрудник полиции не отвечает за последствия своих действий. Общество и без того не доверяет полиции. Люди помнят скандалы с подброшенными наркотиками – дело Голунова, например. Так что, сотрудник, подбросивший наркотики Голунову, не должен отвечать за последствия своих действий?

    Если поправки в закон «О полиции» вступят в силу, то правоохранители смогут вскрывать автомобили даже когда владельца машины в ней нет. О своих действиях они должны будут поставить в известность владельца в течение суток после того, как все произойдет, и не будут нести ответственности за причиненный ущерб. Законопроект говорит, что эти действия могут быть нужны, чтобы спасти чью-то жизнь или предотвратить преступление, а то и массовые беспорядки.

    — Это абсолютно не соответствует ни международной практике, ни защите прав граждан, — считает Сергей Мирзоев. — Полиция залезла без вас в машину, якобы нашла наркотики – будет уголовное дело в отношении вас. А полиция скажет: «А нам показалось, что машина подозрительная». Любое имущество не может быть подвергнуто хоть какой-то ревизии без приглашения понятых, без составления протокола.

    У полиции сейчас достаточно полномочий, чтобы отследить, досмотреть и прекратить эксплуатацию любой машины, отмечает адвокат.

    Сторонник законопроекта депутат Анатолий Выборный приводил Газете.ру довод о том, что эта поправка нужна полицейским для того, чтобы спасти из машины запертого в сорокоградусную жару ребенка. Но Сергей Мирзоев обращает внимание на то, что и по имеющимся уже законам полицейский может разбить окно машины и не понести за это никакого наказания – именно потому, что он будет спасать жизнь ребенка. И никакая отдельная статья для этого не нужна.

    Полицейские смогут оцеплять и блокировать дома, проводить за оцеплением «личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, предметов, механизмов, веществ», а если кто-то попробует сопротивляться – его смогут не выпускать из-за оцепления или не впускать внутрь.

    Еще одна поправка дает возможность «обозначать доступными средствами» и «осуществлять временное ограждение» места массовых мероприятий.

    — В этой конкретизации нет смысла – у полиции уже есть полномочия на проверку и досмотр людей, — утверждает Сергей Мирзоев. — А зачем детализация? На сайте Госдумы в пояснительной записке ничего об этом не говорится.

    Возможно, правоохранителей привлек опыт Казахстана. Там, чтобы сдержать распространение коронавирусной инфекции, поначалу закрывали на карантин отдельные подъезды и целые жилые комплексы: возле них выставляли КПП и караульных.

    — У Роспотребнадзора уже есть полномочия, — не согласен адвокат. — Если им нужно, то они могут привлечь полицию. Человек на карантине выполняет требования профильных специалистов, а не полицейских. Полицейские операции не лечат – лечат медики, лечат лекарства. Происходит подмена понятий.

    Подготовленные еще два года назад поправки попали в Госдуму во время карантина, и сейчас обсуждение законопроекта идет в общем информационном поле. Тем не менее поправки не имеют отношения к распространению или нераспространению коронавируса.

    — Коронавирус, это только повод, — считает адвокат. — Работа полиции состоит не в борьбе коронавирусом. Она состоит в охране прав граждан, в охране правопорядка. Через короткое время выяснится, что эти меры действуют в совсем других целях. А карантин был всего лишь поводом.

    Подобные вопросы стоят того, чтобы выставить их на открытое обсуждение. Чтобы в полной мере были понятны последствия изменений, можно выслушать экспертов, профессионалов и широкую общественность. Этого, видимо, уже не произойдет.

    Выглядит вероятным, законопроект пройдет через три чтения в Государственной думе. Но надеяться на то, что Дума исправит недостатки этих формулировок, нет никаких оснований, считает адвокат.

    Проект закона также предусматривает предоставление полиции права оцеплять (блокировать) территории, жилые помещения, строения и другие объекты (в действующем законе возможно блокирование «участков местности»).

    Согласно документу, «в границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей, предметов, механизмов, веществ», а также осматривать транспортные средства

    В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы, полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территорию, в жилые помещения, где проводится оцепление или его выход за приделы оцепления, говорится в проекте закона.

    директор фонда «Общественный вердикт»

    Правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает изменения федерального закона «О полиции». Законопроект дает полиции право вскрывать транспортные средства, расширяет возможности действий при оцеплении территории (например, митингов) и так далее. О том, что изменится, ОВД-Инфо рассказала директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина.

    Часть пунктов этого документа — мелкие уточнения. Из важного — они везде «личный досмотр» меняют на «личный осмотр». Насколько я понимаю, досмотр — это законодательно отрегулированная процедура, происходящая в определенных условиях. Досмотр не требует согласия осматриваемого, зато законодательно описан. Осмотр непонятно, как отрегулирован, обязателен он или нет. Соответственно, не очень понятна ответственность [за нарушения] сотрудников при проведении осмотра.

    Право на вскрытие транспортного средства — это нововведение. Не очень понятно, как оно будет реализовываться на практике: это касается подозреваемых, которые находятся в машине, либо надо кого-то задержать и поехать за ним, а чья-то машина оказалась под рукой? За вред, причиненный в результате вскрытия, полиция ответственности нести не будет. Появляется новое полномочие, не обремененное ответственностью.

    Вообще весь законопроект добавляет полномочий и возможностей полиции для ведения служебной деятельности — осматривать людей, ограждать территорию проведения публичного мероприятия — но совершенно не вводится никаких сдерживающих факторов в виде наказаний за превышение полномочий. И сами полномочия сформулированы так общо, что не всегда понятно, к чему они относятся — как в случае с вскрытием транспортного средства.

    Возможность оцеплять место преступления у полиции была и раньше, теперь добавляется возможность осматривать людей, которые хотят зайти на территорию или с нее выйти. Выглядит вроде логично, но никакой ответственности [за превышение полномочий при осмотре] не предусматривается.

    Раньше были «преступления» и «правонарушения», а в законопроекте появляется некий третий тип, совершенно мне непонятный — «происшествие». Появляется право осматривать «места происшествий». Когда мы говорим о преступлениях и правонарушениях, они регулируются Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. Там отрегулировано, в каких ситуациях и что может происходить: досмотр, обыск, изъятие документов и так далее. Как будет рассматриваться обоснованность действий сотрудников полиции в ходе «происшествия», непонятно.

    То есть новое полномочие полиции дается, но выносится за процессуальные границы. У сотрудников, таким образом, развязываются руки. Если раньше было понятно, что, например, для обыска нужен ордер, обыск должен проходить по определенным правилам, то теперь появляются некие «происшествия», в рамках которых можно много чего делать. И, по крайней мере, в этом законопроекте, не объясняется, что означает «происшествие».

    Также появляется норма о том, что сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, если они соответствуют закону «О полиции» и другим федеральным законам. Но закон написан так, что его можно трактовать по-разному, так что нельзя и полностью освобождать от ответственности за действия, совершенные при исполнении обязанностей.

    Похоже, законопроект описывает ситуации, с которыми полицейские часто сталкиваются и где им сложно. Законопроект укладывается в канву последних нескольких лет, когда происходит наделение правоохранительного блока все большими полномочиями при том же объеме ответственности или даже ее сокращении.

    Записал Александр Литой

    Выслуга лет – установленный законом стаж работы в вооруженных силах и силовых структурах, по достижении которого полицейский может досрочно уйти на пенсию. Работа в МВД достаточно сложная, сопряжена с риском, высокой моральной и нередко физической нагрузкой. В связи с этим к полицейским применяется льготный порядок расчета трудового стажа. В текущем и вероятнее всего в 2021 году срок выслуги для представителей МВД останется без изменений. Для выхода на пенсию необходимо отработать 20 лет, после чего написать соответствующее заявление.

    Обсуждаемая полицейская реформа предусматривает не только увеличение срока выхода сотрудников МВД на пенсию и сокращение им заработной платы, но и увольнение многих из них.

    На заметку!

    По приблизительным подсчетам, рабочее место покинет довольно большое количество полицейских – около 10%.

    Если эта реформа будет реализована, она затронет не только обычную и военную полицию, изменения коснутся судебной системы и федеральной службы исполнения наказаний. Государство планирует объединить эти структуры в одну организацию.

    В 2019 г. в ФЗ-342 «О службе в ОВД РФ» внесен ряд поправок о порядке прохождения службы в полиции. Согласно изменениям выслуга лет не возросла. Основное нововведение – рост предельных сроков службы в МВД. На 5 лет увеличен максимальный возраст работы среднего и высшего начальствующего состава. Майоры и подполковники – с 50 до 55 лет, полковники – с 55 до 60 лет, генералы – с 60 до 65 лет. Для персонала с другими званиями предельный возраст работы остался на прежнем уровне.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *