Защита прав потребителей 2021г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав потребителей 2021г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

от 07.02.1992 N 2300-1

(Закон ОЗПП)

(с изменениями от 17.12.1999, 30.12.2001, 22.08.2004, 02.11.2004, 21.12.2004, 27.07.2006, 16.10.2006, 25.11.2006, 25.10.2007, 23.07.2008, 03.06.2009, 23.11.2009, 27.06.2011, 18.07.2011, 25.06.2012, 28.07.2012, 02.07.2013, 21.12.2013, 05.05.2014, 13.07.2015, 03.07.2016, 01.05.2017, 18.04.2018, 04.06.2018, 29.07.2018, 18.03.2019, 18.07.2019, 24.04.2020, 31.07.2020 гг.)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.

3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее — правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 17.12.99 N 212-ФЗ)

5. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

6. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

3. Уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель по требованию потребителя обязаны предоставить подтверждение своих полномочий, вытекающих из заключенного ими договора с изготовителем (продавцом). (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 250-ФЗ)

С 1 января 2021 года действуют новые правила продажи товаров

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. (в ред. Федеральных законов от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 17.12.99 N 212-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ)

1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

Защита прав потребителей услуг, оказываемых финансовыми организациями, организующими взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в соответствии с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», осуществляется с особенностями, установленными указанным Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 133-ФЗ)

2. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

3. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

В соответствии со статьей 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2435);

постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2018 г. N 967 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 35, ст. 5558);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 1536 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8639);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 895 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4038);

пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N 1351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5725).

3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (далее — государственный контроль (надзор).

2. Государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — контрольный (надзорный) орган).

3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), являются должностные лица контрольного (надзорного) органа, должностными регламентами которых установлена обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

Для целей настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются лица, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 4.

Для целей настоящего Положения инспекторами являются должностные лица, указанные в подпунктах «в» — «и» пункта 5 и подпунктах «в» — «ж» пункта 6.

9. Объектами государственного контроля (надзора) (далее — объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, связанные с соблюдением ими обязательных требований, регламентированных соответствующими правилами продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ), в том числе в части заключения и (или) исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей;

б) товары (непродовольственная и продовольственная продукция), работы и услуги как результаты деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, к которым предъявляются обязательные требования, в том числе в части информации о товарах (продукции), работах (услугах).

10. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет объектов контроля.

11. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

12. В ходе осуществления государственного контроля (надзора) могут быть привлечены свидетели, специалисты, эксперты, экспертные организации.

13. Контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

меры стимулирования добросовестности;

объявление предостережения;

консультирование;

самообследование;

профилактический визит.

Федеральные бюджетные учреждения, подведомственные контрольному (надзорному) органу, в рамках обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в соответствии с планом работы контрольного (надзорного) органа, а также по отдельным поручениям контрольного (надзорного) органа вправе проводить консультирование и профилактический визит.

14. Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контрольный (надзорный) орган обеспечивает учет профилактических мероприятий.

15. Итоги обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного контроля (надзора) после публичных обсуждений включаются в государственный доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. N 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации».

Доклад размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

16. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольный (надзорный) орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее — меры стимулирования).

Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится в случае их обращения при условии осуществления ими деятельности не менее 3 лет и при представлении подтвержденных сведений о реализации следующих мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований:

реализация контролируемым лицом мероприятий по предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;

добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей;

заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Критериями добросовестности контролируемого лица являются следующие параметры:

соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также иных требований, соблюдение которых оценивается контрольным (надзорным) органом в рамках иных видов контроля (учитывается отсутствие нарушений требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, привлечение к уголовной ответственности, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);

своевременность представления контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган обязательной информации;

отсутствие исковых заявлений о защите прав потребителей, удовлетворенных судебными органами;

реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных им при обращении в контрольный (надзорный) орган с целью оценки его добросовестности;

наличие декларации соблюдения обязательных требований.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за три года.

Для поощрения и стимулирования добросовестных контролируемых лиц могут применяться следующие меры:

выдвижение представителей контролируемых лиц в общественные и иные органы при контрольном (надзорном) органе;

возможность проведения инспекционного визита, выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия;

присуждение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, и предоставление контролируемому лицу права публично размещать данную информацию в открытых источниках, в том числе в информационных и рекламных.

Информация об оценке контролируемых лиц предоставляется заинтересованным лицам посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет».

Срок действия репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, составляет 3 года со дня присвоения указанного статуса.

Репутационный статус, обозначающий добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, аннулируется при установлении контрольным (надзорным) органом несоответствия контролируемого лица критериям добросовестности, о чем контролируемое лицо уведомляется в течение одного месяца.

21. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

22. При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с контролируемым лицом:

контрольная закупка;

мониторинговая закупка;

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:

наблюдение за соблюдением обязательных требований;

выездное обследование.

23. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий могут быть:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках контроля (надзора) за исполнением законов, соблюдением прав гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случае непредставления документов и сведений контролируемым лицом, представление которых установлено этим предписанием, или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении указанного предписания.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольного (надзорного) органа на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, указанных в пункте 6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.

Инспектор определяет вид контрольных (надзорных) мероприятий с учетом характера нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) действий, необходимых для оценки их соблюдения.

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектором оценивается соблюдение обязательных требований в отношении объектов государственного контроля (надзора), к которым предъявляются обязательные требования, указанные в предмете контрольного (надзорного) мероприятия.

24. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях в рамках государственного контроля (надзора) размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.

25. В ходе проведения контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

эксперимент.

26. В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

эксперимент;

инструментальное обследование;

истребование документов;

испытание;

экспертиза.

27. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

28. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

29. В ходе рейдовых осмотров могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

30. В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов;

экспертиза.

31. В ходе выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

отбор проб (образцов);

инструментальное обследование;

испытание;

экспертиза.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов — для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.

32. В ходе контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) действия совершаются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и пунктами 36 — 39 настоящего Положения.

46. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности государственного контроля (надзора).

47. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты прав потребителей, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей.

Ключевой показатель государственного контроля (надзора) приведен в приложении.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

(процентов)

Наименование ключевого показателя Годы и целевые (плановые) значения ключевого показателя
2021 2022 2023 2024 2025 2026
Показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемых законом ценностей в области защиты прав потребителей 33 34 35 36 37 38
  • Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
    • Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
    • Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
    • Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
    • Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
    • Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
    • Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
    • Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
    • Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
    • Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
    • Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
    • Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
    • Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
    • Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
    • Статья 15. Компенсация морального вреда
    • Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
    • Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
    • Статья 17. Судебная защита прав потребителей
  • Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
    • Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
    • Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
    • Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
    • Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
    • Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    • Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
    • Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
    • Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
    • Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
    • Статья 26. Утратила силу.
    • Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
    • Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров

    Любой гражданин, покупая всевозможную продукцию и используя ее, а также используя в жизни различные услуги – потребитель, обладающий потребительскими правами. Рассмотрим самые распространенные виды их нарушений и способы как от них защититься.

    1. Добровольно-принудительный сервис

    Довольно часто потребителю, желающему купить полис ОСАГО, практически навязывают дополнительную услугу такую, как оформление страхования имущества или жизни клиента. В случае несогласия компания затягивает в лучшем случае, или же полностью отказывается продать страховой полис на автомашину.

    Что в данном случае должен знать потребитель? Его потребительские права серьезно нарушены, так как страхование жизни, имущества в России является абсолютно необязательным, оно осуществляется исключительно по желанию клиента. Если контрагент не изъявил такого желания, страховая компания не имеет права отказывать в оформлении данного полиса. По закону служащий учреждения обязан осуществить оформление страхового полиса на автомобиль в отношении каждого потребителя, обратившегося по данному вопросу в страховую компанию.

    За необоснованный отказ на должностных лиц возлагаются штрафные санкции. Однако потребитель должен знать, что для привлечения компании к ответственности необходимы веские доказательства, например, письменный отказ сотрудника.

    2. Качество/цена

    Отсутствие горячей воды в квартире – серьезная проблема, выбор бойлера – не менее важный предмет обсуждения. Неопытному покупателю может показаться, что предлагаемые товары, практически, идентичны между собой. Вот только цена достаточно разнится.

    От чего это зависит? Такой параметр, как форма корпуса, влияет на стоимость изделия. Круглые бойлеры – одни из дешевых видов, но места занимают довольно много в отличие от плоских эргономичных конструкций. Цилиндрические бойлеры разных диаметров также будут иметь разную цену. Узкий бойлер стоит больше, чем обычный цилиндрический за счет более быстрого нагрева воды. Не отдавайте предпочтение изделиям с низкой ценой.

    Здесь может таиться подвох и как только закончится срок официальной гарантии, зачастую обнаруживается изъян агрегата. Если вам предлагается бойлер с кратким сроком гарантии, это свидетельствует лишь об одном – желании продавца побыстрее освободить себя от ручательства за качество товара. Массивность бойлера, магниевый анод – важные детали качественного бойлера. Потребитель законодательно обладает правом на качественный приобретаемый товар. И это право закреплено статьей 4 Закона «О правах потребителя». В том случае, когда потребитель выявляет недостатки, изъяны, различные повреждения, он законно может воспользоваться статьями данного нормативного документа.

    Если после покупки товара покупатель обнаруживает погрешности, дефекты, о которых не был предупрежден продавцом, возврат такого товара является законным мероприятием. Некачественный товар можно заменить на хороший продукт, или покупателю обязаны вернуть уплаченные за покупку деньги (ст.18).

    Также предоставляется право потребителю вернуть в магазин товар, если он по каким-либо параметрам или соображениям оказался непригодным покупателю. (ст.25). Данный закон предусматривает полную ответственность продавца, который нарушил права потребителя. Низкосортный продукт может быть заменен на доброкачественный товар той же марки, или другого бренда, но при этом должен быть произведен перерасчет стоимости продукции.

    Процедура замены товара не должна превышать недельного периода с того дня, когда потребитель обратился в магазин по вопросу замены.

    Если же товар нуждается в дополнительной проверке на предмет выявления дефектов, на которые указывает покупатель, замена происходит в срок до 20 суток. Если на момент замены в наличии нет данного товара придется ждать целый месяц для его замены (ст.21).

    Покупатель также имеет право обратиться с просьбой о замене продукции (не продовольственной группы) хорошего качества на идентичную лишь в том магазине, и у того работника, где сделана покупка. Такой обмен может быть произведен в течение недели. Главным условием данного обмена является сохранность товарного вида, всех необходимых этикеток, лейбл, а также, если этим предметом не пользовались. Обязателен документ, подтверждающий, что данный продукт был куплен именно здесь.

    Альтернативой выступают подтверждения факта покупки свидетелями. Следует знать, какие товары не подлежат возврату или обмену. Замена недоброкачественного изделия, по желанию покупателя, может быть изменена процедурой возврата суммы, потраченной на покупку во время действия срока гарантии на данную продукцию. Нарушивший права клиента сотрудник торговой организации может привлекаться как к административной, так и к уголовной ответственности.

    Приобретенные недоброкачественные товары — уже свидетельство нарушений прав покупателя. Однако, для их восстановления необходимы веские доказательства. Желательно, чтобы потребитель ориентировался в нужной терминологии. Попробуем разобраться с погрешностями:

    Если товар не соответствует необходимым требованиям, то это характеризуется как недостаток товара;

    Неисправность, либо изъян, влекущий большие расходы и временные затраты при его устранении, квалифицируется уже как существенный недостаток изделия;

    Срок службы для каждого изделия предполагает поручительство производителя за качественную продукцию;

    Гарантийный срок определяет отрезок времени, предполагающий по первому требованию потребителя заменить товар, в котором были обнаружены какие-либо недостатки.

    1. В ситуации, когда после окончания гарантийного срока на приобретенный товар, обнаруживаются погрешности, которые носят производственный характер, потребитель законно имеет право предъявить претензии по качеству товара, но не более, чем в течение 2 лет со дня его покупки.

    2. Доказательство не качественности товара по вине производителя и то, что возник он до продажи предоставляет потребитель. В данной ситуации аргументом выступает надлежащее Экспертное заключение, которое выдает независимая организация по экспертизам. Также в качестве доказательств можно предоставить фотографии изъянов, или же их видеосъемка, квитанции, чеки кассовых аппаратов, которые являются подтверждением приобретения товаров.

    С момента вступления людей в гражданские правоотношения, которые возникают в различных сферах (чаще всего это торговля и предоставление различных услуг) появились и споры между потребителем и продавцом/исполнителем по вопросу прав каждого. Различные договора (купля-продажа, поставки, оказание всевозможных услуг) составлялись сторонами таким образом, чтобы было удобно и выгодно именно ей.

    Вполне, нужно лишь хорошо представлять различные мошеннические механизмы. Самым распространенным фактором является полное несоответствие присланной продукции характеристикам и изображениям, которые продавец демонстрирует на своем сайте. Часто покупатель сталкивается с ситуацией, когда в аннотации товара указана более низкая цена, нежели в квитанции, которая вручается вместе с доставленным товаром. Нередко полученный товар практически не подлежит эксплуатации из-за отвратительного качества. Очень большой процент мошенничества выглядит следующим образом: оформлен и оплачен заказ, но в указанный адрес не доставлен.

    Данных проблем можно частично избежать, если внимательно изучить представленный сайт продавца, прежде чем соглашаться на покупку.

    Довольно часто наши люди прибегают к услугам соответствующих органов по вопросам консультаций или же с просьбой о защите своих потребительских прав после их нарушения. Зачастую процесс восстановления с применением различных средств зашиты и необходимых способов длится довольно долго.

    Юридический опыт сотрудников организаций свидетельствует об абсолютном незнании своих прав. Зачастую такое нарушение совершается фактически, а не юридически. В таких случаях процесс защиты очень затруднен. Это говорит о том, что при покупке продукции, или ее заказа потребитель абсолютно не владеет основами в данной области.

    Это приводит к тому, что покупатель затрудняется сделать правильный выбор и в случае необходимости самостоятельно не может отстаивать свои права, да и для профессионалов возникают немаленькие преграды.

    В чем проявляется такое невежество:

    В апломбе или нерадивости покупателя в процессе приобретения товара;

    В невнимательном отношении к покупаемому продукту;

    В излишней поспешности покупки того или иного изделия

    В излишнем доверии к подаваемой продавцом информации.

    На различных мероприятиях, проводимых юристами, ведется разъяснительная работа по вопросам надобности данных знаний и их важность. Делается акцент на важном факторе – это получение от продавца исчерпывающей и достоверной информации о товаре, его особенностях, производителе и т.д.

    Если покупатель имеет какие-то требования к продавцу, то ему можно направляться сразу в суд, так как законодательство защиту прав в обязательном претензионном порядке не предусмотрело.

    Однако большинство покупателей почему-то предпочитает сначала как-то уладить спор с помощью досудебных претензий. До определенного момента закон не предусматривал обязанность магазина отвечать на претензию, хотя некоторые это делали по своей воле.

    Теперь такое требование необходимо будет выполнять обязательно. Если продавцы получают от покупателей претензии, то они обязаны направлять свои ответы по существу заявленных требований (п. 5 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» из вышеназванного Постановления).

    В первую очередь это будет полезным для покупателей даже в том случае, если дело дойдет до самого суда. Просто покупатели уже будут иметь соответствующие подтверждения, что продавцы отказались выполнять требования добровольно.

    Редакции закона о защите прав потребителей.

    Ранее такое требование отсутствовало в законодательстве. Теперь же интернет-магазины обязаны присылать номера заказов после того, как покупатели выразили намерения приобрести товар: добавил его в корзину и оформил заказ, вне зависимости от факта оплаты (п. 14).

    Либо это может быть не номер, а какие-либо иные подтверждения, позволяющие покупателям идентифицировать заказы.

    Аналогичные права предоставляются потребителю в случае оказания некачественной услуги, нарушения сроков выполнения работ (оказания услуг) или в случае выполнения работ с недостатками (ст. 15, п. 1 ст. 18, ст. 19, п. 1 ст. 23, ст. ст. 28, 29 Закона N 2300-1).

    Право потребителя на качество товара включает в себя также следующие права (ст. 6, п. 1 ст. 18, ст. 21, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

    • на ремонт и техническое обслуживание товара в течение срока его службы;

    • замену товара ненадлежащего качества на товар надлежащего качества;

    • соразмерное уменьшение стоимости товара в случае обнаружения в товаре недостатков, о которых продавец не сообщил;

    • безвозмездное устранение недостатков товара;

    • отказ от исполнения договора купли-продажи и возврат уплаченной за товар суммы.

    Право потребителя на качество работы (услуги) включает в себя, в частности, следующие права (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):

    • на безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги), безвозмездное изготовление другой вещи или повторное выполнение работы;

    • уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении в ней недостатков.

    4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.

    В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара НАДЛЕЖАЩЕГО качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

    Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

    Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

    При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

    5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 — 24 настоящего Закона.

    ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ

    1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
    2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
    3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
    4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
    5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
    6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
    7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
    8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
    9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
    10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
    11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
    12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.
    13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
    14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)

    Обмен или возврат по ст. 25 ЗоЗПП закон не связывает с наличием недостатков у продукции. При этом товар должен сохранить все свои свойства и средства идентификации в неприкосновенности, возвращать бывший в употреблении товар нельзя. В магазине также вправе потребовать кассовый и товарный чек, чтобы убедиться в том, какой именно продавец продал товар (возвращать нужно именно тому продавцу, у которого товар приобретен).

    Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату в течение 14 дней, не применяется в случае покупки товара путем использования дистанционного способа. Это установлено в ст. 26.1 ЗоЗПП. То есть, в интернет-магазин можно вернуть товар без существенных недостатков, а точнее – любой качественный товар.

    Срок отказа привязан к моменту передачи. До передачи товара потребитель вправе отказаться от него в любое время (следовательно, продавец обязан вернуть ему уплаченные за товар деньги). После получения продукта – в течение недели, семи дней. Здесь также указаны календарные дни, в соответствии с общим правилом ст. 192 ГК РФ.

    Правила возврата товара при обнаружении в нем недостатков установлены ст. 18 ЗоЗПП. Потребитель вправе вернуть товар, потребовать его замены, уменьшения стоимости или устранения недостатков при обнаружении любых недостатков в товаре. В отношении технически сложных товаров это правило не действует. В случае обнаружения в нем недостатков (любых, не обязательно существенных) покупатель вправе потребовать возврата, замены на аналогичный товар (с перерасчетом цены или без зависимости от марки) только в течение 15 календарных дней после поступления к нему продукции. По истечении этого срока возврат и замену можно осуществить только при обнаружении существенных недостатков.

    Существенным в соответствии с преамбулой к ЗПП является фактически неустранимый недостаток. То есть, даже если он и может быть устранен, но только при несоразмерных вложениях средств. Существенным также признается недостаток, который появляется после его устранения или неоднократно. Признак в определенной степени оценочный.

  • Визитки
  • Буклеты
  • Плакаты и постеры
  • Листовки
  • Календари
  • Документы
  • Дипломы
  • Чертежи
  • Удостоверения
  • Планы эвакуации
  • Блокноты

Последние изменения в торговле и правах потребителей в 2021 году

  • Буклеты
  • Визитки
  • Календари
  • Roll Up
  • Press Wall
  • Листовки
  • Открытки
  • По общему правилу пищевые продукты возврату и обмену не подлежат даже в том случае, если покупатель передумал сразу же после оплаты. Однако потребители имеют право вернуть товары этой категории в том случае, если они ненадлежащего качества: не соответствуют санитарным требованиям, просрочены, каким-либо иным способом испорчены в магазине.

    Чтобы вернуть просроченный продукт, обратитесь в магазин (лучше в день покупки). Принесите с собой испорченный товар, чек или его копию (кстати, если чек не сохранился, это не повод отказать вам), документ, подтверждающий личность. Обратитесь к администратору, опишите ситуацию и попросите вернуть вам деньги за некачественный товар.

    В России продавать товары можно только при наличии информации об обязательном подтверждении соответствия (в том случае, если для категории товаров установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для здоровья, жизни потребителя, окружающей среды).

    Покупатель может потребовать у продавца предъявить товарно-сопроводительную документацию на товар, в которой в числе прочего подтверждается соответствие. Обратите внимание, законодательные нормы не обязывают продавцов иметь сами сертификаты и декларации, но данные о них можно самостоятельно проверить по единым реестрам в интернете.

    Но естественно, при том условии, что вы намерены заплатить за этот товар! Правда, тут есть некоторые нюансы, о которых необходимо знать. Строго говоря, товар считается вашей собственностью после его передачи вам продавцом, то есть после оплаты. На практике охрана магазина не реагирует на подобные «вольности», если покупатель сохраняет упаковку товара и предъявляет ее на кассе. А вот если этого не сделать и «забыть» упаковку в торговом зале, то, получается, вы уже нарушаете закон! За это предусмотрена ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение, и вплоть до ст. 158 УК РФ – кража.

    Если вы заметили нарушение в супермаркете, можете пожаловаться, позвонив на горячую линию по телефону или онлайн. Специфика этой новой системы в том, что в крупных торговых сетях сформированы подразделения по работе с обращениями от покупателей, они не имеют связи с конкретным магазином сети, и их задача – не «покрывать» коллег, а разобраться в проблеме, чтобы сохранить лояльность покупателя.

    Если таким образом разобраться не получилось, вы всегда можете написать претензию в адрес магазина. Подготовьте ее в двух экземплярах (один останется у вас, на нем должны поставить подпись и печать).

    Права потребителей в 2021 году

    Одна из самых распространенных конфликтных ситуаций в супермаркетах и магазинах – разница в цене на этикетке и в чеке. Чаще всего сотрудники магазина находят «оправдание» для такой ситуации: акция была, но только что закончилась; не успели обновить ценники; ошиблись при печати стоимости и так далее. Покупателя при этом склоняют, конечно, заплатить столько, сколько «насчитал» кассовый аппарат. Но в ст. 10 закона «О защите прав потребителей» указывается, что продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, а цена в рублях – важная ее часть. Поэтому вы имеете право требовать, чтобы вам продали товар по той цене, которая указана в ценнике. А если уже успели заплатить и потом заметили несоответствие – чтобы вернули разницу.

    Это часто происходит в супермаркетах и сетевых магазинах. Когда покупок много, а итоговая сумма большая, мало кто проверяет список пробитых товаров. А в чеки нередко закрадываются ошибки. Например, там может появиться лишний товар или количество однотипных товаров становится больше.

    Подобные «ошибки» – это обман покупателя. И продавцу за это грозит штраф, а потребитель имеет право вернуть деньги, потраченные на неполученный товар. Сначала желательно попытаться урегулировать проблему мирным путем (обратиться в магазин, показать чек, попросить сверить список товаров с данными камер, привести показания свидетелей), а если не получится – писать жалобу администрации или обращаться в Роспотребнадзор.

    Часто такой запрет объясняется тем, что крупный предмет может смахнуть с полки товар. Но такие ограничения противоречат законодательству! Например, в Москве действует закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (во многих других городах есть аналогичные законы).

    По закону люди с детскими колясками приравниваются к маломобильным гражданам.

    Также в законе говорится, что нельзя препятствовать посещению такими людьми магазинов и иных общественных мест. Если администрация магазина ссылается на узкие проходы между стеллажами и поэтому не пускает вас в магазин, это говорит только о том, что она нарушает закон! Ширина проходов должна быть не менее 80 см, а этого более чем достаточно для свободного перемещения взрослого с детской коляской.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 515

      «О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний»

    • Указ Президента РФ от 08.09.2021 N 514

      «О внесении изменений в состав Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. N 211»

    • Распоряжение Президента РФ от 08.09.2021 N 241-рп

      «О назначении официального представителя Президента Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о ратификации Соглашения о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств — участников Содружества Независимых Государств»

    • Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496

      «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2462-р

      «Об определении федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная детская библиотека» единственным исполнителем осуществляемой Минцифры России в 2021 году закупки услуг по организации и проведению в г. Москве XXXVII Международного конгресса по детской книге»

    • Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2021 N 2464-р

      «О выделении в 2021 году Росприроднадзору из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований»

    • Информация Банка России

      «Типовые ошибки при раскрытии информации о квалификации и опыте работы руководителей кредитной организации»

    • Разъяснение по заполнению формы 0420427

      (утв. Банком России)

    • Письмо Минстроя России от 07.09.2021 N 38115-ИФ/09

      «Об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2021 года»

    2020 год для ретейлеров и рестораторов был тяжелым. Правда, пока оффлайн-бизнес терпел убытки, появлялись новые маркетплейсы и агрегаторы, развивалась доставка. Многие компании за время карантина прошли ускоренную цифровизацию.

    Сложно предсказать, что ждет магазины и рестораны в следующем, 2021 году, но к некоторым переменам можно подготовиться заранее. Речь о законах, которые вступят в силу или, скорее всего, будут приняты в ближайшие месяцы. Рассмотрим три ключевых изменения.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *