Норма м2 на человека в квартире по жилищному кодексу в СССР

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма м2 на человека в квартире по жилищному кодексу в СССР». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ (миллионов квадратных метров общей площади жилищ)

Всего построено жилых домов в том числе
государственными и кооперативными предприятиями и организациями и жилкооперацией населением за свой счет и с помощью государственного кредита колхозами
В городских поселениях и сельской местности
Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) 527,3 413,8 91,4 22,1
Одиннадцатая пятилетка (1981 — 1985 гг.) 552,2 436,5 80,3 35,4
Три года двенадцатой пятилетки (1986-1988 гг.) 383,6 301,0 59,4 23,2
В городских поселениях
Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) 378,7 345,9 31,2 1,6
Одиннадцатая пятилетка (1981 — 1985 гг.) 384,8 350,7 29,3 4,8
Три года двенадцатой пятилетки (1986-1988 гг.) 264,0 241,1 21,8 1,1
В сельской местности
Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) 148,6 67,9 60,2 20,5
Одиннадцатая пятилетка (1981 — 1985 гг.) 167,4 85,8 51,0 30,6
Три года двенадцатой пятилетки (1986-1988 гг.) 119,6 59,Э 37,6 22,1

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ (на 1000 человек населения; квадратных метров общей площади)

Всего В среднем за год
Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) 2019 404
Одиннадцатая пятилетка (1981 — 1985 гг.) 2028 405
Три года двенадцатой пятилетки (1-986-1988 гг.) 1357 452

ВВОД В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛЫХ ДОМОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ЖИЛИЩНОСТРОИТЕЛЬНОЙ КООПЕРАЦИИ (миллионов квадратных метров общей площади)

Десятая пятилетка (1976-1980 гг.) 27,4
Одиннадцатая пятилетка (1981 — 1985 гг.) 32,8
Три года двенадцатой пятилетки (1986- 1988 гг.) 25,8

Почему в СССР были самые маленькие квартиры по сравнению с жильём в Европе

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96 N 199)

В связи с введением в действие Жилищного кодекса РСФСР и в целях совершенствования порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР.

2. Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов:

а) на основании Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных настоящим постановлением, с учетом местных условий разработать и по согласованию с советами профессиональных союзов утвердить правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в автономной республике, крае, области, городах Москве и Ленинграде;

б) определить порядок выделения жилой площади для обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и пользующихся правом внеочередного и первоочередного получения жилых помещений.

3. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, на которые возложены функции единого заказчика по строительству в городах подрядным способом жилых домов, ежегодно после утверждения плана экономического и социального развития составлять и утверждать при участии советов профессиональных союзов планы распределения жилой площади в жилых домах, подлежащих вводу в эксплуатацию, по предприятиям, учреждениям и организациям, строго руководствуясь статьей 24 Жилищного кодекса РСФСР.

4. Признать утратившими силу:

а) постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591 «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье» (СП РСФСР, 1963 г., N 10, ст. 64);

б) постановление Совета Министров РСФСР от 19 октября 1965 г. N 1178 «О дополнении пункта 4 постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591» (СП РСФСР, 1965 г., N 24, ст. 151);

в) постановление Совета Министров РСФСР от 9 июня 1967 г. N 420 «О частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 9 мая 1963 г. N 591 «Об упорядочении распределения жилой площади и учета граждан, нуждающихся в жилье» (СП РСФСР, 1967 г., N 15, ст. 77).

Председатель
Совета Министров РСФСР
В.ВОРОТНИКОВ

Зам. Управляющего делами
Совета Министров РСФСР
А.ЕРМОЛАЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Совета Министров РСФСР
от 31 июля 1984 г. N 335

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726, от 28.02.96 N 199)

7. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Для инвалидов Великой Отечественной войны, семей погибших воинов и приравненных к ним в установленном порядке лиц, а также для других категорий граждан, из числа имеющих право на первоочередное получение жилых помещений (пункт 23 настоящих Правил), могут быть предусмотрены основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, если обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

в) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

е) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, квартирах, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющие другой жилой площади. (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.01.92 N 34)

В правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений с учетом местных условий устанавливается продолжительность проживания граждан в общежитиях и на условиях поднайма либо найма жилых помещений в случаях, указанных в подпунктах «д» и «е» настоящего пункта, а также могут быть предусмотрены дополнительные основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

«Жилищный вопрос» в СССР.

8. Обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание с регистрацией по месту жительства в данном населенном пункте.

(в ред.Постановления Правительства РФ от 28.02.96 N 199)

В порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городского Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

9. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.

10. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию — также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, — работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций.

На крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть организован по цехам и подразделениям. В таких случаях члены семьи, работающие на одном предприятии, в организации, по их желанию принимаются на учет каждый в своем цехе, подразделении.

11. Ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется:

в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов — отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами;

на предприятиях, в учреждениях, организациях — должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

12. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).

13. Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях — жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.

14. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы — совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

15. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

31. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, а также предприятия, учреждения, организации в соответствии с утвержденным планом распределения жилой площади ежегодно составляют списки граждан, которым намечается предоставление жилой площади в текущем году, исходя из очередности предоставления жилых помещений (пункт 22 настоящих Правил). Списки о предоставлении жилых помещений вывешиваются для общего сведения.

32. Не допускается предоставление жилых помещений гражданам, не состоящим на учете, за исключением случаев неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (жилых помещений), грозящих обвалом, подлежащих сносу домов и т.п.), а также в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

33. Перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь представить соответственно в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, администрации предприятия, учреждения, организации документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении ими после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади.

34. Общественная комиссия по жилищным вопросам при исполнительном комитете местного Совета народных депутатов или жилищно-бытовая комиссия профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации перед предоставлением жилых помещений вновь проверяет жилищные условия каждого очередника и вносит предложение соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации о предоставлении жилых помещений для заселения.

35. В домах муниципального жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.93 N 726)

36. В домах ведомственного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, — по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

37. В домах общественного жилищного фонда жилые помещения предоставляются гражданам по совместному решению органа соответствующей организации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

38. Разногласия, возникшие между администрацией предприятия, учреждения, организации и профсоюзным комитетом по вопросам предоставления жилых помещений, рассматриваются вышестоящей организацией, в ведении которой находится данное предприятие, учреждение, организация, и вышестоящим органом профессионального союза.

39. Списки граждан на получение жилых помещений предоставляются предприятиями, учреждениями, организациями в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию с целью соблюдения установленного срока заселения жилых помещений (пункт 44 настоящих Правил).

40. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов при утверждении совместных решений администрации и профсоюзных комитетов о предоставлении жилых помещений рабочим и служащим не вправе включать в списки предприятий, учреждений, организаций других граждан. Если в решении администрации и профсоюзного комитета о предоставлении жилых помещений работнику допущено нарушение правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, это решение с замечаниями исполнительного комитета местного Совета народных депутатов возвращается соответствующему предприятию, учреждению, организации на дополнительное рассмотрение.

41. Жилые помещения, освобождающиеся в домах, переданных государственными предприятиями, учреждениями, организациями исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, а также жилые помещения, освобождающиеся в домах, построенных с привлечением в порядке долевого участия средств предприятий, учреждений, организаций, заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий работниками этих предприятий, учреждений, организаций. Указанный порядок заселения применяется независимо от времени передачи или окончания строительства жилого дома.

47. На основании решения о предоставлении жилого помещения по договору найма в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер по установленной форме (Приложение N 4) , который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726)

Приложение N 4 не приводится.

Бланки ордеров хранятся в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов как документы строгой отчетности.

48. Выдача ордеров на заселение жилых помещений производится в точном соответствии с решением о предоставлении жилого помещения отделом по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами.

Ордер может быть выдан только на фактически свободное жилое помещение.

49. Ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке.

При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

50. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов в случаях:

когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения;

выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

51. При вселении в предоставленное жилое помещение ордер должен быть сдан в жилищно-эксплуатационную организацию, где он хранится как документ строгой отчетности.

52. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В СССР можно было встать в общегородскую очередь и улучшить жилищные условия. Это выглядело примерно так: при семи метрах жилой площади на одного члена семьи (такой был жилищный минимум в Советском Союзе) из ветхого жилья или барака можно было переехать в одну- или двухкомнатную квартиру. При этом квадратные метры с каждым членом семьи увеличивались: муж, жена и двое детей получили бы 28 м2 (7×4).

Советская «очередь на квартиру»

В России однокомнатной квартирой принято считать коридор, санузел, кухню и спальню. В Европе же такое жилье считается «нулёвкой» — в европейский странах нормы значительно выше российских. Наша двухкомнатная квартира с гостиной в Германии — стандартная однокомнатная. При этом, например, в Италии или Франции квартиры, как правило, имеют балконы и террасы, для нас же это чаще роскошь.

В Германии на одного человека должно приходиться не менее 50 м2, а за каждого следующего члена семьи добавляется ещё по 10 «квадратов». В Венгрии средняя площадь квартиры — 90-100 м2. При этом венгры ценят наличие панорамных окон и красивые виды во дворе. А вот испанцы могут отказаться от больших площадей ради квартиры в доме на побережье с выходом к яхт-марине. 50-60 квадратных метров им достаточно для счастья.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 226-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О статусе военнослужащих»

  • Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 267-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  • Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 23.04.2018)

    «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ

    «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 04.06.2018 N 134-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ

    «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета»

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Для oпpeдeлeния cтeпeни блaгoycтpoeннocти жизни в ЖК PФ oпpeдeлeнa coциaльнaя нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa. Ee пpинимaют кaк ocнoвнoю пpи cyбcидиpoвaнии, выдaчe кoмнaты/дoмa/квapтиpы, oпpeдeлeнии кoммyнaльныx плaтeжeй. Дaнный вид нopмaтивa зaвиcит oт пapaмeтpoв:

  • кoличecтвo чeлoвeк;
  • ypoвeнь жилoгo oбecпeчeния тeppитopии;
  • вид и тип пpeдocтaвляeмoгo жилья.

Cтaтья 50 ЖК oпpeдeляeт двa видa нopмaтивoв:

Пpeдocтaвлeния — кoличecтвo квaдpaтypы, иcпoльзyeмoe для pacчeтa oбщeй плoщaди пpoживaния. Pacчeт пpoизвoдитcя пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний ceмьe coглacнo дoгoвopy нaймa. B бoльшинcтвe peгиoнoв paзмep oпpeдeлeн в 18 кв.м. Paзмep cчитaeтcя минимaльным и в нeкoтopыx cлyчaяx мoжeт быть yвeличeн (нaпpимep, пpeдocтaвили кoмнaтy, oднoкoмнaтнyю квapтиpy, жильe oтдaнo ceмьe c xpoничecким бoльным). Квaдpaтypa тaкжe yвeличивaeтcя для coтpyдникoв opгaнoв внyтpeнниx дeл чeй чин нe нижe пoлкoвникa, a тaкжe лицaм, имeющим yчeнyю cтeпeнь.

Учeтнaя нopмa плoщaди жилoгo пoмeщeния — этo минимyм квaдpaтypы нa чeлoвeкa, пpинимaeмый для пpизнaния ceмьи нyждaющeйcя в блaгoycтpoйcтвe. Для гpaждaн, чьe пoмeщeниe пo квaдpaтype мeньшe дaннoгo пoкaзaтeля, cyщecтвyeт peгиcтpaция и oчepeдь нa yлyчшeниe. Нo дaннoe пpaвo кacaeтcя тoлькo ceмeй или гpaждaн, кoтopыe pacпoлaгaют cтaтycoм мaлoимyщиe или мaлooбecпeчeнныe. Пpи pacчeтe cтeпeни нyждaeмocти yчитывaютcя вce пpoпиcaнныe в жильe гpaждaнe (нa пocтoяннoй или вpeмeннoй ocнoвe).

Жилищные условия и коммунальное обслуживание

Pacceлeниe гpaждaн пpoизвoдитcя в жильe из мaнeвpeннoгo фoндa мyниципaльнoгo нaзнaчeния, чaщe вceгo людeй ceлят в oбщeжития. Пpи этoм дoлжны иcпoлнятьcя нopмaтивы pacпpeдeлeния, нo нa пpaктикe нoвoe жильe мoжeт oкaзaтьcя мeньшe пepвoнaчaльнoгo.

Нaпpимep, пpи пpивaтизaции aвapийнoй плoщaди в oбмeн пpeдocтaвляeтcя тa жe квaдpaтypa или минимaльнaя coглacнo зaкoнoдaтeльным aктaм.

Пpoцeдypa пepeceлeния из дaнныx ycлoвий coпpoвoждaeтcя пpимeнeниeм пpaвил:

  • жильe пpeдocтaвляeтcя пoд дoгoвop coциaльнoгo нaймa;
  • кoмнaтa или пoмeщeниe блaгoycтpoeны;
  • жилплoщaдь paвнa cтapoй плoщaди или пpeвышaeт ee.

Кaтeгopия oтличaeтcя ocoбым oтнoшeниeм влacтeй и пpaвoм пoлyчeния жилoгo пoмeщeния нa иныx ycлoвияx, нeжeли гpaждaнcкиe лицa. Для вoeнныx пpимeнимы нopмaтивы в зaвиcимocти oт cитyaций pacпpeдeлeния и нaличия ceмьи являeтcя пpeдeл oт 18 дo 25 кв.м. Квaдpaтypa oпpeдeляютcя peгиoнaльными влacтями.

В изданном тогда декрете Совнаркома совместно с народным комитетом здравоохранения, была установлена цифра необходимой жилищной площади 8, 25 квадратных метра на одного взрослого человека.

Спустя два года, в 1922-м, размер площади был увеличен до девяти квадратных метров. Но в этой формуле не учли наличие необходимой величины.

Так или иначе, эта цифра с тех пор учитывалась при строительстве жилых многоквартирных домов. При этом высота потолков в жилых помещениях тоже имела свои стандарты, но менялась неоднократно.

Однако, норма жилищной площади, которая положена на человека, надолго оставалась неизменной. Тогда же, в 20-е годы, площадь жилья стала классифицировать по двум параметрам:

  • Общая;
  • Жилая.

Связано это было с тем, что упор на коммунальное жилье подразумевал «уплотнение буржуазии». То есть, в послереволюционный период в квартиры и дома так называемых буржуев начали подселять жильцов.

Бывало такое, что в одной комнате ютилось, сколько семей, что это невообразимо. Большие комнаты разделялись перегородками и эта площадь именовалась жилой. Впоследствии, при строительстве новых жилых домов, эта тенденция сохранилась.

Таким образом комнаты, которые предназначались для жизни одного человека или семьи, так и стали называться «жилой площадью», а вот места общего пользования — коридоры, туалеты, ванные комнаты и кухни называются «общей» или «полезной» площадью.

Это разделение существует только в странах бывшего СССР. В других государствах, которым незнакомо такое явление как «коммуналки», вызывают удивление и эти параметры. Хотя формулировка «норма жилой площади на человека» встречается во всех странах.

Это допустимо, однако требуется соблюдение следующих условий:

  • жилье представляет собой либо комнату, либо однокомнатную квартиру;
  • жилье предназначается для граждан, которые страдают заболеванием, включенным в специальный список. Такие заболевания не позволяют больному проживать на одной территории с другим лицом (к примеру, туберкулез, при котором есть вероятность заразить окружающих).

Однако надо не забывать, что даже в случае наличия одной из вышеуказанных причин, превышение нормы допустимо не более чем в 2 раза.

Дополнительные метры применимы также к следующим категориям граждан:

  • к сотрудникам в звании полковника полиции или выше;
  • к сотрудникам с ученой степенью или званием.

Данные категории граждан вправе получить дополнительную жилую площадь, в размере не меньше 20 кв.м.

Постановление Совмина РСФСР от 31.07.84 N 335

При выпуске из детского дома детям-сиротам, не имеющим в собственности жилой площади, предоставляется отдельное жилье.

Порядок и условия этой процедуры определены федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот…».

Размер выделяемой жилплощади для данной категории граждан основывается на действующих в регионе правилах, однако, в отдельных случаях могут быть применены и другие, повышенные нормы.

Жилье для данной категории граждан предоставляется по договору найма жилого помещения, сроком на 5 лет. По истечении пяти лет, жилое помещение переходит в пользование гражданина.

Такие меры исключают возможность приватизации, передачи жилого помещения иным лицам, выселения нанимателя или других мошеннических действий.

Отдельно стоит упомянуть тот факт, что согласно новым правилам, выделяемое детям-сиротам жилье, должно представляться собой благоустроенный жилой дом и квартиру.

Применяемая ранее практика по расселению данной категории граждан в коммунальные квартире, ныне запрещена.

Нередко здание, в котором проживают люди, признается аварийным. Причины тому могут быть разные — износ временем или влияние неблагоприятных факторов.

Граждане, подлежащие выселению из таких домов, могут претендовать на новое жилье.

В отдельных случаях власти не в состоянии обеспечить семьи необходимым жильем, поэтому их переселяют в маневренный фонд, либо в общежития, соблюдая при этом установленную регионом санитарную норму.

Если переселение осуществляется согласно муниципальным нормам, семьи могут быть переселены в меньшие по площади квартиры, при этом обязательное количество квадратных метров на одного человека — не менее 10.

Выбор места переселения зависит от ряда факторов: начиная с различных льгот и заканчивая фактом приватизации жилья.

В случае, если аварийная квартира была приватизирована жильцом, при переселении собственнику полагается жилье, соизмеримое с тем, которое находилось в собственности.

Процесс переселения из аварийного и ветхого жилья должен осуществляться с соблюдением всех предписанных государством норм.

Статья 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации постановляет, что при сносе дома, признанного аварийным, или же при изъятии недвижимости, должны быть соблюдены следующие требования:

  • предоставление нового жилья по договору социального найма;
  • жилье должно быть благоустроенным и находиться в пределах данного населённого пункта;
  • общая площадь и количество комнат не должны быть меньше старых.

Кроме того, при выселении из жилья, подлежащего сносу, граждане имеют возможность улучшить свои жилищные условия.

Если в семье есть дети разного пола и старше 9 лет, ЖК РФ предусматривает возможность предоставления им разных комнат. Помимо этого, предусмотрена возможность выплаты компенсации стороне, подлежащей выселению, вместо получения квадратных метров.

Субсидия представляет собой финансовую помощь от государства при оплате коммунальных услуг. Законодательные акты определяют отдельные категории граждан, имеющих право на получение таких выплат и их величину.

К этой категории относятся многодетные семьи, пенсионеры, ветераны, участники боевых операций в «горячих» точках и др.

Малоимущие семьи, желающие получать данную субсидию, должны соответствовать 2-м требованиям:

  • иметь общий семейный доход ниже уровня, установленного по их региону;
  • иметь меньшую площадь помещения, чем установлено социальной нормой.

Конечно норм много, они сильно отличаются друг от друга и в них легко запутаться, однако всю информацию можно уложить в три определения:

  • учётная норма — количество метров, положенных гражданину, чтобы он смог встать в очередь для получения другого жилья;
  • норма предоставления — минимальная площадь жилого помещения для гражданина или семьи, предоставляемая муниципалитетом;
  • санитарная норма — норма маневренного фонда и общежитий, применяемая при выселении неплательщиков или при временном размещении граждан в период ремонта их основного жилья.

Как видно из статьи, понятие «норма жилья» — весьма сложное и неоднозначное. Конкретные значения зависят от региональных властей и чтобы ознакомиться с ними, обратитесь в соответствующий отдел или департамент вашего региона.

Ещё больше информации о нормах площади жилья есть в этом видео:

Прежде всего нужно разобраться с понятиями. Жилая площадь – это количество квадратных метров в квартире, указанная в правоустанавливающих документах. В соответствии с положениями законодательства, жилой площадью является площадь помещений, которые предназначены именно для проживания. Такие помещения, как санузел, кухня, столовая, прихожая не считаются жилыми помещениями. Однако, они подлежат учету в техническом паспорте для расчета общей площади жилья. Важно понимать, что площади балконов и лоджий не включаются в площадь квартиры. В процессе разработки нормативов, государственные органы имеют в виду как раз жилую площадь.

Норма жилой площади — это минимальная величина кв. метров, которые полагаются на 1-го человеку в силу принятых нормативных актов.

Основным законом, посвященным нормам жилой площади является ЖК РФ. Он содержит ключевые понятия и общие положения в сфере жилищных правоотношений.

Но конкретные величины жилплощади отданы на регулирование законодательным органам субъектов России и муниципалитетам.

Нормативы жилья для отдельных категорий граждан, льготникам, получающим меры поддержки, и госслужащим, установлены в отдельных законах, в частности:

  1. Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  2. Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»;
  3. ФЗ от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» и др.

В РФ действуют различные нормативы жилой площади, из них можно выделить четыре норматива:

  • нормы предоставления;
  • санитарные нормы;
  • норматив учета граждан;
  • и социальная норма.

Вышеуказанные нормы устанавливают минимум площади, необходимой одному человеку для проживания. В чем различие между ними? Каждый норматив используется при конкретных, определенных в законодательстве, обстоятельствах. К примеру, в ситуации, где применяется норма предоставления, не действует санитарный норматив и т.п. В связи с этим и конкретные числа площадей для каждого норматива, как правило, не сходятся между собой.

Все виды норм подлежат расчету как число квадратных метров на 1-го гражданина. В случае предоставления жилья семье из нескольких человек, показатель норматива нужно помножить на количество человек в семье.

Нормирование жилой площади необходимо для различных задач, стоящих перед государственными органами:

  • Вычисления размера субсидии, если человек имеет право на ее получение;
  • Расчета размера жилья, необходимого для получения семьей для нормальных условий проживания, на основании договора соц. найма или при расселении из аварийного жилья и т.д.
  • Расчета достаточно ли метража жилого помещения, если дополнительные жильцы хотят зарегистрироваться по месту жительства в квартире;
  • определения стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг, размера льгот и др.

Определение микродоли в квартире

В соответствии с ч.1. ст. 50 Жилищного кодекса РФ, норма предоставления жилой площади жилого – это минимальный размер площади жилья, согласно которому определяется размер общей площади квартиры, предоставляемой на основании договора социального найма.

Конкретные метражи устанавливаются органами местного самоуправления в силу возможностей жилищного фонда определенного муниципалитета. Поэтому показатели в разных регионах могут различаться. При этом наиболее распространенные нормативы предоставления таковы:

  • Для проживания одного человека — 33 кв. метра;
  • Для семьи из 2-х человек — 42 метра;
  • Для трех лиц и более – от 18 кв. м. на одного человека.

Жилплощадь квартиры в соответствии с нормой предоставления рассчитывается исходя из количества человек в семье. К примеру, в Ярославской области применяется «стандартный» норматив предоставления, поэтому на семью из трех человек положено жилое помещение размером 54 квадратных метра (3х18 = 72).

Норматив предоставления применяется только, если граждане занимают жилое помещение на основании договора социального найма. Он заключается с местной администрацией или государственными органами субъекта РФ. По договору семья получает право пользования определенным жильем, которое находится в муниципальной собственности. Для получения право пользования нужно отвечать определенным условиям, а именно, семья должна быть:

  • признана малоимущей;
  • поставлена в очередь на улучшение жилищных условий.

Процедура признания семьи малоимущей различна в каждом субъекте РФ. Обычно, ей признается семья, у которой размер общего дохода не позволяет полноценно содержать всех членов семьи, т.к. на каждого приходится меньше установленного в регионе прожиточного минимума.

В ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания семьи, нуждающейся в улучшении условий проживания:

  • семья не имеет собственной квартиры;
  • не оформлен договор социального найма;
  • размер жилплощади составляет менее учетной нормы;
  • дом был признан аварийным жильем;
  • граждане проживают в одной квартире с человеком, имеющим опасное заболевание.

Учетная норма – это минимальное количество квадратных метров, которое позволяет определить, можно ли отнести семью к нуждающейся в улучшении жилищных условий. Если жилая площадь менее этого норматива учета, то граждане получают право на улучшение. Эта норма выступает как показатель потребности в более просторном жилье.

Норма предоставления схожа с учетной нормой, но не идентичны. Перед оформлением договора социального найма применяется норма учета, она позволяет установить, имеют ли граждане право на муниципальное жилье. В процессе же заключения договора используется норма предоставления, которая нужно для определения квадратуры предоставляемого жилого помещения. Величины данных нормативов имеют близкое значение. При этом учетная норма должна быть больше нормы предоставления.

Размер учетной нормы определяется постановлением органа местного самоуправления, в каждом населенном пункте он различен.

Пример. Семья состоит из четырех человек, она занимает квартиру, площадью 42 кв.м. в г. Самара. Семья принимает решение встать в очередь на улучшение жилищных условий. Нужно определить, их жилье больше УН или меньше. Размер учетной нормы в Самаре, согласно Закону Самарской обл. № 87-ГД от 11.07.2006 г. «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан», составляет 14 кв.м.

Расчет: 4 человека х 14 = 56 кв. м.

Санитарная норма жилой площади является минимальной величиной для определения количества квадратуры на одного человека для проживания. Площадь жилья не может быть менее санитарной норм, в противном случае проживать в нем невозможно.

Показатель санитарной нормы на территории РФ общий — 6 кв. м. на человека.

По данному нормативу рассчитывается площади только для временного проживания граждан: в комнатах общежития; в маневренном жилищном фонде, например, для размещения людей во время капитального ремонта жилого дома.

Пример. Если комната в общежитии имеет площадь 23 кв. м., то в ней можно разместить только 3 граждан (Расчет: 23 / 6 кв. м. = 3,8).

Разбираясь, сколько квадратных метров положено на человека в квартире, необходимо принять во внимание, что расчеты зависят от целого перечня факторов. Во внимание принимаются жилищные условия в конкретном субъекте РФ, а также расчет какой именно нормы выполняется.

Они бывают нескольких видов, в перечень которых входят:

  • социальная;
  • учетная;
  • санитарная.

В этот же перечень необходимо включить значение показателя средней цены за квадратный метр в конкретном регионе, а также тип жилья, в отношении которого производится расчет.

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.

Учетная норма жилья должна быть рассчитана в ситуациях, когда решается вопрос о постановке семьи или конкретного человека в очередь на улучшение жилищных условий. Расчет значения показателя осуществляется в зависимости от тех условий, которые действуют в каждом конкретном регионе.

Согласно правилам, учетная норма не может быть ниже санитарной. Это значит, что значение показателя должно составлять минимум 6 квадратных метров на человека.

При расчете показателя в учет принимается количество лет, которые живут в помещении совместно. Это значит, что социальная норма тоже принимается во внимание. Учитывается и тип жилплощади.

Площадь Категория граждан
15 кв. м. Тем, кто награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени.
20 кв. м. Тем, кто исполняет обязанности судьи.
20 кв. м. Героям Советского Союза и полным кавалерам Ордена Славы.
До 2-х социальных норм Инвалидам.
20 кв. м. Сотрудникам СК РФ.
1-й комнаты Полицейским, которые имеют звание генерала или полковника.
20 кв. м. Судьям Конституционного Суда.
15−25 кв. м. Военнослужащим, находящимся в звании генерала или полковника, командирам частей, военным, у которых есть ученая степень.

Когда гражданин выяснил, что минимальная норма жилья на 1 человека составляет 6 кв. м., и узнал, что значение показателя в 2021 году зависит от его типа и ряда других параметров, необходимо разобраться, когда эта информация может понадобиться. Сведения необходимы, если осуществляется расчет количества денежных средств, которые необходимо предоставлять за услуги ЖКХ.

Если по каким-либо причинам гражданин не может самостоятельно вносить денежные средства в полном объеме, государство может оказать помощь в виде субсидий. Их размер рассчитывается в соответствии с тем, сколько квадратных метров жилья приходится на человека.

Информация необходима и в случае, если за услуги ЖКХ образовался большой долг, и семью выселяют с занимаемой жилплощади. В этом случае им будет предоставлено другая квартира с соблюдением норматива 6 кв. м. на человека.

Дополнительная жилая площадь в России предоставляется далеко не всем гражданам. Государство оказывает поддержку лицам, которые не могут приобрести квартиру самостоятельно. Приоритет отдается лицам, которые страдают тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, а также сотрудникам МВД, МЧС и военнослужащим. Правила и нормы предоставления квартиры устанавливаются действующим законодательством.

Кто имеет право на улучшение жилищных условий

Есть несколько случаев, когда обязательно учитывают норму по жилой площади.

  1. При необходимости подтверждения права нанимателя на то, чтобы получить дополнительную площадь.
  2. Когда вселяются временные жильцы.
  3. Переселение нанимателя во время проведения капитального ремонта в здании.
  4. Проводится раздел объекта недвижимого имущества.
  5. Нанимателя выселяют.
  6. Нужно начислить плату за жилплощадь.

В Жилищном Кодексе РФ есть статья 50, которая и посвящена данному вопросу.

В этом тексте пишется о том, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Показатель сохраняет различный уровень в разных регионах и субъектах. В субъектах РФ ответственность за установку индивидуальных норм ложится на плечи местных органов власти. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Социальная норма – это минимум необходимого жилья, который надо выделить населению, когда между ним распределяется жилой фонд.

Социальные нормы отображают, сколько минимального пространства необходимо человеку для комфортного проживания. Это главный ориентир тем, кто отвечает за выделение жилищных субсидий, жилья по другим программам.

Норма привязывается к нескольким факторам, включающим:

  • Информацию о том, к каким разновидностям относятся помещения для проживания.
  • Данные по обеспечению населения жильём, с учётом особенностей конкретного региона
  • Информацию о том, сколько людей составляет семью.

Определяется местными органами власти. Расчёт данной нормы требует рассмотрения множества факторов:

  • Демографический и социальный состав семей, состоящих на учёте.
  • Особенности самого жилого фонда.
  • Обеспеченность населения жильём в том или ином конкретном регионе.
  • И так далее.

В каждом регионе эта норма имеет определённый размер, который определяется индивидуально. Учётная норма может быть изменена для конкретных групп граждан, включая военнослужащих и инвалидов. Но уменьшение или увеличение учётной нормы происходит только на основании Федерального акта. Важными документами для этого становятся законы самих субъектов, либо указы Президента РФ.

Учётная норма нужна, чтобы понять, требуется ли улучшить жилищные условия конкретным гражданам. При этом во внимание принимают не только территорию жилых комнат, но и так называемых мест общего пользования.

За последние несколько лет эта сфера в законодательстве РФ практически не претерпела перемен. Если нормы и становятся другими, то только в пределах конкретного региона, сумма изменений редко бывает большой. Но чаще всего даже другие города повторяют те же правила, что действуют и в Москве.

Нормирование жилой площади началось у нас со времён СССР. И многие нормы, действовавшие в то время, применимы к практике до сих пор. Даже после изменений они просто переносятся в новые документы. Меняются лишь органы государственной власти, ответственные за редактуру в том или ином случае.

Стоит учитывать то, что некоторые категории граждан имеют право получить компенсацию. Например, если они и члены их семьи пострадали во время аварии на Чернобыльской станции.

Компенсация особенно актуальна для тех, кого интересует возможность сэкономить на коммунальных платежах. Такое право есть и у ветеранов труда, которые на постоянной основе проживают в жилищном фонде.

Вне зависимости от того, какую форму собственности они оформляют на тот или иной объект.

Многие граждане могут самостоятельно улучшать свои жилищные условия. Но для некоторых актуальной остаётся и государственная поддержка. Если есть возможность получить жильё на льготных условиях – почему бы ей не воспользоваться?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *