Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации закон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации закон». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года

Статья 1. Общие положения

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Статья 2. Деятельность Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный содействует:

1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;

3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;

4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.

Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 4. Требования к Уполномоченному

1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.

Статья 5. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.

Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Мирошникова Ирина Юльевна
Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае

Ирина Юльевна Мирошникова родилась в городе Красноярске. В 1985 году окончила Красноярский государственный университет по специальности « Правоведение».

После окончания университета работала в системе социальной защиты населения, пройдя путь от должности ведущего специалиста до заместителя министра социальной политики Красноярского края.

Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края 30.01.2014 Мирошникова Ирина Юльевна назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае.

Перейти к Полной биографии

Уполномоченный по правам ребёнка

Текущая редакция принята: 30/04/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 116-ФЗ от 30/04/2021
Вступила в силу с: 01/07/2021


Первоначальная редакция от 27/12/2018

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О противодействии коррупции

Ссылка на

Ссылка на Федеральный закон Российской Федерации О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.

Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:

  • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  • просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

У уполномоченного при Президенте есть ряд задач, имеющих высокий приоритет. Список:

  • контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
  • рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
  • обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
  • разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.

В соответствии с тем, что у должностных лиц есть много обязанностей и задач их список прав является расширенным. Это позволяет полноценно осуществлять свою работу.

Возможные действия с учетом прав должностного лица:

  • запрос полноценной информации у любого компетентного органа федерального или регионального уровня;
  • посещение организаций и предприятий, которые имеют различные связи с несовершеннолетними, например, занимаются обучением или имеют наемных работников младше 18 лет;
  • требование отчетности от остальных должностных лиц с наличием полного объяснения по различным фактам и делам.

Важным моментом является невозможность воспрещения доступа к необходимой информации уполномоченному лицу даже при наличии ЧС в регионе или определенной местности.

Стоит учесть, что уполномоченный не замещает другие органы, а помогает наладить их работу. Например, с помощью обращения к омбудсмену можно решить проблему с привлечением других органов, в частности прокуратуры или суда.

Омбудсмен должен иметь определенный перечень качеств, которые необходимы при его деятельности. Список:

  • гражданство РФ;
  • 30 лет — минимальный возраст;
  • высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
  • наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
  • наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
  • желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
  • отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;
  • все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.

Есть два типа уполномоченных лиц. Первые имеют федеральный характер, то есть их деятельность регламентируется возможностью предоставлять интересы малолетних в любом регионе. Такие лица назначаются прямым указом Президента Российской Федерации.

Региональные омбудсмены могут назначаться региональными органами власти. Снятие с должности производится тем лицом, которое осуществляло назначение.

Федеральные законы по правам ребенка

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Обратите внимание! Это неполный перечень прав, который есть у каждого российского несовершеннолетнего. Он может учиться в России, получать бесплатную медицинскую помощь, быть защищённым от различного неравенства.

Россия должна придерживаться не только норм своего внутреннего, российского законодательства о детях, но и соблюдать нормы международного. К основным законодательным актам можно отнести:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 года;
  • Закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 года;
  • Закон № 501-ФЗ от 27.12.2008 года;
  • Закона № 1-ФКЗ от 26.0.1997 года;
  • Прочие нормативные акты – конвенции, указы Президента, Постановления.

В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.

Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:

  • вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
  • оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.

Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.

У человека на такой должности есть определённые функции и задачи, которые он должен выполнять в рамках своих полномочий. В список функций входит:

  • своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
  • при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
  • повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
  • анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
  • психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
  • обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
  • проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
  • обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.

Также у омбудсмена есть перечень задач, которые он должен выполнять:

  • контроль над тем, чтобы российские и международные законодательные акты соблюдались по всей территории России;
  • дача рекомендаций органам власти на местах с целью предоставления возможных нарушений детских прав;
  • обобщение сведений, полученных практическим путём;
  • разработка мероприятий, которые могут минимизировать риски совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.

Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:

  • нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
  • обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
  • проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.

Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.

Основанием для прекращения полномочий и досрочного освобождения от должности Уполномоченного является Постановление ГД РФ.

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Обратите внимание! Все органы и группы, которые создаются УППР РФ для более рациональной деятельности, ведут работы на общественных началах. Могут привлекаться как госработники, так и частные эксперты.

Защита прав детей — Генеральная прокуратура Российской Федерации

Граждане РФ, которые еще не достигли совершеннолетия, имеют общие права, базовые и дополнительные, согласно Конституции РФ и Декларации прав человека. Все права защищаются.

Нарушениями, связанными с особыми правами и интересами детей, занимается уполномоченный по правам ребенка в России.

К особым правам несовершеннолетних в России относят:

  • Право иметь семью. Ребенок должен быть воспитан в собственной семье до тех пор, пока нахождение в ней не противоречит его интересам и не ущемляются его законные права;
  • Право на общение. Непозволительно лишать ребенка возможности проводить время и общаться с обоими родителями как состоящими в браке, так и будучи в разводе. Запрещено видеться с родителем только в том случае, если так постановил суд и если такое общение грозит жизни, безопасности или неприкосновенности ребенка;
  • Право на защиту — жизни, здоровья, от пагубных действий родителей и др.;
  • Право иметь и выражать свое мнение. При принятии решений, касающихся интересов малыша, должно учитываться его мнение. После исполнения ребенку 10 лет, он может принимать решения касательно действий органов опеки;
  • Право на фамилию, имя и отчество.

В свою очередь, основные права детей в РФ — это право на получение образования, право на лечение, право на защиту от неравенства и т.д.

Защита прав ребенка в России осуществляется как самими родителями, так и следующими органами: прокуратура, органы опеки, суд, уполномоченный по правам ребенка в РФ при Президенте и уполномоченные по правам ребенка в регионах РФ.

Далее в статье рассмотрено, чем конкретно занимается омбудсмен по правам ребенка, что входит в его полномочия и кто может обратиться к нему с жалобой.

Уполномоченный по делам несовершеннолетних (омбудсмен детский) — это должность, которая была закреплена на законодательном уровне Указом Президента под названием «Об уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка» начиная с сентября 2009 года.

Президент лично назначает уполномоченного по правам ребенка и только он обладает правом снять его с должности. По закону, лицо обладает неприкосновенностью и, исполняя свои обязанности, не может быть обыскано или арестовано.

Уполномоченный — это элемент системы, а не один человек. Наделяется рядом специальных полномочий.

Должность существует как на федеральном, так и на региональном уровнях. Разница состоит в должностных обязанностях и в том, кто назначает на должность: на федеральном уровне — Президент, на региональном — местные власти. Но, как лицо при президенте, так и представители в регионах преследуют цель — защита прав и интересов несовершеннолетних.

Чтобы понять, в чем заключается деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ, необходимо знать, какие функции выполняет лицо и какие у него есть права.

Уполномоченный по правам ребенка в России должен выполнять следующие функции:

  • Осуществление контроля за соблюдением правовых актов и законов, относящихся к детям (международных и российских);
  • Оказывать помощь в восстановлении нарушенных прав;
  • Контроль за работой местных органов, прямая обязанность которых устранять нарушения, связанные с ущемлением прав и законных интересов несовершеннолетних. Детский омбудсмен может выдавать поручения выполнить те или иные требования;
  • Обобщение и анализ имеющейся практики. Для выполнения этой функции могут привлекаться специалисты и разные учреждения;
  • Помогать родителям, чьи дети находятся в нелегкой ситуации, наладить взаимоотношения со своими детьми;
  • Привлекать инстанции, которые помогут содействовать в решении проблем с ребенком;
  • Доносить информацию до родителей и детей об имеющихся у них правах и обязанностях;
  • Любыми усилиями защитить ребенка от разного вида насилия, например, от жестокого обращения с ребенком.

Итак, уполномоченные по правам ребенка должны обеспечивать несовершеннолетним гражданам полную защиту. Их деятельность связана с тем, чтобы помогать детям развиваться и воспитываться в гармоничной и здоровой среде, без ущемления его достоинств и прав.

Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:

  • Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
  • Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
  • Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
  • Защищать права детей в судебной инстанции;
  • Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
  • Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
  • Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
  • Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
  • Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
  • Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
  • Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
  • Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
  • Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.

Уполномоченный, несмотря на широкие полномочия, не заменяет собой такие институты, как органы опеки, суд или др. При необходимости, может обратиться в местную администрацию, школьную организацию, правоохранительные органы или в суд с заявлением.

Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.

Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.

Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:

  • специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
  • занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
  • в их состав входят представители исполнительной власти.

Уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая дела и пытаясь разобраться в ситуациях.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Обратиться с жалобой к омбудсмену может любой гражданин или организация, которые стали свидетелями нарушения прав ребенка.

В Институт уполномоченного можно обратиться в случаях:

  • Нарушения прав несовершеннолетних органами власти. К примеру, действия или бездействия представителя власти на федеральном, региональном или муниципальном уровне. Распространена ситуация, когда игнорируются просьбы детей сирот по предоставлению им жилья.
  • Необходимо оспорить решение суда. Право обратиться в Институт имеет представитель, адвокат или родитель ребенка. Обращение актуально даже в случае, если решение вступило в силу.
  • При желании обжаловать решение по уголовному или гражданскому делу.
  • При необходимости оспорить постановление судебной инстанции, которое ранее уже было обжаловано.

Родители — не единственная категория граждан, которые могут обратиться за помощью в случае, когда права несовершеннолетних были нарушены.

Жалоба должна быть официальной, документ должен быть составлен грамотно с предоставлением достоверной информации.

Федеральный омбудсмен наделяется правом обращаться в суд с исками о признании незаконными решений органов госвласти и местного самоуправления, организаций, должностных лиц и госслужащих, если сочтет, что они нарушают права и законные интересы детей или их действия не соответствуют нормативному правовому акту РФ. Он сможет инициировать обращения в Конституционный суд РФ на предмет соответствия нормативных актов основному закону страны, а также обращаться с предложениями по изменению законодательства к сенаторам, депутатам Госдумы и другим субъектам законодательной инициативы. Кроме того, он будет вправе направлять мотивированные предложения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Также федеральный омбудсмен наделяется полномочиями участвовать в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения, посещать без специального разрешения учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений. Должностные лица будут обязаны безотлагательно принимать уполномоченного, а сроки ответа на обращения омбудсменов для органов госвласти, учреждений и должностных лиц сокращаются с 30 до 15 суток. Принятый закон расширяет и полномочия региональных омбудсменов.

Кроме того, пакет законов закрепляет право уполномоченного отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении информации, ставшей ему известной в ходе исполнения своих обязанностей.

Законы вступят в силу со дня их официального опубликования.

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Обратите внимание! Это неполный перечень прав, который есть у каждого российского несовершеннолетнего. Он может учиться в России, получать бесплатную медицинскую помощь, быть защищённым от различного неравенства.

Анна Кузнецова назвала эффективным взаимодействие с общественными организациями

Россия должна придерживаться не только норм своего внутреннего, российского законодательства о детях, но и соблюдать нормы международного. К основным законодательным актам можно отнести:

  • Конституция РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 года;
  • Закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 года;
  • Закон № 501-ФЗ от 27.12.2008 года;
  • Закона № 1-ФКЗ от 26.0.1997 года;
  • Прочие нормативные акты – конвенции, указы Президента, Постановления.

Задачи рассматриваемого специалиста ясны, но, к сожалению, не дают полного представления о специфике его работы. Как организована деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ?

Начать стоит с взаимодействия с местными структурами. Известно, что федеральный омбудсмен контролирует деятельность региональных уполномоченных. При этом граждане из разных частей страны могут обращаться за помощью именно к региональным сотрудникам. Нередко местные управляющие понятия не имеют, как поступать в той или иной ситуации. В этом случае они подают заявление федеральному уполномоченному.

Немалую роль в работе детского омбудсмена играет взаимодействие с международными инстанциями. Это Комитет ООН, Гаагский суд, ЕСПЧ и многие другие. Все, что связано с защитой прав детей на межгосударственном уровне, выполняется через федерального омбудсмена.

В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.

Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:

  • вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
  • оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.

Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.

Требования к человеку, претендующему на данную ответственную должность, прописаны в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ. Потенциальный Уполномоченный:

  • не может быть депутатом ГД РФ, членов СФ РВ, входить в региональный депутатский состав, пребывать на госслужбе, заниматься любой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавание, научная или творческая деятельность;
  • не может быть гражданином или подданным другого государства, у него не может быть оформлен вид на жительство в другой стране;
  • он не может вести активную политическую деятельность, входить в состав активных членов партии или иного общественного объединения людей, целью которых является политическое взаимодействие;
  • должен прекратить свою деятельность, попадающую в список запрещённой, минимум за 2 календарных недели до вступления в должность.

Если хоть бы одно из условий не будет выполнено, претендент не будет назначен на должность. Назначение происходит Постановлением ГД РФ и Указом Президента РФ.

Людей, которые могут претендовать на должность УППР, вправе предлагать Президенту на рассмотрение любые государственные учреждения, общественные объединения и прочие учреждения. Кроме тех требований, которые представлены в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ, есть дополнительные. Это:

  • возраст не моложе 30 лет;
  • наличие высшего образования, полученного в России по любой специальности;
  • безупречная репутация;
  • практический опыт ведения правозащитной деятельности при работе с несовершеннолетними гражданами.

Соблюдение совокупности всех требований является обязательным для потенциального УППР РФ.

Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст не менее 30 лет;
  • наличие диплома о высшем юридическом образовании;
  • наличие педагогических навыков и длительного опыта работы с детьми (пять лет минимум);
  • чистая репутация и беспорочное прошлое;
  • нейтралитет по отношению к партийным интересам (приоритетом у детского омбудсмена должна быть защита прав детей, а не направления политики);
  • работа на одной должности или совмещение с должностью, не противоречащей работе детским омбудсменом.

Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:

  • нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
  • обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
  • проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.

Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.

Основанием для прекращения полномочий и досрочного освобождения от должности Уполномоченного является Постановление ГД РФ.

Анна Кузнецова призвала к повышению престижа профессии вожатых

Поскольку по закону ребенок в РФ – это полноценный гражданин, он при рождении наделяется определенными правами.

Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.

Помимо общих прав, прописанных в действующем законодательстве, ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, подпадает под особую защиту со стороны уполномоченного. Рассмотрим, какие дети могут получить помощь от омбудсмена в РФ.

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.

Обратите внимание! Это неполный перечень прав, который есть у каждого российского несовершеннолетнего. Он может учиться в России, получать бесплатную медицинскую помощь, быть защищённым от различного неравенства.

В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.

Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:

  • вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
  • оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.

Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.

Требования к человеку, претендующему на данную ответственную должность, прописаны в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ. Потенциальный Уполномоченный:

  • не может быть депутатом ГД РФ, членов СФ РВ, входить в региональный депутатский состав, пребывать на госслужбе, заниматься любой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавание, научная или творческая деятельность;
  • не может быть гражданином или подданным другого государства, у него не может быть оформлен вид на жительство в другой стране;
  • он не может вести активную политическую деятельность, входить в состав активных членов партии или иного общественного объединения людей, целью которых является политическое взаимодействие;
  • должен прекратить свою деятельность, попадающую в список запрещённой, минимум за 2 календарных недели до вступления в должность.

Если хоть бы одно из условий не будет выполнено, претендент не будет назначен на должность. Назначение происходит Постановлением ГД РФ и Указом Президента РФ.

Людей, которые могут претендовать на должность УППР, вправе предлагать Президенту на рассмотрение любые государственные учреждения, общественные объединения и прочие учреждения. Кроме тех требований, которые представлены в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ, есть дополнительные. Это:

  • возраст не моложе 30 лет;
  • наличие высшего образования, полученного в России по любой специальности;
  • безупречная репутация;
  • практический опыт ведения правозащитной деятельности при работе с несовершеннолетними гражданами.

Соблюдение совокупности всех требований является обязательным для потенциального УППР РФ.

У человека на такой должности есть определённые функции и задачи, которые он должен выполнять в рамках своих полномочий. В список функций входит:

  • своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
  • при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
  • повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
  • анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
  • психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
  • обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
  • проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
  • обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.

Также у омбудсмена есть перечень задач, которые он должен выполнять:

  • контроль над тем, чтобы российские и международные законодательные акты соблюдались по всей территории России;
  • дача рекомендаций органам власти на местах с целью предоставления возможных нарушений детских прав;
  • обобщение сведений, полученных практическим путём;
  • разработка мероприятий, которые могут минимизировать риски совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.

Анна Кузнецова провела личный прием граждан в Хабаровском крае

Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:

  • нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
  • обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
  • проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.

Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.

Основанием для прекращения полномочий и досрочного освобождения от должности Уполномоченного является Постановление ГД РФ.

Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.

Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:

  1. Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
  2. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
  3. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).

Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.

Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.

Структура Уполномоченных в отдельных сферах деятельности сформировалась в 1990-2000 годы. На данный момент такие специалисты защищают интересы предпринимателей, потребителей при оказании финансовых услуг, иных категорий граждан и коммерческих структур. Уполномоченный в сфере защиты интересов детей:

  • действует в соответствии с Законом № 501-ФЗ, иными нормативными актами федерального, регионального и муниципального уровня;
  • назначается на должность персонально Президентом РФ на срок 5 лет (продление полномочия, т.е. занятие должности два раза подряд, запрещено);
  • обязан ежегодно представлять отчет о своей деятельности на имя Президента РФ, публиковать документ на официальном сайте.

При реализации полномочий УППР взаимодействует с государственными и муниципальными ведомствами, судебными инстанциями, прокуратурой, отделами опеки, полицией, иными службами и органами. Во многих случаях обращения и требования Уполномоченного обязательны для исполнения.

Полномочия УППР распространяются на территорию всей страны. Для этого созданы и функционируют структурные подразделения во всех регионах, ведутся выездные приемы и мероприятия. Также большинство субъектов РФ ввели должность УППР на основании собственных нормативных актов. Региональные специалисты напрямую не подчиняются федеральному Уполномоченному, а их права и обязанности действуют только в пределах одного субъекта РФ.

Ключевой целью работы Уполномоченного является защита и восстановление нарушенных прав несовершеннолетних. Для этого специалист наделен следующими полномочиями:

  • законотворческая деятельность – направление в государственные и муниципальные органы предложение о разработке, принятии, корректировке или отмене нормативных актов;
  • обращение в суд в интересах детей и их родителей, в том числе в отношении государственных структур;
  • участие в суде как независимого специалиста для дачи заключений в интересах защиты несовершеннолетних;
  • рассмотрение обращений и проведением по ним собственной проверки, либо направление их в уполномоченные ведомства.

Указанные полномочия и направления деятельности реализуются в конкретных действиях Уполномоченного. Их примерный перечень указан в статье 6 Закона № 501.

Защищать интересы детей УППР обязан по собственной инициативе, по информации, поступившей от любых заинтересованных лиц, размещенных в печатных и интернет СМИ, теле- и радиосюжетах. В полномочия Уполномоченного не входит возбуждение административных или уголовных дел, однако его заявления обязаны рассматривать органы МВД, ФСБ, прокуратуры, ФССП, иные ведомства.

Разберем, как меры и действия, предпринимаемые Уполномоченным, реализуются на практике. Для защиты интересов детей специалист имеет право:

  1. подавать обращения в любые государственные, муниципальные структуры, получать бесплатно любую необходимую информацию;
  2. беспрепятственно посещать медицинские, общественные, образовательные, дошкольные, государственные и иные учреждения, которые уполномочены на оказание услуг детям и семьям;
  3. требовать доступа в исправительные учреждения и СИЗО, в которые находятся несовершеннолетние, беременные женщины, а также мамы, чьи дети временно переданы под надзор государства;
  4. привлекать к работе и проверкам экспертов и специалистов в иных сферах деятельности, если требуются специальные познания.

Аналогичный объем полномочий и мер реагирования принадлежит региональным Уполномоченным, если в субъекте РФ принят соответствующий закон.

Подать обращение в адрес УППР может и сам несовершеннолетний ребенок, даже если не обладает полноценной дееспособностью. При рассмотрении таких заявлений и жалоб Уполномоченный может ходатайствовать о временном изъятии детей от биологических родителей, если это создает опасность пребывания, угрозу жизни и здоровья. По этому направлению осуществляется взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами опеки, полицией и участковыми.

По требованию Уполномоченных могут предприниматься следующие меры воздействия:

  • возбуждаться административные дела по КоАП РФ – в отношении родителей или иных лиц, государственных ведомств и чиновников;
  • возбуждаться уголовные дела по УК РФ – за причинение вреда здоровью и жизни детей, покушении на половую свободу и неприкосновенность, противоправные действия с их имуществом;
  • передаваться в суд дела о лишении родительских прав, если мать и отец уклоняются от исполнения обязанностей, либо осуществляют их во вред ребенку;
  • инициироваться исполнительный розыск ребенка, если такое требование указано в решении суда.

На международном уровне Уполномоченный может представлять интересы детей и их родителей по вопросам, связанным с усыновлением, возвратом на территорию РФ, по имущественным и алиментным делам. Если детям причинен вред здоровью в период пребывания за границей, УППР вправе требовать информацию от сотрудников МИД РФ, проводить собственные проверки.

Для реализации полномочий по Закону № 501-ФЗ Уполномоченному выдается соответствующее служебное удостоверение. С этим документом можно беспрепятственно посещать учреждения и заведения, указанные выше, требовать предоставления информации. Удостоверение выдается на весь срок полномочий, зафиксированный Указом Президента РФ.

Кандидатуры на должность УППР предлагаются Президенту РФ государственными органами и общественными организациями, группами и объединениями граждан.

Кандидат должен подтвердить ряд обязательных условий:

  1. возраст не менее 30 лет;
  2. высшее образование по любой специальности;
  3. безупречную репутацию;
  4. опыт работы по защите интересов и прав несовершеннолетних граждан, либо общей правозащитной деятельности.

В период пребывания на должности, Уполномоченный не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, творческой и научной). После издания Указа Президента РФ кандидат должен в течение 14 дней уволиться с предыдущей работы, выйти из состава политических партий и объединений, сложить полномочия депутата. До истечения пятилетнего срока Уполномоченный может освобождаться от должности только Президентом РФ.

Деятельность Уполномоченного обеспечивается аппаратом Общественной палаты при Президенте РФ. Для реализации полномочий УППР вправе сам определять структуру по следующим направлениям:

  • временные или постоянные общественные представители, в том числе в регионах и населенных пунктах;
  • экспертные, научные и консультативные советы;
  • рабочие группы, в том числе для проведения отдельных проверок.

Органы и группы, создаваемые Уполномоченным, действуют на общественных началах. К их работе могут привлекаться госчиновники федерального, регионального и муниципального уровня, частные эксперты. Также для обеспечения работы может создаваться постоянно действующий Координационный совет.

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

  • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
  • Прокуратура.
  • Инспекция по делам несовершеннолетних.
  • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.

Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.

Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:

  • вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
  • оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
  • принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.

Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.

Требования к человеку, претендующему на данную ответственную должность, прописаны в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ. Потенциальный Уполномоченный:

  • не может быть депутатом ГД РФ, членов СФ РВ, входить в региональный депутатский состав, пребывать на госслужбе, заниматься любой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавание, научная или творческая деятельность;
  • не может быть гражданином или подданным другого государства, у него не может быть оформлен вид на жительство в другой стране;
  • он не может вести активную политическую деятельность, входить в состав активных членов партии или иного общественного объединения людей, целью которых является политическое взаимодействие;
  • должен прекратить свою деятельность, попадающую в список запрещённой, минимум за 2 календарных недели до вступления в должность.

Если хоть бы одно из условий не будет выполнено, претендент не будет назначен на должность. Назначение происходит Постановлением ГД РФ и Указом Президента РФ.

Людей, которые могут претендовать на должность УППР, вправе предлагать Президенту на рассмотрение любые государственные учреждения, общественные объединения и прочие учреждения. Кроме тех требований, которые представлены в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ, есть дополнительные. Это:

  • возраст не моложе 30 лет;
  • наличие высшего образования, полученного в России по любой специальности;
  • безупречная репутация;
  • практический опыт ведения правозащитной деятельности при работе с несовершеннолетними гражданами.

Соблюдение совокупности всех требований является обязательным для потенциального УППР РФ.

Для лучшего понимания того, чем именно занимаются уполномоченные по правам ребенка на местах, следует обозначить несколько задач и правовых возможностей этих лиц. Вот лишь небольшая часть функций:

  • анализ состояния дел в области охраны свобод и прав несовершеннолетних;
  • работа над анализом, изучением и составлением дополнений к нормативным актам, касающихся защиты прав детей;
  • содействие восстановлению ущемленных детских интересов;
  • подача заявлений в суд с просьбой возбуждения ответственности по отношению к лицам, виновным в нарушении прав несовершеннолетних;
  • обеспечение сохранности интересов, свобод и гарантий несовершеннолетних.

Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:

  • нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
  • обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
  • проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.

Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.

Основанием для прекращения полномочий и досрочного освобождения от должности Уполномоченного является Постановление ГД РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *