Приказ о создании комитета комиссии по охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ о создании комитета комиссии по охране труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Создание комиссии по охране труда, функции которой установлены положениями ст. 218 ТК РФ, осуществляется работодателем добровольно. Но комиссию, в компетенции которой находится проверка знаний работников фирмы в области охраны труда, нужно формировать обязательно — в порядке, предусмотренном нормами постановления № 1/29. Для этого руководство фирмы должно определиться с составом данной структуры и издать приказ о ее создании.

Ознакомиться с иными аспектами решения российскими фирмами задач в сфере охраны труда вы можете в статьях:

  • «Периодичность проверки знаний по охране труда (нюансы)»;
  • «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».

Источники:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29

Приказ о создании комиссии по охране труда — образец

Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.

Кого можно включать

В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.

В некоторых случаях к участию в комиссии могут привлекаться и сторонние эксперты, например, если дело касается какого-то высокотехнологичного оборудования, техники, специфических объектов и т.д.

Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.

В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.

Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.

По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.

Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.

Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органами – налоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).

Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах.

Как правильно создать приказ о создании комиссии

Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.

В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.

С 2013 года обязательные к применению унифицированные формы первичных бухгалтерских и кадровых документов отменены, так что приказ можно писать в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри компании.

Однако, в любом случае рекомендуется соблюдать некоторые нормы, установленные для таких документов правилами делопроизводства, а также стандарты русского языка.

В частности, приказ о создании комиссии должен обязательно иметь:

  • номер;
  • место и дату составления;
  • наименование организации, в которой он создается;
  • обоснование (цель создания комиссии, причины);
  • ссылка на основание;
  • список лиц, включаемых в состав комиссии: их должности, фамилии-имена-отчества;
  • период работы комиссии,
  • ее функции и задачи.
  • Если есть необходимость, в приказ можно добавить и другие сведения, а также отдельным пунктом включить прикладываемые к нему дополнительные документы.

    В завершение в приказе устанавливаются ответственные за его выполнение лица (обычно это кадровые работники или юристы организаций).

    Как к составлению бланка, так и к его оформлению, никаких однозначных критериев нет: допустим как печатный, так и рукописный вариант документа. Приказ можно писать на фирменном бланке компании или на обыкновенном чистом листе любого удобного формата.

    При этом бланк должен быть обязательно подписан директором организации или заместителем, уполномоченным действовать от его имени.

    Проштамповывать документ при помощи штемпельных изделий не обязательно, т.к. юридические лица с 2016 года имеют полное право не использовать для удостоверения своей документации различные печати и штампы (только если такая норма не прописана в локальных актах фирмы).

    Делается приказ обычно в одном экземпляре и обязательно фиксируется в журнале учета внутренних документов.

    Обязательно ли создавать комитет по охране труда?

    Нет, только по своей инициативе или по инициативе работников работодатель может создать комитет по охране труда1.

    Основание: ст.218. ТК РФ.

    Кто входит в состав?

    В состав этого комитета должны войти как представители от работодателя, так и представители выборного органа от работников. Количество и тех и других должно быть одинаковым. Итоговый состав должен утверждаться приказом работодателя.

    Комитет выполняет следующие задачи:

    • разрабатывает программы совместных действий работодателя и выборного уполномоченного работниками органа по обеспечению соблюдения требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
    • организует проверки состояния условий труда на рабочих местах, подготавливает по их результатам предложения работодателю по улучшению условий труда;
    • содействует службе охраны труда в информировании работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда.

    Документы для обеспечения прав работников на охрану труда

    Нет, это право работодателя. Обращаем внимание — п.5. Правил противопожарного режима — утратил силу с 26.09.2017 .

    Задачи комиссии:

    • проведение профилактических мероприятий;
    • выявление и анализ взрывопожароопасности на производстве;
    • разработка программ инструктажей;
    • согласование локальных актов в части ПБ;
    • обеспечение наглядными пособиями и инструкциями;
    • участие в расследовании причин пожаров;
    • составление и сдача отчетности.

    Председатель комиссии должен иметь группу по электробезопасности V в организациях с электроустановками напряжением до и выше 1000 В.

    Если у Потребителей электроустановки напряжением только до 1000 В, то тогда только группу IV.

    Все члены комиссии должны иметь группу по электробезопасности не ниже III и пройти проверку знаний в комиссии органа госэнергонадзора4.

    Задачи комиссии заключаются в проверке знаний правил электробезопасности у работников.

    Важнейшей особенностью мероприятий по охране труда является необходимость их документального подтверждения. При этом перечень обязательных документов по охране труда, подлежащих проверке надзорных органов, регламентирован нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом, типовым положением о системе управления охраной труда, правилами по ОТ и т.д.

    Специалисты по охране труда часто грешат двумя крайностями: или они погружаются в разработку документации, не оставляя время на живой диалог с работниками, на проверку объектов, или они не составляют даже необходимый минимум документов, что делает бесполезным все проведенные мероприятия.

    Обе ситуации влекут за собой негативные последствия – излишняя, необоснованная документация имитирует бурную деятельность, отвлекая от главной задачи – предотвращения травматизма. Отсутствие минимума документов приводит к уязвимости предприятия во время проверок бизнеса. Нет документа, значит, не было и обязательного мероприятия.


    Пример из практики:

    Анна Ивановна работала специалистом по охране труда в музее революции уже двадцать лет. Во время проверки организации проверяющий выявил, что нет документов, указанных в проверочных листах. Зато в организации были разработаны документы, указанные в методических рекомендациях. За отсутствие таких важных документов, как Положения о СУОТ и Политики в области ОТ, организацию оштрафовали по части 1 статьи 5.27.1 КоАП на 80 000 рублей. Директор музея был оштрафован на 5000 рублей, а Анну Ивановну попросили уйти на заслуженный отдых.


    Можно совершать подвиги в сфере охраны труда, но, если они не будут задокументированы, у работодателя не будет доказательств того, что все необходимые меры по соблюдению законодательства и по снижению травматизма были выполнены.

    При проверках, как внутренних, так и внешних, в первую очередь каждый факт деятельности по охране труда подтверждается не только локальным нормативным актом, но и ознакомлением с ним работников.

    Пример, специалист по ОТ разработал в компании отличную инструкцию по оказанию первой помощи, утвердил ее и положил в папку. Но вот ознакомить с ней работников, для которых она была создана, забыл. Так в организации появился еще один хороший, но бесполезный документ.

    Для того, чтобы не делать лишнюю работу, и не упустить необходимые документы, мы рекомендуем вам руководствоваться статьей Трудового кодекса об обязанностях работодателя. Также нужно изучить ваши отраслевые правила по охране труда. Кроме того, воспользуйтесь актуализированной редакцией типового положения о системе управления охраной труда.


    Важно! Всегда думайте на опережение – если Минюст зарегистрировал нормативный правовой акт, вступающий в силу через 6 месяцев, внимательно изучите его. По этому документу, вероятно, вы будете закрывать год, или начинать новый.


    Обязательно отслеживайте инструктивный материал Роструда для своих инспекторов. Интересно узнать, что новенького произойдет в порядке именно содержательной части проверки работодателей. Например, откройте Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В этом документе Роструд учит проверяющих инспекторов, как им найти нарушение у работодателей и привлечь их к наказанию. Документ очень хорош тем, что не содержит излишних требований. Все это – положительные результаты регуляторной гильотины.

    Можно привести простой, но очень наглядный пример из практики: администрация завода долго не могла решить, нужно ли ей проводить оценку рисков на рабочих местах. При этом, цена вопроса для завода – 65 000 рублей, так как своих знаний и опыта для оценки рисков не хватает.

    А в пункте 10.2 МР приказа № 77 Роструд советует своим инспекторам спросить с работодателя следующие локальные нормативные акты:

    Нет документа – нет и мероприятия, значит завод оштрафуют на сумму до 80 000 рублей по ч.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ плюс личный штраф для работодателя.

    Независимо от того, сколько человек у вас на предприятии – пять или две тысячи, а также от того, чем вы занимаетесь – офис или производство, на каждом без исключения предприятии должен вестись законодательный минимум локальных нормативных актов.

    Отраслевые особенности дополняют этот минимум, но и здесь нужно четко придерживаться требований правил по охране труда. Не плодите лишние документы, но не упустите самые нужные.

    Правила поведения пользователей на сайте

    Утеря документов по охране труда является неприятным событием, имеющим юридические последствия. Если проверяющему не будут представлены протоколы проверки знаний, журналы регистрации инструктажей на рабочем месте, можно сделать однозначный вывод о том, что и мероприятия по обучению не проводились. Следовательно, в отношении компании будут применять статью 5.27.1 КоАП РФ, часть 3, которая подразумевает штраф до ста тридцати тысяч рублей. Но не все так однозначно.

    Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ в части 1 статьи 3 указывает, что проверяющий должен во время проверки руководствоваться принципом презумпции добросовестности проверяемого.

    Это означает, что, если работодатель признает, что документ был утерян, но были проведены мероприятия по его восстановлению, по установлению причины утери и привлечению к ответственности виновных лиц, проверяющий должен принять к учету акт комиссии об утрате локального нормативного акта.

    Если потеряли выписку из протокола проверки знаний требований охраны труда для тех, кто обучался в учебном центре, нужно составить письменный запрос на выдачу дубликата, указав дату сдачи экзамена (тестирования). Если речь идет о собственных документах предприятия, их можно восстановить с копий или с цифрового носителя. Для этого нужно составить акт комиссии об утрате локального нормативного акта, установить вину должностных лиц, принять решение о том, что документ подлежит восстановлению с переподписанием работниками, чьи интересы затронуты утерянным документом, или без переподписания.

    Образец акта об утрате журнала инструктажей на рабочем месте:

    На основании ст. 218 Трудового кодекса РФ приказ о создании комиссии по охране труда может быть инициирован:

    • руководством предприятия;
    • сотрудниками;
    • их представительным органом.

    Таким образом, из буквальной трактовки этой нормы можно сделать вывод, что рассматриваемая комиссия – это необязательная структура на предприятии. Но если одна из сторон выступает за её создание, то необходимо выпустить приказ о составе комиссии по охране труда.

    В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № 21, ст. 2710), приказываю:

    Утвердить Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда согласно приложению.

    Министр М.А. Топилин

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 2014 г.

    Регистрационный № 33294

    Приложение
    к приказу Министерства труда
    и социальной защиты РФ
    от 24 июня 2014 г. № 412н

    1. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878) с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.

    2. На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее — Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.

    3. Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.

    4. Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.

    5. Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

    6. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.

    7. Задачами Комитета являются:

    а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

    б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;

    в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

    Документ содержит структуру из нескольких основных пунктов:

  1. Общие положения организационного характера относительно членов. Это касается срока и порядка аттестации сотрудников, срока действия.
  2. Описание того, для каких целей создается объединение.
  3. Права, связанные с проверками.
  4. Порядок, место, с которым проводится работа. Надо указать время, в которое собираются члены для обсуждения тех или иных вопросов. Описывается порядок процедуры вне зависимости от условий.
  5. Номенклатура дел. Значит, надо описать, какие материалы применяются во время проверок. И какую информацию передают членам объединения.

Для оформления приказа разрешается брать стандартные бланки, имеющие форму А4. Необходимо проследить за присутствием следующих пунктов:

  1. Дата, номер.
  2. Мотивация и основания, на основании которых потребовалась разработка. К примеру, можно указать такие цели: контроль соблюдения требований к организации охраны труда на предприятии; сокращение заболеваний в процессе производства; предупреждение травматизма на конкретном объекте.
  3. Во второй части описывают тех, кто состоит в объединении. Минимальный набор – по два человека от каждой стороны, заинтересованной в процессе.
  4. Установление обязанностей отдельных участников.
  5. Назначение лица, которое отвечает за исполнение положений, описанных в приказе.
  6. Проставление подписи от руководителя.
  7. Ознакомление с документом под личные росписи обязательно для любого из членов комиссии, лиц, отвечающих перед другими.

Обычно оформление передается одному из следующих специалистов:

  1. Секретарь.
  2. Кадровик.
  3. Юрист.

Визирование – ответственность только директора компании, вне зависимости от других обстоятельств. Без его подписи документ не сможет приобрести законную силу.

Сколько времени хранится приказ, где и как?

Пока приказ действует – его хранят в отдельной папке, вместе с другими документами, в которых описаны распоряжения. После того как период актуальности прошёл – бумага перемещается в архивы предприятия.

Здесь его сохраняют на протяжении времени, установленного законодательством. После окончания этого периода допускается утилизация бумаг.

На руководителей предприятий возлагается ответственность за то, чтобы создать комиссию по охране труда. Орган управления создается, чтобы решать важные задачи на предприятиях. Обеспечивается всестороннее исследование вопросов по безопасности, ведь в комиссию приглашаются представители как от работодателя, так и от самих подчиненных.

Внимание уделяется проверке того, как сами работодатели выполняют указанные требования, связанные с нормальными трудовыми условиями. При выявлении нарушений появляется право обратиться к соответствующим органам.

Если рассмотреть документ более детально, тогда структура его будет выглядеть так:

  • заголовок. Он должен полностью отражать суть вопроса, пояснять, о чем пойдет речь далее;
  • на основании чего создается документ. Обязательно отразить ссылку на внутреннюю документацию организации или законодательные акты, позволяющие составить и исполнить данный приказ;
  • информация о составе комиссии. Перечисляются все ее члены по ФИО;
  • данные о конкретных функциях, которые накладываются на состав комиссии, указанный ранее;
  • информация о специалисте, который будет контролировать, чтобы перечисленные члены комиссии в полном объеме ознакомились с выпущенным приказом;
  • утверждение документа от директора компании и штатного юриста;
  • для более наглядного предоставления о том, как должен выглядеть подобный документ, стоит ознакомиться с образцом. Это позволит правильно составить бумагу и не допустить ошибок.

Какие документы по охране труда должны быть на предприятии в 2021 году

Перед созданием ПДК, следует ознакомиться со следующей документацией:

  • положение о комиссии по ОТ. Именно с нее начинается старт создания ПДК. Бумага относится к основополагающим, и полностью регулируют работу комиссии. Положение составляется совместно со всеми участниками сторон приказа. В заключении полученный документ утверждает руководитель предприятия;
  • типовое положение о комитете по ОТ. Речь идет о Приказе № 412н, который является законодательной основой и содержит типовое положение, связанное с охраной труда. Согласно закону, локальный документ на предприятии должен быть выстроен на базе именно данного типового варианта. Обязательно соответствие установленным в положении нормам.

Это основные нормативные основания, на которые требуется опираться при создании и реализации приказа о формировании комитета по ОТ. Описанные документы состоят из определенной структуры, внутри которой отражены следующие пункты:

  • общие организационные положения, связанные с членами комитета. Сюда относится порядок, срок проведения аттестации сотрудников, ее период действия;
  • информация о целях, в связи с которыми требуется создание комиссии;
  • данные о правах, которыми наделяется состав при проведении проверок;
  • где и в каком порядке будет проведена работа;
  • информация о сборах комиссии. Требуется установить время, в которое состав будет собираться вместе для обсуждения определенных вопросов;
  • описание порядка проведения процедуры, вне зависимости от конкретных условий;
  • номенклатура дел. Требуется описание всех материалов, которые применялись в ходе проведения проверок. А также отмечают, какие данные были переданы комитету.

Ответственность за создание комиссии несет руководитель компании. Именно он должен при необходимости оформить и выпустить соответствующий приказ. Создаваемый комитет нужен для постоянного решения важных задач и вопросов, связанных с охраной труда. В его обязанности также включена необходимость проверять состояния трудовых условий для сотрудников компании.

Важно! В составе комиссии есть представители от всех сторон организации, включая руководящее звено, рабочих. Это позволяет объективно оценивать сложившуюся ситуацию, связанную с безопасностью труда, и исследовать ее с различных сторон.

Таким образом, важно, чтобы создание комиссии, оформление, выпуск приказа полностью отвечали законодательным требованиям. Опираться следует на существующие положения по ОТ и внутреннюю документацию предприятия.

Создание комиссии по охране труда регламентируется трудовым законодательством. В статье 218 ТК сказано, что инициатором может выступать:

  • сам работодатель;
  • работники организации;
  • представители профсоюзного или иного представительного органа коллектива.

Поэтому в ее составе должны присутствовать представители трудового коллектива организации, ее руководящего состава и профсоюзного комитета. Его численность зависит от штатной численности работников в организации, а также структурных единиц компании и иных ее особенностей.

Председателем комиссии, как правило, избирается руководитель организации, а секретарем назначают сотрудника службы по охране труда. Все ее члены должны проходить соответствующее обучение не реже 1 раза в 3 года. Свои обязанности они исполняют в рабочее время с оплатой его в обычном порядке.

Комиссия уполномочена:

  • организовывать совместные мероприятия коллектива и работодателя, направленные на обеспечение требований по охране труда, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма на производстве;
  • инициировать и проводить проверки по соблюдению норм по охране труда на рабочих местах;
  • информировать трудовой коллектив о результатах проверок;
  • собирать предложения в сфере охраны труда для отражения их в коллективном договоре.

Все эти полномочия комиссии должны быть закреплены нормативным актом по организации – Положением. Его типовой вариант утвержден приказом Минтруда от 24.06.2014 № 412н. Работодатель вправе использовать его, как основу, и внести изменения в зависимости от специфики деятельности организации.

Типовой документ, регламентирующий работу комиссии по ОТ, содержит все основные нормы, которые определяют:

  • общие положения;
  • задачи;
  • функции;
  • права.

Рассмотрим эти разделы подробнее.

Раздел кратко излагает нормативную основу создания комиссии, цель ее создания. Уточняет, что она является составной частью системы управления ОТ, а также работает в тесном взаимодействии с руководством организации, ее коллективом, а также надзорными органами субъекта РФ в области охраны труда.

В своей деятельности комитет опирается на нормативную базу действующего законодательства.

Положение должно максимально полно охватить задачи, которые ставятся перед комиссией. В типовом положении содержатся следующие:

  • разработка программы совместных мероприятий всех структур организации и компетентных органов, направленных на соблюдение норм в сфере охраны труда, а также постоянно работать над предупреждением травм и проф.заболеваний;
  • регулярно проверять состояние производственных помещений, мест труда работников, анализировать полученные данные и выносить работодателю предложения, направленные на улучшение рабочих условий;
  • взаимодействовать с коллективом, информировать их о том, каким рискам они могут подвергаться в ходе производственного процесса, какие им полагаются средства защиты и компенсации.

Система управления охраной труда

Типовое положение рекомендует возлагать на комитет следующие функциональные обязанности:

  • постоянно прорабатывать вопрос улучшения ОТ в тесном взаимодействии с руководителем, коллективом и профсоюзом, содействовать обучению работников и проведению инструктажей, направленных на совершенствование их знаний в области охраны труда;
  • принимать активное участие в проверках рабочих мест, рекомендовать работодателю к внедрению новых, более безопасных методов;
  • информировать коллектив о проведенных мероприятиях, результатах проверок, итогах аттестации рабочих мест, нормативах обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, методам их применения;
  • взаимодействие со службой по ОТ в части проведения периодических медицинских осмотров работников, мед. осмотров при приеме на работу, обеспечения молочными продуктами лиц, трудящихся на вредных производствах, рассмотрения вопросов финансового характера для реализации мер, направленных на ОТ, внедрения современных технологий производства;
  • предлагать работодателю совершенствовать механизмы в области охраны труда путем направления ему соответствующих представлений;
  • участвовать в разработке локальных актов организации в области ОТ.

После того как было принято положение о комиссии по ОТ, должен быть издан приказ о ее создании. Этот акт должен быть предварительно согласован с профсоюзным органом предприятия.

Также приказом о создании комиссии по охране труда назначаются представители администрации, которые будут принимать участие в ее работе. Представители работников и первичной профсоюзной организации в свою очередь утверждаются на общем собрании и также перечисляются в приказе. Сам приказ является обыкновенным распорядительным документом, и его составление не должно вызывать никаких сложностей.

Если проявлена инициатива, на предприятии приступают к созданию данной комиссии.

В этих целях работодатель не только издает приказ о комиссии по охране труда, но и предлагает в ее состав включить своих представителей (он имеет право на такое решение). А из коллектива представители выбираются или в результате голосования на общем собрании рабочих, или таковых предлагает первичная профсоюзная организация, если в состав профсоюза входит не менее 50% от всего количества работающих на данном предприятии.

Число лиц, входящих в комиссию зависит от нескольких факторов, в частности:

  • общая численность сотрудников в организации;
  • специфика производства;
  • количество структурных подразделений.

В состав комиссии входят председатель, каждая сторона выдвигает заместителей председателя. Избирается также и секретарь. Работа комиссии производится согласно предварительно разработанного плана и регламента, утвержденного председателем.

Как создание комиссии по ОТ, так и ее последующая работа, оговариваются согласно ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система безопасности охраны труда» (утвержден 21 апреля 2009 года изданием Приказа Ростехрегулирования за № 138-ст). В нём разъясняется, как выглядят:

  • система управления ОТ на предприятии;
  • стандарты в сфере безопасности труда;
  • общие требования, оговаривающие разработку системы ОТ, ее применение и улучшение.

Работодатель издает приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

Приказ является основным распорядительным документом. Если на предприятии нет руководителя, то издать его может один из его заместителей или лицо, временно исполняющие руководящие функции. Все эти организационные моменты проходят, опираясь на законодательство РФ:

  • пункт 4 статья 217 Трудового Кодекса РФ;
  • пункт 14 Рекомендаций по организации работы службы ОТ на предприятии, утв. Постановлением № 14 Министерства труда РФ от 08 февраля 2000 года.

На их основании проводятся распорядительные действия, которые в предлагаемой модели приказа быть зафиксированы примерно так:

«Создать Комитет по охране труда в составе:

-3-х человек от работодателя: Петров П.П. – председатель комитета; Иванова Т. Л. – заместитель председателя; Черкасов Г. В. – член комитета;

-3-х человек от работников предприятия: Никулин Ф. М. – секретарь; Пархоменко А. А. – член комитета; Ермакова Л. П. – член комитета».

«Создать Комитет по охране труда в составе:

– 3-х человек от работодателя: Петров П.П. – председатель комитета; Иванова Т. Л. – заместитель председателя; Черкасов Г. В. – член комитета;

– 3-х человек от работников предприятия: Никулин Ф. М. – секретарь; Пархоменко А. А. – член комитета; Ермакова Л. П. – член комитета».

Вот образец приказа о создании комиссии по охране труда:

Общество с ограниченной ответственностью «Каро»
(ООО «Каро»)

ПРИКАЗ

08.09.2017 № 44-т Москва

О создании комиссии по
охране труда работников

В целях исполнения положений статей 218 и 225 Трудового кодекса РФ, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. постановлением Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать комиссию по охране труда работников.
2. Определить следующий состав комиссии по охране труда:

• председатель комиссии – генеральный директор В.В. Краснов;
• члены комиссии:
– специалист по охране труда В.Ю. Павлов;
– начальник отдела кадров И.Ю. Пирогова.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя генерального директора Е.А. Широкову.

Генеральный директор____________Краснов____________/В.В. Краснов/

С приказом ознакомлены:

Заместитель генерального директора____________Широкова____________/Е.А. Широкова/
08.09.2017
Начальник отдела кадров____________Пирогова____________/И.Ю. Пирогова/
08.09.2017
Специалист по охране труда____________Павлов____________/В.Ю. Павлов/
08.09.2017

Все изданные и сохраненные приказы по ОТ, в том числе и приказ о назначении комиссии по охране труда, регламентируются общими правилами, разработанными для процедур такого рода. Приказы классифицируют по направлениям: по личному составу и по основной деятельности.

Что касается сроков хранения, то приказы по охране труда связаны с основной деятельностью организации и хранятся постоянно.

Актуально на

Оформляется приказ на стандартном бланке формата А4, который используется для написания распорядительных документов. Необходимо указать:

  • Дату, № оформление приказа.
  • Мотивацию, основания для создания комиссии, например, предупреждение травматизма на производстве, сокращение производственных заболеваний, обеспечение требований к организации охраны труда.
  • Далее во второй части приказа назначается комиссия, количественный состав берется по минимуму, два представителя с обеих сторон – работодателя и членов трудового коллектива.
  • Устанавливаются обязанности для всех членов комиссии.
  • Назначается ответственное лицо, чаще всего замдиректора, за выполнение приказа.
  • Руководитель предприятия (компании) ставит подпись.

Под роспись с приказом знакомятся все члены комиссии, ответственное лицо, за выполнение приказом.

Знания членов коллектива по вопросам ТБ на рабочем месте также проверяет специальная комиссия, образец приказа о создании комиссии по проверке знаний с охраны труда можно скачать ниже.

Важным элементом системы охраны труда в организации и формой участия работников в управлении ею в области охраны труда (ОТ) являются комитеты или комиссии по охране труда. Их создание осуществляется работодателем и работниками на основании соответствующего приказа, а функционирование регламентировано локальным актом – Положением о комиссии (комитете) по ОТ.

Статьей 218 ТК РФ предусмотрена возможность создания в организации комиссии или комитета по ОТ. Инициатива может исходить как от работодателя, так и от работников (их представительного органа — профсоюза).

В состав такой комиссии/комитета должны входить на равной основе представители работодателя и профсоюза.

Цель создания комиссии по ОТ – организовывать:

  • совместные действия сторон для обеспечения требований ОТ, предупреждения травматизма на производстве и профзаболеваний;
  • проверки условий и ОТ на рабочих местах и дальнейшее информирование об их результатах;
  • сбор предложений сторон для раздела «ОТ» коллективного договора.

В своей деятельности комиссии руководствуются Типовым положением, утв. Приказом Минтруда от 24.06.2014 № 412, на основании которого в организации принимаются локальные Положения о комиссии/комитете по ОТ.

При всем этом закон не настаивает на обязательном создании в организациях таких комиссий; следовательно, их отсутствие по взаимному согласию сторон (или умолчанию, если никто из них не вышел с инициативой создания) не будет являться нарушением закона.

Оформляется создание этого органа приказом работодателя.

Приказ – основной распорядительный документ организации, который издается руководителем (первым лицом или в случае его отсутствия замещающим лицом при условии оформления в установленном порядке).

В «шапке» приказа прописывается его название («О создании комиссии/комитета по ОТ и утверждении ее состава»).

Далее со ссылкой на нормы законодательства (п. 4 ст. 217 ТК РФ, п. 14 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14) предписывается совершить распорядительные действия, например:

«создать Комиссию по ОТ в составе:

  • 3 чел. от работодателя: Иванов И.И. – председатель Комиссии; Петров П.П. – заместитель Председателя; Сидорова С.С. – член комиссии;
  • 3 чел. от трудового коллектива организации: Матвеев М.М. – секретарь; Антонов А.А. – член комиссии, Никитина Н.Н. – член комиссии».

Далее указывается основание приказа – протокол собрания трудового коллектива и его дата.

В целом издание и хранение приказов по ОТ, к которым относится и приказ о создании комиссии, подчиняются общим правилам, принятым для этих процедур.

Обычно изданные приказы подразделяются на приказы по основной деятельности и по личному составу.

Приказы по ОТ относятся к первой группе (по основной деятельности), храниться они должны постоянно.

На предприятии можно создать комитет или комиссию по ОТ. По сути, это одно и то же. Создается такой орган на добровольной основе по инициативе работодателя, представителей профсоюза или работников, но только после обсуждения на собрании коллектива. В него входят работники и администрация предприятия. Важно соблюсти принцип паритетности, то есть равного представительства как со стороны коллектива, так и со стороны работодателя.

Состав обсуждается на общем собрании. При определении количества членов необходимо учитывать:

  • общий объем штата организации;
  • особенности производства;
  • наличие и число структурных подразделений в организации;
  • прочие особенности режима работы предприятия.

Прежде чем приступать к созданию комиссии по охране труда, имеет смысл свериться со следующими нормативными документами:

  • Статья 218 Трудового кодекса РФ;
  • Постановление Минтруда РФ от 12.10.1994 № 64 «О Рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»;
  • Приказ Минтруда России от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

Согласно закону, в состав могут входить со стороны работодателя главы производственных отделов, сотрудники юридического, кадрового и других отделов, специалисты по ОТ. Со стороны трудового коллектива включают работников основных профессий, уполномоченных, выбранных на общем собрании, членов профсоюзного комитета.

После формирования основного состава нужно на первом же заседании избрать председателя, его заместителей и секретаря. Как правило, председателем становится руководитель предприятия или его представитель, а заместителями – представители работников. Секретарем целесообразно назначить, например, сотрудника службы ОТ.

После того как было принято положение о комиссии или комитете по ОТ, должен быть издан приказ о создании. Этот акт следует предварительно согласовать с профсоюзным органом предприятия.

Приказ нужно оформлять в соответствии с принятыми правилами делопроизводства компании. Кроме стандартной шапки, названия и ссылки на статью 218 Трудового кодекса РФ он должен содержать:

  • само предписание о создании комиссии с указанием количества участников.
  • поименный состав представителей от работодателя, работников и профсоюза (при его наличии);
  • предписание всем членам основывать свою деятельность на стандартах и нормах ОТ;
  • при необходимости – другие предписания.

Приказ о создании комиссии по охране труда

Проект приказа может составить любой сотрудник организации, обладающий достаточными знаниями и квалификацией. Он должен разбираться в трудовом и гражданском кодексах и владеть навыками делопроизводства.

Нередко эти обязанности выполняет юрист компании, специалист по охране труда или секретарь руководителя, но по направлению ОТ эта обязанность ложится полностью на СОТа, потому как правило, особо никто в организации не разбирается в этой деятельности.

Подготовка и согласование проекта приказа по охране труда зависит от структуры организации. В небольших компаниях достаточно составить ЛНА, подписать у директора и зарегистрировать у секретаря. А в более крупных предприятиях это может быть сложный процесс согласования с различными подразделениями и только после этого подписание работодателем.

Сейчас очень распространено использование электронного документооборота в организации, что, с одной стороны, упрощает работу, “запустил” документ и он уже отправлен к ответственным лицам на согласование. С другой же стороны, куда проще подойти согласовать лично с каждым, упрощает решение многих вопросов, проверено на собственной практике.

Приказов по охране труда должно быть разработано очень много, практически по каждому направлению: инструктажи, обучение, медосмотры и так далее. И для каждой организации они индивидуальны, нет единого образца, но всегда можно использовать шаблоны, которых очень много в интернет. При этом подготовлен ЛНА должен быть с учетом специфики вашей организации.

Приказ может составляться либо в произвольной форме, либо по шаблону, принятому и утвержденному в учетной политике данной организации. И должен содержать следующую информацию:

  1. Сведения об организации.
  2. Дата составления и порядковый номер документа.
  3. Основание для выполнения требований, указанных в приказе (преамбула).
  4. Должность и фамилия ответственных лиц.
  5. Подробный перечень обязанностей по охране труда, которые возложены на сотрудника.

В преамбуле документа рекомендуется указывать ссылку на нормативно-правовой акт (Федеральный закон, приказ, положение, стандарт или другие НД), чтобы ответственные лица могли прочитать основание для возложения на них этих требований.

На практике очень часто руководители подразделений не согласны с формулировкой приказа, потому как не хотят брать на себя ответственность и наличие ссылки поможет доказать правовое требование оформления приказа.

Несмотря на то что приказы готовятся в единственном экземпляре, у специалиста по охране труда должна храниться копия, желательно с листом ознакомления ответственных лиц. Чтобы при проведении проверки не искать оригинал, а быстро предоставить нужный документ инспектору.

Законную силу приказ по охране труда обретает после утверждения руководителем, далее приказ хранится в приемной, а по истечении времени передается в архив.

Чтобы осуществить проверку знаний работников в сфере охраны труда, необходимо собирать специальную комиссию, состоящую из нечетного числа человек (председателя – специалиста по охране труда, заместителя – представителя профсоюза, секретаря и членов).

Чтобы подсистема работала бесперебойно, лучше сформировать постоянный состав.

Инициировать создание должен руководитель предприятия путем оформления приказа. Он имеет типовую структуру официально-деловой документации: «шапку», основную часть и заверение подписями и печатями.

Сведения относительно основных правил по созданию комиссий или комитетов по охране труда закреплены в статье 218 ТК РФ. Там сказано, что процедура по созданию данного органа может быть инициирована как работодателем, так и самими сотрудниками, а также представителями профсоюзных органов.

Обсуждение состава будущей комиссии осуществляется на общем собрании. Главное, чтобы в данный орган были включены представители работодателя, сотрудников, а также органа по защите их законных прав.

Если же говорить о численности созданного комиссионного органа, следует отметить, что здесь никаких особых правил или ограничений действующими нормами установлено не было. Следовательно, решение о том, какое именно количество человек будет входить в состав комиссии, может быть принято работодателем самостоятельно. Однако здесь, как правило, уполномоченным лицом учитываются различные дополнительные факторы. В частности, размер состава комиссии напрямую может зависеть от численности конкретного коллектива. Чем он больше, тем более количество человек целесообразно будет включить в создаваемый орган.

Иные важные условия и некоторые особые правила по формированию комиссионного органа могут быть установлены путем принятия работодателем соответствующего решения. При этом целесообразно будет разработать внутреннее положение компании, в которое будут включены все важные сведения по данному вопросу.

Иногда срок действия комиссии, некоторые правила по ее созданию и определению численности фиксируются и в таком документе, как коллективный договор, действующий в компании. По желанию руководителя в данный документ могут быть включены и иные важные сведения.

Как только на общем собрании будет принято решение относительно точного состава будущей комиссии, данный состав необходимо будет утвердить в официальной форме. Для этого директором предприятия либо иным уполномоченным лицом должно быть вынесено письменное распоряжение об утверждении комиссионного состава.

У комиссии по охране труда, как и у любого другого подобного органа, в обязательном порядке должен иметься председатель. В большинстве случаев его роль возлагается на самого работодателя либо на его официального представителя. Данные о председателе в обязательном порядке должны быть указаны в соответствующем распоряжении.

И, наконец, отдельно следует упомянуть и о таком важном вопросе, как порядок оплаты работы комиссионного органа. В большинстве случаев выполнение функций по охране труда осуществляется членами комиссии на общественных началах. Более того, все необходимые мероприятия проходят в рабочее время, без отрыва от исполнения членами комиссии их основных профессиональных функций.

Несколько иные правила могут быть установлены в отдельном порядке, в каждой конкретной организации. В частности, работодатель, при наличии у него такого желания, вправе установить определенную надбавку к основному заработку членов комиссии. Некоторые изменения также могут быть внесены и в их действующий график работы. Главное, чтобы все эти поправки вносились в официальном порядке: с помощью составления уполномоченным лицом письменного распоряжения либо иного внутреннего документа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *