Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Средства на оплату труда смета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Фонд оплаты труда (ФОТ) — это общая сумма денег, которую потратило предприятие на выплаты своему наемному персоналу за определенный период времени. Бухгалтеры учитывают такие расходы в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 8 приказа Минфина от 06.05.1999 № 33н — ПБУ 10/99).
Понятие ФОТ неразрывно связано с трудовыми отношениями. Выплаты исполнителям по договорам ГПХ в него не входят. Что же тогда включают в ФОТ?
Во-первых, зарплату штатных работников, а во-вторых, различные компенсирующие, мотивирующие и прочие выплаты. Такие как:
- премии систематического характера;
- отпускные по всем видам отпусков;
- бонусы и комиссионные;
- оплаты дней командировки;
- пособия по временной нетрудоспособности в части, которую выплачивает работодатель за счет собственных средств;
- оплаты простоев;
- доплаты за совместительство, работу в ночные часы, выходные и праздники, сверхурочную работу;
- выплаты за труд в опасных и вредных условиях;
- компенсации (например: за питание, проезд к месту работы, мобильную связь, расходы на проживание);
- выходное пособие и т. д.
Состав ФОТ законодательно не урегулирован, поэтому на разных предприятиях он может быть разным и зависит от того, какие выплаты предусмотрены локальными нормативными актами конкретного предприятия.
Что включают в фонд оплаты труда: шпаргалка для бухгалтера
Обычно в ФОТ не включают следующие выплаты:
- разовые премии (например: к юбилею или иным аналогичным событиям);
- материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам;
- компенсацию путевок, расходов на лечение;
- пособия, которые выплачиваются за счет средств внебюджетных фондов.
Чтобы рассчитать фактический размер ФОТ за период (месяц, квартал, год) — нужно просуммировать выплаты, которые были произведены работникам за этот период.
Бухгалтер получит эти данные из регистров учета: просуммирует кредит счета 70 «Расчеты с работниками по оплате труда» (а также 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», если, например, в ФОТ предприятия входят компенсации и т. д.) в корреспонденции со счетами:
- 08 — «Вложения во внеоборотные активы»;
- 20 — «Основное производство»;
- 25 — «Общепроизводственные расходы»;
- 26 — «Общехозяйственные расходы»;
- 91 — «Прочие доходы и расходы» и т. д.
Фонд заработной платы (ФЗП) — это составная часть фонда оплаты труда. В ФЗП входят только те выплаты, которые связаны с непосредственным выполнением работниками своих трудовых обязанностей и их результатом.
Таким образом ФЗП обычно включает (ч. 1 ст. 129 ТК РФ):
- выплаты по тарифным ставкам (должностным окладам, сдельным расценкам и т. д.);
- доплаты за особые условия труда;
- премии за трудовые показатели.
Проще говоря:
ФЗП = Зарплата + Доплата + Трудовая премия
Тогда как,
ФОТ = ФЗП + Поощрительные выплаты + Компенсационные выплаты + Прочие выплаты
То есть эти два понятия (ФОТ и ФЗП) близки, но не идентичны.
С помощью сведений о размере ФЗП и ФОТ руководство предприятия:
- анализирует расходы по оплате труда в разрезе разных подразделений и по предприятию в целом;
- корректирует себестоимость и определяет цены на продукцию;
- выявляет пути снижения расходов на предприятии;
- оценивает эффективность работы предприятия;
- планирует и составляет бюджет на будущий период.
Бухгалтеру эти данные потребуются для заполнения отдельных видов отчетности (например: вышеуказанной формы Росстата).
Сведения о ежемесячном размере ФОТ может запросить банк, с целью проверки благонадежности предприятия, или, если оно решит взять кредит. А также инспекторы госорганов в процессе проведения контрольных мероприятий.
Как читать смету: взгляд бухгалтера
Конечно легче спланировать ФЗП. Если значительных кадровых изменений на предприятии не грядет, можно отталкиваться от фактических показателей.
Так, годовой ФЗП по работникам на окладе рассчитывают так:
ФЗП (оклад) = Среднемесячный заработок * Среднесписочная численность * 12
По сдельщикам расчет будет следующим:
ФЗП (сдельная оплата труда) = Ставка за ед. продукции * Объем выпуска за год + Надбавки + Премии
По персоналу, который работает по часовой ставке:
ФЗП (почасовая ставка) = Сумма ставок всех работников * Количество рабочих часов в году
А спланировать ФОТ намного сложнее. Ведь точно спрогнозировать объем предстоящих выплат невозможно. Поэтому чаще ФОТ закладывают в бюджет по нормативу. Например, как определенный процент от плановой выручки.
Пример: В ООО «Меридиан» планирует размер ФОТ на следующий год. Среднесписочная численность сотрудников на окладе — 70 человек. Плановая среднемесячная заработная плата — 35 тыс. рублей.
Среднесписочная численность сдельщиков — 20 человек. Ставка за единицу продукции — 500 руб. Плановый выпуск на следующий год — 100 тыс. штук. Премия за выполнение плана — 7% от основной суммы.
Плановая выручка — 500 млн руб. Норматив на ФОТ — 20%.
ФЗП (оклад) = 35 тыс. руб. * 70 человек * 12 мес. = 29,4 млн руб.
ФЗП (сдельная оплата труда) = (500 руб. * 100 тыс. шт) + (500 руб. * 100 тыс. шт) * 7% = 53,5 млн руб.
ФЗП = 29.4 млн руб. + 53,5 млн руб. = 82.9 млн руб.
ФОТ = 500 млн руб. * 20% = 100 млн
Следовательно на дополнительные выплаты предприятие сможет направить: 100 млн руб. — 82,9 млн руб. = 17,1 млн руб.
При анализе расходов на оплату труда сравнивают фактические показатели за разные периоды, сопоставляют их с плановыми значениями. На основании анализа делают выводы, принимают меры исправления ситуации, если это необходимо.
Например, чтобы оценить, насколько выросли или сократились расходы на оплату труда, и как это влияет на финансовое состояние предприятия, можно таким образом:
Показатель, млн руб. |
2019 год |
2020 год |
Изменение, % |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выручка |
500 |
520 |
+4 Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:
Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР. Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания. Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат. Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости. После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом. Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру. Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь). Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы. При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат). В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки. Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными. Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ. Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону. Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями). Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта. Проверка составления и исполнения бюджетной сметы казенного учрежденияЕсть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:
Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.
Приложение 1.1. Настоящая Методика определения сметных цен на затраты труда в строительстве (далее — Методика) разработана в соответствии с частью 6 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядком мониторинга цен строительных ресурсов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 1.2. Сметные цены на затраты труда в строительстве, определяемые в соответствии с настоящей Методикой, применяются в обязательном порядке при определении сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо средств собственников помещений в многоквартирном доме и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. 1.3. Сметные цены на затраты труда в строительстве предназначены для разработки и актуализации нормативов цены строительства и нормативов цены конструктивных решений в соответствующем уровне цен, составления сметной документации, разработки индексов изменения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ (далее — строительные работы). 3.1. Сметные цены на затраты труда в строительстве формируются в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации и разрабатываются ежегодно в текущем уровне цен. Состав затрат, учитываемых при определении сметных цен на затраты труда в строительстве, приведен в приложении к настоящей Методике. 3.2. Сметные цены на затраты труда в строительстве определяются на основании информации о среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации, представленной Федеральной службой государственной статистики. В фонд начисленной заработной платы при проведении статистических наблюдений включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. 4.1. Сметные цены на затраты труда в строительстве определяются с учетом тарифной системы оплаты труда, основанной на тарифной дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система оплаты труда устанавливается с учетом единого тарифно- квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по тарифным разрядам и тарифные коэффициенты. 4.2. Значения тарифных коэффициентов по тарифным разрядам для рабочих и работников-исполнителей пусконаладочных работ в зависимости от категорий исполнителей приведены в таблице 1. Таблица 1
4.3. Значения тарифных коэффициентов средних разрядов строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных работ и работ по монтажу оборудования приведены в таблице 2. Что включает в себя фонд оплаты труда?Представлена Методика расчета сметных цен на затраты труда в строительстве. Она вводится в действие с 1 февраля 2017 г. Показатели формируются в территориальном разрезе для каждого региона и разрабатываются ежегодно в текущем уровне цен. Приведен состав учитываемых затрат. Во внимание принимается тарифная система оплаты труда, основанная на тарифной дифференциации зарплаты работников различных категорий. Приказом Минфина РФ № 112н установлены общие требования к порядку формирования и исполнения бюджетных смет. Руководствуясь названным документом, главный распорядитель средств бюджета утверждает для своих подведомственных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. При разработке этого нормативного акта он вправе установить особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:
Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа. В ходе проверки исполнения бюджетной сметы обычно выявляются следующие нарушения: 1. Отсутствует дата утверждения бюджетной сметы (предусмотрена формой сметы). 2. Наименование получателя бюджетных средств, указанное в бюджетной смете, не соответствует наименованию, указанному в уставе казенного учреждения. 3. КБК, отраженные в бюджетной смете, не соответствуют бюджетной росписи. 4. Указано ошибочное наименование главного распорядителя. 5. Значения, проставленные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы. 6. К сметам не прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы и являющиеся ее неотъемлемой частью (нарушение п. 6 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н). 7. Нарушение методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями № 65н. Нарушение встречается в случае детализации показателей бюджетной сметы по кодам КОСГУ. 8. Нарушения оформления платежных получений. При проведении проверки бюджетной сметы контролеры рассматривают журналы операций с безналичными денежными средствами, выписки с лицевых счетов и, соответственно, сами платежные поручения. Зачастую, просматривая последние, они выявляют нарушения при заполнении поля «назначение платежа» – это назначение не указывается. 9. Расчетные таблицы, являющиеся неотъемлемой частью бюджетной сметы по статьям бюджетной классификации, составлены без учета фактических расходов, сложившихся в предыдущем отчетном периоде, роста тарифов на электрическую и тепловую энергию. 10. Показатели бюджетной сметы расходов по учреждению не соответствуют уведомлению о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, составленных на аналогичный период в части кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (нарушение ч. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 и 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н). * * * В завершение отметим, что при составлении бюджетной сметы на 2019 год и позднее следует применять Приказ Минфина РФ № 26н. Рекомендуемая к использованию на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов форма бюджетной сметы изменена и включает в себя следующие разделы:
Рекомендуемые формы расчетных таблиц, на основании которых составляется бюджетная смета и которые являются ее неотъемлемой частью, Приказ Минфина РФ № 26н не содержит. В целях организации бюджетного процесса в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов Минфином разрабатываются порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок формирования и представления обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, в рамках которых предполагается урегулировать механизм увязки изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей и показателей бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также соответствующих обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств (Письмо Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-04-05/31537). Два фонда (оплаты труда и зарплаты) взаимосвязаны между собой, но не являются идентичными. Хотя совпадение этих показателей возможно, когда фирма экономит на разного рода выплатах (социальных и прочих) своим работникам и кроме непосредственного вознаграждения за труд (зарплаты) никакие иные выплаты не предусматривает. Каждый руководитель компании и индивидуальный предприниматель должен представлять, что включает в себя фонд оплаты труда. Если исходить из теоретического аспекта, фонд оплаты труда (ФОТ) – это совокупность средств фирмы (как в денежной, так и в натуральной форме), затраченных за определенный временной промежуток на выплаты трудовому коллективу. В первую очередь в состав ФОТ входят зарплаты и премии, а также разнообразные доплаты (за совмещение, за работу в ночное время суток и др.). Вслед за перечисленными элементами следуют стимулирующие и компенсирующие компоненты ФОТ, а также иные выплаты (к примеру, начисленные за время, которое не отработано, но по закону подлежит оплате). В целом в состав ФОТ входят фонд заработной платы (ФЗП), социальные и прочие выплаты. Фонд заработной платы – понятие более узкое, чем ФОТ, но формируются и рассчитываются оба фонда по схожим алгоритмам. Об этом поговорим в следующих разделах. Основное назначение сметы ФОТ – планомерное использование «зарплатных» средств. Обычно расчеты составляются на год с разбивкой по кварталам или месяцам. Из сметы должно быть видно, по каким направлениям расходуются средства, а также величины компонентов ФОТ. Отдельно производится разбивка «зарплатных» расходов по категориям работников (администрация, основной производственный персонал и т. д.). Это позволяет осуществлять контроль над использованием средств и использовать необходимую «зарплатную» информацию для целей внутреннего планирования. Смета может составляться не только по основным элементам ФЗП, но и по выплатам, носящим социальный характер и прочим. Смета ФОТ – элемент планирования, характерный в большей степени для крупных предприятий, имеющих в штате специалистов соответствующего уровня и квалификации и сохраняющих подходы к планированию со времен плановой (социалистической) экономики. В современных коммерческих структурах этот документ менее распространен или имеет иное название. О процессе планирования поговорим в следующем разделе. Национальный правовой Интернет-портал Республики БеларусьИсходя из того, что включает в себя фонд оплаты труда весомую долю общих расходов компании, важным вопросом является предварительное (плановое) определение структуры и размера ФОТ. Процесс планирования ФОТ можно представить следующим алгоритмом:
С внутрифирменными «зарплатными» локальными актами знакомьтесь в материале «Положение об оплате труда работников — образец 2020». Спрогнозированный ФОТ позволяет осуществлять своевременный анализ и контроль его использования. Этот документ коммерческим структурам может понадобиться в следующих обстоятельствах:
Для структур бюджетного подчинения этот документ является обязательным. Справка может при этом содержать информацию не только о размере фонда оплаты труда за месяц, но и за иной период. Более того, документ может составляться и по предполагаемым показателям, и по реально сложившимся выплатам. Унифицированной формы для этого документа не предусмотрено. Мы подготовили шаблон, который должен подойти для организаций и ИП, поскольку в него включены все требуемые в таких случаях сведения. Предлагаем скачать образец справки о ежемесячном фонде оплаты труда на нашем сайте. Фонд оплаты труда включает в себя все заработанные сотрудниками выплаты в денежной и натуральной форме (зарплаты, премии, компенсации, надбавки и др.), а также социальные и иные выплаты. Формирование ФОТ производится с учетом действующих в организации «зарплатных» локальных актов (коллективного договора, положений об оплате труда, премировании и др.). В соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказываю: утвердить Методические рекомендации по определению сметных цен на затраты труда в строительстве согласно приложению к настоящему приказу. И.о. Министра УТВЕРЖДЕНЫ 1.1. Настоящие Методические рекомендации по определению сметных цен на затраты труда в строительстве (далее — Методические рекомендации) разработаны в целях методологического обеспечения определения сметных цен на затраты труда в строительстве. 1.2. Методические рекомендации могут использоваться при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо средств собственников помещений в многоквартирном доме и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. 1.3. Сметные цены на затраты труда в строительстве предназначены для разработки и актуализации укрупненных нормативов цены строительства и нормативов цены конструктивных решений в соответствующем уровне цен, составления сметной документации, разработки индексов изменения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ (далее — строительные работы). 1.4. Сметные цены на затраты труда в строительстве формируются в территориальном разрезе для каждого субъекта Российской Федерации и разрабатываются ежегодно в текущем уровне цен. Рекомендуемый состав затрат, учитываемых при определении сметных цен на затраты труда в строительстве, приведен в приложении к Методическим рекомендациям. 1.5. Сметные цены на затраты труда в строительстве определяются на основании информации о среднемесячном номинальном начисленном вознаграждении за труд в зависимости от уровня знаний, умений профессиональных навыков и опыта работы рабочего, инженерно-технического и административно-хозяйственного персонала работника (далее соответственно — работник, квалификация работника), сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных и стимулирующих выплатах (далее — заработная плата) работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации, представленной Федеральной службой государственной статистики. В фонд начисленной заработной платы при проведении статистических наблюдений включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний в соответствии с законодательством Российской Федерации) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Приказ Минстроя РФ от 04.09.2019 N 515/ПР2.1. Сметные цены на затраты труда в строительстве определяются с учетом тарифной системы оплаты труда, основанной на тарифной дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифная система оплаты труда устанавливается с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Тарифной системой устанавливаются тарифные ставки по показателям, отражающим уровень профессиональной подготовки работника (далее тарифный разряд) и отношениям тарифной ставки работника соответствующего квалификационного разряда к тарифной ставке работника первого разряда (далее — тарифные коэффициенты). 2.2. Значения тарифных коэффициентов по тарифным разрядам для работников, непосредственно занятых в процессе создания материальных ценностей при выполнении строительных работ, управлении строительными машинами и автотранспортными средствами (далее — рабочие) и работников-исполнителей пусконаладочных работ в зависимости от категорий исполнителей приведены в таблице 1. Таблица 1 Суммы, начисленные по тарифным ставкам, фиксированным размерам оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (далее — должностные оклады), сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятым в организации формами и системами оплаты труда за фактически выполненную работу. Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии (включая стоимость натуральных премий) за произведенные результаты, в том числе премии за ввод объектов в эксплуатацию и вознаграждения по итогам работ за год, надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам за профессиональное мастерство и так далее. Начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и должностным окладам за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу во вредных и опасных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого за время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде. Доплаты за подвижной, разъездной характер работ, а также при выполнении работ в особой форме организации трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (далее — вахтовый метод). Расходы на оплату труда, сохраняемую работникам за время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, расходы на оплату проезда работника и лиц, находящихся у него на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, расходы на оплату льготных часов подростков, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей. Денежные компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника. Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации; Единовременные вознаграждения за выслугу лет, надбавки за стаж работы по специальности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе: начислении по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями. Суммы, выплачиваемые работникам (при выполнении работ вахтовым методом) в установленном законодательством Российской Федерации порядке за дни в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям и вине транспортных организаций. Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам организации. Расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. Суммы, начисленные за выполненную работу лицам, привлеченным для работы в организации согласно специальным договорам с государственными организациями (на предоставление рабочей силы), как выданные непосредственно этим лицам, так и перечисленные государственным организациям. Начисления по основному месту работы рабочим и линейному персоналу при включении его в состав работников участков (бригад) организации за время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Оплаты труда студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, работающих в составе студенческих отрядов.
|