Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер налоговой нагрузки по НДС в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/[email protected]
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/[email protected]
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».
Налоговая нагрузка по НДС 2021
Налоговая нагрузка — важный критерий, на него смотрят налоговики, когда составляют список компаний для вызова на комиссию или план выездных проверок.
Показатель налоговой нагрузки по НДС складывается из двух составляющих:
- Доля НДС в сумме выручки.
- Доля вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.
Что это за показатели и как их считать, читайте в письмах ФНС № ЕД-4-15/[email protected] и № АС-4-2/12722. Но в документах ничего не сказано о «плохих» значениях. Разберемся, как рассчитать каждый показатель и понять, к каким выводам придет налоговая.
Одним из критериев самостоятельной оценки рисков в целях проведения выездных налоговых проверок для налогоплательщика является отклонение уровня его налоговой нагрузки от среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
ФНС представила данные о среднеотраслевых показателях налоговой нагрузки, рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций по видам экономической деятельности, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2020 г.
В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.
Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.
По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):
- экспортируемые,
- находящиеся в свободной таможенной зоне,
- международная перевозка продукции,
- транспортировка нефти и нефтепродуктов,
- транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Продлено применение пониженной ставки по НДС в размере 10 % для авиакомпаний при осуществлении внутренних воздушных перевозок.
Нулевая ставка останется для перелетов в Крым, Севастополь и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также тех маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области.
Со следующего года, помимо освобождения от НДС реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, не облагается НДС и продажа доли в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества.
Льгота для сельхозпроизводителей
До конца 2021 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция: для собственного потребления или для перепродажи.
С 1 января 2021 года не будут признавать объектом обложения НДС операции по реализации товаров, работ, услуг, изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников банкротами.
В 2020 году действовал мораторий на подачу кредиторами заявлений на банкротство, Этим правом за 9 месяцев 2020 года воспользовались 708 компаний и 146 ИП.
Мораторий продлен до января 2021 года, как предполагают аналитики, после этого возможен всплеск количества заявлений.
С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.
Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.
При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.
Предусмотрены исключения:
- реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
- реэкспорт;
- реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.
Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:
- регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
- количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
- количество прослеживаемого товара.
При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.
Ее уже нужно будет сдать за 4 квартал 2020 года. В декларацию по НДС внесены следующие изменения:
- заменены штрихкоды,
- с титульного листа удалена строка, в которой ранее отображалась информация о коде ОКВЭД,
- в раздел 1 добавлены строки для сведений о защите и поощрении капиталовложений,
- добавлены новые коды для безвозмездной передачи имущества для борьбы с COVID-19 или участия в исследовании Антарктиды,
- введены коды по операциям реализации услуг в международных аэропортах и услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами,
- новые коды для IT-отрасли.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения
-
Расчет налога на прибыль при выплате дивидендов российской организации
922 0
В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.
На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.
Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.
Если налогоплательщик, осуществляющий экспортную деятельность, не может обосновать применение нулевой ставки НДС, то в соответствии с 7 ст. 164 НК РФ, он имеет право отказаться от её использования. Для этого до 1 числа налогового периода необходимо направить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением должен составлять не менее 12 месяцев.
Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году
Нужно просто рассчитать вашу долю вычета по НДС и сравнить ее с показателями налоговой. Рассчитайте процент вычета по НДС от общей суммы начисленного налога.
Для расчета берите показатели вашей декларации по НДС из раздела 3:
- Исчисленный НДС.
- НДС к вычету.
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
где:
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
- Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
- Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
\r\n\r\n
Это контрольное соотношение будет соблюдаться лишь в том случае, если в декларации итоговая величина «к уплате» больше или равна итоговой величине «к возмещению». Чтобы это проверить, нужно сравнить две цифры:
\r\n\r\n
— сумму показателей: из строки 200 раздела 3; из строки 130 раздела 4; из строки 160 раздела 6;
\r\n\r\n
— сумму показателей: из строки 210 раздела 3; из строки 120 раздела 4; из строки 080 раздела 5; из строки 090 раздела 5; из строки 170 раздела 6.
\r\n\r\n
Если разность первой и второй цифр не меньше нуля, должно выполняться равенство:
\r\n\r\n
\r\n\t \r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t показатель из строки 040 раздела 1
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t =
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t сумма показателей:
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 200 раздела 3;
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 130 раздела 4;
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 160 раздела 6
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t –
\r\n\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t сумма показателей:
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 210 раздела 3;
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 120 раздела 4;
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 080 раздела 5;
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 090 раздела 5;
\r\n\r\n\t\t\t
из строки 170 раздела 6
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
\r\n\r\n
Для этого контрольного соотношения также не предусмотрено исключений — оно обязательно для всех. Необходимо, чтобы в каждой декларации суммарная величина предъявленных вычетов соответствовала входному НДС по книге покупок (отражается в разделе 8 декларации) и дополнительных листах к ней (отражается в приложении № 1 к разделу 8).
\r\n\r\n
Напомним: данные из каждого входящего счета-фактуры отражаются в соответствующих строках раздела 8 декларации по НДС.
\r\n\r\n
В частности, в строке 180 этого раздела указан НДС по счету-фактуре, либо разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре. Количество строк 180 соответствует числу счетов-фактур, полученных от поставщиков в налоговом периоде (квартале).
\r\n\r\n
Итоговая величина вычета отражается один раз — в строке 190 раздела 8 декларации.
\r\n\r\n
Инспекторы обязаны убедиться, что сумма цифр из всех строк 180 равна цифре из строки 190 раздела 8.
\r\n\r\n
Проверяя уточненную декларацию по НДС, налоговики посмотрят, верно ли заполнено приложение № 1 к разделу 8. Нужно, чтобы скорректированная величина вычета складывалась из двух составляющих. Первая — это исходное значение вычета за исправляемый период. Вторая — сумма всех внесенных исправлений.
\r\n\r\n
Контрольное соотношение следующее:
\r\n\r\n
\r\n\t \r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t показатель из строки 005 приложения № 1 к разделу 8
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t +
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t сумма показателей по всем строкам 180 приложения № 1 к разделу 8
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t =
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t показатель из строки 190 приложения № 1 к разделу 8
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t
\r\n
\r\n\r\n
\r\n\r\n
Сведения из каждого выставленного счета-фактуры отражаются в соответствующих строках раздела 9 декларации по НДС.
\r\n\r\n
В частности, в строке 200 этого раздела указан НДС по счету-фактуре (разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре) по ставке 20%. Количество строк 200 соответствует числу выставленных покупателям счетов-фактур, в которых выделен налог по ставке 20%.
\r\n\r\n
Итоговая величина НДС, начисленного по ставке 20%, отражается один раз — в строке 260 раздела 9 декларации.
\r\n\r\n
Инспекторы обязаны убедиться, что сумма цифр из всех строк 200 равна цифре из строки 260 раздела 9.
\r\n\r\n
Аналогичные контрольные соотношения предусмотрены и для других ставок:
\r\n\r\n
\r\n\t \r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t Для ставки НДС 20%
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t сумма показателей по всем строкам 200 раздела 9
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t =
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t показатель из строки 260 раздела 9
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t Для ставки НДС 10%
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t сумма показателей по всем строкам 210 раздела 9
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t =
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t показатель из строки 270 раздела 9
\r\n\t\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t
\r\n\t\t\t \r\n\t\t\t Для ставки НДС 18%
Безопасная доля вычетов по НДС по итогам 2-го квартала 2021 года
С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).
С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.
Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.
На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.
С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.
Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).
Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.
С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.
Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.
Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таблица ниже содержит новые значения ставок НДС, которые будут применяться с 01.01.2021 года:
Ставка Область применения 0% · Продажа товаров, предназначенных для экспорта, проходящих через таможенное оформление. · Международные перевозки. · Операции, осуществляемые организациями по транспортировке нефти и продуктов ее переработки. 10% · Реализация продуктов питания. · Реализация товаров детского назначения. · Реализация лекарственных препаратов и медицинских изделий. · Реализация печатных и периодических изданий, относящихся к сфере обучения и культуры. 20% Все прочие операции, которые не попали в две предыдущие категории В 2021 году действуют три прямые ставки НДС – 20, 10 и 0 процентов – и три расчетные – 10/110, 20/120 и 16,67 процента. Приводим таблицу со всеми возможными ставками НДС.
Группа операций Вид операций Основание Формула расчёта налоговой нагрузки
Продажа и передача для собственных нужд товаров по кодам ОКПД2 Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое масло подп. 1 п. 2 ст. 164 НК, п. 1 и 2 ст. 1 Закона от 02.08.2019 № 268-ФЗ Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 подп. 2 п. 2 ст. 164 НК Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41 Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера
подп. 3 п. 2 ст. 164 НК Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688 подп. 4 п. 2 ст. 164 НК Импорт товаров по кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД) Продовольственные товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908, а также фрукты и ягоды, включая виноград. Исключение – пальмовое масло п. 5 ст. 164 НК Товары для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 31.12.2004 № 908 Периодические печатные издания и книжная продукция по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 23.01.2003 № 41. Не распространяется на периодические печатные издания рекламного и эротического характера
Медицинские товары по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 15.09.2008 № 688 Перевозка пассажиров и багажа Услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, кроме Крыма, Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа. Продажа товаров, работ, услуг Реализация и передача для собственных нужд товаров (работ, услуг), которые не облагаются по ставке 0 или 10 процентов и не освобождаются от налогообложения, включая пальмовое масло п. 3 ст. 164, ст. 149 НК Импорт Импорт товаров, реализация которых не облагается по ставке 10 процентов и ввоз которых не освобождается от налогообложения, включая пальмовое масло п. 5 ст. 164, ст. 150 НК СМР Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления подп. 3 п. 1 ст. 146 НК Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов п. 4 ст. 164 НК Получение денежных средств в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов п. 4 ст. 164,
подп. 2 п. 1 ст. 162,
п. 1 ст. 155 НКПроцент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 10 процентов. Подробнее:
Как рассчитать НДС с процентов (дисконта) по векселю, полученному в счет оплаты товаров (работ, услуг)п. 4 ст. 164,
подп. 3 п. 1 ст. 162 НКПроценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 10 процентов. Подробнее:
Нужно ли начислять НДС на проценты, полученные от заемщика по товарному кредитуп. 4 ст. 164,
подп. 3 п. 1 ст. 162 НКСтраховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 10 процентов п. 4 ст. 164,
подп. 4 п. 1 ст. 162 НКОперации, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницы Продажа имущества, облагаемого по ставке 10 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС. НДС облагается разница между ценой продажи имущества с учетом НДС и акцизов и его покупной или остаточной стоимостью
п. 4 ст. 164,
п. 3 ст. 154 НКПродажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 10 процентов, закупленных у физических лиц. Перечень такой сельхозпродукции установлен постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383. Получение продавцом денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) Аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов п. 4 ст. 164 НК Получение денег в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов п. 4 ст. 164,
подп. 2 п. 1 ст. 162,
п. 1 ст. 155 НКПроцент или дисконт по облигациям и векселям, полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые по ставке 20 процентов. В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты
п. 4 ст. 164,
подп. 3 п. 1 ст. 162 НКПроценты по товарному кредиту, по которому товары облагаются по ставке 20 процентов. В налоговую базу включаются проценты в размере, превышающем ставку рефинансирования, действующую в период, за который начислены проценты
п. 4 ст. 164,
подп. 3 п. 1 ст. 162 НКСтраховые выплаты при неисполнении покупателем своих обязательств по оплате поставленных ему товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 20 процентов п. 4 ст. 164,
подп. 4 п. 1 ст. 162 НКОперации, по которым НДС рассчитывают с межценовой разницы Последующая уступка (прекращение) денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. НДС облагается разница между суммой дохода, полученной новым кредитором от должника или при последующей уступке требования, и суммой расходов на приобретение требования
п. 4 ст. 164,
п. 2 ст. 155 НКПередача денежного требования, приобретенного у третьих лиц. НДС облагается разница между доходами, полученными от должника или при последующей уступке требования, и расходами на приобретение требования
п. 4 ст. 164,
п. 4 ст. 155 НКПередача имущественных прав на жилые дома, помещения и долей в них, гаражи или машино-места. НДС облагается разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права (с учетом налога), и расходами на приобретение указанных прав
п. 4 ст. 164,
п. 3 ст. 155 НКПродажа товаров, работ, услуг Продажа имущества, облагаемого по ставке 20 процентов, учитываемого по стоимости с учетом входного НДС. НДС облагается разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его покупной (остаточной) стоимостью
п. 4 ст. 164,
п. 3 ст. 154 НКПродажа сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, облагаемых по ставке НДС 20 процентов, закупленных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки утвержден постановлением Правительства от 16.05.2001 № 383.
НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения указанной продукции
п. 4 ст. 164,
п. 4 ст. 154 НКПродажа автомобилей, приобретенных для перепродажи у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. НДС облагается разница между ценой реализации (с учетом налога) и ценой приобретения автомобиля
п. 4 ст. 164,
п. 5.1 ст. 154 НКПродажа материальных ценностей из государственного материального резерва при их выпуске в связи с освежением или заменой, приобретенных ответственными хранителями в порядке заимствования. 677000, Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Аммосова, дом 18
(3.02, 3.14, 3.17 офис; 3 этаж)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ЦЕНТР ФИНАНСОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)”
Начнем с ответа на главный вопрос: зачем компании знать «среднюю по больнице», то есть по отрасли и по рынку в целом, налоговую нагрузку?
Ответ первого порядка очевиден – чтобы лучше понимать отраслевое окружение и свое место в нем. Однако есть и причина второго порядка – именно на показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки смотрят фискальные органы, оценивая компанию как добропорядочного или недобропорядочного плательщика. Отклонение от эталонного показателя может вызвать неприятные для компании последствия.
Налоговая нагрузка — один из ключевых маркеров для ФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. В списке из 12 причин для выездной налоговой проверки низкая налоговая нагрузка в числе первых.
В период пандемии коронавируса на выездные налоговые проверки наложен мораторий. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.05.2020 № 792, мораторий действует до 30 июня. Далее ситуацию сложно прогнозировать, возможно, мораторий будет продлен, но есть немалая вероятность, что его действие скоро закончится. А это значит, что показатель налоговой нагрузки компании будет рассмотрен ИФНС «под микроскопом». В случае его несоответствия среднеотраслевым показателям резко увеличивается вероятность личного и длительного общения с налоговым инспектором.
Легитимность понятию «налоговая нагрузка» придают следующие документы:
- Приказ ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/[email protected] «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
- Приложение № 7 к письму ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/[email protected] «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». В этом документе приведены формулы расчета налоговой нагрузки.
Показатели налоговой нагрузки структурированы по ОКВЭД. Если вид основной деятельности компании не внесен в обнародованный ФНС перечень показателей среднеотраслевой налоговой нагрузки, тогда компании необходимо ориентироваться на общероссийский показатель налоговой нагрузки, равный 11,2 %. В противном случае компании следует задуматься о смене ОКВЭД.
Алгоритм расчета налоговой нагрузки таков: сумма налогов и сборов за календарный год, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным бухотчетности. Полученный показатель умножается на 100%, так как исчисление ведется в процентах (%).
Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.
Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент, такие как НДФЛ. При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.
Рассчитаем на примере налоговую нагрузку. ООО «Ярило» производит электрическое оборудование. Налоговая нагрузка для этой отрасли на основе среднеотраслевых данных 2019 года составила 7,5%. Выручка компании за год равна 100 млн руб. Налог на прибыль – 3,8 млн руб., НДС – 2 млн руб., налог на имущество – 1,5 млн руб., транспортный налог – 0,3 млн руб. Считаем налоговую нагрузку компании: (3,8 млн руб. + 2 млн руб. + 1,5 млн руб. + 0,3 млн руб.): 100 млн руб. х 100%.. Итог: 7,6%. Налоговая нагрузка немного превышает среднеотраслевой показатель. Вывод: налогоплательщик может не волноваться, разница в 0,1% не является значительной. Тем более, что она «в плюс».
Похожие записи: