Административная ответственность за санитарное правонарушение штраф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за санитарное правонарушение штраф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Гражданам по ней грозит административный штраф в размере от 15 тысяч до 40 тысяч рублей; должностным лицам — от 50 тысяч до 150 тысяч рублей; юрлицам — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если нарушение причинит вред здоровью человека или станет причиной смерти, и если это нарушение не содержит уголовно наказуемого деяния, то ответственность будет выше (штраф для граждан в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей; для должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет).

Тем, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам грозит наказание в виде штрафа от 500 тысяч до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, 1 апреля в КоАП был дополнен статьей 20.6.1 — о нарушении правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, в том числе в условиях режима повышенной готовности.

Если эти действия не повлекли тяжких последствий, на граждан будет налагаться штраф в размере от 1 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

В случае повторного правонарушения, либо тогда, когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечёт причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан в размере от 15 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц штраф составит от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Как разъясняет Верховный суд, по этой статье в рамках ее 1-й части срок привлечения к ответственности составляет «составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения».

В целях обеспечения реализации Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» и упорядочения работы учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по привлечению должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения утверждаю:

1. Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения.

2. Формы первичной учетной документации.

2.1. «Постановление о прекращении производства по делу о санитарном правонарушении» (N 012-у);

2.2. «Журнал регистрации постановлений о прекращении производства по делу о санитарном правонарушении» (N 013-у);

2.3. «Постановление о наложении административного взыскания за санитарные правонарушения» (N 003-у);

2.4. «Журнал регистрации постановлений о наложении административных взысканий за санитарные правонарушения» (N 005-у).

Приказываю:

1. Ввести в действие документы, утвержденные пунктами 1 и 2 настоящего Приказа.

2. Считать утратившими силу:

2.1. Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц и граждан к административной ответственности за санитарные правонарушения, утвержденную приказом Госкомсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47;

2.2. Формы первичной учетной документации, утвержденные приказом Госкомсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47;

2.2.1. «Постановление о наложении административного взыскания за санитарные правонарушения» (N 003-у);

2.2.2. «Журнал регистрации постановлений о наложении административных взысканий за санитарные правонарушения» (N 005-у).

3. Начальнику управления санитарного законодательства (Мельникова Л.С.) обеспечить внесение необходимых дополнений и изменений в Инструкцию о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения при изменении действующего законодательства Российской Федерации.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя Монисова А.А.

Первый заместитель
Председателя комитета
санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации
С.В.СЕМЕНОВ

Утверждена
приказом
Госкомсанэпиднадзора России
от 07.07.93 N 61

1.1. Настоящая Инструкция регулирует порядок составления протокола о санитарном правонарушении, рассмотрения дела, вынесения постановления (о наложении административного взыскания, прекращения делопроизводства), порядок его обжалования и исполнения.

1.2. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов (далее — правила), невыполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно — эпидемиологической службы Российской Федерации.

1.3. Административная ответственность за совершение санитарного правонарушения предусмотрена ст. 29 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 81, 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», ст. 125 Земельного кодекса РСФСР, ст. 41 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 146.3, 146.4 Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю».

1.4. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.

1.4.1. В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» устанавливаются следующие размеры штрафа, налагаемого за совершение санитарного правонарушения:

на должностных лиц — не более суммы 3-месячного дохода;

на работающих граждан — не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан — не более 50 руб.

1.4.2. В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан — от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации;

на должностных лиц — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.

1.4.3. В соответствии со ст. 125 Земельного кодекса РСФСР устанавливаются размеры штрафа, налагаемого в административном порядке:

на граждан — от 100 до 1000 рублей.

1.4.4. В соответствии со статьями 146.3, 146.4 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» — от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

1.4.5. Закон РФ «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» применяется при определении размеров штрафов только в отношении составов административных правонарушений прямо включенных в Кодекс. На остальные законодательные акты, прямо предусматривающие административную ответственность за санитарные правонарушения, данный Закон не распространяется.

1.4.6. Данные о месячном доходе гражданина или должностного лица представляются налоговой инспекцией или бухгалтерией предприятия, учреждения, организации по месту их работы на основании требования главного государственного санитарного врача или его заместителя (форма N 002/у, утвержденная приказом Госсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47). Право получать такого рода сведения закреплено п. 12 ст. 38 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».

3.1. Дело о санитарном правонарушении рассматривается главным государственным санитарным врачом или его заместителем по месту его совершения.

Вышестоящий главный государственный санитарный врач или его заместитель может затребовать дело для рассмотрения по своей инициативе, исходя из его значимости, размера причиненного ущерба и других обстоятельств или провести повторное рассмотрение дела в случае обжалования в установленном порядке принятого по нему постановления и вынести решение.

3.2. В соответствии со ст. 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях главный государственный санитарный врач или его заместитель обязаны рассмотреть дело в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о санитарном правонарушении.

3.3. Правом рассмотрения дела и вынесения административного взыскания обладает главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи республик в составе Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи автономной области и автономных округов, краев, областей, городов, административных округов г. Москвы, районов, бассейнов и линейных участков на водном транспорте, а также на воздушном транспорте и их заместители.

3.4. Главный государственный санитарный врач или его заместитель при подготовке к рассмотрению дела обязан разрешить следующие вопросы:

— относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

— правильно ли составлены протокол и другие материалы дела;

— извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

— истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

— о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

3.5. В процессе подготовки к рассмотрению дела необходимо известить лиц, участвующих в нем, о времени и месте его рассмотрения.

Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки с уведомлением о вручении, передачи по телеграфу, телетайпу, телексу или по радио, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

3.6. Ответственность за подготовку дел для рассмотрения главными государственными санитарными врачами или их заместителями несут должностные лица органов и учреждений Госсанэпидслужбы, составившие протоколы о санитарном правонарушении.

3.7. Рассмотрение дела о санитарном правонарушении возможно в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, или представителя юридического лица. В отсутствие этих лиц дело может быть рассмотрено в случаях, когда имеются данные о своевременном их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Привод, как мера обеспечения явки по делам о нарушениях санитарного законодательства, не предусмотрен.

3.8. В рассмотрении дела могут участвовать следующие лица: потерпевший, законные представители (представитель), адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.

3.9. Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам о санитарных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).

3.10. Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к ответственности, на стадии рассмотрения дела может участвовать адвокат.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут участвовать в рассмотрении дела лично или через своего представителя. Личное участие гражданина не лишает его права иметь представителя. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

В качестве представителя организации и гражданина может выступать адвокат.

Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ от 07.07.93 N 61

4.1. Рассмотрев дело о санитарном правонарушении, главный государственный санитарный врач или его заместитель выносит одно из следующих постановлений:

1. Постановление о наложении взыскания (форма N 003/у);

2. Постановление о прекращении дела производством (форма N 012/у).

4.1.1. Постановление должно содержать: фамилию, имя, отчество, должность лица, вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное санитарное правонарушение; принятое по делу решение (предупреждение или штраф с указанием его размера). Постановление подписывается должностным лицом.

4.1.2. Постановление о прекращении дела производством выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов прокурору, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Например: отсутствие события и состава правонарушения; невменяемость лица, совершившего правонарушение; действие лица в состоянии крайней необходимости; отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

истечение к моменту рассмотрения дела о санитарном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (п. 1.7 Инструкции);

наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела о санитарном правонарушении, а также наличия по данному факту уголовного дела;

смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

4.2. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. Постановление может быть отправлено заказным или ценным письмом, передано по телеграфу, телетайпу, телефаксу, телексу или по радио, отправление и получение должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, опись ценного письма, выписка из реестра почтовых отправлений, выписка из журнала радиограмм и т.п.).

5.1. Постановление по делу о санитарном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, представителем юридического лица, а также потерпевшим.

5.2. Постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа на граждан и должностных лиц обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

5.2.1. Постановление о наложении предупреждения на граждан и должностных лиц обжалуется вышестоящему государственному санитарному врачу или его заместителю, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.

5.2.2. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя по делу о санитарном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем или народным судом, правомочным рассматривать жалобу.

О восстановлении пропущенного срока и об отказе в восстановлении сообщается лицу, подавшему ходатайство. Срок не считается пропущенным, если жалоба сдана до его истечения по почте.

Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

5.2.3. Жалоба направляется главному государственному санитарному врачу или его заместителю, вынесшему постановление. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в суд или вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным рассматривать дело и которым она адресована.

5.3. Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо обжалуется вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю или в арбитражный суд.

5.3.1. Жалоба на постановление главного государственного санитарного врача или его заместителя может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

5.3.2. Подача жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа до рассмотрения жалобы.

Подача жалобы (заявления) в арбитражный суд не приостанавливает постановления о наложении штрафа на время ее (его) рассмотрения в арбитражном суде, если арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении постановления.

5.4. Жалоба на постановление по делу рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом или его заместителем в десятидневный срок со дня их поступления. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившей жалобы вышестоящему главному государственному санитарному врачу или его заместителю, правомочным ее рассматривать.

При рассмотрении жалобы на постановление вышестоящий главный государственный санитарный врач (его заместитель) принимает одно из следующих решений:

— оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

— отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;

— отменяет постановление и прекращает делопроизводство;

— изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за санитарное правонарушение с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено должностным лицом, неправомочным в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 38 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» решать данное дело, то постановление отменяется, и дело направляется на рассмотрение компетентного должностного лица.

В решении главного государственного санитарного врача (заместителя) по жалобе на постановление о наложении административного взыскания указывается: фамилия, имя, отчество, должность лица, вынесшего решение; дата вынесения решения; обстоятельства, изложенные в жалобе; обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы; принятое по делу решение (Приложение 1, рекомендуемое).

О любом принятом решении сообщается главному государственному санитарному врачу или его заместителю, действия которых обжалуются.

Копия решения по жалобе на постановление в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему — по его просьбе.

6.1. Постановление о наложении взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

6.2. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения производится главным государственным санитарным врачом или его заместителем, вынесшим постановление, путем его объявления после окончания рассмотрения дела.

6.3. Штраф должен быть уплачен гражданином, должностным лицом или юридическим лицом не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа.

В случае обжалования гражданином или должностным лицом постановления или его опротестования штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае обжалования постановления о наложении штрафа юридическим лицом вышестоящему главному государственному санитарному врачу (заместителю) штраф уплачивается в пятнадцатидневный срок со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае обжалования постановления о наложении штрафа юридическим лицом в арбитражный суд срок уплаты штрафа определяется в решении арбитражного суда, оставившего без удовлетворения исковое заявление юридического лица.

При наличии обстоятельств у гражданина или должностного лица, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении штрафа невозможно (болезнь и т.п.), предоставляется возможность по решению главного государственного санитарного врача (его заместителя), вынесшего постановление, отсрочить исполнение на срок до одного месяца.

6.4. Штраф вносится в учреждение Сбербанка Российской Федерации на специальный расчетный счет.

В соответствии со ст. 46 Закона «О местном самоуправлении в РСФСР» местная администрация вправе образовывать внебюджетные фонды, в которые включаются штрафы за нарушение санитарного законодательства, а также платежи, компенсирующие причиненный такими нарушениями ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются целевым назначением на проведение оздоровительных, в том числе санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, материально-техническое обеспечение органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Штрафы, налагаемые главными государственными санитарными врачами (заместителями) за санитарные нарушения, предусмотренные ст. 125 Земельного Кодекса РСФСР, вносятся на счета республиканских, краевых, областных и местных внебюджетных фондов.

В случае неуплаты штрафа гражданином или должностным лицом в 15-дневный срок постановление о наложении штрафа и предложение об удержании суммы штрафа (форма 006/у, утвержденная приказом от 08.05.92 N 47) направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии, стипендии по месту постоянной работы, учебы и т.п.

Направленное постановление о наложении штрафа подлежит обязательному исполнению администрацией предприятия, учреждения, организации. Неисполнение постановления влечет ответственность в соответствии со ст. ст. 27 — 29 Закона РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» и является санитарным правонарушением.

Размер удержаний из заработной платы и других приравненных к ней платежей и выдач исчисляется из сумм, причитающихся к выплате должнику, и составляет ежемесячно двадцать процентов до полного погашения взыскиваемой суммы штрафа.

6.5. В соответствии со ст. 286 Кодекса РСФСР об административном правонарушении если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка должностного лица невозможно по другим причинам (например, отказ бухгалтерии по месту работы производить удержания), взыскание производится путем его обращения на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание производится на основании постановления главного государственного санитарного врача или его заместителя о наложении штрафа, направленного судебному исполнителю, в порядке, предусмотренном Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 15.10.85 N 22.

Рекомендуемая форма ___________________________________ [1] (наименование юридического лица) [2] Исх. номер [3] Дата [4] ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ ШТРАФА

Постановлением главного государственного санитарного врача (заместителя) [5] N ___ от [6] число___, [7] месяц___, [8] год ___ [9] на ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ (наименование юридического лица) [10] был наложен штраф в размере__________________________________ Постановление подлежало исполнению с [11] число___, [12] месяц ____, [13] год _____ (указывается дата вынесения постановления или дата постановления об отказе в удовлетворении жалобы). Однако Вами штраф добровольно не уплачен. На основании изложенного и, руководствуясь Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предлагаю [14] уплатить штраф в размере _____ и внести его на счет N ______ _________________________ в _________ -дневный срок. (наименование банковского учреждения) Копию платежного документа об уплате штрафа направить в 3 — дневный срок главному государственному санитарному врачу (его заместителю) [15] по адресу:______________________________________ __________________________________________________________________ Приложение: копия постановления о наложении штрафа (копия постановления об отказе в удовлетворении жалобы) [16] Главный государственный санитарный врач _________________ (подпись)

Приложение 3
к Инструкции о порядке
привлечения должностных лиц,
граждан к административной
ответственности и наложении
штрафов на юридических
лиц за санитарные
правонарушения

Нарушения КоАП и размеры штрафов

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение норм трудового права, изложенных как непосредственно в ТК РФ, так и в иных нормативных актах, включая сам КоАП.

Так, нарушение положений ТК и иных нормативных актов влечет за собой наложение штрафа на работодателя в границах от 1000 рублей (для ИП и физических лиц) до 50 000 рублей для юридических лиц.

Размер штрафа, в силу положений п.2 ст. 5.27, может быть увеличен в границах от 10 000 до 70 000 рублей, если работодатель привлекается к ответственности за нарушение трудового законодательства повторно.

Кроме того, КоАП устанавливает собственные виды административных деликтов, а именно:

  • незаключение или уклонение от заключения с работником трудового договора;
  • фактическое допущение к работе работника, с которым не был заключен трудовой договор;
  • умышленная подмена трудового договора гражданско-правовым договором с работником;
  • ненадлежащее составление трудового договора с работником;
  • невыплата заработной платы или неполная ее выплата при условии отсутствия в действиях работодателя состава уголовного преступления;
  • учинение работнику препятствий в деле выбора банка для перечисления заработной платы;
  • умышленное занижение размера заработной платы работников ниже нормы, предусмотренной ТК.

Административные протоколы по правонарушениям в сфере трудового законодательства составляются, в соответствии с п.6 ст. 28.3 КоАП РФ, должностными лицами государственных органов, контролирующих исполнение трудового законодательства.

Рассматриваются материалы по административным нарушениям в сфере трудового законодательства судьями в соответствии с принципом территориальности.

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

С 1 апреля для ИП, организаций и их должностных лиц, занимающихся продажей лекарств, были введены административные штрафы за несоблюдение предельно допустимых цен на лекарственные средства и препараты (Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ).

По новым правилам данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций в размере от 250 000 до 500 000 рублей.

ИП и организации за незаконное завышение цен заплатят двукратный размер излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

С 5 мая были существенно повышены административные штрафы на должностных лиц организаций за нарушения в области воинского учета граждан (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ).

Напомним, что по действующему законодательству ответственность за организацию воинского учета сейчас несут руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица предприятий (ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Соответственно, директора предприятий и работники кадровых отделов несут административную ответственность за ненадлежащее осуществление воинского учета своих сотрудников.

По новым правилам непредставление в военкомат списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, повлечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ).

Аналогичные штрафы последуют для руководства организаций и ответственных должностных лиц за неоповещение работников о вызове их по повестке военного комиссариата (ст. 21.2 КоАП РФ) и за несвоевременное представление сведений об изменениях состава состоящих на воинском учете работников, пребывающих более 3 месяцев в месте временного пребывания (ст. 21.3 КоАП РФ).

При этом штраф за несообщение о принятых на работу либо об уволенных с работы сотрудниках, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, теперь составит от 1 000 до 5 000 рублей (ст. 21.4 КоАП РФ). Напомним, ранее штраф за все перечисленные нарушения назначался в пределах от 300 до 1 000 рублей.

Новые штрафы для бизнеса: за что наказывают в период карантина

Если в результате вышеназванных нарушений был причинен вред здоровью человека или человек умер, но эти действия не подпадают под уголовную ответственность, то нарушителю грозит административный штраф:

  • от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб. – для граждан;
  • от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. – для организаций и ИП. Вместо штрафа может быть приостановлена деятельность юрлица/ИП на срок до 90 суток;
  • от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – для должностных лиц организации. Альтернативой штрафа может быть дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трех лет.

Некоторые региональные власти в связи с коронавирусом внесли «штрафные» поправки в законодательство своих субъектов РФ. Соответственно, чтобы понять какое наказание за нарушение карантина предусмотрено в конкретном регионе, нужно посмотреть законодательство этого региона. Пример приведем на штрафе за несоблюдение карантина г. Москвы.

Федеральные законы дополняют КоАП РФ и УК РФ схожими нормами об ответственности за распространение недостоверной (ложной) информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения (примечания к ст. 207.1 УК РФ, к ст. 13.15. КоАП РФ).

2.1. Поправки предусматривают установление частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ административной ответственности для юридических лиц за распространение недостоверной информации, выразившееся в:

  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;
  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной общественно значимой информации, если это повлекло смерть или причинение вреда здоровью или имуществу человека, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Административная санкция для юридических лиц

зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью, имуществу, нарушения общественного порядка и безопасности

При отсутствии последствий – ч. 10.1

При наличии последствий – ч. 10.2

При повторном нарушении – ч. 11[10]

штраф в размере от 1 500 000 до 3 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей.

Ответственность по данной статье предусмотрена только для юридических лиц и может наступить за публичное размещение (в том числе, в соцсетях или на сайте компании) информации об эпидемиологической ситуации или принимаемых в связи с ней мерах, которые заведомо недостоверны (например, о комендантском часе или продуктовой панике, когда, в действительности, такие обстоятельства отсутствуют).

2.2. Сообразно введённым в КоАП РФ новым нормам УК РФ дополнен статьями об уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации, выразившееся:

  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств (ст. 207.1 УК РФ);
  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшем по неосторожности причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 207.2 УК РФ), смерть или иные тяжкие последствия (ч. 2 т. 207.2 УК РФ).

В отличие от КоАП РФ, диспозиция норм УК РФ не включает указания на размещение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях. Таким образом, уголовная ответственность может наступить при любом публичном обращении к третьим лицам, вне зависимости от формы такого обращения, которое содержит заведомо ложную ситуацию об эпидемиологической ситуации или принимаемых мерах.

КоАП РФ дополнен статьёй 20.6.1 – об ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (за исключением рассмотренных выше случаев, предусмотренных ст. 6.3 КоАП РФ).

Полномочие введения чрезвычайной ситуации предоставлено Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ Правительству Российской Федерации.

Административная санкция

зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или имуществу

При отсутствии последствий

При наличии последствий[11] или повторном нарушении

— для юридических лиц – штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей;

— для предпринимателей – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

— для должностных лиц – штраф в размере от 10 000 до 50 000 рублей;

— для граждан – штраф в размере от 1 000 до 30 000 рублей.

— для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;

— для граждан – штраф в размере от 15 000 до 50 000 рублей.

Ответственность по данной статье предусмотрена для случаев, не подпадающих под действие ст. 6.3 КоАП РФ, – например, при нарушениях правил, установленных властью региона (например, Постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ о введении режима повышенной готовности).

Штрафов от Роспотребнадзора за несоблюдение анти-COVID мер не будет

Комментируемая ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или:

а) наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей;

б) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;

в) наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

г) наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ)).

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, является формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (абз. 10 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

Статьей 6.3 КоАП РФ установлена общая норма об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм (помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ) установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальным нормам, установленным ст. ст. 6.4 — 6.7 КоАП РФ:

а) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ);

б) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ);

в) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ);

г) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ).

Субъектами правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

С субъективной стороны правонарушение по ст. 6.3 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Государство осуществляет функции по:

  • профилактике заболеваний;
  • разработке санитарно-эпидемиологических норм и надзору по их соблюдению;
  • лицензированию опасных для человека видов деятельности;
  • проведению социально-гигиенического мониторинга;
  • контролю продукции на соответствие нормативам;
  • осуществлению научной деятельности по улучшению благополучия окружающей среды;
  • гигиеническому воспитанию и обучению населения здоровому образу жизни;

В случае нарушения санитарных норм и правил государство вправе применять к виновному лицу меры воздействия с целью устранения допущенных нарушений и недопущения их повторения в будущем. Выявлением нарушений санитарных норм занимаются сотрудники Роспотребнадзора.

Контролем в сфере защиты прав потребителей, проверкой организаций и предпринимателей, реализующих и производящих товары, эпидемиологическим контролем и мониторингом соблюдения санитарных норм в РФ занимается Роспотребнадзор. Именно в этот государственный орган, в первую очередь, следует обращаться при нарушении санитарных норм.

Жалоба направляется в территориальное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предполагаемого нарушителя. В случае отсутствия положительного результата или бездействия территориального органа рекомендуется обращаться непосредственно в центральный аппарат федеральной службы.

В любом случае, столкнувшись с нарушением санитарно-эпидемиологических норм гражданин вправе обратиться за восстановлением нарушенного права в прокуратуру. Сотрудники прокураторы также уполномочены рассмотреть заявления в случае, если Роспотребнадзор не разрешил ситуацию.

Если иные способы защиты исчерпаны или человеку причинен материальный или моральный вред несоблюдением санитарных правил, то гражданин вправе обратиться в суд. Дело будет рассмотрено в общем порядке гражданского судопроизводства.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а также должностные лица, обязанные соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, при их нарушении, могут быть подвергнуты административному наказанию. Общая норма об ответственности за несоблюдение санитарных требований или невыполнение обязательных норм содержится в ст. 6.3. КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде предупреждения, штрафа или приостановления деятельности до 90 суток. Срок приостановления деятельности может быть уменьшен после устранения нарушений, из-за которых, собственно, лицо и было привлечено к ответственности.

Для отдельных видов правонарушений, связанных с повышенной угрозой здоровью человека, законодателем разработаны специальные нормы. К ним относятся нарушения обязательных требований:

  • эксплуатации жилых помещений, сооружений и транспорта;
  • к питьевой воде;
  • к условиям воспитания, обучения, оздоровления детей.

При рассмотрении административных дел лицам, нарушившим санитарные нормы, важно помнить, что наличие только вины не является поводом для привлечения к ответственности. Лицо подвергается административному наказанию в том случае, если у него имелась фактическая и юридическая возможность избежать правонарушения.

Штраф за нарушение карантина в России

Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.

Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.

Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.

Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

К нарушителям карантинного режима применяются меры административного характера (регулирует КоАП – Кодекс административных правонарушений). Это, как правило, штрафы:

  • до 40 000 руб. – за нарушение требований изоляции (п. 2 ст. 6.3);
  • до 30 000 руб. – за отказ выполнять правила поведения при объявлении чрезвычайной ситуации или угрозе возникновения ЧС (п. 1 ст. 20.6.1);
  • до 1 000 руб. – за невыполнение предписаний Главного санитарного врача страны или Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 19.4);
  • до 500 руб. – за несоблюдение санитарных норм (ч. 1 ст. 19.5).

Напоминаем, что за выход на улицу лиц, помещенных на карантин или находящихся на самоизоляции, предусмотрен штраф от 15,0 тыс. руб. до 40,0 тыс. руб.

Верховный суд России, рассмотрев практику судебных решений, связанных с нарушением карантина (самоизоляции) пояснил, что уголовная ответственность за заражение коронавирусом наступает при создании угрозы массового заражения или смерти одного или нескольких человек. В этом случае действия нарушителя закона подпадают под ст. 238 УК РФ. По ней суд может вынести следующие решения:

  • за создание угрозы массового заражения – штраф в сумме от 500 000 до 700 000 руб. или 2 года принудительных работ или лишения свободы;
  • смерь одного человека в результате заражения – штраф 1,0 млн. руб. или от 3 до 5 лет лишения свободы (принудительных работ);
  • смерть двух и более лиц из-за несоблюдения правил карантина – принудительные работы на 4-5 лет или лишение свободы на 5-7 лет.

По мнению юристов, по приведенной статье осудить нарушителя карантина крайне сложно. Причин несколько.

Какой штраф за несоблюдение требований по вакцинации

В отношении работодателя можно применить санкции за распространение коронавируса в случае:

  • невыполнения предписаний Роспотребнадзора или требований должностных лиц в области здравоохранения – ст. 19.4 КоАП РФ (предусмотрен штраф от 5 000 до 30 000 руб.);
  • сокрытие информации о коронавирусе, нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил – ст. 236 УК РФ (штраф до 80 000 руб. или ограничение свободы до года).

Недостоверные сведения в период пандемии могут наделать много беды: посеять панику, вызвать ажиотаж по отношению к какому-либо лекарству, дать ошибочные рекомендации по лечению и профилактике болезни и т.д. Поэтому в законодательство РФ внесены некоторые изменения.

Так, за ложь об обстоятельствах, угрожающих гражданам (жизни и безопасности) и мерах по предотвращению распространения коронавируса предусмотрены:

  • штрафы (от 300 000 руб. до 700 000 руб.);
  • взыскание дохода в размере заработной платы за период от 12 до 18 месяцев;
  • принудительные (до 360 часов) или исправительные (до 1 года) работы;
  • лишение свободы до 3 лет.

За такую же ложную информацию, доведенную до населения через СМИ, меры наказания жестче:

  • штраф может быть наложен от 700,0 тыс. руб. до 1 500,0 тыс. руб.;
  • работы принудительного характера – до 3-х лет, исправительного – до 1 года;
  • тюремный срок – до 3 лет.

Статья 6.3 КоАП РФ содержит общую норму права, предусматривающую ответственность за несоблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Указанная статья КоАП РФ применяется в случае невозможности квалификации совершенного правонарушения по специальной норме (см. также статью «Ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ за превышение допустимого уровня шума. Судебная практика»)

В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм (помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ) установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (ст. ст. 6.4 — 6.7 КоАП РФ).

За превышение допустимого уровня шума по данной статье, как правило, привлекаются к административной ответственности:

  • управляющие организации, ТСЖ, обслуживающие жилой дом, работа оборудования которого излучает шум, превышающий допустимые значения (система отопления, тепловой узел, лифт, насосы и проч.);
  • коммерческие организации, ИП, которым принадлежат магазины в жилых домах, точки оказания различных услуг, оборудование которых функционирует с превышением допустимого уровня шума (это, прежде всего, работа системы кондиционирования и вентиляции, холодильного оборудования, лифтов).

Ответственность и штрафы за нарушения правил СанПиН и СП в 2020 году

1. За превышение уровня шума в квартире на 21 дБа управляющая компания оштрафована по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Шум системы отопления. Роспотребнадзор привлек к административной ответственности обслуживающую жилой дом управляющую компанию по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений …» за превышение допустимого уровня шума в квартире от работы системы отопления жилого дома.

Управляющая компания обжаловала постановление Роспотребнадзора в суд. Постановление признано судом законным.

В протоколе лабораторных испытаний, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» отражено, что в жилой комнате квартиры во всех точках измерений при работе системы отопления жилого дома уровни звукового давления в дневное время суток составили от 54 до 56 дБА, превысив ПДУ (предельно допустимые уровни) на 19 — 21 дБА (см. Решение Свердловского областного суда от 15 сентября 2015 г. по делу N 72-1009/2015).

2. Превышение допустимого уровня шума в квартире по вине ТСЖ: штраф по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Шум теплового узла. По жалобе гражданина Управлением Роспотребнадзора ТСЖ привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений» за нарушение предельно допустимого уровня шума в квартире.

ТСЖ обжаловало указанное постановление Управления Роспотребнадзора, однако, суды отказали в удовлетворении требований ТСЖ.

Выводы суда: Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» уровень звука в жилой комнате квартиры заявителя не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10.

Источником шума в квартире является инженерное оборудование теплового узла (подкачивающий насос) (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 декабря 2013 г. по делу N А05-4123/2013).

3. Нарушение допустимого уровня шума в квартире по вине управляющей организации. Штраф по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Шум насоса для подкачки воды. Управлением Роспотребнадора обслуживающая жилой дом управляющая организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа по статье 6.4 КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений» за нарушение предельно допустимого уровня шума в квартире жилого дома. Источник шума – инженерное оборудование, расположенное в подвальном помещении (насос для подкачки воды). Кроме того, Управлением в адрес управляющей организации выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Управляющая организация просила суд признать незаконным постановление Управления Роспотребнадзора, а также недействительным представление об устранении причин и условий..

В удовлетворении требований отказано. Выводы суда:

Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» следует, что шум в указанной квартире от инженерно-технологического оборудования данного жилого дома (насоса для подкачки воды) не соответствует требованиям пункта 6.1.3 приложения 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10. При эксплуатации насоса для подкачки воды в ночное время допущено превышение уровней звукового давления (шума), указанных в приложении 3 СанПиН 2.1.2.2645-10 (см. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 октября 2014 г. по делу N А67-2686/2014).

4. Штраф за шум кондиционера магазина по ст. 6.4 КоАП РФ. Решение суда

Под окнами квартиры потерпевшей расположен кондиционер. Специалистом Управления Роспотребнадзора в отношении ООО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ. Согласно протоколу общество нарушило санитарно-эпидемиологические требования, выразившиеся в том, что шум, создаваемый инженерно-технологическим оборудованием магазина, не соответствует нормативным величинам.

Постановлением судьи ООО признано виновным. Общество постановление судьи обжаловало. Однако жалоба оставлена без удовлетворения.

Выводы суда: в силу п. 6.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 уровни шума от внешних источников в жилых помещениях оцениваются с учетом их измерения при открытых форточках, фрамугах, узких створках окон, при этом эквивалентные уровни звука в жилом помещении в ночное время не могут превышать 25 дБА.

Из протоколов лабораторных испытаний следует, что эквивалентный уровень звука составляет 34, 35 и 37 дБА, установлено, что под окнами квартиры потерпевшей расположен кондиционер, который является источником повышенного шума (см. Решение Свердловского областного суда от 12 марта 2015 г. по делу N 71-110/2015).

5. Превышение уровня шума в квартире на 2 дБ от работы магазина. Штраф по решению суда

Шум при перемещении тележек в магазине при разгрузке товара с автомобиля. Один из жильцом жилого дома обратился в Роспотребнадзор с жалобой на превышение допустимого уровня шума.

Что касается дисциплинарной ответственности, тут закон определяет, что должностные лица, работники каких-либо организаций или предприятий, нарушившие законодательство в интересующей нас области, в обязательном порядке должны подвергнуться взысканиям непосредственно по месту трудовой деятельности. Эти взыскания могут воплощаться в виде:

  • отстранения от работы;
  • освобождения от занимаемой должности;
  • увольнения и т.д.

Обязанность по наложению взысканий ложится на плечи руководящего состава предприятий. При этом, все связанные с данным процессом мероприятия осуществляются по представлению главного государственного врача, или лица, его замещающего.

Уголовный Кодекс нашей страны также предусматривает соответствующего ряда ответственность за нарушение правил в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, если деяния того или иного лица, совершенные по неосторожности, повлекли возникновение массового заболевания граждан, их отравление и аналогичные последствия, провинившийся должен будет:

  • выплатить из своего кармана штраф в размере до 80 тысяч российских рублей;
  • выплатить штраф в размере заработной платы или прочего совокупного его дохода, накопленного за 6 месяцев;
  • лишиться права на принятие определенной должности;
  • лишиться права на ведение конкретной деятельности на срок до трех годичных периодов;
  • посетить обязательные работы на срок до 360 часов;
  • посетить исправительные работы на срок до одного года;
  • лишиться свободы на срок до года.

Административное наказание является наиболее распространенной мерой. В главе 6 КоАП РФ указаны наиболее распространенные случаи административных правонарушений:

  • вы нарушили действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнили положенные мероприятия по предотвращению возможных нарушений;
  • вы нарушили требования использования как жилых, так и нежилых помещений, а также сооружений и общественного транспорта;
  • были допущены нарушения по обеспечению питьевой водой;
  • нарушены требования по захоронению отходов;
  • нарушены требования по организации питания населения.

Каждый из этих пунктов содержит ряд тонкостей, соблюдать которые необходимо в основном юридическим лицам. Например, в сфере торговли есть множество требований по размещению торговых точек, месту загрузки продуктов, размещению вентиляции, отоплению и инвентарю. Также установлены требования по хранению и реализации различных продуктов.

Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.

Вид ответственности Описание
Дисциплинарная Подлежат лица, исполняющие свои обязанности по трудовому договору с работодателем. Ответственность закрепляется должностными инструкциями. Выявляются нарушения в ходе административно-производственного контроля руководством.
Административная Подлежат все категории субъектов — граждане, ИП, юрлица и должностные лица. Ответственность установлена КоАП РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов.
Уголовная Подлежат все вышеперечисленные субъекты. Ответственность установлена Уголовным кодексом РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов, гражданами.
Гражданско-правовая Установлена статьей 57 ФЗ №52 за вред, причиненный личности или имуществу, вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред в соответствующем порядке может быть возмещен.

Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.

Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:

  • 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
  • 5 – требования к питьевой воде;
  • 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
  • 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
  • 35 – обращение с отходами производства и потребления.

Имеется также несколько специализированных составов, которые тоже относятся к рассматриваемой теме:

  • 24 – курение табака;
  • 26 – курение в зоне действия знака о его запрете;
  • 5 – сокрытие информации о качестве воздуха, воды и состоянии радиации;
  • 42 – нарушение режима водоохранной зоны (н-р, стоянка ТС в водоохранной зоне), деятельность на территории санитарной зоны источников питьевого водоснабжения.

Основной статьей в рассмотренной главе, касаемой именно санитарно-эпидемиологических правил является 6.3 КоАП.

За нарушение законодательства в рассматриваемой нами области установлен не такой широкий спектр санкций. Предполагается назначение таких видов наказаний, как:

  • Предупреждение;
  • Административный штраф;
  • Приостановление деятельности ИП или юрлица.

Размеры штрафов варьируются в зависимости от статуса субъекта, привлекаемого к административной ответственности, от 100 рублей при привлечении гражданина, и до 1 миллиона рублей при привлечении организации в виде юридического лица по различным статьям КоАП, рассмотренным нами выше.

При назначении наказания должностными лицами, принимающими решение о привлечении к ответственности, учитываются различные моменты и факторы, такие как:

  • общественная опасность правонарушения (нескошенная трава у забора частного дома или загрязнение водоема сточными водами предприятия);
  • субъект привлечения (значительно строже наказывается должностные и юридические лица);
  • наступившие в результате правонарушения последствия (незначительное отравление гражданина в ресторане или массовое отравление граждан населенного пункта в результате сброса предприятием химических отходов в водозабор);
  • повторность правонарушения (нередко за совершение правонарушений впервые субъекту выносится предупреждение).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *