Какие тахографы разрешены в России с 2021 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие тахографы разрешены в России с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
  • транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

1. Оснащению тахографами подлежат:

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
  • транспортные средства категорий N21 и N31, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • транспортные средства категорий M21 и M31, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»2.

При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:

  • Все автобусы.
  • Все грузовики категории С.

На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:

  • Все автобусы.
  • Все автомобили категории С, принадлежащие юридическим лицам.
  • Только грузовые автомобили категории С, принадлежащие физическим лицам.

Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.

Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.

То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.

Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза «грузовой автомобиль» отсутствует. В графу «тип ТС» внесена фраза «кран-манипулятор». То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф. Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.

Рассматриваемый документ содержит также и перечень исключений, при которых устанавливать тахограф не требуется. И в данный перечень внесено довольно много изменений.


за исключением:

2. Не подлежат обязательному оснащению тахографами следующие виды транспортных средств, эксплуатируемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

В старой версии документа, которая действует до 31 декабря 2020 года, фраза «за исключением» относится абсолютно ко всем перечисленным транспортным средствам, в том числе к грузовикам и автобусам физических лиц.

В новом документе прямо говорится о том, что исключения распространяются только на юридические лица и ИП, то есть исключения для автомобилей физических лиц отменяются.

Однако это хорошо согласуется с рассмотренным выше изменением, требующим от физических лиц устанавливать тахографы только на грузовые автомобили. А в перечень исключений входят транспортные средства, которые в свидетельстве о регистрации имеют другое значение в поле «тип ТС» (автобетононасосы, молоковозы и т.д.).

Рассмотрим изменения, которые внесены в перечень транспортных средств, на которые не требуется установка тахографов, в виде таблицы:

до 31 декабря 2020 года с 1 января 2021 года
транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции
скотовозы
машины для перевозки птицы
машины для перевозки живых животных
машины для перевозки пчел
специальные транспортные средства
передвижные библиотеки
передвижные автосцены
транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования

Данная таблица позволяет понять, что перечень исключений стал шире.

Единственная категория транспортных средств, которая удалена из списка, — это специальные транспортные средства. Хотя нужно прямо сказать, что эта категория вызывала больше проблем, чем пользы. Ведь формулировка не позволяет понять, что подразумевается под фразой «специальные ТС», поэтому многие владельцы грузовиков пытались «подогнать» под нее свое транспортное средство.

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.

С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.


У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

Внимание Физическим лицам, имеющим в собственности грузовые ТС свыше 3,5 т и автобусы!

Согласно требованиям Приказа Минтранса №273 от 21.08.2013 предусмотрен следующий график оснащения транспортных средств тахографами:

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПЕРЕВОЗЯЩИЕ ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2014

АВТОБУСЫ И ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ МАССОЙ БОЛЕЕ 15 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 июля 2014

ГРУЗОВИКИ С МАКСИМАЛЬНОЙ РАЗРЕШЕННОЙ МАССОЙ ОТ 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 сентября 2014

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ С МАССОЙ ОТ 3,5 ДО 12 ТОНН
Должны быть оснащены тахографами с блоком СКЗИ
до 1 апреля 2015

ВСЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ N2, N3, М2 и М3
оснащенные организациями-изготовителями ТС тахографами до 1 апреля 2014 года, и транспортные средства , оборудованные тахографами силами сервисных мастерских, в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств до вступления в силу Приказа Минтранса №273 (до 28.02.2014г.).
до 1 января 2018

Владельцы коммерческого автотранспорта, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, в обязательном порядке должны оснастить каждый автомобиль тахографом. Приказ Минтранса России №440 от 28.10.2020 указывает, что устройство необходимо установить на:

  • пассажирском транспорте, эксплуатируемом юрлицами и ИП, в котором число мест, помимо водительского, больше 8;
  • грузовом транспорте грузоподъемностью более 3,5 тонн;
  • автобусах, эксплуатируемых физическими лицами;
  • пассажирском транспорте, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров.

ВАЖНО! Приказы Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 и №273 от 21.08.2013 утратили силу.

В приказе есть и длинный перечень исключений (не обязаны устанавливать прибор, например, троллейбусы, автокраны, машины скорой помощи и другие специализированные транспортные средства).

Тахограф (или самописец) представляет собой устройство, которое устанавливается в салоне автотранспортного средства и фиксирует такие показатели движения, как скорость, пройденное расстояние, время движения автомобиля в автоматическом режиме, пробег, время, которое водитель тратит на труд и на отдых. Эти приборы помогают проанализировать качество работы шофера и разрешить спорные ситуации, которые возникают в случае дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 в России ТС оснащаются тахографами с блоком СКЗИ (программа криптографической защиты данных), для международных маршрутов используются ЕСТР (а водители используют карточки СКЗИ И ЕСТР). В законах и подзаконных актах нет определения, что такое карта водителя СКЗИ, понять это можно из названия, рекомендованный образец внешнего вида утвержден вышеуказанным приказом. Это пластиковый прямоугольник с микрочипом, вставляемый в тахограф для идентификации водителя перед каждым использованием ТС. Без карты самописец не эксплуатируется.

Как получить карту водителя для тахографа

Водители, работающие в транспортных компаниях, сталкиваясь с необходимостью взаимодействовать с этим прибором, нередко не знают, для чего нужна карта тахографа и что это. Определенным категориям автоработников ее необходимо оформлять и получать в обязательном порядке (в зависимости от того, на каких ТС они работают).

Карточка водителя для тахографа обеспечивает идентификацию и аутентификацию с применением шифровальных средств. Она содержит в себе полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме, соблюдаемом шофером, и времени, которое он потратил на поездку.

Информация с карточки является неоспоримым доказательством в суде, так как является персональной. В соответствии с «Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства», утвержденными Приказом Минтранса РФ №440 от 28.10.2020, срок ее эксплуатации составляет три года, после чего она подлежит замене. Получить новую необходимо и тогда, когда действующая утеряна или украдена, пластик поврежден, появился дефект и она работает со сбоями, либо изменились персональные данные владельца. В случае увольнения с места работы тахокарту возвращают в бюро по выдаче.

Не все водители автотранспорта вправе получить подобный пластиковый идентификатор личности. Он выдается, если водитель:

  • имеет удостоверение на право вождения транспортного средства категорий «С», «D», «E»;
  • проживает на территории Российской Федерации не менее 185 дней в году;
  • старше 18 лет — для грузового транспорта весом менее 7,5 тонн, и старше 21 года — для пассажирского транспорта. Для пассажироперевозчиков необходимо иметь стаж работы не менее года.

Пластиковые свидетельства различаются в зависимости от устройства, которым оборудовано транспортное средство. Если в салоне автомобиля установлен прибор, отвечающий требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа во время международных перевозок, то выдается карточка водителя ЕСТР, то есть европейского образца. А если тахограф оборудован блоком, соответствующим нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС», то шофер получает тахокарту СКЗИ, то есть российский пластик.

Кроме того, существует несколько разновидностей карточек:

  • водителя — дает доступ к прибору и позволяет работать с ним в рабочем режиме;
  • предприятия — она предоставляет полный доступ ко всем необходимым данным;
  • контролера — используется, когда устройство функционирует в режиме «Контроль»;
  • мастерской — предназначается для калибровки, монтажа и наладки прибора.

Для осуществления международных перевозок необходимо оформлять карту водителя для тахографа европейского образца ЕСТР, а при движении автотранспортного средства в пределах Российской Федерации — тахокарту СКЗИ. Выполняя по своей сути одинаковые функции, тахографы предполагают различные методы шифрования данных. Помимо этого, они имеют ряд существенных отличий:

  1. Чтобы воспользоваться картой СКЗИ, необходимо ввести пин-код, что не предусмотрено тахокартой ЕСТР.
  2. Карты имеют различные нанесенные на них водяные знаки и шрифты. На тахокарте ЕСТР текст напечатан на двух языках: русском и английском, а на картах СКЗИ — только на русском языке.
  3. Серийный номер карты ЕСТР начинается с латинских букв RUD, а СКЗИ — с нулей.
  4. Различна и цена, которую необходимо заплатить за оформление пластика. Затраты на тахокарту СКЗИ меньше.
  5. Перечень документов, необходимых для их оформления, во многом схож. Чтобы оформить пластик российского образца, дополнительно необходимо предоставить ИНН и официальное письмо-ходатайство от работодателя.

Приказ Минтранса РФ №440 коректирующий ПМ №36

Для оформления потребуется пакет документов, конкретно, какие документы нужны для оформления карты водителя для тахографа:

  • заявление работника о выдаче;
  • копия паспорта водителя и руководителя;
  • копия водительского удостоверения;
  • черно-белая фотография 3×4 см;
  • копия СНИЛС;
  • ОГРН работодателя (для СКЗИ).
Для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов, в том числе и принадлежащих физическим лицам, эти нормативы составят:
Движении в сутки не более 9 часов;
Каждые 4,5 часа необходимо делать перерыв 45 минут;
Либо в течении 4,5 часов делать два перерыва 15 и 30 минут;
Два раза в неделю при еобходимости можно проводить за рулем 10 часов;
Общее время за рулем в неделю, не должно превышать 56 часов;
Общее время за рулем за две недели, не должно превышать 90 часов;
Отдых водителя должен совокупно составлять в сутки 11 часов;

Обращаем внимание, что в новой редакции приказа добавляется перечень транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами. В список вошли:

  • специально оборудованные для перевозки живых животных;
  • транспортные средства для аварийно-спасательных служб и полиции;
  • специально оборудованные машины для перевозки пчёл;
  • передвижные библиотеки;
  • передвижные автосцены;
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и груза в пределах границы территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.

Требования к тахографам, которые устанавливаются на транспортные средства, разрабатываются для обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управления которыми входит в их трудовые обязанности.

В приказе Минтранса №440 вводятся следующие изменения, касающиеся карт тахографа:

  1. В карте водителя теперь в обязательном порядке указывается адрес места жительства (места пребывания) водителя.
  2. Карта контролера “обеспечивает аутентификацию и идентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения контрольного органа.
  3. Карта мастерской “обеспечивает аутентификацию и идентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств”, обязательно должен быть указан адрес места нахождения мастерской.
  4. Карта предприятия “обеспечивает аутентификацию и идентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств”, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей”, обязательно должен быть указан адрес места жительства (места пребывания) владельца транспортного средства.

Согласно новым изменениям срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее срок действия ключей должен был не превышать 3 лет).

Изменения коснулись и срока действия карт. В новом варианте приказа срок действия квалифицированного сертификата карты начинается с дата начала действия квалифицированного сертификата карты до 24 часов 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты.

В карте также произошла замена следующих терминов:

  • организация, выдавшая карту, теперь на картах указывается как организация-изготовить карты
  • термин «код выдавшей карту организации» заменяется на идентификатор организации-изготовителя.
  • периодическая инспекция заменена на термин «настройка».

Что касается самих тахографов, то теперь в распечатке обязательно должен быть указан QR-код, содержащий следующие данные: текущее время и дату, координаты местоположения транспортного средства, заводской номер блока СКЗИ тахографа, серийный номер тахографа. Однако требования, касающиеся наличия в распечатке QR-кода и серийного номера тахографа, применимы для тахографов, которые будут изготовлены после января 2022 года.

Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.

Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:

  • замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
  • сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
  • проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:

  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
  • передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:

  • выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
  • направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.

Новый приказ Минтранса №440 (изменения в приказе №36)

Здесь также внесены изменения. Так, согласно приказу №440 вводятся дополнительные полномочия для ФБУ «Росавтотранс»:

  • Информация о моделях тахографов, блоков СКЗИ, карт тахографов, мастерских должна быть размещена на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая» или «архивная») и даты их изменения.
  • В случае передачи, утилизации или активации организациями-изготовителями тахографа, блока СКАЗИ тахографа, карты тахографа, информация об этом должна предоставляться владельцу транспортного средства на основании заявления.

Согласно приказу №440 вводятся следующие термины, которые отсутствовали в приказе №36:

Контрольные органы — Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или федеральная служба по надзору в сфере транспорта, в том числе из территориальные органы.

Мастерская — сервисный центр.

Владельцы транспортных средств — юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, а также физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, максимально разрешенная масса которых превышает 3,5 тонны, и автобусы.

до конца 2020г. с января 2021г.
ПМ РФ от 13.02.2013 №36 “ Об утверждении требований…” ПМ РФ от 28.10.2020 №440 “ Об утверждении требований…”
ПМ РФ от 21.08.2013 №273 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…” ПМ РФ от 26.10.2020 №438 “ Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами…”
ПМ РФ от 20.08.2004 №15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….” ПМ РФ от 16.10.2020 №424 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени….”
ПМ РФ от 30.03.2019 №382 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…” ПМ РФ от 03.12.2019 №1998 “О категории оснащаемых тахографами транспортных средств…”

Таким образом, новая версия приказа №36 структурирует и делает более прозрачным требования к тахографам, правила использования и обслуживания тахографов; усиливается контроль за тахографами со стороны ФБУ «Росавтотранс». Большая часть законов действует до 2027 года. Поэтому в данной реальности нам жить еще 5 лет.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6714), приказываю:

1. Утвердить:

требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к настоящему приказу);

категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу);

правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 3 к настоящему приказу);

правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 4 к настоящему приказу);

правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 5 к настоящему приказу).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2020 г.
Регистрационный № 61118

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу Минтранса России
от 28 октября 2020 г. № 440

7. В тахографе должны применяться следующие типы карт:

1) карта водителя — обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;

2) карта контролера — обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольных органов с использованием шифровальных (криптографических) средств;

3) карта мастерской — обеспечивает идентификацию и аутентификацию мастерской с использованием шифровальных (криптографических) средств;

4) карта предприятия — обеспечивает идентификацию и аутентификацию владельцев транспортных средств с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

8. Лицевая сторона карты водителя должна содержать:

обозначение Российской Федерации (в верхнем левом углу карты белыми буквами на синем фоне) в соответствии с Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.3;

наименование типа карты и страны ее применения на русском языке «Карта водителя Российская Федерация» (в верхней части карты);

данные в следующих позициях:

позиция «1.» — фамилия водителя;

позиция «2.» — имя водителя;

позиция «3.» — дата рождения водителя;

позиция «4а.» — дата начала действия карты водителя;

позиция «4b.» — дата окончания действия карты водителя;

позиция «4с.» — наименование организации-изготовителя карты водителя;

позиция «5а.» — номер водительского удостоверения;

позиция «5b.» — номер карты водителя;

позиция «6.» — фотография водителя;

позиция «7.» — личная подпись водителя;

позиция «8.» — адрес места жительства (места пребывания) водителя.

46. Тахограф при работе с картами должен обеспечивать:

1) регистрацию фактов ввода и извлечения карт;

2) определение типа карты и контроль срока ее действия;

3) разграничение доступа к управлению функциями и данным тахографа в зависимости от типа вставленной в него карты;

4) взаимную аутентификацию карты и блока СКЗИ тахографа с использованием шифровальных (криптографических) средств;

5) запись в память карты информации в некорректируемом виде;

6) механическую блокировку карты после ее ввода в слот тахографа;

7) извлечение карты водителя только при остановке транспортного средства и после записи данных о деятельности водителя из тахографа в память карты.

83. Тахограф должен обеспечивать регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени управления транспортным средством и времени отдыха водителей транспортных средств, режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности, созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

84. Реализация криптографических алгоритмов, необходимых для вычисления квалифицированной электронной подписи, проведения процедур аутентификации и обеспечения защиты информации, регистрируемой, обрабатываемой и хранимой в тахографе, и подлежащей защите в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и пунктом 83 Требований, должна осуществляться блоком СКЗИ тахографа и картами.

85. Разработка блока СКЗИ тахографа и карт должна осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005.

86. Организации-изготовители должны осуществлять разработку и производство моделей тахографа, моделей карты и моделей блока СКЗИ тахографа в соответствии с Требованиями.

87. Модель тахографа и модель карты тахографа должны соответствовать Требованиям при использовании со всеми моделями блока СКЗИ тахографа, учтенными в перечне сведений о моделях блока СКЗИ тахографа.

Модель карты тахографа и модель блока СКЗИ тахографа должны соответствовать Требованиям при использовании во всех моделях тахографов, учтенных в перечне сведений о моделях тахографов.

Модель блока СКЗИ тахографа и модель тахографа должны соответствовать Требованиям при использовании со всеми моделями карт, учтенными в перечне сведений о моделях карт.

88. Производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005.

89. Создание и выдача квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт должны осуществляться с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»9.

90. Тематические исследования карт и блоков СКЗИ тахографа, в том числе в составе тахографа, на соответствие требованиям по безопасности информации должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005.

91. Выпуск карт, создание и выдача квалифицированных сертификатов карт, выполнение иных, необходимых для выполнения указанных работ функций, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи», должны выполняться организациями, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации к организациям, осуществляющим данный вид деятельности.

92. Выпуск и аннулирование выпущенных квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт должен осуществлять удостоверяющий центр, аккредитованный в порядке, определенном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи».

93. Загрузку ключевой информации в карты и блоки СКЗИ тахографов должны осуществлять организации-изготовители карт и блоков СКЗИ тахографов.

94. Карты контролера, мастерской и предприятия должны содержать квалифицированный сертификат, определяющий полномочия держателя карты при доступе к данным тахографа, к данным защищенного архива блока СКЗИ тахографа и данным карты водителя.

95. Создание ключей квалифицированной электронной подписи блока СКЗИ тахографа и карт должно осуществляться с применением средств, соответствующих требованиям Положения ПКЗ-2005.

1. Использование тахографов должно осуществляться:

1) водителями — в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;

2) владельцами транспортных средств — в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;

3) контрольными органами — в целях контроля работы тахографов и контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;

4) ФБУ «Росавтотранс» — в целях обеспечения использования тахографов.

2. На транспортном средстве должен устанавливаться, активизироваться и использоваться один тахограф, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс»13 в перечне сведений о моделях тахографов.

На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям, с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.).

3. В тахографе должен активизироваться и использоваться один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа.

4. В тахографе должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия, контролера, соответствующие Требованиям, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт.

5. Водителю должна передаваться одна карта водителя.

6. В целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно:

1) осуществлять учет в соответствующих перечнях сведений:

о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;

о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;

о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;

2) организовать прием, учет и регистрацию заявлений о выдаче, замене, обновлении карт;

3) организовать информационный обмен при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт;

4) предоставлять сведения из соответствующих перечней.

7. Перечни сведений о моделях тахографа, моделях блока СКЗИ тахографа, моделях карт тахографа, мастерских должны быть размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая»/«архивная») и даты их изменения.

8. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять на основании заявления организации- изготовителя и мастерской, раздельно по:

1) моделям тахографа;

2) моделям блока СКЗИ тахографа;

3) моделям карты тахографа;

4) мастерским.

9. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять при наличии:

1) сведений о наименовании и адресе в пределах места нахождения организации-изготовителя и мастерской;

2) сведений о фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя или уполномоченного им лица;

3) сведений о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:

технических характеристик тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;

проведенных испытаний, экспертиз и иных процедур, подтверждающих соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям;

4) документов (их копий), подтверждающих указанные сведения.

10. Сведения об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.

Закон о тахографах с 1 января 2021 года для физических лиц

  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 марта 2020 г.;
  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 июня 2020 г.;
  • Категория N3 (грузовики полной массой более 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, — до 1 сентября 2020 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 декабря 2020 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 марта 2021 г.;
  • Категория N2 (грузовики полной массой 3,5 — 12 тонн) , экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 июня 2021 г.
  • Категория М3 (автобусы полной массой более 5 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 ноября 2019 г.;
  • Категория М3 (автобусы полной массой более 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 февраля 2020 г.;
  • Категория М3, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 мая 2020 г.;
  • Категории М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологический класс которых не определен — до 1 августа 2020 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже — до 1 ноября 2020 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше — до 1 февраля 2021 г.;
  • Категория М2 (автобусы полной массой до 5 тонн), принадлежащие многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи — до 1 января 2022 г.

Однако, на днях в сети появилась информация об отмене требований по обязательной установке тахографов на транспортные средства физлиц. Это было связано с выходом Постановления Правительства от 26.10.2020 №1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств».

Что касается установки тахографов, параллельно с Постановлением Правительства, отменяющим старые документы, Минтранс в тот же день утвердил приказ от 26.10.2020 № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (зарегистрирован 19.11.2020 № 60988).

  • Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
  • Онлайн-тахографы: последние новости [5.06.2020] — 05/06/2020
  • Тахографы для автобусов физлиц стали обязательны с 1 мая 2020 года — 01/05/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 января 2022 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 февраля 2021 года — 01/03/2020

Можно ли ездить с аналоговым тахографом (шайбовый) в 2021 году

  • Новые права, ПТС и СТС с 1 декабря 2020 года [+образцы] — 25/11/2020
  • В ГИБДД прокомментировали новые правила экзамена на права 2021 — 23/11/2020
  • «Помощник ОСАГО» заработал по всей России — 23/11/2020
  • Водителям разрешили самим укомплектовать аптечки с 1 января 2021 года — 23/11/2020
  • Госдума не поддержит штрафы за превышение скорости на 1 км/час — 20/11/2020
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2021: 7 важных изменений — 21/01/2021
  • Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
  • Изменения для такси с 1 февраля 2021 — 20/12/2020
  • Закон о такси 2021: 11 важных изменений — 06/01/2021

Новый год принес перевозчикам новые изменения. Сегодня рассмотрим все нюансы и подробно, простым языком расскажем о том, какие изменения внесены в законодательство и кому же все таки необходимо поставить тахограф, а кого эта участь миновала.

Начнем с теории. С 01.01.2021 вступили в силу новые приказы Минтранса, которые отменили действия предыдущих. Так к примеру утратил своё действие приказ номер 36 минтранса, который ранее регулировал требования к тахографам и был по сути основополагающим законом о тахографах. Теперь всю законодательную часть в этом вопросе взял на себя приказ Минтранса №440. Из основных изменений в нём были введены новые понятия, ранее не фигурирующие в приказе №36. Не будем углубляться в теорию, посмотрим, какие изменения в этом приказе коснутся обычных владельцев ТС и автопредприятий.

  • Теперь срок действия карты водителя исчисляется с даты начала действия карты по 24 часа 00 минут 00 секунд даты окончания действия карты. Что это значит? Раньше карта начинала действовать с периода активации сертификатов на заводе. А старая карта уже могла закончить своё действие. В результате чего, водитель не мог продолжать работу, так как старая карта уже закончила своё действие, а новая еще не начала действовать. Теперь эти моменты нивелированы, завод должен изготавливать карты с действием сертификатов до 24:00, что позволит использовать карты вне зависимости от времени её активации на заводе.
  • Вывод распечаток должен завершаться печатью на них QR-кодов, содержащих информацию из соответствующих распечаток. Требования по наличию на распечатках QR-кодов, а также серийного номера тахографа применяются для тахографов, изготовленных после 1 января 2022 г. Данное изменение ни как не должно повлиять на работу водителя. Единственным моментом может стать проверка наличия в чеке QR-кода сотрудником ГИБДД. Однако стоит напомнить сотруднику ГИБДД о том, что только тахографы, изготовленные после 1 января 2022 года, на распечатках тахографа будут содержать QR – код, но изготовленные до этого срока будут продолжать использоваться без ограничений.
  • Теперь на сайте ФБУ «Автотранс» можно увидеть список мастерских и их статус. Действующая/архивная. Это даст возможность проверить мастерскую перед выбором.
  • При замене блока СКЗИ, внеочередная поверка не требуется, если соблюдён ряд условий. 1) замена произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа; 2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН; 3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.
  • При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны: 1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа; 2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства»

Ранее сроки оснащения тахографами регулировал приказ №273, его действие закончилось 31.12.2020. С 01.01.2021 начинает действие приказ минтранса №438. Этот приказ вообще отменяет все сроки оснащения. Что говорит о том, что все ТС подлежащие оснащению тахографами, должны быть оснащены до 01.01.2021. В приказе есть ряд исключений.

  • Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
  • Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
  • Транспортные средства с даты выпуска которых прошло 50 и более лет.
  • Автобиблиотеки, автосцены.
  • машины для перевозки: живых животных, пчел
  • ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; троллейбусы (в случае если Правительством Российской Федерации не будет предусмотрено обратное).
  • Так же стоит обратить внимание на формулировки владельцам карт МАП. Они должны иметь допуск к международным перевозкам и у них должно быть установлено контрольное устройство, соответствующее требованиям ЕСТР.

В остальных случаях тахографами должны быть оснащены транспортные средства подпадающие под следующие условия до 01.01.2021 по приказу №440.

  • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые ФЛ;
  • транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые ЮЛ и ИП;
  • транспортные средства категорий M2 и M3 (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые ЮЛ и ИП;
  • транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные Правительством Российской Федерации.

Кстати, в подтверждение данной, так сказать, застойной тенденции: в сентябре в Гос. Думе был отозван и снят с обсуждения закон об ИСТК — информационной системе тахографического контроля (о нём говорилось в одном из наших видео). А значит, тотального снятия данных с тахографов не будет, а будут лишь выборочные проверки машин на трассах и предприятий на местах. А раз тотального электронного контроля не будет, продолжится тотальная аналоговая коррупция.

В качестве, так сказать, компенсации отсутствия движения вперёд, установлено «высокотехнологичное» требование о том, что выпускаемые после 1 января 2022 года тахографы должны выводить в конце распечаток QR-коды, содержащие номера тахографа и блока СКЗИ, а также собственно саму информацию распечатки.

Кому это нужно? Сейчас, если инспектор не хочет напрягать голову чтением распечатки, ему необходимо снять данные с тахографа или карты на электронный носитель, либо попросить водительскую карту, и затем на посту или в патрульной машине поискать нарушения с помощью специального программного обеспечения. При этом факт проверки будет зафиксирован и картами, и тахографом, и контролёру придётся более тщательно фиксировать нарушения, так как информация о, так сказать, качестве его контроля останется на данных носителях и теоретически может быть проверена более высоко стоящими контролирующими органами.

А вот с QR-кодом проверка может быть практически анонимной: навёл на QR-код смартфон (опять же, с программным обеспечением, но теперь уже не обязательно со служебным) и сразу увидел основные нарушения. Ну а дальше — всё как обычно — предложение решить вопрос на месте.

Далее.
Из документа исключён следующий пункт: «В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.» Многие считали этот пункт аналогом ЕСТРровского изъятия Статьи 9, которое даёт возможность водителю при крайней необходимости отступать от соблюдения норм РТО при условии рукописного пояснения на оборотной стороне диска или распечатки тахографа. Однако у нас похожий пункт не давал водителю никаких прав. Так что его исключение ни на что не повлияет.
А скорее, это даже хорошо, так как, в отличие от того же ЕСТР, у нас водитель не обязан в случае поломки тахографа фиксировать свои действия с помощью авторучки на оборотной стороне распечатки, что теперь и подтвердилось исключением возможности делать такие записи. Хотя сами тахографы СКЗИ и их инструкции такую возможность предусматривают.

Единственное, что наконец-то прояснилось, это про сильно старые автомобили, и теперь так:
не нужно ставить тахографы на: транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, с даты выпуска которых прошло 50 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния;

Тахограф: на какие транспортные средства он ставится в 2021 году?

Основной документ, который нужно учитывать, принимая решение об оснащении ТС тахографом в 2021 году — это приказ МинТранса РФ № 339 от 15.10.2021.
Согласно этому приказу, принятому с учетом правительственного постановления № 382:

  • Вносятся изменения в приказы МинТнранса №36 и №237, которые ранее регулировали оснащение ТС тахографом.
  • Изменяются сроки оснащения контрольными приборами техники, принадлежащей частным лицам, а также транспортных средств, задействованных в коммерческих перевозках.

Нормативная база, касающаяся санкций за невыполнение требований приказа, нет изменилась. Статья 11.23 КоАП все так же предусматривает в качестве основного наказания штраф — без тахографа в 2021 году не стоит ездить, как и ранее. Проверять наличие прибора и выписывать штраф при отсутствии тахографа могут сотрудники ДПС и представители Ространснадзора.

Размеры штрафов и типы нарушений расписаны в статье 11.23 КоАП. Они применяются к физическим, должностным и юридическим лицам. Наиболее крупные взыскания ждут именно последних. В некоторых случаях ответственными за нарушения они не становятся, а вся вина перекладывается на водителя.

Получить скидку 50% на погашение штрафа в первые 20 дней после его получения при нарушениях, связанных с тахографом, не получится. Придется оплачивать полную стоимость. Если учесть размер взысканий, то намного проще потратить деньги на оборудование автомобиля нужным прибором, чем выплачивать штрафы. Однако многие нарушения могут подразумевать не меньшие выплаты даже при наличии тахографа.

За езду без тахографа можно получить довольно крупный штраф. Причем он коснется не только водителя, но и других лиц.

Размеры штрафов для разных категорий лиц:

  • От 1 тыс. до 3 тыс. руб. – физические лица;
  • От 5 тыс. до 10 тыс. руб. – должностные лица;
  • От 15 тыс. до 30 тыс. руб. – юридические лица.

Мнение эксперта

Артемьев Дмитрий

Опыт работы судебным экспертом в области автотехнической экспертизы более 2-х лет, более 3-х лет работы в области страховых споров, обжалования вины в ДТП.

Задать вопрос

Следует учесть, что привлечь к ответственности может только то должностное лицо, которое выпустило транспортное средство в рейс. Другие же работники аналогичной должности отвечать за это не будут. Это касается перевозок как груза, так и людей.

Получить штраф можно и за использование прибора старого образца или его просрочку. Размер взыскания будет соответствовать отсутствию тахографа. Ответят физические, должностные и юридические лица.

Ответственностью карается также просрочка карточки водителя или ее отсутствие в нужном слоте. Меры наказания не изменятся. Однако водитель также должен будет ответить перед своим начальством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *