Учетная политика в 2021 году бюджет изменения 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика в 2021 году бюджет изменения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Различными нормативно-правовыми актами определяется механизм осуществления бухучета в компаниях. Организации должны принимать во внимание требования этих документов, но выбирать из них подходящие и используемые в определенной предпринимательской деятельности.

Именно выбранные способы учета фиксируются в учетной политике хозяйствующего субъекта. В общепринятом понимании она представляет собой документ, в котором зафиксированы методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни субъекта, амортизации ОС и НМА, применения учетных регистров, а также обработки сведений.

На основании положений учетной политики имеется возможность понять, как компания учитывает расходы, оценивает ОС, НМА, запасы, ТМЦ, незавершенное производство, готовую продукцию, а также признает доходы при продаже продукции или оказании услуг. В документе указываются используемые компанией методы наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

Если в компании нет учетной политики, это вызывает определенные трудности в понимании, правильно ли организован и ведется учет, осуществляется оценка активов и обязательств, рассчитываются налоги. Поэтому наличие учетной политики — обязательный момент для всех хозяйствующих субъектов без каких-либо исключений.

Несоблюдение моментов, отраженных в учетной политике, налоговики рассматривают как грубое нарушение требований учета доходов и расходов и штрафуют налогоплательщиков согласно ст. 120 НК РФ. Минимум — на 10 000 руб. Если неиспользование учетной политики привело к снижению налоговой базы, то штраф будет 20% от размера неуплаченного налога, и при этом минимум по санкции — 40 000 руб.

Новая редакция Учетной политики для гос.учреждений с 06.04.2021 года

Компания самостоятельно формирует учетную политику, ориентируясь на особенности деятельности. Но все же при этом должна соблюдать некоторые обязательные требования. Они определены в том числе в ПБУ 1/2008 «Учетная политики организации», регламентированном Приказом Минфина от 06.10.2008 г. № 106н.

В отношении каждого актива необходимо выбрать один способ ведения учета, определенного в федеральных стандартах. Если по какому-то активу способ не определен, компания самостоятельно его разрабатывает и утверждает (ч. 4 ст. 8 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).

Компания выбирает способ учета независимо от того, какой способ используют другие хозяйствующие субъекты. Однако если головная компания утвердила собственные стандарты бухучета, то и ее дочерние общества должны выбирать способы из предложенных в этих стандартах (п. 5.1 Приказа № 106н).

Если организация использует упрощенный способ учета и формирования отчетности, то при отсутствии в ПБУ конкретных способов ведения учета имеет право формировать учетную политику, ориентируясь на принципы рациональности.

Учетная политика любого хозяйствующего субъекта должна включать такие моменты (п. 4 Приказа № 106н):

  • рабочий план счетов, включающий и синтетические, и аналитические счета, используемые для ведения учета в компании;
  • формы первичной учетной документации, а также регистров учета и иной внутренней бухгалтерской документации;
  • конкретные способы оценки активов и обязательств;
  • правила проведения инвентаризации;
  • порядок документооборота и контроля хозяйственных операций.

Учетную политику создает главбух, а утверждает руководитель компании с помощью соответствующего приказа или распоряжения (п. 8 Приказа Минфина от 06.10.2008 г. № 106г).

Утвержденные учетной политикой способы ведения учета должны раскрываться в бухгалтерской (финансовой) отчетности компании. При этом их не требуется указывать в промежуточной отчетности. Но исключением являются ситуации, при которых необходимо внести изменения в учетную политику (Приказ Минфина от 28.04.2017 г. 69н).

Учетная политика применяется последовательно из года в год не только головными компаниями, но и филиалами или представительствами независимо от их места нахождения. Если организация только создана или образована при реорганизации, она должна разработать и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента государственной регистрации.

В некоторых ситуациях компания может вносить корректировки в учетную политику, например, при:

  • изменении норм и требований законодательства в сфере бухучета;
  • разработке собственного метода ведения учета или выборе нового, утвержденного стандартами учета;
  • существенном изменении условий ведения деятельности.

Изменения в учетную политику вносятся с начала нового года на основании соответствующего приказа или распоряжения руководителя компании. Если изменения способны существенно повлиять на финансовое положение компании, их нужно оценивать в денежном выражении. Оценка осуществляется на дату применения измененного способа ведения учета. И такие изменения требуется обособленно раскрывать в бухотчетности.

Если компания вносит изменения в учетную политику, она должна пояснить, по какой причине производится это действие. Кроме того, следует указать суммы корректировок по каждой статье как текущей отчетности, так и той, которая относится к предыдущим отчетным периодам.

Предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и не обязаны формировать учётную политику для бухгалтерского учёта. В налоговом учёте таких исключений нет ни для кого. Если ИП платит налоги в рамках ОСНО, он обязан формировать учётную политику.

И только если деятельность ИП не предполагает использования разных вариантов учёта и ведения раздельного учёта, предприниматель вправе не утверждать учётную политику для целей налогообложения. Например, такое может быть при применении УСН (доходы) или патентной системы налогообложения (ПСН).

  1. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется. Исключите неприменяемые документы из перечня обязательных для составления. Помните: аудиторы и налоговые инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые в УП документы.
  2. Не детализируйте рабочий план счетов подробнее субсчетов. Аналитические счета часто меняются в течение года. В этом случае реальный учёт не будет соответствовать рабочему плану счетов.
  3. Не нужно составлять новую учётную политику каждый год. Достаточно при необходимости редактировать пункты, которые действительно изменились.
  4. Не описывайте методы учёта, однозначно определенные законодательством. Нет смысла описывать ставки налогов или расписывать как работает линейный способ амортизации.
  5. Не описывайте правила учёта гипотетически возможных направлений бизнеса, которых нет на начало года. При открытии новых направлений всегда можно внести изменения в УП с даты начала деятельности по ним.
» data-prop.id=»2308″>

Правилам внесения изменений в УП в целях бухгалтерского учёта посвящён третий раздел ПБУ 1/2008. Корректировать учётную политику нужно, если:

  • изменилось законодательство или бухгалтерская нормативка. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • существенно изменились условия хозяйствования организации, например, произошла реорганизация или изменились виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента изменения условий хозяйствования;
  • организация разработала новый способ учёта, который повышает качество бухгалтерской информации. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 2.

C 1 января 2021 года вступил в силу ФСБУ 5/2019 «Запасы». Этот факт нужно отразить в УП организации следующим образом.

  1. Исключить упоминание нормативных актов, которые утратили силу: ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов (приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические указания по бухгалтерскому учёту специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (приказ Минфина от 26.12.2002 № 135н).
  2. Выбрать метод перехода на новый стандарт. Пунктом 47 ФСБУ 5/2019 предусмотрен ретроспективный (корректировка входящих остатков по новым правилам как если бы новый стандарт применялся всегда) и перспективный (новые правила применять только к новым фактам хозяйственной деятельности) варианты перехода.
  3. Указать какие отступления от требований стандарта будут использоваться, если организация имеет право на такие отступления. Например, пункт 2 ФСБУ 5/2019 разрешает не применять стандарт для запасов, которые предназначены для управленческих нужд, и списывать их стоимость на расходы периода. Если такое решение принято, нужно отразить его в учётной политике.
  4. Скорректировать правила признания и оценки запасов в соответствии с новым стандартом. Например, если незавершенное производство в 2020 году оценивалось по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, нужно выбрать другой метод, так как в ФСБУ 5/2019 этот способ отсутствует. То же относится к списанию общехозяйственных расходов на себестоимость выпуска.

В соответствии со ст. 313 НК РФ, корректировать учётную политику для налогового учёта нужно, если:

  • изменилось законодательство о налогах и сборах. Изменения в УП действуют с момента вступления в силу измененных норм;
  • появились новые виды деятельности. Изменения в УП действуют с момента появления новых видов деятельности;
  • изменились методы учёта. Изменения в УП действуют с начала следующего года.

Пример 3.

С 1 января 2021 года действует дополнение к ст. 288 НК РФ о том, что если налогоплательщик применяет пониженные ставки налога на прибыль и у него есть обособленные подразделения, нужно определять долю прибыли каждой обособки для каждой налоговой базы отдельно. Поэтому в УП необходимо внести дополнительный пункт о выборе показателя для расчёта:

  • среднесписочная численность;
  • расходы на оплату труда.

  • Что такое налоговая база и налоговая ставка

    460 0

    Учетная политика в 2021 году в программе 1С:Бухгалтерия 8

    \n\n

    Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

    \n\n

    Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

    \n\n

    \n\n

    Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.

    \n\n

    На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.

    \n\n

    \n\n\r\n\r\n

    СПРАВКА

    \r\n\r\n\r\n

    \n

    Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.

    \n\r\n\r\n\r\n\n\n

    Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.

    \n\n

    \n\n

    По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

    Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.

    Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.

    Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

    По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.

    Обязательные требования к составу учетной политики утверждены в п. 9 Стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н. Приведем эти положения и примеры к ним в таблице:

    Что включить в Учетную политику Пример
    Методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок их признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета), и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности Оценка стоимости объектов на счете 21 «Основные средства в эксплуатации» должна быть установлена учетной политикой.

    Варианты:
    1. Условная оценка: один объект, один рубль

    2. По балансовой стоимости введенного в эксплуатацию объекта

    Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета Может быть в виде Приложения к учетной политике в форме:

    1. Перечня счетов бухгалтерского учета, применяемых в учреждении, с полной бюджетной классификацией

    2. Перечня применяемых счетов и порядка формирования полного кода счета

    Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета Порядок проведения инвентаризации может быть закреплен:

    1. В текстовой части Учетной политики

    2. В качестве отдельного Приложения к Учетной политике

    Формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов К примеру, в Приложениях к учетной политике можно предусмотреть форму Акта о ликвидации основного средства, иные формы документов, которые не предусмотрены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н
    При ведении учета учреждением самостоятельно нужно утвердить: правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета В составе документов учетной политики могут быть утверждены, к примеру:

    1. График документооборота со сроками и порядком обработки учетной информации

    В рамках учетной политики должен быть определен порядок расчета резерва предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование.

    Это требование действовало и ранее. Оно вытекало из инструкции по применению единого плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

    Теперь же к Стандарту «Выплаты персоналу» вышли методические рекомендации. Согласно рекомендациям предложены 3 варианта расчета резервов предстоящей оплаты отпусков:

    1 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по каждому работнику из расчета его среднедневного заработка.

    2 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу по учреждению в целом из средней заработной платы по всем сотрудникам учреждения.

    3 вариант. Методика расчета резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу из расчета средней заработной платы, рассчитанной по каждой группе персонала.

    Учреждение при формировании учетной политики может выбрать одну из этих методик для расчета резерва отпусков.

    Согласно Стандарту и методических рекомендаций к нему учетной политикой нужно предусмотреть:

    • порядок начисления амортизации по объектам нематериальных активов или группам объектов нематериальных активов. Это может быть один из трех методов: линейный, методом уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции;
    • порядок определения стоимостных оценок нематериальных активов, полученных в результате необменных операций;
    • принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
    • особенности применения первичных (сводных) учетных документов (в том числе электронных) при отражении операций по объектам нематериальных активов;
    • порядок проведения инвентаризации объектов нематериальных активов.

    Учетной политикой можно также предусмотреть:

    • дополнительный забалансовый счет для учета созданных силами учреждения товарных знаков и знаков обслуживания, выходных данных и (или) связанных с ними торговых наименований, формул, рецептов и экспертных знаний и иных объектов аналогичного характера, а также внутренне созданной деловой репутации;
    • перечень расходов, включаемых при определении первоначальной стоимости объектов нематериальных активов, созданных собственными силами. Определить, на основании каких первичных учетных документов объекты нематериальных активов будут приниматься к бухгалтерскому учету.

    Согласно методическим рекомендациям к Стандарту в рамках правил документооборота, являющихся частью учетной политики, допустимо определить ответственных лиц и срок представления ими документов, содержащих аналитическую информацию о связанных сторонах, для ее раскрытия в составе бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

    Примерная форма перечня связанных сторон для формирования информации в целях составления годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности приведена в методических рекомендациях. Они доведены письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-06-07/105552.

    Учетной политикой необходимо предусмотреть забалансовый счет для учета объектов непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Это объекты, не приносящие учреждению экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод.

    В общем случае для учета материальных ценностей, не удовлетворяющих критериям актива, применяется забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении». Ввести новый забалансовый счет можно только по согласованию с вышестоящим органом. Это следует из инструкции по применению единого плана счетов. Поэтому, как вариант, учетной политикой можно предусмотреть счет 02 для учета непроизведенных активов, не удовлетворяющих критериям актива. Такой вариант не требует согласования с вышестоящим органом.

    В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2021 году закупок ряда услуг для:

    • государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;

    • избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.

    Это касается услуг по:

    • предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;

    • передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

    • защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;

    • обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;

    • мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».

    Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2021 г.

    Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:

    • утверждает рабочий план счетов;
    • определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
    • определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.

    Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.

    Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если организация планирует применять политику с 2021 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2020 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.

    Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.

    Бухгалтерский и налоговый учёт служит разным целям. Бухучёт нужен для отражения хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учёт — для расчёта налогов. Организации сами решают, как утвердить учётную политику — как один документ или как два отдельных файла: политика для целей бухучёта и налогообложения.

    Бухгалтерский учёт.

    УП можно изменить при следующих условиях (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

    1. В законодательстве РФ изменились требования к бухгалтерскому учёту.
    2. Организация разработала другой способ ведения бухгалтерского учёта с целью повысить качество информации об объекте бухучёта.
    3. Существенно изменились условия деятельности экономического субъекта.

    Все изменения в бухучёте начинают действовать с 1 января года, следующим за годом их утверждения (п. 12 ПБУ 1/2008). Это общее правило. Также можно внести изменения в течение года. Например, если изменилось законодательство в сфере бухучёта.

    Изменения в учётной политике можно применять сразу после даты изменения или ретроспективно, то есть пересчитать изменения задним числом. Выбранный вариант нужно прописать в учётной политике.

    Налоговый учёт.

    Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:

    • изменилось законодательства о налогах и сборах;
    • компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).

    Топ‑10 изменений с 2021 года для бухгалтера бюджетной сферы

    Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.

    С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:

    • 6 % на обязательное пенсионное страхование;
    • 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
    • 0,1% на обязательное медицинское страхование.

    Льгота по социальным взносам для МСБ. Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.

    Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:

    1. Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
    2. Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
    3. Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.

    Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.

    1. Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
    2. Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
    3. Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.

    Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.

    Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.

    Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!

    В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

    В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

    Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

    Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

    В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

    Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

    Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.

    Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.

    Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.

    Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

    В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

    При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):

    • рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
    • конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
    • порядок проведения инвентаризации;
    • правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.

    Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).

    Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

    При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

    Организации на УСН должны внести изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету 2021 в связи с применением ФСБУ 5/2019 «Запасы». А вот в части расчета и уплаты налога при УСН изменений, влияющих на учетную политику, не было.

    Учетная политика 2021: УСН «доходы»

    Некоторые организации на УСН с объектом «доходы» считают, что им в принципе не нужна учетная политика. Но это не всегда так. Действительно, доходным упрощенцам нечего прописать в учетной политике для целей налогообложения. Но учетная политика для бухучета на 2021 г. им может понадобиться.

    Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

    Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

    Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

    Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

    Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

    • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
    • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
    • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
    • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
    • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
    • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

    Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

    • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
    • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
    • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
    • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
    • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
    • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
    • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
    • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
    • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

    В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

    • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
    • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС;
    • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
    • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
    • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
    • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
    • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

    О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

    Учетная политика на 2021 год: что учесть учреждениям бюджетной сферы

    Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

    • тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
    • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
    • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;

    Приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки. Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

    Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

    • Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
    • Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
      • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
      • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
    • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).

    Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.

    • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).

    Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».

    Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

    Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков. Бухгалтерский учет и подготовленная на его основе информация отходят в сферу предоставления информации заинтересованным лицам: руководству и акционерам предприятия, инвесторам и кредиторам.

    Главное изменение 2021 г. — отмена ЕНВД. Из конструкторов для ОСНО и УСН удалены положения о раздельном учете в связи с применением ЕНВД.

    Также из конструктора для ОСНО удалены положения, предусматривающие для организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий, возможность списания затрат на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов.

    В конструктор для УСН добавлены формулировки, которые учитывают особые положения для небольшого превышения предельных значений доходов и средней численности работников.

    В новых правилах закреплено, что технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгметаллов и драгкамней, сертифицированных ограненных драгкамней, купленные дистанционно, покупатель вправе вернуть, даже если они надлежащего качества.

    По общему правилу товар может получить как сам потребитель, так и иное лицо, предъявившее информацию о номере заказа либо другое подтверждение заключения договора (оформления заказа). Ранее иное лицо могло получить товар только при предъявлении квитанции или другого подтверждающего документа.

    Если продавец не довел до потребителя информацию о форме и способах направления претензий, последний может направить претензию в любой форме и любым способом.

    Продавец должен раскрыть дополнительные данные о себе: ОГРН, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

    Исключены следующие обязанности продавца:

    • обеспечить наличие у представителя личной карточки, заверенной подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием ФИО представителя продавца, а также сведений о продавце;
    • обеспечить наличие прейскуранта;
    • передавать потребителю товарный чек.

    Разрешена продажа в разнос таких товаров:

    • продовольственных товаров в потребительской упаковке;
    • экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;
    • компьютерных программ.

    Продавец обязан предоставить товарный чек по требованию потребителя, только если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (например, наименование, артикул, модель). Правило касается следующих товаров:

    • технически сложные товары;
    • животные и растения;
    • строительные материалы и изделия;
    • ткани, одежда, меховые товары и обувь;
    • мебель.

    Для продавцов ювелирных и иных изделий из драгметаллов и драгкамней обязанность по предоставлению товарного чека исключена.

    На расфасованных продтоварах можно не указывать номер или фамилию весовщика.

    При передаче автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов нужно предоставить информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном к эксплуатации состоянии.

    АЗС обязаны представлять по требованию потребителей заверенную копию документа о качестве (паспорт). В нем должны быть указаны наименование изготовителя, поставщика топлива, дата и объем поставки.


    С 1 января 2021 г. МРОТ повысился, и теперь он равен 12 792 руб. Напомним, в каких расчетах применяется этот показатель

    С 2021 г. минимальная зарплата сотрудников, которые отработали месячную норму рабочего времени, должна составлять следующие суммы:

    • нет регионального соглашения о минимальной зарплате на 2021 г. — 1 МРОТ;
    • есть региональное соглашение, но им установлена минимальная зарплата меньше 12 792 руб. — 1 МРОТ;
    • есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата 12 792 руб. и больше, организация не отказалась участвовать в соглашении — минимальный размер зарплаты согласно региональному соглашению;
    • есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата больше 12 792 руб., но организация отказалась в нем участвовать — 1 МРОТ (с обязательным последующим повышением).

    Повышение окладов — не единственный способ довести уровень зарплаты до минималки. Сделать это можно за счет иных выплат. Например, специальной доплаты сотрудникам, у которых зарплата ниже МРОТ.

    Что не входит в расчет минималки

    Ряд выплат нельзя включать в расчет минималки. К ним относятся следующие выплаты:

    • премии к праздникам и юбилейным датам;
    • оплата сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздники;
    • северные надбавки и районные коэффициенты;
    • зарплата внутренних совместителей (так как ее выплачивают в рамках отдельного трудового договора);
    • доплата за совмещение должностей;
    • выплаты, которые ваш регион запретил включать в расчет минимальной заработной платы. Например, в Москве сверх МРОТ идут компенсации и надбавки за сверхурочную, вредную и опасную работу, работу ночью, в выходные и праздники, за совмещение профессий и должностей, увеличение объема работы, исполнение обязанностей отсутствующего работника.

    В марте нужно сдать годовую бухгалтерскую отчетность за 2020 год, а также подать декларации по ряду налогов. Подготовить отчетность бухгалтерам поможет система КонсультантПлюс

    Материалы в помощь бухгалтерам:

    • практические пособия по бухгалтерской отчетности;
    • образцы заполнения бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • готовые решения с ответами на вопросы по отчетности;
    • книги и статьи;
    • справочная информация.

    Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.

    В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.

    Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.

    Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.

    Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.

    Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.

    Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:

    • полнота отражения фактов хозяйственной жизни
    • своевременность отражения операций
    • соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца

    В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.

    В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.

    Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8

    На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.

    В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.

    Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.

    Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.

    Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.

    Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:

    • для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
    • для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
    • для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)

    Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:

    • новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
    • внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
    • смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
    • В чем сложность формирования учетной политики-2021
    • 5 универсальных правил для учетной политики-2021
    • Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
    • Как сделать учетную политику эффективным инструментом

    Правительство РФ наделяется правом осуществлять государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации. Также оно сможет предоставлять госгарантии РФ с превышением утвержденных законом о федеральном бюджете показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ, программ государственных внутренних (внешних) заимствований РФ, программ госгарантий РФ. Кабмин получит право осуществлять внутренние (внешние) заимствования, в том числе с превышением верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга для замещения иных источников финансирования дефицита федерального бюджета.

    Кроме того, правительство наделяется полномочиями увеличивать сумму реализации драгметаллов и драгкамней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, предусмотренную на 2021 год законом о федеральном бюджете.

    Предусматривается, что доходы от НДПИ, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 83%, в бюджеты субъектов РФ — по нормативу 17%. Также предлагается ввести для 2020 и 2021 года норму, согласно которой уточняется порядок прогнозирования базовых нефтяных доходов федерального бюджет — без учета снижения добычи нефти в России в рамках соглашения ОПЕК.

    Правительство наделяется правом вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ, в пределах общего объема расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год.

    Также предусматривается увеличение с 1,8 трлн до 2 трлн рублей суммы, на которую может быть увеличен общий объем расходов федерального бюджета без внесения поправок в бюджет (в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные правительством РФ.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *