Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие ограничения прав и свобод граждан существуют с какой целью». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Несмотря на то что свобода передвижения гарантирована Конституцией РФ, в силу ч. 3 ст. 55 Основного закона она может быть ограничена федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, исходя из конституционных положений, федеральный законодатель вправе устанавливать ограничения реализации гражданами, в том числе иностранными и лицами без гражданства, права на свободу передвижения, т.е. определять специальный порядок осуществления данного права на территории России.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах страны в соответствии с законами РФ может быть ограничено на территориях с особым правовым статусом: в пограничной полосе, закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, а также на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
В юридической литературе правовые режимы на таких территориях РФ называют особыми правовыми режимами, чрезвычайными, специальными правовыми режимами и т.п.3 и относят к административно-правовым4.
При этом необходимо учитывать, что ограничения права на свободу передвижения на отдельных территориях могут иметь как срочный, так и постоянный характер (в пограничной полосе, закрытых административно-территориальных образованиях и закрытых военных городках).
Из этого следует, что довод истцов о том, что ограничение права на свободу передвижения может быть введено исключительно в случае объявления режима ЧП или карантина, безоснователен.
Специальный режим характеризуют особые (специальные) меры исполнительной деятельности, осуществляемой на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета. Это режимы ЧП, контртеррористической операции, государственной границы РФ. К данной группе также относится административно-правовой режим пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.
Отмечу, что особый правовой режим контртеррористической операции, вводимый на определенной территории в целях пресечения и раскрытия террористического акта, не упомянут в качестве основания ограничения права на свободу передвижения в Законе о свободе передвижения и, по мнению некоторых авторов, является альтернативой правовому режиму ЧП, поскольку содержит аналогичные ограничительные меры, но при этом не имеет жестких временных сроков и предусматривает упрощенный порядок введения как самого режима, так и ограничений права на свободу передвижения на территории, где он введен5.
Согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении РФ; а согласно п. «б» ст. 72 к совместному ведению РФ и ее субъектов относится защита прав и свобод человека и гражданина.
Общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, а также территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о защите населения), действие которого распространяется и на отношения, возникающие в процессе определения правовой формы ограничения прав граждан в связи с возникновением ЧС, а также наделения соответствующих госорганов полномочиями по данным вопросам.
Так, согласно ст. 1 названного Закона чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Главой II Закона о защите населения предусмотрены полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов, а также органов местного самоуправления по защите населения и территорий от ЧС. Как указано в ст. 8, Президент РФ в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции РФ при чрезвычайных ситуациях вводит на территории страны или в отдельных местностях режим ЧП. Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС предусмотрены в ст. 11 указанного закона.
В п. 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, предусмотрено, что решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации либо к полномочиям которых отнесена ликвидация таковых, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС) или чрезвычайной ситуации (при их возникновении).
Статья 21. Ограничение прав и свобод человека и гражданина
Возвращаясь к искам с требованиями признать незаконным указ о введении в городе режима изоляции без объявления карантина и чрезвычайного положения, отмечу следующее.
Поскольку иски были поданы в порядке ст. 42 КАС РФ против ограничения государством (субъектом РФ) частного субъективного права на свободу передвижения нескольких конкретных лиц, а также учитывая, что это ограничение введено государством в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц – всех граждан страны, включая истцов, – такие иски, безусловно, не имеют перспективы ни в российских, ни в международных судах и представляют собой скорее яркий пример злоупотребления правом, который, возможно, войдет в историю российской юриспруденции именно в этом качестве.
Кстати, несколько дней назад адвокат из ФРГ обратилась в Федеральный конституционный суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в связи с ограничительными мерами, принятыми правительством страны. Суд жалобу отклонил.
В разных источниках встречается различная трактовка ограничения прав и свобод личности. Множественность подходов к определению обуславливается тем, что наряду с ним в юридическом языке существуют и иные понятия, косвенно либо прямо отражающие данное явление. Так, например, в Европейской конвенции применяется два термина: отступление от обязательств по Конвенции и ограничение прав и свобод человека. Эксперты, учитывая все имеющиеся мнения, предлагают общее определение. Таким образом, ограничение конституционных прав и свобод представляет собой предусмотренное законодательными нормами уменьшение числа вариантов юридически допустимого поведения посредством установления разных пределов или полного запрета.
Юридически допустимые ограничения характеризуются следующим:
- Они представляют собой определенные фактические и юридические последствия. Они, в свою очередь, проявляются в качестве неблагоприятных условий для реализации интересов субъектов, чьи свободы и права ограничиваются при одновременном удовлетворении аналогичных потребностей стороны, заинтересованной в ущемлении.
- Правое уменьшение возможностей имеет пределы, установленные законодательными нормами. Эти границы обладают субъектным (по кругу лиц), временным и пространственным (территориальным) характером.
- Законные ограничения прав и свобод устанавливаются только уполномоченными на это институтами в определенном порядке и форме для достижения тех или иных целей.
- Уменьшение тех или иных возможностей субъекта обеспечивается мерами госпринуждения, предусмотренными нормами для нарушителей предписаний.
Законные ограничения прав и свобод должны быть обоснованы. К основаниям следует отнести:
- Необходимость обеспечить защиту и охрану государственной, национальной безопасности, обороны страны. Если говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют в данном случае, то примером может быть объявление чрезвычайного или военного положения в стране. В этом случае устанавливается особый режим перемещения людей в дневное и ночное время, устанавливаются особые графики работ, трудящиеся переводятся на оборонное производство и так далее.
- Охрану порядка и безопасности в обществе. Примером в данном случае может выступать принятый закон «О тишине».
- Охрану и защиту морали, общего благосостояния, свобод и прав прочих граждан, нравственности, здоровья. Здесь примером может быть закон, запрещающий курить в общественных местах.
Ограничения, вводимые в наших интересах
Решениями КС РФ предусматривается предупреждение ограничений на:
- Использование своего имущества и способностей для коммерческой и прочей экономической деятельности, не запрещенной законом.
- Наследование, полное возмещение вреда.
- Частную собственность при вкладах в банки или приватизации, установлении акцизов, сборов, пошлин, налогов, при конфискации имущества.
- Жилье и связанных с ним гражданских прав.
Закон может устанавливать те или иные ограничения для реализации прав граждан, но в рамках конституционных норм. В противном случае такие действия признаются неприемлемыми. Конституционный Суд, рассматривая дела, связанные с оценкой правомерных ограничений, сформулировал дополнительные предписания. Соблюдение этих требований обязательно для законотворцев. В частности КС разъясняет, что:
- Ограничения должны соответствовать конституционным целям.
- Предписания, содержащиеся в Федеральном законе, касающиеся установления предельно допустимого поведения людей, не должны быть неясными и неопределенными, допускающими произвол. Они должны трактоваться четко и ясно.
- Нарушение прав человека в России и в мире. Нарушение конституционных прав человека: примеры
- Виды прав человека. Конституционные права и свободы человека
- Ограничение дееспособности граждан
- Ограничение прав на землю. Основания ограничения прав на землю
- Политические права и свободы граждан
- Можно ли прописаться в ипотечной квартире, какие ограничения на прописку?
- Защита прав потребителей. Какая предусмотрена неустойка по закону «О защите прав потребителей»
Это уже вторая категория, описывающая то, какие ограничения прав и свобод граждан существуют. В данном случае подразумевается, что государство искусственно запрещает человеку делать что-либо, что могло бы навредить всей стране в целом. Возможно, никакой отдельный гражданин при подобных действиях и не пострадал бы, однако однозначно будет нанесен вред государству. Имущественный, финансовый или любой другой – роли это не играет. Если первая категория верна для всех стран вне зависимости от территории, то вот эта разновидность ограничений имеет уже более узкую направленность, подразумевающую, что в первую очередь нужно учитывать интересы собственной страны и только потом любой другой, соседней или удаленной.
В подавляющем большинстве случаев, вне зависимости от того, какие ограничения прав и свобод используются, они носят адекватный характер. К примеру, вполне логичным и правильным является запрет на убийство других людей, кражу имущества, грабежи и так далее. Но вот в некоторых странах действуют достаточно неоднозначные ограничения для населения, которые адекватными назвать никак нельзя. К примеру, в Великобритании беременная имеет возможность, если нет других вариантов, затребовать у любого полицейского его шлем. И справить туда малую нужду. Флорида отличилась запретом исключительно для незамужних женщин прыгать с парашютом. Но тут есть и оговорка: ограничение действует только в воскресенье. Французам запрещено давать свинье имя Наполеон. И это только очень небольшая часть подобных ограничений. Естественно, на самом деле мало кто все это учитывает, но так как законы действуют, они могут в любой момент быть использованы. Подобные странности можно найти практически в любой стране мира, главное – хорошо поискать.
Какие ограничения прав и свобод граждан существуют? С какой целью они введены?
Это, по своей сути, ограничение прав и свобод человека из ряда тех, которые направлены на безопасность государства в целом. Тем не менее, учитывая тот факт, что сюда входят и всевозможные запреты в зонах стихийных бедствий и тому подобных ситуациях, также учитываются интересы других граждан. К примеру, принудительное выселение из домов, которые будут затоплены или пострадают от огня, может спасти кому-то жизнь. Но по своей сути это все равно считается ограничением. Пусть он и направлен на благое дело, но в теории каждый может решать сам, утонуть ему или нет.
По правилам все люди равны. Но есть некоторые группы населения, для которых есть больше запретов, чем для других. Такие ограничения прав и свобод граждан в первую очередь касаются заключенных. Человек преступил закон, по этому поводу существует решение, что для продолжения функционирования общества в прежнем режиме такое лицо должно быть изолировано. Раньше проблему такого рода решали радикально – смертной казнью. Сейчас больше практикуют тюремное заключение на тот или иной срок, в зависимости от размеров проступка.
Некоторые типы запретов идут вразрез с законом. К примеру, удержание невиновного лица правоохранительными органами безо всякой на то причины. Это самый простой и распространенный вариант неправомерного ограничения прав и свобод граждан. Существуют и другие варианты. В некоторых случаях они могут быть абсолютно законными в одной стране, но недопустимыми в другой. К примеру, в России можно встретить негативное отношение к лицам нетрадиционной ориентации, а вот в странах Европы их приветствуют, предоставляя все условия для проживания. И подобных ситуаций можно привести множество.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Отдельно Конституция РФ регламентирует вопрос об ограничении прав и свобод гражданина в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции). В этом случае для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения с указанием пределов и срока их действия.
Конституция РФ допускает в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом установление отдельных ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.
В Конституции РФ закреплено, что конституционные права и свободы человека должны быть защищены от нарушения со стороны всех ветвей государственной власти.
Цель ограничения прав и свобод — защита:
1) основ конституционного строя;
2) нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;
3) обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным Конституционным законом «О чрезвычайном положении» предусмотрены гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения. Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.
Меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения.
Цели правовых норм являются результатом сознательной деятельности людей, следовательно, правовая норма является не просто правилом поведения, она всегда целеустремлена. Соответственно, существуют цели и ограничений прав и свобод граждан, поскольку они являются частью правовых норм.
Категория «цель ограничений прав и свобод» отражает направленность ограничительных мер. В научной литературе ряд авторов рассматривают в качестве целей ограничений прав и свобод человека и гражданина защиту общественных отношений и общества в целом, поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности, учете государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурного развития граждан. В качестве основной цели ограничений прав называют защиту прав и свобод личности, обеспечение безопасности, защиту мира и общественного блага, обеспечение согласия в обществе и требование нравственности.
Таким образом, основная цель установления и использования ограничений прав и свобод заключается в согласовании интересов личности, общества, государства, достижение определенного баланса между ними. Баланс между интересами личности и государства есть условие «социального равновесия, разумного и устойчивого». Важно, чтобы ограничения прав и свобод являлись результатом компромисса между общественной необходимостью и интересами обладателя прав.
Сопоставив цели ограничений прав и свобод, содержащиеся в нормах международного права и Конституции Российской Федерации, становится очевидным, что они по своей сути принципиально во многом совпадают.
Следует отметить, что цели ограничений прав и свобод граждан наиболее четко проявляются в соотношении: их адекватности мотивам и установкам, совершенством законодательства и правоприменительной деятельности, с уровнем правовой культуры общества и отдельной личности, состоянием законности, созданием конкретной, четкой, понятной и доступной каждому гражданину системы ограничений, индивидуальным и дифференцированным подходами к их реализации, комплексностью использования, т.е. с условиями эффективности ограничений прав и свобод личности. Следовательно, отсутствие указанных условий либо их несовершенство обрекают вводимые ограничения прав и свобод как минимум на недейственность. В силу того, что ограничения прав и свобод могут осуществляться как на законодательном, так и на правоприменительном уровне, эффективность ограничений зависит не только от качества их правотворческого оформления, но и от особенностей деятельности самого государственного органа, степени профессиональной подготовки лиц, применяющих те или иные юридические средства, условий их работы и т.д.2
Важность рассмотрения данного вопроса возрастает в связи с тем, что международные правовые акты и Конституция Российской Федерации содержат положения о том, что ограничения не применяются для иных целей, чем те, для которых они были предусмотрены. На этом положении и базируется российская правовая система.
Необходимо отметить, что «цели ограничений прав и свобод граждан» неразрывно связаны с понятием «основания ограничений прав и свобод человека и гражданина». Термин «основание» означает конкретную причину применения соответствующих ограничений в отношении прав и свобод человека. Более того, «основание» не предполагает последующей оценки результата действия, в то время как «цель» очерчивает именно конечные последствия и именно с ней связывает необходимость ограничений прав и свобод личности. Так, военные действия, катастрофы являются основанием введения чрезвычайного положения, при котором ограничиваются права и свободы.
Основания ограничений прав и свобод человека и гражданина — это обусловленные правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции Российской Федерации и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение должного равновесия между интересами личности, общества и государства.
Защита публичных интересов представлена такими основаниями ограничения прав и свобод, как защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства. При этом частные интересы также могут быть положены в основу ограничений прав и свобод личности в случаях защиты здоровья, защиты прав и законных интересов других лиц.
По общему правилу принципы права, прежде всего, призваны служить ориентиром правотворческой и правоприменительной деятельности всех без исключения государственных органов. Причем именно неукоснительное соблюдение принципов права обеспечивает нормальное и единообразное формирование всей правовой системы в целом и в области ограничений прав и свобод человека и гражданина в частности.
Вопрос о принципах ограничений прав и свобод есть часть более общей темы правовых принципов. Именно принципы играют существенную роль в формировании самих ограничений прав и свобод человека и гражданина, отражая реальную потребность в их возникновении, применении, и, по образному выражению Д.А. Керимова, «сформулированы историческим опытом человечества и воплощают в себе представления о справедливости, гуманности, организации и порядке общественной жизнедеятельности».
Таким образом, «принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина» есть фундаментальные положения, которые на основе идей справедливости и свободы обеспечивают (призваны обеспечивать) соблюдение необходимого равновесия между интересами личности, общества, государства.
Однако для признания тех или иных руководящих идей правовыми принципами требуется их официальное закрепление, в частности в Конституции Российской Федерации, т.е. идеи и установки должны быть облечены в высшую нормативно-правовую форму. Принципы ограничений прав и свобод личности, соблюдение которых обязательно в том числе и для России, содержатся в ряде международных правовых актах о правах человека (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Резолюция VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями 1990 г.).
Однако национальное законодательство, развивая свои положения, опирается не только на принципы, содержащиеся в международных правовых актах, но и вырабатывает собственные основополагающие начала, которые признаются его принципами. Они либо совпадают с международными принципами, либо, отражая некоторое своеобразие, носят по отношению к международным принципам подчиненный характер.
Кроме того, принципы ограничений прав и свобод человека и гражданина, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть: а) необходимыми и соразмерными конституционно признаваемыми целями таких ограничений; б) при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; в) публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации.
Из существующего многообразия принципов ограничений прав и свобод особо выделяется ряд основных, тесно взаимосвязанных, взаимопроникающих и взаимно обусловливающих, соблюдение которых, во-первых, обеспечит оптимальный баланс интересов субъектов правового ограничения, и которыми, во-вторых, обязан руководствоваться субъект установления правовых ограничений. К числу вышеуказанных принципов относятся: всеобщего уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и допустимости ограничений прав и свобод исключительно федеральным законом, формального равенства, справедливости, соразмерности, целесообразности.
- Предварительный договор купли-продажи квартиры: зачем заключать и как составлять
- Перевод жилого помещения в нежилое в 2021 году
- Ипотека на частный дом в Сбербанке: условия и особенности оформления
- Проверяет ли Сбербанк квартиры при ипотеке
- Зачем банк требует брачный договор при ипотеке
- Хранение вещей в местах общего пользования
- Пять ошибок при покупке квартиры в новостройке
- Ипотека в Сбербанке для семей с детьми: условия
- Ипотека на частный дом в Сбербанке: условия и особенности оформления
Определенными конституционными решениями РФ отменены границы на такие вещи, как:
- Использование находящего в собственности имущества и индивидуальных способностей для ведения коммерческой и производимой экономической деятельности, разрешенной современным законодательством.
- Наследование и право на возмещение ранее причиненного вреда.
- Нет никаких ограничений на собственность. Частные вложения могут храниться в виде банковских вкладов.
- Отсутствуют ограничения на установление акцизов, пошлин, сборов и налогов.
Современное государство не налагает никаких ограничений на жилье человека и на все связанные с ними юридические и гражданские права.
В настоящее время личные, не касающиеся имущества права человечества заслуживают внимания от современного конституционного права. По некоторым делам приняты решения, полностью отменяющие те требования, которые нарушают или умаляют неимущественные права. Современное законодательство защищает свободу людей в таких важных сферах, как:
- Жизнь.
- Личная неприкосновенность. Никто не может лишить человека свободы по произволу властных структур.
- Имя, честь и достоинство.
- Перемещение по миру, выбор временного или постоянного места проживания. Исключением являются ситуации, когда на человека наложены законные ограничения.
- Законные требования устанавливают определенные ограничения на воплощение полноценных прав граждан, но строго в пределах стандартных нормативов конституции.
- Современный конституционный суд изучает делопроизводства, напрямую касающиеся тщательной оценки основных правомерных ограничений, касающихся реализации полномочий граждан.
- Законом установленные границы обязаны полностью соответствовать основным конституционным задачам.
- Предписания, которые содержатся в современном ФЗ и касаются разрешенного поведения человека, должны быть максимально точными и понятными для каждого.
- Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России 2016 / Подмарев Александр Александрович
- Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина как конституционный принцип правового статуса личности в Российской Федерации 2013 / Подмарев Александр Александрович
- Конституционное ограничение прав и свобод человека и гражданина: понятие и пределы 2019 / О. В. Лисина
- Конституционное ограничение основных прав и свобод человека 2018 / Несмеянова Светлана Эдуардовна, Колобаева Наталия Евгеньевна
- Ограничение прав и свобод человека и гражданина: определение конституционного понятия 2014 / Подмарев Александр Александрович
Какие ограничения прав и свобод существуют.
Принципы прав человека — это основополагающие начала, обеспечивающие единство самого понятия «права человека» и способствующие единому восприятию прав человека через призму гуманизма, уважения человеческого достоинства, свободы, равноправия, солидарности и справедливости.
Принципами прав человека являются следующие:
Принцип гуманизма . Этот принцип является исходным. От него производны все остальные принципы, опирающиеся на такие его ценности, как добро, справедливость, человечность.
Принцип уважения человеческого достоинства Предполагает уважительное отношение ко всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса со стороны других людей, а также общества и государства.
Принцип свободы прав человека отражает идею защиты человека от произвола лиц, наделенных властью, освобождения от диктата с чьей-либо стороны.
Принцип равноправия. Предполагает равенство гарантированных возможностей – право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дискриминации, право на культурное, религиозное и языковое разнообразие и т. п.
Принцип солидарности прав человека. Этот принцип предполагает, что в результате сотрудничества каждый добивается того, чего он не мог бы достичь в одиночку. Кроме этого, он отражает взаимное признание прав, обязанностей и ответственности.
Принцип демократии. Предполагает существование общественных отношений, которые бы гарантировали права человека.
Принцип толерантности (терпимости) — предполагает уважение к чужому мнению, интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и правам других людей.
Принцип справедливости. Характеризует процесс осуществления прав, который должен отличаться правильностью, пропорциональностью, честностью и беспристрастностью, что будет свидетельствовать о наличии справедливости.
В науке конституционного права наряду с понятием принципов права, в том числе принципов прав человека, выделяются принципы правового статуса, под которыми понимаются наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ. Эти принципы носят универсальный характер, применяются во всех без исключения отраслях права и могут дополняться частными принципами, разработанными в рамках конкретной правовой науки.
Конституционные принципы прав человека — это закрепленные в Основном законе страны основополагающие начала, обеспеченные особыми государственными мерами охраны и защиты на основании которых строится система прав человека,
К числу конституционных принципов прав и свобод человека и гражданина можно отнести:
Всеобщность и неотчуждаемость (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Означает, что все люди, без какой любо дискриминации, обладают основными правами и свободами. Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства, и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. Однако государство вправе ограничить то или иное право человека, если это допускается конституцией и законодательством. В то же время, государство не может без веских оснований изъять или ограничить права и свободы.
Конституция РФ установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек живет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимосвязей.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или проживание в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о государственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конституция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).
Чрезвычайное положениеозначает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.
Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Мои коллеги по работе планируют устроить в день города небольшое пикет на одну из злободневных тем. Мне лично данное мероприятие кажется несколько сомнительным, не хочется столкнуться с некоторыми неприятностями и проблемами с законом. Пришлось проштудировать вопрос, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, какие права человека тщательно защищаются.
Если вас интересуют актуальные на данный момент ограничения, изучите эту статью. Здесь вниманию представлены ответы на вопросы:
- Общее понятие ограничений на право и свободу человека.
- Основные признаки границ.
- Основания для ограничений человеческих прав и свободы.
- Правила и особенности защиты интересов.
Установленные законные пределы на права и свободу обязательно должны иметь грамотное обоснование.
Среди самых распространенных причин можно отметить:
- Защита и качественная охрана установленных требований национальной и современной государственной безопасности, а также общей обороны страны. В качестве примера можно привести объявление и установление чрезвычайного положения на территории государства.
- Охрана общего порядка и высокого уровня безопасности в современном обществе среди людей. Оптимальным примером может послужить законное положение «О тишине».
- Охрана нравственности, морали, полной свободы, материального благосостояния, здоровья современного человека. Здесь в качестве примера можно привести закон, который запрещает курить во всех городских общественных местах.
Проблема установления конституционных ограничений – это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что каждый должен считаться с такими же правами и свободами других лиц (свобода каждого человека простирается лишь до той границы, за которой начинается свобода других), обязан содействовать или не препятствовать нормальному функционированию коллективов, общественных и государственных институтов.
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.
Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». 1
Конституционные ограничения выступают индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности.
Права и свободы человека и гражданина признаются в Конституции РФ наивысшей ценностью (ст. 17. п. 2). Допуская возможность их ограничения (ст. 55 п. 3), Основной закон страны в ст. 56 п. 3 четко фиксирует: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести вероисповедания,свобода использовать имущество и нескольоко других.
Признаки конституционных ограничений |
они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта |
сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня. |
отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. правонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства). |
Классификация конституционных ограничений.
[2]
В разных источниках встречается различная трактовка ограничения прав и свобод личности. Множественность подходов к определению обуславливается тем, что наряду с ним в юридическом языке существуют и иные понятия, косвенно либо прямо отражающие данное явление. Так, например, в Европейской конвенции применяется два термина: отступление от обязательств по Конвенции и ограничение прав и свобод человека. Эксперты, учитывая все имеющиеся мнения, предлагают общее определение. Таким образом, ограничение конституционных прав и свобод представляет собой предусмотренное законодательными нормами уменьшение числа вариантов юридически допустимого поведения посредством установления разных пределов или полного запрета.
Юридически допустимые ограничения характеризуются следующим:
- Они представляют собой определенные фактические и юридические последствия. Они, в свою очередь, проявляются в качестве неблагоприятных условий для реализации интересов субъектов, чьи свободы и права ограничиваются при одновременном удовлетворении аналогичных потребностей стороны, заинтересованной в ущемлении.
- Правое уменьшение возможностей имеет пределы, установленные законодательными нормами. Эти границы обладают субъектным (по кругу лиц), временным и пространственным (территориальным) характером.
- Законные ограничения прав и свобод устанавливаются только уполномоченными на это институтами в определенном порядке и форме для достижения тех или иных целей.
- Уменьшение тех или иных возможностей субъекта обеспечивается мерами госпринуждения, предусмотренными нормами для нарушителей предписаний.
Законные ограничения прав и свобод должны быть обоснованы. К основаниям следует отнести:
- Необходимость обеспечить защиту и охрану государственной, национальной безопасности, обороны страны. Если говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют в данном случае, то примером может быть объявление чрезвычайного или военного положения в стране. В этом случае устанавливается особый режим перемещения людей в дневное и ночное время, устанавливаются особые графики работ, трудящиеся переводятся на оборонное производство и так далее.
- Охрану порядка и безопасности в обществе. Примером в данном случае может выступать принятый закон «О тишине».
- Охрану и защиту морали, общего благосостояния, свобод и прав прочих граждан, нравственности, здоровья. Здесь примером может быть закон, запрещающий курить в общественных местах.
Решениями КС РФ предусматривается предупреждение ограничений на:
- Использование своего имущества и способностей для коммерческой и прочей экономической деятельности, не запрещенной законом.
- Наследование, полное возмещение вреда.
- Частную собственность при вкладах в банки или приватизации, установлении акцизов, сборов, пошлин, налогов, при конфискации имущества.
- Жилье и связанных с ним гражданских прав.
Индивидуальные неимущественные свободы и права считаются предметом пристального внимания Конституционного Суда. По определенным делам КС были приняты решения, направленные на отмену законов, умаляющих либо нарушающих их. В частности постановления защищают права и свободы на:
- Жизнь.
- Личную неприкосновенность. Согласно решениям, человека нельзя лишить свободы, заключив его под стражу по произволу представителей органов власти.
- Честь и доброе имя.
- Передвижение и выбор места проживания, выезда за пределы государства, кроме случаев, при которых имеются конституционные, законные основания для запрета.
Закон может устанавливать те или иные ограничения для реализации прав граждан, но в рамках конституционных норм. В противном случае такие действия признаются неприемлемыми. Конституционный Суд, рассматривая дела, связанные с оценкой правомерных ограничений, сформулировал дополнительные предписания. Соблюдение этих требований обязательно для законотворцев. В частности КС разъясняет, что:
- Ограничения должны соответствовать конституционным целям.
- Предписания, содержащиеся в Федеральном законе, касающиеся установления предельно допустимого поведения людей, не должны быть неясными и неопределенными, допускающими произвол. Они должны трактоваться четко и ясно.
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое место. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближаются к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах.
Конституционные ограничения (ограничения прав и свобод зафиксированы в Конституции РФ) выступают индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.
Признаки конституционных ограничений:
— они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и, одновременно, на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка).
Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступлений и пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».
Ограничения конституционных прав и свобод
Конституция РФ (ч. 3, ст. 55). Федеральный закон может ограничить права и свободы гражданина, когда дело касается защиты Конституции, нравственности, прав, здоровья и других законных интересов иных граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства.
- Ограничение места, времени уличных шествий и собраний в любое время.
- Ограничение заниматься определенным видами деятельности и занимать определенные должности.
- Ограничение выезда с места постоянного жительства.
- Ограничение свободы — (заключение под стражу).
- И др.
Законы государства, Конституция – это и есть гаранты прав и свобод граждан, а также — ограничения их прав и свобод.
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Подобные границы «возводятся» в основном с помощью обязанностей и запретов, приостановлений и ответственности.
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое место. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближаются к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах.
Конституционные ограничения (ограничения прав и свобод зафиксированы в Конституции РФ) выступают индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом.
Признаки конституционных ограничений:
— они связаны с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и, одновременно, на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка).
— сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит и прав личности, сводят разнообразие в поведении индивида до определенного «предельно допустимого» уровня.
— отличаются от ущемлений, которые тоже являются специфическими ограничениями, но противоправными, противозаконными, произвольными, т.е. правонарушениями (конституционные же ограничения – законные, правомерные средства).
Классификация конституционных ограничений:
1. В зависимости от прав и свобод – на ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю);
2. В зависимости от времени действия – на постоянные, которые установлены в Конституции РФ и законах, и временные, которые должны быть прямо обозначены в акте о чрезвычайном положении и связаны, как правило, с запрещением митингов, шествий, демонстраций, дополнительными обязанностями в сфере свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, жестким лимитированием передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа. (Что касается постоянных ограничений, то это название весьма условно, ибо по мере развития науки и техники, расширения возможностей человека, утверждения идей гуманизма и демократии все чаще складываются ситуации, когда те или иные ограничения отменяются.
Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина
Конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности, установление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не исключает возможности их правомерного ограничения.
Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии его с отдельными индивидуумами, с общественными образованиями. Осуществляя свои права и свободы, человек не должен нарушать прав и свобод других лиц. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом, государством. Б. Н. Чичерин отмечал, что «без этих ограничений общежитие невозможно. В какой мере они устанавливаются – это зависит от местных и временных условий» [1] .
Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, — это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.
В правовой литературе нет единого толкования понятия «ограничение прав». На наш взгляд, рассмотрение классификации конституционных ограничений прав и свобод играет важную роль в определении данного юридического термина и в упорядочении самих ограничений.
В современной науке конституционные ограничения прав и свобод классифицируются по следующим основаниям [1] :
1. В зависимости от сферы ограничения прав и свобод выделяют ограничения гражданских и политических прав (ограничения свободы передвижения, избирательные ограничения и др.) и ограничения экономических, социальных и культурных прав (например, в использовании права собственности на землю).
Однако следует помнить, что среди прав есть такие, которые вообще не должны ограничиваться. Это абсолютные или основные права. Основные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограничены или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и законного государственного принуждения. [2]
В соответствии со ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, где предусмотрено, что ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены такие права, как право на жизнь, право не подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению, право не подвергаться без свободного согласия медицинским или научным опытам, право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, право не подвергаться лишению свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства, право не привлекаться к ответственности за деяние, которое в момент его совершения не являлось уголовным преступлением, право на признание правосубъектности, свобода мысли, совести и религии.
В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.
Пользование правами всегда сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
- Кто мы
- Права человека
- Демократия
- Верховенство права
- Европейская конвенция о правах человека
- Трудоустройство и стажировки
- Посещение Совета Европы
- Лента новостей
- Видеоканал «Права человека»
- Фотогалереи
- Книжный интернет-магазин
- Бесплатные публикации
- Информационные кампании
- Архивы
- Архив веб-страниц
- Ассоциация сотрудников
- Административный суд
- Доступность веб-сайта
- Карта веб-сайта
- Схема проезда