Как оформить паспорт сделки по валютным операциям в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить паспорт сделки по валютным операциям в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Перечень соглашений с контрагентами-нерезидентами, которые банк должен рассмотреть на предмет оформления ПС:

1. Контракты по сделкам агентирования, комиссии, поручения, обслуживающие сделки по перемещению через границу РФ товаров, за исключением перемещения ценных бумаг в документарном виде.

2. Контракты на куплю-продажу и (или) сопутствующие таким сделкам услуги, связанные с перемещением через границу РФ материальных ценностей.

3. Контракты с агентами, комиссионерами, поверенными, заключенные для передачи результатов информационно-интеллектуальной деятельности, а также исключительных прав на них.

4. Контракты, по которым идет передача имущества в аренду и лизинг.

5. Контракты на поступление и перечисление заемных средств, а также возврат таких средств в рамках контракта.

Как уже отмечалось выше, сумма контракта для оформления ПС должна составлять не менее 50 000 долларов США в валютном эквиваленте. Чтобы понять, превышен лимит или не превышен, существуют определенные правила.

1. Дата для пересчета курса (по курсам конвертации инвалют по отношению к рублю, установленными Банком России [далее — БР]):

  • дата подписания контракта при первичном его заключении;
  • дата подписания (вступления в силу) последних изменений к контракту, если они есть.

2. Нюансы выбора курса: если курс инвалюты контракта не устанавливается БР — пересчет должен быть произведен по курсу инвалют, установленному другим способом, рекомендованным БР.

3. При определении итоговой суммы в общий объем контрактных обязательств не должны входить:

  • штрафные санкции (неустойки, штрафы, пени), которые могут значиться в условиях;
  • суммы налогов, комиссий и иных аналогичных платежей, которые должна будет уплатить каждая из сторон в ходе исполнения контракта.

4. При определении итоговой суммы в объем контрактных обязательств входят:

  • по сделкам агентирования — вознаграждение агента (независимо от способа его погашения) и иные средств, которые могут быть получены агентом по условиям сделки (возмещаемые расходы, средства, переводимые агентом принципалу);
  • по кредитным контрактам — сумма основного долга.

При появлении у российского резидента прав и (или) обязательств по международному контракту начать работу по оформлению ПС ему необходимо в такие сроки:

  • При первоначальном заключении сделки ПС должен быть оформлен не позднее срока:
    • когда нужно предъявить в банк справку о валютной операции;
    • когда нужно предоставить банку справку о подтверждающих документах;
    • даты подачи декларации (или аналога документа) на товары;
    • заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента) вывозимого товара.

Причем в качестве срока рассматривается наиболее раннее из возможных событий.

Полный список сроков в зависимости от учитываемых событий представлен в п. 6.5 инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.

  • В случае если Резидент 1 произвел уступку своих прав по контракту Резиденту 2 или перевел долг по контракту Резиденту 2, Резидент 2 должен заводить новый ПС:

Условия уступки

Сроки для Резидента 2

Резидент 1 закрыл свой ПС и расчеты по контракту не ведутся

Не позже 30 дней с даты закрытия ПС Резидентом 1

Резидент 1 закрыл свой ПС, но расчеты по контракту идут

В сроки, установленные пп. 6.5 и 12.2 инструкции № 138-И

  • В случае если у банка, в котором обслуживается резидент, отозвана лицензия — переоформить ПС в новом банке следует:

Обстоятельства

Сроки

Лицензия у старого банка отозвана,

транзакций по контракту по счетам в новом банке нет

Не позже 30 рабочих дней с даты отзыва лицензии

Лицензия у старого банка отозвана,

по счету в новом банке прошла транзакция по контракту

Не позже 15 рабочих дней со дня транзакции

  • В случае перехода резидента из одного банка в другой — принцип определения сроков такой же, как в случае перемены банка при отзыве лицензии.

Как оформить паспорт сделки по валютным операциям?

Раздел 2 «Реквизиты нерезидента (нерезидентов)» заполняется так:

  • В гр. 1 указывается наименование нерезидента, являющегося стороной по контракту:
    • В гр. 2 и гр. 3 в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) проставляются:
      • для иностранного юрлица — наименование и цифровой код страны его местонахождения;
      • для иностранного физлица — наименование и цифровой код страны его места жительства;
      • для филиалов и аналогичных структурных подразделений иностранного юрлица, находящихся в РФ, берется код страны местонахождения самого юрлица. Если страна иностранца неизвестна, в гр. 3 указывается код 997;
      • для межгосударственных и межправительственных организаций, их филиалов и представительств в РФ в гр. 3 указывается код 998.

ВАЖНО: если страна местонахождения иностранного лица не указана в контракте (кредитном договоре), в гр. 3 для физлиц проставляется код 999, для юрлиц — вписывается название и код страны, которые юрлицо должно сообщить контрагенту письменно.

В случаях наличия в гр. 3 кодов 997, 998 или 999 гр. 2 остается пустой.

  • Если сторонами по контракту являются несколько нерезидентов, в разделе 2 указываются данные о каждом из них.

Разделы 4, 5 и 7 заполняются самим банком после приема формы у оформляющего ПС.

Раздел 6 предназначен для указания сведений о предыдущем ПС в случаях, когда по одной и той же сделке оформляется не один ПС.

Разделы 8 и 9 являются специализированными и заполняются по кредитным договорам, по включенным в них особым условиям. В рамках данного материала мы не будем останавливаться на них подробно. Полную информацию при необходимости разъяснит банк, а также ее можно найти в инструкции № 138-И.

Инструкцией № 181-И не предусмотрено оформление справки о валютных операциях. Как вы помните, справки о валютных операциях требуется составлять резидентам при расчетах по ВЭД-контрактам.

Новая Инструкция № 181-И, отменяя справку о валютных операциях, тем не менее сохраняет для некоторых случаев необходимость представления в банк информации, которая сейчас указывается в этой справке.

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

Сумма

Экспорт

Импорт или кредитование

до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.

Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.

Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).

А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.

Что должно быть вместо паспортов сделки?

Ответ: сумма договора в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли курсу, установленному Нацбанком на дату заключения договора.

Основание: п. 4 Инструкции от 12.02.2021 N 37

Ответ: «старые» договоры регистрировать нужно по общим правилам, действующим для новых валютных договоров. Т.е. необходимо смотреть, какое из вышеописанных событий наступит раньше — тогда и регистрировать. Например, по старому договору пришла оплата — срок регистрации 7 рабочих дней с даты оплаты; отгрузили/получили товар — зарегистрировать договор нужно до даты отгрузки (получения) товара.

Ответ: согласно пунктам 11 Инструкции 37 — нужно. В пункте 13 Инструкции 37 перечислено, по каким операциям нужно представлять информацию, причем не позднее 15го числа каждого месяца следующие сведения:

«13. Резидент по зарегистрированному валютному договору не позднее пятнадцатого числа каждого месяца представляет в личном кабинете резидента следующую информацию об исполнении валютного договора за предыдущий календарный месяц:

Ответ: Да, это необходимо. Резидент представляет на веб-портале информацию об исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня определения резидентом даты исполнения валютного договора в полном объеме.

Основание: ч.1 пункт 15 Инструкции 37

Ответ: датой исполнения валютного договора в полном объеме считается дата окончания исполнения всех обязательств сторонами по валютному договору, в том числе дата:

Валютный контроль 2021: что нужно знать

  • Проект изменений в Налоговый кодекс: ИП не смогут работать на УСН 09.09.2021
  • Расчет наличной валютой между резидентом и нерезидентом 03.09.2021
  • Налог на доходы иностранных организаций по процентам по займам 02.09.2021
  • Регулирование цен на строительные материалы 31.08.2021
  • Налог на прибыль и зарплата сотрудников, работающих дистанционно за границей 31.08.2021
  • Постановление МАРТ 55: регулируемые цены и тарифы 31.08.2021
  • Новости законодательства 2021 (июнь-август) 21.08.2021
  • ПВТ — о месте реализации услуг (площадки App Store, Google Play) 20.08.2021
  • Материальная помощь на оздоровление к отпуску 20.08.2021
  • Подоходный налог со страховых выплат по договорам добровольного страхования 04.08.2021

К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:

при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.

Пример договорного условия

«Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;

при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).

Пример договорного условия

«Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».

При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.

В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.

Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.

Исключения

Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

• заключены до 9 июля 2021 г.;

• предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;

• срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).

Любой валютный договор является гражданско-правовым договором конкретного вида (поставки, аренды, возмездного оказания услуг и т. д.), поэтому должен согласно ч.2 п.1 ст.402 ГК также содержать существенные условия гражданско-правового договора соответствующего вида:

1) условие о предмете договора;

2) условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для данного вида договора;

3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть любые условия, не противоречащие законодательству (ст.391 ГК).

Постановлением № 191 предусмотрено, что банки Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» до 31 июля 2021 г. включительно при проведении платежей юридических лиц и ИП, являющихся резидентами Республики Беларусь, по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае указания в платежных инструкциях регистрационного номера сделки, присвоенного такому договору банком Республики Беларусь до 9 июля 2021 г. в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178, не проверяют соблюдение требований о регистрации валютного договора на веб-портале.

ЦБ отменил паспорт сделки. Но валютный контроль останется

Валютный договор подлежит регистрации в следующие сроки в зависимости от того, какое из нижеуказанных событий наступает раньше:

• до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора;

• не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке (ч.1 п.6 Инструкции № 37).

Исключение

В случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, в соответствии с которыми:

• сумма обязательств по нему достигает либо увеличивается до суммы, предусмотренной ч.1 п.3 Инструкции № 37 (4 000 БВ — для юридического лица — резидента и ИП-резидента, 2 000 БВ — для физического лица — резидента)

или

• становится неопределенной, —

такой валютный договор подлежит регистрации не позднее 7 рабочих дней с даты внесения указанных изменений (ч.2 п.6 Инструкции № 37).

Обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З).

При этом в Руководстве Нацбанк рекомендует определить в организации круг лиц, которые обязаны регистрировать валютные договоры. Данная обязанность может быть установлена приказом (распоряжением), в должностной инструкции, положении об отделе или локальном правовом акте нанимателя.

Несмотря на то что обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З), фактически данное действие может быть выполнено несколькими субъектами.

Регистрация валютного договора

Резиденты могут регистрировать валютные договоры
(ч.1 п.5 Инструкции № 37)
Самостоятельно на веб-портале Нацбанка С помощью банков Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при условии осуществления ими банковских операций, в том числе расчетно-кассового обслуживания резидента, по валютному договору
Основание — предварительно заключенный договор между банком и резидентом об оказании услуг (ч.2 п.5 Инструкции № 37)

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Получить бесплатный доступ на 14 дней

До марта 2018 года паспорт оформлялся для импортных и экспортных контрактов. В него вносилась вся информация по сделке. Лицо, которое открывало паспорт сделки (ПС), представляло все документы по будущим операциям, а банк мог отказать в оформлении паспорта, если были переданы не все документы.

Паспорт считался открытым до тех пор, пока внешнеторговый контракт не был исполнен. После этого он закрывался и передавался Центробанку.
Несмотря на то, что паспорт — метод валютного контроля, оформлять его нужно было не для всех сделок. Так, для контрактов на сумму эквивалентную менее 50 000$ открывать паспорт не нужно. Конвертация валюты для расчета суммы происходила по курсу ЦБ РФ.

Регистрация валютных договоров с 09.07.2021 в вопросах-ответах

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Получить бесплатный доступ на 14 дней

Паспорт сделки сопровождал экспортные и импортные контракты между резидентом и нерезидентом. ПС оформлялись не только для внешнеторговых сделок, но и для кредитных договоров. Например, при выдаче займов в рублях нерезидентам или в случае получения займа в инвалюте резидентами.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Получить бесплатный доступ на 14 дней

С 1 марта 2018 года паспорт сделки отменен, но валютный контроль остался. Теперь вместо паспорта сделки нужна регистрация внешнеэкономического контракта. Основание такого новшества — Инструкция Банка России от 16 августа 2017 года №181-И.

Порядок регистрации следующий. В банк предоставляются иностранный контракт и реквизиты зарубежного партнера. Если потребуются другие документы, вам сообщат сотрудники банка, где регистрируется контракт. Далее в течение 1-го дня контракт принимают к учету.

Сумма, при которой нужно регистрировать договоры, зависит от вида сделки:

  • по экспортным операциям регистрации подлежат договора от 6 млн. рублей включительно;
  • по импортным контрактам и кредитным договорам — от 3 млн. рублей включительно;
  • контракты с меньшими суммами регистрировать не надо.

Банк имеет право запрашивать по внешнеторговым сделкам документы, даже если контракт по ним регистрировать не нужно. Только если сумма договора с зарубежным партнером меньше 200 тыс. рублей, то представлять документы не нужно.

Важно! Под валютный контроль подпадают не только сделки в инвалюте. Например, даже если вы заплатили иностранному поставщику рублями — это тоже валютная сделка. Просто в валюте Российской Федерации. Такой договор подлежит регистрации в банке, если превышает установленные лимиты.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Получить бесплатный доступ на 14 дней

Валютный контроль без паспорта сделки означает, что для активных участников ВЭД снизится бюрократическая нагрузка. Регистрация контракта проще и быстрее, чем оформление паспорта сделки. Оформление паспорта — 3 дня, регистрация договора — 1 день.

Ранее, если сумма экспортного контракта была 50 000$, вы должны были оформлять экспортный паспорт и платить за это деньги. Благодаря изменениям в законе лимит по экспортным операциям подняли до 6 млн. рублей. Так у многих появился шанс сэкономить на регистрации.

С целью экономии изучите тарифы банков за валютный контроль. Не ищите самые дешевые варианты, рассмотрите дополнительные услуги, которые могут быть вам полезны. Например, чат с менеджером. В режиме онлайн вы сможете задать вопросы о необходимых документах и сбросить их сканы прямо в чате. Быстро и удобно.

Неплохо, если в банке вам выделят менеджера, который специализируется на ВЭД. Это сэкономит время и деньги на штрафах.

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Попробовать бесплатно

С указанной даты устанавливается совершенно новый порядок регистрации валютных договоров и представления отчетности по их исполнению на специально созданном веб-портале Нацбанка и одновременно частично продолжат действовать привычные нам требования представления документов в обслуживающий банк при совершении отдельных валютных операций. Таким образом, мы будем иметь дело с двумя направлениями валютного контроля: посредством веб-портала Нацбанка и посредством банков (см. схему 1).

Начинать необходимо все-таки с регистрации договора на веб-портале. Для этого нужно определить, подлежит ли ваш договор такой регистрации. Подробно о том, как это правильно сделать, читайте в статье «Регистрация валютного договора с 9 июля 2021 г.: запоминаем новые правила». Если валютный договор подлежит регистрации, это повлечет не только прохождение самой процедуры регистрации, но и дальнейшее представление через веб-портал сведений об исполнении и завершении обязательств по зарегистрированному договору. Этот процесс необходимо контролировать в течение всего периода действия валютного договора. Если же вы определили, что валютный договор не подлежит регистрации, то никаких действий на веб-портале совершать не нужно.

Одновременно исполнение денежных обязательств по нашему валютному договору (не важно, зарегистрированному или не зарегистрированному) контролирует банк, обслуживающий счет, через который проводятся операции по данному договору. В связи с этим при совершении любого зачисления на счет иностранной валюты или платежа (списания валютных средств) необходимо будет представлять определенные документы и сведения в банк.

Далее мы предлагаем алгоритмы действий по каждому из направлений валютного контроля.

Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года

Несмотря на то что банки больше не будут выполнять функции агентов валютного контроля, за ними закреплено некоторое число полномочий при проведении валютных операций (ст. 22 Закона о валютном регулировании в новой редакции), в число которых входит право требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства.

Главой 4 Инструкции № 147 определены информация и документы, которые необходимо представлять в банк, а также случаи и порядок их представления.

На основании Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 30, ст. 3101; 2006, № 31, ст. 3430; 2007, № 1, ст. 30; № 22, ст. 2563; № 29, ст. 3480; № 45, ст. 5419; 2008, № 30, ст. 3606; 2010, № 47, ст. 6028; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4584; № 50, ст. 7348, ст. 7351) (далее — Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»), Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2003, № 2, ст. 157; № 52, ст. 5032; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; № 30, ст. 3101; 2006, № 19, ст. 2061; № 25, ст. 2648; 2007, № 1, ст. 9, ст. 10; № 10, ст. 1151; № 18, ст. 2117; 2008, № 42, ст. 4696, ст. 4699; № 44, ст. 4982; № 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, № 1, ст. 25; № 29, ст. 3629; № 48, ст. 5731; 2010, № 45, ст. 5756; 2011, № 7, ст. 907; № 27, ст. 3873; № 43, ст. 5973), Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 1998, № 31, ст. 3829; 1999, № 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, № 26, ст. 2586; № 33, ст. 3424; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 27, ст. 2700; № 50, ст. 4855; № 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 1, ст. 18, ст. 45; № 30, ст. 3117; 2006, № 6, ст. 636; № 19, ст. 2061; № 31, ст. 3439; № 52, ст. 5497; 2007, № 1, ст. 9; № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4011; № 41, ст. 4845; № 45, ст. 5425; № 50, ст. 6238; 2008, № 10, ст. 895; № 15, ст. 1447; 2009, № 1, ст. 23; № 9, ст. 1043; № 18, ст. 2153; № 23, ст. 2776; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5731; № 52, ст. 6428; 2010, № 8, ст. 775; № 19, ст. 2291; № 27, ст. 3432; № 30, ст. 4012; № 31, ст. 4193; № 47, ст. 6028; 2011, № 7, ст. 905; № 27, ст. 3873, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7069; № 50, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 31 мая 2012 года № 10) Банк России устанавливает следующий порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

1.1. Используемые в настоящей Инструкции понятия и термины применяются в значениях, определенных в гражданском, банковском, валютном, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации.

1.2. В целях организации работы в соответствии с настоящей Инструкцией уполномоченный банк из числа своих сотрудников определяет ответственного сотрудника (сотрудников), имеющего (имеющих) право совершать от имени уполномоченного банка как агента валютного контроля действия по валютному контролю, предусмотренные настоящей Инструкцией (далее — ответственное лицо), в том числе подписывать документы, указанные в настоящей Инструкции, и заверять документы на бумажном носителе оттиском печати уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля (далее — печать уполномоченного банка).

Ответственное лицо и печать уполномоченного банка утверждаются распорядительным актом уполномоченного банка.

1.3. Документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с проведением валютных операций (далее — документы, связанные с проведением валютных операций), представляемые резидентом в уполномоченный банк в соответствии с настоящей Инструкцией, должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», и могут представляться резидентом в уполномоченный банк в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Порядок оформления (заверения) копий документов, связанных с проведением валютных операций, может быть согласован уполномоченным банком с резидентом.

1.4. Документы и информация, требования о представлении которых установлены настоящей Инструкцией, представляются резидентом (нерезидентом) в уполномоченный банк на бумажном носителе и (или) в электронном виде в порядке, согласованном уполномоченным банком с резидентом (нерезидентом).

1.5. Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

1.6. Настоящая Инструкция распространяется на нерезидентов и резидентов, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»), физическими лицами — индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — резиденты).

Требования настоящей Инструкции не распространяются на нерезидентов — физических лиц.

1.7. Настоящая Инструкция не распространяется на осуществление валютных операций по счетам, открытым в Банке России, а также на осуществление валютных операций федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

2.1. Резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее — уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы:

справку о валютных операциях;

документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

2.2. Справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

2.3. Справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки (за исключением случаев, установленных пунктами 2.5 — 2.9 настоящей Инструкции):

при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет — не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет;

при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте — одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.

2.4. Справка о валютных операциях не заполняется резидентом и не представляется в уполномоченный банк в следующих случаях:

при взыскании с резидента денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при взыскании денежных средств органами, выполняющими контрольные функции, и взыскании по исполнительным документам;

если договором либо иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе между резидентом и уполномоченным банком предусмотрено списание иностранной валюты с его расчетного счета в иностранной валюте путем прямого дебетования с согласия резидента (акцепт, в том числе заранее данный акцепт);

при осуществлении валютных операций между резидентом и уполномоченным банком, в котором резиденту открыт расчетный счет в иностранной валюте;

при списании в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации резидентом иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, открытого в уполномоченном банке, и ее зачислении на расчетный счет в иностранной валюте другого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;

при списании резидентом иностранной валюты со своего расчетного счета в иностранной валюте и ее зачислении на свой расчетный счет в иностранной валюте, на свой счет по депозиту в иностранной валюте, открытые в одном уполномоченном банке, при списании иностранной валюты со своего счета по депозиту, зачислении иностранной валюты на свой счет по депозиту в иностранной валюте, при внесении (снятии) наличной иностранной валюты на свой расчетный счет (со своего расчетного счета) в иностранной валюте;

если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченному банку предоставлено право на основании представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 2.3 настоящей Инструкции, документов, связанных с проведением валютных операций, и иной информации заполнять справку о валютных операциях. В этом случае справка о валютных операциях заполняется уполномоченным банком самостоятельно с соблюдением сроков, установленных пунктом 2.3 настоящей Инструкции.

2.5. При осуществлении резидентом валютных операций, связанных со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте с использованием банковской карты, справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением таких валютных операций, не представляются в уполномоченный банк, за исключением случая осуществления валютных операций по контракту, по которому оформлен паспорт сделки. В этом случае справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена соответствующая валютная операция с использованием банковской карты.

2.6. При осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, через счет резидента, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент), справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в порядке, установленном главой 11 настоящей Инструкции.

2.7. При осуществлении в случаях, указанных в главе 12 настоящей Инструкции, валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, третьим лицом — резидентом (другим лицом — резидентом, резидентом, который не оформляет паспорта сделки) справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом, оформившим паспорт сделки, в порядке, установленном главой 12 настоящей Инструкции.

2.8. При осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте, связанных с расчетами по контракту, по которому оформлен паспорт сделки, с проведением расчетов по аккредитиву, справка о валютны�� операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в порядке, установленном главой 16 настоящей Инструкции.

3.1. Резидент при осуществлении валютной операции, связанной со списанием в пользу нерезидента валюты Российской Федерации со своего расчетного счета в валюте Российской Федерации, открытого в уполномоченном банке, представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы:

распоряжение о переводе денежных средств, предусмотренное нормативным актом Банка России, регулирующим правила осуществления перевода денежных средств, с учетом особенностей его составления, предусмотренных пунктом 3.2 настоящей Инструкции (далее — расчетный документ по валютной операции);

документы, связанные с проведением валютной операции, указанной в расчетном документе по валютной операции.

3.2. В расчетном документе по валютной операции перед текстовой частью в реквизите «Назначение платежа» должен содержаться код вида операции из перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, приведенного в приложении 2 к настоящей Инструкции (далее — код вида валютной операции), который соответствует назначению платежа, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением указанной валютной операции.

4.1. Уполномоченный банк хранит в электронном виде указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции данные по проведенным его клиентами-резидентами в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации и его клиентами-нерезидентами в валюте Российской Федерации валютным и иным операциям, указанным в приложении 2 к настоящей Инструкции (далее — данные по валютным операциям), через их счета, открытые в этом уполномоченном банке.

Порядок хранения данных по валютным операциям, за исключением сроков хранения, определяется уполномоченным банком самостоятельно.

4.2. Данные по валютным операциям формируются (корректируются) уполномоченным банком на основании документов и информации, требования о представлении которых резидентами и нерезидентами установлены главами 2 и 3 настоящего раздела, а также на основании иных документов и информации, которые имеются в распоряжении уполномоченного банка, в том числе представляются резидентами и нерезидентами при открытии и ведении банковского счета.

В случаях если в соответствии с настоящей Инструкцией не требуется представления резидентами (нерезидентами) документов и информации при проведении валютных операций, уполномоченный банк самостоятельно на основании имеющихся у него документов и информации, в том числе распоряжений о переводе денежных средств и поручений на покупку и (или) продажу иностранной валюты, формирует данные по валютным операциям.

4.3. По усмотрению уполномоченного банка данные по валютным операциям могут быть дополнены иной информацией.

4.4. Информация, содержащая данные по валютной операции, хранится уполномоченным банком в электронном виде не менее трех лет после даты проведения соответствующей операции.

Информация, содержащая данные по валютной операции, проведенной по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, хранится уполномоченным банком в электронном виде не менее трех лет после даты закрытия паспорта сделки.

4.5. Уполномоченный банк по запросам органов валютного контроля представляет в электронном виде и (или) на бумажном носителе данные по валютным операциям, подлежащие хранению в соответствии с требованиями настоящей главы, которые были осуществлены за определенный период, либо определенными клиентами, либо по определенным кодам вида валютных операций.

При этом представление данных по валютным операциям должно соответствовать порядку следования показателей в соответствии с приложением 3 к настоящей Инструкции.

5.1. Требования настоящего раздела распространяются на следующие договоры (контракты, соглашения, предварительные договоры, предложения о заключении таких договоров (соглашений), содержащие все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), заключенные между резидентами и нерезидентами, проекты договоров (контрактов, соглашений), которые предусматривают осуществление валютных операций, связанных с расчетами через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках, и (или) через счета резидентов, открытые в банках-нерезидентах (далее — договоры):

5.1.1. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории Российской Федерации или ввоз на территорию Российской Федерации товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме (далее — контракт);

5.1.2. договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории Российской Федерации (за пределами территории Российской Федерации) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки (далее — контракт);

5.1.3. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 5.1.1, 5.1.2 и 5.1.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее — контракт);

5.1.4. договоры, предусматривающие передачу недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее — контракт);

5.1.5. договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов (соглашений), признаваемых законодательством Российской Федерации разновидностью займа или приравненных к займу) (далее — кредитный договор).

5.2. Требования настоящего раздела не распространяются на контракты (кредитные договоры), если сумма обязательств по контракту (кредитному договору) не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора), или в случае если курс иностранных валют по отношению к рублю не устанавливается Банком России, по курсу иностранных валют, установленному иным способом, рекомендованным Банком России (далее — курс иностранных валют по отношению к рублю), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.

6.1. Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее — ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 настоящей Инструкции.

В целях настоящей Инструкции под указанным в настоящем пункте уполномоченным банком следует понимать головной офис уполномоченного банка или филиал уполномоченного банка (далее — банк ПС).

6.2. Резидент — юридическое лицо, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), может предоставить право по оформлению ПС и осуществлению валютных операций, связанных с расчетами по такому контракту (кредитному договору), своему филиалу.

При наличии в банке ПС расчетных счетов, открытых как филиалом юридического лица — резидента, оформившим ПС по контракту (кредитному (договору), так и юридическим лицом — резидентом, валютные операции, связанные с расчетами по такому контракту (кредитному договору), могут осуществляться с использованием расчетных счетов юридического лица и его филиала.

6.3. Резидент на основании договора, заключенного с уполномоченным банком, может предоставить уполномоченному банку через счета, в котором он будет осуществлять валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), право заполнения ПС на основании представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 6.5 настоящей Инструкции, документов и информации, которые содержат все необходимые сведения, подлежащие отражению в ПС.

6.4. По каждому контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляется один ПС, за исключением случаев, указанных в главе 12 настоящей Инструкции.

Помимо рублевого расчетного счета, вы должны открыть в банке и валютный (расчетный) счет для своего ИП или ООО. Валютный счет можно открыть в том же банке, в котором у вас открыт рублевый, или в любом другом. Но во втором случае вам придется предоставлять множество бумаг — все учредительные документы, свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговой, выписку из ЕГРЮЛ и так далее.

Одновременно для транзакций открывается и еще один – транзитный валютный счет, куда изначально поступает валюта. С этого счета вы должны перевести валюту на валютный расчетный счет либо осуществить ее продажу.

Банки, в которых можно открыть валютный счет, осуществляющие валютный контроль, имеют соответствующие тарифы на расчетно-кассовое обслуживание (РКО), поэтому стоит сравнить условия нескольких для выбора оптимально удобного. В среднем комиссия банка за операции, в которых он выступает как агент валютного контроля, составляет 0,15% от суммы поступления.

Ищите тот банк, где все документы можно предоставить в электронном виде, без посещения отделения.

Также необходимо выяснить режим операционного дня банка (временные ограничения по отправке переводов в валюте), потому что он может отличаться от режима для рублевых платежей.

Важно, чтобы у вас не был превышен лимит в размере 50 тыс долларов суммарно по одному контракту. Даже если изначально контракт заключен на меньшую сумму, то контролировать этот лимит необходимо, для того, чтобы вовремя оформить паспорт сделки, иначе вы нарушите валютное законодательство и заплатите огромные штрафы.

Если сумма контракта превышает 50 тыс долларов, то обязательно нужно оформить в банке паспорт сделки. Для этого необходимо предоставить в банк заполненную форму этого документа и контракт. Также по согласованию с валютным контролем могут понадобиться и другие документы.

Можно предоставить банку право заполнения формы паспорта сделки на основании заключенного с ним договора, при этом документы и информацию, необходимые для оформления паспорта сделки, все равно необходимо предоставить банку в предписанный законодательством срок.

В банк обязательно надо представить контракт/договор между вами и нерезидентом или выписку из него, в которой будут содержаться все существенные условия договора.

Контракт с покупателем желательно составлять на двух языках, иначе придется делать нотариально заверенный перевод.

При услугах в контракте лучше прописать условие, что оплата счета/инвойса является приемом услуг, чтобы дополнительно не пришлось готовить лишние документы. Также во избежание спорных ситуаций с клиентом в договоре надо отразить сторону, которая будет нести расходы по банковским операциям.

Нельзя забывать, что своевременное поступление денежных средств по контракту/договору необходимо контролировать, так как за непоступление валютной выручки в срок предусмотрены штрафы.

Кроме того, чтобы избежать затягивания в передаче документов по контракту, можно прописать в контракте условие о том, что возможен обмен документами посредством факсимильной связи, электронной почты и так далее.

Если по каким-то причинам, например, из-за задержки оформления документов, вы не можете вовремя идентифицировать поступившие денежные средства, лучше вернуть ошибочно зачисленные денежные средства отправителю.

Если же деньги не приходят вовремя из-за границы, можно расторгнуть договор с иностранной компанией и представить в банк документы о расторжении сделки.

Штрафы – повод заранее «подстелить соломки»: работая с компанией-нерезидентом, пропишите в документах даты и срок оплаты, предоставления первичных документов, а также пени/штрафы за несвоевременную оплату или оказание услуг. И помните, что нельзя пренебрегать нормами валютного законодательства. За их несоблюдение предусмотрены огромные штрафы, особенно за повторные нарушения, а избежать наказания не удается никому.


Материалы по теме:

Главный документ при экспорте и импорте — внешнеэкономический контракт. Он регулирует права и обязанности сторон в ходе осуществления сделок ВЭД. Контракт заключается в простой письменной форме, так как одной из сторон сделки является российская организация (п. 2 ст. 1209, п. 3 ст. 162 ГК РФ). При этом в нем содержится письменная договоренность сторон о поставке товара, обязательство компании-продавца передать определенный контрактом товар в собственность покупателя и обязательство покупателя принять его и уплатить за него определенную в контракте сумму в определенный срок.

Внешнеэкономический контракт отличается от других договоров следующими чертами:

  • одним из его участников является нерезидент;
  • к таким контрактам могут применяться нормы не только российского законодательства, но и международного частного права и законодательства иностранного государства.

Паспорт сделки — ключевой документ, регламентирующий проведение процедур валютного контроля сделок ВЭД (ст. 20 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Паспорт сделки заполняют компании-резиденты по валютным операциям с иностранными партнерами (нерезидентами) в соответствии с требованиями валютного законодательства РФ (Инструкция Банка России от 04 июня 2012 г. № 138-И, Закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). В нем содержится вся существенная информация о сделке ВЭД. Излагается она в стандартизированной форме, чтобы агенты валютного контроля, в том числе уполномоченные банки, могли оперативно проверить законность и правильность проведения операций. Уполномоченные банки являются в сделках ВЭД важным звеном, так как именно через их счета проходят международные расчеты.

По каждому экспортному или импортному договору оформляется 1 самостоятельный паспорт сделки (кроме случаев, указанных в п. 6.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).

С оформлением документов ВЭД некоторые банки готовы помочь в режиме онлайн.

В Росбанке действует специальное предложение для представителей среднего бизнеса и предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, которое позволяет получать широкий спектр услуг на специальных условиях. Речь идет об открытии счетов в любой валюте, экспортном и импортном валютном контроле, оформлении и переоформлении паспортов сделок, в том числе срочном, платежах в иностранной валюте клиентам других банков, конвертации валюты по курсу банка, подключении и использовании «Интернет Клиент-Банка».

Также в качестве документов валютного контроля выступают:

  • справка о валютных операциях в одном экземпляре и обосновывающие документы (кроме случаев, перечисленных в п. 2.4 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
  • справка о подтверждающих документах в одном экземпляре и сами подтверждающие документы (кроме случаев, перечисленных в пп. 9.5, 9.6, 9.8 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
  • другие документы, предусмотренные п. 4 ст. 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
  • номер ПС и дата оформления;
  • данные о резиденте;
  • данные об иностранном контрагенте;
  • сведения о сделке ВЭД: дата, номер контракта, сумма и валюта сделки, дата окончания действия договора;
  • данные об уполномоченном банке, в котором оформлен паспорт сделки и через счета которого осуществляются расчеты по сделке;
  • сведения о переоформлении ПС (основаниях его закрытия).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *