Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупка бензина по 44 ФЗ в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
После проведения электронного аукциона организация-заказчик заключила госконтракт с победителем на сумму 700 000,00 рублей. Закупленный бензин — АИ-95 общим объемом 15 000 литров. Его необходимо поставить во втором полугодии 2021 года (июль-декабрь 2021). Максимальная стоимостная величина одного литра по договору = 46,66 рублей. Количество расхода ГСМ за один месяц — 15 000 / 6 = 2500 литров. Стоимость одного литра бензина снизилась с октября 2021 года до 46 рублей.
Рассчитаем ЦК в соответствии с правилами по формуле:
ЦК = Ц1 × V1 + Ц2 × V2 + Ц3 × V3 + Ц4 × V4 + Ц5 × V5 + Ц6 × V6.
ЦК = 46,66 × 2500 + 46,66 × 2500 + 46,66 × 2500 + 46 × 2500 + 46 × 2500 + 46 × 2500 = 349 950 + 345 000 = 694 950 рублей.
При использовании формулы и условия о максимальном значении ЦК организация-заказчик экономит 5050 рублей.
Помимо очевидной экономической выгоды, использование условия о максимальном значении приносит и другую пользу. Теперь организация-заказчик не оформляет дополнительное соглашение и не расторгает госконтракт при изменении его стоимостных показателей. Требование о формуле и максимуме ЦК изначально подразумевает возможность изменения стоимости договора.
Закупка ГСМ по 44-ФЗ нормируется ч. 2 ст. 59 44-ФЗ.
Для того чтобы определиться со способом проводимой госзакупки, необходимо воспользоваться регламентом, установленным Федеральной контрактной системой. Согласно данному положению, организация-заказчик в обязательном порядке проводит электронный аукцион для тех ТРУ, которые входят в аукционный перечень (РП РФ № 471-р от 21.03.2016).
Закупка ГСМ по новым правилам подразумевает использование новых кодов общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. В нашем случае объектом госзакупки выступает топливо. Данная позиция относится к ОКПД 2 19.20.21, который входит в аукционный перечень, поэтому заказчик обязан провести торги путем ЭА.
Однако организация также вправе воспользоваться следующими способами закупок (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):
- запрос котировок;
- запрос предложений, запрос предложений в электронной форме (начиная с 01.07.2018);
- заключение контракта с единственным поставщиком.
Таким образом, закупка бензина по 44-ФЗ 2020 года может проводиться одним из четырех вышеуказанных способов приобретения топлива.
Начиная с 11.04.2018, при подготовке закупочной документации и заключении договора с победителем закупки необходимо включать обязательное условие о максимальном значении цены. В обязательном порядке применяется формула цены контракта на поставку бензина. Если ранее при заказе топливной продукции по ОКПД2 19.20.21 указывалось, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения договорных отношений, то в настоящий момент в документации и контракте условие о цене необходимо прописывать следующим образом (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ):
«Максимальное значение цены Контракта (ЦКmax) представляет собой цену Контракта, предложенную Поставщиком по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона № ___ от «___» _______ 2020 г.) и составляет ________ рублей, в том числе НДС _____% ___ рублей (или без НДС).
Оплата по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика за фактически поставленный товар на основании счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной, подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта…»
Если данные условия не включены в ЗД и в контракт, то контрактные отношения будут считаться незаключенными (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Закупка топлива осуществляется в соответствии с действующим в Единой информационной системе каталогом товаров, работ, услуг — КТРУ.
Сведения с подробно описанными характеристиками объекта закупки размещены в ЕИС и применяются с 01.04.2018.
После того как закупка бензина будет завершена и по результатам конкурентной процедуры определится победитель, с таким участником заключается договор на поставку топлива (бензина, ГСМ).
Также возможна закупка ГСМ у единственного поставщика — по нормам п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Еще на этапе подготовки закупочной документации в проект контракта необходимо включить ряд специальных условий в соответствии со спецификой закупаемой продукции:
- Срок поставки — те периоды, в которые у заказчика возникает необходимость в потреблении топлива.
- Порядок поставки. Существуют 3 возможных варианта: самовывоз, поставка за счет исполнителя, по пластиковым (топливным) картам.
- Условие о максимальной ЦК и формуле цены.
- Способ и порядок оплаты — авансирование, платеж с отсрочкой или по факту поставки.
- Регламент сдачи-приемки продукции. В данном пункте необходимо утвердить отгрузочные документы и документацию, подтверждающую качество топлива (паспорт качества, сертификат соответствия).
- Наступление ответственности за нарушение сторонами условий договора.
- Срок действия контрактных отношений и возможность (невозможность) заключения дополнительного соглашения в случае возникшей потребности со стороны заказчика.
Как закупить топливо: пошаговая инструкция
Договор будет считаться исполненным, когда весь объем топлива будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком и все документы сдачи-приемки подписаны обеими сторонами. Информацию об исполнении и об оплате в обязательном порядке необходимо разместить в ЕИС.
Учет топлива у организации-заказчика ведется на основании топливных карт, в которых отражается объем приобретенного топлива в литрах. Карточка выдается ответственному сотруднику. Поставщик должен ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу и прикладывать отчет о потреблении.
Контракт закрывается на основании следующих документов:
- отчетов держателя топливной карты (прикладываются чеки и путевые листы);
- отчетов о потреблении от поставщика;
- товарных накладных на отпуск топлива.
Также актом приемки и внутренней экспертизы могут являться чеки от поставщика.
Все вышеуказанные документы не имеют закрепленных строгих бланков отчетности и могут быть разработаны заказчиком самостоятельно.
Итак, сначала назначаются и проводятся торги. Затем выбирается победитель. С ним оформляется контракт на поставку бензина. На этапе подготовки бумаг, нужных для закупки, требуется внести в документы эти условия:
- Сроки. Здесь нужно прописать те периоды, когда фирме потребуется топливо. Можно установить определенную регулярность поставок.
- Порядок поставки. Заказчик может выбирать один из трех вариантов, которые будут наиболее выгодны: самостоятельный вывоз, поставка за счет исполнителя, использование пластиковой карты.
- Условие о максимальной стоимости контракта. В этом же положении указывается формула, по которой определяется цена.
- Особенности оплаты. Нужно прописать метод, а также порядок оплаты. К примеру, это может быть внесение аванса, платеж с отсрочкой, передача денег по факту поставки.
- Регламент сдачи-приемки товара. Здесь нужно утвердить отгрузочные бумаги и бумаги на бензин (к примеру, это может быть паспорт качества).
- Ответственность за нарушение положений договора. Мера ответственности определяется в зависимости от пожеланий участников контракта.
- Срок действия отношений по контракту. В этом же положении имеет смысл прописать возможность оформления дополнительного контракта.
Все это является существенными условиями контракта. То есть эти положения должны обязательно содержаться в договоре.
Требования, которые можно или нельзя фиксировать в контракте, в законодательстве не перечислены. Однако их можно определить самостоятельно исходя из судебной и деловой практики. Рассмотрим различные ситуации:
- Заказчик указал в контракте требование о том, что АЗС должна располагаться поблизости к исполнителю. Выставлять такое требование возможно в том случае, если это не мешает нормальной конкуренции. Оно актуально в том случае, если заказчик желает сократить траты на поставку ресурса. Близость АЗС к исполнителю позволяет уменьшить траты на перевозку канистр бензина. В контракте можно указать, что станция должна располагаться в рамках определенного диапазона. То есть, заказчик должен зафиксировать определенные географические рамки. Однако перед фиксацией этого положения в договоре нужно проверить, есть ли в очерченных границах другие АЗС. Если они отсутствуют, то требование нельзя вписать в договор. В этом случае положение будет нарушать правило об обязательном наличии конкуренции. Данная ситуация приведена в решении УФАС Краснодара №407-Т/2016 от 9 января 2017 года.
- Заказчик указал в контракте требование о том, что станция должна принадлежать исполнителю. Оно признано незаконным, так как нарушает правило о запрете на ограничение количества участников аукциона. Данная ситуация приведена в постановлении Арбитражного суда №Ф05-1470/2016 от 10 марта 2016 года.
Требования, содержащиеся в контракте, не должны нарушать положения ФЗ №44.
Правовые нормы, регулирующие, как покупать бензин по 44 ФЗ, содержатся в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе. Выбрать способ закупки поможет специальный регламент, установленный контрактной системой федерального уровня. Если определенные ТРУ занесены в аукционный перечень, приведенный в РП № 471-р от 21 марта 2016 года, то компания-заказчик обязательно должна использовать для них формат электронного аукциона.
Закупка ГСМ по новым правилам обязует участников использовать коды из классификатора ОКПД 2, а именно — 19.20.21 (топливо). Эта позиция включена в аукционный перечень, следовательно, заказчику придется проводить торги в формате электронного аукциона.
Но закупка бензина по 44 ФЗ 2020 года возможна и в другом формате (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):
- запрос котировок;
- заключение сделки с единственным поставщиком;
- запрос предложений в электронном виде.
ВАЖНО! Новые регламенты действительны только для способов, подразумевающих составление закупочной документации. К примеру, такая форма, как запрос котировок составления документации не требует, поэтому и ПП № 19 к ней не применяется. При закупках в форматах электронного аукциона и запроса предложений (это касается и электронной формы) учреждениям и организациям нужно опираться на ПП № 19 и прописывать формулу цены. Все остальные случаи подразумевают, что цена госконтракта задается твердо и действует весь период исполнения.
НМЦК устанавливается по с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ как ценовое предложение победителя процедур. С ним в итоге и заключается сделка.
НМЦК рассчитывают по общему правилу, руководствуясь ст. 22 44-ФЗ.
Заказчики больше не должны прописывать в контракте условие о неизменности цены контракта. При выявлении расхождений между стоимостью поставки и МЦК, текст договора не нужно будет менять.
В ближайшее время начнет действовать ПП № 1074 от 08 сентября 2018 года, в котором ФАС зафиксировал официальную формулу для расчета ГСМ. На текущий момент единой формулы еще нет, и заказчики вправе применять ту, которая им наиболее удобна.
Как правильно закупать бензин по ФЗ №44
Такой продукт, как топливо, должен закупаться в соответствии с размещенным в ЕИС каталогом товаров, работ, услуг, сокращенно — КТРУ. Этот реестр применяется с 01.04.2018.
Из характеристик в каталоге приводятся только экологический класс и октановое число. Для закупки качественного бензина можно дополнительно прописать, что он должен соответствовать ГОСТ Р 51105-97.
Основанием для применения ГОСТа может выступать необходимость соблюдать единые требования к качеству и безопасности топлива для автомобилей.
Допускается закупка ГСМ у единственного поставщика (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В проекте договора необходимо также прописать специальные условия:
- Сроки поставки. Это периоды времени, в которые у госзаказчика возникает потребность в поставках топлива.
- Порядок поставки. Есть три варианта: самовывозом, по топливным картам, за счет исполнителя.
- Информация о формуле цены и максимальной цены.
- Как производится оплата: авансированием, перечислением денег по факту поставки либо с отсрочкой.
- Как будет производиться сдача-приемка продукции. В этом пункте обговариваются отгрузочные документы, а также бумаги, подтверждающие качество топлива (сертификат соответствия и паспорт качества).
- Ответственность сторон за несоблюдение условий контракта.
- Сроки действия договора, возможно ли заключение дополнительных соглашений в случае необходимости со стороны заказчика.
Договор можно считать исполненным к моменту, когда топливо в полном объеме поставлено продавцом и оплачено заказчиком и подписаны двумя сторонами документы сдачи-приемки. Вся информация об оплате и исполнении обязательно должна размещаться в ЕИС.
Учет ГСМ заказчик ведет на основании топливных карт. В этих документах отражают объемы в литрах. Карточки выдаются ответственным сотрудникам. Поставщик раз в месяц направляет заказчику счет-фактуру с информацией о произведенном расходе, а также прикладывает к ней специальный отчет о потреблении.
Для закрытия контракта необходимы документы:
- товарные накладные на отпуск топлива;
- отчеты о потреблении от исполнителя;
- отчеты держателей топливных карт.
В качестве акта приемки можно использовать и чеки от поставщика. Каких-либо унифицированных форм для всех перечисленных документов не предусмотрено, поэтому организации вправе разрабатывать их самостоятельно.
Включает:
— пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
— сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
— нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
— введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.
Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.
Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.
Инструкция: как закупать бензин и ГСМ по новым правилам
Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.
В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.
- Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:Какие произойдут изменения В настоящее время С 1.01.2022 Заявка Состоит из двух частей Единая форма заявки без разделения на части Возможность внести изменения в извещение Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок Участие в торгах: время для подачи ценового предложения 10 минут 4 минуты Общее время для проведения торговой сессии Не ограничено 5 часов с момента начала торгов ФАС России подготовило специальный порядок расчёта НМЦК при закупках топлива в рамках Закона № 44-ФЗ
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2018 г. № 1074 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» ФАС России назначена ответственной за установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного (в т.ч. автомобильного бензина).
Проект указанного порядка 06.09.2019г. был размещен на сайте Портала проектов нормативных правовых актов с ID проекта 02/08/09-19/00094702. Проект определяет единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК) при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлено до дня вступления в силу приказа, утвердившего Порядок.
Порядок выделяет формулы определения НМЦК в зависимости от места поставки товара: с поставкой от нефтеперерабатывающего завода, с поставкой от нефтебазы, с поставкой от АЗС.
- ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ЗАКУПОК ТОПЛИВА МОТОРНОГО
- ОБОСНОВАНИЕ НМЦК МЕТОДОМ СОПОСТАВИМЫХ РЫНОЧНЫХ ЦЕН
- ОБОСНОВАНИЕ НМЦК И НАЧАЛЬНОЙ ЦЕНЫ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ
- ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ЗАКУПОК ПО 223 ФЗ ФАС
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК. ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ МЕТОД
- Ошибки в обосновании НМЦК и НМЦЕ
- СТАТЬЯ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 05.04.2013 № 44-ФЗ
- О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 Г. № 44-ФЗ
- ТЕКСТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
- О требованиях Закона № 223-ФЗ в части указания товарных знаков
Тендеры в 2015 году
Как зарегистрироваться для участия в госзакупках
Госзакупки: реестр недобросовестных поставщиков
Изменения в план закупок по 223-ФЗ
Как ИП участвовать в госзакупках
Положения Закона № 44-ФЗ о госзакупках в 2021 году обновлялись. Рассмотрим ключевые нововведения, обусловленные соответствующими обновлениями.
Неопытных поставщиков не допустят к закупкам
Тендеры / 13:00 22 января 2021- Видео от 07.09.2021 «Обзор изменений законодательства о контрактной системе с 1 января 2022 года»
- Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 24-03-07/79622 «О подтверждении соблюдения запрета на допуск иностранных промышленных товаров к закупке, указании в первой части заявки согласия с условиями закупки и внесении изменений в конкурсную документацию»
- Письмо Минфина России от 10.09.2020 № 24-05-07/79705 «О нормах права, содержащихся в иных НПА и регулирующих отношения в сфере закупок; о положениях, включаемых в контракт, и внесении изменений, дополнений в типовой контракт»
- Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 № 2415-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 04.05.2017 № 865-р»
- Письмо Минфина России от 05.02.2020 № 24-03-07/7566 «Об изменении срока действия контракта и предоставлении обеспечения исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»
Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.
С 1 июля изменяются правила включения в РНП
Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.
Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.
С 1 января увеличение доли госзакупок у СМП и СОНКО и сокращение сроков произведения оплаты по всем контрактам
В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:
- не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
- не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.
С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:
- до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
- до 10 рабочих дней — при остальных закупках.
Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.
В Госдуму был внесен проект об изменении п.14 ч.1 ст.93 44-ФЗ. В настоящий момент, согласно вышеуказанному основанию, допускается закупка у единственного поставщика такой продукции, как:
- печатные или электронные издания;
- доступ к этим электронным изданиям.
При этом, осуществлять закупки у единственного поставщика в праве исключительно государственные библиотеки, образовательные или государственные научные организации.
В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.
Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.
Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.
Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.
С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.
Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:
- НМЦК не более 3 млн руб.;
- общий годовой объем не более 10% от СГОЗ;
- не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
- закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок;
- извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок;
- после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
- контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.
С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.
3 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому товаром российского происхождения признается товар, включенный:
- в Реестр промышленной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 616;
- в Реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878.
Для таких товаров установлена минимальная доля, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Новые правила применяются к закупкам, осуществляемым с 1 января 2021 года.
О других изменениях в закупках по 223-ФЗ рассказал эксперт Контур.Школы Петр Воронцов.
Важное новое изменение касается административной ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ в части нарушения сроков оплаты по договору либо его отдельному этапу, заключенному с СМСП. Предусмотрены довольно внушительные штрафы:
- для должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Изменения в КоАП РФ вступили в силу 2 января 2021 года.
В апреле 2021 года расширяется перечень заказчиков, на которых распространяется действие 223-ФЗ. Теперь Закон регулирует закупки региональных операторов по обращению с ТКО. Ранее предусматривались закупки в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, а теперь речь идет именно об операторах по обращению! Такие заказчики обязаны разработать Положения о закупках в срок до 2 апреля 2021 года. В противном случае они будут считаться неразмещенными. Закупки, опубликованные до даты обновления Положения согласно новым требованиям Закона 223-ФЗ, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения такого извещения.
Перечень содержит 107 позиций, частично они пересекаются с позициями Перечня из Постановления №2013 от 03.12.2020 г. Квоты установлены на такие товары, как спортивное огнестрельное оружие, полупроводниковые приборы, печатные платы, смарт карты, портативные компьютеры и кассовые терминалы, устройства автоматической обработки данных, радиоэлектронные средства связи, электронную бытовую технику, измерительные приборы.
Более 25 позиций занимают медицинские приборы, изделия, аппаратура для оснащения медучреждений, а также медицинские расходники. Причем ряд из них, такие как шприцы, эндопротезы и аппараты верхних и нижних конечностей, квотированы только при закупках по 44-ФЗ.
Соблюдению национального режима при закупках медизделий всегда уделялось особое внимание. Постановлением Правительства №102 от 05.02.2015 г. регламентированы ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий иностранного происхождения, утверждены перечни отдельных видов медицинских изделий и медизделий одноразового применения.
Данное Постановление принято во исполнение статьи 14 Закона 44-ФЗ, т.к. касается госзакупок. Однако, при закупке медизделий должны быть учтены некоторые особенности, например, для них есть особая методика расчета НМЦК, правила подтверждения процентной доли иностранных материалов. Теперь нужно также учитывать и то, что некоторые товары, которые закупают в соответствии с Постановлением №102, попали в перечень Постановления №2014 и при их закупке надо соблюдать квоты.
Это относится, например, к таким товарам, как клейкие перевязочные материалы, тонометры измерения внутриглазного давления, дефибрилляторы, маммографы, аппараты ультразвукового сканирования.
Кроме того, 07.02.2021 г. вступают в силу изменения (Постановление Правительства № 76 от 28.01.2021 г.) – теперь перечень изделий одноразового применения входят медизделия не только из ПВХ, но и из других видов пластика, а показатели локализации собственного производства медицинских изделий включены в текст самого Постановления отдельным приложением.
Часть позиций из перечня Постановления №2014 есть непосредственно в Приложении к Постановлению №616 о запрете допуска товаров иностранного происхождения при закупках по 44-ФЗ. Т.е. закупить эти товары по 44-ФЗ нельзя, кроме как по особому разрешению, но можно войти в квоту по 223-ФЗ. Например, лыжные ботинки, как и другое лыжное снаряжение по 44-ФЗ закупить можно, но любую другую обувь можно только по 223-ФЗ.
В перечень Постановления 2014 среди прочих товаров вошли:
-
смарт-карты, портативные компьютеры и планшеты, кассовые аппараты, лазерные диоды;
-
некоторые виды медоборудования, в.т.ч. диагностическое оборудование для облучения, томографы, маммографы, рентгеновские аппараты и комплексы, флюорографы, эндоскопические комплексы, томографы, тонометры и кардиомониторы;
-
ряд позиций промышленного и строительного оборудования (например, строительные башенные краны, компрессоры, погрузчики;
-
лифты;
-
бумага и картон;
-
офисное оборудование, некоторые виды транспорта и спортивного снаряжения.
Об изменениях Закона № 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 281 руб Подробнее
Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок
от 7 031 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 656 руб Подробнее
Повышение квалификации
Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ
от 4 593 руб Подробнее
Повышение квалификации
Осуществление закупок в здравоохранении по 44-ФЗ и 223-ФЗ
от 4 593 руб Подробнее
В связи с поступающими вопросами об осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закупка, Закон N 44-ФЗ) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), сообщает следующее.
Положения части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ) с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ, вступают в силу с 1 апреля 2021 г.
1. Об отнесении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, к электронным процедурам.
1.1. Закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, согласно положениям части 21 статьи 24 Закона N 44-ФЗ относятся к «электронным процедурам».
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорной компании, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 5 статьи 242 Закона N 44-ФЗ участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, все участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, вправе в установленном порядке участвовать в закупках товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
1.2. Согласно части 9 статьи 242 Закона N 44-ФЗ участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.
Принимая во внимание, что согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предварительное предложение признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом «а» пункта 5 указанной части, то выполнение такого действия с учетом требований части 9 статьи 242 Закона N 44-ФЗ перестает осуществляться оператором электронной площадки за три месяца до даты окончания срока регистрации участника закупки в ЕИС.
1.3. Согласно части 7 статьи 241 Закона N 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронной процедуры, в ЕИС и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС и на электронной площадке.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, размещенное в ЕИС, должно быть доступно для ознакомления и на электронной площадке.
1.4. Учитывая, что закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, относятся к «электронным процедурам»:
такие закупки учитываются в рамках объемов, предусмотренных пунктом 27 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656;
оператор электронной площадки в соответствии с частью 4 статьи 241 Закона N 44-ФЗ вправе взимать плату за участие в таких электронных процедурах в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 564.
2. О предельном размере цены контракта при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Предельный максимальный размер цены контракта при осуществлении закупки составляет 3 млн. рублей. Предельный минимальный размер такой цены Законом N 44-ФЗ не установлен, в связи с чем не ограничен.
При этом закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляются в пределах совокупных годовых объемов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
3. О создании комиссии по осуществлению закупок при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.
4. О совместном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
С 1 апреля 2021 г. вводится процедура закупок у единственного поставщика в электронной форме на сумму до 3 млн руб. на электронных площадках. В связи с этим Минфин рассмотрел вопросы:
— отнесения закупки товара у единственного поставщика в электронной форме к электронным процедурам;
— предельного размера цены контракта;
— создания комиссии по таким закупкам;
— формирования нескольких предварительных предложений о поставке товаров;
— отбора заявок оператором электронной площадки;
— заключения контракта.
Для начала отметим, что особенности закупок для нужд обороны страны и безопасности государства продлили до 01.01.2019[1]. Это значит, что закупки силовых ведомств – ФСБ, СВР, Минобороны – и подведомственных им учреждений и предприятий остаются закрытыми еще на полгода и они продолжают работать по Постановлению Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».
Напомним четыре основных правила закупок для данных ведомств (Письмо Минфина РФ № 24-04-06/4970, Казначейства РФ № 14-00-06/1303, ФАС РФ № МО/5562/18 от 29.01.2018):
- закупки осуществляют закрытыми процедурами (закрытый аукцион проводится на площадке АСТ-ГОЗ) или у единственного поставщика. Запросы котировок и предложений не используют;
- закупки планируют по форме для сведений, составляющих государственную тайну. Если тайны в сведениях о закупке нет, в приложение к планам такую закупку не вносят;
- в ЕИС не публикуют планы и планы-графики закупок, документацию, протоколы. Извещение размещают в ЕИС, за исключением случаев, когда закупают товары, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, и их отразили в документации и проекте контракта;
- контроль по ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе[2] проходит так же, как и для документов, включающих государственную тайну. Учреждения силовых министерств и ведомств представляют документы на бумаге и съемных носителях в контрольные органы: Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Перейдем к особенностям закупки топлива для всех остальных учреждений.
Прежде всего разберемся, при закупках какого топлива придется учитывать новые правила. В Постановление Правительства РФ № 19[3] с 11.04.2018 включено топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин. Но распространяется ли данное понятие, например, на дизельное топливо, используемое для целей отопления?
Обратимся к ОКПД 2[4], в котором есть целая группировка с аналогичным названием: 19.20.21 «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин». В нее входят:
- моторное топливо;
- авиационный бензин;
- автомобильный бензин с различным октановым числом;
- дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое и т. д.);
- судовое топливо.
Таким образом, новое правило касается тех заказчиков, которые закупают топливо из данной группировки.
Новое в закупках по 44 ФЗ с 2 квартала 2021 года
Дело в том, что теперь при закупке топлива учреждения силовых министерств и ведомств в проекте контракта вместо твердой цены указывают формулу расчета цены контракта, а также ее максимальное значение.
То есть контракты, заключаемые в рамках Закона о контрактной системе по результатам электронных аукционов и запросов предложений, вместо неизменяемой (твердой) цены контракта на поставку топлива должны предусматривать объем финансирования по контракту (максимальное значение цены контракта) и порядок определения стоимости поставляемого топлива (формулу расчета цены контракта).
К сведению:
Конкретной формулы и правил расчета цены Постановление Правительства РФ № 19 не содержит. Значит, заказчики должны самостоятельно установить формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение. На это обратил внимание Минфин в Письме от 11.05.2018 № 24-03-08/31865. Отметим, что реестр контрактов предусматривает возможность не указывать количество и единичную расценку нажатием кнопки «Используется формула цены». В таком случае в реестре контрактов приводится формула расчета цены и ее максимальное значение.
По мнению Правительства РФ, такой подход обеспечит прозрачный расчет цены одного литра (килограмма) топлива, поскольку формульное ценообразование позволит учитывать сезонные колебания цены одного литра (килограмма) топлива, что, в свою очередь, позволит достичь положительного экономического эффекта, в особенности при заключении долгосрочных контрактов.
Важно, что новые правила действуют лишь для способов закупки, где составляется документация о закупке. Соответственно, применительно к закупке топлива такими способами являются электронный аукцион и запрос предложений.
Электронный аукцион является приоритетным способом закупки, поскольку в силу Постановления Правительства РФ № 471-р[5] моторное топливо входит в перечень товаров, работ и услуг, которые заказчик должен закупать через электронный аукцион (подкласс 2 19.2 «Нефтепродукты» ОКПД).
Аукцион можно заменить конкурентным запросом котировок или запросом предложений (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе). Однако эти способы можно использовать только при определенных условиях (см. таблицу).
Способ закупки
Особенности применения способа закупки
Запрос котировок
Можно провести, если НМЦК не превышает 500 000 руб., а годовой объем закупок, осуществленных таким способом, не превышает 10% среднегодового объема закупок и 100 млн руб.
Запрос предложений
Можно провести, если электронный аукцион признан несостоявшимся
При закупке топлива путем проведения запроса котировок, запроса котировок в электронной форме, а также при закупке у единственного поставщика заказчик по-прежнему должен указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Соответственно, у заказчиков есть два способа закупки моторного топлива:
1) осуществить закупку у единственного поставщика (п. 2, 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Отметим, что Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р определены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы;
2) провести аукцион с учетом вышеназванных нюансов.
Повторим, что в нормативных актах формула расчета цены контракта не определена, поэтому ее придется разрабатывать заказчику.
Предлагаем следующую формулу:
ЦК =
n
Σ
Цi
х
Vii, где:
1
ЦК – цена контракта, которая не может превышать ее максимальное значение;
Цi – стоимость товара, фактически поставленного в течение отчетного периода по контракту;
Vi – объем поставляемого товара в периоде поставки;
n – конечное значение (диапазон суммирования), которое равно значению суммируемых величин (например, если бензин будет поставляться в течение трех месяцев, n = 3).
Приведем пример расчета цены контракта.
Допустим, заказчик заключил контракт на сумму 89 958,00 руб., чтобы приобрести 2 200 л бензина АИ-92. Максимальное значение цены контракта – 40,89 руб. Период поставки бензина – с августа по ноябрь 2018 года. Каждый месяц заказчик выбирал по 550 л. В августе и сентябре бензин стоил 40,89 руб., а в октябре и ноябре – 40,50 руб. По указанной выше формуле посчитаем стоимость бензина по контракту:
ЦК = (Ц1 х V1) + (Ц2 х V2) + (Ц3 х V3) + (Ц4 х V4) = 40,89 руб. х 550 л (август) + 40,89 руб. х 550 л (сентябрь) + 40,50 руб. х 550 л (октябрь) + 40,50 руб. х 550 л (ноябрь) = 89 529,00 руб.
Налицо экономия.
Чтобы соблюсти требования ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ № 19, нужно использовать ценовое предложение поставщика в качестве максимального значения цены контракта.
Кроме того, в документации и проекте контракта необходимо указать, что цена контракта не может превышать максимальное значение, которое прописано в контракте, и уточнить, что максимальное значение определяется как максимальная стоимость товара и включает в себя все расходы поставщика.
Чтобы закупить моторное топливо, нужно:
1) выбрать способ определения поставщика (электронный аукцион или закупка у единственного поставщика);
2) прописать формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение. Например, это можно сделать так.
Максимальное значение цены контракта представляет собой цену контракта, предложенную Поставщиком по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона от «__» __________ 2018 года), и составляет _________ рублей, в том числе НДС (___%) – _______ рублей (если поставщик не является плательщиком НДС, нужно указать, что сумма не облагается НДС, и привести основание).
Максимальная цена контракта включает все затраты поставщика, в том числе расходы на поставку, отпуск товара, изготовление и выдачу топливных карт, уплату обязательных платежей (налогов, сборов и т. д.).
Цена контракта соответствует стоимости товара, фактически поставленного поставщиком в течение срока, указанного в контракте, и определяется по следующей формуле:
Отметим, что при планировании закупок бензина НМЦК рассчитывается по общему правилу, определенному в ст. 22 Закона о контрактной системе и Методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567, – методом сопоставимых рыночных цен;
3) описать объект закупки. Помните, что нужно использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию из стандартов, ГОСТ и иных нормативных актов о техническом регулировании. Отметим, что заказчики обязаны использовать каталог товаров, работ и услуг, размещенный в ЕИС. С 01.01.2018 автомобильный бензин внесен в этот каталог. Причем есть позиции для оптовой и розничной реализации.
Описывать объект закупки нужно, используя информацию из каталога товаров, работ и услуг. Если необходимо дополнить описание, обязательно приводится обоснование;
4) привести существенные условия в проекте контракта. Полагаем, что закупка бензина требует включение в контракт ряд специфичных условий. Например, нужно определить:
- предмет контракта (каким образом будет закупаться топливо на заправках: по талонам, топливным картам (самый распространенный вариант) или за наличный расчет);
- место поставки топлива. Минэкономразвития в Письме от 04.05.2016 № Д28и-1197 отметило, что если указать конкретное место поставки топлива, то это ограничит количество участников, что недопустимо. Заказчик вправе лишь территориально определить удаленность места поставки, указав границы административного округа или территориального образования;
- цену контракта (при закупках моторного топлива заказчик отражает не твердую цену, а формулу расчета цены контракта и ее максимальное значение). При закупках бензина у единственного поставщика цена будет твердой;
- срок поставки, то есть те периоды, когда у заказчика возникает необходимость в топливе.
В заключение отметим следующее. Закупки топлива в ФСБ, СВР, Минобороны и подведомственных им учреждениях и предприятиях осуществляются закрытыми способами (закрытый аукцион проводится на площадке АСТ-ГОЗ) или у единственного поставщика. Запросы котировок и предложений не используются. Остальные учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки по общим правилам с учетом положений Закона о контрактной системе и Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Если проводится аукцион, необходимо указать формулу расчета цены контракта, а если закупка у единственного поставщика – цена контракта является твердой и не подлежит изменению.
[1] Постановление Правительства РФ от 21.06.2018 № 708 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1428».
[2] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[3] Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта».
[4] ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
[5] Постановление Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
☎ Связаться с нами! Вот такие первоапрельские сюрпризы подготовили нам с Вами, уважаемые участники рынка госзакупок, наши законодатели. Напоминаем, что очередные изменения в закон «О контрактной системе» вступают в силу с 1 июля и 1 октября этого года. Ну и, конечно, ждем с нетерпением второй оптимизационный пакет поправок, который уже прошел первое чтение в Госдуме.
Видимо так и придется потратить всю жизнь на изучение закона 44-ФЗ.
В следующей статье мы расскажем о том, какие изменения произойдут с 1 апреля в закупках госкомпаний (закон 223-ФЗ). Следите за новостями на нашем сайте.
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
- 21.09.2016 — Федеральный Закон № 44 работает
- 26.09.2016 — Еще один банк из ТОП -100 лишился лицензии
- 07.10.2016 — Коррупция в госзакупках оценивается в 1,5 – 2 млрд. рублей
- 11.10.2016 — Госконтракт признается ничтожным, если между его сторонами есть конфликт интересов
Из 11 видов конкурентных закупок остается всего три: запрос котировок, электронный конкурс и электронный аукцион. Старт конкурсной процедуры или аукциона не потребует практически никаких документов. Чтобы открыть аукцион, достаточно извещения: ни техническое задание, ни критерии оценки и проект контракта, ни расчетные бланки с обоснованием НМЦК и размером контрактного обеспечения для первого этапа закупки публиковать не нужно. Информация, которую раньше содержали эти документы, должна быть включена в извещение.
Документооборот, который сопровождает закупку, становится полностью электронным. Кроме уже давно перешедших в «цифру» извещений в электронном виде будет реализовано и актирование, и сам контракт. В электронном виде теперь можно и оспаривать итоги конкурсных процедур. По мнению законодателей, распространение электронного документооборота на закупочный процесс целиком позволит ускорить закупки и сократить количество взаимных претензий заказчиков и поставщиков.
- С июля 2022 года — в ЕИС размещаются решения о расторжении контракта, здесь же проходит работа с неустойками.
- С июля 2023 года — в ЕИС оформляют соглашения о расторжении или изменении контракта, оформляются документы при закупке у единственного поставщика
- Если извещение о закупке опубликованы до января 2021 года, то приемку заказчик оформляет в ЕИС.
Похожие записи: