Санпин 2 1 3684 21 от 28 01 2021 медицинские отходы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин 2 1 3684 21 от 28 01 2021 медицинские отходы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты).

2. Абзацы второй — пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

Обязано ли учреждение вносить плату за НВОС в отношении медицинских отходов?

3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами1 должны быть обустроены2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО)3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки4 для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

4. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.

5. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления7.

6. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО8.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.

7. В случае раздельного накопления9 отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.

8. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции10 и дератизации11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.

Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.

9. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

10. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

11. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5°C и выше — не более 1 суток;

плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки12.

12. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается.

13. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.

75. Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:

превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;

превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;

превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

76. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность34, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:

выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;

отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;

максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;

информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.

77. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 — № 4 к Санитарным правилам.

78. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о35:

возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;

каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».

Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.

79. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям36, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам.

80. Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания37.

81. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.

82. При вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.

83. Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам.

84. Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С.

85. Выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды.

Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения необходимо размещать на удаленном, не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от источников загрязнения, месте.

91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:

в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования);

для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования).

В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.

92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать38:

сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;

сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;

неочищенные сточные воды водного транспорта;

пульпу, снег;

отходы;

нефтепродукты и нефтесодержащие воды.

Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.

Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.

93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги.

94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.

96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.

97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения39.

98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны40:

проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;

контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;

своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.

99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.

100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении № 5 к Санитарным правилам.

101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении № 5 к Санитарным правилам.

102. Производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.

При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.

Утверждены новые санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21

148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.

149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.

Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям47.

150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, неимеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.

Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.

151. В санпропускниках должны быть:

туалеты (раздельные для посетителей и персонала);

раздевалки;

душевая;

комната личной гигиены женщин;

кладовые чистого и грязного белья;

помещение для дезинфекции одежды и обуви;

постирочная;

хозяйственные помещения;

помещения для персонала.

152. В кладовых для хранения грязного белья должны быть оборудованы раковины, оборудование для обеззараживания воздуха.

В случае хранения грязного белья более суток должна быть предусмотрена возможность сушки этого белья.

153. Санпропускники должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.

На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.

154. Допустимые параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.

155. Уровни физических факторов в санпропускниках должны соответствовать гигиеническим нормативам.

156. Соблюдение дезинфекционного, противоэпидемического режима при эксплуатации санпропускников осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Текущая уборка помещений должна проводиться ежедневно.

Генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю.

Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.

267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.

268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.

269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.

При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.

270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.

271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.

Елена Шерешовец заметила, что УО/ТСЖ следует не только изучить нововведения в области обращения с ТКО, но и внедрить их в работу до начала весны, чтобы не получить предписания от надзорных органов. В том числе управляющим домами нужно проверить:

  1. Правильно ли расположены контейнерные площадки на придомовой территории МКД и есть ли у неё ограждение и подъезды.
  2. Соответствует ли новым правилам и нормам размещение урн у подъездов и периодичность их очистки от мусора.

На основании ст. 16 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС вносится:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • за размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие НВОС, делятся на четыре категории (I – IV).

Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (документ действует с 01.01.2021). Категория присваивается при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей природопользователю соответствующего свидетельства. Категория, однажды присвоенная объекту, может быть изменена при актуализации информации о нем (Методические рекомендации, приведенные в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287).

Таким образом, если объект подпадает под приведенное в ст. 1 Закона № 7-ФЗ определение объекта, оказывающего НВОС, и соответствует одному или нескольким критериям отнесения к объектам I, II, III и IV категорий, он подлежит постановке на государственный учет как объект, оказывающий НВОС (см. Письмо Росприроднадзора от 05.02.2021 № МК-02-02-34/3224).

Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (характерный пример – офис (офисное здание)), освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ.

Обратите внимание: освобождение природопользователя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за НВОС возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Проще говоря, реализовать право на освобождение от платы за НВОС природопользователь сможет, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории. Это следует из Письма Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Вместе с тем отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ регулируются:

  • законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

  • законодательством об охране здоровья;

  • иным законодательством, направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды.

При этом согласно ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами РФ.

Более того, данное требование распространяется и на медицинские отходы, на что прямо указано в п. 3 ст. 49 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Здесь следует добавить, что в качестве плательщиков платы за НВОС при размещении отходов в ст. 16.1 Закону № 7-ФЗ поименованы юридические лица, у которых при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Казалось бы, круг замкнулся, но правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду установлены Законом № 89-ФЗ. И формально медицинские отходы не подпадают под действие названного нормативного акта. Однако в Минприроды считают иначе. К разъяснениям ведомства обратимся чуть позже, сначала поясним, какие отходы признаются медицинскими, как они классифицируются и какие требования предъявляются к их обращению.

Медицинскими отходами в силу п. 1 ст. 49 Закона № 323-ФЗ признаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Согласно нормам Закона № 323-ФЗ, а также критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 № 681, медицинские отходы классифицируются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания – по классам опасности (А – Д). И, как упоминалось ранее, в силу п. 3 ст. 49 Закона № 52-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, определенном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом с 1 марта 2021 года утратил силу СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержден Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163, который регулировал вопросы обращения с медицинскими отходами. С этой даты действует другой регламент – СанПиН 2.1.3684-21, утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. В документе уточняется, какие именно отходы соответствуют тому или иному классу опасности.

Классификация отходов
(п. 157 СанПиН 2.1.3684-21)

Перечень отходов, относящихся к классу опасности

Класс А

Эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам

Отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными, в том числе:

  • использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями;

  • канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства;

  • сметы от уборки территории;

  • пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля

Класс Б

Эпидемиологически опасные отходы

Отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 – 4-й групп патогенности, в том числе:

  • материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и (или) другими биологическими жидкостями;

  • патологоанатомические отходы;

  • органические операционные отходы (органы, ткани);

  • пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, вызванными микроорганизмами 3 – 4-й групп патогенности

Примечание. Отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции способом, который определяется исходя из возможностей медучреждения (п. 174 СанПиН 2.1.3684-21)

Класс В

Чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы

Отходы от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний 3 – 4-й групп патогенности, а также в области использования генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, в том числе:

  • отходы микробиологических, клинико-диагностических лабораторий;

  • отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3 – 4-й групп патогенности;

  • отходы сырья и продукции от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, от производства и хранения биомедицинских клеточных продуктов;

  • биологические отходы вивариев;

  • живые вакцины, непригодные к использованию

X. Требования к обращению с отходами

В положениях п. 164 – 211 СанПиН 2.1.3684-21 нет ни одной отсылки к нормам Закона № 89-ФЗ, в отличие от положений, определяющих правила обращения отходов производства (например, в п. 218 СанПиН 2.1.3684-21).

Более того, четкая грань между отходами производства, обращение с которыми регулируется Законом № 89-ФЗ, и медицинскими отходами проведена в п. 244 СанПиН 2.1.3684-21: такие отходы являются самостоятельными (обособленными) субстанциями. В то же время в данном пункте названо условие для признания указанных отходов тождественными по отношению друг к другу (в п. 244 СанПиН 2.1.3684-21 сказано, что на полигоны ТКО допускается принимать ТКО, твердые промышленные отходы III – IV классов опасности и медицинские отходы класса А, а также классов Б и В после соответствующего обеззараживания, обезвреживания).

К сведению: медицинские отходы имеют иную классификацию. Так, согласно ст. 4.1 Законом № 89-ФЗ в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:

  • I класс – чрезвычайно опасные отходы;

  • II класс – высокоопасные отходы;

  • III класс – умеренно опасные отходы;

  • IV класс – малоопасные отходы;

  • V класс – практически неопасные отходы.

Кроме того, ст. 1 Закона № 89-ФЗ определено, что обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов. При этом под размещением отходов понимаются их:

  • хранение, то есть складирование в специализированных объектах сроком более 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

  • захоронение, то есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Также следует обратить внимание на п. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ, где прямо сказано, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ.

Таким образом, в настоящее время формально нормы Закона № 89-ФЗ не применяются к отношениям в области обращения медицинских отходов. Этот факт признает и Минприроды. В частности, в Письме от 25.01.2019 № 12-29/1645 чиновники указали, что поскольку медицинские отходы согласно п. 3 ст. 49 Закона № 323-ФЗ подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то нормы Закона № 89-ФЗ в области обращения с отходами на такие отходы не распространяются.

Но данное утверждение справедливо лишь до тех пор, пока медицинские отходы не обеззаражены или не обезврежены (речь идет об отходах класса Б и В). А подобные действия в отношении медицинских отходов как раз и вменены в обязанность медучреждениям действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере санитарного благополучия.

Законодатель ужесточил нормы в отношении чистоты населенных пунктов. Обслуживающим организациям и гражданам — любителям избавиться от мусора там, где удобно, а не, где разрешено, придется пересматривать свои привычки. Санитарные правила запрещают:

  • промывку мусорных баков или подземных накопителей, сортировку отходов из них на контейнерных площадках — п. 8, 12 СанПиН № 2.1.3684-21;

  • организацию самовольных свалок, слив жидких бытовых отходов в не предназначенных для них местах — п. 17, 24;

  • сжигание листвы и кустарников на территории городов и сел — п. 30;

  • заправку поливальных машин водой из открытых водоемов — п. 32;

  • складирование собранного снега на детских площадках, стадионах, в парках и других зонах отдыха, на льду водоемов или ближе 50 м от нецентрализованных источников водоснабжения — п. 34;

  • строительство на территории кладбищ, даже по истечении 20 лет с момента последнего захоронения.

В населенных пунктах, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, организуют:

  • контейнерные площадки — наземные площадки для ТКО или системы подземного сбора ТКО с автоматическими подъемниками,

  • специальные площадки для КГО.

Пункты 3 — 7, Приложение 1 СанПиН содержат требования к их обустройству и эксплуатации. Например, количество контейнеров при смешанном сборе ТКО не может быть больше 8, а при раздельном — больше 12.

Санитарные зоны мусорных площадок

Расстояние от контейнерных или специальных площадок

Смешанное накопление отходов *

Раздельный сбор отходов

Многоквартирные и индивидуальные жилые дома

Детские площадки

Здания отдыха, оздоровления, воспитания, образования детей и молодежи

20 м≤ КП или СП ≤ 100 м

8 м≤ КП или СП ≤ 100 м

Городские организации здравоохранения

25 м≤

10 м≤

Сельские медицинские организации

15 м≤

15 м≤

Урез воды на пляже

50 м≤

50 м≤

Примечание

* допускается уменьшение расстояния до 25 % при согласовании заявки на размещение КП или СП

Владелец площадки для сбора отходов организует работы по ее промывке, дезинсекции, дератизации и дезинфекции с периодичностью, указанной в Приложении 1 к СанПиН. Вывоз ТКО осуществляют ежедневно при температуре воздуха выше + 5°С, а при похолодании — не реже, чем раз в 3 дня. При этом, делать это разрешено строго с 07:00 до 23:00 час.

Чтобы побудить граждан меньше мусорить, Роспотребнадзор обязывает собственников устанавливать урны:

  • на территориях общественного пользования;

  • на пляжах — не более чем через 40 м друг от друга, не менее 10 м от уреза воды;

  • в парках — вдоль пешеходных дорожек, не более чем через 40 м;

  • возле торговых объектов и на рынках.

Отметим в этом разделе один интересный для экологов момент. Пункт 67 СанПиН запрещает выброс загрязняющих веществ, не имеющих гигиенических нормативов (ПДК, ОБУВ). Роспотребнадзор конкретизировал требования п. 7 ст. 15 Закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и прямо указал, где искать опасности.

СанПиН 2.1.3684-21. Новые требования к обращению с медотходами.

К отходам класса А приравняли использованные средства и одноразовые предметы ухода за неинфекционными больными.
Есть изменения для подразделений фтизиатрических стационаров и диспансеров: теперь отходы, загрязненные мокротой пациентов, относят к классу Б. Из класса В их исключили.
Обеззараженные физическими методами и обезвреженные отходы классов Б и В нужно собирать в упаковку любого цвета, кроме желтого и красного. Пишите на упаковке: «Отходы класса Б обеззараженные» или «Отходы класса В обеззараженные», указывайте название и адрес медорганизации, дату обеззараживания.

Теперь в схему надо включить восемь обязательных разделов, в том числе новый пункт — порядок действий медработников при плановой или аварийной приостановке работы оборудования для обеззараживания медотходов.
Региональные нормативы образования медотходов указывать не надо. Вместо этого пропишите, как в вашей клинике моют и дезинфицируют многоразовую тару для медотходов, в том числе для сбора и перемещения.
Размещать обезвреженные отходы классов Б и В на свалках и полигонах ТКО можно только после измельчения, прессования или спекания.

Теперь при обустройстве новых участков руководствуйтесь только требованиями производителей медоборудования. Например, производитель медтехники указывает, что оборудование можно устанавливать в помещении площадью не менее 15 м2.

СРОКИ ХРАНЕНИЯ И КРАТНОСТЬ ВЫВОЗА ОТХОДОВ

Отходы класса, А, а также обеззараженные и обезвреженные отходы классов Б и В можно хранить при температуре от 5 °С и выше не более суток, при температуре от 4 °С и ниже — не более 3 суток.
Необеззараженные и необезвреженные отходы класса Б можно хранить без холодильника не более суток, в холодильнике — не более недели, а в морозильнике — не более месяца.
Необеззараженные отходы класса В вывозить нельзя.
Пищевые отходы хранят в специальном холодильнике и вывозят по мере наполнения, но не реже 1 раза в неделю. Если специального холодильника нет, хранить такие отходы можно не более 24 часов.

По новым СП на оборудованных контейнерных площадках можно хранить только отходы классов, А и Б (п. 178 СанПиН 2.1.3684–21). Отходы класса В до вывоза на утилизацию хранят в специальном подсобном помещении без доступа посторонних.
Отходы классов Б и В можно накапливать, хранить, транспортировать, уничтожать и захоранивать вместе с отходами класса, А, но только после специальной обработки (п. 159 СанПиН 2.1.3684–21).

Новый СанПин также устанавливает несколько запретов относительно местоположения медорганизации.

1.Нельзя допускать размещение над гаражом, паркингом, стоянкой МДК. Однако возникает вопрос о расположении над паркингом на вторых этажах.

2.Необходимо исследовать качество почвы рядом с медорганизацией после ввода ее в эксплуатацию.

Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21

Напомним, для обращения с медотходами необходимо проходить обучение не реже 1 раза в 5 лет. Оно требуется: главврачам и их заместителям, врачам-эпидемиологам, ответственным за сбор и утилизацию отходов специалистам, медсестрам, специалистам по обслуживанию обеззараживающего оборудования.

Важно! За отсутствие соответствующего удостоверения у медработника предъявляется штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей — за несоблюдение правил охраны труда.

«Адвокат не вправе давать лицу, обратившемуся за оказанием юридической помощи, или доверителю обещания положительного результата выполнения поручения» — ч. 2 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *