Статья 157 производство неотложных следственных действий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 157 производство неотложных следственных действий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Решение Верховного суда: Определение N 35-АПУ16-5СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция При этом дактокарта трупа неизвестного мужчины была заполнена сотрудником УУР УМВД России по Тверской области 29 декабря 2014 года проводившим проверку в соответствии с ч.4 ст. 157 УПК РФ, а копия информационной дактокарты на имя Л получена в УВД Тверской области в информационной базе АЛИС « », что следует из сопроводительного письма начальника ОСУ и ПТУ УМВД РФ по Тверской области С. (т.З л.д. 11-13), к которому были приложены обе дактокарты, в дальнейшем переданные следователю…
  • Решение Верховного суда: Определение N 67-АПУ16-5, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция чего делает вывод, что уголовное дело в отношении Андреева не возбуждалось, в связи с чем предъявление ему обвинения по части 1 статьи 286 УК РФ, с последующей переквалификацией на часть 3 статьи 159 УК РФ не соответствуют нормам УПК РФ, положениям статей 153, 157 УПК РФ позволяющим привлекать к уголовной ответственности лицо в связи с совершением им преступления, по признакам которого уголовное дело не возбуждалось. Доказательств совершения им этого преступления не имеется…
  • Решение Верховного суда: Определение N 18-АПУ16-19СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция суток, его ежедневно выводили сотрудники уголовного розыска и оказывали психологическое давление с целью получения признания Проведение оперативно-розыскных мероприятий после возбуждения уголовного дела без поручения следователя в соответствии со ст. 157 ч.4 УПК РФ является незаконным. Шаталкин оговорил себя 9 октября 2015 года под давлением и под диктовку сотрудников уголовного розыска. Положительно характеризует Шаталкина, ссылается на сведения, полученные от Шаталкина об оказанном на него давлении…

Статья 157. Производство неотложных следственных действий

1. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по определенным коммент. ст. преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более 10 дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

2. Факт направления уголовного дела руководителю следственного органа должен быть отражен и в процессуальном, и непроцессуальных документах. Процессуальные документы — это постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (иногда его называют постановлением о направлении уголовного дела по подследственности). Непроцессуальными документами следует считать бумаги, оформляемые в канцелярии учреждения и соответствующие учетные карточки.

3. Под руководителем следственного органа в данной статье подразумевается начальник следственного отдела (управления), где работают следователи, которым подследственно производство по данному уголовному делу предварительного следствия.

4. Органам дознания рекомендуется уведомлять такого руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

5. После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК. По поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания вправе по делам, подследственным следователям, самостоятельно производить любое следственное действие.

6. Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

7. Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

8. Следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативно-розыскных мер.

9. Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

10. Положениями коммент. ст. подведомственность органов федеральной службы безопасности ограничена происшествиями, в которых содержатся признаки таких преступлений, как: контрабанда (ст. 188 УК); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК); террористический акт (ст. 205 УК); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК); преступления (за исключением ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275 — 281, 283, 284 УК); незаконное пересечение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 322 УК); организация незаконной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК); противоправное изменение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 323 УК); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК) и наемничество (ст. 359 УК).

11. Подведомственность командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и т.п. ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

12. Исходя из положений ст. 24 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, содержащие признаки объективной стороны состава преступления происшествия, имевшие место на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где имело место искомое деяние, как органам дознания.

13. Исходя из положений, закрепленных в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, неотложные следственные действия производят начальники учреждений и органов (начальники органа дознания), а также оперуполномоченные (дознаватели) уголовно-��сполнительной системы.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 32

    «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17

    «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

  • Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 228-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018)

    «О средствах массовой информации»

  • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 96-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 19.07.2018 N 205-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, характеризуется тем, что органы дознания производят расследование в полном объеме, руководствуясь правилами, установленными для предварительного следствия. Дознанием может исчерпываться расследование по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Предварительное расследование в форме дознания согласно ч. 3 ст. 151 УПК производится:

1) дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации – по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК;

2) дознавателями (следователями) органов налоговой полиции – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ;

3) дознавателями органов пограничной службы Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами пограничной службы), ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы в отсутствие таможенных органов РФ);

4) дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ;

5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ;

6) дознавателями органов Государственной противопожарной службы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК РФ;

7) следователями прокуратуры – по уголовным делам о преступлениях, подследственных органам дознания и совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также должностными лицами органов федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и т.д. (пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

8) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

Круг уголовных дел, по которым дознание исчерпывает все расследование по делу, составляют преступления небольшой тяжести и некоторые преступления средней тяжести, возбуждаемые в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК). Этот вид дознания проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

По делам о преступлениях, расследование по которым исчерпывается дознанием, в случае необходимости проводятся розыскные и оперативно-розыскные мероприятия, однако основными являются следственные действия. Кроме того, в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК). Не допускается также возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК).

Дознаватель принимает все предусмотренные законом меры к тому, чтобы полно, всесторонне и объективно установить событие преступления, круг лиц, причастных к совершению преступления, роль и виновность каждого из них в его совершении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину, размер и характер причиненного ущерба и т.д. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24–29 УПК. Дознаватель при наличии соответствующих фактических оснований вправе производить по возбужденному уголовному делу следственные действия: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемку, допросы, очные ставки, предъявление для опознания, проверку показаний на месте, назначение и производство экспертиз и т. д.

По делам, где дознанием исчерпывается все расследование по делу, защитник участвует в уголовном деле в общем порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 49 УПК.

При этом защитник вправе собирать доказательства путем:

1) получения предметов, документов и иных сведений;

2) опроса лиц с их согласия;

3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии (ч. 3 ст. 86 УПК).

Из следственных действий, на производство которых установлен судебный порядок получения разрешения (ст. 165 УПК), дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 224 УПК).

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, установленном для предварительного следствия ст. 171–175 УПК, либо данная мера пресечения отменяется или изменяется на иной вид, не связанный с получением разрешения в судебном порядке.

Судебное производство открывается стадией подготовки дела к судебному заседанию.

Перед стадией судебного разбирательства, где человек может быть признан виновным в совершении преступления, возникает необходимость еще раз проверить существо дела. Дело с необоснованным обвинением, с различными нарушениями порядка расследования в принципе и не должно попадать в суд. Обвинение, выдвигаемое следователем или прокурором, должно быть выстроено на объективной основе, быть всесторонне проверенным, все процессуальные действия должны быть произведены в соответствии с законом. Имеющиеся уголовно-правовые проблемы и процессуальные изъяны должны быть устранены еще в ходе предварительного расследования. Однако так бывает далеко не всегда. Поставить преграду на пути некачественно расследованных дел в судебное разбирательство призвана стадия подготовки к судебному заседанию.

Стадия подготовки к судебному заседанию сочетает в себе две задачи — проверочную и подготовительную.

Проверочная задача сводится к выяснению судом в отношении каждого обвиняемого вопросов о том, подсудно ли уголовное дело данному суду, вручена ли копия обвинительного заключения (обвинительного акта), подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения, подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и поданные жалобы, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества, имеются ли основания для проведения предварительного слушания (ст. 228 УПК).

Подготовительная задача состоит в создании предпосылок для рассмотрения дела в стадии судебного разбирательства. С этой целью судом производится предварительное слушание, принимаются меры по обеспечению иска и возможной в будущем конфискации имущества, выносится решение о назначении судебного заседания.

Стадия подготовки к судебному заседанию может быть проведена в общем порядке (гл. 33 УПК) и в порядке предварительного слушания (гл. 34 УПК).

Производство в суде первой инстанции начинается с реализации полномочий судом по поступивше­му в суд уголовному делу. Судья единолично изучает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным зак­лючением или обвинительным актом, проверяет, соблюде­ны ли требования процессуального закона при производ­стве предварительного расследования и направлении дела в суд, и при отсутствии препятствий для рассмотрения дела в судебном разбирательстве назначает судебное заседание и выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании.

Закон определяет вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу при назначении су­дебного заседания, и виды решений, которые судья полно­мочен принять по поступившему уголовному делу.

В стадии подготовки уголовного дела к судебному разбирательству судья единолично выясняет вопросы, решение которых непосредственно связа­но с возможностью назначения судебного заседания по делу: соблюдения требований процессуального закона, от­сутствия его нарушений и иных препятствий для рассмот­рения дела в суде. Эти вопросы должны быть разрешены в отношении каждого обвиняемого.

Судья проверяет, направлено ли ему дело по подсудно­сти. Если будет признано, что дело не подсудно данному суду, то оно направляется в другой суд, который и должен решить все вопросы, связанные с назначением судебного заседания.

После положительного решения вопроса о подсудности дела данному суду судья обязан выяснить, вручены ли ко­пии обвинительного заключения (обвинительного акта) об­виняемому и его защитнику, а также потерпевшему. В слу­чае если обвиняемому не была вручена копия указанного процессуального документа, судья возвращает уголовное дело прокурору. В последнем случае судья выносит реше­ние о назначении предварительного слушания.

Судья обязан также проверить: подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения; подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства и подан­ные жалобы. Ходатайства и жалобы участников процесса могут поступить в суд вместе с делом от прокурора или быть направлены ими непосредственно в суд.

При решении вопроса, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и воз­можной конфискации имущества, судья выясняет: разъяс­нено ли потерпевшему, гражданскому истцу право на возмещение вреда и предъявление гражданского иска, предъяв­лен ли гражданский иск, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением. В случае если такие меры не были приняты в ходе предварительного расследования, судья при наличии ходатайства потерпевше­го, гражданского истца или их представителей либо проку­рора вправе вынести постановление о принятии мер по обес­печению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества, исполнение ко­торого возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Рассмотрение дел в стадии назначения судебного засе­дания завершается вынесением судьей постановления.

Подготовка к судебному заседанию в общем порядке проводится судьей единолично без проведения судебного слушания. Подготовка к судебному заседанию в общем порядке предполагает выяснение ряда вопросов (ст. 228 УПК).

Прежде всего должно быть выяснено, подсудно ли дело данному суду. При отрицательном ответе на этот вопрос отпадает необходимость в решении последующих вопросов. Именно поэтому разобраться с вопросом о подсудности закон предписывает в первоочередном порядке. Выяснив, что дело данному суду не подсудно, судья обязан направить его в иной суд. Определение подсудности производится судом с учетом правил, изложенных в ст. 31–36 УПК.

Далее выясняется, вручены ли обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Если эти документы не вручены обвиняемому, назначается предварительное слушание, в ходе которого дело возвращается прокурору.

При решении вопроса об отмене или изменении избранной меры пресечения, судья должен руководствоваться правилами главы 13 УПК, в особенности ст. 110 УПК. Судья отменяет меру пресечения, если придет к выводу, что ее применение в дальнейшем нецелесообразно. Также мера пресечения может быть изменена судом на более строгую или более мягкую в зависимости от наличия обстоятельств, которые послужили основанием для ее избрания. Решение по указанному вопросу отражается в постановлении о назначении судебного заседания.

Суд оценивает, подлежат ли заявленные ходатайства и поданные жалобы удовлетворению. Причем рассматриваются лишь те ходатайства и жалобы, которые не требуют проведения предварительного слушания. Это могут быть просьбы, касающиеся мер по обеспечению гражданского иска и конфискации имущества, об отмене меры пресечения или замене ее на более мягкую, о проведении закрытого судебного разбирательства, о вызове в судебное заседание требуемых лиц и т.д.

Решается также вопрос о том, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества. Если такие меры не были приняты в ходе досудебного производства, судья при наличии ходатайства со стороны потерпевшего, гражданского истца или их представителей вправе вынести отдельное постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо вероятной конфискации имущества (ст. 230 УПК).

Суд обязан выяснить также, есть ли основания для проведения предварительного слушания. Если такие основания имеются, то дальнейшая подготовка к судебному заседанию затем продолжается в более детальном порядке.

Выяснив все эти вопросы, судья должен принять одно из следующих решений:

1) о направлении уголовного дела по подсудности;

2) о назначении предварительного слушания;

3) о назначении судебного заседания.

Принятые решения оформляются соответствующим постановлением. Решение принимается в срок не более 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. Если же производство ведется в отношении обвиняемых, содержащихся под стражей, то решение принимается в срок не позднее 14 суток с момента поступления дела в суд.

Производство неотложных следственных действий

Основаниями для проведения предварительного слушания являются:

1) наличие ходатайства стороны об исключении доказательства;

2) наличие предпосылок для возвращения уголовного дела прокурору;

3) наличие предпосылок для приостановления или прекращения уголовного дела;

4) возможность проведения в дальнейшем судебного разбирательства в особом порядке;

5) возможность рассмотрения дела судом присяжных.

Предварительное слушание может быть проведено как по инициативе сторон, так и по инициативе суда. Просьба участника процесса о проведении предварительного слушания должна быть выражена в форме соответствующего ходатайства (ч. 3 ст. 229 УПК). Ходатайство может быть заявлено стороной как после ознакомления с материалами дела, так и после направления уголовного дела с обвинительным заключением (или обвинительным актом) в суд в течение семи суток со дня получения копий этих документов.

Порядок проведения предварительного слушания регламентирован главой 34 УПК. Также субсидиарно применяются правила главы 35 УПК «Общие условия судебного разбирательства» и главы 36 УПК «Подготовительная часть судебного разбирательства».

Предварительное слушание дела проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. В необходимых случаях на заседание суда приглашаются свидетели и эксперты. Уведомление о вызове сторон должно быть направлено не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания. По просьбе подсудимого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие. Неявка своевременно извещенных участников процесса не является препятствием для производства предварительного слушания. Участие в предварительном слушании принимают те же стороны и субъекты процесса, что и в судебном разбирательстве. Предварительное слушание предполагает ведение протокола секретарем судебного заседания.

Порядок предварительного слушания условно можно разделить на следующие этапы: подготовительный, непосредственного исследования материалов дела, принятия судебного решения.

Подготовительный этап начинается с открытия предварительного слушания в назначенное время и объявления суда о том, какое дело подлежит рассмотрению. Устанавливаются явившиеся участники процесса; если кто-либо из вызванных участников процесса не прибыл, выясняются причины неявки. По ходатайству подсудимого предварительное слушание может быть проведено в его отсутствие. Если в деле участвует переводчик, то ему разъясняются права и ответственность. Свидетели, личности которых установлены, удаляются из зала заседания. Неявка своевременно извещенных участников процесса, за исключением подсудимого, не препятствует проведению предварительного слушания. Далее устанавливается личность подсудимого, объявляется состав суда, называются иные участники процесса. Участникам судебного заседания разъясняются права, которыми они обладают в ходе предварительного слушания, в частности, сторонам разъясняется право отвода суда.

Непосредственное исследование материалов дела на предварительном слушании проводится в свете тех поводов, которые способствовали возникновению этой процедуры. Разбирая материалы дела, суд занимается рассмотрением заявленных ходатайств об исключении доказательств, ходатайств подсудимого о рассмотрении его дела судом присяжных, обсуждаются вопросы о возвращении дела прокурору, о прекращении уголовного дела и о приостановлении производства по делу.

Судебное решение принимается по итогам исследования материалов дела на заключительном этапе предварительного слушания. Решение суда выносится в форме постановления. В итоговом решении отражается состав участвующих в заседании лиц, процесс исследования материалов дела, результаты рассмотрения заявленных ходатайств и поданных жалоб, а также окончательный вывод суда по результатам предварительного слушания и его мотивировка.

Особого внимания требует вопрос о рассмотрении ходатайства об исключении доказательств. Ходатайство об исключении доказательства может быть заявлено, если у той или иной стороны имеются сомнения по поводу правомерности формирования этого доказательства. Основанием для исключения не может являться оспаривание обвинительной или оправдательной направленности доказательства.

Сторонам предоставлено право требовать исключения из доказательственной массы любого доказательства, предназначенного для использования в ходе судебного разбирательства. Ходатайство об исключении доказательства должно быть обосновано. В нем следует указать то доказательство, об исключении которого просит сторона, а также основания для его исключения. Копия ходатайства должна быть передана другой стороне в день представления ходатайства в суд.

Стороны обладают правом требовать исключения любых доказательств, которые, по их мнению, являются недопустимыми (ст. 235 УПК). Последствия же недопустимости таких доказательств наступают с момента принятия соответствующего решения судом. Закон трактует недопустимые доказательства как фактические данные, которые получены с нарушением закона (ст. 75 УПК). Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут использоваться и исследоваться в ходе судебного разбирательства.

Первым основанием исключения доказательств является ненадлежащий субъект их получения. Доказательство должно собираться тем процессуальным субъектом, который имеет на это право в соответствии с уголовно-процессуальным законом. В противном случае доказательство признается недопустимым. В качестве примера можно привести производство следственных действий лицом, подлежащим отводу (ст. 61–62 УПК) или производство органом дознания следственных действий без специального поручения следователя вопреки указаниям ч. 4 ст. 157 УПК.

  • Приказ Минпромторга России от 19.05.2014 N 944 (ред. от 06.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 20.07.2021 N 26/225-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Постановление ЦИК России от 14.07.2021 N 20/169-8 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69821 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 13.11.2019 N 14-40/69824 (ред. от 03.09.2021)
  • Письмо ФТС России от 17.01.2019 N 14-40/01812 (ред. от 03.09.2021)
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 462 (ред. от 02.09.2021)
  • Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • Приказ Росстата от 30.07.2021 N 456 (ред. от 31.08.2021)
  • Приказ Ростуризма от 11.06.2021 N 219-Пр-21 (ред. от 31.08.2021)
  • Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Задайте вопрос дежурному юристу,

    Все данные будут переданы по защищенному каналу.

    Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист. Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *